Рабочая тетрадь по избирательному праву. Нормой частного права является норма об. Две разновидности заданий-задач: что общего? Каковы различия

Главная / Бизнес

Текущая страница: 10 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

11. Почему задания на конкретизацию отнесены к заданиям высокого уровня сложности?

Задания, требующие конкретизировать какое-либо общее явление, теоретическое положение комплексом примеров справедливо отнесены к одним из наиболее сложных в рамках единого экзамена по обществознанию.

Попробуем разобраться в причинах этих трудностей и определить возможные пути их преодоления.

«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, очень большое и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную известность; реальные события и смоделированные ситуации. Последние уже содержат определенный элемент обобщения. Обратим внимание на это обстоятельство. Здесь кроется еще одна причина затруднений в выполнении данных заданий. Положения или понятия, требующие конкретизации, как правило, носят очень общий, иногда предельно абстрактный характер (такова специфика обществоведческого знания). И содержательное расстояние между таким понятием и отдельным фактом очень велико; его не преодолеешь, что называется, в одно касание. Приходится идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т. д. Одновременно все более четко очерчивается та область, из которой уместно почерпнуть нужные примеры.

Поясним сказанное, обратившись к примеру.


Задание 1. Раскройте на примерах методы, присущие научному познанию.

Комментарий. Его выполнение начинается с припоминания этих методов: эксперимент, научное наблюдение, моделирование, математические расчеты, выдвижение гипотез и др. Затем уместно обратиться к фактам научной жизни и конкретизировать отдельные методы (например, астрономические наблюдения, гипотеза строения атома, эксперименты в области ядерной физики и т. п.).

В тех случаях, когда условие развернуть не удается, ответ получается неубедительным, а то и просто неверным. Обратимся к отрывкам из ответов учеников, выполнявших такое задание: «Приведите примеры, показывающие роль практики как критерия истины».

«Ученик предполагает, что верно решил задачу. Но для получения истины надо сделать проверку».

«Истиной является то, что доказано практикой. Например, хороший ответ ученика на экзамене».

«Методом наблюдений установлено, что в сутках 24 часа».

Мало кто из выполнявших данное задание попытался развернуть его условие. А вместе с тем было бы очень полезно выделить и обозначить следующие положения, отражающие роль практики в познавательной деятельности человека. Во-первых, многие свойства предметов устанавливаются при непосредственном взаимодействии с ними, т. е. на практике. Вот как эта мысль была выражена в ответе одной ученицы: «Сколько ребенку ни говори, что горячая сковорода больно жжет, он не убедится, пока не попробует сам». Во-вторых, истинность знаний и представлений, полученных доопытным путем (правильность расчетов, разработок, гипотез), проверяется на практике – в эксперименте, в ходе производства продукта, на историческом опыте (отсюда, кстати, видно, сколь широко понятие практики). Так, создание в конце 40-х годов атомного оружия, а затем строительство атомных электростанций стало практическим подтверждением верности идей, выдвинутых в области ядерной физики в 30-е годы.

Наряду с реальными фактами в целях конкретизации, как уже говорилось, могут использоваться смоделированные ситуации. Обратимся к еще одному заданию единого экзамена.


Задание 2. Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания.

Вот как может выглядеть конкретизирующая часть. Допустим, социолог изучает особенности современной семьи. Сам он имеет опыт семейной жизни, знает, как складываются семейные отношения у близких и знакомых людей. Писателю этого знания, возможно, было бы достаточно. Однако ученый должен привлечь данные, отражающие ситуацию в этой области в целом. Как объективный исследователь, он будет принимать во внимание всю совокупность фактов. Однако вряд ли он может остаться полностью беспристрастным. Его собственные взгляды на изучаемую проблему будут влиять и на отбор материала, и на интерпретацию имеющихся у него данных. Предположим, что наш исследователь – убежденный сторонник строгого распределения семейных обязанностей на основе традиционных представлений о ролях мужчины и женщины в семье. Выявленные им, к примеру, факты все более частого подключения мужчин к выполнению обычно женских обязанностей (уход за детьми, уборка квартиры, покупка продуктов и т. п.) он как исследователь не будет скрывать, но скорее всего истолкует как проявление кризиса в семейных отношениях.

12. Две разновидности заданий-задач: что общего? Каковы различия?

Рассмотрим разновидности заданий-задач единого экзамена.


Задание 1. Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению значительной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ.


Задание 2. В известной сказке А.С. Пушкина героиня произносит следующую фразу: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой». Она хотела изменить

1) социальное происхождение

2) семейное положение

3) социальный статус

4) профессию.

Комментарий. Задачи, независимо от своего вида, имеют следующую структуру: относительно развернутое условие и проблемный вопрос или требование, на который предстоит искать ответ или решение.

Очевидно, что задания, подобные примеру 1, требуют полного (развернутого) ответа. Это задачи высокого уровня сложности: они основаны на применении усвоенных знаний в новой ситуации в контексте определенной проблемы. Такие задачи входят в часть 3 (С) экзаменационной работы. Необходимо самостоятельно найти решение и привести убедительные аргументы его правильности; именно доказательство является определяющей особенностью решения задачи.

Задание, приведенное во втором примере, направлено на выбор одной из четырех предложенных позиций. Это задачи базового уровня, они входят в часть 1 (А) экзаменационной работы.

Некоторые задания-задачи требуют формулировать собственную позицию (мнение, отношение, точку зрения) по предложенному вопросу. Может ли несовпадение позиции выпускника с точкой зрения эксперта, проверяющего ответ, повлиять на оценку ответа? Нет, потому что при проверке выполнения подобных задач оцениваются не взгляды и убеждения выпускника, а убедительность приводимых им доказательств. Именно качество аргументации определяет оценку решения задачи. Формулируя свою собственную точку зрения или позицию, важно: правильно использовать в контексте ответа обществоведческие термины и понятия; аргументировать свои суждения, опираясь на факты общественной жизни и личный социальный опыт; раскрывать многообразие существующих взаимосвязей.

13. Какие умения необходимы для того, чтобы правильно решать задачи?

Процесс решения задач с психологической точки зрения представляет собой последовательный (шаг за шагом) переход от одного элемента проблемной ситуации к другому на базе глубокого и всестороннего предварительного анализа условия задачи.

Полученный на каждом этапе анализа промежуточный вывод соотносится с условием задачи с целью установления его соответствия отдельным требованиям. Признанные верными промежуточные выводы суммируются, образуя решение задачи. Затем проводится ретроспективный анализ целого решения, позволяющий определить его правильность и выявить наличие (отсутствие) более рационального пути и способов решения.

Итак, деятельность при решении задач включает преобразование учебной информации, оперирование ею, поиск аргументов для подтверждения или опровержения выдвинутого в условии положения, анализ результатов. Для успешного выполнения задач необходимы следующие умения:

– анализировать состав задачи (выявлять совокупность и описывать структурные связи между ними);

– определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном («зашифрованном») виде;

– выявлять область, из которой следует привлечь недостающие знания (устанавливать контекст данной проблемы);

– переформулировать условие задачи, соединяя данные условия с дополнительно привлекаемой информацией;

– составлять план решения;

– аргументировать промежуточные выводы;

– выделять обобщенный алгоритм решения (если это возможно);

– производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.

14. Каков алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом?

Целесообразно выделить следующие этапы решения.

1. Внимательное ознакомление с условием задачи и уяснение вопроса. В случае необходимости уточнение значения непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника (к сожалению, это уточнение невозможно провести в условиях экзамена, поэтому здесь явные преимущества у тех, кто уверенно владеет базовыми понятиями курса).

2. Соотнесение вопросов или предписаний, сформулированных в задаче, с ее условием. Это позволяет установить, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Уяснение того, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача, сокращение этой области до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо актуализировать; соотнесение этой информации с условием задачи.

4. Проектирование предполагаемого ответа в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Аргументация каждого этапа решения.

6. Проверка правильности полученного ответа:

– соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

– если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

– нет ли противоречий между отдельными аргументами;

– нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому решению;

– не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.

А теперь рассмотрим на конкретном примере технологию работы по предлагаемому алгоритму.


Задание. Подростки без разрешения взяли «покататься» машину гражданина Т., а потом вернули ее на прежнее место. Являются ли их действия правонарушением? Свой ответ обоснуйте двумя аргументами.

Комментарий. Поэтапно решим эту задачу:

1. Внимательно прочитаем условие и вопросы и уясним, что требование задачи состоит из двух частей – четкого указания, являются ли действия подростков противоправными, и аргументации этого утверждения (два довода) – следовательно, обе эти позиции должны содержаться в ответе.

2. «Свернем» условие, отразив ситуацию в кратком виде, но сохранив всю важную информацию: подростки взяли машину без разрешения ее владельца.

3. Установим содержательную область, к которой относится данное задание, – это правоведение, сузим эту область с учетом условия задачи – речь идет о признаках правонарушения.

4. Вспомним, что правонарушение есть акт (действие или бездействие), противоречащий нормам права, виновный, наносящий определенный вред обществу и поэтому в той или иной мере опасный, влекущий за собой юридическую ответственность.

5. А теперь соотнесем эти признаки с предложенной ситуацией: подростки совершили виновное деяние, нарушающее права собственника и противоречащее нормам права (угон автотранспортного средства, принадлежащего гражданину Т.), причем нормы права были нарушены еще и использованием автотранспортного средства без соответствующих прав, что создало реальную угрозу как для жизни и здоровья самих подростков, так и для пешеходов и других водителей.

6. Теперь сформулируем ответ, помня о том, что он должен состоять из двух частей – утверждения и аргументации (два аргумента):

– подростки совершили правонарушение, так как было совершено действие, нарушающее права собственника (угон автотранспортного средства);

– действия подростков создали угрозу общественной безопасности.

7. Убедимся в правильности данного ответа, проверив, логичен ли он, все ли требования задачи были учтены, нет ли в содержании условия данных, противоречащих ответу.

Готовясь к сдаче единого экзамена, целесообразно поупражняться в решении различных задач, чтобы приобрести необходимый опыт, закрепить последовательность выполнения основных операций.

15. Задача с открытым ответом: как выбрать нужные аргументы?

Рассмотрим пример задачи, в которой само решение не столь однозначно, а круг аргументов существенно шире, чем в случае с ситуацией, имеющей признаки правонарушения. Оценка здесь будет во многом зависеть от логичности изложения и умения применить в данном контексте обществоведческую терминологию.


Задание. В конце XIX в. американский инженер Ф. Тейлор провел любопытный эксперимент. Он предложил самому тщеславному рабочему следующие условия: если он повысит производительность труда в 1,5 раза, то ему увеличат заработок и переведут в разряд квалифицированных рабочих. Предложение было очень заманчивым. Рабочий думал несколько дней и… отказался. Как вы думаете, что заставило его отказаться от возможности повысить свой статус? Приведите три объяснения.

Комментарий. Решим задачу по известному алгоритму.

1. Внимательно прочтем условие задачи и уясним, что необходимо привести три объяснения данного факта.

Уточним имеющиеся в условии и требовании задачи термины и понятия: эксперимент (проба, опыт), производительность труда (количество продукции, выпускаемое за единицу времени), квалифицированные рабочие (группа высокооплачиваемых рабочих, обладающих специальными знаниями, умениями и навыками для высококачественного и высокопроизводительного труда), статус (положение человека в обществе, определяющее его права и обязанности).

2. Переформулируем условие с целью выявления сведений, необходимых для решения задачи:

– инженер задумал эксперимент, очевидно, для того, чтобы мотивировать низкооплачиваемых рабочих приобрести новые знания и умения для повышения производительности труда;

– рабочий, которому был предложен эксперимент, не относился к разряду квалифицированных;

– от рабочего требовалось увеличить производительность труда в 1,5 раза;

– в качестве награды ему было предложено повышение зарплаты и изменение социального статуса;

– неизвестно, насколько должна была повыситься заработная плата рабочего, если бы он удачно участвовал в предложенном эксперименте;

– рабочий не стал участвовать в эксперименте.

3. Подумаем, какие дополнительные знания необходимо привлечь:

– задача носит интегративный характер, проверяя знание экономических и социальных аспектов общественной жизни;

– нам необходимо привлечь знания о труде и заработной плате, а также социальном статусе и ролевом наборе, социальной мобильности.

4. Наметим возможные объяснения:

– неуверенность рабочего в своих силах (не сможет устойчиво повысить производительность своего труда в 1,5 раза);

– обещанное повышение заработной платы, размер которого неизвестен, могло оказаться существенно меньше необходимых трудовых затрат;

– обещанное повышение социального статуса является «палкой о двух концах», поскольку предполагает не только новые возможности, но и новые обязанности: остановить рабочего могло понимание того, что более высокий статус наряду с большими экономическими возможностями предъявит более высокие требования, соответствовать которым он вряд ли сможет;

– нужно учитывать и возможную боязнь порвать уже устоявшиеся, привычные социальные связи и при этом не установить столь же комфортные новые (неизвестно, как примет его новое окружение).

5. Мы наметили несколько возможных объяснений решения рабочего, теперь сформулируем ответ более четко (учитывая субъективность оценки заданий с открытым ответом, приведем не требуемые три, а четыре аргумента):

– рабочий не был уверен в том, что сможет устойчиво выполнять условия эксперимента;

– предложенная заработная плата могла быть неадекватна необходимым трудовым затратам;

– рабочий не был уверен в том, что сможет соответствовать требованиям нового социального статуса;

– рабочий боялся порвать устоявшиеся социальные связи и не установить столь же комфортные новые.

6. Убедимся в логичности и достаточности выдвинутых предположений, проверим, не противоречат ли они данным условия задачи.

16. Как подойти к решению задач с выбором ответа?

Мы подробно рассмотрели технологию решения обществоведческих задач с развернутым ответом, но в заданиях части 1 (А) содержатся задачи с выбором ответа. Процесс их решения проще, хотя в основе лежат те же этапы и действия, что и в случаях заданий-задач с развернутым ответом.

Рассмотрим процесс решения на конкретных примерах.


Задание. Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С., врача по профессии, постоянно проживающую в стране в течение 11 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Какова причина отказа?

1) несоответствие пола

2) несоответствие возраста

3) несоответствие срока проживания на территории РФ

4) несоответствие профессии

Тема: Вводное занятие

1. Заполни пропуски в схеме «Ветви и органы власти в РФ »

Ветви власти РФ

Судебная

Арбитражные суды

Государственная дума

2. Дайте определения

1. Вече-__________________________________________________________________

2. Земский собор-____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Городская дума-___________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Государственная дума-____________________________________________________________________________________________________________________________________5. Учредительное собрание-______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выберите правильный ответ

3.1. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

1) представляет собой волевое действие

2) побуждает людей к определенным действиям

3) обращается с помощью права ко всем гражданам

4) является отношением между людьми и социальными группами

3.2.Систему разделения властей в РФ характеризует

1) подчинение судей парламенту

2) подчинение Правительства РФ Государственной Думе

3) самостоятельность каждой из ветвей власти

4) соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе

3.3.Высшим органом исполнительной власти на территории РФ является

1) прокуратура 2) правительство 3) президент 4) Государственная Дума

3.4. Парламент страны П. формируется из представителей основных

политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный

избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще

один, характерный для избирательной системы страны П.

1) Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

2) Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством

уже за их политическую программу.

4) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении

кандидатов.

3.5. Что из указанного непосредственно связано понятием «власть» ?

Тема 1: Общие вопросы избирательного права

    Установите соответствие

Суверенитет

установленное законом условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению определённых политических прав или условие, необходимое для внесения предприятия в определённый список, реестр; надзор или цензура за содержанием печатной продукции и деятельностью СМИ

Электорат

форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба

Избирательный ценз

свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство

Референдум

основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина

Ответы впишите в таблицу

    Типы избирательных систем. Заполните пропуски в таблице

Название типа избирательной системы

Характерные признаки

Мажоритарная

равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками являются - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами

Смешанная

3. Выберите правильный ответ

3.1.Верны ли следующие утверждения об избирательных системах:

А. Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

Б. Мажоритарная система создает преимущество малочисленным партиям.

1) верно только А 3) оба ответа верны

2) верно только Б 4) оба ответа неверны

3.2.Только для пропорциональной избирательной системы является характерным:

1) выдвижение кандидатов по одномандатным округам

2) незначительная роль политических партий предвыборной борьбе

3) выдвижение кандидатов списком от политических партий движений

4) правдивое объективное информирование избирателей о кандидатах их программах

Тема 2: Субъекты избирательного права

1. Впишите недостающую категорию субъектов избирательного права

избиратели или граждане, наделенные активными избирательными правами

кандидаты на выборные должности, а также избирательные объединения и избирательные блоки, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидата на выборную должность; представители кандидатов, их доверенные лица, наблюдатели на выборах

2.Составьте алгоритм действий при выдвижении кандидата в депутаты Государственной думы

3.Перечислите требования к кандидатам в депутаты Государственной думы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Выберите правильный ответ

4.1.Политическая партия представляет собой:

а) высшую форму классовой организации;

б) устойчивую политическую организацию, объединяющую лиц с общими интересами и идеалами;

в) наиболее активную часть класса, объединенную в организацию.

4.2. Четвертой властью называют:

а) профсоюзы;

б) общественные организации;

в) средства массовой информации.

5. Выдержки из федерального закона

«О выборах Президента Российской Федерации»

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации.

1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и иными Федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Статья 7. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации избирательными комиссиями.

1. Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Тема 3: Стадии избирательного процесса

1.Заполните таблицу

Стадии избирательного процесса

Действия кандидатов и их представителей

Избирательные комиссии

Назначение выборов

Выдвижение кандидатов

2.Дайте определения

2.1.Избирательная комиссия____________________________________________________________________________________________________________________________2.2.Избирательный округ________________________________________________________________________________________________________________________________2.3.Федеральные списки______________________________________________________________________________________________________________________________

2.4.Агитация_________________________________________________________________________________________________________________________

2.5.Избирательный бюллетень___________________________________________________________________________________________________________________________

3.1.Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти РФ?

собрания.

Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на

альтернативной основе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тема: Итоговое повторение

1.Ответьте на вопросы

1.1.Назовите дату проведения новых выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления____________________________________________________

1.2.Кто назначает выборы в органы государственной власти РФ, субъектов федерации и органы местного самоуправления?______________________________________________________________________________________________________________________

1.3.Проводились ли референдумы в РФ, в субъекте федерации, где вы проживаете?_________________________________________________________________________________________________________________________

1.4.По какой избирательной системе проводились последние выборы депутатов Государственной Думы?______________________________________________________________________________________________________________________________

1.5.Как избирательное законодательство в РФ регламентирует порядок финансирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы?______________________________________________________________________________________________________________________________

1.6.Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы?______________________________________________________________________________________________________________________________

1.7.Каков срок проведения предвыборной агитации в СМИ?_______________________________________________________________________________________________________________________________

1.8.Кому запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды политических партий, выдвинувших федеральный список кандидатов?__________________________________________________________________________________________________________________________

1.10. При наличии каких документов избиратель может получить избирательный бюллетень?__________________________________________________________________________________________________________________________

1.11. Может ли избиратель, совершивший ошибку при заполнения бюллетеня, получить новый избирательный бюллетень?__________________________________________________________________________________________________________________________

1.12.Когда по закону «О выборах Президента РФ» выборы считаются несостоявшимися_____________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)На волне предвыборной кампании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2)Основу программы партии составили требования расширения демократических прав свобод, гарантии прав частных собственников, амнистии капиталов. (3)Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии нашей стране.(4)В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателя.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

3.1.Какое требование, предъявляемое избирателям, противоречит демократической избирательной системе?

1) вписывать свои паспортные данные бюллетень для голосования"

3) заранее брать открепительный талон для голосования на другом

избирательном участке

4) предъявлять общегражданский паспорт для получения избирательного бюллетеня

3.2. Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С. католического вероисповедания, врача по профессии, постоянно проживающую стране течение 11 лет; кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Причина отказа - несоответствие правовой норме

2) возраста

3) срока проживания на территории РФ

4) вероисповедания

Литература:

    Основы избирательного права РФ: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 192с.

    Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах: на основе ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» / А.В.Плаксин. - М.: ЦИК РФ, Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ, Издательская серия: «Прикладная юриспруденция», 2007. - 64с.

3. ЕГЭ 2009. Обществозвввие. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Е. С. Королькова др. - М. : Экемо, 2008. - 120 е.

4. ЕГЭ 2010. Обществозвввие. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Е. С. Королькова др. - М. : Экемо, 2009. - 120 е.

5. ЕГЭ 2011. Обществозвввие. Тренировочные задания / Е. Л. Рутковская, О. А. Котова, Е. С. Королькова др. - М. : Экемо, 2010. - 120 е.

Структура экономической деятельности

Производство распределение обмен ….

2. Что может стать предметом купли – продажи на рынке капитала?

В) только для свободной рыночной экономики

Г) для любой экономической системы

4. На рынке капиталов обращаются (-ется):

Б) рабочая сила Г) ценные бумаги

5. Рыночная цена определяется:

А) продавцами товара

Б) покупателями товара

В) в результате взаимодействия спроса и предложения

Г) предприятием – производителем товара

7. Семейным бюджетом называется:

А) сумма доходов за определенный период

Б) сумма денег, необходимая для обеспечения жизни семьи

В) совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период

Г) сумма основных расходов за определенный период

А) Конституция принимается в соответствии с остальными нормативными актамип

Б) нормы Конституции равнозначимы остальным нормативным актам

В) все нормативные акты принимаются в соответствии с Конституцией

Г) согласование нормативных актов с основными положениями Конституции не является обязательным

5. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

А) не указана в официальных справочниках

Б) мешает образованию и вредит здоровью

В) не соответствует интересам и склонностям ребенка

Г) посягает на достоинство и значимость личности ребенка

6. Проступок отличает от преступления:

А) противоправность В) степень социальной опасности

Б) виновность Г) юридическая ответственность

7. Прогул студентом учебных занятий, неявка на аттестационную сессию без уважительной причины повлечет за собой привлечение к ответственности:

А) административной В) дисциплинарной

Б) уголовной Г) гражданско - правовой

8. Что является примером нормы гражданского права:

1. Вставьте слово вместо пропуска:

Отрасли российского права

земельное финансовое

конституционное семейное уголовное …

гражданское административное

2. Установите соответствие между отраслями права и свойственными им понятиями:

Отрасли права: Понятия:

А) увольнение с работы В) штраф

8. В перечне прав потребителя является лишним:

А) право на информацию о товаре

Б) право на установление объемов производства товара

В) право на замену товара изделием лучшего качества

9. Примером нормы уголовного права является:

А) арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета

распоряжения им

Б) принадлежность каждому человеку от рождения основных прав и свобод

В) преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или

косвенным умыслом

Г) право на безопасность товара

Д) право на участие в референдуме

Е) право на жизнь

1. Как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи – героев « Сказки о рыбаке и рыбке» (если предположить, что в сказке действуют современные законы)? Объясните, почему.

« Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

Право.

Вариант №3.

1. Элементом системы права является:

А) источник права В) правоотношения

Б) принцип права Г) институт права

2. Какое суждение верно?

а) Правовой акт – это один из видов юридического прецедента.

б) Правовой акт – это документ, который устанавливает и вводит в действие нормы права.

А) верно только а; Б) верно только б; В) верны и а, и б; Г) оба суждения неверны

3. Основополагающим документом о правах человека является:

А) Конвенция о правах ребенка В) Всеобщая декларация о правах человека

Б) Пакт о гражданских правах Г) Билль о правах человека

4. Высшей юридической силой в иерархии правовых актов обладает:

А) Конституция В) постановление правительства

Б) Федеральный закон Г) закон субъекта Федерации

5. Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С., врача по профессии, постоян-

но проживающую в стране в течение 11 лет, кандидатом на Пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Какова причина отказа?

А) несоответствие пола В) несоответствие срока проживания на территории РФ

Б) несоответствие возраста Г) несоответствие профессии

6. Преступлением является:

А) гражданин К. систематически опаздывал на работу

Б) гражданин Б. не оплатил за проезд в автобусе

В) гражданин М. переходил улицу в неположенном месте

Г) гражданин Л. распространял наркотики

7. Юридическая ответственность – это предусмотренное нормами права ответственность за:

А) невыполненное обещание В) мысль о дезертирстве

Б) грамматические ошибки Г) дисциплинарный проступок

8. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве?

а) регулирует отношения между воюющими государствами

б) стремится смягчить последствия войн

9. Что является примером нормы административного права:

А) граждане РФ имеют равный доступ к информации

Б) неприятие землепользователями мер по борьбе с сорняками влечет предупреждение

В) лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, не освобожда-

Г) земли, пригодные для нужд сельского хозяйства , предоставляются прежде всего для сельскохозяйственных целей

10. Примером нормы семейного права является:

А) зарплата за все время отпуска выплачивается не позднее, чем за один день до начала отпуска

Б) устанавливается брачный возраст

В) каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность

Г) вышестоящий суд вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду

1. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Совершение преступления влечет за собой применение к виновному мер … ответственнос-

2. Установите соответствие видов правонарушения и их характеристик:

А) преступление В) максимальная степень общественной опасности

Б) проступок Г) меньшая степень общественной опасности

Д) посягательство на наиболее социально значимые интересы

Е) перечень правонарушений предусмотрен уголовным законода-

тельством

1. Вы пришли на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил вашей фамилии в списках избирателей. Как следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести вашу фамилию в дополнитель-

2. Прочитайте ниже приведенное высказывание и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведе-

ния и, опираясь на собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обо-

нование своей позиции:

« Закон – это не паутина, сквозь которую крупные мухи пробиваются, а мелкие застревают».

(О. Бальзак)

Право.

Вариант №4.

1. Верны ли суждения?

а) Система права – внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм.

б) Система права - это основные направления деятельности государства.

А) верно только а; Б) верно только б; В) верно и а, и б; Г) оба суждения неверны

2. К подзаконным актам относится:

А) закон РФ В) закон субъекта РФ

Б) Указ Президента Г) конституция

3. Ведущим документом, на основе которого были приняты международные нормативные ак -

ты в области прав человека, является:

А) Гражданский кодекс РФ В) Закон РФ «Об образовании»

Б) Семейный кодекс РФ Г) Всеобщая декларация прав человека

9. Примером нормы уголовного права является то, что:

А) при жизни супругов брак может быть расторгнут путем развода по заявлению одного или

обоих супругов

Б) виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности

В) гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается

Г) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации

10.Добровольный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключенный для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, определяется в законодательстве как:

А) договор В) опека

Б) брак Г) попечительство

1. Запишите понятие, пропущенное в следующей фразе:

« Совокупность норм права, регулирующих определенную часть общественных отношений, называется…».

2.Установите соответствие между видами правонарушений и отраслями права:

А) уголовное право В) переход улицы на красный сигнал светофора

Б) административное право Г) распространение наркотиков

Д) дебош в общественном месте

Е) терроризм

Ж) безбилетный проезд в транспорте

З) похищение человека

1. Раскройте на примере признаки административного проступка.

2. Прочитайте ниже приведенное высказывание и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведения и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции:

«Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы». (Н. Карамзин)

Описание верных ответов части А.

Общество, человек,

деятельность.

Политическая сфера.

Экономическая сфера.

Вам предлагается выполнить тренировочный тест по обществознанию по теме «Право» за курс 9–11 классов: 29 заданий с выбором одного правильного ответа. При неверном ответе выдается сообщение. В случае правильного ответа, предлагается следующий вопрос.

После выполнения теста подсчитывается число ошибок и выставляется оценка (на «пятёрку» допускается 2 ошибки).

Для прохождения тренировочного теста в браузере должен быть разрешен JavaScript ! (по умолчанию отключен в браузере Internet Explorer).

Внимание! Каждый щелчок мыши по варианту ответа засчитывается как попытка!

У Вас в браузере (обозревателе) отключен JavaScript! Для прохождения теста включите JavaScript и обновите страницу

    Гражданин П. составил доверенность для своего сына на пользование принадлежащим ему автомобилем. Данная ситуация иллюстрирует правоотношения

    Российская Федерация гарантирует всем ее народам право

    Высшей юридической силой на территории России обладает(-ют)

    Что отличает правовую норму от всех остальных социальных норм?

    Органом, разрешающим имущественные споры между предприятиями, учреждениями, организациями и защищающим их нарушенные права, является

    Конституционное право регулирует

    К правоохранительным органам относится

    Согласно Конституции РФ Президент имеет право председательствовать на заседаниях

    Принципом демократического судопроизводства является

    Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

    А. Одним из признаков правоотношений является то, что они всегда возникают в связи с предписаниями норм права и регулируются ими.

    Б. Признаком правоотношений является то, что они предполагают наличие прав и обязанностей у их участников.

    Верны ли следующие суждения о юридических фактах?

    А. Бездействие может являться юридическим фактом.

    Б. Правомерные действия соответствуют требованиям закона.

    А. Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

    Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы как индивидуально, так и в объединении с другими гражданами.

    За какое правонарушение уголовная ответственность наступает с 14 лет?

    Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется

    Отличительным признаком правовой нормы является

    Какое из перечисленных прав устанавливается Конституцией РФ?

    Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

    А.Для возникновения трудовых отношений всегда необходимо заключение срочного договора между работодателем и работником.

    Б. Субъектами трудовых правоотношений являются работник и работодатель.

    Документом, закрепляющим правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, является

    Каким из перечисленных ниже прав гражданин РФ может воспользоваться только по достижении полной дееспособности?

    Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

    А. Правовые нормы, существующие в обществе, должны отражать его социально-экономическое развитие.

    Б. Законы могут противоречить сложившейся в обществе морали.

    Какое утверждение правильно характеризует связь между Конституцией и нормативными актами?

    Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С. католического вероисповедания, врача по профессии, постоянно проживающую в стране в течение 11 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Причина отказа - несоответствие

    30 декабря 2004 года главным специалистом торгового отдела администрации города на гражданина П. был наложен штраф за торговлю без лицензии в сумме 10 000 рублей. Куда гражданину П. следует обратиться, чтобы обжаловать это решение?

    Верны ли следующие суждения об источниках права?

    А. Все нормы права, содержащиеся в Конституции РФ, детализируются и развиваются в законах и подзаконных актах.

    Б. Подзаконные акты, входящие в систему законодательства, имеет право издавать только Президент РФ.

    Верны ли следующие суждения о праве законодательной инициативы?

    А.Депутатские фракции в Государственной Думе РФ имеют право законодательной инициативы.

    Б. Каждый гражданин РФ имеет право законодательной инициативы.

    Какой источник права закрепил название государства Российская Федерация – Россия?

    Верны ли следующие суждения о российском судопроизводстве?

    А. В России любой судебный процесс является открытым.

    Б. Гласность и открытость системы судопроизводства является одним из признаков демократического государства.

    Нарушение техники безопасности на производстве и нарушение правил рыбной ловли относятся

    Установление денежной единицы РФ и определение полномочий Председателя Правительства РФ относятся

Составитель: В. В. Бабанаков
© Программирование: Владимир Соколов, 2013 При копировании материалов прямая индексируемая ссылка на данную страницу обязательна



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация