Судопроизводство зарубежных стран. д) обеспечение безопасности дорожного движения. з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности

Главная / Авто

Франция является родоначальницей классического континентального смешанного процесса, который впоследствии был воспринят почти всеми европейскими государствами, включая Россию, которые в той или иной степени заимствовали французский Кодекс уголовного расследования 1808 года. Россия на протяжении всей своей истории придерживалась именно такой организации уголовного процесса, включающей розыскное (в основном) предварительное расследование и состязательное судебное разбирательство. Разработанный в современной России проект уголовно-процессуального кодекса во многом ориентирован на процессуальное законодательство Франции. Поэтому его целесообразно рассмотреть более подробно.

Расследование преступлений и рассмотрение уголовных дел в суде регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом 1958 года. Досудебные стадии уголовного судопроизводства Франции включают дознание и предварительное следствие.

ДОЗНАНИЕ. Дознание является первой стадией уголовного процесса, которая имеет место до возбуждения уголовного преследования, получившего во Франции название уголовного иска. Акт возбуждения уголовного преследования является той границей, которая отделяет дознание от предварительного следствия. Не существует определенного акта, означающего начало дознания и, следовательно, начало уголовного процесса; закон связывает необходимость производства дознания с моментом «установления фактов нарушения уголовного закона». Дознание проводит судебная полиция. По УПК 1808 года судебная полиция рассматривалась как стадия уголовного процесса и предполагала совершение определенных процессуальных действий. Эта функция осталась и по новому законодательству. Отсюда понятно то своеобразное содержание, которое имеет понятие судебной полиции. Это одновременно и функция, которая заключается в выполнении определенных действий, и субъект уголовного процесса, т.е. должностные лица, на которых возложено выполнение функции дознания. Понятия «дознание» и «судебная полиция» совпадают. Таким образом, понятие «судебная полиция» имеет несколько значений. Судебная полиция - основной орган дознания во французском уголовном процессе, который может рассматриваться в двух аспектах: 1) как вид деятельности - совершение действий по установлению преступления; 2) как должностные лица, совершающие данные действия. Судебная полиция объединяет должностных лиц различных ведомств, подразделенных на три категории: а) офицеры судебной полиции; б) агенты судебной полиции и в) чиновники, приравненные к судебной полиции. Объем предоставленных им прав различен, так, например, только офицер судебной полиции вправе дать распоряжение о задержании; помощник агента судебной полиции не может составлять протоколы, имеющие доказательственное значение. В дознании выделяются две формы: дознание очевидных преступлений (проступков) и первоначальное дознание.

1. Дознание очевидных преступлений. Очевидными считаются преступления, когда виновный застигнут на месте совершения преступления или же имеются тому очевидцы. Срок производства дознания очевидных преступлений ничем не ограничен, но на практике оно продолжается не более нескольких часов или дней. Судебная полиция наделена столь же большими полномочиями, какими наделен следственный судья, осуществляющий предварительное следствие.

2. Первоначальное дознание является формой дознания, которое проводится при отсутствии признаков очевидности. Прокурор, получив сообщение о совершении преступления, если в нем нет признаков очевидности и в то же время имеющихся сведений недостаточно, чтобы возбудить публичный иск, может дать указание судебной полиции о производстве дознания, после которого он может решить вопрос о возбуждении уголовного преследования.

В отличие от предварительного следствия действия, осуществляемые судебной полицией, законом детально не регламентированы. Отсюда понятно, почему все процессуальные действия выполняются судебной полицией под контролем прокуратуры. Из наиболее распространенных процессуальных действий, проводимых в ходе дознания, можно выделить обыск, выемку, допрос, проведение экспертизы, задержание, арест. Для французского уголовного процесса характерно то, что проведение одних и тех же процессуальных действий может получить различную регламентацию в зависимости от вида дознания.

При дознании возможно проведение таких процессуальных действий как выезд на место происшествия и констатация (осмотр, изъятие, фиксация орудий, следов и т.д.). Во Франции неизвестно разграничение обыска и выемки (в отличие от России). Это два элемента одного процессуального действия: обыск - процедура поиска предмета, выемка - его изъятие. Обыск и выемка проводятся как при дознании очевидных преступлений, так и при первоначальном дознании. Однако во втором случае это возможно только с согласия обыскиваемого лица. При дознании очевидных преступлений обыск и выемку осуществляют лишь офицеры судебной полиции.

Личный обыск не предусмотрен УПК Франции, но судебная практика допускает его проведение во время дознания очевидных преступлений. Нормы Кодекса о первоначальном дознании не включают допрос, однако возможность его проведения всеми признается, но судебная полиция не может принудить к даче показаний. На практике широко применяются очные ставки, которые в законе также не предусмотрены для стадии дознания. В полной мере это распространяется и на проведение экспертизы.

Во время дознания может быть произведено задержание. При первоначальном дознании лицо может быть задержано в случае необходимости, если против него имеются какие-либо улики. При дознании очевидных преступлений судебная полиция вправе задержать лицо, «которое может предоставить необходимые сведения». Срок задержания при обоих видах дознания не может превышать 24 часов, но предусмотрено его продление с санкции прокурора: при первоначальном дознании - в любом случае, если в этом есть необходимость; при дознании очевидных преступлений - при наличии серьезных улик.

Наиболее серьезной мерой пресечения является арест. Под арестом понимаются процессуальные действия в стадии дознания, выраженные в ограничении свободы лица до или после задержания. Между задержанием и арестом имеется существенное различие. Задержание - кратковременное принудительное пребывание лица в полицейском участке под надзором полиции. Арест же рассматривается в качестве процедуры захвата и конвоирования лица до момента его прибытия в участок. Во время первоначального дознания ареста до задержания не бывает. Убедившись в причастности лица к преступлению, судебная полиция доставляет его в прокуратуру, но не для продления срока задержания, а для того, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного преследования, начале предварительного следствия и заключении под стражу. Вся процедура ограничения свободы человека до конца дознания и до решения всех указанных вопросов - и есть арест в рамках первоначального дознания. Таким образом, дознание в уголовном процессе Франции является доследственной проверкой, подготавливающей стадию возбуждения дела.

Поли́ция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 « Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации »)

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции . Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Полиция России
Годы существования
Страна
Входит в
Тип

военизированная организация

Включает в себя

участковых, оперуполномоченных

Функция

защита жизни, здоровья, прав и свободы граждан, борьба с организованными преступными группами, борьба с экономическими преступлениями, уголовный розыск, административное правонарушение, дорожная автоинспекция, борьба с незаконной иммиграцией, контроль за оборотом наркотиков

Численность
Часть
Покровитель

Правительство Российской Федерации

Девиз

« Служа закону - служим народу »

Цвета

чёрный
васильковый

Снаряжение

служебное оружие, боевое стрелковое огнестрельное оружие, служебные собаки, наручники, полицейская дубинка

Знаки отличия

С 1889 г. начальник полиции в уезде стал называться уездным исправником.

XX век

В 1903 году в сельской местности, первоначально в 46 губерниях, была введена уездная полицейская стража. К 1916 г. она распространялась на 50 губерний.

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений, которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. Личного задержания.
  2. Розысков.
  3. Наблюдения.
  4. Справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.

Один из ленинских « Апрельских тезисов » к докладу « О задачах пролетариата в данной революции » от 4 апреля ставил задачу « устранения полиции, армии, чиновничества ».

Постановлениями Временного Правительства « Об утверждении милиции » и « Временном положении о милиции », изданными 17 апреля 1917 года учреждается « народная милиция ». Народная милиция объявляется исполнительным органом государственной власти на местах, « состоящем в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений ».

Проект формы милиции 1917 года. Одесская карикатура

Одновременно с государственной « народной милицией » советы рабочих депутатов организовывали отряды « рабочей милиции » и другие вооружённые формирования, которые находились под влиянием различных политических сил, а порой и вне их. При этом рабочая милиция не состояла в подчинении у комиссаров городской милиции.

Образованный 3 июня под эгидой большевиков Совет петроградской народной милиции вступил в конфликт с начальником городской милиции, выставив политические лозунги в связи с отказом дополнительно платить за службу в рабочей милиции рабочим, получающим полную зарплату на заводах. Разрушалась важнейшая государственная структура.

Принцип самоорганизации сил правопорядка реализовывался партией большевиков некоторое время и после октября 1917 года. В постановлении НКВД « О рабочей милиции » от 28 октября (10 ноября) 1917 года не предусматривались организационные формы государственного милицейского аппарата. Армия и полиция ликвидировались, а их функции переходили к вооружённому народу.

Рабочая милиция носила характер массовых самодеятельных организаций, формировалась на началах добровольных дружин, поэтому не могла остановить разгула преступности.

10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: « Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены ».

Полиция в современной России

Налоговая полиция

20 мая 1993 года принят Закон « О федеральных органах налоговой полиции », в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом от 17 декабря 1995 года № 200-ФЗ в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации(ФСНП России). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 306 ФСНП России упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД России. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Военная полиция

Идея создания военной полиции появилась в 1989 году и приобрела особую актуальность к середине 90-х годов ХХ века, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная полицейская служба. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву. Военная полиция находится в стадии формирования, по планам её численность в будущем составит 20 тыс. человек.

Закон о военной полиции был принят Госдумой 24 января и одобрен Советом Федерации 29 января, подписан Президентом 4 февраля 2014 года. 25 марта 2015 года Владимир Путин утвердил Устав Военной полиции ВС РФ.

Наркополиция

Федеральная полиция (несостоявшаяся реформа МВД России)

Впервые о реформе заговорили осенью года. В соответствии с планами, полиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную полицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлёвской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД России. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД России, ФСБ России и налоговой полиции - Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД России, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его ещё более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции , включающей в себя криминальную полицию , полицию общественной безопасности , миграционную полицию и спецуправления, но ничего из этого выполнено не было.

Реорганизация милиции в полицию (реформа МВД России 2011 года)

Второй нарукавный знак Полиции с изображением флага России

Автомобиль ДПСFord в Твери

22 января 2010 года на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД России Р. Нургалиева С. Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: « Милиции общественной безопасности, насколько я знаю - её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное ».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД России предложил уже на следующий день предоставить законопроект « О полиции » для всеобщего обсуждения в Интернете.

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию :

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективно, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция .

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект « О полиции » (тот же законопроект с изменёнными названиями « милиция » на « полиция »).

Согласно опросу, проведённому ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта « О полиции » приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику « презумпция законности » полиции (« требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное »), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Несмотря на критику со стороны определённых слоёв общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Госдума в пятницу, 28 января 2011 г. приняла законопроект « О полиции » в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было.

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

Подписал закон о полиции . Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении этого важного документа. Закон - первый шаг к обновлению МВД .

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

Однако, несмотря на реформу российская полиция остается крайне бюрократизированной и неэффективной структурой и работает не на людей, а на показатели - так называемые « палки ». Поэтому на одни преступления она закрывает глаза, а другие даже сама фабрикует.

Положение полиции в Российской Федерации

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Задачи этой структуры регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом « О полиции », положением « О службе в органах внутренних дел », другими федеральными законами и международными договорами.

Структура

В структуре органов внутренних дел, как правило, существуют следующие виды подразделений, на основе которых строятся структуры управления:

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации ( МВД России ) - центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел в стране. Во главе - Министр внутренних дел Российской Федерации, специальное звание, соответствующее штатной должности - генерал-полковник полиции / генерал полиции Российской Федерации.
  • Департамент, Главное управление, Управление - подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главные управления, Управления и отделы внутренних дел.
  • Главное управление МВД России ( ГУ МВД России ) - осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУ МВД России по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями - подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУ МВД России стоят над управлениями (УМВД) или отделами МВД России (ОМВД). В субъектах Российской Федерации, имеющих численность населения более 2 млн человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления МВД России (ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области и т. п.). Руководитель ГУ МВД России, как правило, имеет специальное звание генерал-лейтенант - генерал-полковник .
  • Управление

С давних пор во Франции четко различаются полиция административная и полиция судебная: первая действует до совершения преступлений в целях их предупреждения, а вторая - после их совершения в целях раскрытия.
Хотя судебная и административная полиция различаются по целям своей деятельности и конкретным функциям, их ведомственная принадлежность к национальной полиция или к жандармерии совпадает. В рамках каждого из этих ведомств существуют должностные лица, основной обязанностью которых является функция представителя судебной полиции, и должностные лица, которые действуют в зависимости от обстоятельств то как члены судебной полиции, то - как административной.
Как отмечалось выше (см. § 3 данной главы), организационно судебную полицию образуют подразделения национальной полиции и национальной жандармерии. По объему процессуальных полномочий должностные лица такой полиции подразделяются на: 1) офицеров судебной полиции; 2) агентов судебной полиции и их помощников; 3) чиновников и агентов, на которых законом возложены некоторые функции судебной полиции. Например, только офицер судебной полиции вправе дать распоряжение о задержании, и только он лично может выполнить отдельное поручение следственного судьи. В то же время только офицеры судебной полиции, агенты судебной полиции и некоторые чиновники, выполняющие функции судебной полиции, в дисциплинарном плане подконтрольны следственным камерам апелляционных судов, тогда как остальные категории ее должностных лиц - лишь вышестоящему начальству. Помощники агентов судебной полиции имеют меньше прав по ведению дознания, нежели сами агенты. Это проявляется, в частности, в том, что они не вправе составлять протоколы, имеющие доказательственное значение.
Решение о наделении лица статусом офицера судебной полиции принимают специальная комиссия и независимо от нее прокуратура при наличии указанных в УПК условий, скажем, определенной выслуги лет. В последнее время, ввиду нехватки кадров, наметилась тенденция, связанная со снижением требований, необходимых для получения статуса офицера судебной полиции, что способствует увеличению их корпуса. Что касается агентов судебной полиции, то для выполнения их функций достаточно занимать определенные штатные должности, исчерпывающий перечень которых приведен в УПК.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 2. Судебная полиция как орган дознания.:

  1. 24. Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель в уголовном судопроизводстве, их полномочия.
  2. 19. Правовые основы сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере.
  3. 16 Правовые основы сотрудничества полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере. СПСО
  4. 17.Выполнение органом дознания следственных действий по поручениям следователя.
  5. 84. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания, их виды.
  6. 1. Понятие, сущность и значение взаимодействия следователей и органов дознания.
  7. 81.Суд как орган судебной власти. Формы его деятельности и полномочия в уголовном судопроизводстве.
  8. 48. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

МВД, СК, ФСБ, прокуратура, Минюст, ФСИН, ФССП, ФСО, ФНС, ФТС, ГРУ, СВР, Росгвардия. Для многих эти аббревиатуры выглядят страшно и непонятно, но мы постепенно разберём, что они означают.

Главный и самый крупный правоохранительный орган - Министерство внутренних дел (МВД). Большая часть его сотрудников называется "полицейскими" или "полицией".

МВД имеет сложную и закрытую для посторонних структуру, в которой нелегко разобраться. Функции разных подразделений и должностей зафиксированы не в законах, а в подзаконных актах - приказах МВД. Кроме того, практика работы полиции отличается от региона к региону и даже от отделения к отделению. На официальных сайтах МВД и его региональных управлений нет почти никакой информации о том, из каких структур состоит полиция и чем конкретно они занимаются.

В результате в России большинство простых людей и даже юристов о работе полиции не знают почти ничего. Немногие внятные источники информации - несколько исследований, проведённых Институтом проблем правоприменения. Главные из них - доклад "Диагностика работы правоохранительных органов по охране общественного порядка и перспективы создания муниципальной милиции в России " и книга "Российский следователь: призвание, профессия, повседневность" (К. Титаев, М. Шклярук). Кроме того, Комитет гражданских инициатив выпустил наглядные брошюры и листовки с инфографикой в рамках проекта "Понятная полиция ". Если вы хотите больше узнать о работе российской полиции, рекомендую ознакомиться с этими источниками.

Итак, МВД - огромная структура, организованная, как и многие другие госорганы, на трёх уровнях: федеральный, региональный и районный. Нынешний глава МВД - бывший руководитель московской полиции Владимир Колокольцев.

На федеральном уровне в МВД действуют департаменты и управления, которые координируют работу нижестоящих структур. На уровне каждого региона работает главное управление МВД. Называют его по-разному - "управление МВД (УМВД)", "главное управление МВД (ГУМВД)" или "МВД такой-то республики". Это управление координирует работу нижестоящих подразделений.

Наконец, каждый регион разбит на районы с населением примерно 50 тыс. человек. За каждый из них отвечает районный отдел внутренних дел. Его называют ОВД или УВД "по такому-то району" либо "отдел полиции такой-то". Для простоты я буду называть их все "отделом полиции".

В районном отделе полиции работает в среднем 250 сотрудников, распределённых по нескольким структурным подразделениям. Перечислю здесь основные подразделения и должности.

Сотрудники дежурной части (ДЧ) круглосуточно регистрируют сообщения о правонарушениях. Если вы будете звонить по телефону 112, то вас, скорее всего, перенаправят на дежурную часть нужного отдела полиции. Сотрудник ДЧ решает, приедут ли полицейские на вызов, и если да, то в каком составе. Дежурный может отправить на место участкового, сотрудников патрульно-постовой службы или (в случае серьёзного преступления) следственно-оперативную группу (СОГ, следователь + оперативник + эксперт-криминалист).

Ещё сотрудники встречают людей, которые пришли заявить о возможном преступлении, выдают им талоны-уведомления о принятии заявления (ч. 4 ст. 144 УПК РФ) и регистрируют всё в "Книге по учёту сообщений о происшествиях" (КУСП).

Работающие в отделе полиции оперативные уполномоченные (оперативники) занимаются оперативно-розыскной деятельностью: выявляют и раскрывают преступления и собирают информацию, необходимую для расследования. Оперативники носят не форму, а обычную одежду, чтобы не привлекать лишнего внимания, неофициально общаются со свидетелями и информаторами и занимаются другой интересной работой.

Не всегда, правда, они делают это законно. Из всех сотрудников полиции оперативники чаще всего попадают в скандалы, связанные с пытками. Наиболее известный случай произошёл в Казани в марте 2012 г. Там оперативники ОВД "Дальний" выбивали у задержанного признание в краже мобильника, засовывая ему в анальное отверстие бутылку от шампанского. В итоге человек получил разрыв кишечника и умер. Как выяснилось, оперативники много раз практиковали такие методы работы. В июне 2014 г. Приволжский районный суд Казани приговорил их к разным срокам лишения свободы (от 2 до 15 лет) (Право.Ру).

Работающие в ОВД следователи и дознаватели ведут предварительное расследование преступлений. Им нужно допросить свидетелей, найденных оперативниками, составить протоколы допроса и много других бумаг, подшить их в дело в определённом порядке. Эту кропотливую бюрократическую работу делают следователи и дознаватели МВД. Дознаватели занимаются более лёгкими делами, следователи - более сложными. Их работа не столь активная, как у оперативников, и требует больше усидчивости и аккуратности, поэтому большинство следователей МВД (около 70%) - женщины.

Сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) из полицейских чаще всего попадаются на глаза гражданам. ППС-ники объезжают или обходят район, следят за порядком, дежурят в местах скопления граждан и задерживают нарушителей. C ними может столкнуться любой, кто будет на улице делать что-то плохое: драться, материться, пить алкоголь или иметь неславянскую внешность. Также ППС-ники по указанию дежурной части могут поехать на срочный вызов, бросив патрулирование улиц, и быстро появиться на месте происшествия.

Район, подведомственный ОВД, разделён на небольшие участки с населением в несколько тысяч человек. За каждый отвечает участковый уполномоченный полиции (УУП , в просторечии просто "участковый "). Иногда участковому дают помещение для работы рядом с участком (т.н. "опорный пункт полиции" или "участковый пункт полиции"), иногда они работают в самом здании ОВД. Участковые следят за неблагонадёжными элементами (алкоголиками, душевнобольными, нелегальными мигрантами, бывшими зэками), приходят на те вызовы, куда не выезжают другие полицейские (например, по жалобе соседей - на пьянки или шумные вечеринки), разруливают бытовые конфликты и выполняют всю работу, которую не могут или не хотят делать другие полицейские.

Кроме того, в отделе полиции есть инспекторы по делам несовершеннолетних (работают с малолетними нарушителями), эксперты-криминалисты, водители, работники изолятора временного содержания (ИВС, он же "обезьянник") и другие сотрудники.

Территория, где работает отдел полиции, обычно совпадает с территорией, подведомственной районной прокуратуре и районному суду. Соответственно, дела, которыми занимаются полицейские, попадают обычно в один и тот же суд, а там их представляют одни и те же сотрудники прокуратуры.

Некоторые полицейские подразделения не входят в состав районного отдела полиции, а образуют особую структуру. Например, подразделения ГИБДД охраняют порядок на автодорогах, транспортная полиция - на железных дорогах, вокзалах и в аэропортах, а управления МВД по вопросам миграции (бывшая Федеральная миграционная служба) выдают загранпаспорта россиянам и следят за соблюдением миграционного законодательства иностранцами.

Ну и напоследок анекдот, который помогает запомнить, кто чем в МВД занимается. Начальник отдела полиции собрал в лесу подчинённых и поставил перед ними задачу: найти и доставить в отделение лося. Сотрудники ППС проверяли прописку у пробегавших мимо ишаков и сайгаков, а лося не заметили. Участковые принесли объяснения от жителей леса о том, что в данном лесу лось не проживает. Оперативники притащили избитого зайца, который признался в том, что он лось. Следователь запротоколировал допрос зайца и составил уголовное дело на семь томов, где убедительно доказал, что это лось, замаскированный под зайца с целью скрыть следы преступления.

Следственный комитет

Итак, лёгкие и средние по тяжести преступления раскрывают оперативники МВД, а расследуют - дознаватели и следователи МВД. Что касается серьёзных и тяжких преступлений, то там всё сложнее: их раскрывают те же оперативники МВД, а расследуют - сотрудники отдельного ведомства.

Когда-то этим ведомством была прокуратура. Считалось, что оперативники полиции (или некогда - "милиции") устанавливают фактические обстоятельства дела, а следователи прокуратуры - готовят его к суду. В 2007 г. этот процесс разделили на три разных ведомства. Теперь раскрывают тяжкие преступления оперативники МВД, расследуют - следователи Следственного комитета, а представляют в суде - сотрудники прокуратуры.

Структура Следственного комитета похожа на структуру МВД. На федеральном уровне - центральный аппарат, на региональном - управления по субъекту федерации, на районном - районные следственные отделы. И если отделы полиции обычно названы просто, то следственные отделы СК РФ имеют пышные и затейливые названия, например, "Таганский следственный отдел следственного управления по ЦАО Главного следственного управления следственного комитета РФ по городу Москве".

Формально Следственный комитет не относится ни к одной ветви власти, хотя, как и полиция, ближе всего к исполнительной. Руководитель СК получает полномочия из рук президента и никому, кроме него, не подчиняется.

Следственный комитет расследует самые серьёзные и опасные преступления: все виды убийств, похищения, половые преступления, уклонения от уплаты налогов, разные финансовые махинации и должностные преступления. Кроме того, он может забрать себе расследование любого преступления, если сочтёт его особо важным.

В последние годы СК постоянно вовлечён в российский политический процесс. Его следователи вели громкие дела против оппозиционных политиков и гражданских активистов: дело Pussy Riot (против девушек, спевших антипутинскую песню в Храме Христа Спасителя), "Болотное дело" (против участников митинга 6 мая 2012 г. в Москве) и дело "Кировлеса" (против политика Алексея Навального). Также Следственный комитет расследует так называемые "экстремистские" преступления (в том числе о "возбуждении вражды" по ст. 282 УК РФ).

Нынешний глава Следственного комитета - Александр Бастрыкин. Из всех известных "правоохранителей" он имеет наиболее сомнительную репутацию. Самый громкий скандал с его участием произошёл в июне 2012 г. Тогда "Новая газета" рассказала, что глава СК и его помощники задержали оппозиционного журналиста Сергея Соколова, отвезли его в подмосковный лес и там долго высказывали свои претензии. По словам журналиста, Бастрыкин остроумно пошутил, что если убьёт Соколова, то сам же и будет расследовать это дело ("Новая газета"). История эта окончилась странно: Бастрыкин с Соколовым помирились, но Соколов от своих слов не отказался. Одновременно Быстрыкин заявил, что никого никуда не возил, но в суд с иском о клевете не обратился (BBC).

Федеральная служба безопасности (ФСБ) - правоохранительный орган с неоднозначной репутацией (для одних - зловещей, для других - героической). Изначально ФСБ возник на базе Федеральной службы контрразведки (а та - на базе Министерства безопасности РФ, а оно - на базе подразделений по контрразведке бывшего КГБ). Первоначальная задача этого органа - контрразведка, то есть поиск шпионов и диверсантов.

Нынешний глава ведомства - Александр Бортников, который занимает этот пост с 2008 г.

Многие считают ФСБ полным аналогом советского Комитета государственной безопасности (КГБ). Но это не совсем так. КГБ занимался и разведкой, и контрразведкой: засылал своих шпионов в другие страны и ловил чужих шпионов внутри страны. Сейчас же эти функции разделены между СВР, ГРУ и ФСБ. Федеральной службе безопасности осталась только контрразведка, поэтому за рубежом агенты ФСБ, как правило, ничего не разведывают. Однако они могут делать это внутри страны: например, ФСБ занималось разведкой во время войны в Чечне.

В ФСБ работают оперативники и следователи, которые совместно раскрывают и расследуют преступления, связанные с терроризмом, шпионажем, контрабандой оружия и ядерных материалов и некоторыми другими вещами.

Самая известная функция ФСБ, которой посвящены многие фильмы и сериалы - борьба с терроризмом. Ведомство расследует целый букет террористических статей УК РФ, начиная со ст. 205 (теракт) и заканчивая ст. 211 (угон самолёта, корабля или поезда). Активнее всего ФСБ занималась этим во время Второй Чеченской войны (1999-2001 гг.) и последующей террористической активностью на всём Северном Кавказе. В частности, сотрудники ФСБ провели ряд специальных операций, в ходе которых были арестованы или убиты лидеры чеченских сепаратистов Салман Радуев (2000 г.), Хаттаб (2002 г.), Аслан Масхадов (2005 г.) и Шамиль Басаев (в 2006 г.).

Когда на Северном Кавказе стало спокойнее, ФСБ переключилась на другие дела. Сегодня главные статьи УК РФ, по которым она работает, - это ст. 276 "Шпионаж" и ст. 275 "Государственная измена". Госизменой считается, среди прочего, "оказание… помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ".

К сожалению, формулировка этой статьи предельно каучукова. Даже не имея доступа к секретным сведениям, человек может разгласить информацию, которую кто-то сочтёт наносящей ущерб России.

Например, в мае 2014 г. сотрудники ФСБ арестовали радиоинженера и бывшего сотрудника ГРУ Геннадия Кравцова. Всё его преступление состояло в том, что он послал резюме в одну шведскую фирму. В письме были сведения, которые сотрудники ФСБ посчитали государственной тайной. При этом Кравцов уволился из ГРУ за десять лет до этого и вряд ли знал актуальные и важные секреты. Кроме того, следователи не установили, что шведы передали Кравцову деньги. В таких обстоятельствах госизмена выглядит крайне сомнительной - зачем бесплатно сообщать кому-то секретные сведения. Тем не менее, Московский городской суд в сентябре 2015 г. признал Кравцова виновным и приговорил к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима (РИА "Новости"). Позже Верховный суд снизил этот срок до 6 лет ("Новая газета").

Характерная особенность последних лет - процессы против учёных, которые выступали на международных конференция или работали по заказу иностранных компаний и ненароком выдали информацию, в которой ФСБ усмотрело государственную тайну. Подобных дел стало так много, что в "Википедии" даже сделали об этом .

По преступлениям, которые расследует ФСБ, обычно невозможно просить о суде присяжных, а сами процессы часто проходят в закрытом режиме, без журналистов. Это сильно снижает уровень доверия к работе ФСБ и результатам её деятельности.

Ещё одна важная функция ФСБ - охрана границ. В состав данного ведомства входит Пограничная служба . Её сотрудники (в просторечии - "пограничники") патрулируют границу и приграничные районы. Кроме того, они проверяют паспорта людей, въезжающих в Россию или выезжающих из неё, сверяют их с базами данных, задают в случае необходимости дополнительные вопросы и, если нужно, задерживают человека.

Прокуратура

Прокуратура - это орган, который от имени государства обвиняет человека в преступлении и убеждает суд в том, что тот действительно его совершил.

Российская прокуратура официально не относится ни к одной ветви власти, но ближе всего, конечно, к исполнительной власти. Как и другие правоохранительные органы, она разделена на федеральный, региональный и районный уровни, что примерно совпадает со структурой МВД и судебной системы. Обычно районная прокуратура представляет в районном суде обвинение по тем делам, которые расследовал районный ОВД или районный отдел СК РФ.

Кроме того, существуют специализированные прокуратуры - природоохранная, транспортная, прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Отдельная структура - у военной прокуратуры, которая разделена по военным округам, флотам и гарнизонам и соответствует структуре военных судов.

Всю эту систему возглавляет генеральный прокурор, которого назначает президент с согласия Совета Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции РФ). Нынешний генеральный прокурор - Юрий Чайка.

Во многих странах прокуратура координирует расследование преступлений и юридически оформляет дело: прокурор работает в контакте с полицейскими и даёт им указания. Это нужно, потому что в условиях независимого правосудия мало выяснить, кто и как совершил преступление - надо ещё доказать это в суде. И если прокурор видит, что доказательств мало или они собраны с нарушением закона, то сам решает, как поступить с делом: продолжить расследование другим способом или вовсе прекратить его, чтобы зря не тратить время.

В России прокуратура до 2007 г. имела схожие полномочия. В ней работали следователи, которые расследовали самые серьёзные преступления. Также прокуратура руководила следователями и дознавателями МВД. В случае чего прокуратура могла сама возбудить уголовное дело, приказать милиции (тогдашнее название полиции) выяснить обстоятельства дела и довести его до суда. Прокуратура координировала расследование, могла прекратить одно дело или начать другое. Логику такой схемы я описал выше - раз уж прокуратура представляет дело в суде, она должна влиять на расследование до суда.

Но в 2007 г. у прокуратуры забрали значительную часть полномочий, а всех следователей прокуратуры перевели в новый госорган - Следственный комитет РФ. В итоге возникло две отдельных структуры, которые время от времени конфликтуют друг с другом.

Теоретически прокурор должен осуществлять "надзор" за тем, как проводится следствие, однако никаких рычагов давления на следователя у него нет. Прокурор не может дать следователю никаких указаний (прекратить одно расследование или начать другое, допросить тех или иных свидетелей) и почти никак не влияет на его работу. Прокуратура должна лишь получить законченное уголовное дело и представить его в суде. Единственный способ влияния - не принять дело у следователя и отправить его на доследование. То есть прокуратура может лишь отложить рассмотрение дела в суде.

На практике это выглядит следующим образом. "Раньше когда расследовалось дело, следователи каждые две недели заглядывали к нам и показывали, что и как движется. А теперь они вообще не считают нужным советоваться с прокурором. Потом приходят, складывают семь томов и говорят: у тебя десять дней, подписывай в суд" ("Русский репортёр").

В итоге получается, что в суде прокурор защищает результаты того расследования, в котором ни он, ни его ведомство не участвовали и о котором он почти ничего не знает. Часто даже формальный надзор за следствием производит один прокурор, а представляет в суде - другой. Всё это приводит к трагикомичным ситуациям.

"Громкие процессы последних лет неизменно удивляют наблюдателей, в числе прочего - бросающейся в глаза беспомощностью представителей обвинения, - пишет социолог Элла Панеях. - Практически каждый раз присутствующие в зале суда журналисты и блогеры с некоторым изумлением описывают одну и ту же картину: прокурор, который не ориентируется в материалах уголовного дела, не помнит ключевых обстоятельств фабулы обвинения, не может ответить ни на один вопрос защиты по существу дела, потом зачитывает обвинительное заключение с таким видом, будто видит его в первый раз, путая ударения в фамилиях свидетелей и экспертов. В деле ЮКОСа один раз государственный обвинитель принял название улицы в адресе лондонского филиала фирмы - Виктория-роуд - за подпись некой Виктории Роуд под документом. В деле Pussy Riot прокурор был не в курсе, что показания одного из свидетелей в деле скопированы с показаний другого вместе с опечатками и грамматическими ошибками" ("Ведомости").

Впрочем, на приговор это почти не влияет. Из-за обвинительного уклона российского правосудия судья всё равно признает подсудимого виновным, даже если прокурор не сумеет ничего толком доказать. Это и было видно в делах ЮКОСа, Pussy Riot, "Кировлеса" и многих других процессах. Правда, тогда не совсем ясно, зачем вообще нужна прокуратура.

В большинстве стран роль прокуратуры ограничена уголовным преследованием: то есть она совместно с полицией расследует преступление и доказывает в суде, что человек виновен. В России, однако, прокуратура должна осуществлять общий надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.

На практике за последние годы прокуратура отстранилась от этой работы. Почти во всех возможных сферах теперь работают специальные надзорные ведомства, которые и контролируют соблюдение законодательства: Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Росздравнадзор и т. д. В итоге прокуратура либо проводит проверки совместно с этими ведомствами, либо сразу перенаправляет в них всех заявителей.

Лирическое отступление: правоохранительные органы и политика

В авторитарном государстве без независимой судебной власти и парламентского контроля каждый правоохранительный орган - потенциально опасный политический субъект. Его сотрудники могут начать прослушку, арестовать и даже безнаказанно убить любого человека, в том числе высокопоставленного политика или военного.

Из-за этого руководство страны постоянно следит за балансом сил между правоохранительными органами: ни один не должен иметь много полномочий и оружия. А если какой-то орган усилится, его нужно уравновесить другой структурой. Иными словами, чтобы одни люди в погонах не пересажали и не перестреляли других людей в погонах (или даже самого президента), в России их разводят по разным госорганам и периодически меняют структуру этих органов.

Например, в середине 2000-х годов в России чрезвычайно усилилась Генпрокуратура. Следователи Генпрокуратуры вели дело ЮКОСа и отправили в тюрьму почти всех руководителей этой нефтяной компании. Политолог Екатерина Шульман считает это главной причиной создания Следственного комитета: "Потому что, когда он создавался, Генеральная прокуратура была ударной силой дела ЮКОСа, главного репрессивного процесса того времени. Вот для того, чтобы она не сильно усиливалась, из нее выделили СКР" (http://m.echo.msk.ru/interview/detail.php?ID=1875302). Как видим, это разделение сильно затруднило и замедлило борьбу с преступностью.

Также, видимо, по политическим причинам происходили другие изменения в правоохранительных органах. Один пример - создание в 2003 г. и ликвидация в 2016 г. Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая была своеобразным "противовесом" ФСБ. Другой пример - создание в 2016 г. Росгвардии и передача ей части подразделений и функций из МВД.

Всё это входит в предмет исследования политологов, а не юристов, поэтому не буду подробно здесь останавливаться. Просто учитывайте это, когда пытаетесь понять, зачем нужен тот или иной правоохранительный орган. Не всегда в этом есть логика. Возможно, руководство страны думало не о том, как победить преступность, а о том, как сохранить власть.

Минюст

Министерство юстиции (Минюст) - правоохранительный орган с широкими полномочиями. Его сотрудники проводят юридический анализ всех будущих законов и подзаконных актов, регистрируют некоммерческие организации (в том числе политические партии и религиозные объединения) и следят за их деятельностью, а также контролируют работу адвокатов и нотариусов. Кроме того, Минюсту подчиняются ЗАГСы, которые регистрируют главные события в жизни российских граждан: рождение, заключение брака, развод, смену имени и смерть.

Также Минюсту подчиняются две важные службы, которые помогают судам и исполняют их решения: ФСИН и ФССП.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления. Ведь мало приговорить человека к лишению свободы или обязательным работам - надо, чтобы кто-то его охранял или заставлял работать. В подчинении ФСИН находятся учреждения, где люди сидят по приговору суда: исправительные колонии и тюрьмы. Также она охраняет тех, кто взят под стражу и ожидает суда, и следит за условно осуждёнными. Кроме того, под её контролем осуждённый отбывает исправительные и обязательные работы.

Когда-то все места лишения свободы были в подчинении Министерства внутренних дел. В конце 1990-х гг. тюрьмы и колонии передали Минюсту, надеясь превратить их в более гуманные заведения. Предполагалось, видимо, что, если лагерные работники будут считать себя не "ментами", а работниками Министерства юстиции, это придаст им больше солидности и благородства.

Однако серьёзных реформ при этом не провели, большинство сотрудников остались на своих местах, и никаких изменений не произошло. Во многих колониях по-прежнему процветают пытки, коррупция, несправедливые наказания и невыносимые условия труда.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) работает по двум направлениям. Первое - помощь судам в их работе. Этим занимаются приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов ("приставы по ОУПДС"). Граждане обычно видят их, когда приходят в суд: именно они проверяют вещи посетителей и записывают их паспортные данные. Кроме того, приставы наводят порядок, если в здании суда произойдёт конфликт. Теоретически они могут доставить в суд участника процесса, который обязан появиться на заседании, но не приходит.

Другое направление работы ФССП - исполнение судебных решений по гражданским и административным делам. Этим занимаются приставы-исполнители. Если человек сам не платит деньги по решению суда, приставы могут принудительно списать деньги с его банковского счёта или забрать имущество и продать с аукциона. Также они разными способами стимулируют человека исполнить решение. Самые болезненные для должника меры - ограничить выезд за рубеж или лишить водительских прав до тех пор, пока тот не выплатит взысканные с него деньги.

Приставы-исполнители часто ленятся выполнять свою работу. Это может свести на нет всю работу юриста в суде. Ведь одно дело - выиграть дело, но совсем другое - исполнить решение. Поискать банковские счета и списать с них деньги пристав ещё может, но крайне сложно заставить его куда-то поехать, чтобы найти и арестовать имущество должника.

ФСО, ФНС, ФТС

Несколько служб с похожими аббревиатурами имеют непохожие функции.

Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет самых важных российских чиновников (в том числе президента), а также руководителей иностранных государств во время их визита в Россию. Сотрудники ФСО сопровождают кортежи, и следят за госучреждениями, гостиницами, домами и другими местами, где находится охраняемый человек и где на него могут совершить нападение.

Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за тем, как все соблюдают налоговое законодательство, наказывает нарушителей и регистрирует коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. В каждом регионе есть региональное управление ФНС (УФНС), которому подчиняются районные инспекции ФНС (ИФНС). Каждая инспекция обслуживает определённую территорию и контролирует то, как все зарегистрированные там граждане и организации платят налоги.

Федеральная таможенная служба (ФТС) борется с контрабандой и контролирует перемещение товаров и других вещей через границу. ФТС подчинены несколько межрегиональных управлений (Южное, Центральное, Дальневосточное и т. д.), управлениям подчинены таможни (по одной на регион, международный порт или аэропорт), а им - таможенные посты на каждом пункте пропуска границы.

ГРУ и СВР

Внешней разведкой в России занимаются два органа: Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР) . ГРУ относится к Министерству обороны и производит военную разведку, а СВР - самостоятельная служба, подчиненная непосредственно президенту; занимается она политической и экономической разведкой. Понятно, что отделить военные, политические и экономические сведения друг от друга невозможно, поэтому работа двух спецслужб иногда пересекается.

Строго говоря, разведка - это не правоохранительная деятельность, а наоборот - нарушение законов чужой страны. Но предполагается, что разведчики таким образом охраняют права и свободы граждан России. Поэтому их можно условно отнести к правоохранительным органам.

Самое громкое событие, связанное со Службой внешней разведки, произошло в июне 2010 г. Тогда в США были арестованы несколько российских граждан, которых обвиняли в работе на СВР. В частности, они должны были выведать данные о ядерном вооружении США. Правда, никаких секретов они так и не добыли, поэтому американцы легко обменяли их на четырёх российских граждан, осуждённых ранее в России за госизмену (в том числе физика Игоря Сутягина). Самым известным из провалившихся агентов СВР была Анна Чапман, впоследствии ставшая телеведущей и фотомоделью (Лента.Ру).

Главное разведывательное управление мелькало в новостях из-за более успешных операций. В частности, большинство аналитиков именно на ГРУ возлагают ответственность за убийство в 2004 г. в Катаре одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева ("Независимая газета").

Росгвардия

В 2016 г. в России появился новый госорган - Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия). Эта наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, которой отдали некоторые подразделения и функции других ведомств (в основном, МВД).

Костяк Росгвардии - это Национальная гвардия . Так стали называть бывшие внутренние войска МВД - подразделения, которые должны бороться с незаконными вооружёнными формированиями, охранять государственные объекты, разгонять митинги и подавлять массовые беспорядки.

Ещё в состав Росгвардии входит вневедомственная охрана . Это нечто вроде государственного охранного агентства. Его создали в советские годы в составе МВД, потому что тогда почти вся собственность, требующая охраны, принадлежала государству, и удобнее было объединить полицейские и охранные функции в одном ведомстве. Сейчас же большинство зданий и предприятий принадлежат частным лицам, и охранять их должны сами собственники. Тем не менее, вневедомственная охрана по-прежнему существует, но теперь оказывает платные услуги. На многих частных объектах стоит сигнализация, при срабатывании которой туда выезжают сотрудники вневедомственной охраны.

Кроме того, в состав Росгвардии перевели из МВД некоторые полувоенизированные полицейские подразделения, которые применяют в некоторых важных операциях: специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) и отряды мобильные оперативного назначения (ОМОН) .

Возглавил Росгвардию генерал Виктор Золтов. Это бывший начальник Службы безопасности президента РФ, то есть фактически личный охранник Владимира Путина. Поэтому большинство экспертов восприняли учреждение Росгвардии как создание структуры, преданной непосредственно президенту и способное предотвратить государственный переворот или иные угрозы.

Резюме

Главный правоохранительный орган в Росии - Министерство внутренних дел (МВД). Его основное структурное подразделение - отдел полиции. В нём работают сотрудники дежурной части (принимают сообщения о преступлениях и решают, что с ними делать), оперативники (выявляют и раскрывают преступления), следователи и дознаватели (ведут предварительное расследование), сотрудники патрульно-постовой службы (следят за порядком на улицах), участковые (отвечают за порядок на небольшой территории). Также в МВД есть отделения ГИБДД, транспортной полиции, управления МВД по вопросам миграции и т. д.

Следственный комитет (СК) при содействии оперативников МВД расследует наиболее серьёзные и тяжёлые преступления. Федеральная служба безопасности (ФСБ) раскрывает и расследует преступления, связанные с терроризмом, шпионажем, госизменой и некоторыми другими вещами. В состав ФСБ входит Пограничная служба.

Прокуратура - это орган, который от имени государства убеждает суд в том, что человек совершил преступление. Теоретически прокурор должен осуществлять надзор за тем, как проводится следствие, однако на деле не имеет почти никаких полномочий. Он должен лишь взять дело, подготовленное следователем, и представить его в суде. Кроме того, российские прокуроры должны осуществлять надзор за соблюдением всех законов всеми организациями в стране.

Министерство юстиции (Минюст) проводит анализ всех будущих законов, регистрирует некоммерческие организации и контролирует работу адвокатов и нотариусов. Кроме того, Минюсту подчиняются ЗАГСы, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). ФСИН наказывает тех, кого суд признал виновным в совершении преступления, а ФССП помогает судам в работе и исполняет решения по гражданским и административным делам.

Федеральная служба охраны (ФСО) охраняет важных российских чиновников, Федеральная налоговая служба (ФНС) следит за соблюдением налогового законодательства, Федеральная таможенная служба (ФТС) контролирует перемещение товаров через границу. Главное разведывательное управление (ГРУ) и Служба внешней разведки (СВР) занимаются разведкой в других странах.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) - наполовину военная, наполовину правоохранительная структура, в состав которой входят Национальная гвардия (бывшие внутренние войска МВД), вневедомственная охрана, СОБР и ОМОН.

Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" - ""

-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Задача

1. Современная модель судебной системы России

Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перёд ними задачами и целями.

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано:

"1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом...

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается".

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст. 125--127 Конституции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов. В первой из этих статей определен статус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов. Этот суд занимает особое место. Как будет видно по материалу соответствующей главы учебника, ему напрямую не подчиняются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную практику.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, о которых говорится в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное место. У них есть, как будет показано ниже, свои подсистемы судов. В отношении каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и неоднократно упоминавшегося выше Закона о судебной системе, а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.

Всю совокупность федеральных судов следовало бы сгруппировать в три подсистемы (блока). В одну из них входит Конституционный Суд РФ, в другую - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью -- Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он, как отмечено выше, не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов Федерации.

Закон допускает возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов субъектов российской Федерации. Которые отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

основное звено -- районные суды;

среднее звено -- верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

высшее звено -- Верховный Суд РФ.

Подобным образом организованы и военные суды:

основное звено -- гарнизонные военные суды;

среднее звено -- окружные (флотские) военные суды;

высшее звено -- Военная коллегия Верховного суда РФ. С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбитражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят"

основное звено -- арбитражные суды субъектов Российской Федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника);

среднее звено -- федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

высшее звено -- Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов Российской Федерации не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

2. Полиция как составная часть органов внутренних дел

суд гражданский полиция правовой

Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные правовые акты Российской Федерации, Конституции, законы и иные правовые акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел (контракт).

Во главе системы органов внутренних дел стоит Министерство внутренних дел Российской Федерации. Структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дал на транспорте (УВДТ, ОВДТ), городские, районные органы внутренних дел (ГОВД, РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (академия, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, подразделений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.

В Законе о полиции (гл. 3) права и обязанности полиции изложены более подробно, чем в аналогичных нормах Закона о милиции (раздел III). В новом Законе специально оговаривается, что перечень обязанностей полиции может быть установлен только в Законе о полиции.

Из многочисленных и детально изложенных в Законе прав и обязанностей полицейских стоит отметить следующие.

Сотрудники полиции обязаны информировать людей, заявивших о совершенном преступлении, о ходе рассмотрения их заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц (ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

В соответствии п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона сотрудники полиции наделяются правом выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах "спецсигналов".

Сотрудники полиции смогут получать от кредитных организаций информацию по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в целях пресечения и выявления налоговых преступлений (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции), получать сведения, составляющие налоговую тайну (п. 29 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Кроме того, согласно Закону о полиции расширяются функции полиции по обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан (п. 17 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции). Такие полномочия предусматривались в Законе о милиции (ст. 11).

Полиция, как и милиция, по-прежнему сможет заниматься охраной имущества и объектов на договорной основе (п. 10 ч. 1 ст. 2 и п. 25 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

а) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Задача

Условие: Судье районного суда Званцеву И.П., проработавшему в этой должности 5 лет предложили в порядке продвижения по службе должность судьи областного суда при условии успешной сдачи квалификационного экзамена экзаменационной комиссии.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Решение: Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Таким образом, указанные действия не являются правомерными, т.к. не соблюден порядок, установленный законом.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2010) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1.

2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ // Российская газета. № 28. 2011.

3. Вопросы организации полиции: Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 // Российская газета. № 43. 2011.

4. О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 29.03.2010) // Российская юстиция. N 11. 19. Ст. 6.

Специальная литература

5. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство). - М.: Юрист, 2009.

6. Максимов А.Н. Стиль управления в системе ОВД: теория и практика // Юридический мир. №2007. № 1.

7. Савюк Л.К. Правоохранительные органы. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура судебной системы Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Создание военных судов по территориальному признаку. Подсудность дел военным судам. Окружной (флотский) военный суд. Председатель военного суда, его права и обязанности.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2016

    Понятие звена судебной системы и судебной инстанции; их значение для разграничения компетенции судов. Верховный Суд Российской Федерации как высшее звено системы судов общей юрисдикции. Система арбитражных судов и органов предварительного следствия.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2013

    Понятие о судах общей юрисдикции, принципы их построения и единства, функциональные и институциональные аспекты. Основное звено системы гражданских судов - районных и мировых. Назначение и полномочия гарнизонных военных судов Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Выявление особенностей создания и функционирования Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого (областного) суда, Военных и специализированных судов. Проблемы и перспектив развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Суды общей юрисдикции: система и задачи. Состав, структура и полномочия Верховного суда Российской Федерации. Суды среднего звена. Рассмотрение гражданских дел мировыми судьями. Военные суды в судебной системе. Система федеральных судов общей юрисдикции.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Состав, структура и полномочия Верховного Суда Российской Федерации, районных судов, судов среднего звена. Система военных судов, принципы их организации и деятельности. Порядок назначения мирового судьи и рассмотрение им дел в первой инстанции.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2015

    Понятие судебной власти. Принципы организации и основные органы судебной системы РФ, включающей в себя федеральные судебные организации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов. Система Федеральных судов общей юрисдикции.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Понятие судебной системы, порядок создания и упразднения судов. Судебная система РФ. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд округа. Мировые судьи.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2003

    Понятие и структура органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе. Задачи и организация Министерства. Правовая основа деятельности полиции. Виды контроля в органах внутренних дел. Классификация правового обеспечения по В.Л. Соколову.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2013

    Понятие, структура и конституционные основы судебной системы в Российской Федерации. Структура судов общей юрисдикции. Особенности функционирования районных судов и мировых судей. Демократические принципы судопроизводства в Российской Федерации.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация