Характеристика административного права в российской федерации

Главная / Авто

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Административное право как отрасль права

1. Понятие административного права

Административное право представляет собой независимую, самостоятельную отрасль, входящую в правовую систему Российской Федерации. Оно относится к публичному праву. Его публичность заключается в том, что административное право регулирует наиболее важные, в понимании государства, отношения, которые возникают при взаимодействии, как с самим государством, так и с его различными органами исполнительной власти.

Административное право осуществляет регуляцию различных управленческих отношений, а именно тех, в которых одним из субъектов является государство или уполномоченные органы власти. Эта отрасль права регулирует деятельность самой многочисленной и важной ветви власти - исполнительной.

Административное право, как отрасль права представляет собой систематизированную систему норм права, регулирующих различные общественные отношения, возникающие в сфере управленческой деятельности, одним из участников которых является государство или его представитель в лице уполномоченного органа исполнительной власти.

Слово «администрация» имеет латинское происхождение и в переводе означает «управление».

Управление - функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, направленной на реализацию их программных целей.

Объекты управления - различные системы, в том числе люди, предметы, явления и т. д.

Субъекты управления объединяются в две основные группы: единоличные (отдельные люди) и коллегиальные (группы людей).

Именно государственное управление является основной сферой применения норм административного права. Являясь разновидностью социального управления, оно традиционно связано с функционированием особой правовой отрасли, а именно - административного права

Понятие административного права можно определить как основополагающую, базовую отрасль Российской системы права. Она, вместе с гражданским и конституционным правом создает, так называемый, правовой треугольник, базу для развития других отраслей.

Административное право содержит в себе множество основополагающих норм, принципов, которые просто дублируются в некоторых других отраслях публичного права, например в финансовом, таможенном, налоговом. Зачастую дублируются нормы, которые регулируют деятельность тех или иных органов исполнительной власти.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение. Административное право - это базовая отрасль Российской правовой системы, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.

право административный юридический

2. Понятие предмета и метода административного права

Отличить одну отрасль от другой в юридической науке позволяет предмет и метод правового регулирования. Основным критерием, используемым для деления норм права на отрасли, является предмет правового регулирования, однако он не может быть единственным критерием, так как общественные отношения самые разнообразные и нередко одни и те же отношения регулируются различными способами и различными отраслями.

Предметом административного права, является общественные отношения, которые урегулированы его нормами, а именно:

1) управленческие правоотношении - это отношения, возникающие в исполнительно-распорядительной деятельности, в рамках которых непосредственно реализуются функции, задачи, цели, полномочия исполнительной власти;

2) организационные правоотношения, их еще называют вспомогательные - это отношения в целом возникающие в процессе формирования состава органов государственной власти, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности;

3) контрольные правоотношения - это отношения, заключающиеся в контроле со стороны - специализированных органов.

Однако контрольные функции для определенного государственного органа могут быть как основными (например, для Счетной палаты), так и дополнительными (например, для Министерства).

В соответствии со структурой предмета административного права можно выделить три части:

1) управленческое право;

2) административная юрисдикция;

3) административная юстиция.

Вторым критерием деления норм права на отрасли является метод правого регулирования, под которым понимается совокупность юридических средств и способов, при помощи которых государство воздействует на однородные общественные отношения. В административном праве под методом административно-правового регулирования понимается совокупность юридических средств и способов воздействия со стороны государства, как на сами управленческие отношения, так и на поведение их участников.

Выделяют следующие основные методы административно-правового регулирования:

Метод властных предписаний, согласно которому необходимо обязательное подчинение одного участника административных правоотношений другому, который осуществляет управление первым, а также может давать ему указания, обязательные для исполнения;

Метод рекомендаций, заключается в том, что не дается никаких обязательных для исполнения указаний, но предлагается вариант поведения, который наиболее всего благоприятный в этой ситуации. При этом данные рекомендации не обязательны к своему исполнению, достаточно принять их к сведению;

Метод согласований - применяется субъектами, которые не находятся друг у друга в подчинении, при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между должностными лицами и государственными органами разными по своему правовому статусу;

Метод дозволения - основывается на юридическом разрешении совершать в соответствии с законом, те или иные действия либо воздержании от их совершения по своему усмотрению;

Метод запрета - характеризуется в возложении юридической обязанности не совершать те или иные действия, которые предусмотрены законом.

Метод административного права представляет собой многообразие правовых средств реализации норм права на существующие общественные отношения.

В связи с тем, что общественные отношения, регулируемые нормами административного права, по своей природе носят управленческий характер, т.к. государство, является основным субъектом управления, такие отношения носят название властеотношений. Это обусловлено прежде всего тем, что в административном праве присутствуют в большей степени предписания и запреты, в чем и заключаются особенности метода административного права.

Становится очевидным, что властеотношения носят принудительный характер, т.к. обязательны для исполнения всеми гражданами, организациями, учреждениями и должностными лицами, это мера юридического воздействия как на сами общественные отношения, так и на участников этих отношений. На этом основании можно говорить, что во властеотношениях присутствует и принцип подчиненности, когда одна сторона в лице гражданина или юридического лица в обязательном порядке должна подчиняться органам исполнительной власти, наделенным в соответствии с действующим законодательством определенными полномочиями в рамках своей компетенции.

Таким образом, особенности метода административного права состоят в том, что в них присутствует:

Принудительность со стороны органов исполнительной власти;

Обязательность для исполнения;

Юридическое неравенство (с одной стороны - органы исполнительной власти, предписывающие исполнять что-то, с другой стороны - граждане и юридические лица).

3. Функции административного права

Функции административного права - основные направления юридического воздействия права на общественные отношения, показывающие практическую работу административно-правовых норм. Выделяют две основные группы функций права:

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

К общесоциальным функциям административного права относят задачи, раскрывающие сущность административного права как общесоциального явления. К ним относятся:

1) политическая функция, заключающаяся в том, что нормы административного права регулируют отношения, возникающие в таких политических сферах как внешнеэкономические связи, государственная безопасность, внешняя разведка, воинская обязанность и т. д.;

2) экономическая функция - нормы административного права регулируют экономические правоотношения в обществе, порядок управления государственной собственностью, управления промышленностью, строительством, агропромышленным комплексом и т. п.;

3) воспитательная функция - нормы административного права оказывают воспитательное, идеологическое воздействие на сознание людей и таким образом побуждают их к правомерному поведению в сфере государственного управления. Данная функция осуществляется посредством поощрительных норм и норм, закрепляющих административную ответственность (административные санкции);

4) коммуникативная функция - нормы административного права несут особую информацию и служат определенным средством связи между обществом в целом, государством и отдельным субъектом государственного управления, способствуют урегулированию и согласованию их интересов.

К специально-юридическим функциям относятся:

1) регулятивная - нормы административного права регулируют административные правоотношения, возникающие по поводу государственной службы, управления государственной собственностью, применения административной ответственности, закрепляют права, обязанности и ответственность субъектов административного правоотношения. Средствами осуществления данной функции являются: закрепление в юридических нормах прав, обязанностей участников государственного управления, дозволение, рекомендации и т. д.;

2) охранительная - нормы административного права служат средством защиты и охраны наиболее ценных правоотношений в сфере государственного управления и направлены на ликвидацию социально опасных явлений. Средствами осуществления данной функции являются: запреты, меры пресечения, санкции за противоправное поведение и др.

Функции административного права следует отличать от функций государственного управления, в состав которых входят всеобщие (прогнозирование, планирование, регулирование, координация, учет, контроль, надзор и т. д.) и сквозные (подбор и расстановка кадров, организация финансирования, материально-технического, социального, информационного обеспечения).

Реализация функций осуществляется посредством выполнения задач, стоящих перед административным правом.

Следует заметить, что функции административного права представляют собой конкретный правовой режим в деятельности органов исполнительной власти в пределах их компетенции, установленных действующим законодательством, и одновременно правомерное поведение участников отношений, регулируемых нормами административного права.

4 Соотношение административного права с другими отраслями права

Несмотря на то, что отрасль административного права имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права, тем не менее она обладает специфическими признаками, обусловленными своим предметом и методом правового регулирования, источниками и многими другими.

Безусловно, наиболее тесная связь административного права прослеживается с конституционным правом, которая заключается в том, что именно конституционное право регулирует основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, формы правления, взаимоотношения личности, общества и государства, порядок образования и организацию деятельности органов исполнительной власти РФ и определяющие принципы организации и деятельности в иных отраслях права.

Взаимосвязь административного права с наукой государственного и муниципального управления проявляется в том, что административно-правовые нормы, как и нормы государственного и муниципального управления регулируют и охраняют управленческие отношения, которые возникают в сфере реализации государственных целей и задач, а также закрепляют правовой статус органов государственного управления и администраций органов муниципальной власти.

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право - их неравенством (одна из сторон - государство, как основной субъект управления).

Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их, а уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.

Кроме вышеперечисленных отраслей административное право взаимодействует и со многими другими отраслями российской правовой системы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской правовой системе. Представление о сущности и месте административного права.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2006

    Принцип разделения властей. Признаки и функции исполнительной власти. Публичное и административное право. Предмет, метод и функции административного права, его система и источники. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2009

    Предмет и метод административного права. Его социальное назначение и система. Общая характеристика источников административного права. Анализ их содержания и система. Нормы административно-процессуального права как источники административного права.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Административное право как отрасль российского права, его взаимодействие с другими отраслями. Признаки системы административного права, предписывающие, запрещающие и дозволительные средства его воздействия. Виды источников административного права.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Понятие административного права, его социальная природа, цели, субъекты. Нормы административного права, выступающие регуляторами управленческих отношений. Административное право - важнейшая отрасль правовой системы, его взаимодействие с другими отраслями.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Организация и функционирование системы исполнительной власти и государственной администрации. Метод административно-правового регулирования. Функции и принципы административного права. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.03.2013

    Понятие, предмет, функции и принципы административного права. Принципы систематизации норм административного права. Подотрасли, объединяющие нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан. Институты административного права Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Административное право как отрасль публичного права и регулятор отношений в области организации и функционирования публичного управления. Функции, принципы и источники административного права. Методы и виды административно-правового регулирования.

    реферат , добавлен 19.08.2015

    Понятие административного права. Административное право как общие принципы. Тенденции развития и современность административного права. Современное административное законодательство РФ. Цели государственного управления и административного права.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2008

    Сущность и характерные особенности административного права. Анализ многосторонней и глубокой взаимосвязи норм административного права с разными отраслями российского права - конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, таможенным, налоговым.

Администрати́вное пра́во - это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

Предмет административного права – общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Методы административного права:

1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права:

1. Общая часть: Предмет, Формы и методы, Субъекты административного права, Ответственность по административному праву, Административный процесс

2. Особенная часть: Экономическая сфера, Социально-культурная сфера, Административно-политическая сфера, Межотраслевая

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.На федеральном уровне :

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ

Конституция РФ

Постановления Конституционного Суда РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ

Нормативные указы Президента РФ

Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ

Нормативные постановления Правительства РФ

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)

Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

На региональном уровне:

Конституции (уставы) субъектов РФ

Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Законы субъектов РФ

Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ

Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

Уставы муниципальных образований

Нормативные акты представительных органов муниципального образования

Нормативные акты главы муниципального образования

Нормативные акты местной администрации

Соотношение с другими отраслями права:

Взаимодействие с конституционным правом: конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Административное право - одна из ведущих отрас­лей российского права, совокупность правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения по организации и деятельности аппарата управления.

Источники административного права - Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов РФ, нормативные акты ор­ганов местного самоуправления.

Важное место среди источников занимает Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Предмет административного права составляют: 1) об­щественные отношения, возникающие в процессе реа­лизации исполнительной власти (от Президента РФ до администрации предприятия); 2) внутриорганизацион- ные отношения государственных органов; 3) общегосу­дарственный контроль за деятельностью государствен­ных органов; 4) деятельность судебных инстанций по рассмотрению дел об административных нарушениях. Административно-правовой метод регулирования предполагает юридическое неравенство сторон, адми­нистративное властвование одной стороны (напр., ин­спектор ДПС) и подчиненное состояние другой стороны (напр., водитель автотранспорта). Причем первая сторо­на наделена полномочиями при необходимости приме­нять меры принуждения, вторая сторона обязана подчи­няться любым законным требованиям. Однако стороны несутответственность не друг перед другом, а перед государством.

Субъектами административного права выступают фи­зические и юридические лица. Физические лица - граж­дане, иностранцы и лица без гражданства. Администра-

Трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопре - деленный срок; 2) на определенный срокне более пяти лет (срочный трудовой договор). Если в трудовом дого­воре не оговорен срок его действия, то договор считает­ся заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписа­ния работником и работодателем либо со дня фактиче­ского допущения работника к работе с ведома или по по­ручению работодателя или его представителя.

При заключении трудового договора лицо, поступаю­щее на работу, предъявляет работодателю: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2) тру­довую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; 3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхо­вания; 4) документы воинского учета - для военнообя­занных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 5) документ об образовании, о квалификации или нали­чии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной под­готовки. В соответствии с законом может предусматри­ваться необходимость предъявления дополнительных документов.

Основаниями прекращения трудового договора явля­ются: 1) соглашение сторон; 2) истечение срока трудово­го договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сто­рон не потребовала их прекращения; 3) расторжение трудового договора по инициативе работника; 4) растор­жение трудового договора по инициативе работодателя и др.

тивно-правовой статус гражданина значительно отлича­ется от статуса иных физических лиц, так как только граждане РФ могут находиться на государственной службе. Среди организаций - субъектов административ­но-правовых отношений особое место занимают органы исполнительной власти. Органы исполнительной вла­сти подразделяются на федеральные и органы субъек­тов, в совокупности они образуют единую систему. По характеру компетенции федеральные органы подразде­ляются на отраслевые и межотраслевые, по специали­зации функций выделяют контрольные, надзорные орга­ны, а также органы, выполняющие специфические функ­ции государства.

Для административно-правового регулирования важ­ное значение имеют основные принципы государствен­ного управления. К ним, в частности, относятся: принцип законности; приоритет прав и свободчеловека; единство системы государственной власти на всей территории РФ; равный доступ граждан к государственной службе; единство основных требований, предъявляемых к госу­дарственной службе; гласность в осуществлении госу­дарственной службы; ответственность государственных служащих за свою деятельность; внппартийность госу­дарственной службы; социальная защищенность госу­дарственных служащих.

ния трудовых правоотношений является заключение на основании норм трудового права между работником и работодателем трудового договора. Субъектами тру­довых правоотношений.являются работник (физиче­ское лицо) и работодатель (физическое или юридиче­ское лицо).

Работник имеет право на: а) предоставление ему ра­боты, обусловленной трудовым договором; б) надлежа­щие условия труда; в) своевременную и в полном объе­ме выплату установленной заработной платы а также иные права в соответствии с законом. Работник обязан:

а) добросовестно исполнять свои трудовые обязанно­сти; б) соблюдать правила внутреннего трудового распо­рядка организации; в) соблюдать трудовую дисциплину; г) выполнять установленные нормы труда; г) бережно относиться к имуществу работодателя и других работни­ков и др. Работодатель имеет право: а) привлекать ра­ботников к дисциплинарной и материальной ответствен­ности в порядке, установленном федеральными закона­ми; б) принимать локальные нормативные акты а также иные права в соответствии с законом. Работодатель обязан: а) соблюдать законы и иные нормативные пра­вовые акты, локальные нормативные акты, условия кол­лективного договора, соглашений и трудовых договоров;

б) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; в) обеспечивать безопасность тру­да и условия, отвечающие требованиям охраны и гигие­ны труда; г) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудо­вых обязанностей и др.

пуска, ежегодные дополнительные оплачиваемые бтпус- ка, отпуск без сохранения заработной платы.

3. Дисциплина труда - обязательное для всех работ­ников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным до­говором, соглашениями, трудовым договором, локаль­ными нормативными актами организации. За соверше­ние дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить к работнику следующие дисциплинар­ные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

4. Охрана труда - система сохранения жизни и здоро­вья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономиче­ские, организационно-технические, санитарно-гигиени­ческие, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Неисполнение установленных нор­мативов влечет наказание работодателей.

5. Материальная ответственность стороны трудово­го договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного про­тивоправного поведения, если иное не предусмотрено законом. Расторжение трудового договора после причи­нения ущерба не влечет за собой освобождения от мате­риальной ответственности.

6. Трудовые споры - разногласия, возникающие по поводу применения трудового законодательства, уста­новления либо изменения условий труда. Различают ин­дивидуальные трудовые споры, которые рассматрива­ются комиссиями по трудовым спорам и судами, и кол­лективные трудовые споры,"способом разрешения ко­торых являются примирительные процедуры и забас­товка.

Еще по теме 60. Общая характеристика административного права:

  1. 4. Общая характеристика субъектов административного права4.1. Понятие и система субъектов административного права
  2. 8. Административное правонарушение и административная ответственность8.1. Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
  3. Общая характеристика административно-правового статуса индивидуальных субъектов
  4. 10.4. Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  5. 9.1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  6. 1. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  7. 8.2. Общая характеристика законодательства об административных правонарушениях субъектов Российской Федерации
  8. Административные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти: общая характеристика
  9. Понятие и общая характеристика способов обеспечения законности в административно-публичной сфере

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право -

Административное право является фундаментальной отраслью российского права и занимает, наряду с конституционным и гражданским правом, ведущее место в регулировании общественных отношений. Административное право (латинский термин «administratio» означает руководство (чем-либо или кем-либо)) - это самостоятельная отрасль в системе российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений. В эту особую группу входят: общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности; отношения управленческого характера, возникающие в деятельности других органов государственной власти, а также негосударственного управления в случае наделения общественных организаций частью государственно-властных полномочий. Административное право олицетворяет один из двух главных методов правового регулирования - императивный.

Социальная природа административного права не только обуславливает его возникновение и развитие как единой совокупности общественных связей, но и определяет основное назначение, суть которого состоит в создании юридических условий для преобразования общественных отношений в административные правоотношения.

Социальное содержание административного права имеет сложную структуру. С одной стороны - это система отношений, придающих определенную форму управленческой воле государства, с другой - общественные связи, отражающие господствующие правовые идеи и правосознание.

Административное право регулирует большинство, но не все и не всякие общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. В сфере влияния этой отрасли права находятся лишь те связи, которые выражают непосредственные управленческие воздействия на общество в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической областях деятельности государства. Тем самым административное право играет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых интересов в различных сферах общественной жизни. Под его регулирующее воздействие подпадают те общественные связи, в которых непосредственно участвует государственная администрация.

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России, которая отличается от других, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования. Административное право призвано регулировать особую разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.

Административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя «ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет». Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?

Общественные отношения, которые образуют предмет административного права, имеют сложный, комплексный характер, им свойственны следующие особенности.

Эти отношения носят публично-правовой характер и возникают в связи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полномочий. Государство определяет пределы своего вмешательства в общественную жизнь: с одной стороны, эти пределы обусловлены необходимостью обеспечить реализацию публичных интересов; с другой - обязанностью обеспечить автономию личности в гражданском обществе.

Административное право регулирует общественные отношения в особой области государственной жизни - сфере государственного управления. При этом под государственным управлением понимается деятельность органов исполнительной власти. Эта деятельность носит разносторонний характер и осуществляется в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах. Кроме того, сюда же примыкает и система местного самоуправления.

Административным правом регулируются также отношения управленческого характера, которые возникают за рамками деятельности органов исполнительной власти, однако носят исполнительно-распорядительный характер. Примером может служить деятельность Председателя Государственной Думы по организации работы ее комитетов и комиссий, а также деятельность председателя суда по распределению дел, подлежащих рассмотрению, между судьями и т.п. Эти отношения традиционно называются внутриорганизационными.

Административное право регулирует, в основном, отношения, в которых изначально исключено юридическое равенство участников - властные отношения. Одним из участников отношений выступает обязательный субъект, наделенный государственно-властными полномочиями. Исключения составляют административно-договорные отношения, но их удельный вес в общей массе управленческих отношений слишком мал.

Административное право осуществляет регулирующее воздействие на общественные отношения во взаимодействии с нормами других отраслей российского права. Примером может быть взаимодействие с нормами трудового права при регулировании вопросов государственной службы.

Можно ограничить предмет административного права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права.

Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на две части:

Следовательно, предметом административного права являются отношения, возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного права.

В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная (юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.

Будучи главным критерием деления права на отрасли, предмет правового регулирования все же не позволяет провести окончательное деление системы права на составляющие элементы. Наряду с предметом правового регулирования, выделяется его метод, который является основанием, позволяющий провести отраслевую классификацию. Метод правового регулирования находит свое выражение в порядке установления субъективных прав и юридических обязанностей; в степени их конкретизации и определенности; путях и средствах обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере государственного управления и позволяет понять механизм воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.

Метод административного права - это способ воздействия на поведение субъектов права:

  • - установление определенного порядка действий в сфере государственного управления (предписания)
  • - запрещение определенных действий (запреты)
  • - предоставление возможности выбора действий (дозволение)
  • - согласование совместных решений

Метод административного права - это определенное отношение запрещающих, предписывающих и дозволяющих средств. Индивидуализация этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством Российского государства, отнесением административного и административно-процессуального права к предмету совместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Тенденция все более широкого применения дозволительного метода не означает, что позиции императивных средств будут ослабевать. Речь должна идти о принципе разумной достаточности в определении средств воздействия на управленческие отношения.

Обобщая выше изложенное, следует отметить, что для административно-правового метода характерно следующее.

  • 1. Метод административного права представляет собой определенное соотношения предписания, запрета и дозволения.
  • 2. Метод административного права наиболее присуще правовые средства распорядительного типа.
  • 3. Метод административного права предполагает одностороннее волеизлияние одного из участников регулируемого отношения. Данное свойство связано с наличием субординационных связей в управлении.
  • 4. Метод административного права не исключает использование диспозитивных средств, которые основаны на равенстве участников регулируемых отношений. Это вызвано необходимостью учета интереса их участников на основе добровольного согласия. Выбор варианта поведения в пределах, определенных правовыми нормами, повышает уровень самоорганизации управленческой системы.
  • 5. Сфера применения метода административного права будет расширяться. Это обусловлено его реформированием, наличием диспозитивных начал, что позволяет регулировать экономическое отношения в условиях действия рынка.

Метод административного права - это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия административно-правовых норм на управленческом отношении.

С учетом вышеизложенного, административное право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношений в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающего в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозволения, запрета и предписания с доминированием последних.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Государственное управление и исполнительная власть.

    Правовые акты управления.

    Общая характеристика административного права. Субъекты административных отношений.

    Сущность и методы административного принуждения.

Государственное управление и исполнительная власть.

В широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с воздействием управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются.

При управлении происходят процессы получения, преобразования и передачи информации. Эти процессы проходят следующие стадии:

    управляющий субъект всегда получает информацию как о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы в целом, так и извне,

    субъект интерпретирует эту информацию, анализирует и на основе этого принимает управленческое решение, т.е. решение о характере воздействия на объект управления,

    субъект передает информацию, связанную с принятым решением, объекту, тем самым осуществляя на него управленческое воздействие.

Социальные системы являются наиболее сложным видом управления. Социальное управление – это воздействие на общность людей в целях упорядочивания самого общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед его членами задач. Социальное управление всегда необходимо при осуществлении совместной деятельности, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

Объектом социального управления являются существующие общественные отношения, социальные образования, отдельные люди. Субъектом управления выступают руководители, осуществляющие персональное руководство, коллективные органы управления. Субъект управления – это и органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица.

Государственное управление – это осуществление от имени, по поручению и уполномочию государства управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности в сферах и областях экономического и социального развития общества, охраны прав и свобод человека, укрепления демократического и правового государства.

Оптимальный механизм государственного управления включает законодательную, исполнительную, судебную власть, прокуратуру, банковскую систему и др. Каждому из этих элементов присущи самостоятельные, свойственные только ему специфические механизмы осуществления управленческой деятельности.

Исполнительная власть по существу составляет содержание и деятельности по государственному управлению, выражая ее функциональную (исполнительную) направленность.

Исполнительная власть, являясь составной частью государственной власти, осуществляется в РФ и в субъектах РФ. Органы исполнительной власти местного самоуправления не являются органами государственной власти, хотя их административные структуры и соответствующие должностные лица выполняют существенный объем функций исполнительного и распорядительного характера, обладают значительными административно-властными полномочиями.

Исполнительные и распорядительные полномочия осуществляют также администрации предприятий, учреждений и других организаций в процессе управления ими, при проведении внутриорганизационных мероприятий.

Правовые акты управления.

Издание правовых актов управления (ПАУ), т.е. актов органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность, является основной административно-правовой формой реализации задач и функций системы исполнительной власти.

ПАУ – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности. ПАУ связывает стороны управленческих отношений – субъекта и объекта управления. Он определяет правила должного поведения в сфере управления.

Характерные признаки ПАУ – его наиболее значимые качества:

    ПАУ – это юридический вариант управленческого решения, т.е. его изданием субъект управления решает возникающие в процессе управления общие или индивидуальные вопросы с целью реализовать поставленные задачи;

    ПАУ издается только полномочным субъектом системы исполнительной власти в пределах его компетенции;

    ПАУ – подзаконный акт, т.е. издается в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами;

    Несоблюдение предписаний ПАУ влечет наступление ответственности виновной стороны:

    Все ПАУ иерархически построены, т.е. занимают определенное место в системе актов такого рода, что означает обязательное соответствие акта какого-либо органа или должностного лица актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти.

ПАУ издается в качестве письменного юридического документа по определенной процедуре.

Однако ПАУ может быть выражен и устно (например, в рамках служебных отношений между руководителем и подчиненным). Нередко ПАУ характеризуются как конклюдентные – поведения, не получившие выражения в письменной форме (сигнал светофора, свисток милиционера, дорожный знак).

Виды ПАУ:

    По юридическим свойствам: нормативные (постановления) и индивидуальные (приказ, распоряжение).

    По юридической силе: акты Правительства, акты министерства, акты предприятия.

    По территории действия: федеральные, акты субъектов Федерации, местные акты.

    По наименованию: Президент РФ – указы и распоряжения; Правительство – постановления и распоряжения; министерства и ведомства – постановления, приказы, правила, инструкции, положения; руководитель предприятия – приказы, распоряжения, указания; глава местной администрации – постановления, распоряжения.

Общая характеристика административного права. Субъекты административных отношений.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов, их должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Иными словами, административное права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате реализации управленческих функций органов исполнительной власти.

Метод административного права предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. Участники управленческих отношений не равны, различны полномочия должностных лиц. Таким образом, метод административного права содержит, в основном, обязывания – установление определенного порядка действий в сфере государственного управления.

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, являются: органы исполнительной власти; Президент РФ; Правительство РФ; исполнительные органы местного самоуправления; граждане (физические лица); общественные объединения; административные предприятия и учреждения; органы государственной власти субъектов РФ.

Названные субъекты могут быть объединены в группы:

а) органы государственной власти

б) общественные объединения – политические партии, профсоюзы, общественные ассоциации, союзы; гильдии и т.п.

в) административные предприятия и учреждения

г) физические лица.

Всем органам власти в РФ присущи общие начала, вытекающие из сути Конституции РФ. Это, прежде всего, принципы демократизма, федерализма, разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти; гласность и другие. Перечисленные принципы характеризуют демократический и цивилизованный характер Российского государства.

Виды органов исполнительной власти.

    По территории действия (территориальному масштабу деятельности):

а) федеральные органы исполнительной власти , которые распространяют свое действие на всю территорию РФ. Это Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и агентства;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ , которые распространяют свое действие на территорию конкретного субъекта Федерации. Это правительства республик, министерства и другие органы исполнительной власти республики; администрации краев, областей, комитеты, департаменты, управления администраций и др.

в) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта, так и на территории нескольких субъектов РФ. Например, МВД РФ создает в федеральных округах свои окружные подразделения – главные управления МВД по федеральному округу. Министерство юстиции РФ создает в субъектах РФ главные управления и управления, в федеральных округах – федеральные управления Минюста РФ.

    По характеру компетенции:

а) органы общей компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, администрации краев;

б) органы отраслевой компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сферой (например промышленностью, связью, природными ресурсами, образованием и наукой, юстицией, обороной, культурой и т.п.). К ним на федеральном уровне относят федеральные министерства и неподведомственные министерствам самостоятельные федеральные службы , осуществляющие функции в области обороны, безопасности, охраны государственной границы и другие (Служба внешней разведки, Федеральная службы безопасности и другие);

в) органы межотраслевой компетенции – их полномочия относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое, межведомственное значение. Это антимонопольная политика, тарифы, гидрометеорология, государственная статистика, охрана окружающей среды, финансовые рынки. На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном федеральные служб ы;

г) органы специальной компетенции – осуществляют надзорные, контрольные, разрешительные, регистрационные и другие правоохранительные полномочия. Это ФСБ, СВР. Т.е. это службы, которыми руководит Президент РФ. В субъектах РФ такими органами могут быть комитеты лицензирования, управления финансового контроля, жилищные инспекции и т.п.;

д) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции – распространяют свою деятельность на определенное направление работ внутри отрасли. Это структурные подразделения органов исполнительной власти.

    По организационно-правовым формам:

а) правительство – орган исполнительной власти обшей компетенции;

б) кабинет министров – название правительства в некоторых республиках в составе РФ (Татарстан, Чувашия);

в) министерство – орган исполнительной власти, входящий в состав правительства;

г) государственный комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции во многих республиках РФ;

д) комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов РФ; ими могут называться и определенные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

е) администрация – орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономий. Она состоит из отраслевых и функциональных структурных подразделений и возглавляется главой;

ж) мэрия – орган исполнительной власти общей компетенции в городах федерального значения, возглавляемый в Москве – мэром, в Санкт-Петербурге – губернатором;

з) департамент, главное управление, управление, служба, отдел – подразделения аппарата правительства, администрации субъекта РФ;

и) главные управления и управления – организационно-правовые формы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

к) секретариат – организационно обеспечивает деятельность руководителей органов исполнительной власти и руководителей их аппаратов. Например, секретариат есть у Председателя Правительства РФ;

л) инспекция – орган исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющий надзорные, контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Главными задачами инспекции являются обеспечение соблюдения законов, предупреждение и пресечение правонарушений;

м) палата – орган исполнительной власти специальной власти, осуществляющий контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Например, во многих субъектах РФ существуют лицензионные, регистрационные палаты;

н) центр – название ряда территориальных органов федеральной исполнительной власти (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Иногда так называются структурные подразделения органов исполнительной власти – Главный информационной центр МВД РФ.

    По порядку разрешения вопросов:

а) единоначальные – подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, управления, администрации). Во многих единоначальных органах существуют коллегии, но их решения проводятся приказами руководителя органа, который несет персональную ответственность за организацию работы;

б) коллегиальные – подавляющее большинство вопросов обсуждается и разрешается коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Пример – Правительство РФ, комитеты субъектов РФ.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

      Федеральное министерство федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.Министерство координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

      Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специализированные функции в области обороны, безопасности, защиты и охраны Государственной границы, борьбы с преступностью. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). Службы издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты.

      Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору). Агентство возглавляет руководитель (директор). Оно издает индивидуальные акты.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ. Руководители федеральных служб и агентств (кроме силовых) назначаются на должности и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющих контроль и координацию деятельности служб и агентств.

Под структурой федеральных органов исполнительной власти принято понимать конкретный перечень таких органов с указанием их вида, названия, подведомственности, т.е. перечень органов с учетом их иерархической связи.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: МВД РФ (Федеральная миграционная служба), МЧС РФ, МИД РФ, Министерство обороны РФ (ФС по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонному заказу, ФС по техническому и экспортному контролю, ФА специального строительства), Министерство юстиции (ФС исполнения наказания, Ф регистрационная С, ФС судебных приставов), Государственная фельдъегерская служба, СВР, ФСБ, ФС по контролю за оборотом наркотиков, ФСО, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ:

Министерство здравоохранения и социального развития (ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; ФС по труду и занятости; ФА по здравоохранению и социальному развитию; Ф медико-биологического А)

Министерство по промышленности и энергетики (ФА по промышленности, ФА по техническому регулированию и метрологии; ФА по энергетике)

Министерство транспорта (ФС по надзору в сфере транспорта, ФА воздушного транспорта, Ф дорожное А, ФА железнодорожного транспорта, ФА морского и речного транспорта, ФА геодезии и картографии)

Министерство финансов (Ф налоговая С, ФС страхового надзора, ФС финансово-бюджетного надзора, ФС по финансовому мониторингу, Ф казначейство)

Федеральные службы и агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ: Ф антимонопольная С, ФС по тарифам, ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФС государственной статистики, Ф космическое А, ФА по туризму, ФА по физической культуре и спорту

Сущность и методы административного принуждения.

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется как средство обеспечения и охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с правонарушениями в сфере государственного управления.

Для них характерен административный, т.е. внесудебный порядок применения. Использование этих мер отнесено к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц (причем лишь наделенных специальной компетенцией).

Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции (милиция, таможня, пограничная служба). Но в некоторых случаях отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями: лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан, дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения наказаний закреплен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

По целевому назначению меры административного принуждения делятся на виды :

    административно-предупредительные – средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границ)

    меры административного пресечения – применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий (административное задержание лица, совершившего административное правонарушение; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; запрет эксплуатации транспортного средства, если его техническое состояние не отвечает установленным требованиям; применение специальных средств – резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов – для пресечения массовых беспорядков)

    меры административной ответственности – это меры административного наказания – являются установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели и применяются в строго установленном процессуальном порядке.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает 9 видов административных наказаний:

Предупреждение

Административный штраф

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

Административный арест

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства

Дисквалификация

Административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды наказаний; в отношении юридических лиц – только предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация. Большинство из административных наказаний назначается судами. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение и административный штраф, а в отдельных случаях – административное выдворение за пределы РФ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация