Перечень органов исполнительной власти. Исполнительная власть – что это

Главная / Авто

Исполнительная власть осуществляет государственное управление . Органы исполнительной власти обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям государственной власти. Они не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти. Органы исполнительной власти, в частности, правительство РФ, наделены правом законодательной инициативы, а также государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут быть федеральными и исполнительными властями субъектов РФ : республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

В зависимости от характера компетенции различаются органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции .

Органы общей компетенции — правительства, администрации субъектов РФ. Они осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на подведомственной территории.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (например, Министерство здравоохранения, Комитет Российской Федерации по металлургии и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (например, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития РФ и др.).

По порядку разрешения подведомственных вопросов необходимо различать коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы представляют организационно оформленную группу лиц, принимающих решение большинством голосов (например, правительства, многие государственные комитеты и др.).

Единоначальные органы принимают решения по вопросам, входящим в их компетенцию, в лице их руководителя (например, министерства, администрации краев, областей и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти определены в Указе Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти”: правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, Главное управление охраны РФ, федеральные службы, Департамент налоговой полиции РФ, Агентство правительственной связи и информации, федеральный надзор России.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ . Правительство РФ состоит из председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства РФ назначается президентом с согласия Государственной думы.

Председатель правительства РФ предлагает президенту структуру федеральных органов исполнительной власти, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Он в соответствии с , федеральными законами и указами президента определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Конституция РФ определяет полномочия правительства РФ, которое:

  • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управляет федеральной собственностью;
  • принимает меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения.

Федеральные министерства, государственные комитеты и федеральные ведомства (комитеты, службы, агентства, департаменты) относятся к центральным органам федеральной исполнительной власти. Они действуют в пределах своей компетенции на всей территории РФ под руководством правительства РФ. Положения о них утверждаются президентом РФ или по его поручению правительством РФ (например, Положение о федеральном горном и промышленном надзоре России утверждено Указом Президента РФ 18 февраля 1993 г. № 234 , Положение о Министерстве юстиции РФ — Советом Министров РФ 4 ноября 1993 г. № 1187). Министры и председатели государственных комитетов РФ назначаются президентом РФ и по должности входят в состав правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. № 66 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” федеральные министерства и государственные комитеты имеют равный правовой статус.

Руководители федеральных ведомств не входят, как правило, в состав правительства РФ. Ведомства не входят в состав министерств и являются самостоятельными органами. Они действуют под руководством правительства РФ.

Некоторые органы федеральной исполнительной власти подведомственны президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами: министерства обороны, внутренних дел, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности и др.

Органы исполнительной власти субъектов РФ можно подразделить на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Их формы не имеют общеустановленной унификации, поэтому наименования органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются, как правило, с учетом исторических и национальных традиций или зарубежного опыта. Система и формы органов исполнительной власти республик устанавливаются в их конституциях, а краев, областей, автономных образований — в их уставах.

Органы общей компетенции — это Советы министров (правительства) республик в составе РФ, администрации краев, областей, автономных образований.

Органами отраслевой и межотраслевой компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления и др.

В областях, краях, автономных образованиях органами исполнительной власти выступают главные управления (управления, комитеты, отделы, департаменты).

Министерства Российской Федерации - это федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных федеральным законодательством случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

  • 5 из 24 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении Президента Российской Федерации:
  • 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  • 2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;
  • 3. Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • 4. Министерство обороны Российской Федерации;
  • 5. Министерство юстиции Российской Федерации. Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ:
  • 1. Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
  • 2. Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • 3. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
  • 4. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
  • 5. Министерство здравоохранения Российской Федерации;
  • 6. Министерство имущественных отношений Российской Федерации;
  • 7. Министерство культуры Российской Федерации;
  • 8. Министерство образования Российской Федерации;
  • 9. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации;
  • 10. Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
  • 11. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации;
  • 12. Министерство путей сообщения Российской Федерации;
  • 13. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации; 14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  • 15. Министерство транспорта Российской Федерации;
  • 16. Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
  • 17. Министерство финансов Российской Федерации;
  • 18. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
  • 19. Министерство энергетики Российской Федерации.

Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, членом которого он является.

Полномочия федеральных министров весьма обширны, например:

  • 1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • 2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • 3. обеспечивают их исполнение;
  • 4. принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;
  • 5. обладают всеми другими установленными федеральным законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству Российской Федерации, а также Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесённым к их компетенции.

Государственные комитеты Российской Федерации и Федеральные комиссии Российской Федерации - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности.

И Государственные комитеты Российской Федерации, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов Российской Федерации: по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет и две федеральные комиссии России по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия

Государственный комитет, как и Федеральную комиссию, возглавляет Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии Российской Федерации. Под его руководством действует коллегия, правовое положение которой аналогично министерским коллегиям. Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии Российской Федерации является первым среди равных, решения в них принимается простым большинством голосов и обязательно для него, а решения действующей при нём коллегии проводят в жизнь его приказом по усмотрению.

Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные функции в установленных сферах ведения.

Из 13 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству Российской Федерации только 5: архивная служба; служба геодезии и картографии; служба земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а остальные 8 находятся в прямом подчинении: Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба специального строительства; Федеральная пограничная служба.

Оба федеральных надзора Федеральный горный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности находятся в прямом подчинении и полном ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского агентства, а федеральный надзор - начальник федерального надзора.

К иным федеральным органам исполнительной власти относятся Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации, действующее в узких направлениях.

Введение

1. Понятие и система органов исполнительной власти

2. Правовой статус правительства Российской Федерации

3. Министерство образования Российской Федерации в системе органов управления образования

4. Органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации


Введение

Конституция РФ 1993 года закрепила принцип разделение властей на три различные ветви - законодательную, исполнительную и судебную, органы которых выполняют свои полномочия самостоятельно. Этот факт привёл к замене старого понятия «органы государственного управления» на новое понятие «исполнительные органы государства», «органы исполнительной власти». Но, не смотря на это, в современной российской литературе используется как старое, так и новое понятие.

По разному определяют авторы и сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера». Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность». Несмотря на то, что эти понятия, в сущности, не имеют существенных отличий, я придерживаюсь второго понятия, считая его более полным и правильным.

1. Понятие и система органов исполнительной власти

· Президент Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации

· Государственная администрация

· Органы исполнительной власти субъектов РФ

Понятие и функции исполнительной власти. В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами жизни государства. Эта деятельность является подзаконной : она должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления законов, исполнительная власть имеет возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться . Исходя из конкретных ситуаций и требований законов, она может обязывать путем одностороннего властного волеизъявления к совершению определенных действий и применять административное принуждение. Отсюда исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

· издание правовых актов управления;

· использование распорядительных и контрольных полномочий;

· заключение административных договоров;

· проведение организационных мероприятий.

В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:

· органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);

· корпус государственных служащих;

· юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных правомочий, среди которых выделяются:

· право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;

· право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;

· право назначать;

· право осуществлять легитимное принуждение;

· право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;

· право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;

· право расходовать вверенные ресурсы;

· право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;

· право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов управления, порядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям этой ветви государственной власти относятся:

· осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

· административное нормотворчество (подзаконодательное регулирование);

· административное правоприменение, осуществляется в двух формах:

o оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;

o юрисдикционная деятельность , осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;

· административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);

· осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);

· непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);

· информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.

Понятие и виды органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления 1 . В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

· объективный , характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;

· субъективный , выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная власть может существовать не иначе как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:

· официально представлены государством и выражают его волю при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;

· осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в рамках определенных законом функций и административных полномочий;

· возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;

· наличие оперативной самостоятельности и возможности непосредственно распоряжаться материальными, людскими и информационными ресурсами, необходимыми для осуществления его компетенции;

Исполнительная власть составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему с жесткой подчиненностью. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого, исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция и т.д.), и при недостаточном контроле со стороны общества возможна узурпация исполнительными органами полноты власти.

Согласно мировой практике исполнительная власть ответственна перед законодательной (представительной) властью и выполняет распорядительные регулирующие и контрольные функции. Распорядительные функции распространяются на государственный сектор, субъекты естественных монополий, акционерные общества с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству. Регулирование осуществляется мерами финансовой, кредитной, инвестиционной политики. При этом распорядительные и регулирующие полномочия далеко не совпадают. Там, где это необходимо, действует государственный надзор и контроль. Исполнительная власть выступает с законодательной инициативой, издает собственные нормативные правовые акты.

Конституционные полномочия Президента РФ свидетельствуют о наличии у главы государства функций исполнительной власти. Он формирует высшую исполнительную власть, не являясь ее субъектом, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию формулируют основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Президент в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство РФ координирует деятельность подведомственных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти.

Установленная Указом Президента РФ структура федеральных органов исполнительной власти служит инструментом проведения политических и экономических реформ, осуществления полномочий государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Правительство действует на основе указов Президента, и в случае противоречия актов Правительства РФ Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

  • Правительство РФ;
  • министерства РФ;
  • другие федеральные органы исполнительной власти.

Правительство РФ

Правительство РФ осуществляет самостоятельно государственную власть наряду с Президентом, парламентом, судами и органами власти субъектов РФ.

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, т.е. руководит большинством сфер и отраслей управления, обеспечивает общее экономическое, социально- культурное развитие страны, правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению России.

Правовое положение Правительства РФ, его состав и порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и распоряжениями Президента РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Конституция РФ определяет круг высших должностных лиц, которые входят в состав Правительства РФ. Это - Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. На практике в состав Правительства включаются должностные лица, не возглавляющие какие-либо министерства, а получившие ранг министра в соответствии с Указом Президента.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Ответственность Президента за персональный состав и структуру Правительства с парламентом не разделена. Президент формирует Правительство и этим уже берет на себя ответственность за его работу. Отставка всего состава или некоторых министров в определенных ситуациях может квалифицироваться как исправление ошибок при формировании Правительства.

В СССР правительство формировал парламент - Верховный Совет. Почти во всех странах западной демократии высшая исполнительная власть формируется парламентом, что обеспечивает более эффективный контроль над ней. Премьер становится ответственным не перед одним лицом, а перед партией, выигравшей выборы. Процедура назначения премьера включает проведение консультаций с победившими на выборах партиями; только после этого производится выбор кандидатуры.

В России есть небольшой опыт функционирования правительства, сформированного при активном участии парламента, это правительство во главе с Е.М. Примаковым (конец 1998 - начало 1999 гг.).

В США функции правительства выполняет администрация президента, который одновременно является главой администрации (правительства); отсутствуют должности премьера и вице-премьеров.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • проводит единую государственную экономическую политику, политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • реализует меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по национальной, региональной политике, сотрудничеству с государствами - участниками СНГ и другими странами.

На Правительство возлагается обязанность обеспечения нормальной работы всех органов исполнительной власти на территории России, министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет руководство и координацию работы исполнительных органов субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Деятельность Правительства осуществляется по трем основным направлениям:

  1. стратегическое планирование;
  2. нормотворчество;
  3. оперативное управление.

Правительство определяет экономическое и социальное содержание стратегии. Для этого проводятся теоретический анализ, моделирование ситуаций, долгосрочное прогнозирование; привлекаются представители отечественной и зарубежной науки и практики. Так, для разработки стратегии развития России на период до 2010 г. специально создан Центр стратегических исследований, который привлек для работы более 200 ученых и специалистов разных направлений и убеждений.

Нормотворчество выражается в подготовке законопроектов для внесения в Государственную Думу и принятии постановлений по вопросам экономического и социального развития страны. При этом качеству документов уделяется первостепенное внимание, в противном случае приходится только что принятые законы пересматривать, вносить в них изменения. Основную часть нормативных актов законодатели обычно принимают по предложению исполнительной власти. Правительство активизировало законотворческую деятельность в последние 2-3 года.

Оперативную работу составляют ежедневно принимаемые решения, рассмотрение вопросов на заседаниях комиссий, по поручениям вице-премьеров и Правительства. Подготовка и принятие решений проходят несколько ступеней (стадий): министерство - министр - руководитель аппарата Правительства - департаменты аппарата Правительства - секретариаты вице-премьеров Правительства - вице-премьер - Председатель Правительства. Самостоятельно, без согласования на других ступенях, довести проект до последней верхней ступени практически нельзя, так как на каждой стадии процесс согласования может прерваться, а инициатива - отклониться.

Заседания Правительства проводятся его Председателем не реже одного раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.

Рабочим органом Правительства РФ является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства РФ и осуществляет контроль за исполнением принятых решений. Аппарат Правительства кроме департаментов включает секретариаты премьер-министра и вице-премьеров.

Он функционирует по трем направлениям:

  1. экспертная оценка входящих проектов;
  2. документооборот (контроль за движением документов из министерств в Правительство и обратно и др.);
  3. кадровая работа.

Аппарат взаимодействует с министерствами, не подменяя их и не подавляя ведомственную инициативу. Не является он и просто ретранслятором идей министерств, а осуществляет их экспертную проверку.

При Правительстве РФ функционирует сеть координационных, консультативных и других органов: правительственные комиссии, федеральные комиссии при Правительстве РФ, оперативные комиссии, экспертные советы, рабочие группы, организационные комитеты.

Так, Продовольственная комиссия решает вопросы формирования федеральных продовольственных фондов и резервов, обеспечения поставки селу материально-технических ресурсов, координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ по проведению сева, уборки урожая, контролю за использованием земельных угодий и внедрением промышленных технологий.

Комиссия заслушивает на своих заседаниях руководителей органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ о ходе выполнения соответствующих решений Президента РФ и Правительства РФ. Решения комиссии оформляются протоколом и подлежат обязательному рассмотрению в срок не более одного месяца органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, предприятиями и объединениями, к которым данные решения относятся. При необходимости решения комиссии оформляются в виде постановления или распоряжения Правительства РФ. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал по планам, согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В заседаниях участвуют руководители и ответственные работники органов исполнительной власти, руководители предприятий и объединений.

Для повышения эффективности взаимодействия с палатами Федерального Собрания, усиления роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в законодательном процессе Правительство РФ образовало свое полномочное представительство в Федеральном Собрании. В его состав входят полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, полномочный представитель в Совете Федерации, статс-секретари - заместители министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти. Они участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий парламента.

К организационным формам федеральной исполнительной власти относятся министерство РФ, федеральная служба, федеральное агентство, иные федеральные органы исполнительной власти. В пределах своей компетенции Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначает и освобождает заместителей министров, руководителей иных федеральных органов и их заместителей, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерства РФ

Министерство РФ является органом исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности; образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной ему отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ. федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ. постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утвержденном Президентом или Правительством РФ.

Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. В министерстве образуется совещательный орган - коллегия в составе министра, его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются при необходимости приказами министра.

Структуру министерства составляют руководство (министр, его заместители, коллегия), департаменты, отделы и иные подразделения. Департамент координирует и регулирует одно из крупных направлений экономической, социально-экономической и других видов деятельности государства, решает проблемы федерального или отраслевого значения при высоком уровне автономности в пределах функций соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Федеральные службы России и федеральные агентства

Федеральные службы России и федеральные агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель федеральной службы, агентство - генеральный директор федерального агентства.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств, кроме руководителей федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляются Правительством РФ. Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством РФ. Наименования федеральных органов исполнительной власти определяются в соответствии с их структурой, утверждаемой указом Президента РФ.

Федеральные службы и агентства могут непосредственно быть подчинены Президенту РФ, Правительству РФ или входить в состав министерств.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются предельная численность аппарата министерств в центре и по территориям, фонд оплаты труда, количественный состав коллегии, число заместителей министра, в том числе первых. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов осуществляется за счет федерального бюджета по статье «Государственное управление».

Определяется количество высших и главных должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Количество ведущих должностей государственных служащих должно составлять не более 10%, старших - 40% общей численности работников этих органов. Штатная численность департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20, отдела - менее 10, отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц. В департаменте и управлении не может быть менее трех отделов.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.

Для усиления координации деятельности органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ при ведущих министерствах и ведомствах образованы советы, действующие в качестве совещательных органов. Они включают руководящих работников министерств и ведомств и представителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

В связи с массовой приватизацией организационная структура федеральных министерств и ведомств претерпела существенные изменения. Одни ведомства оказались ненужными, другие появились заново, на базе некоторых образовались частные или получастные управленческие структуры. Тем не менее, общее их количество (около 70) возросло по сравнению с 1991 г.

Министерства и ведомства не имеют полномочий вмешиваться ни в производственную, ни в финансовую деятельность предприятий, если они не находятся в федеральной государственной собственности. Они перестают быть «штабами отрасли», участниками хозяйственной деятельности и сосредоточиваются на разработке научно-технической, инновационной политики в своих отраслях.

Реализуется концепция разделения по разным ведомствам политических и хозяйственных функций; на выполнении политических функций специализируются министерства как госучреждения; для управления выполнением хозяйственных функций создаются акционерные общества с пакетом акций, находящимся в государственной собственности, хозяйственная деятельность подвергается полному разгосударствлению; государственная служба жестко отделяется от коммерческой деятельности; сохраняется надлежащий контроль за хозяйственно-управленческими структурами в отношении выполнения ими финансовых обязательств перед государством.

Что такое исполнительная власть? Какие функции она выполняет? Чем отличается исполнительная власть от судебной и законодательной? Из каких органов состоит? На эти часто задаваемые вопросы мы ответим в нашем материале.

Исполнительная власть - один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10). В чем различие этих трех видов власти и чем конкретно занимается каждая из них? Как выглядит структура каждого из названных видов власти в нашей стране? Сегодня в нашей статье речь пойдет об исполнительной власти .

Если с судебной властью все более или менее понятно (судебную власть составляет система судебных органов страны, в которые входят Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды), то с остальными двумя видами все обстоит не так просто.

Законодательная власть — власть в области законодательства. Ею управляет отдельный орган, занимающийся разработкой законодательства. В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат - верхней и нижней. Верхняя называется Совет Федерации. Нижняя - Государственная дума РФ. В субъектах России законодательная власть осуществляется Законодательными собраниями.

Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.

Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти - выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть должны быть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.

Субъекты исполнительной власти

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти :

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев - это министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные органы исполнительной власти

Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления, который осуществляет контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Министерства управляют определенной сферой деятельности каждое.

Руководство деятельностью федеральных министерств, служб и агентств осуществляет президент РФ. Он же принимает решение о создании и упразднении этих органов исполнительной власти. Например, указом президента РФ Владимира Путина в апреле 2016 года были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Их функции были переданы Министерству внутренних дел (МВД).

Той же весной президент приказал создать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию). Ею также осуществляется исполнительная власть. В Национальную гвардию были преобразованы внутренние войска МВД. Росгвардия представляет федеральные органы исполнительной власти.

На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

4. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

12. Федеральное архивное агентство (Росархив)

13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)

Чем занимается орган исполнительной власти

Одним из органов исполнительной власти является Министерство юстиции РФ. Это федеральное министерство занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и адвокатской деятельности, нотариата и нотариальной деятельности, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и других.

Министр юстиции, как и прочие министры, назначается президентом РФ. Аппарат Министерства юстиции состоит из центрального аппарата, территориальных органов Минюста, судебно-экспертных учреждений, Научного центра правовой информации и прочих подразделений. Исполнительная власть в своих органах зачастую имеет сложную и разветвленную структуру.

Региональные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений . Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Признаки исполнительной власти

Исполнительная власть обладает следующими признаками :

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть .





© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация