Унификация и гармонизация в МЧП. Международные организации, участвующие в процессе создания норм МЧП, их обобщении и кодификации. §1. Проблема унификации и гармонизации в международном частном праве. Первые попытки международно-договорной унификации норм

Главная / Бизнес
  • В Трудовом кодексе найдите примеры (не менее 10), иллюстрирующие реализацию принципов трудового права. Подберите решения Конституционного суда РФ, основанные на этих принципах.
  • Виды статусов индивидуальных субъектов административного права.
  • Понятие гармонизации. Унификация и гармонизация.

    Причины унификации.

    Механизм унификации.

    Виды унификации: по способу правового регулирования, предмету, субъектному составу.

    Юридическая силы норм МЧП.

    Гармонизация в узком смысле. Различия унификации и гармонизации.

    Виды гармонизации.

    Примеры гармонизированных актов.

    Гармонизация права – процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нём.

    Гармонизация и унификация – взаимосвязанные процессы, но различные.

    Гармонизация в широком смысле слова объединяет унификацию и гармонизацию в узком смысле слова.

    Унификация права – сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определённого круга государств.

    Таким образом, унификация – правотворческий процесс, который происходит в двух правовых системах – международном праве и внутреннем праве государства.

    Необходимость унификации вызвана следующими причинами :

    1. Наличие иностранного элемента вызывает заинтересованность государств в урегулировании подобных отношений.

    2. Национальное право неспособно урегулировать отношения с иностранным элементом.

    Особенности правового механизма унификации :

    1. Этап достижения соглашения между государствами по поводу единообразного регулирования отношений.

    Оформляется соглашение международным договором, который закрепляет обязанность государств единообразно урегулировать конкретное отношение. Данные нормы можно назвать унифицируемыми (а не унифицирующими как у Г.К. Дмитриевой на стр. 103), поскольку они ещё не унифицированы, но должны стать таковыми.

    2. Выражение согласия на обязательность международного договора (трансформация (национальная имплементация) права, - по Г.К. Дмитриевой) – придание международно-правовым нормам юридической силы, в результате чего они становятся составной частью российской ПСО.

    В результате появляются унифицированные нормы, то есть одинаковые, полностью совпадающие по содержанию.

    Способы имплементации различны. В России международно-правовым нормам придаётся национально-правовой характер пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ и соответствующими нормами ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

    Виды унификации :

    1. В зависимости от способа правового регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом:

    а) унификация коллизионного права: Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к алиментным обязательств 1956 г.,

    б) унификация материального частного права: Женевская конвенция относительно единообразного закона о простом и переводном векселе 1930 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. ,

    в) унификация смешанная, когда международный договор унифицирует и материальные, и коллизионные нормы: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г .

    2. В зависимости от того, в какой вид частноправовых отношений входят унифицированные нормы (предметный критерий ): обязательственное право, право собственности, интеллектуальное право, наследственное, семейное, транспортное право и т.д. Например, Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.

    3. По субъектному составу :

    а) двусторонняя;

    б) многосторонняя:

    Универсальная – предназначена для всех государств, то есть такие договоры открыты для присоединения всех государств (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.),

    Региональная (локальная) – унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований – СНГ, Европейский Союз, Союз Американских Государств).

    Двусторонняя унификация даёт более всего результатов. Россия, как правило, принимает участие именно в двусторонних или локальных договорах.

    Универсальные договоры, например, Гаагские конвенции о браке и семье, получили незначительное распространение. Они «универсальны» весьма условно, поскольку мало применяются.

    Россия принимает участие в региональной унификации. СССР – в рамках СЭВ. Ныне действуют Общие условия поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 годов в ред. 1991 г. (ОУП СЭВ), Конвенция о разрешении арбитражным путём гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г.

    В рамках СНГ Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.

    Юридическая сила норм МЧП определяется в соответствии со следующими правилами:

    1. Коллизия между унифицированными нормами и нормами внутреннего права решается в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Нормы международного договора являются специальными по отношению к таким же нормам внутреннего права, поэтому имеют приоритет (lex specialis derogat lex generalis).

    2. В случае конфликта между коллизионными и материально-правовыми унифицированными нормами применяются унифицированные материально-правовые нормы, поскольку они не требуют решения коллизионного вопроса и применяются непосредственно, минуя стадии выбора компетентного правопорядка.

    3. В случае конфликта норм универсального, регионального и двустороннего характера применяются сначала нормы двусторонние, затем, если их не достаточно, применяются нормы региональные и, наконец, универсальные.

    Причём если универсальный договор содержит императивные нормы, то включать в региональные и двусторонние договоры нормы, противоречащие им, нельзя, поскольку они не будут иметь юридической силы.

    Гармонизация в узком смысле – это процесс заимствования норм права одним государством у другого государства или взаимно несколькими государствами друг у друга.

    Различия гармонизации в узком смысле и унификации права:

    1. Унификация – установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, то есть в форме договора. В них формулируются обязательные для всех присоединившихся государств нормы.

    Гармонизация – более простой и более «мягкий» процесс, который не опосредуется твёрдыми международно-правовыми обязательствами. Часто это односторонний процесс, но даже если гармонизация осуществляется с использованием международно-правового механизма, он не сопровождается юридическими обязательствами.

    2. Различие формы приводит к различным результатам. Унификация ведёт к созданию одинаковых норм во внутреннем праве разных государств, а гармонизация – лишь к сближению права, устранению противоречий: нормы разных государств могут быть полностью идентичны текстуально, но различны в применении.

    3. Унифицированные нормы выступают в национальном праве как специальные, поскольку связаны с международным договором. А в процессе гармонизации происходит развитие национального права. Эти нормы не отличаются от иных национальных норм и применяются в общем порядке.

    4. Унифицированные нормы снимают коллизионную проблему и применяются непосредственно. Гармонизированные нормы не снимают коллизионную проблему и применяются после решения коллизионного вопроса.

    5. Международный договор может играть роль в гармонизации, если его нормы в качестве рекомендательных заимствуют государства, не являющиеся стороной этого договора. В данном случае договор выступает типовой моделью, а не императивом.

    Государства неохотно связывают себя жёсткими правилами, поэтому гармонизация наиболее удобный вариант сближения права.

    Виды гармонизации:

    1. В зависимости от наличия или отсутствия цели:

    Стихийная – осуществляется в процессе взаимодействия между государствами без наличия специальной цели заимствования (например, в результате войны).

    Целенаправленная – взаимодействие государств с целью заимствования права (например, рецепция).

    Часто при рецепции воспринимается не право конкретного государства, а опыт наиболее развитых правовых систем. Ставится цель не только перестройки своего права, но и достижение сближения, то есть гармонизация своего права с правом других государств, так как серьёзные расхождения в праве препятствует успешному взаимодействию между странами.

    2. В зависимости от согласованности воли участников:

    Односторонняя – право одного государства адаптируется к праву другого государства. Осуществляется при помощи национально-правовых средств.

    Взаимная – участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права. Осуществляется при помощи международных, в том числе международно-правовых средств.

    Например, создание модельных и типовых законов.

    Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Типовой закон о международном коммерческом арбитраже. Он одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам для принятия соответствующих законов.

    В указанном примере отсутствует унификация по двум причинам:

    2. Государства адаптируют его нормы к своему национальному праву, внося в него нужные изменения. В результате появляются похожие законы, но не одинаковые. В любом случае, данный закон мы будем применять только после решения коллизионного вопроса.

    Примеры гармонизированных актов:

    1. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «О международных кредитовых переводах» 1992 г.

    2. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «Об электронной торговле» 1996 г.

    3. Типовой закон ЮНИСТРАЛ «О трансграничной несостоятельности» 1997 г.

    4. Модельный гражданский кодекс СНГ 1994-1996 годов и т.д.


    См.: Лунц Л.А. Курс международного частного права. В 3-х т. Т. 1. М.: Спарк, 2002. С. 535.

    Шамсиев Х.Р. Вопросы международного частного права в практике урегулирования внешнего государственного долга в отношениях между странами СНГ // Международное частное право: современная практика. Сборник статей / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М.: ТОН-Острожье, 2000. С. 127.

    Гражданское право. Учебник. Т. 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. 1998. С. 68-70.

    Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров (комментарий к законодательству и практике разрешения споров). М.: ИНФРА-М., 2001. С. 30.

    Канашевский В.А. Международное частное право. Учебник. М.: Международные отношения, 2006. С. 64.

    Там же. С. 66.

    Рамзайцев Д.Ф. О значении обычаев в международной торговле // Международные торговые обычаи. М.: Внешторгиздат, 1958. С. 7.


    | | | | | | | 8 |

    В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, - Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.

    Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеет комплексный характер - они представляют собой сочетание унифицированных и материальных и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы обладают доминирующим положением, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.

    Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах - в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств.

    Унификация права - это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги - выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1986)), единообразных материальных норм (Конвенция

    УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (1988)), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980)).

    Унификация МЧП происходит на двух уровнях - универсальном и региональном. На американском континенте приняты и успешно действуют Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным договорам (1994) и Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция) (1975); разработан проект Межамериканской конвенции о международной юрисдикции в сфере экстерриториального действия иностранных судебных решений. В рамках Совета Европы постоянно разрабатываются и принимаются конвенции по вопросам МЧП - например, Брюссельская конвенция об иммунитете государств 1972 г., Европейская конвенция об усыновлении 2008 г.

    Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. Гаагская программа, принятая Европейским Советом 5 ноября 2004 г., инициировала унификацию коллизионного права ЕС. В настоящее время в ЕС идет процесс замены наиболее востребованных конвенций (например, Брюссельская конвенция о подсудности, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1968) и Римская конвенция 1980 г.) регламентами Европейского парламента и Совета.

    Регламенты имеют юридически обязательную силу и прямое действие в национальных правоприменительных органах государств - членов ЕС. В области МГП действуют регламенты Брюссель I и Брюссель II bis. Коллизионные нормы унифицированы в регламентах Рим I (договорные обязательства) и Рим II (внедоговорные обязательства). Европейская комиссия готовит новые источники коллизионного права ЕС. Было принято решение об одобрении Регламента Совета (ЕС) № 1259/2010 о праве, применимом к вопросам о разводе и раздельному проживанию супругов по решению суда от 20 декабря 2010 г., который подлежит применению с 21 июня 2012 г. (Рим III). Также планируется подготовить проект регламента Рим IV, обобщающий коллизионное регулирование в сфере наследственного права.

    В 2012 г. была подготовлена новая редакция Брюссель I.

    Во всех регламентах ЕС прямо декларируется цель:

    • - усовершенствовать содержание и расширить сферу применения единообразных коллизионных норм ЕС;
    • - упростить и демократизировать процедуру внесения изменений и дополнений, направленных на дальнейшее совершенствование коллизионных норм ЕС;
    • - создать единообразную судебную практику (прецедентное право) на основе решений Суда ЕС, дающих нормативное толкование регламентов.

    На универсальном уровне разработкой унифицированных коллизионных норм занимается прежде всего Гаагская конференция по МЧП; разработкой унифицированных материальных норм - Римский институт по унификации частного права (УНИДРУА). Унификацией права международной торговли главным образом занимаются ВТО, ЮНСИТРАЛ и МТП.

    Гаагская конференция по международному частному праву (международная межправительственная организация) была создана в 1893 г. (участники - 69 государств). К настоящему времени в рамках этой организации разработано и принято свыше 40 конвенций, которые традиционно именуются "Гаагские". Среди наиболее значимых конвенций можно выделить1:

    • o Конвенцию о праве, применимом к трастам, и об их признании (1985);
    • o Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении межгосударственного усыновления (1993);
    • o Конвенцию о международной защите совершеннолетних (2000);
    • o Конвенцию о соглашениях об исключительном выборе суда (2005);
    • o Конвенцию о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника (2005);
    • o Конвенцию о международном возмещении расходов на содержание детей и других форм семейных алиментных обязательств (2007);
    • o Протокол 2007 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам, заменивший аналогичную конвенцию 1973 г.

    Цель Гаагской конференции - проведение работ по унификации норм МЧП (ст. 1 Устава). Работу Конференции обеспечивает Государственная комиссия Нидерландов для содействия кодификации МЧП, учрежденная в 1897 г. Сессии Конференции проводятся каждые четыре года.

    Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) расположен в г. Риме. Как самостоятельная международная межправительственная организация он существует с 1940 г. (участники - 61 государство). В рамках УНИДРУА разработаны многие конвенции в различных областях МЧП:

    • o Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания (1973);
    • o Женевская конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров (1983);
    • o Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге (1988);
    • o Оттавская конвенция о международном факторинге (1988);
    • o Кейптаунская конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование (2001) с Кейптаунским протоколом 2001 г. по авиационному оборудованию и Люксембургским протоколом 2007 г. по железнодорожному подвижному составу;
    • o Конвенция о материально-правовом регулировании ценных бумаг (2009);

    В рамках УНИДРУА разрабатываются и документы, входящие в состав lex mercatoria:

    • o Типовой закон о раскрытии информации в отношении франчайзинга (2002);
    • o Принципы международных коммерческих контрактов (первая редакция - 1994 г., вторая - 2004 г., третья - 2010 г.);
    • o Принципы транснационального гражданского процесса (2004);
    • o Руководство по составлению международных рамочных франчайзинговых соглашений (2007).

    Основная задача УНИДРУА - изучение средств гармонизации и сближения частного права государств и подготовка к принятию национального законодательства, содержащего единообразные нормы частного права. На территории каждого государства-участника УНИДРУА обладает правоспособностью, необходимой для осуществления своей деятельности и достижения своих целей.

    Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН; учреждена в 1966 г.; участники - 60 государств). ЮНСИТРАЛ занимается подготовкой проектов конвенций и кодификацией международных торговых обычаев. На основе проектов, разработанных ЮНСИТРАЛ, были приняты:

    • o Венская конвенция 1980 г.;
    • o Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974) (с Протоколом 1980 г.);
    • o Нью-Йоркская конвенция о международных переводных и международных простых векселях (1988);
    • o Нью-Йоркская конвенция о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995);
    • o Нью-Йоркская конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (2001);
    • o Нью-Йоркская конвенция об использовании электронных сообщений в международных договорах (2005);
    • o Роттердамская конвенция о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (2009).

    ЮНСИТРАЛ участвует в подготовке типовых законов (model laws) и типовых законодательных положений (model legislative provisions) по вопросам права международной торговли. К настоящему времени разработаны:

    • o Типовой закон о международном коммерческом арбитраже (1985, ред. 2006);
    • o Типовой закон о международных кредитовых переводах (1992);
    • o Типовой закон о закупках товаров, работ и услуг (1994);
    • o Типовой закон об электронной торговле (1996);
    • o Типовой закон о трансграничной несостоятельности (1997);
    • o Типовой закон об электронных цифровых подписях (2001);
    • o Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре(2002);
    • o Типовые законодательные положения по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников (2003).

    Международная торговая палата (МТП) (международная неправительственная организация; создана в 1919 г.) играет главную роль в области неофициальной систематизации и кодификации обычаев и обыкновений, действующих в МЧП. Основная цель МТП - организационное, техническое и правовое обеспечение глобального бизнеса. В настоящее время МТП объединяет свыше 7 тыс. компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 130 странах мира. Основным звеном структурного механизма МТП являются комиссии, формируемые по отраслевому признаку и включающие свыше 500 экспертов в различных областях мирового бизнеса. МТП занимается составлением и изданием сборников унифицированных обычаев, правил и обыкновений:

    • o Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс; последняя ред. 2010);
    • o Унифицированные обычаи и правила для документарных аккредитивов (ред. 2006);
    • o Унифицированные правила по инкассо (ред. 1995);
    • o Международная практика по резервным аккредитивам (1998);
    • o Международный кодекс по прямым продажам (1999);
    • o Международный кодекс по продвижению торговли (2002);
    • o Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов в электронной торговле (E-TERMS) (2004);
    • o Руководство по маркетингу и рекламе с использованием электронных средств массовой информации (2004);
    • o Консолидированный кодекс рекламной и маркетинговой практики (2006);
    • o Международные стандарты банковской практики для рассмотрения документов по операциям с документарными аккредитивами (2007);
    • o Типовой контракт о слияниях и поглощениях: соглашение о приобретении акций (2008).

    Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними. Гармонизация права и его унификация - взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармонизации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации - в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация - это осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).

    В области МЧП интенсивно идет процесс целенаправленной гармонизации. При разработке законодательства по МЧП зачастую имеет место рецепция такого регулирования в форме прямого заимствования (использование Лихтенштейном в 1996 г. Закона о МЧП Австрии (1978); в Румынии (1992), Болгарии (2005) и странах СНГ - Закона о МЧП Швейцарии (1987)). Еще в большей степени применяются идеи и подходы - структура швейцарского Закона 1987 г. заимствована итальянским (1995), бельгийским (2004) и чешским (2012) законодателями. Первый проект Закона о МЧП Венесуэлы (1998) появился в 1963 г. и оказал большое влияние на кодификации МЧП в Перу (1984) и Мексике (1987). В подготовке регулирования принимают активное участие иностранные научные центры и специалисты (проекты законов о МЧП Грузии (1998) и Азербайджана

    (2000) были подготовлены немецкими юристами)". Закон Грузии, (как и Закон о МЧП Эстонии (2002)), реципировал многие нормы и подходы Вводного закона к ГГУ.

    Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.

    Унификация и гармонизация в МЧП.

    Очень важное значение имеет унификация и гармонизация права. Поскольку нормы права различных стран очень различаются, поэтому необходима унификация – приведение в соответствие, гармонизация – сближение.

    УНИФИКАЦИЯ

    Унификация (uniefacere - делать единым) - объединение аналогичных норм разных государств, для образования материально правовых норм, с целью избежания регулирования споров коллизионными нормами. (Гаагская конвенция, Комиссия ООН по МЧП, ЮНЕСКО).

    Единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств. Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах-в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.

    Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т. д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права -в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам)._

    Унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии).

    1. На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международногодоговора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Собственно на этом этапе создаются единообразныенормы. Данный процесс трудоемкий, сложный и часто длительный. Он сопровождается поисками компромиссных решений с целью согласования позиций разных государств, на которые влияют не только особенности собственных правовых систем, но политические и другие интересы. Иногда тексты договоров согласовываются десятилетиями. Например, прошло более 20 лет, как Комиссия международного права ООН в 1977 г. начала работать над проектом конвенции об юрисдикционных иммунитетах, и работа еще продолжается.

    Принятие международного договора и соответственно международно-правовых унифицирующих норм государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств - сторон соответствующего договора.

    2. Вторая стадия не менее важна. Она связана с восприятием(трансформацией, национальной имплетацией) международно-правовых норм национальным правом. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т. е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения.В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В РФ правовая основа этого процесса предусмотрена п.4 ст.15 Конституции: «…международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы».

    Завершается эта стадия принятием национально –правовых унифицированных норм.Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо Федерального закона(о ратификации, о присоединении)(вводимые нормы будут обладать силой федерального закона), либо правовых актов Президента или Правительства(н-р, Постановление Правительства о присоединении)(вводимые нормы будут обладать юр.силой подзаконного акта).

    Процесс унификации имеет ярко выраженный институционный характер: первая стадия унификации преимущественно осуществляется в рамках международных организаций. Эта черта особенно проявилась во второй половине XXвека.Сущ. орг. Специализирующиеся на унификации права(Гаагская конференция по международному частному праву),обеспечивающие сотрудничество между гос-вами(Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС)).Использование структур и механизмов межправительственных организаций облегчает и ускоряет процесс подготовки и принятия межд. договоров, направленных на унификацию права.

    Виды унификации.

    I.по способам правового регулирования:

    А)унификация коллизионных норм(Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.)

    Б)унификация материальных частноправовых ном(Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.)

    В)смешанная унификация(Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.)

    II.по предмету:унификация обязательственного права, права собственности, интеллектуального, семейного, наследственного, транспортного права и т.д.+унификация гражданского процессуального права. Наиболее высокая степень унификации достигнута в области внешнеэкономических отношений(Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986г.)

    унификация договоров об оказании правовой помощи(смешанная в широком смысле слова, и по 1му и по 2му критерию.)

    III. в зависимости от вида международного договора:

    А)Универсальная(для всех государств)(Венская конвенция 1980г.)

    Б)Региональная(локальная)(в пределах ограниченного круга государств- гос-в одного географического района или в рамках интеграционных образований)(Евразийская патентная конвенция 1994г.)

    В)двусторонняя(Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996г.)

    Особенности применения унифицированных норм:

    Унифицированные ноормы не сливаются с нормами внутреннего права в еденыймасси, а сохраняют в нем обособленность,обусловленную их договорным происхождением. Договор определяет пространственную сферу реализации ун.норм, предметную сферу применения ун.норм, специфику толкования ун.норм, временные рамки(приобретают юр.силу не ранее момента,когда договор вступает в силу, прекращение договора= прекращение действия ун.норм).

    Какие нормы применять?

    1.Унифицированные и национальные нормы.(п.4.ст.15 К РФ «Если международным договором РФ, установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    2.Ун. коллизионные и материально-правовые нормы.(п.3с.1186ГК «Если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого в вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается)

    3.Ун. нормы универсального,регионального, двустороннего характера.(вначале следует обратится к двусторонним, потом к региональным, потом к универсальным).

    ГАРМОНИЗАЦИЯ

    Гармонизация- приведение внутреннего законодательства в соответствие с международным. Это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Понятно, что гармонизация и унификация-взаимосвязанные процессы. Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права,ведет к сближению национально-правовых систем, к стиранию различий между ними. Но гармонизация - более широкое понятие, так как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому следует различать гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации.

    Главное отличие гармонизации права от унификации - отсутствие в этом процессе международно-правовых обязательств государств, закрепленных международным договором. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

    Гармонизация права -не новое явление. Весь исторический процесс развития внутреннего права государств сопровождался элементами гармонизации, так как формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга. Однако вопрос о гармонизации как об особом социально-правовом явлении возник в XIX в. одновременно и параллельно с проблемой унификации права, и получил особую актуальность в наше время.

    Виды гармонизации:

    I.в зависимости от способ осуществления:

    1.стихийная(в результате взаимодействия возикает похожее регулирорование)

    2.целенаправленная

    3.рецепция-одностороннее заимствование норм права

    4.адаптация-при односторонней

    II.в зависимости от формы осуществления:

    1.национальная- всегда односторонняя

    2. международная- взаимная.(ЮНСИТРАЛ Типовой закон о международном коммерческом арбитраже1985)(Россия приняла в 1993)

    3.односторонняя

    4.двусторонняя

    5.многосторонняя

    6. универсальная

    Выводы: Унификация представляет собой установление единообразных норм в юридически обязательной для государств форме, т. е. в форме договора. В них формулируются нормы, которые государства обязаны без всяких изменений применять во внутренней правовой системе. Гармонизация - более простой и более ≪мягкий≫процесс,оннеопосредуетсятвердымимеждународно-правовымиобязательствами.Чащевсегоэтоодностороннийпроцесс.Но даже взаимная гармонизация, роль которой будет возрастать,осуществляемая с использованием международно-правовых механизмов межправительственных организаций, не сопровождается юридическими обязательствами.

    Нет никакой необходимости давать сравнительную оценку значимости обоих процессов для развития права современного общества. С одной стороны, казалось бы, что унификация наиболее способствует сближению права, так как только она создает одинаковые нормы в праве разных государств. Но практика свидетельствует, что государства неохотно связывают себя жесткими юридическими обязательствами. Многие принятые конвенции десятилетиями не вступают в силу или действуют в незначительном круге государств. Напротив, гармонизация как более простой процесс, не связывающий государства жесткими юридическими обязательствами, оказывается более предпочтительной и реально способствует сближению права.

    Международные организации и их роль в развитии МЧП

    Для современного этапа развития МЧП особое значение имеют международные соглашения, и прежде всего многосторонние конвенции, содержащие унифицированные (т.е. единые, единообразные) правовые нормы. В подготовке соглашений важную роль играют международные организации, занимающиеся разработкой проектов таких соглашений.

    Старейшей организацией в этой области является Гаагская конференция по МЧП. Первая сессия Гаагской конференции по МЧП была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 г. по инициативе известного голландского юриста Ассера. В ней участвовали 13 европейских государств. На конференциях этой организации приняты 35 так называемых гаагских конвенций. В некоторых из них участвует Россия. Членами этой организации являются более 60 государств. В течение многих лет Россия не была членом этой организации, поэтому принятие в 2001 г. решения о вступлении РФ в эту организацию восстанавливает историческую справедливость.

    В 1951 г. был принят постоянный Статут Гаагской конференции по МЧП (вступил в силу в 1955 г.). В соответствии с ним задачей конференции является прогрессивная унификация правил МЧП (ст. 1). Сессии конференции собираются, как правило, раз в четыре года (ст. 3). Подготовку их осуществляют Специальная государственная комиссия, созданная Нидерландами, и Постоянное бюро конференции.

    Наиболее значительными из документов, принятых на сессиях конференции начиная с 50-х гг., являются конвенции в области гражданского процесса. К ним относятся: Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 г.; Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г.

    К области семейного права относятся более трети Гаагских конвенций. Это - Конвенция о заключении брака и признании его недействительным 1978 г.; Конвенция о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.; Конвенция о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 г.

    Другой международной межправительственной организацией, осуществляющей деятельность в этой области, является Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), основанный в 1926 г. в Риме. Членами этой организации являются 58 стран, в том числе и Россия. Институт занимается в основном кодификацией материальных норм МЧП. УНИДРУА были разработаны такие конвенции, как Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов; Женевская конвенция 1973 г. о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа; Женевская конвенция 1976 г. о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям; Женевская конвенция 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров; Оттавская конвенция 1988 г. о международном финансовом лизинге; Оттавская конвенция 1988 г. о международном факторинге; Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1995 г.

    В 1994 г. Институтом были одобрены Принципы международных коммерческих договоров, опубликованные и на русском языке. В 2004 г. было издано второе переработанное и расширенное издание Принципов УНИДРУА, подготовленное группой экспертов.

    В 1966 г. по инициативе Венгрии была учреждена Комиссия ООН по праву международной торговли в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНСИТРАЛ). задача комиссии состоит в том, чтобы содействовать «прогрессивному согласованию и унификации правил международной торговли». На комиссию, в частности, возложены подготовка новых международных конвенций, типовых и единообразных законов в области права международной торговли, содействие кодификации международных торговых обычаев, сбор и распространение информации в этой области.

    Международная торговая палата (МТП) (англ. International Chamber of Commerce - ICC ) - независимая некоммерческая международная организация, созданная в1919 году и объединяющая в настоящее время тысячи предприятий, ассоциаций и компаний из 140 стран мира, способствующая решению наиболее актуальных проблем, стоящих перед бизнесом. Штаб-квартира организации находится в Париже. МТП тесно взаимодействует с такими международными организациями, как ООН,ВТО, Всемирный банк и другими, являясь для них коллективным консультативным органом. На территории бывшего СССР действуют Российский (ICC Russia), Украинский (ICC Ukraine), Литовский (ICC Lithuania), Эстонский (ICC Estonia) и Грузинский (ICC Georgia) национальные комитеты ICC.

    Основная цель МТП заключается в повышении уважения к высоким стандартам этики ведения международного бизнеса. Деятельность МТП направлена на решение наиболее актуальных вопросов, среди которых такие, как разработка унифицированных правил и стандартов ведения бизнеса и решение задач, связанных с либерализацией международной торговли.

    Подготовкой политических заявлений МТП и разработкой унифицированных стандартов, кодексов, правил и других механизмов ведения бизнеса, признанных во всем мире, занимаются члены 16 постоянно действующих комиссий и консультативных групп, создаваемых по отраслевому признаку и охватывающих все сферы бизнеса. Среди документов МТП такие, как «Инкотермс» (Унифицированные торговые термины МТП), «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (UCP 600), «Арбитражный регламент МТП», типовые международные контракты и многие другие, периодически пересматриваемые членами комиссий на предмет внесения в них поправок, учитывающих реалии стран - членов МТП.

    Ежегодно обновляемая программа МТП, включающая в себя проведение международных и национальных конференций и семинаров, является важнейшим каналом доведения экспертных оценок до широкой аудитории. Конференции МТП проводятся в различных странах мира при активном содействии национальных комитетов МТП.

    Каждые два года МТП проводит Всемирные конгрессы, являющиеся для бизнеса событием глобального масштаба, на которых обсуждаются международные проблемы, с которыми могут столкнуться предприятия и компании в ближайшие годы, и разрабатывается стратегия решения этих проблем. Конгрессы проводятся в разных странах мира по приглашению национальных комитетов МТП.

    При МТП работает Международный арбитражный суд, созданный в 1923 году и сыгравший огромную роль в обеспечении мирового признания арбитража как наиболее эффективного пути разрешения международных коммерческих споров.

    Специализированным подразделением при Международной торговой палате (МТП) является Международное морское бюро (ММБ), созданное в 1981 году. ММБ является координационным центром борьбы со всеми видами морской преступности, а также злоупотреблениями служебным положением.

    Комиссия ООН по праву международной торговли, сокр. ЮНСИТРАЛ (от англ. United Nations Commission on International Trade Law - UNCITRAL) - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.

    Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) была учреждена Генеральной Ассамблеей в 1966 году (резолюция 2205(XXI) от 17 декабря 1966 года). Функционирует с 1 января 1968 года. Учреждая Комиссию, Генеральная Ассамблея признала, что расхождения, возникающие в результате применения законов различных государств в вопросах международной торговли, являются одним из препятствий торговым потокам. Комиссия в этой связи рассматривалась в качестве инструмента, с помощью которого Организация Объединенных Наций могла бы играть более активную роль в сокращении или устранении препятствий в сфере международной торговли.

    Генеральная Ассамблея предоставила Комиссии общий мандат, поручив ей содействовать прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. С тех пор Комиссия стала основным юридическим органом системы Организации Объединенных Наций в области права международной торговли.

    Комиссией подготовлены и приняты следующие документы:

    Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров принята ООН в 1974 г.

    Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ - одобрен ООН в 1976 г.

    Конвенция о морской перевозке грузов - одобрена на Конференции ООН в Гамбурге в марте 1978 г.

    Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров - принята ООН в апреле 1980 г. в Вене

    Конвенция о международных переводных векселях и международных простых векселях - принята ООН 9 декабря 1988 г.

    Конвенция о международной смешанной перевозке грузов

    Конвенция Организации Объединенных Наций о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (Нью-Йорк, 1995 год)

    Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985 год)

    Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах (1992 год)

    Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг и Руководство по его принятию (1994 год)

    Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (1997 год)

    Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (1996 год)

    Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (2001 год)

    Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов (1987 год)

    другие документы

    Основная деятельность

    ЮНСИТРАЛ разрабатывает современные, справедливые и согласованные правила для коммерческих сделок. К их числу относятся следующие:

    Всемирно признанные конвенции, типовые законы и правила

    Правовые и законодательные руководства и рекомендации, имеющие большое практическое значение

    Обновляемая информация о прецедентном праве и законодательных актах, вводящих в действие единообразные нормы коммерческого права

    Техническая помощь в осуществлении проектов правовой реформы

    Региональные и национальные семинары по вопросам единообразного коммерческого права

    Комиссия выполняет свою работу на ежегодных сессиях, которые проводятся поочередно через год в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и в Венском международном центре в Вене.

    Помимо государств-членов, все государства, которые не являются членами Комиссии, а также заинтересованные международные организации приглашаются присутствовать на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в качестве наблюдателей. Наблюдателям разрешается участвовать в обсуждении на сессиях Комиссии и ее рабочих групп в той же мере, что и членам Комиссии.

    Комиссия оказывает помощь странам, рассматривающим вопрос о принятии текстов правовых актов.

    Секретариат ЮНСИТРАЛ готов предоставить, по соответствующей просьбе, техническую и консультативную помощь государствам, которые могут рассматривать вопрос о принятии одного из правовых текстов, подготовленных Комиссией. Такая помощь часто предполагает проведение обзора предлагаемых законопроектов.

    Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО ;англ.World Trade Organization (WTO ), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC ), исп. Organización Mundial del Comercio ) -международная организация, созданная 1 января1995 годас цельюлиберализациимеждународной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основеГенерального соглашения по тарифам и торговле(ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации, но не являвшегося, тем не менее, международной организацией в юридическом смысле.

    ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раундаи более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в2001 годустартовал девятый вДохе,Катар. Организация пытается завершить переговоры по Дохийскому раунду переговоров, который был начат с явным акцентом на удовлетворение потребностей развивающихся стран. По состоянию на декабрь 2012 будущее раунда переговоров в Дохе остаётся неопределённым: программа работы состоит из 21 части, а первоначально установленный окончательный срок 1 января 2005 года был давно пропущен. . В ходе переговоров возник конфликт между стремлением к свободной торговле и стремлением множества стран кпротекционизму, особенно в плане сельскохозяйственных субсидий. До сих пор эти препятствия остаются главными и мешают любому прогрессу для запуска новых переговоров в рамках Дохийского раунда. По состоянию на июль 2012 года, существуют различные группы переговоров в системе ВТО для решения текущих вопросов в плане сельского хозяйства, что приводит к застою в самих переговорах.

    Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве,Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) -Роберту Карвалью ди Азеведу, в штате самой организации около 640 человек.

    Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

    Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

    Коми́ссия междунаро́дного пра́ва - вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН , состоящий из тридцати четырех юристов-международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права , которые выступают в своем личном качестве, а не как представители соответствующих правительств, имеющий целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации .

    Она занимается преимущественно вопросами публичного международного права , но также может рассматривать и вопросы, входящие в область международного частного права .

    Направления работы

    В работе Комиссии принято различать, с одной стороны, кодификацию международного права и, с другой стороны, его прогрессивное развитие.

    Кодификация заключается в составлении сводных документов (проектов конвенций и др.) по таким вопросам, по которым уже сложилось определенное регулирование на уровне международно-правового обычая . Иными словами, речь идет не о создании новых норм права, а о систематизации уже существующих.

    Прогрессивное развитие - формулирование новых норм международного права. Комиссия проводит эту работу на основе текущих тенденций в развитии международного права и политических пожеланий государств, выраженных в ходе сессий Генеральной ассамблеи ООН и в других форматах. Подготовка Комиссией материалов в рамках прогрессивного развития международного права сама по себе не создает новых норм. Они лишь предлагаются Комиссией к дальнейшему принятию государствами.

    На практике большинство документов, исходящих от Комиссии, сочетают в себе элементы кодификации и прогрессивного развития международного права.

    Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

    Цели организации

    СНГ основано на началах суверенного равенства всех его участников, поэтому все государства-участники являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

    Основными целями организации являются:

      сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

      всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

      обеспечение прав и свобод человека;

      сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

      взаимная правовая помощь;

      мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

    К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

      обеспечение прав и основных свобод человека;

      координация внешнеполитической деятельности;

      сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

      сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

      охрана здоровья и окружающей среды;

      вопросы социальной и миграционной политики;

      борьба с организованной преступностью;

      сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

      В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, – Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частно‑правовым вопросам.

      Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеют комплексный нормативный характер – представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы имеют доминирующее положение, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.

      Унификация материально‑правовых норм занимает особое место в деятельности международных организаций. Унификация права – это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах – в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств (Г. К. Дмитриева).

      Унификация права – это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги – выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция 1986 г.), единообразных материальных норм (Конвенции УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (г. Оттава, 28 мая, 1988 г.), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы – Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980 г.).


      Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними. Гармонизация права и его унификация – взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально‑правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации – отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармонизации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации – в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация – осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).

      Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частно‑правовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.


      Парадоксальность и двойственность МЧП (отмечаемые всеми учеными) проявляются в том, что эта отрасль национального права очень тесно связана с международным публичным правом. В док-трине даже высказывалась точка зрения, что МЧП имеет не внутри государственную, а международную природу и является частью ме ждународного права в широком смысле слова. Эта концепция не на ходит подтверждения ни в практике, ни в законодательстве, однако необходимо учитывать, что международное частное право действи-
      Однако, несмотря на все сказанное, до сих пор при разрешении частноправовых споров с иностранным элементом в практике судов и арбитражей продолжает доминировать коллизионный метод регу лирования. Это объясняется прежде всего тем, что большинство го сударств в основном признает и исполняет на своей территории ре шения иностранных судов, если такие решения основаны на нацио нальном праве данного государства, т.е. иностранный суд при решении вопроса о применимом праве избрал именно право того го сударства, на чьей территории судебное решение должно быть при знано и исполнено. Несмотря на все его недостатки, коллизионный метод продолжает играть основную роль в МЧП.
      тельно представляет собой весьма своеобразное явление - это по- 33 лисистемный правовой комплекс, сочетающий в себе и националь ные, и международные нормы. Полисистемный и комплексный ха рактер МЧГІ обусловлен спецификой его предмета регулирования - частноправовые отношения, возникающие в сфе- ! " " ре международного общения. Специфика предмета регулирования является одной из основных причин возрастания роли международ ных материально-правовых норм в структуре этой отрасли права.
      В мире существует большое количество международных органи заций, занимающихся проблемами МЧП, - Гаагские конференции по МЧІІ, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Все мирная торговая организация (ВТО), Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Международная торго вая палата, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНК- ТАД), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮН- СИТРАЛ) и др. Эти организации проводят большую работу по уни фикации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В рамках этих организаций заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственно го сотрудничества по частноправовым вопросам. Учитывая трудно сти применения внутреннего права отдельных государств для регули рования внешнеэкономических отношений и одновременно необ ходимость сохранения коллизионного метода регулирования, боль-шинство международных конвенций в области МЧП имеют ком плексный нормативный характер - представляют собой сочетание унифицированных и материальных, и коллизионных норм. В соот ветствии с положениями этих конвенций унифицированные матери альные нормы имеют доминирующее положение, а коллизионный метод играет роль общесубсидиарного (дополнительного) начала и средства восполнения пробелов в праве.
      Унификация материально-правовых норм занимает особое ме сто в деятельности международных организаций. Унификация права представляет собой процесс создания единообразных, оди наковых норм национального права разных государств посредст вом заключения международных договоров. В любом междуна-родном договоре устанавливаются обязанности государств по

      34 приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главной особенностью унификации права явля ется то, что она происходит одновременно в двух различных пра вовых системах - в международном нраве (заключение междуна родного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить и как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств. Унификация права - это раз новидность правотворческого процесса, который происходит в ос новном в рамках международных организаций. Результаты уни фикации наиболее ощутимы именно в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты международного частного права. Ее основные итоги - выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договору международной купли- продажи товаров, 1986 г.), единообразных материальных норivj (Оттавские конвенции о международном факторинге и междуна родном финансовом лизинге, 1988 г.), полисистем пых норматив ных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорож ных перевозках, 1980 г.).
      Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение разли чий между ними. Гармонизация права и его унификация - взаи мосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осу ществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обя зательств (международных договорных форм) в процессе гармо низации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфи ку всего процесса гармонизации права в целом. Этот процесс может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихий ной гармонизации - в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже

      идентичное правовое регулирование (например, рецепция римско- 35 го права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация - осознанное восприятие одним государством право-вых достижений других государств (действие ФГК 1804 г. в Бель гии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).
      Гармонизация права может носить и односторонний, и взаим ный характер. Односторонняя гармонизация имеет место тогда, когда право одного государства адаптируется к праву другого го сударства. Такая гармонизация всегда осуществляется исключи тельно на национально-правовой основе, - государство вводит в свое национальное право нормы иностранного права. Взаимную гармонизацию можно определить как согласованный комплекс мер, направленных на сближение права отдельных государств. Процесс взаимной гармонизации преимущественно осуществляет ся с помощью механизма международных организаций. Использо вание международных организаций - характерная черта совре менного процесса взаимной гармонизации. Основная форма этого процесса - разработка типовых и модельных законов, типовых регламентов, общих условий поставок (Типовой закон ЮНСИТ- РАЛ о международном коммерческом арбитраже 1985 г.).
      Отдельные области отношений с иностранным элементом требу ют применения специальных методов регулирования. Это прежде всего относится к сфере внешнеэкономической деятельности. Инте ресы международной торговли, процесс международного разделе ния труда, интернационализация хозяйственной жизни породили особый инструмент правового регулирования - «lex mercatoria» (смысловой перевод - международное коммерческое право, транс национальное торговое право, право международного сообщества коммерсантов и т.д.). Международное коммерческое право - от носительно новый, специфический институт современного между народного права. Его принято определять как «мягкое, гибкое право», систему негосударственного регулирования внешнеторго вой деятельности. Нормативная основа этой системы - резолю ции-рекомендации международных организаций. Специфика сис темы негосударственного регулирования внешнеторговых отноше ний заключается прежде всего в том, что участие государств в этом

      36 процессе ограничено. Развитие и применение международного ком-мерческого права в международной торговле происходит в рамках специализированных экономических международных организаций.
      Несмотря на масштабные процессы унификации и гармониза ции права, деятельность международных организаций, функцио-нирование международного коммерческого права МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Даже в современном мире государства неохотно идут на принципи альные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием госу дарств (компенсационные соглашения - концессионные догово ры, соглашения о разделе продукции, сервисные соглашения, от ношения с иностранными инвесторами). В целях устранения наиболее острых противоречий в области развития внешнеэкономи ческой деятельности создана целая система международных пра воприменительных органов по рассмотрению споров в данной сфе ре - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инве стиций (МИГА), Арбитражный суд при Международной торговой палате.

      Еще по теме 1.5.Унификация и гармонизация норм международного частного права; роль международных организаций в его развитии:

      1. 4.9.Международные межправительственные организации как субъекты международного частного права
      2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
      3. Международные договоры в сфере трудового права. Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений
      4. 1.2.Место международного частного права в системе права, его основные принципы
      5. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА, МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА 2.
      6. 6.5.Международно-правовая унификация права внешнеэкономических сделок
      7. 23.5. Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечении международной безопасности
      8. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
      9. Соотношение международного частного и международного публичного права
      10. Ануфриева Л.П.. Международное частное право: В 3-х т. Том 3. Трансграничные банкротства. Международный коммерческий арбитраж. Международный гражданский процесс: Учебник. - М.: Издательство БЕК,. - 768 с., 2001
      11. Гармонизация и унификация налогового законодательства
      12. 4.4. СБЛИЖЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА.РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

      - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация