Конфиденциальная информация в трудовых отношениях. Что такое служебная тайна Отличие государственной тайны от служебной

Главная / Авто

Что именно не могут разглашать сотрудника, и как правильно это закрепить?

Из статьи вы узнаете:

Что такое служебная тайна: определение

До 2008 г. в Гражданском кодексе РФ существовало понятие и определение служебной тайны. Статья 139 ГК РФ гласила, что информация составляет служебную или , когда она имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

С принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ указанная статья ГК утратила силу. На охрану встал закон «О коммерческой тайне», а вот понятие служебной тайны растворилось в подзаконных актах.

Скачайте документы по теме:

В настоящий момент ни федеральный закон, ни какой-либо кодекс не содержит прямого определения служебной тайны, однако сам термин остается в действующем Трудовом Кодексе, КоАП и других актах. По этой причине у работодателей возникает ряд вопросов относительно применения понятия служебной тайны и защиты информации.

Служебная и коммерческая тайна

Федеральный закон 29.07.2004 № 98-ФЗ («О коммерческой тайне») определяет, что , если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она неизвестна третьим лицам и охраняется обладателем.

Например, информация о разрабатываемом продукте или маркетинговой стратегии компании является коммерческой тайной, а устав организации или с работником – нет (последний относится к , охраняемым отдельным законом).

Какую информацию в этом случае следует отнести к служебной тайне? Как определяет Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188

«Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

По сути, служебная тайна - это сведения конфиденциального характера о деятельности органов государственной, региональной или муниципальной власти. В это понятие также входят сведения ограниченного характера, в отношении которых предпринимаются действия по защите конфиденциальности и которые были получены законным путем в процессе исполнения должностных обязанностей и сотрудниками перечисленных органов власти

Таким образом, отличительная особенность информации, относящейся к служебной тайне, заключается в том, что ее носителем является какой-либо государственный орган. То есть в коммерческой организации, или у работодателя-физического лица не возникает необходимости охранять служебную тайну.

Обязанность работника не разглашать коммерческую или служебную тайну может быть установлена в трудовом договоре или в отдельном положении (см. образец :

Служебная и профессиональная тайна

Указанный выше перечень также содержит определение профессиональной тайны. К ней относится информация, связанная с профессиональной деятельностью. Доступ к ней ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В качестве примеров профессиональной тайны упоминается , нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.п.

Наряду с понятием служебной тайны применяется термин «служебная информация ограниченного распространения». К ней относится*:

несекретная информация о деятельности организаций, распространение которой ограничено служебной необходимостью

поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами

*Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утв.Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233

Таким образом, сведения, составляющие профессиональную и служебную тайну, могут совпадать по своей сути (получены в результате исполнения трудовых обязанностей), однако служебная тайна имеет место только в власти.

Так, в качестве примера служебной тайны можно рассматривать тайну переписки, или телефонных переговоров, если эти сведения используются в рамках следственного дела (то есть стали известны государственному служащему в рамках ).

Перечень сведений, составляющих служебную тайну

Исходя из определения, данного в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, можно выделить два вида служебных тайн:

  1. Сведения, касающиеся работы государственных органов или подведомственных организаций
  2. Сведения, полученные работниками этих учреждений в рамках исполнения своих должностных обязанностей о других лицах и структурах

Порядок работы со служебной тайной

Все документы, содержащие , которые могут составлять служебную тайну, должны иметь соответствующую пометку: «для служебного пользования».

Право присваивать определенным документам такой статус есть у должностных лиц, уполномоченных на это руководителем федерального органа исполнительной власти. Он же организует порядок:

передачи сведений, составляющих служебную тайну, другим государственным органам или организациям

снятия отметки «для служебного пользования» с документов (информационных носителей и других источников)

защиты служебной информации от распространения третьим лицам

В свою очередь, сотрудники госорганов , имеющие право присваивать определенным сведениям и информации статус служебной тайны, несут за обоснованность своих действий. То есть для установления пометки «для служебного пользования» должны быть весомые основания.

Правила работы с документами, составляющими служебную тайну

К созданию, распространению, тиражированию и хранению документов, имеющих статус «для служебного пользования», предъявляются определенные требования. Они указаны в разд. 2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, и относятся только к работе и подведомственных учреждений.

Так, ведется обязательный учет , составляющих служебную тайну, а все проекты и черновики своевременно уничтожаются. Доступ к документам работникам учреждения производится только под расписку. При необходимости передачи в другие органы или организации используется защищенный канал связи или пересылка заказными или ценными отправлениями. Копии со служебных документов разрешается делать только по распоряжению руководителя. Все бумаги, составляющие служебную тайну, должны храниться в запираемых хранилищах (ящиках, шкафах).

Критерии, по которым сведения могут быть квалифицированы как служебная тайна

Закона, которым бы регламентировались условия и порядок ограничения доступа к служебной тайне, нет. В то же время, ст. 9 Закона об информации установлено, что условия и критерии, по которым сведения могут квалифицироваться как служебная ли профессиональная тайна должны определяться федеральными законами и иными нормативными актами государственного уровня.

Действующими на сегодняшний день нормативными правовыми актами устанавливаются обязанность субъекта хранить сведения, ставшие известными ему в силу служебного положения. В некоторых случаях этими актами определяется состав таких сведений, но ни в одном из них не перечислены критерии, по которым эти сведения могут быть отнесены к служебной тайне.

Наиболее полно условия, по которым информация, в том числе, содержащаяся в , может быть определена как составляющая служебную тайну, изложены в Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233. Но данный документ федеральным законом не является и сфера его действия ограничивается федеральными органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, находящимися в их подчинении.

Ответственность за разглашение служебной тайны

За разглашение служебной тайны для должностных лиц предусмотрена различная ответственность.

В первую очередь, Трудовым кодексом установлено право работодателя применить в случае разглашения работником охраняемой тайны дисциплинарное взыскание
Скачать в.doc

Скачать заполненный образец
Скачать в.doc

В действующем КоАП ст. 13.14 также предусмотрено наказание за разглашение информации с ограниченным доступом:

для граждан штраф составляет от 500 руб. до 1000 руб.

для должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.

Некоторые сведения считаются конфиденциальными и доступны узкому кругу лиц. К ним могут получить доступ только уполномоченные органы, если это не будет противоречить закону. Ответственность за разглашение служебной тайны накладывается на того человека, который нарушил закон. В лучшем случае гражданин сможет отделаться выговором или замечанием, однако может наступить даже уголовная ответственность.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Договор о неразглашении

Для сохранности конфиденциальных сведений сотрудники подписывают договор о неразглашении. Подобный документ составляется для каждого работника, который имеет доступ к служебной тайне. Необходимость в этом может быть у сотрудников правоохранительных органов, ФНС, кредитных компаний и т.д.

Важно! Доступ к служебной тайне может быть только у государственных служащих. В их обязанности входит обеспечивать сохранность сведений.

Обнародование секретных данных может привести к негативным последствиям, как для физического лица, так и для организации. Если человек подпишет соглашение о неразглашении, то при нарушении договора наступит ответственность. Если человек не хочет ставить подпись на данном документе, тогда он не может быть допущен к секретным данным.

Наиболее часто соглашение составляется как приложение к трудовому договору. Конкретного образца нет, но бумага должна содержать следующие пункты:

  1. Вводная часть (название бумаги, место составления, цель).
  2. Предмет соглашения.
  3. Обязательства обеих сторон.
  4. Общие положения.
  5. Ответственность (какие последствия наступят при нарушении конфиденциальности).
  6. Подписи сторон.

Как доказать разглашение сведений

Недостаточно обвинить человека в совершенном нарушении. Потребуется также доказать тот факт, что сотрудник разгласил служебную тайну. Даже для дисциплинарного взыскания понадобится подтвердить, что работник действительно виновен.

Сначала потребуется доказать, что секретные сведения были, и конкретное лицо имело к ним доступ. Делается это с помощью документов, допустим, приказа о защите данных, договора о неразглашении. После этого нужно определить условия обнародования информации, способ, причины и другие обстоятельства.

Следует собрать все доказательства, которые относятся к делу. Они потребуются для того, чтобы призвать нарушителя к ответу за свои действия.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние. В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить.

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно. Однако нарушитель, как в Украине, так и в России, будет наказан.


Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс РФ;

4. Уголовный кодекс РФ;

5. Закон РФ «О государственной тайне»;

6. Законе РФ «О безопасности»;

7. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

8. положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Гражданский кодекс предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены Кодексом и другими законами. Один из этих способов - возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может, причинит существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих гос. тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Гос. тайну составляют сведения:

1. в военной области;

2. в области экономики, науки и техники;

3. в области внешней политики и экономики;

4. в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства.


Отнесение сведений к гос. тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к гос. тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Служебная тайна - защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная тайна является видом конфиденциальной информации, и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный Федеральный закон "О служебной тайне".

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. Сейчас актуальным становится защита конфиденциальной информации, функционирующей в режиме служебной тайны. Таким образом, к числу основных обязанностей государственных служащих (ст.15, ч.ч. 1-7) относят запрет на разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе информации о частной жизни и здоровье граждан или затрагивающей их честь и достоинство. Тут имеется несколько противоречий. Сведения о частной жизни и здоровье граждан не являются охраняемой законом тайной. Но эти сведения охраняются Конституцией РФ (ст.23). Сведения, ставшие известны госслужащему в процессе его обязанностей, законодатель также не относит к охраняемой законом тайне. Режим тайны этих сведений устанавливает Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» в ст.17, запрещая её разглашение. При этом режим их тайны сведений установлен, а конфиденциальность – нет.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации:

1) служебную информацию о деятельности федеральных государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом в целях защиты государственных интересов:

· военную тайну;

· тайну следствия (данные предварительного расследования либо следствия);

· судебную тайну (тайну совещания судей, содержание дискуссий и результатов голосования закрытого совещания Конституционного Суда Российской Федерации, материалы закрытого судебного заседания, тайну совещания присяжных заседателей);

2) охраноспособную конфиденциальную информацию, ставшую известной в силу исполнения служебных обязанностей должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческую, банковскую тайну, профессиональную тайну, врачебную тайну, налоговая тайну, а также конфиденциальную информацию о частной жизни лица.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, в том числе:

· документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в том числе данные бухгалтерского учета, документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги за последние три года);

· документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов(ст. 24);

· налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

· иная необходимая информация и документы, обязательные для представления в налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей такой информацией, обязательной для сообщения в налоговые органы по месту учета, является информация:

Об открытии или закрытии счетов (в пятидневный срок);

Обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);

Обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);

О прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации (в срок непозднее трех дней со дню принятия такого решения);

Об изменении своего места нахождения (в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения).

Для налогоплательщиков - физических лиц такой обязательной информацией, представляемой в налоговые органы, являются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять сведения:

1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;

4) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

5) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам).

Особенность правоотношений в этой области состоит в том, что если во втором случае государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечить (гарантировать) сохранность "чужой" тайны, ставшей известной им по службе, в объеме сведений, переданных ее владельцем, то в первом случае они самостоятельно в соответствии с законом определяют объем своей служебной тайны и режим ее защиты.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа, а доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно Государственной налоговой службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Для охраны сведений, составляющих налоговую тайну, наряду с режимом служебной тайны используется также специальный правовой институт - идентификационный номер налогоплательщика. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Врачебная тайна. В силу особенностей самой врачебной деятельности - важнейшее понятие деонтологии (от греч. deon - должное и logos - учение) как учения о принципах поведения медицинского персонала в общении с больным и его родственниками. Однако специфика врачебной тайны состоит в том, что её сохранность гарантируется законодательно, так же, как и законодательно обеспечивается путём установления определённых запретов и юридической ответственности за её разглашение.

Конституция Российской Федерации сформулировала правовые основы для защиты врачебной тайны. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определили объём врачебной тайны и субъектов ответственности за её разглашение, а также ограничивших случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.

Часть 1 статьи 23 Конституции РФ устанавливает право каждого гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Врачебная тайна, являясь личной тайной, доверенной врачу, относится к так называемым профессиональным тайнам. Право на неразглашение врачебной тайны принадлежит к числу основных конституционных прав человека и гражданина.

Тайна совещания судей предусматривает, что в помещении, в котором арбитражный суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Запрещаются доступ в это помещение других лиц, а также иные способы общения с составом суда. Судьи арбитражного суда не вправе сообщать, кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии судебного акта, о позиции отдельных судей, входивших в состав суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

В действующем законодательстве приводится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения (постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233):

· акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

· сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

· описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

· порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке;

· сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

· документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за непредоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию – охраняет положения ст.24 Конституции РФ – право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации.

Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Из-за отсутствия единого и четкого понятийного аппарата существуют некоторые негативные последствия. Во-первых, поскольку из УК РФ выведено само понятие «служебная тайна», то уголовные санкции в отношении должностных лиц могут быть применены за разглашение банковской, коммерческой, налоговой тайны, тайны усыновления, личной тайны. Таким образом, разглашение второй составляющей служебной тайны – служебной информации ограниченного доступа – уголовным деянием не считается. Во-вторых, применение административных санкций, предусмотренных ст.13.14 КоАП РФ, также не представляется возможным. Норма предусматривает административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Служебная информация ограниченного пользования – информация о деятельности исполнительной власти – Законом о государственной гражданской службе конфиденциальной вообще не признаётся, и по логике ст.10 Закона об информации, являющегося базовым в сфере информационных правоотношений, не может относиться к информации ограниченного доступа.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации, функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть – служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности, которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

Требования к информации как к служебной тайне.

Информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

1. Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

2. Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

3. Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

4. Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Доступ к которой имеет ограниченное количество людей. К ней допускаются люди, которым она необходима в процессе профессиональной деятельности, а также лица, осуществляющие над этим контроль. Конфиденциальностью называется предотвращение разглашения или утечки информации, и переводится с английского языка это слово как «доверие». При соблюдении данного условия обеспечивается сохранность документации и соблюдение ее секретности, что позволяет оградить бизнес или государственные структуры от вмешательства посторонних заинтересованных лиц.

Что же представляют собой секретные данные? Конфиденциальная информация - это информация, охраняемая законами Российской Федерации. Она может быть служебной, коммерческой или личной тайной не только для юридического, но и для частного лица. Человек, получивший доступ к данным подобного характера, обязан в соответствии с законодательством страны не разглашать и не передавать их ни при каких обстоятельствах третьим лицам. Конфиденциальная информация - это не только служебная тайна, но и сведения, которые ни в коем случае нельзя использовать или передавать, если их обладатель не дал согласие на разглашение. Исключение составляют случаи, при которых эту информацию могут потребовать судебные органы. В таких ситуациях, как правило, есть четкое обоснование, которое диктует судебно-исполнительная система государства. Все случаи предоставления конфиденциальной информации указаны в законе РФ по гражданским правам.

Что может составлять служебную тайну? В СССР такая информация достаточно хорошо защищалась, а служебная тайна, как правило, надежно сохранялась. Информация имела следующие виды секретности:

Что такое коммерческая тайна? К ней относится информация о технологической, производственной, научно-технической, финансово-экономической деятельности, представляющая ценность не только на сегодняшний момент, но и в будущем. Служебная и коммерческая тайна по законодательству Российской Федерации защищаются одинаково, хотя и имеют принципиальные различия. Коммерческая тайна для ее обладателя является ценностью, от сохранности которой напрямую зависит не только прибыль, но и финансовая деятельность субъекта. Служебная и коммерческая тайна представляют собой гарант для нормального функционирования любых субъектов Федерации.

Как ранее говорилось, в действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны. Проект Федерального закона «О служебной тайне» рассматривался в 1осударствеиной Думе с 2004 г., но до настоящего времени не принят.

Необходимость правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в их числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории документированной информации ограниченного доступа: многочисленные примеры незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов: ограничения на распространение информации, накладываемые по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Вместе с тем для служебной тайны как системы защиты сведений появились и другие сферы применения. В частности, ряд органов исполнительной власти в силу выполняемых ими функций получает от различных субъектов значительное количество конфиденциальной информации (налоговые, антимонопольные, правоохранительные органы и т.д.). Речь идет о сведениях, составляющих коммерческую и банковскую тайну персональные данные.

В деятельности государственных структур, помимо всего указанного, образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.

В качестве примера можно привести комплекс мер, предпринимаемых для обеспечения защиты судей, иных работников правоохранительных органов, планы Минфина России и Банка России, связанные с изменениями курса национальной валюты, планы использования подразделений правоохранительных органов для осуществления контртеррористической и иной оперативно-служебной деятельности, а также информацию разнообразного характера, которая в настоящее время не имеет адекватной правовой защиты.

Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, - «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 11. 1994 № 1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя образование и поступление аналогичных сведений характерны для любых органов как государственной власти, так и органов местного самоуправления.

Многие условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении, а определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. На уровне Положения выстроить долговременную и стабильную систему защиты информации, имеющей продолжительный срок хранения, невозможно.

Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения информации к служебной тайне, ее защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе в федеральных законах: «Об основах государственной службы Российской Федерации*. «О Правительстве Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг» и др.

Защита служебной информации не имеет в законодательстве однозначного отражения. По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн.

На электронных рынках России и с помощью рассылки сообщений электронной почты бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных с информацией о персональных данных и организациях. Например, базы данных: «Таможня», ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации). «Прописка», «Внешнеэкономическая деятельность», ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта) и ряд других баз данных.

Но данным ряда исследований, большинство зарубежных стран используют систему ограничения в доступе к информации с таким (или схожим) названием для защиты внутрисистемной информации в своих государственных администрациях. К таким странам, в частности. относятся Испания. Германия. Франция и США. В этих странах за неправомерное распространение таких сведений установлена уголовная ответственность.

Должностные лица, работники различных учреждений и организаций в силу служебных обязанностей не должны давать информацию, которая подпадает под категорию служебной тайны. Сведения, содержащие служебную тайну, могут относиться к гражданину, его жизни и деятельности (см. разд. 1.2). а могут затрагивать деятельность госучреждения, предприятия, организации.

Для работников соответствующих предприятий, учреждений и организаций сведения о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и тл. представляют собой служебную либо профессиональную, например, врачебную тайну, обусловленную выполнением ими своих трудовых и служебных функций (см. разд. 1.5). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме тех случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайнами состоит в том. что коммерческая тайна -- это информация, связанная с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - это служебная информация, доступ к которой ограничен государственными структурами.

По общему смыслу понятия «служебная тайна» можно предположить то, что ее носителями должны быть субъекты, которые относятся к категории служащих. Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются как минимум все служащие, которые работают в государственных органах. органах законодательной, исполнительной и судебной атастей, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

Лица, получившие незаконными методами информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников или служащих. разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору или служебному контракту, в том числе контракту; и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами могут складываться отношения, при которых нежелательно разглашение определенной информации. Иными словами, они должны сохраняться в тайне. Нераспространение физическим лицом информации о другом физическом лице достигается на основе взаимной договоренности, а также нравственного поведения лица, знающего ту или иную информацию о другом лице.

В государственных и негосударственных структурах существует определенный порядок для выполнения целей, функций и задач конкретной организации: система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне или секретам производства (см. разд. 1.7). Перечень данной информации устанавливается руководителем организации - обладателя информации. Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Примером служебной тайны является налоговая.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, а также органами внутренних дел, государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Информация о налогоплательщике, если он является физическим лицом, -- это одновременно его личная тайна, т.е. относится к персональным данным. Исключение составляет информация. которая не может быть налоговой тайной (см. приложение 1).

Налоговая гай на не подлежит разглашению налоговыми органами. органами внутренних дел, государственных внебюджетных фондов и таможенными, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Сведения, поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел. государственных внебюджетных фондов или таможенные, со- стааляющие налоговую тапну, имеют специальный режим хранения и доступа (см. разд. 4.2; 7.4).

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов, внутренних дел, таможенного дела.

Утрата документов, содержащих налоговую тайну, либо разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влечет ответственность. предусмотренную ст. 183 УК РФ (см. приложение 6).

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу секрета производства (ноу-хау), служебного секрета производства или коммерческой тайны налогоплательщика -- юридического и физического лица, а также персональных данных налогоплательщика, т.е. информации, которая стала известна должностному лицу налогового органа, а также органов внутренних дел, государственного внебюджетного фонда или таможенного, привлеченному специалисту или эксперт при исполнении ими своих обязанностей.

В данном случае налоговую тайну можно отнести к информации ограниченного доступа, составляющей служебную, профессиональную и коммерческую тайны, персональные данные, секрет производства (см. разд. 1.2; 1.5-1.7).

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и, соответственно, технологии ее защиты. Доступ к информации, со- ставляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням. которые определены Федеральной налоговой службой России (ФНС России).

Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесена несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, <...> ограничения на распространение информации диктуются служебной необходимостью .

Положение определяет общий порядок обращения с доку- ментами и другими материальными носителями информации - документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Требования Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченною распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки. машинные носители информации и др.).

Положением определен перечень информации, в соответствии с которым служебная информации не может быть ограниченного распространения (см. приложение 1). Руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют:

  • · категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения:
  • · порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям:
  • · порядок снятия пометки: «для служебного пользования- с носителей информации ограниченного распространения:
  • · организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, в соответствии с которыми служебная информация не может быть ограниченного распространения. Служебная информация без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению). За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности (см. приложение 6).

Положения об обязанностях по неразглашению служебной информации ограниченного распространения должны быть включены также в государственные контракты, трудовые и иные договоры, заключаемые государственными органами, органами местного самоуправления или иными организациями, обладающими данной информацией . Обязанности по неразглашению сведений и информации ограниченного распространения возникают:

  • · у должностных лиц и иных работников государственных органов и органов местного самоуправления, подведомственных им организации -- с момента их приема на работу, если не установлен особый порядок допуска к сведениям:
  • · у работников иных организаций, иных лиц. осуществляющих работы по государственному контракту или трудовому договору в органах и организациях. -- с момента заключения государственного контракта, иного договора с соответствующим органом или организацией;
  • · улиц, получивших сведения ограниченного распространения, -- с момента получения таких сведений.

В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти (организации) решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия. Срок исполнения обязанностей по неразглашению сведений ограниченного распространения устанавливается в положениях о порядке доступа к сведениям, составляющим служебную тайну (см. гл. 4). Срок не может быть ограничен, если такие сведения были получены государственными органами и органами местного самоуправления, а равно подведомственными им организациями в процессе осуществления их деятельности в соответствии с установленной компетенцией и если такие сведения составляют охраняемую законом информацию ограниченного доступа иных лиц.

Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в Интернете, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации и является перечнем ин-

формации, которую нельзя относить к конфиденциальной (см. приложение 1). В субъекте Российской Федерации - Москве утвержден Перечень категорий организаций и предприятий города Москвы, для которых создание и ведение информационных ресурсов о своей деятельности является обязательным, и Перечень сведений о деятельности Правительства Москвы и комплексов городского управления. подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет.

Определение понятий «служебная тайна» и «персональные данные». вероятно, должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую не только в государственных структурах, подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. но и б негосударственных структурах, включая коммерческие организации.

В соответствии с 11осгановлением Правительства Российской Федерации -О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном обеспечении сохранности засекреченных сведений* , гриф секретности (конфиденциальности) «Для служебного пользования- означает, что это несекретные сведения, касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, содержащие служебную информацию . В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация учреждения, предприятия, организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Соответственно, служебная тайна может быть также у негосударственных структур и иметь соответствующую отметку «Для служебного пользования-. Но для этого необходимо составить перечень информации, составляющей служебную тайну, который бы входил как подраздел в Перечень конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, секрет производства (ноу-хау) и служебный секрет производства организации (см. приложение 2).

Более подробно определение степени ограничения доступа к документам и использование отметки конфиденциальности при оформлении документов рассматривается в разд. 2.2.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации. Как видно из примеров, служебная тайна не является синонимом государственной тайны, однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - обладателями информации (222].

К служебной тайне, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая государственный интерес, а также иная информация ограниченного доступа, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на нею функций. Следовательно, информация может являться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:

  • · отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограни- чен по закону или в силу служебной необходимости;
  • · является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, секрет производства (ноу-хау), служебный секрет производства, персональные данные);
  • · не является государственной тайной и не попадает под перечень сведений, составляющих государственную тайну;
  • · получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права позволяют предложить обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна -- это охраняемая законом информация ограниченного доступа о деятельности государственных и негосударственных структур, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, за исключением информации, составляющей государственную тайну, а также информация ограниченного распространения, ставшая известной в государственных и негосударственных структурах на законном основании, для исполнения служебных обязанностей, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Обладатель информации, составляющей служебную тайну, принимает меры к ее конфиденциальности. незаконному ее получению или разглашению и предоставляет ему право на защиту и охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация