Что устанавливает конституция рф. Конституция российской федерации. Раздел II. Конституция российской федерации и ее развитие

Главная / Бизнес

главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ и закрепляющий основы ее социального, экономического и политического устройства.

Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8% от внесенных в списки. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

До 12 декабря 1993 г. в РФ действовала Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными изменениями и дополнениями. Проект новой Конституции начал разрабатываться в июне 1990 г. специально созданной для этого Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР.

К. РФ состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений. Преамбула К. РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский (т.е. внутренний) мир и согласие. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнуты стремление обеспечить благополучие и процветание РФ, идеи ответственности перед настоящим и будущими поколениями и включения (интеграции) РФ в мировое сообщество.

Подобно многим другим новейшим конституциям текст К. РФ начинается главой, посвященной основам конституционного строя, в которой устанавливается конституционный статус РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления и содержатся следующие фундаментальные принципы: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Отражая этот принцип конституционного строя, РФ учитывает международный опыт и принципы, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их - основа свободы, справедливости и всеобщего мира; в) народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в РФ, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; г) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима; д) идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Политическое многообразие означает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил, что выражается прежде всего в признании многопартийности. Партии и другие общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений. цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; е) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с господствующей в современной мировой конституционной практике традицией в К. РФ сразу за главой об основах конституционного строя помещаются положения о правовом статусе личности. В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ в соответствии с нормами международного права устанавливает, что принципами конституционного статуса личности в РФ являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей: юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины: непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности всех норм текущего законодательства и правоприменительной практики; обеспеченность конституционного статуса личности процессуальными и иными гарантиями.

Указанные принципы свидетельствуют о коренном изменении концепции регулирования основных прав и свобод. В советских конституциях человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, а также как непременный, активный участник политической жизни страны, и только затем уже шла о нем речь как об индивиде, имеющем личную жизнь, до известных пределов неприкосновенную для публичного интереса и охраняемую государством. Соответственно, основные права и свободы делились на три группы в следующем порядке приоритетности: социально-экономические, политические, личные.

В действующей К. РФ личные права и свободы поставлены на первое место. Вторая группа - общественно-политические, или публично-политические, права и свободы (поскольку по сравнению с советским временем общественная жизнь в значительной степени деполитизирована). На третьем месте стоят социально-экономические права, причем и содержание этих прав, и их последовательность принципиально иные, чем в советское время. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Большое внимание уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Третий крупный блок норм в К. РФ посвящен территориальной организации РФ. В гл. 3 "Федеративное устройство" содержатся положения, раскрывающие принцип федерализма как одной из основ конституционного строя. К.РФ предусматривает три вида субъектов федерации - республики в составе РФ (государства), национально-территориальные образования - автономная область, автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.

Как и многие зарубежные конституции, К. РФ содержит поименный перечень всех субъектов Федерации, причем изменения наименований субъектов отражаются в К. РФ автоматически, т.е. без соблюдения обычной процедуры внесения поправок. К. РФ определяет, что субъекты РФ являются равноправными и между собой, и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Исходя из принципа единства государства К.РФ использует понятие "суверенитет" только по отношению к РФ, утверждая, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. К. РФ.и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ.

К. РФ определяет предметы исключительного ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Обеспечивая самостоятельность субъектов, РФ, тем не менее, оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления; в отношении законодательства она требует, чтобы акты субъектов РФ соответствовали К. РФ и законам РФ; но в случае противоречия между ФЗ и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.

Задачей К. РФ является установление формы правления и системы; органов власти.

В гл. 4 "Президент Российской Федерации" закреплены статус Президента РФ и перечень его властных полномочий.

В гл. 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента РФ, представительного и законодательного органа РФ.

В гл. 6 "Правительство Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть.

Глава 7 "Судебная власть" содержит комплекс норм, определяющих основы организации судебной системы РФ и осуществления правосудия. В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группы депутатов. В гл. 9 предусмотрено четыре различных процедуры внесения поправок в К. РФ в зависимости от вида норм, подлежащих пересмотру.

Положения гл. 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9 не могут быть пересмотрены ФС. Оно вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3, голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Поправки к остальному тексту К. принимаются квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 в СФ и 2/3 в ГД. Принятые поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки принимаются в форме особого правового акта - ФЗ о поправке к К. РФ.

Изменения ст. 65 К. РФ, касающиеся состава субъектов РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Заканчивается К. РФ разделом вторым "Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия К. РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г.

В разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статья 7

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 12

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Статья 16

1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации - "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы .

Это самая главная обязанность , лежащая на гражданах. Ее не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

В частях 2 и 3 статьи 38 Конституции РФ закреплены две конституционные обязанности граждан:
1. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12-17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Эта конституционная обязанность конкретизирована в статье 63 Семейного кодекса РФ.

Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 статьи 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными законом (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно статье 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам.
Обязанность конкретизирована ФЗ РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Защита Отечества

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Исполнение этой обязанности регулируется ФЗ РФ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Обязанность не является обязательной для всех граждан РФ

На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Указом Президента РФ от 25 января 1996 года отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

Порядок прохождения альтернативной службы устанавливается в соответствии с ФЗ РФ от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Деловая игра ко Дню Конституции

Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов

Деловая игра проводится между командами учащихся старших классов, уже знакомых с Основным Законом РФ.

Цели игры : воспитание чувства гражданственности, осознание ребятами своей роли в политической жизни, повышение уровня правовой грамотности и политической культуры будущих избирателей, формирование умения навыка командной работы.

Возможен вариант сопровождения мероприятия показом слайдов, комментирующих тему, а также совершение небольшого экскурса в историю становления конституционного строя в нашей стране.

Разминка

Командам необходимо за ограниченное время выполнить тестовые задания, выбрав один верный ответ из четырех предложенных.

№ задания

правильного ответа

1. Конституция - это
1) концепция развития государства
2) основной закон государства
3) свод законов государства
4) правовая система страны.

2.Конституция РФ устанавливает принцип федерализма. Он означает, что
1) носителем суверенитета и единственным источником власти является народ
2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания
3) существуют различные формы национальной государственности
4) РФ признаёт, гарантирует, соблюдает и защищает неотчуждаемые права человека и гражданина.

3. Конституцию от всех других федеральных законов отличает
1) высшая юридическая сила
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность

4. Конституция РФ устанавливает принцип суверенитета. Он означает, что
1) церковь отделена от государства и системы образования
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
3) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные для всех правила поведения.

5. Конституция провозглашает РФ социальным государством. Это означает, что
2) закрепляется многообразие форм собственности
4) политика государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития личности.

6. Конституцию от всех других Федеральных Законов отличает
1) прямое действие
2) общеобязательный характер
3) обеспеченность силой государства
4) нормативно-правовой характер.

7. Документом, закрепляющим правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, является
1) Гражданский кодекс РФ
2) Закон о гражданстве РФ
3) Конституция РФ
4) Закон о местном самоуправлении РФ

8. Конституция РФ провозглашает светский характер государства. Это означает, что
1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права
2) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
3) церковь в РФ отделена от государства и системы образования
4) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

9. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что

1) ни один правовой акт не может ей противоречить
2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны.

10. Конституция провозглашает РФ правовым государством. Это означает, что
1) государство и все его органы подчинены закону
2) народы, проживающие на территории РФ, имеют право на выход из состава РФ
3) церковь отделена от системы образования и социального призрения
4) государственная власть самостоятельно издаёт общеобязательные правила поведения.

Главы и статьи Основного Закона

Командам предлагается сопоставить столбики, подобрав к главе Конституции соответствующую ее содержанию статью.

главы Основного Закона

статьи Основного Закона

А. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Б. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Д. Границы между субъектами РФ могут быть изменены c их взаимного согласия.

Е. Правосудие в РФ осуществляется только судом

З. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

И. Все равны перед законом и судом.

Ключи: 1 Б, 2 И, 3 Д, 4 З, 5 А, 6 Г,7 Е, 8 В, 9 Ж.

Основы конституционного строя

Ребятам предлагается вставить пропущенные в статьях главы 1 Конституции РФ слова (каждое верно названное слово оценивается одним баллом).

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с _____ формой правления (республиканской).

Российская Федерация - ______ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются ______ и свободные выборы (референдум).

Российская Федерация - _____ государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (социальное).

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____ на законодательную, исполнительную и судебную (разделения).

Российская Федерация - ______ государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (светское).

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего ____ или права изменить его (гражданства).

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой ______ (равноправны).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - ______ государства (обязанность).

Народ осуществляет свою власть ______ , а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (непосредственно).

Право или обязанность?

Ведущий зачитывает положения Конституции, отражающие права и обязанности человека и гражданина. Командам необходимо определить, чем является озвученное положение (правом или обязанностью) и дать соответствующий ответ.

Указание свей национальной принадлежности (право).

Участие в управлении делами государства (право).

Забота родителей о детях (обязанность).

Получение основного общего образования (обязанность).

Участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (право).

Забота о сохранении исторического и культурного наследия (обязанность).

Уплата законно установленных налогов и сборов (обязанность).

Сохранение природы и окружающей среды (обязанность).

Защита Отечества (обязанность).

Забота трудоспособных детей, достигших 18 лет, о нетрудоспособных родителях (обязанность).

Основной Закон в цифрах

Ведущий зачитывает определенные статьи Конституции, задача команд - озвучить соответствующее содержанию статьи количественное или возрастное ограничение (недосказанное ведущим).

Сколько глав в Конституции РФ (9 глав).

Сколько статей в Конституции РФ (137 статей).

С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (с 18 лет).

Каков срок полномочий Президента РФ (6 лет).

С какого возраста гражданин РФ может быть избран Президентом РФ (не моложе 35 лет).

Какой ценз оседлости установлен для кандидата на должность Президента РФ (постоянное проживание в РФ не менее 10 лет).

Сколько сроков подряд одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ (не более двух сроков подряд).

Сколько палат в Федеральном Собрании РФ (две палаты).

Сколько депутатов в Государственной Думе (450 депутатов).

Государственная Дума избирается сроком на … (пять лет).

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший … (21 года).

С какого возраста граждане РФ могут быть судьями (с 25 лет).

Какие требования предъявляются к стажу работы для кандидата на должность судьи (не менее пяти лет работы по юридической профессии).

Сколько судей в Конституционном Суде РФ (19 судей).

Сколько лет исполнилось Конституции РФ в 2013 году (20 лет).

Органы государственной власти и их представители

Перемещаясь вниз и вправо , командам необходимо отыскать в представленной «абракадабре»

названия органов государственной власти и их представителей.

Таблица-задание

Таблица-ответ

Ключи: президент, парламент, правительство, суд, судья, министр, депутат.

Задачи (по материалам заданий ЕГЭ)

На данном этапе команды выполняют предложенные задания (максимум за каждое задание - 3 балла), публично представляя их аргументированное решение.

Задание № 1 . В ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ утвер-жда-ет-ся: «В Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции при-зна-ет-ся идео-ло-ги-че-ское мно-го-об-ра-зие». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми дан-ное кон-сти-ту-ци-он-ное по-ло-же-ние.

Возможные ответы :

1. в вы-бо-рах в Го-су-дар-ствен-ную Думу между собой бо-рют-ся пар-тии раз-лич-ной идео-ло-ги-че-ской на-прав-лен-но-сти: ли-бе-раль-ной (ЛДПР), ком-му-ни-сти-че-ской (КПРФ), со-ци-ал-де-мо-кра-ти-че-ской ("Спра-вед-ли-вая Рос-сия") и т.д.

2. в Рос-сии граж-да-не имеют право со-зда-вать раз-лич-ные об-ще-ствен-ные объ-еди-не-ния, союзы, сов-мест-но до-би-ва-ясь своих целей, на-при-мер, за-щи-щать при-ро-ду, се-мей-ные цен-но-сти, ре-ли-ги-оз-ные цен-но-сти и пр.

3. для со-вре-мен-ной рос-сий-ской дей-стви-тель-но-сти ха-рак-тер-но од-но-вре-мен-ное су-ще-ство-ва-ние раз-лич-ных на-уч-ных школ: в ис-то-ри-че-ской науке, на-при-мер, одни уче-ные при-дер-жи-ва-ют-ся марк-сист-ско-го по-ни-ма-ния ис-то-ри-че-ско-го про-цес-са, дру-гие - ци-ви-ли-за-ци-он-но-го (Тойн-би и др.)

Задание № 2 . На-зо-ви-те три формы соб-ствен-но-сти, ко-то-рые за-креп-ле-ны дей-ству-ю-щим за-ко-но-да-тель-ством. С чем свя-за-ны про-изо-шед-шие в за-ко-но-да-тель-стве из-ме-не-ния?

Возможные ответы :

1. формы соб-ствен-но-сти: част-ная, го-су-дар-ствен-ная, му-ни-ци-паль-ная;

2. при-чи-на про-изо-шед-ших из-ме-не-ний - пе-ре-ход к ры-ноч-ной эко-но-ми-ке.

Задание № 3 . Ссылаясь на Конституцию РФ, опровергните примерами утверждение о том, что в современной России сохранилась командная экономическая система.

Возможные ответы :

Конституция РФ гарантирует право частной собственности и равноправие всех форм собственности (в реальной жизни сосуществуют частная, акционерная, кооперативная, государственная, муниципальная и др. формы собственности);

в современной России действуют рыночные механизмы ценообразования (цена устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения, общей ситуации на рынке, сезонных факторов и т.д.);

в современной России провозглашена Конституцией и функционирует свобода предпринимательской деятельности.

Задание № 4 . Ста-тья 7 Кон-сти-ту-ции РФ ука-зы-ва-ет: «Рос-сия - со-ци-аль-ное го-су-дар-ство». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми со-ци-аль-ные права граж-дан РФ.

Возможные ответы :

1. право на ми-ни-маль-ный раз-мер опла-ты труда (при тру-до-устрой-стве на ра-бо-ту ра-бот-ни-ку не может быть уста-нов-ле-на опла-та труда ниже уста-нов-лен-но-го ми-ни-маль-но-го раз-ме-ра опла-ты труда);

2. право на го-су-дар-ствен-ную пен-сию (жен-щи-ны, до-стиг-шие 55-лет-не-го воз-рас-та, имеют право на по-лу-че-ние пен-сии);

3. право на со-ци-аль-ную за-щи-ту в слу-чае по-те-ри ра-бо-ты, ин-ва-лид-но-сти и др. (вслу-чае по-те-ри ра-бо-ты не-об-хо-ди-мо за-ре-ги-стри-ро-вать-ся на бирже труда, что поз-во-лит по-лу-чать по-со-бие по без-ра-бо-ти-це).

Задание № 5 . Ста-тья 21 Кон-сти-ту-ции РФ ука-зы-ва-ет: «До-сто-ин-ство лич-но-сти охра-ня-ет-ся го-су-дар-ством». Про-ил-лю-стри-руй-те тремя при-ме-ра-ми ре-а-ли-за-цию дан-но-го права в Рос-сии.

Возможные ответы :

1) при до-про-се че-ло-ве-ка, по-до-зре-ва-е-мо-го в со-вер-ше-нии правонаруше-ния, за-пре-ще-ны пытки, из-де-ва-тель-ства и дру-гие спо-со-бы, уни-жа-ю-щие лич-ность че-ло-ве-ка;

2) граж-да-нин впра-ве тре-бо-вать опро-вер-же-ния све-де-ний, рас-про-стра-нен-ных СМИ, по-ро-ча-щих его честь и до-сто-ин-ство и не со-от-вет-ству-ю-щих дей-стви-тель-но-сти;

3) со-труд-ник по-ли-ции обя-зан пре-се-кать дей-ствия, ко-то-ры-ми граж-да-ни-ну при-чи-ня-ет-ся боль, фи-зи-че-ские или нрав-ствен-ные стра-да-ния.

Задание № 6 . За-ко-но-да-тель-ное со-бра-ние одной из рес-пуб-лик РФ утвер-ди-ло за-ко-но-про-ект, пред-ло-жен-ный пра-ви-тель-ством рес-пуб-ли-ки. Со-глас-но этому за-ко-ну в целях борь-бы с утеч-кой ка-пи-та-ла в рес-пуб-ли-ке вво-ди-лась своя де-неж-ная еди-ни-ца. Имеет ли право за-ко-но-да-тель-ный орган рес-пуб-ли-ки утвер-дить дан-ный за-ко-но-про-ект? При-ве-ди-те два ар-гу-мен-та в обос-но-ва-ние своей по-зи-ции.

Возможные ответы :

За-ко-но-да-тель-ный орган рес-пуб-ли-ки не имеет права утвер-ждать за-ко-но-про-ект, ка-са-ю-щий-ся вве-де-ния соб-ствен-ной ва-лю-ты:

1) в целях со-хра-не-ния го-су-дар-ствен-ной це-лост-но-сти Кон-сти-ту-ция РФ право на уста-нов-ле-ние ва-лют-но-го ре-гу-ли-ро-ва-ния остав-ля-ет за го-су-дар-ством;

2) Кон-сти-ту-ция РФ га-ран-ти-ру-ет един-ство эко-но-ми-че-ско-го про-стран-ства, сво-бод-ное пе-ре-ме-ще-ние то-ва-ров, услуг и фи-нан-со-вых средств .

Задание № 7 . Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

Возможные ответы :

в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;

могли быть введены избирательные цензы;

могли быть расширены права исполнительной власти; предоставлены ей права действовать в обход законодательных органов, например, издавать чрезвычайные указы в обход парламента.

Задание № 8 . Подтвердите тремя примерами наличие в современной России политического плюрализма.

Возможные ответы :

наличие многопартийности (отсутствие единственной партии, являющейся правящей);

существование различных идеологий (отсутствие одной общеобязательной идеологии);

свободная конкуренция этих политических организаций.

Задание № 9 . Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском характере современного Российского государства.

Возможные ответы :

взаимоотношениями школы и церкви (например, запрещение работ в государственной школе РФ священнослужителей, запрещение религиозной пропаганды в школе);

равенством всех конфессий в Российской Федерации (например, равный доступ представителей всех религиозных конфессий РФ к получению образования и государственной службе, равные гарантии в соблюдении прав);

запрещением преследования по конфессиональному признаку (Конституция РФ провозглашает отказ от дискриминации граждан по религиозной принадлежности (ст. 19)).

Задание № 10 . Назовите две особенности Конституции РФ, отличающие её от других законов. Поясните, в чем проявляется каждая особенность.

Возможные ответы :

1) две особенности Конституции РФ:

Имеет высшую юридическую силу;

Является законом прямого действия.

2) пояснения, например:

Высшая юридическая сила - законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ, не могут противоречить Конституции РФ;

Прямое действие - в случае отсутствия соответствующего закона или правового акта действует положение Конституции РФ.

Задание № 11 . На-зо-ви-те три ор-га-на выс-шей го-су-дар-ствен-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции и ука-жи-те одно из пол-но-мо-чий каж-до-го ор-га-на.

Возможные ответы :

1) Президент (утверждение военной доктрины РФ, внесение законопроектов в Государственную Думу);

2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ (при-ня-тие за-ко-нов, на-зна-че-ние вы-бо-ров Пре-зи-ден-та РФ, утвер-жде-ние из-ме-не-ния гра-ниц между субъ-ек-та-ми РФ);

3) Пра-ви-тель-ство РФ (раз-ра-бот-ка бюд-же-та, управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью);

4) Вер-хов-ный Суд РФ (осу-ществ-ле-ние над-зо-ра над де-я-тель-но-стью судов общей юрис-дик-ции; в пре-де-лах своей ком-пе-тен-ции рас-смот-ре-ние дел в ка-че-стве суда вто-рой (кас-са-ци-он-ной) ин-стан-ции).

Мысли мудрых

На этом этапе командам предлагается обсудить «Мысли мудрых», так или иначе созвучных с темой деловой игры, придерживаясь при этом следующего плана (согласно критериям оценивания обществоведческого эссе) в своих рассуждениях:

Аргументировать свое мнение, опираясь на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы,

Привести факты и примеры из различных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, собственный жизненный опыт).

Возможные высказывания для обсуждения:

«"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше» (И.В. Гёте).

«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский)

«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт)

«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).

«Не будет сво-бо-ды в том слу-чае, если су-деб-ная власть не от-де-ле-на от вла-сти за-ко-но-да-тель-ной и ис-пол-ни-тель-ной» (Ш. Мон-те-с-кье)

«Наи-луч-шая кон-сти-ту-ция для на-ро-да есть та, к ко-то-рой он при-вык» (И.Бен-там).

«Чтобы сде-лать из людей хо-ро-ших граж-дан, им сле-ду-ет дать воз-мож-ность про-явить свои права граж-дан и ис-пол-нять свои обя-зан-но-сти граж-дан». (С. Смай-ле)

«Луч-шее го-су-дар-ствен-ное устрой-ство для лю-бо-го на-ро-да - это то, ко-то-рое со-хра-ни-ло его как целое». (М. Мон-тень)

  • 1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;
  • 2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
  • 3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов -- предметам совместного ведения.

Таким образом. Оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

В пределах своей компетенции и федерация и субъекты федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.

Споры о компетенции между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства РФ, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.

Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

4. В числе принципов федеративного устройства России -- принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федерального строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения и служит государственно-правовой формой, помогающей разрешать национальный вопрос (например, бывшие СССР, Чехо-Словакия).

Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Швейцария, Германия). Российская федерация (а также бывший СССР) рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу.

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.

В настоящее время РФ включает субъекты федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многонациональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них, в основном, сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) -- также существенные характеристики федеративного устройства России.

Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обучения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но республики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик.

Для осуществления принципа равноправия применительно к малочисленным народам, большое значение имеет то, что согласно Конституции Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Российской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в различных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свободное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании разных форм государственности, но не всегда -- суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех случаях оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не допуская расчленения независимых государств.

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автономные образования создавались как форма национальной государственности не только одной нации (а, например, двух и более).

Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе Российской Федерации -- се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.

Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности -- русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве -- Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом. Российская Федерация -- это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.

  • 5. Равноправие субъектов Российской Федерации -- принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление -- равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется:
  • 1. в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;
  • 2. в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;
  • 3. в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

  • 1. суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
  • 2. федеральная Конституция и федеральные законы;
  • 3. федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
  • 4. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
  • 5. единое гражданство РФ;
  • 6. государственный язык;
  • 7. единые Вооруженные Силы;
  • 8. единая денежная единица -- рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
  • 9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
  • 10. столица РФ.

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.

Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

В России -- несколько видов субъектов федерации, это ее особенность. Общее число субъектов -- 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных округов, остальные субъекты -- области. Конституция РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Республики -- субъекты РФ -- это государства в составе Российской федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе РФ. К ним относятся:

  • ? Конституция республики, республиканское законодательство;
  • ? система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;
  • ? территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;
  • ? республиканское гражданство;
  • ? государственный язык;
  • ? собственные символы государства.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа -- это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных -- по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов:

  • ? устава;
  • ? своего законодательства;
  • ? системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;
  • ? территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.

Положение автономии может иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами власти края или области.

Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация