Форма ответственности органов местного самоуправления. Список использованных источников и литературы

Главная / Общество

Преобразование экономической системы и переход к инновационной экономике предполагают коренное изменение принципов функционирования предприятий, трансформацию их бизнес-моделей в соответствии с требованиями мирового конкурентного рынка. Как обеспечить развитие отечественных предприятий, базирующееся на инновациях и эффективных бизнес-моделях?

«НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ» СТАТУС ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

По мнению депутатов Государственной Думы РФ, инновация — это одно из немногих понятий, которому так и не удалось дать определение на законодательном уровне. Причина во множественности трактовок понятия. Однако отсутствие определения, даваемого термину в нормативных актах, безусловно, не означает отсутствие самих инноваций на практике.

В любом государстве, существующем по законам рыночной экономики, инновации возникают и развиваются в двух сегментах:

  1. отрасли, обеспечивающие национальную безопасность, технологическую и экономическую независимость страны в целом; основным инвестором, заказчиком и покупателем на этом рынке является государство;
  2. отрасли, поставляющие продукты и услуги для конечных покупателей — физических лиц и компаний; в роли инвесторов, заказчиков и покупателей выступают соответственно компании и физические лица.

Исторически сложилось, что первый сегмент (назовем его условно «государственным») существовал и активно развивался в нашей стране до середины 1980-х гг. благодаря конкуренции с США и другими странами НАТО в области вооружений, космических технологий и атомной энергетики. Затем, после развала Советского Союза, государственное финансирование резко сократилось и процесс появления инноваций в указанных областях пошел на спад. Второй сегмент (назовем его условно «рыночным») возник в нашей стране в результате политической модернизации в середине 1980-х — начале 1990-х гг. и перехода к рыночной экономике. Таким образом, данный сегмент развивается на протяжении всего двух десятилетий.

Содержание и характер инноваций в обозначенных сегментах принципиально различаются. В рамках «государственного» сегмента под инновациями традиционно понимают новые или улучшенные готовые продукты, компоненты продуктов, материалы, технологии и методы, разработку которых заказывает и оплачивает государство. В данном формате фактически отсутствуют такие измерения, как отдача на вложения в инновации и коммерциализация инноваций, и преобладают оценка по затратам («не выше запланированных») и подтверждение самих затрат в формально установленном виде (отчеты, прототипы, опытные образцы и т.п.). В качестве примеров инноваций такого рода можно упомянуть скоростной поезд «Сокол» 1 , беспилотные летательные аппараты для армии и т.п. — на разработку данных продуктов потрачены миллиарды рублей из госбюджета, но в результате государство отказалось от их производства.

Диапазон инноваций во втором сегменте существенно шире. Помимо новых продуктов, компонентов и технологий он включает в себя инновации в области услуг, процессов и бизнес-моделей компаний, при создании новых или улучшении существующих продуктов разработчики используют опыт потребителей.

Именно в этом сегменте за последние двадцать лет в нашей стране были совершены основные инновационные прорывы, выразившиеся в создании новых отраслей: ретейла, информационных и телекоммуникационных технологий, логистики и некоторых других 2 .

Традиционный взгляд на инновации, который достаточно часто выражают в своих выступлениях представители государственных структур и академической науки, сильно ограничен в плане понимания самой сути инноваций. Придерживаясь традиционной точки зрения, вероятно, сложно понять, что основные достижения компании Toyota — это не автомобили и не технологии. Феноменального успеха на мировом автомобильном рынке Toyota достигла прежде всего благодаря инновациям в процессах проектирования, производства, сбыта и обслуживания автомобилей, а также благодаря созданию самой эффективной бизнес-модели в автомобильной отрасли. Основатели ведущих отечественных розничных сетей (X5 Retail Group, «Магнит») разработали и внедрили инновационные бизнес- модели ретейла, ориентируясь на мировых лидеров данной отрасли — компании Wal Mart и Aldi. Благодаря эффективности выбранных бизнес-моделей они не только удерживают свои позиции на рынке, но и конкурируют на равных с грандами европейского ретейла, работающими в России.

ПРИРОДА ИННОВАЦИЙ И ПРИЧИНЫ ПРОВАЛОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Многие революционные инновации рождались и стремительно становились частью нашей повседневной жизни буквально у нас на глазах. Вот лишь несколько примеров:

  • телефон — радиотелефон — спутниковый телефон — мобильный телефон — коммуникатор;
  • виниловые пластинки — магнитофонные кассеты — CD-диски — DVD-диски — Blu-ray- диски;
  • книжный магазин — книжный интернет- магазин — книжный интернет-гипермаркет.

Что общего у этих инновационных цепочек?

Во-первых, лидеры и руководители с особым типом мышления и готовностью рисковать в новых областях бизнеса, разработавшие и распространившие данные инновации по всему миру. Следует указать на особенности мышления людей, добившихся столь выдающихся результатов при разработке и внедрении инноваций на конкурентных рынках: их мышление было клиенто-центрированным, творческим и исследовательским, междисциплинарным, целостным, направленным на структурирование.

Полагаем, что подобным мышлением обладали и руководители компании Nokia, начинавшие свой бизнес в XIX в. с фабрики-мельницы, выпускавшей бумагу и картон, а в конце XX в. превратившие ее в одного из лидеров рынка мобильных телефонов. То же самое можно сказать о руководителях компании Sony, разработавшей новую технологию записи цифрового контента в формате Blu-ray. Можно вспомнить о Джеффри Безо- се, основавшем компанию Amazon.com — книжный интернет гипермаркет, являющуюся одной из самых эффективных частных компаний в мире.

Во-вторых, все перечисленные компании превзошли своих конкурентов за счет создания новых, более эффективных бизнес-моделей:

  • Amazon.com — бизнес-модель интернет- гипермаркета, с которой не могли конкурировать ведущие розничные книготорговые сети США;
  • Apple — бизнес-модель для iPod, а затем для iPhone, которая обеспечила рост продаж и прибыли даже в ситуации глобального кризиса;
  • Nokia — бизнес-модель, основанная на комбинации оригинальной технологической платформы для мобильного телефона и сетей, поддерживающих новый стандарт мобильной связи — GSM, которые Nokia первой стала строить в Европе совместно с партнерами;
  • Sony — бизнес-модель, основанная на эффективных формах сотрудничества с ведущими американскими киностудиями, выбравшими формат Blu-ray для записи своих фильмов на диски; при этом основной конкурент Sony в борьбе форматов — компания Toshiba, отказавшись от формата HD-DVD в пользу Blu-ray, приняла предложение о партнерстве с Sony в рамках совместного предприятия по производству микросхем.

Попробуем разобраться, почему российские компании не представлены в этом инновационном ряду.

3 декабря 2001 г. Владимир Путин на встрече с членами президиума Российской академии наук впервые заявил о необходимости перехода от сырьевой экономики к инновационной.

В декабре 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев, общаясь с руководством Российской академии наук и представителями научного сообщества, отметил, что «в сфере внедрения инноваций в России ничего существенного не происходит, успехов нет», «остается разрыв между стадией исследовательских работ, коммерциализацией и внедрением».

В январе 2010 г. на конференции в Академии народного хозяйства, посвященной модернизации экономики, ректор академии Владимир Мау заявил, что «во втором десятилетии XXI в. у России есть простой выбор: инновация или деградация».

Для того чтобы понять, что происходит с инновациями в России, необходимо сначала разобраться с тем, как их оценивают. Выделяют два уровня оценки инноваций — политический и уровень организаций. На политическом уровне дается оценка конкурентных преимуществ

страны в части инноваций в целом, а также по отдельным регионам и отраслям. Для этого используют соответствующие индексы, оценивающие результаты инноваций и факторы, способствующие их развитию в конкретной стране.

Одна из ведущих европейских школ бизнеса INSEAD с 2007 г. разрабатывает глобальный индекс инноваций (Global Innovation Index). В соответствии с данным индексом в 20082009 гг. Россия занимала 68-е место в рейтинге 130 стран — между Панамой и Румынией. В индексе инноваций (Innovation Index) от Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение The Economist Group) за 2004-2008 гг. Россия заняла 39-е место среди 82 стран, включенных в рейтинг, — между Литвой и ОАЭ.

Наибольший интерес в рамках данной статьи представляет глобальный индекс конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), предложенный Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum). В составе общего индекса присутствует субиндекс по инновациям и соответствию бизнеса страны современным требованиям. По результатам оценки с помощью данного субиндекса на 2009-2010 гг. Россия занимает 73-е место среди 130 стран. Если по собственно инновациям Россия получила 51-е место в рейтинге, то по соответствию бизнеса современным требованиям она достигла лишь 95-го места, едва-едва опередив такие страны, как Македония, Танзания и Гана.

Соответствие бизнеса страны современным требованиям — один из двенадцати «столпов», на которых строится конкурентоспособность любой страны, согласно подходу Всемирного экономического форума. Повышая уровень бизнеса в стране за счет инноваций, в первую очередь в сфере производства товаров и оказания услуг, возможно обеспечить рост производительности труда. Это, в свою очередь, приведет к увеличению конкурентоспособности страны на международных рынках. Соответствие российского бизнеса современным требованиям оценивают по следующим критериям:

  • уровень сетевого бизнеса и поддерживающих отраслей;
  • количество местных поставщиков и качество их работы;
  • наличие кластеров, позволяющих значительно повысить эффективность входящих в них компаний, получить больше возможностей для совместных инноваций и снизить барьеры для формирования новых компаний в рамках кластеров.

На уровне отдельных компаний особое внимание уделяется их стратегиям и модернизации бизнес-процессов, включая существующие цепочки создания ценности, брендинг, маркетинг, производство современных и уникальных продуктов.

Где же возникают основные «разрывы» инновационного процесса, в который государство пытается вовлечь бизнес? В чем причины этих разрывов?

Традиционная модель инновационного процесса в укрупненном виде включает в себя четыре стадии (рис. 1).



Рис. 1. Традиционная модель инновационного процесса

Разрывы могут возникнуть между любыми из стадий данного процесса, но наиболее критичным является разрыв между третьей и четвертой стадиями. Практически никто специально не занимается подготовкой к выводу инновационного продукта на рынок с учетом уже существующих бизнес-процессов компании. В редких случаях разработка и внедрение инноваций происходят в форме проекта, целью которого является успешная коммерциализация инновации.
Анализ практики, результатов исследований, сведений, содержащихся в публикациях на данную тему, позволяет обозначить семь причин неудач инновационных проектов (ИП) (рис. 2).



Рис. 2. Причины неудач инновационных проектов

Каждая из обозначенных причин вносит свой «вклад» в провал инновации. Таким образом, при разработке эффективной модели инновационного процесса (рис. 3) необходимо учесть каждую из них.



Рис. 3. Перспективная модель инновационного процесса

Одной из наиболее значимых причин неудач отечественных инновационных проектов с точки зрения коммерциализации их результатов является отрыв инновации от существующей бизнес- модели или отсутствие новой бизнес-модели, пригодной для коммерциализации инновации. Именно поэтому в перспективной модели инновационного процесса оптимизация существующей / разработка новой бизнес-модели выделена в отдельную стадию проекта, которая выполняется параллельно с разработкой самого продукта.

Формула успеха инновационного проекта (ИП) может быть представлена следующим образом:

Результат ИП = Продукт + Бизнес-модель.

ЭФФЕКТИВНАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ
Прежде всего определим, что мы понимаем под бизнес-моделью. Бизнес-модель — это способ, которым компания создает ценность для клиентов и получает от этого прибыль. Исходя из данного определения можно утверждать, что эффективная бизнес-модель должна отвечать на три ключевых вопроса:

  1. как компания создает ценность для внешних клиентов;
  2. как компания зарабатывает деньги;
  3. как компания обеспечивает стратегический контроль над цепочками создания ценности?

Важнейшим моментом процесса оптимизации существующей / разработки новой бизнес- модели в рамках ИП является определение формы, которая будет использована для визуализации и представления бизнес-модели участникам проекта.

Концептуальная схема для описания бизнес- модели (рис. 4) была апробирована на практике в ходе реализации различных консалтинговых проектов и представляется достаточно удобной и полной.



Рис.4. Концептуальная схема для описания бизнес-модели

Бизнес-модель состоит из четырех базовых блоков, имеющих определенные ключевые элементы:

  1. клиенты:
  • целевые группы клиентов (для новых продуктов / услуг / решений);
  • каналы продвижения и продаж;
  • механизм взаимодействия с целевыми группами клиентов;
  1. предложение ценности:
  • новые продукты;
  • новые услуги;
  • новые решения;
  1. система создания ценности:
  • цепочки создания ценности (для новых продуктов / услуг / решений);
  • инфраструктура, необходимая для создания ценности;
  • модель кооперации или сотрудничества с партнерами / поставщиками;
  • технологическая платформа;
  1. финансовая модель:
  • структура затрат;
  • структура доходов;
  • схема финансовых потоков.

Предлагаемая методика разработки бизнес-
модели для новых продуктов базируется на алгоритме, представленном на рис. 5.


Рис. 5. Алгоритм разработки бизнес-модели (БМ)

На рис. 6 представлена оптимизированная бизнес-модель компании, занимающейся оптовыми и розничными продажами автозапчастей, разработанная с использованием предлагаемой методики. Необходимость в оптимизации бизнес- модели компании возникла в связи с решением ее собственников о запуске производства автозапчастей под собственной торговой маркой (СТМ) и последующей их продаже. В рамках данного проекта компании пришлось оптимизировать / разработать и внедрить ключевые элементы бизнес- модели, связанные с новыми продуктами СТМ.



Рис. 6. Оптимизированная бизнес-модель компании

Для того чтобы перейти к более эффективному подходу к управлению инновациями,
руководителям российских компаний стоит начать со следующих шагов:

  1. расширить диапазон инноваций компании, включив в него помимо продуктов, услуг, технологий, материалов, компонентов бизнес-модели и бизнес-процессы, а также опыт своих клиентов;
  2. описать существующую бизнес-модель компании и проанализировать ее соответствие разрабатываемым и внедряемым инновациям.

Применительно ко второму пункту можно упомянуть о недавней инициативе президента Сбербанка России Германа Грефа: в январе 2010 г. была организована поездка российской делегации на семинар в один из ведущих мировых центров инноваций — Массачусетский технологический институт (MIT). В целях ознакомления с опытом MIT в разработке и продвижении инноваций на студенческую скамью сели первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьер Сергей Собянин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков, помощник президента Аркадий Дворко- вич, президент Сбербанка Герман Греф, глава ГК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау и гендиректор Российской венчурной компании Игорь Ага- мирзян.

Один из «студентов» — министр финансов Алексей Кудрин, в частности, отметил: «Хотелось понять, почему у них получается, а у большинства других стран (и в России тоже) — нет».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Давила Т., Эпштейн М., Шелтон Р. Работающая инновация: как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.
  2. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2009.
  3. Материалы конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия». Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, 21-23 января 2010 г., Москва. — http://www.ane.ru.
  4. Чесбро Г. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. — М.: Поколение, 2008.
  5. A New Ranking of the World"s Most Innovative Countries. Economist Intelligence Unit, 2009. — http://www.eiu.com.
  6. Global Innovation Index 08/09 report. INSEAD, 2009. — http://www.insead.edu.
  7. The Global Competitiveness Report 2009-2010. World Economic Forum, 2009. — www.weforum.org.

генеральный директор , осуществлял руководство и консультирование более 50 проектов в области описания, анализа, оптимизации и регламентации бизнес-процессов, реорганизации компаний, разработки систем показателей на основе BSC, аудита систем управления и отдельных процессов (г. Москва)

  • размещено в разделе:
  • найти еще статьи

  • Д.С. Тюмина Концепция инновационной бизнес-модели

    Концепция инновационной бизнес-модели

    Д.С. Тюмина,

    аспирант кафедры Экономики и управления предприятиями, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (191023, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21; e-mail: [email protected])

    Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия инновационной бизнес-модели. Раскрывается проблематика ее изучения на современном этапе. Даны определения таким понятиям как инновационность, инновация продукта и инновация процесса производства, а также установлена взаимосвязь данных понятий с концепцией бизнес-модели.

    Abstract. The article deals with the concept of business model innovation The author elaborates on the problems of its study at the current stage. Provides definitions of such terms as innovativeness, product innovation and production process innovation, as well establishes the cohesion of these terms with the concept of business model.

    Ключевые слова: инновационная бизнес-модель, инновация продукта, инновация процесса производства, инновационность.

    Keywords: business model innovation, product innovation, innovation of the production process, innova-tiveness.

    В последнее время предприниматели все больше обращаются к потенциалу выработки и адаптации эффективных инновационных бизнес-моделей (ИБМ), способных вдохнуть новую жизнь в их бизнес. Одновременно экономисты стремятся утолить возросший спрос знаний в этой новой области и формализовать теоретическую основу ее исследования, которая не вполне укладывается в рамки традиционного менеджмента, поскольку обобщающий характер последнего не способствует раскрытию роли ИБМ в деятельности современной фирмы.

    Повышенный интерес к данной концепции проявился относительно недавно и был обусловлен возможностями, открывшимися благодаря интернет-проектам периода «пузыря дот-комов» второй половины 1990-х гг. Поэтому областью первых исследований стала сфера высоких технологий, через призму которой рассматриваются стратегические преимущества моделей и возможности их трансформации в платформы создания инноваций. Одновременно появились различные вариации данного понятия: новые, электронные или интернет бизнес-модели, подкрепляемые их признанием в качестве новых инструментов управления нематериальными активами. В целом, новизна данной научной темы, ее невысокая степень проработанности в зарубежной и особенно отечественной литературе ставит задачу первоначальной фильтрации и систематизации подходов по данной проблематике с целью постепенного формирования теоретической основы научного исследования категории ИБМ. Данная работа ставит целью вычленение характерных особенностей модели, отличающей ее от традиционного аналога.

    Несмотря на определенный прогресс, достигнутый в изучении этой темы, отсутствует общепринятая версия, лаконично и полностью описывающая ИБМ. Разброс в подходах к содержанию этого понятия объясняется задачами каждого научного исследования в отдельности. Так, некоторые работы акцентируются на создании фирмой потребительской ценности и получения прибыли, другие - на источниках и процессах ее происхождения. Экономисты также рассматривают ИБМ как отдельный вид инновации процесса производства, связанной с внутренней организацией потоков информации .

    Проведенные исследования постепенно расширяют представление об элементах, составляющих данную концепцию. В ряде из них акцентируется роль фактора инновационности, определяющего совокупную эффективность работы предприятия. Еще в 1934 г. австро-венгерский экономист Й.Шумпетер провел линию между понятиями новизны (постепенного изменения) и инновации (непрерывного развития) применительно к предпринимательской деятельности . Инновация заняла центральное место в данном им определении предпринимательства и описания процесса создания предпринимателями новых рынков при одновременном разрушении существующих рыночных структур (так называемое созидающее разрушение1). Фокус был смещен с определения роли новизны продукта для фирмы на рассмотрение того, как

    1 Понятие «созидающее разрушение» объясняет многие движущие силы индустриальных изменений. Й.Шумпетер называл инновационные нововведения предпринимателей силой, которая могла бы обеспечить долгосрочный экономический рост компании, разрушая старые ценности монополистических компаний.

    Экономика и предпринимательство, № 10, 2014 г.

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

    инновация влияет на рынок и конкретную отрасль в целом.

    Инновационная бизнес-модель зачастую противопоставляется инновации продукта или услуги, которые были значительно усовершенствованны или не имеют аналогов в рамках конкретной фирмы, отрасли или рынка. Вместе с тем, новизна, создающая ценность, - основа концепции ИБМ, которая может включать в себя инновацию процесса, новую модель повышения дохода и другие виды нововведений. Она является новым комплексным пониманием того как фирма создает ценность для своих клиентов, состоящую из комбинации новых и старых продуктов, услуг, рыночных ниш, процессов и других типов изменений. В целом, наиболее всеобъемлющим представляется следующее определение рассматриваемого понятия: инновационная бизнес-модель - это совокупность бизнес процессов и ресурсов, которые создают потребительскую ценность товара и формируют уникальные конкурентные преимущества фирмы.

    Исследователи отмечают, что растущие издержки развития продукта и сокращающиеся жизненные циклы товара подталкивают многие компании к адаптации инновационных моделей бизнеса в качестве альтернативы постоянному усовершенствованию самого продукта . Примеры Amazon, eBay, Nestle, IKEA и Starbucks демонстрируют, что подобное нововведение несет в себе значительный коммерческий потенциал и возможность занять лидирующую позицию в своем сегменте. Более того, уникальные модели способны нарушить сложившиеся производственные цепочки и стать предпосылкой создания нового рынка.

    Компании, адаптирующие инновационные бизнес модели, получают следующие преимущества:

    Потенциально не затратный способ создания новой ценности для потребителей;

    Уникальную инновационную модель, зачастую не поддающуюся копированию;

    Эффективный инструмент конкурентной борьбы.

    За это время данное понятие эволюционировало и приобрело более широкий и актуальный смысл, включающий не только внутренние процессы, но и внешние связи. Некоторые исследователи проводят аналогию между бизнес-моделями и бизнес сетями . Последние представляют собой коммерческие он-лайн проекты с определенной системой поставщиков, распространителей и клиентов, которые используют сеть Интернет для деловых коммуникаций. Другой подход, предполагающий тесную взаимосвязь с сетями, описывает бизнес-модель как систему звеньев, ресурсов, как структуру, разработанную для создания ценности через реализацию коммерческих возможностей. Эта концепция отображает варианты отношений между

    компаниями, поставщиками, партнерами и клиентами, объединенными в единое целое.

    Обзор научных подходов к описанию бизнес-модели дает возможность предложить следующие составляющие ее структуры: потребительскую ценность продукта, финансовую модель предприятия, ключевые ресурсы и процессы, а также стратегию компании. Центральное место среди них занимает потребительская ценность продукта, которая определяется компанией при анализе потребностей потенциальных клиентов и принятии решения относительно того, каким образом удовлетворить эту потребность с выгодой для себя. Представляется, что не менее важную роль также играют и элементы внутренней среды компании - активы, используемые для создания ценности, - «ключевые процессы и ресурсы» . В свою очередь стратегия подразумевает составление долгосрочного плана развития компании, увязанного с общими ценностями и миссией компании.

    Таким образом, бизнес-модель представляет собой концептуальный инструмент организации сложного объекта бизнес систем , который отражает образ коммерческого поведения компании и превращение в прибыль создаваемой ею ценности.

    Инновации и совершенствование бизнес-модели в наукоемких отраслях могут значительно отличаться от традиционных сфер производства, где частота технологических улучшений, акцент на изучении и разработке новых продуктов, широкая поддержка изменений со стороны покупателей и необходимость защиты интеллектуальной собственности совершенно иные. Исследования показывают, что особенности сферы производства определяют подход к инновацион-ности . Под ней подразумевается «степень новизны инновации». Важно отметить, что данное определение не имеет определенных рамок, и что существуют разные уровни иннновацион-ности. Она не является свойством какой-либо уникальной технологии или прорывных методов производства. Она проистекает из структуры самой бизнес-модели, взаимосвязи элементов ее составляющих и того, как система взаимодействует с внешней средой.

    Инновация бизнес модели может быть спутана с инновацией продукта. Первая относится к фирмам, адаптирующим свою существующую модель в ходе циклического процесса создания постепенных улучшений. Обновление бизнес-модели на уровне фирмы может создать модель, иную для нее самой, но которая не обязательно будет уникальна для данной отрасли.

    Инновация процесса производства, имеющая отличия как от инновации продукта, так и от повышения инновационности самой модели, включает в себя оборудование, рабочий персонал, сырье и сам процесс работы, которые используются для создания продукта или услуги с целью превращения затрат в реализуемую

    Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 10

    Д.С. Тюмина Концепция инновационной бизнес-модели

    продукцию. Иными словами, инновация процесса - это средство повышения эффективности производства. Сродни инновации продукта это может рассматриваться как циклический процесс с постоянными, постепенными улучшениями.

    БОЕВ С.Г., ПЕТРЕНКО Н.Н. - 2014 г.

  • Место кластеров в региональной инновационной системе

    ЗАРКОВИЧ А.В., СТРЯБКОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - 2013 г.

  • ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ И НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ВЛОЖЕНИЙ

    БАРЫШЕВ М.А., БЕРЕЗНЕВ С.В., КУМАНЕЕВА М.К. - 2014 г.

  • Если бы десять лет назад кто-то сказал вам, что покупатели будут платить по €80 за килограмм кофейных капсул Nespresso от Nestlé и более 10% населения земного шара станут охотно выставлять подробности своей жизни на сайте, ежедневно посещаемом миллионами человек, как в случае с Facebook, вы бы, скорее всего, подумали, у него не все в порядке с головой. А поверили бы вы в возможность бесплатных звонков в любую точку мира или авиаперелетов стоимостью всего несколько евро, фунтов или долларов? Менее двух десятков лет назад кто бы мог представить, что поисковый алгоритм, разработанный стартапом Google в 1998 г., принесет больше прибыли, чем такие международные гиганты, как Daimler или General Electric, со всеми их продуктами, инженерами, международными филиалами и брендами вместе взятыми?

    Процесс, давший толчок упомянутым неординарным явлениям, можно найти практически в любой сфере. Речь, конечно же, идет о таком факторе, как создание инновационных бизнес-моделей. Едва ли что-либо еще может так подорвать «бизнес по старинке», как инновационное преобразование бизнес-модели, и ни один другой вопрос не является столь часто темой передовиц в деловой прессе. Но чем именно обусловлена важность создания инновационных бизнес-моделей?

    Инновации всегда играли ключевую роль в стимулировании развития и конкурентоспособности в бизнесе. В прошлом для успеха было достаточно выдающихся технологических решений или появления необычного продукта. Как следствие, многие технологические компании с головой погрузились в «улучшательство», выпуская на рынок огромную массу продуктов с самыми передовыми функциональными характеристиками. Но в современных условиях уже нельзя ограничиться инновационным продуктом или процессом, поскольку усиливающееся конкурентное давление, непрерывная глобализация, появление огромного числа конкурентов на Востоке и превращение любых продуктов в товары широкого спроса - и это далеко не полный перечень движущих факторов - подрывают лидирующие позиции. Новые технологии, размытые границы отраслей, меняющиеся рынки, новые конкурентные игроки и изменение правил - все вместе это приводит к устареванию продуктов и процессов. Нравится нам это или нет, но в большинстве отраслей на смену старым приходят новые правила игры.

    Эмпирические исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что в инновационной бизнес-модели заложен куда больший потенциал успеха, нежели в инновационном продукте или процессе (рис. 1). Исследование BCG показало, что за пятилетний период те, кто использует новаторскую бизнес-модель, получают на 6% больше прибыли, чем те, кто ограничивается усовершенствованием продуктов или процессов. Аналогично, 14 из 25 наиболее новаторских компаний в мире используют инновационные бизнес-модели. Данные выводы согласуются с исследованием, проведенным IBM в 2012 г. Оно показывает, что лидеры в той или иной сфере обновляют свою бизнес-модель в два раза чаще, чем отстающие компании. Более того, исследование, проведенное в 2013 г. BCG и Школой менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте, установило, что инновационная бизнес-модель - это ключ к инновациям, способствующим успешному устойчивому развитию. Более 60% компаний, осуществивших подобные перемены, сообщали об увеличении прибыли.

    Разумеется, качественные продукты и процессы сохраняют, как и прежде, большую значимость, но они не определяют будущего успеха или неудачи компании. Мы обеими ногами вступили в эпоху инновационных преобразований бизнес-моделей, когда судьба компаний все больше зависит от их умения применить соответствующую инновационную бизнес-модель и выделиться среди посредственных конкурентов.

    Завтрашнее конкурентное преимущество компаний будет основываться не на инновационных продуктах или процессах, а на инновационных бизнес-моделях.

    По сути, многие известные истории успеха начинались именно с появления именно инновационной бизнес-модели, а не превосходного продукта.

    · Amazon стал крупнейшим книжным интернет-магазином в мире, хотя ему не принадлежит ни один традиционный магазин.

    · Apple является крупнейшим розничным продавцом музыки, хотя и не продает компакт-диски.

    · За последние десять лет Pixar удостоилась 11 премий Американской киноакадемии, хотя ни в одном фильме этой киностудии не снимались живые актеры.

    · Netflix вдохнула новую жизнь в видеопрокат, не владея ни одним физическим магазином.

    · Skype - крупнейший телекоммуникационный провайдер в мире, невзирая на отсутствие сетевой инфраструктуры.

    · Starbucks - крупнейшая в мире сеть кофеен, продающая обычный кофе по премиум-ценам.

    Будьте параноиком

    Гонка инноваций имела далеко идущие последствия. Сегодня старая мудрость Boston Consulting Group о том, как «доить дойных коров», утратила былую актуальность. Несмотря на достигнутый успех, компании в обязательном порядке должны регулярно испытывать свою бизнес-модель на эффективность. Неболь­шая паранойя не повредит, и, как говаривал Стив Джобс, жизненно важно ставить под сомнение прочность фундамента сегодняшнего успеха, мысленно готовясь к кончине компании, даже если сейчас она на пике популярности. Мы живем в эпоху кратковременных конкурентных преимуществ: сохранить за собой успех можно лишь в том случае, если его первопричины постоянно пересматриваются и анализируются.

    Элементы бизнес-модели

    Слово «бизнес-модель» чаще всего звучит в залах для заседаний. Этот термин используется для описания текущей деятельности компании или как сигнал к кардинальным переменам, например, «Нам предстоит сменить бизнес-модель, если мы хотим оставаться успешными». Вам придется сильно постараться, чтобы найти руководителя, который бы в тот или иной момент не произносил подобные слова. Однако до сих пор данный термин истолковывается по-разному даже внутри одной компании. Другими словами, люди, обсуждающие бизнес-модель, могут иметь совершенно несхожие представления о предмете дискуссии. Нет нужды говорить, что такие дебаты редко оказываются плодотворными.

    В этой книге мы предлагаем простое, но исчерпывающее определение, сформулированное нами для описания бизнес-моделей. Упрощенную систему гораздо рациональнее использовать как рабочий инструмент, а не средство систематизации.

    Наша общая модель состоит из четырех элементов (измерений), и мы представляем ее в форме «волшебного треугольника» (рис. 2):

    1. Клиент - кто наши целевые клиенты? Важно точно понимать, на какие потребительские сегменты нужно нацеливаться, и какие из них будут или не будут охвачены бизнес-моделью. В основе любой бизнес-модели всегда находится клиент! В этом правиле не бывает исключений!

    2. Ценностное предложение - что мы предлагаем клиентам? Это измерение включает в себя определение предложения вашей компании (товаров и услуг) и описание того, как вы удовлетворяете потребности целевых покупателей.

    3. Цепочка создания стоимости - как мы создаем свои продукты? Чтобы реализовать ценностное предложение, необходимо выполнить ряд процессов и действий. Указанные процессы и действия в сочетании с соответствующими ресурсами и средствами, а также их распределение по цепочке создания стоимости составляют это измерение бизнес-модели.

    4. Механизм извлечения прибыли - почему компания генерирует прибыль? Это измерение, включающее такие аспекты, как структуры затрат и механизмы генерирования выручки, раскрывает, что именно делает бизнес-модель финансово жизнеспособной. Оно дает ответ на главный вопрос, который следует задать любой компании: каким образом мы создаем стоимость для акционеров и заинтересованных лиц? Или говоря проще: почему бизнес-модель эффективна с коммерческой точки зрения?

    Цель данной схемы - помочь составить максимально четкое представление о потребительских сегментах, ценностном предложении, цепочке создания стоимости и механизме извлечения прибыли, формирующих бизнес-модель, и в то же время заложить основу для будущих инноваций. Эту комбинацию мы называем «волшебным треугольником», потому что корректировка в одном углу (например, оптимизация генерирования прибыли в нижнем левом углу) неизбежно влечет за собой изменения в двух других углах.

    Кто-что-как-почему

    Коротко говоря, бизнес-модель определяет, кто ваши клиенты, что вы продаете, как формируете предложение, и почему ваш бизнес приносит прибыль. Кто-что-как-почему описывает бизнес-модель, в которой первые два компонента (кто и что) относятся к внешним аспектам, а вторые два (как и почему) - к внутренним измерениям.

    Инновационное преобразование бизнес-модели требует изменения по меньшей мере двух из четырех измерений. Обновление одного лишь ценностного предложения, к примеру, приведет только к появлению инновационного продукта. Представленные три примера наглядно демонстрируют, каким образом компании осуществили инновационные преобразования двух или более элементов своей бизнес-модели, перестроив при этом доминирующую отраслевую логику либо свою прошлую бизнес-модель:

    · Dell: этот производитель компьютеров сосредоточился на прямых продажах с 1984 г. В противоположность таким конкурентам, как Hewlett-Packard или Acer, компания работает без посредников (как). Таким образом, Dell имеет возможность предлагать индивидуальные продукты по более низким ценам (что). Получая заказы непосредственно от покупателей, Dell собирает ценную информацию о фактическом спросе, которая помогает более эффективно управлять складскими запасами и формировать сеть партнеров (как). Компания также генерирует дополнительную прибыль с помощью бизнес-модели «Дополнительные возможности» (шаблон модели «Дополнительные возможности» описан во второй части книги), согласно которой клиенты могут выбирать дополнительные компоненты к основному продукту и таким образом осуществить конфигурирование собственного персонального компьютера (почему). Таким образом, Dell модифицировала все углы «треугольника» и вывела новую логику создания и получения стоимости.

    · Rolls-Royce: британская компания - производитель авиадвигателей внедрила инновационную бизнес-модель «Оплата за летный час», или Power by the hour (соответствующий шаблон - шаблон бизнес-модели «Контракты, основанные на показателях» - описан во второй части книги), при которой авиакомпании приобретали летные часы, а не выкупали непосредственно двигатель (что, почему). Существовавшая до того времени традиция предполагала единовременные платежи в соответствии со схемой ценообразования на основе затрат. Rolls-Royce, напротив, оставляет за собой право владения двигателями и несет ответственность за их обслуживание и ремонт (как). Таким образом, компания генерирует постоянный поток доходов, сократив издержки за счет повышения эффективности техобслуживания. Учитывая главную цель компании - производство неприхотливых в обслуживании двигателей, - бизнес-модель «Контракты, основанные на показателях» изменила и ментальность сотрудников.

    · Zopa: основанная в 2005 г., эта компания-новатор, которая работает в сфере финансовых услуг, является первой в мире платформой социального кредитования (бизнес-модель «Ты - мне, я - тебе» описана во второй части книги). Она позволяет частным лицам ссужать друг другу деньги (что). Компания сводит кредиторов, готовых предоставить ссуду, и потенциальных заемщиков, которые заранее оговаривают желаемый размер кредита и приемлемые сроки (как). Благодаря подобной системе кредиты предоставляются без участия банков - несомненное преимущество для кредиторов и заемщиков, поскольку обе стороны получают более приемлемые процентные ставки. Выручка Zopa складывается из сборов, взимаемых только с заемщиков, но не с кредиторов (почему). Помимо создания новых ценностных предложений (например, физические лица выполняют функции банков, предлагая более привлекательные процентные ставки), Zopa удалось изменить механизмы извлечения прибыли и структуры цепочки создания стоимости в сравнении с традиционным банковским и финансовым сектором.

    На примере этих компаний в дальнейшем мы убедимся в том, что инновационное преобразование бизнес-модели всегда сопровождается изменением по крайней мере двух из четырех измерений.

    Как правило, инновационное преобразование бизнес-модели отличается от модификации продукта или процесса в том, что первое затрагивает по меньшей мере два из четырех измерений кто-что-как-почему.

    Цель любой бизнес-модели - «создавать и получать стоимость». Но что интересно: тогда как большинству из тех, кто использует инновационные бизнес-модели, удается создавать стоимость для своих клиентов, многие не в состоянии получить ее для себя. Возьмите, к примеру, веб-сайт YouTube, предоставляющий пользователям возможность бесплатно просматривать и загружать видеоролики. Он спонсируется рекламой. С момента запуска своей инновационной модели YouTube создает значительную стоимость: каждый день сайт посещают примерно два миллиарда человек, а ежеминутно на него загружается свыше 48 часов видеоматериала. Но несмотря на исключительную популярность, YouTube спустя семь лет после своего основания все еще работает в убыток! До сих пор отсутствует жизнеспособная бизнес-модель, которая бы приносила стоимость самому YouTube.

    Социальная сеть Facebook также реализовала весьма успешную бинес-модель. Несмотря на стабильный рост, во время первичного публичного размещения акций в 2012 г. курс акций быстро пошел вниз. Частично столь стремительное падение объясняется тем, что Facebook была не в состоянии получать прежнюю стоимость: возросшая благодаря смартфонам мобильность пользователей лишила рекламный бизнес былой привлекательности, поскольку отображаемая на экранах мобильных телефонов реклама менее эффективна, чем на больших экранах стационарных компьютеров. Приобретение в 2014 г. WhatsApp за $19 млрд должно было повысить получение стоимости от текущих операций и тем самым гарантировать возврат в компанию достаточно большой доли стоимости, которую она создает для клиентов.

    Успешная инновационная бизнес-модель создает стоимоссть для клиентов и обеспечивает получение стоимости компанией. Многие бизнес-модели не позволяют получать достаточную стоимость.


    Похожая информация.


    Введение.

    Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя, одним из принципов, лежащих в основе формирования органов власти. В соответствии с современной концепцией, закрепленной в Конституции Российской Федерации, публичная власть делится на две разновидности - государственную и муниципальную власть.

    Система местного самоуправления в нашей стране еще не сложилась окончательно и находиться на стадии становления, поэтому для ее поддержания необходимо правовое регулирование местного самоуправления, что проявлялось бы в количестве и качестве региональных законов.

    Ответственность призывает и принуждает к неукоснительному соблюдению законов и организационных мер. Известно, что формирование местного самоуправления на местах принадлежит региональному законодательству, так же известно, что региональные нормативные акты в основном говорят, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством.

    В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм, указанных в законодательных актах, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда, они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд в соответствии с действующим законодательством.

    Важно отметить, что ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц обладает рядом особенностей, в виду чего можно говорить о выделении в теории права отраслевого вида ответственности - муниципально-правовой ответственности, которая отличается от других собственными признаками и свойствами и не является суммарным выражением других видов ответственности.

    Главное ее отличие состоит в том, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает не только (и не столько) акцент на кару в плане государственного принуждения, но в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом.

    Более подробно об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления далее.

    Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Местное самоуправление, в основе которого лежит право насе­ления городских и сельских поселений самостоятельно решать во­просы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством предполагает ответственность органов местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» устанавливает круг субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответствен­ность, а также основные формы этой ответственности. Так, органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность:

    а) перед населением муниципального образования;

    б) перед государством;

    в) перед физическими и юридическими лицами.

    Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

    Федеральный закон устанавливает основание для ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением - утрата доверия.Порядок и условия такой ответственности оп­ределяются уставом муниципального образования, а формой от­ветственности является отзыв депутата представительного орга­на или выборного должностного лица местного самоуправления населением.

    Возможность отзыва тех или иных должностных лиц предусмат­ривается уставами муниципальных образований. Однако поря­док отзыва регулируется, прежде всего, законами субъектов Рос­сийской Федерации. Таким образом, Конституционным Судом Российской Феде­рации подтверждено правомочие субъектов Российской Федера­ции самостоятельно решать вопрос о действии на его террито­рии института отзыва депутата, других выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Процедура отзывав целом следующая. Сначала вносится предложение о проведении голосования по отзыву. Оно обычно может вноситься группой граждан в петиционном порядке. Иногда предусматривается внесение предложения избирательным объединением (избирательным блоком), однако оно также долж­но собирать подписи в поддержку инициативы.

    Предложение граждан о проведении голосования по отзыву де­путата утверждается на собрании инициативнойгруппы граждан, имеющих право участвовать в голосовании, по отзыву депутата. Ус­танавливаются требования к численности такой инициативной группы (обычно - 10 человек). Протокол собрания инициативной группы и его копия, заверенная ее уполномоченным представите­лем, в определенный срок после проведения собрания направля­ются в представительныйорган местного самоуправления. Пред­ложение регистрируется, после чего уполномоченному представи­телю инициативной группы выдается свидетельство о приеме до­кументов. В некоторых субъектах Российской Федерации такой предварительнойрегистрации не требуется - инициативная груп­па может сама начать сбор подписей. После этого проводится сбор подписей, (сбор подписей проводится так же, как на выборах). Ус­танавливаются сроки сбора подписей под предложением о прове­дении голосования по отзыву (обычно не более 30 дней со дня вы­дачи свидетельства о приеме документов представительным орга­ном местною самоуправления). Подписи, собранные после исте­чения указанного срока, недействительны.

    По окончании сбора подписей итоговый протокол сбора вме­сте с заполненными подписными листами направляется в предста­вительный орган местного самоуправления. При условии соответ­ствия порядка сбора подписей граждан под предложением о про­ведении голосования по отзыву, а также оснований отзыва требованиям закона, представительный орган местного самоуправления обязан принять решение о назначении голосования об отзыве де­путата и определить дату проведения голосования. Решение о на­значении голосования об отзыве депутата публикуется в местных печатных средствах массовой информации.

    Далее механизм практически такой же, как на выборах: созда­ются участки для голосования, формируется система комиссий по проведению голосования по отзыву (либо такой статус приобрета­ют постоянно действующие избирательные комиссии), уточняютсясписки избирателей, проводится агитация в связи с голосованиемпо отзыву депутата, далее - собственно голосование и подведениеего итогов. Особенностью регулирования стадии агитации обычно является установление гарантий для отзываемого должностного лица - ему оказывается содействие в проведении собраний, пре­дусматривается его право иметь доверенных лиц. Сама процедура отзыва должна обеспечивать возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве ос­нования для отзыва, а избирателям - проводить агитацию (в неко­торых субъектах Российской Федерации предусматривается даже присутствие соответствующего должностного лица на собрании инициативной группы по инициированию отзыва).

    «Практика отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, по сути, является отменой решения предшествующих демократических выборов. Поэтому к такой процедуре следует прибегать только в крайних случаях» .

    В уставе муниципального образования могут быть закрепле­ны основания и виды ответственности иных органов и должно­стных лиц местного самоуправления, которые замещают свою должность по контракту или по решению выборного органа или должностного липа местного самоуправления. В данном случае ответственность наступает не перед населением непосредствен­но, а перед органом или должностным лицом, которым населе­ние управомочило представлять и защищать свои интересы.

    Устав муниципального образования может также содержать различные формы контроля со стороны населения за деятельно­стью органов и должностных лиц местного самоуправления. Наи­более распространенной формой такого контроля являются отче­ты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Как правило, отчеты публикуются в местной печати. В небольших муниципальных образованиях целесообразнее за­слушивать отчеты на собраниях (сходах) граждан.

    Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным насе­лением в значительной мере является конституционно-правовой, поскольку речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения.

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

    Процесс становления системыместного самоуправления уже выявил всю сложность взаимоот­ношений между государственными органами и муниципальны­ми образованиями. Конституционное обеспечение «организаци­онной обособленности местного самоуправления от органов го­сударственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России» превращают местную власть в одну из важней­ших основ конституционного строя страны. Организационно-юридическая обособленность местного самоуправления от госу­дарства отнюдь не означает их функциональное обособление и изолированность. Обе властные системы тесно взаимодействуют, имеют взаимные обязательства и ответственность, несут юриди­ческую ответственность по закону .

    «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий» .

    В случае, если представительный орган местного самоуправле­ния, глава муниципального образования, приняли (издали) норма­тивный правовой акт, который признан судом, противоречащим Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательст­ву субъекта Российской Федерации, уставу муниципального обра­зования, то они обязаны вустановленный решением суда срок от­менить данный нормативный правовой акт или отдельные его по­ложения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

    Если данные нормативные акты или их отдельные положе­ния в установленный срок не отменены и повлекли при этом за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина или на­ступление иного вреда, то представительный орган местного са­моуправления может быть распущен и полномочия главы муни­ципального образования - досрочно прекращены путем отре­шения его от должности. Это происходит согласно следующей процедуре.

    Если представительным органом местного самоуправ­ления, главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия мер в соответствии с Федеральным законом №131.

    В случае если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муниципального образования отрешен от должности не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы муниципального образования от должности.

    Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом №131, распускается законом субъекта Российской Федерации либо федеральным законом, а глава муни­ципального образования отрешается от должности указом (поста­новлением) высшего должностного лица субъекта Российской Фе­дерации (руководителя высшего исполнительного органа государ­ственной власти субъекта РФ), за исключением глав муниципаль­ных образований - столиц и административных центров субъек­тов РФ, либо указом Президента Российской Федерации.

    Верховный Суд республики, краевой, областной суды, суд города федерального значения, суд автономной области, суд ав­тономного округа, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее де­сяти дней со дня ее подачи.

    Этот Федеральный закон предусматривает приведение всего нормативного массива в соответствие с его нормами в течение шести месяцев со дня вступления Закона в юридическую силу. Кроме того, «если представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования не приве­дут в указанный срок свои нормативные правовые акты, при­знанные судом противоречащими Конституции РФ, федераль­ному и региональному законодательству, а также уставу муни­ципального образования, то они несут ответственность» .

    Эти законодательные новеллы направлены не только на уси­ление демократических начал местного самоуправления, но и на укрепление законности в деятельности представительных орга­нов и должностных лиц муниципального управления.

    Так же Федеральный закон №131 предусматри­вает, что ответственность органов и должностных лиц перед фи­зическими и юридическими лицами, а также «государст­венный надзор за законностью деятельности органов и должно­стных лиц местного самоуправления осуществляет Прокуратура РФ» . Прокурорский надзор осуществляется всей системой Прокуратуры Российской Федерации.

    Органы государственной власти также должны нести публично-правовую ответственность за принятие правовых актов, нарушающих права местного самоуправления. Речь здесь идет в первую очередь об органах государственной власти регионов, т.к. именно они принимают основные правовые акты, регулирующие организацию местного самоуправления. Сегодня этот контроль даже более актуален, чем контроль за законностью в деятельности местного самоуправления. Дело в том, что лишь Конституционный Суд РФ вправе фактически отменить неконституционное (незаконное) решение органа власти субъекта РФ (особенно если речь идет о законодательном органе).

    Заключение.

    Итак, в заключение можно подвести такой итог.

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществление или ненадлежащее осуществление своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлени я в Российской Федерации» выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления: перед населением муниципального образования; перед государством; перед физическими и юридическими лицами.

    Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

    Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности: при утрате доверия; издании незаконных правовых актов; неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

    Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.

    Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

    Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

    Список использованных источников и литературы.

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.

    2. Федеральный конституционный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.// Собрание законодательства РФ. 2003. № 131.

    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 марта 2010 г.// Собрание законодательства РФ. 2001. №195.

    4. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 08.01.1998 г.// Собрание законодательства РФ. 1998. №8.

    5. Баранчиков В.А. Муниципальное право Российской Федерации.// Баранчиков В.А. - М.: Экзамен, 2005.

    6. Кокотов А.Н. и др. Муниципальное право России.// Кокотов А.Н. – М.: Юристъ, 2007.


    Кодек РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.// СЗ РФ. 2001. №195. Ст. 2.4.

    Федеральный закон от 08.01.1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».// СЗ РФ. 1998. №8. Ст. 14.

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. Ст. 3.

    Кокотов А.Н. и др. Муниципальное право России.// Кокотов А.Н. М.. 2007. С – 325.

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек. Ст. 12.

    Федеральный закон от 06/10/2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// СЗ РФ. 2003. №131. Ст. 72.

    Федеральный закон от 06/10/2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// СЗ РФ. 2003. №131. Ст. 2 ч.3.

    Федеральный закон от 06/10/2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// СЗ РФ. 2003. №131. Ст.51.

    Ответственность перед населением наступает в результате действий или без­действия органов и должностных лиц местного самоуправления, приведших к утрате доверия к ним со стороны населения. Результатом может быть досроч­ное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц и другие меры, определяемые уставом муниципального образования.

    Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции и законов РФ и субъектов РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадле­жащего осуществления указанными органами и должностными лицами передан­ных им отдельных государственных полномочий. При этом ответственность за осуществление органами местного самоуправления государственных полномо­чий наступает лишь в той мере, в какой они обеспечены соответствующими ор­ганами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

    Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ предусматривает специальную про­цедуру реализации ответственности органов и выборных должностных лиц ме­стного самоуправления перед государством. Законодательный орган субъекта РФ в отношении представительного органа муниципального образования, а гла­ва высшего исполнительного органа субъекта РФ в отношении избранного гла­вы муниципального образования имеют право на досрочное прекращение их полномочий, Это возможно в том случае, если судом будет признано несоответ­ствие законодательству нормативных актов, принятых указанными органами и должностными лицами местного самоуправления, а совершенные противо­правные акты не будут ими отменены в установленные сроки после решения суда.

    Федеральный закон 2003 года предусматривает также возможность временно­го осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ. Такая ситуация может возник­нуть, если вследствие решений, действий или бездействия органов местного са­моуправления муниципальное образование оказывается неплатежеспособным или если при реализации государственных полномочий органами местного само­управления допускается нецелевое расходование бюджетных средств, получен­ных за счет субвенций. Нарушение действующего законодательства должно быть установлено судом.

    Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает при нарушении ими чьих-либо законных прав и интересов, причинении имущественного и морального ущерба, невыполнении условий хозяйственных договоров и соглашений и т. д. Ответст­венность в этом случае наступает в соответствии с гражданским законодатель­ством.


    Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления

    Не вмешиваясь в решение вопросов местного значения, государство в то же вре­мя не может не контролировать деятельность органов и должностных лиц мест­ного самоуправления. При этом в Российской Федерации (согласно ст. 8 Евро­пейской Хартии местного самоуправления) любой административный контроль

    ♦ осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституци­ей или законом;

    ♦ предназначаться лишь для обеспечения законности и конституционных принципов;

    ♦ осуществляться так, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых интересов.

    Эти принципы не исключают контроля государства над выполнением органа­ми местного самоуправления делегированных им государственных полномочий.

    Общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на Прокуратуру РФ. В случае выяв­ления противоречащих закону правовых актов местного самоуправления проку­рор соответствующего уровня обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу. Он подлежит рассмотрению в 10-дневный срок или на ближайшем очередном заседании представительного органа муни­ципального образования. В случае отклонения протеста прокурор вправе обра­титься в суд.

    Соответствие законодательству устава муниципального образования контро­лирует орган юстиции, на который возложена его регистрация.

    Уполномоченные органы государственной власти контролируют осуществле­ние органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

    Контроль над деятельностью органов и должностных лиц местного само­управления в отдельных сферах муниципальной деятельности осуществляют уполномоченные федеральные службы: финансового, санитарно-эпидемиологи­ческого, земельного, экологического, водного, рыбного, лесного и другого кон­троля и надзора.

    В рамках своей компетенции федеральные службы вправе:

    ♦ направлять органам и должностным лицам местного самоуправления реко­мендации и методические материалы по решению возложенных на них задач;

    ♦ при выявлении нарушении или невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им соответствую­щие предписания;

    ♦ издавать и направлять органам и должностным лицам местного самоуправ­ления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффек­тивности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);

    ♦ вносить представления в органы прокуратуры в случаях, если органы и должностные лица местного самоуправления не выполнят в установленные сроки направленных им рекомендаций.

    Федеральные службы не имеют права вмешиваться в дела местного сообще­ства за пределами своей компетенции. Они также не вправе отдавать органам и должностным лицам местного самоуправления распоряжения по решению во­просов местного значения.

    Судебный контроль призван обеспечить законность, непредвзятость, справед­ливость. Он является наиболее формализованным, строится исключительно на правовых аргументах и осуществляется всеми видами судов. Судебный контроль в отношении органов местного самоуправления необходим, чтобы обезопасить граждан и юридические лица от ошибок и незаконных решений этих органов. Ре­шения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.

    Самые распространенные случаи судебного обжалования решений органов ме­стного самоуправления - введение различных не предусмотренных законодатель­ством местных сборов, ограничения на ввоз или вывоз определенных товаров (на­пример, алкогольной продукции), нарушения, наблюдаемые при приватизации объектов муниципальной собственности, выделении земельных участков под за­стройку и т. п. В качестве истцов в судах выступают физические и юридические лица, чьи законные права нарушаются решениями органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прокуроры в случае отклонения их протестов.

    Взаимоотношения органов местного самоуправления

    с территориальными структурами органов государственной власти

    На территории муниципального образования действуют многочисленные терри­ториальные подразделения федеральных органов государственной власти. Пра­вовую основу их деятельности составляют отраслевые федеральные законы и ве­домственные нормативные акты. Эти органы не вмешиваются в деятельность местного самоуправления, если это не входит в их должностные обязанности, а органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность органов государственной власти. Для решения общих задач между ними должно быть установлено взаимодействие. Муниципальное образование содействует государ­ственным органам в аренде служебных помещений, выделении земельных участ­ков, оказании социальных услуг для их работников (на средства последних). Решения органов местного самоуправления по вопросам местного значения обязательны для государственных органов и их работников как жителей муни­ципального образования. К числу соответствующих государственных структур относятся следующие.

    1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы, т. е. воинские части военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, МЧС, исправительно-трудовые учреждения, налоговые, казначейские, таможенные и другие органы, дей­ствующие в соответствии с поставленными перед ними задачами. Однако они обязаны согласовывать с органами местного самоуправления проводимые ими акции, способные повлиять на жизнедеятельность населения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий может давать этим органам отдельные поручения (например, провести проверку, представить информацию и т. п.). Силовые органы информируют главу муниципального образования -
    при соблюдении необходимой служебной тайны - о состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих мероприятиях. Муниципальное образо­вание оказывает содействие в их работе.

    2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф, средства телеком­муникации и т. п.). Большинство этих компаний стали акционерными, хотя го­сударство сохранило решающее влияние на их деятельность, обладая нередко контрольным пакетом акций. Деятельность инфраструктурных ведомств оказы­вает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообществ. Они могут выполнять отдельные поручения главы муниципального образования в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать существенное влияние на деятельность естественных монопо­лий и их ценовую политику.

    3. Федеральные службы, осуществляющие государственный контроль и надзор в отдельных сферах деятельности (в сфере защиты прав потребителей и бла­гополучия человека, экологии и природопользования, транспорта, по тарифам, служба финансово-бюджетного надзора и др.). Их задача - проверять соблюде­ние законодательства и норм в соответствующих сферах всеми субъектами дея­тельности на территории муниципального образования, в том числе и самими органами местного самоуправления. Федеральные службы обязаны информи­ровать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, выдавать нарушителям предписания об устранении нарушений. Органы местного само­управления содействуют устранению нарушений и обязаны рассматривать ад­ресованные им, а также муниципальным предприятиями учреждениям пред­писания, а также принимать соответствующие меры. Некоторые федеральные службы наделены правом наложения штрафных и иных санкций в администра­тивном порядке.

    4. Территориальные подразделения Федеральной службы по труду и занято­сти. Совместно с органами местного самоуправления они проводят большую ра­боту по созданию и регулированию рынка рабочих мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в трудоустройстве, выплате пособий по безработи­це, снижая тем самым уровень социальной напряженности на местах.

    5. Территориальные органы Государственного пенсионного фонда, работаю­щие в тесном взаимодействии с муниципальными органами социальной защиты населения.

    6. Территориальные органы Федеральной службы государственной статисти­ки. Органы местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять им всю необходимую информацию в установленном порядке. Со своей стороны, ор­ганы местного самоуправления заинтересованы в получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической информации и могут устанавливать с ними договорные отношения.

    7. По ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы государства и ме­стного самоуправления, существуют органы двойного подчинения. Примером яв­ляется милиция. На нее возложена как задача борьбы с преступностью, которая является государственным делом, так и охрана общественного порядка, относящаяся по законодательству к вопросам местного значения. Во многих странах государственная и местная полиция разделены и имеют собственные полномо­чия. По российскому законодательству милиция является государственным ор­ганом, но местное управление (отдел) внутренних дел находится в двойном под­чинении, считаясь подразделением местной администрации. Оно оперативно
    подчиняется главе местной администрации, в то время как финансирует местное управление внутренних дел, назначает и снимает его начальника руководитель органа внутренних дел субъекта РФ. Федеральным законом 2003 года предусматривается передача организации охраны общественного порядка на террито­риях муниципальных районов и городских округов органам муниципальной ми­лиции, которая должна быть создана.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация