Судье по российскому законодательству необходимо иметь лицензию. Требования к судьям. Закон РФ ″О статусе судей в Российской Федерации″. Противоречивость в требованиях

Главная / Общество

Как и в любом другом цивилизованном государстве, в России главенствует закон. Все без исключения граждане, должностные лица, государственные органы и организации обязаны соблюдать внутренние законы и международные договоры, признанные на территории стран. В случае их невыполнения следует наказание, обеспечением которого занимается судебная власть. В Российской Федерации единственными носителями такой власти являются судьи. Они обладают особой независимостью от любого вида власти и подчиняются исключительно закону. Однако судьи России должны соответствовать установленным требованиям.

Законодательная база

Основу законодательства, касающегося судей, составляет Конституция Российской Федерации. Второй по значимости нормативный акт - Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Именно эти законодательные акты определяют требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности, полномочия, порядок назначения на должность.

Конституционные требования к судьям РФ

Судебной власти посвящена 7 глава Конституции РФ. 119 статья определяет, что судьями могут стать люди, имеющие гражданство Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее чем пять лет, а также высшее юридическое образование. В этой же статье указано, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования.

Требования к судьям РФ нельзя назвать необоснованными. Чтобы вершить закон в стране, необходимо быть ее гражданином, иметь определенное образование как подтверждение получения необходимых знаний, особый опыт, как в профессии, так и в жизни.

Противоречивость в требованиях

Безусловно, это лишь обобщённые требования к судьям. Во-первых, понятие «стаж работы по юридической профессии» включает себя не все профессии этой многопрофильной отрасли. Речь идет о работе в прокуратуре, судебных органах, адвокатуре, юридических отделах общественных объединений, государственных органов, коммерческих организаций, научной и преподавательской деятельности, касающейся области права.

Во-вторых, несмотря на то что возраст судьи начинается от 25 лет, на практике судьями становятся гораздо позже. Связано это с тем, что начать юридическую деятельность для получения необходимого стажа и опыта сложно даже на последних курсах института. В возрасте 24-25 лет молодые люди заканчивают вуз, и только после этого начинают трудиться. В итоге судьями они становятся уже после 30-летнего возраста. К тому же, 25 лет - возраст, которому должны соответствовать кандидаты в мировые судьи, для вышестоящих судей установлен иной возраст. Для вышестоящего судьи это 30 лет, для судьи Верховного Суда - 35 лет.

В-третьих, аналогично возрасту, 5 лет в юридической профессии - стаж, относящийся исключительно к мировым судьям. Закон о статусе судей определяет 10-летний стаж, необходимый для того, чтобы стать судьей Верховного Суда.

Помимо основных требований, предъявляемых Конституцией к судьям РФ, предполагают, что лицо не будет признано ограниченно дееспособным или недееспособным вовсе, не будет состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере, а также не будет иметь заболеваний, способных препятствовать осуществлению судебной деятельности. Судья не должен также иметь гражданства иного государства, вида на жительство в другом государстве или постоянное место жительства за пределами России.

Судит достойный гражданин

В лице судьи люди должны видеть достойного члена общества, справедливого, честного. С хорошей репутацией. Именно поэтому в получении статуса судьи отказывают тем, кто совершал порочащие его поступки, был осужден, а значит, не получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Назначение судей не проходит без предварительного сбора информации о кандидатах на этот пост. Во внимание берут все: родителей, близких родственников, характеристики с работы, учебных заведений. Малы шансы стать судьей у тех, кто был уличен в получении и даче взятки.

Экзамен

Квалификационные требования к судьям предусматривают прохождение ими специального экзамена. Начинается все примерно так. Если в суде есть вакантная должность, то председатель сообщает об этом факте в квалификационную коллегию судей. Делает это он в течение десяти дней с момента открытия вакантной должности судьи. Коллегия объявляется открыто, при помощи средств массовой информации о наличии свободной вакансии судьи, а также сообщает место и время приема заявления желающих занять эту должность. Кандидаты обираются на конкурсной основе.

Для того чтобы проверить наличие необходимых умений, знаний и навыков, необходимых для судьи, формируют экзаменационную комиссию, которая проводит специальный экзамен с целью установления этих фактов. Право на сдачу этого экзамена имеет любой обратившийся, соответствующий установленным требованиям. Вместе с заявлением о желании занять должность и пройти экзамен он предоставляет подлинник удостоверения личности и принадлежности к гражданству (паспорт). Помимо этого - анкету, в которой указывает биографические сведения о себе, подлинники документов о наличии необходимого образования, документы, подтверждающие наличие необходимого стажа (к примеру, трудовую книжку), а также справку о прохождении медицинского осмотра, в ходе которого не было выявлено препятствующих судебной деятельности заболеваний.

От квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие ученую степень доктора юридических наук, кандидата юридических наук, и звание «Заслуженного юриста Российской Федерации».

Ограничения

Наряду с наделением гражданина судебной властью, приходит и множество ограничений. Так, судье запрещено избираться депутатом, быть арбитром и третейским судьей. Он не может вступать в любые движения и политические партии, равно как и выказывать свое личное мнение на их счет в публичной форме. Судья должен ко всем относиться одинаково и не отдавать предпочтение никому. Осуществлять предпринимательскую деятельность, занимать должности в любых государственных органах и, в целом, заниматься любой работой, кроме как творческой, научной, литературной и преподавательской, судья не вправе.

Судьям запрещается открывать или вообще иметь вклады и счета в иностранных банках, а также хранить в них, пусть и заработанные честным путем, деньги. Это же касается супругов и детей судей. Все иностранные финансовые инструменты запрещены. Это правило связано с тем, что иначе на судей России может быть оказано влияние из-за рубежа, что способно подорвать всю судебную систему страны.

Под запретом и любые высказывания на публику, касающиеся предмета рассматриваемого им в суде дела. До того как судебное решение вступит в силу, ему запрещено общаться по этому вопросу с журналистами, делать какие-то заявления. Судьи не могут получать за свою работу не предусмотренные законом вознаграждения, то есть ссуды, услуги, оплату отдыха и развлекательных программ, оплату транспортных расходов, любое иное вознаграждение. Это рассматривается как взятие взятки, что карается законом и влечет за собой лишение статуса судьи.

Требования к судьям предусматривают также, что во время осуществления своей судебной деятельности и даже во внеслужебное время человек не может совершать любых действий, способных умалить авторитет всей судебной власти, которую он представляет, в глазах общественности. В противном случае он может лишиться своего статуса.

Требования к судье Конституционного суда

Судьи Конституционного суда разбирают особо важные вопросы, касающиеся главного законодательного акта страны (Конституции РФ), а также международных договоров, споров между органами власти, субъектами. Именно поэтому требования к судьям конституционного суда более строгие, нежели к другим судьям.

Стать таким судьей может гражданин Российской Федерации, достигший 40-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и общий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. При этом его высокая квалификация и знания в области права должны быть признаны специальной судебной комиссий, а репутация быть в прямом смысле безупречной. Срок пребывания на должности конституционного судьи не установлен, по общей практике судьи уходят с этой должности по достижении предельного возраста пребывания - 70 лет.

Справедливость на первом месте

Нравственные требования к судьям законодательно не урегулированы, но при этом им уделяется особое значение. Судьи, как и вся судебная система в целом, должны быть справедливыми. Любой законопослушный член общества, переступая порог суда, надеется, что суд будет стоять исключительно на стороне правды, активно защищая ее всеми возможными способами. Особое значение справедливость приобретает в уголовных разбирательствах, когда дело касается важнейших благ человека, жизни, здоровья, моральных аспектов. В таких делах разбираются не просто проступки, преступления, и поэтому очень важно объективно разобраться в деле.

Обеспечение справедливости идет бок о бок с нравственными качествами судьи и его профессиональными навыками. Чтобы правильно применить закон, его необходимо хорошо знать и трактовать должным образом, чтобы установить с его помощью истину, нужно уметь смотреть вглубь проблемы. В справедливом суде виновные подвергаются заслуженному наказанию, невиновные оправдываются, а те, чьи права были нарушены, остаются удовлетворенными судебным решением.

Особая психология и склад личности

Даже если человек получил высшее юридическое образование, это не означает, что он имеет необходимые качества для того, чтобы быть судьёй. Помимо логики, аналитического склада ума, умения выделять наиболее существенные моменты из общего потока информации, иначе говоря, навыков, присущих всем юристам, он должен быть способен на:


Каким общество хочет видеть судью

В первую очередь, общество хочет видеть судью честным. Это важнейшее требование к его нравственному облику. Он должен быть искренен как со всеми остальными, так и с самим собой. Без этого невозможно обеспечение справедливости судебных решений. К сожалению, именно этого качества не хватает большинству судей. Сегодня в нашей стране это превратилось в одну огромную проблему. Люди приходят в суд, рассчитывая на справедливое решение, и в итоге разочаровываются во всей судебной системе. По конституции все люди равны перед законом, на практике, обладая большими средствами, можно подкупить судей. Честное исполнение своих обязательств судья обещает в момент дачи присяги, и поэтому должен беспрекословно этому следовать.

Далее по значимости его качеств следует повышенное чувство долга. Надевая на себя судейскую мантию, человек должен понимать, что он - это судебная власть, поэтому совершать ошибки ему непростительно. Люди идут в суд за защитой. Судья - это защитник всех граждан, обиженных, ущемлённых, незаконно осужденных. Деятельность судьи в этом смысле сильно сказывается на сплоченности населения. Не чувствуя защиты за своей спиной, люди не будут ценить свою страну. Страну, где преступники остаются безнаказанными, никто не пойдет защищать, и ради такой страны никто не захочет трудиться.

Общество также хочет видеть в качестве судьи авторитетного гражданина. Он должен заслужить всеобщее уважение, благодаря своим правильным поступкам, жизни, решениям, приговорам и постановлениям. Только тогда люди готовы присушиваться к тому, что говорит этот человек, и выполнять все его предписания. Мягкотелый человек, не способный усмирить зал, вряд ли достигнет высот в своей судебной деятельности.

С этим фактом и связаны столь обширные требования, которые предъявляются к судьям. Судья должен быть в лице общества достойным человеком. Таким он должен являться и по факту. Касается это абсолютно всех аспектов его жизни. Судья не может снять мантию после работы и отправится играть в подпольные азартные игры. Это ответственная должность, не терпящая никаких погрешностей.

Ю.Н. Туганов, судья Восточно-Сибирского окружного военного суда, кандидат юридических наук.

Особенности дисциплинарной ответственности отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Например , судьи военных судов привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" и Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации". Военные прокуроры и следователи органов военной прокуратуры - в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Ответственность судей военных судов (далее по тексту - судьи), прокуроров и следователей органов военной прокуратуры (далее по тексту - прокурорские работники) является одной из разновидностей социальной и юридической ответственности, поскольку проявляется в специфических областях человеческой жизни и связана с профессиональной деятельностью специальных субъектов - судей и прокурорских работников, а их дисциплинарная ответственность - одним из видов специальной дисциплинарной ответственности.

Так, освещая дисциплинарную ответственность судей, необходимо отметить, что правовые нормы, регулирующие поведение судей, закреплены в ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", которая определяет, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные ст. 16 этого же Закона, а членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

За совершение дисциплинарного проступка (т.е. за нарушение норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий определяется Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", который еще не получил должного освещения в юридической литературе.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 17 данного Закона Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации налагает дисциплинарные взыскания на председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и окружных (флотских) военных судов за совершение ими дисциплинарного проступка. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Кодекс судейской этики судьи Российской Федерации устанавливает правила осуществления как профессиональной, так и внеслужебной деятельности судьи, предусматривает основания и порядок привлечения судей к ответственности за нарушение его требований. В юридической литературе высказывались сомнения в правомерности принятия Кодекса судейской этики судьи Российской Федерации, которым установлены дополнительные требования к судьям, выходящие за рамки вышеназванного Закона <*>.

<*> См.: Чепурнова Н.М. Конституционные основы правосудия в Российской Федерации: Автореф. дисс... канд. юрид. наук. Саратов, 1994. С. 19.

В частности, в ст. 11 Кодекса судейской этики указано, что на судью за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и положений данного Кодекса) может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий. При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершения проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку.

Однако, во-первых, ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" содержит требование соблюдения судьями положений Кодекса судейской этики, придав тем самым этим положениям обязательный характер. Во-вторых, дисциплина в отличие от законности содержит требования не только правовых, но и моральных, этических норм <*>. Поэтому следует согласиться с мнением В.Л. Терехина, что Совет судей Российской Федерации и Всероссийский съезд судей, выражая волю всего судейского корпуса страны, вполне обоснованно закрепили дополнительные требования для членов своей корпорации <**>.

<*> См.: Кулагин В.Л., Сенякин И.Н. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999. С. 95.
<**> См. об этом: Терехин В.А. Судейская дисциплина и ответственность - гарантии прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. N 8. С. 27.

В ранее действовавшем Положении о квалификационных коллегиях судей подп. 6 п. 12 квалификационной коллегии судей предоставлялось право предупреждать судью о необходимости прекращения деятельности, несовместимой с должностью судьи, а также прекращать полномочия председателей судов и их заместителей.

В настоящее время в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, помимо наложения дисциплинарного взыскания, может приостановить либо прекратить полномочия, а также прекратить отставку председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей; квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации вправе приостановить либо прекратить полномочия, а также прекратить отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подп. 4 п. 2 ст. 17 вышеназванного Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов. В юридической литературе обоснованно высказывается мнение, что эти меры воздействия также следует считать мерами дисциплинарной ответственности судей, поскольку несовпадение этих санкций по наименованиям с обычными дисциплинарными взысканиями, предусмотренными военным законодательством и трудовым правом, не меняет их дисциплинарной природы <*>.

<*> См.: Адушкин Ю., Жидков В. Дисциплинарная и административная ответственность судей: за и против // Российская юстиция. 2001. N 11. С. 24 - 26.

Статьи 21, 22, 23, 25 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" предусматривают порядок и сроки рассмотрения квалификационными коллегиями судей материалов о дисциплинарной ответственности судей. Судья, в отношении которого начато производство о привлечении к дисциплинарной ответственности, извещается о времени и месте проведения заседания квалификационной коллегии судей в срок, необходимый для явки на заседание. Он вправе ознакомиться с имеющимися в квалификационной коллегии судей материалами и представить свои возражения и замечания. В случае неявки без уважительных причин на заседание квалификационной коллегии судей надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения заседания судьи, вопрос о его привлечении к дисциплинарной ответственности может быть рассмотрен в его отсутствие. Квалификационная коллегия судей рассматривает материал о дисциплинарном проступке при обязательном наличии сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью, в случае необходимости квалификационная коллегия судей в пределах своих полномочий может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.

Позитивным началом вышеназванного Закона, "повышающим" гарантии судьи, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, является также и то, что решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании (она правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей). Решение по другим вопросам, отнесенным к ведению квалификационной коллегии судей, считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. В соответствии с ранее действовавшим Положением о квалификационных коллегиях судей аналогичное решение принималось большинством голосов участвующих в заседании членов коллегии при условии, что в заседании участвует не менее половины ее состава.

Материалы о дисциплинарной ответственности судей Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации должна рассмотреть не позднее трех месяцев, а квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации - не позднее одного месяца со дня их поступления в коллегию, если иные сроки не установлены федеральными законами.

Требуют дополнительного освещения сроки и порядок обжалования решений квалификационных коллегий судей. Так, на основании п. 2 ст. 26 вышеназванного Закона решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности могут быть обжалованы заинтересованным лицом <*> в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения. Указанные решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации могут быть обжалованы в соответствующие верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов в тот же срок.

<*> При этом заинтересованным лицом является лишь сам судья (см.: Решение квалификационной коллегии судей о привлечении к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в судебном порядке лишь тем лицом, в отношении которого оно принято: Определение N ГКПИ 2002-482 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 3. С. 16.

Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи по своей сути является актом увольнения, поскольку прекращает трудовые правоотношения, и будет носить характер индивидуального трудового спора в том случае, если заинтересованное лицо (судья, чьи полномочия прекращены) не согласно с решением квалификационной коллегии судей <*>. На его обжалование установлен десятидневный срок. Однако ГПК РФ (ч. 2 ст. 256) и ТК РФ (ст. 392) при аналогичной ситуации предоставляют военнослужащему и работнику соответственно право обратиться в суд за разрешением как требований военнослужащего об оспаривании действий командира части, связанных с досрочным увольнением его с военной службы, так и индивидуального трудового спора в связи с увольнением работника, в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом, поэтому, если порядок обжалования решения квалификационной коллегии судей не вызывает никаких сомнений в его обоснованности, то срок обжалования решения, как представляется, "снижает" позитивное начало вышеупомянутого Закона, т.е. в данном случае как военнослужащий, так и работник в отличие от судьи имеют большие возможности по защите своего нарушенного права. Пункт 2 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", по нашему мнению, по сути регулирует трудовые отношения между судьей (выступающим в данном случае работником) и соответствующим судом Российской Федерации. Правовое положение судьи как работника в этом случае ухудшается по сравнению с таким же положением работника, чьи правоотношения с работодателем регулируются нормами ТК РФ, что, как нам представляется, требует внесения изменений в п. 2 ст. 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в части увеличения срока на обжалование решения квалификационной коллегии судей, определив его в один месяц со дня получения копии соответствующего решения.

<*> Несколько неоднозначна позиция по данному вопросу Верховного Суда Российской Федерации. Так, Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. по делу Шестакова В.А. установлено, что к судьям при наложении на них дисциплинарных взысканий, в том числе и в виде досрочного прекращения полномочий (не являющегося дисциплинарным взысканием в виде увольнения), нормы трудового законодательства не применимы (см.: Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 241пв-02).

При этом необходимо установить возможность восстановления указанного срока, определив, что "при пропуске по уважительной причине срока на обжалование решения соответствующей квалификационной коллегии судей о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности он может быть восстановлен судом, рассматривающим жалобу".

Неоднозначным и дискуссионным является вопрос о неприкосновенности судей. В российской научной юридической литературе по этому поводу существуют диаметрально противоположные точки зрения

Так, например, Ю.И. Стецовский достаточно резко возражает против законодательного закрепления положений об иммунитете судей. Он, в частности, полагает, что границы судейского иммунитета представляют собой нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом <*>. Присоединяется к указанному мнению и А.Д. Бойков, который также пришел к заключению, что "гипертрофированный иммунитет судьи, как и депутата, поощряющий безнаказанность и безответственность его носителя, явление социально вредное, порожденное, кажется, только в России периода "демократических" преобразований" <**>.

<*> См.: Стецовский Ю.И. Судебная власть. Учебное пособие. М., 1999. С. 108 - 114.
<**> См.: Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997. С. 194.

Такую же позицию неприятия иммунитета судей занимает И. Алешина, которая высказала мнение о том, что Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", закрепивший весьма широкие, как она полагает, границы независимости, не соответствует времени <*>.

<*> См.: Судебные новости. Обозрение. 1998. N 3. С. 5.

Точку зрения о целесообразности лишения судей неприкосновенности или, по крайней мере, сужении ее объема разделяют и некоторые государственные органы.

К примеру, Генеральной прокуратурой Российской Федерации было внесено официальное предложение о принятии законодательной нормы, которая бы восстанавливала дисциплинарную ответственность судей в полном объеме, приравняв ее тем самым к дисциплинарной ответственности других категорий работников <*>.

<*> См.: Генеральная прокуратура Российской Федерации. Без приведения судебной системы в надлежащее состояние исключена возможность действенного наступления на преступность // Российская юстиция. 1999. N 4. С. 9.

Не остался в стороне от этой проблемы и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принявший по результатам парламентских слушаний заключение, в котором рекомендовал Государственной Думе создать рабочие группы по разработке законопроектов по вопросам судебной реформы, в том числе по введению более строгой дисциплинарной ответственности судей <*>.

<*> См.: Судебная реформа. Как преодолеть кризис правосудия. Заключение по результатам парламентских слушаний "О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации" // Российская юстиция. 1999. N 2. С. 2, 5.

Обсуждался вопрос сужения судейского иммунитета и депутатами Государственной Думы. Так, некоторые депутаты внесли в Государственную Думу законопроект, согласно которому в отношении судьи допускалось бы возбуждение уголовного дела на общих основаниях <*>.

<*> См.: Вокруг статуса федеральных судей начались опасные маневры // Российская юстиция. 1999. N 5. С. 1.

Однако многие российские ученые-правоведы и практикующие юристы не разделяют негативного отношения к сохранению судейского иммунитета и отстаивают абсолютно противоположные взгляды на данную проблему. К примеру, И.Л. Петрухин считает судейскую неприкосновенность необходимым условием осуществления правосудия и "одним из достижений российской демократии, позволяющим судам безбоязненно противостоять обвинительному уклону в работе следственных органов и прокуратуры" <*>.

<*> См. об этом: Петрухин Л.И. Человек и власть. М., 1999. С. 344.

Аналогичной точки зрения о социальной значимости и необходимости сохранения иммунитета судей придерживаются и А.С. Кобликов, М.И. Клеандров, В.И. Радченко, В.И. Руднев, В.А. Терехин, другие ученые и юристы-практики <*>.

<*> См.: Терехин В.А. Указ. соч. С. 29.

Как нам представляется, авторы, ратующие за отмену судейского иммунитета, абсолютизируют неприкосновенность судей и, таким образом, искажают само содержание и смысл иммунитета судей. Неприкосновенность судей не исключает, а наоборот, предполагает их повышенную ответственность за выполнение своих служебных обязанностей, за строгое соблюдение ими законодательных и иных нормативных актов, включая и положения Кодекса чести судьи Российской Федерации.

Судейский иммунитет нельзя истолковывать как безграничную вседозволенность и безнаказанность судей. Подобное толкование превращает иммунитет в своего рода личную привилегию, а это бы, конечно, нарушало права граждан, претерпевших от каких-либо злоупотреблений судьи. При этом, как правильно отметил В.А. Терехин, судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а способом юридической защиты его профессиональной деятельности, необходимым элементом специального правового статуса <*>.

<*> См.: Терехин В.А. Указ. соч.

Не исключают возможности привлечения судей к ответственности за служебные проступки и международные акты, регламентирующие данные вопросы. Так, например, в п. 5 - 1 Европейской хартии "О статусе судей" <*> говорится: "Халатность судьи при исполнении одной из обязанностей, прямо закрепленной в Законе, может привести к применению к нему санкции, если будет принято соответствующее решение, - на основании предложения, рекомендации или согласия коллегии или органа, состоящего не менее чем наполовину из избранных судей - в рамках производства с полным заслушиванием сторон, причем судье, против которого возбуждено дело, должно быть предоставлено право на представительство его интересов. Конкретные меры наказания, которые могут применяться к судьям, должны быть перечислены в Законе, а назначаться они должны на основе принципа соразмерности. Решение исполнительного органа, коллегии или органа, назначающего наказание, как это предусмотрено в Хартии, может быть обжаловано в вышестоящий судебный орган".

Таким образом, наличие судейского иммунитета не предполагает безответственности судей за дисциплинарные нарушения, следовательно, и не противоречит требованию Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом.

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников подробно регламентирована в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации", которым установлены основания для наложения на прокурорского работника дисциплинарных взысканий, виды взысканий, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в отношении прокурорских работников военных прокуратур действует и Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Порядок проведения проверки сообщений о правонарушениях прокуроров и следователей определяется Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 46 <*>.

<*> См.: Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2004. Т. 2.

Основанием для привлечения прокурорского работника к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, который определяется в п. 1 ст. 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" как "неисполнение или ненадлежащее исполнение им служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника". Очевидно, что такая дефиниция явно расширяет рамки общепринятого в трудовом праве понятия дисциплинарного проступка (в военном законодательстве определения дисциплинарного проступка военнослужащего пока не дано). Объясняется это повышенными требованиями к личным нравственным качествам прокурорского работника. Помимо общей характеристики дисциплинарного проступка, в некоторых ведомственных актах имеются прямые указания на то, что следует считать нарушением служебной дисциплины. К примеру, Инструкция по делопроизводству в органах прокуратуры содержит следующее правило: в случае утечки информации, утраты документов, бланков, печатей, штампов проводится служебная проверка, по результатам которой к виновным принимаются меры дисциплинарного или иного характера.

Специфическими основаниями для привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности могут стать факты злоупотребления ими своим служебным положением либо нарушения норм процессуального законодательства при исполнении служебных обязанностей, в частности превышение полномочий, не образующее состава преступления.

В вышеуказанном Законе четко прописаны дисциплинарные полномочия руководителей разных уровней. Так, Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме. Он же определяет полномочия других руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность им самим. Согласно Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 6 августа 2002 г. N 48 <*> определены полномочия руководителей органов Прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной сфере. Так, заместители Генерального прокурора, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры (В ТОМ ЧИСЛЕ И ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ. - Выделено автором) и директора (ректоры) образовательных и научных учреждений прокуратуры вправе налагать взыскания на работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации (кроме своих заместителей), за исключением лишения их нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", понижения в должности и увольнения из органов прокуратуры. Если же необходимо применить дисциплинарное взыскание, отнесенное к ведению Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, в их адрес направляется представление о привлечении работника к дисциплинарной ответственности вместе с материалами, подтверждающими совершение проступка. Такое представление согласно п. 3 названного Приказа вносится не позднее 10 дней до истечения сроков, предусмотренных для наложения дисциплинарных взысканий.

<*> См.: Там же.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры (В ТОМ ЧИСЛЕ И ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ. - Выделено автором) и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации".

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры (В ТОМ ЧИСЛЕ ВОЕННЫЕ ПРОКУРОРЫ ГАРНИЗОННЫХ ВОЕННЫХ ПРОКУРАТУР. - Выделено автором) имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Отметим, что вышеназванный Закон допускает применение руководителями органов и учреждений прокуратуры мер дисциплинарного взыскания по отношению к работникам, назначенным вышестоящими прокурорами <*>. Так, например, прокурор автономного округа вправе налагать дисциплинарные взыскания на прокурора района, назначенного на должность Генеральным прокурором Российской Федерации.

<*> См.: Определение N 68-В02-7 по делу К. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. N 7. С. 20.

Существует положение в отношении лиц, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", они могут быть уволены в порядке дисциплинарного взыскания только с согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

Закон о прокуратуре дублирует общее правило ст. 193 ТК РФ о соблюдении сроков, в течение которых может применяться дисциплинарное взыскание, и ст. 88 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Дополнительно уточняется, что взыскание не может быть наложено во время болезни работника или в период пребывания его в отпуске. При этом по общим правилам в этот период не производится только увольнение работника за нарушения трудовой дисциплины (ч. 3 ст. 81 ТК РФ). Привлечение прокурорских работников из числа военнослужащих к дисциплинарной ответственности должно осуществляться с соблюдением правил, установленных ст. 86 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Принятию решения о наложении на прокурорского работника дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство, и после его проведения за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание, приказ о применении которого объявляется работнику под расписку. При наложении взыскания следует учитывать тяжесть проступка, обстоятельства, при которых он совершен, продолжительность военной службы и прежнее поведение виновного (ст. 87 Дисциплинарного устава).

Особенность привлечения прокурорских работников к дисциплинарной ответственности заключается в том, что на период дисциплинарного расследования (до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания) работник, совершивший проступок, может быть временно, но не более чем на один месяц, отстранен от должности с сохранением денежного содержания (в размере должностного оклада, оклада за воинское звание, доплат за классный чин и выслугу лет) <*>. Аналогичная норма ранее содержалась и в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" <**> (но размер денежного содержания на период отстранения не уменьшается) <***>.

<*> См. п. 9 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 46 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2004. Т. 2.
<**> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
<***> Вопросы поощрения и дисциплинарной ответственности государственных служащих уже регулируются Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в котором предусмотрена и процедура привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности (проведение служебной проверки). Так, ст. 57 указанного Закона определяет, что "за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание". Также определен ст. 58 указанного Закона и порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.

Отстранение от должности предусмотрено и общим законодательством, правда, по другим основаниям и, как правило, без сохранения заработной платы (ст. 76 ТК РФ). Предусмотрена указанная мера и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 50). В юридической литературе отстранение от работы рассматривается как приостановление трудового правоотношения <*> и по общему правилу включается во все виды трудового стажа. Предложение Л.Ю. Бугрова о необходимости нормативного закрепления этого правила <**> тем более актуально для прокурорских работников, поскольку для них стаж имеет существенное юридическое значение (для присвоения воинских званий, классных чинов, доплаты за выслугу лет, дополнительного отпуска, пенсий и прочих льгот).

<*> См., например: Российское трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Зайкина. С. 185.
<**> См.: Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. М., С. 131.

Решение об отстранении от должности может принять только руководитель, имеющий право назначать работника на соответствующую должность.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации"; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

В отличие от ранее действовавшего Положения о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации в вышеназванном Законе понижение в должности не включено в перечень дисциплинарных взысканий. Это результат приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами о труде. Однако как военнослужащих офицеров органов военной прокуратуры в соответствии с п. "д" ст. 69 и п. "г" ст. 70 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации могут снизить в должности, что является дисциплинарным взысканием.

Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 29 "О принудительном или обязательном труде" <*> запрещает принудительный труд, а Конвенция МОТ N 105 "Об упразднении принудительного труда" <**> предлагает членам МОТ упразднить принудительный труд, который применяется в качестве средства поддержания трудовой дисциплины. Переводы без согласия работника в качестве меры дисциплинарного взыскания сначала были отменены в общем законодательстве о труде (ст. 135 КЗоТ РФ), затем в специальных нормативных правовых актах, регулирующих труд отдельных категорий работников железнодорожников (1996 г.), прокурорских работников (1999 г.).

<*> Принята 28 июня 1930 г. и ратифицирована СССР в 1956 г.
<**> Принята 29 июня 1957 г. и ратифицирована уже Российской Федерацией в 1994 г.

Кроме вышеперечисленных дисциплинарных взысканий, к работникам военных прокуратур могут быть применены дисциплинарные взыскания, указанные в ст. 69 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в должности; досрочное увольнение в запас. Как следует из указанной статьи, и нами говорилось об этом выше, работники военных прокуратур в отличие от остальных работников могут быть, кроме того, снижены в должности.

Анализ законодательства о служебной дисциплине судей военных судов, прокуроров и следователей органов военной прокуратуры приводит к выводу о том, что она представляет собой разновидность специальной дисциплинарной ответственности. Об этом свидетельствуют расширенный перечень оснований для привлечения к ответственности, особый порядок применения мер дисциплинарного взыскания, наличие дополнительных мер.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что основания дисциплинарной ответственности судей военных судов, прокуроров и следователей органов военной прокуратуры являются специфическими. На судью за нарушение норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и положений Кодекса судейской этики может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи <*>. Последнее влечет перевод судьи-военнослужащего в распоряжение органов военного управления для принятия решения о дальнейшем его служебном использовании, т.е. может являться основанием досрочного увольнения военнослужащего с военной службы, которое не предусмотрено ни в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, ни в Положении о порядке прохождения военной службы. Такое же основание предусмотрено и в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" <**> в отношении прокуроров и следователей, проходящих военную службу в военной прокуратуре.

<*> См.: Ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
<**> См.: Ст. ст. 41.7, 43 и 48 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Представляется целесообразным при разработке нового Дисциплинарного устава включить указанное основание привлечения к дисциплинарной ответственности военнослужащих - работников военных прокуратур и судей военных судов.

Требования, предъявляемые к судьям (пример, законодательство РФ)

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в ст. 119 и 128 Конституции РФ, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4-6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военных судах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О мировых судьях в РФ».

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. 119 Конституции РФ. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет», иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами.

Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ (например, для судьи Конституционного Суда РФ – безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права).

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации .

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству – Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Следующее базовое требование - наличие высшего юридического образования . Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца.

Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.

Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям (например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр.).

Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР.

Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Во-вторых, в этом механизме пока отсутствует обязательность обследования кандидата на должность судьи. Поскольку работа судьи сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками, то подобное обследование должно отвечать на вопрос: может кандидат или нет в силу своих индивидуально-психологических особенностей занимать должность судьи. Необходимо отметить, что Судебный департамент Верховного Суда Российской Федерации провел специальное исследование и эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов в судьи. Фактически обследование прошли 334 человека из 337. Предложение о прохождении обследования кандидатами в судьи воспринималось, в основном, положительно. Некоторые кандидаты высказывали мнение, что в психодиагностическом обследовании нет необходимости, что процедура не вполне обоснованна и унижает их человеческое достоинство. Любопытно, что в последующем психодиагностическое обследование показало, что у этих лиц заниженный интеллект, им свойственны социальная незрелость, эмоциональная неустойчивость, узкий кругозор и т.п. Полная информация о результатах обследования получена только в отношении 223 кандидатов. Из этого числа соответствует требованиям профессии 41 кандидат (18 %), соответствует в основном – 89 человек (39,9 %), соответствует частично (группа риска) – 69 человек (30,9 %), не соответствует – 24 кандидата (10,8 %) . Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность использования психодиагностики при отборе кандидатов на должность судьи. Президиум Совета судей Российской Федерации своим постановлением от 26 июля 2002г. одобрил проделанную работу и предложил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации решить вопросы организационно-методического обеспечения психодиагностического обследования при изучении личности претендентов на должность судьи. Такое психодиагностическое тестирование кандидатов на должности судей проводится в ряде регионов, в частности в Приморском крае на добровольной основе, квалифицированными специалистами Центра психодиагностики УВД Приморского края, на основе специально разработанных методик.



Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.

В-третьих, в п. 1 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» провозглашено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Суть любого конкурса - определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса - также официально нигде не определяется.

В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи.

Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном законом

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом о статусе судей, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

31 Понятие, основания и порядок прекращения полномочий судьи

Приостановление полномочий судьи - это временное отстранение судьи от исполнения судейских обязанностей, которое не влечет лишения его гарантий неприкосновенности, снижения уровня материального обеспечения и обычно не препятствует получению заработной платы (кроме случаев его ареста). После отпадения оснований приостановления его полномочий судья возвращается к исполнению своих обязанностей по решению органа, ранее приостановившего его полномочия.

Основания приостановления полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов:

признание судьи безвестно отсутствующим;

возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его

в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

участие судьи в качестве кандидата в предвыборной кампании по выборам в законодательные органы субъектов РФ* или Российской Федерации;

избрание судьи в состав органа законодательной власти РФ. Пленарное заседание Конституционного Суда РФ вправе приостановить полномочия судьи этого суда в случаях, если: в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; по состоянию здоровья судья временно не способен выполнять свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи - это полное отстранение судьи от исполнения судейских обязанностей. Основания прекращения полномочий судей: письменное заявление судьи об отставке;

неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены сроком; увольнение судьи военного суда с военной службы в связи с достижением им предельного возраста пребывания на военной службе;

Прекращение гражданства РФ;

Занятие деятельности, не совместимой с должностью судьи;

Вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

Смерть судьи или объявление его умершим;

Нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

Неучастие судьи Конституционного Суда РФ в заседаниях без уважительных причин более двух раз подряд;

Двукратное уклонение судьи Конституционного Суда РФ от голосования при принятии судом решений по рассматриваемым делам.

Решение о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ принимается на пленарном заседании этого суда. Однако, если основанием прекращения полномочий является нарушение порядка назначения или совершение судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти, то Конституционный Суд РФ лишь направляет представление в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, который и решает вопрос о прекращении полномочий судьи.

4. Отставка судьи - это почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по следующим основаниям:

Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;

Увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста.

За судьями, находящимися в отставке, сохраняются судейские льготы, гарантии неприкосновенности, они продолжают быть членами судейского сообщества.

При выходе в отставку судье выплачивается единовременное выходное пособие в размере не менее шести месячных окладов по оставляемой должности. А затем либо пенсия на общих основаниях, либо не облагаемое налогом ежемесячное содержание размером до 85% оклада по оставленной должности в зависимости от стажа работы на судейской должности.

Основания прекращения отставки судьи: новое назначение на судейскую должность:

решение квалификационной коллегии судей в случае нарушения отставным судьей требований, предъявляемых к судьям (запрет на занятие предпринимательской деятельностью, занятие депутатского поста и т. п.).

Тест по теме: Кто стоит на страже закона

Вариант 1

А 1. Задачей правоохранительных органов является:

  1. Пресечение противоправной деятельности
  2. Законотворческая деятельность
  3. Борьба с инакомыслием
  4. Утверждение моральных ценностей

А 2. Основной задачей адвоката является:

  1. Применение власти
  2. Разоблачение обвиняемого
  3. Поддержка правонарушителей
  4. Обеспечение прав подсудимого

А 3. Верны ли суждения о таможне?

А. Задача таможенной службы – надзирать за законом.

Б. Задача таможни – следить за законностью перемещения товаров через границу.

А 4. Верны ли суждения о задачах органов правопорядка?

А. Сотрудники органов правопорядка проводят профилактические беседы с несовершеннолетними.

Б. Главная задача органов правопорядка – наказывать подозреваемых в правонарушениях.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию

«правосудие». Укажите термин, не относящийся к данному понятию.

  1. Закон 2. Прокурор 3. Судья 4. Адвокат 5. Эмоции 6. Приговор

С 1. Какие задачи стоят перед судом?

С 2. Кто такой адвокат? Составьте два предложения, объясняющих это понятие.

Вариант 2

А 1. К основной деятельности нотариуса относится:

  1. Составление документов и свидетельство верности подписи
  2. Частная детективная деятельность
  3. Защита потерпевших
  4. Участие в розыскных мероприятиях

А 2. Судье, по российскому законодательству, необходимо:

  1. Подчиняться местной администрации
  2. Быть членом правящей партии
  3. Иметь лицензию
  4. Иметь юридическое образование

А 3. Верно ли, что:

А. Прокурор в судебном процессе представляет интересы государства.

Б. Прокурор исполняет судебные обязанности?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

А. Обучение несовершеннолетних в спецшколе предполагает их временную изоляцию.

Б. В спецшколу может быть направлен ребенок старше 11 лет?

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения 4. Оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между приведенными правоохранительными органами и их функциями.

К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

  1. Прокуратура А. Надзирает за соблюдением законов, представляет интересы

Государства в судебном процессе



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация