Смотреть что такое "Правительство РФ" в других словарях. Правительство российской федерации

Главная / Квартира

В России высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть, является Правительство РФ. Конституция определяет порядок его действия и статус. В частности, основополагающие принципы содержатся в главе 6. Вторым нормативным актом, регулирующим деятельность органа, является федеральный Закон "О Правительстве РФ". Далее рассмотрим подробнее этот институт. В статье будет описана структура Правительства РФ, особенности его образования и характер его деятельности.

Общие сведения

Исполнительная ветвь выступает как важнейший элемент существующей в стране системы разделения властей. Она выражена в определенной системе госорганов. Они, в свою очередь, связаны друг с другом по горизонтали и вертикали. На высшей ступени этой системы находится Правительство РФ. Оно является коллегиальным органом госвласти общей компетенции. Структура Правительства РФ создана таким образом, чтобы обеспечить руководство распорядительной (административной) и исполнительной деятельностью в стране.

Место в системе госвласти

Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.

Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.

Состав и порядок образования

Структура Правительства РФ состоит из:

  • Федеральных министров.
  • Председателя и его заместителей.

Порядок образования коллегиального органа установлен в главе 6 Основ. Формирование Правительства РФ осуществляется Президентом с согласия Госдумы. Последняя принимает или отклоняет предложенные кандидатуры на тот или иной пост. Предложение о назначении Председателя вносится не позже 2-х недель после вступления избранного Президента либо после отставки действовавшего Правительства. В случае отклонения Госдумой кандидатуры новое представление вносится в течение недели. Рассмотрение предложения осуществляется также на протяжении 7 дней. Федеральные министры и прочие должностные лица назначаются тоже Президентом. Кандидатуры предлагает Председатель Правительства РФ. Не позже недели после своего назначения он должен предоставить предложения о системе федеральных исполнительных органов.

Особенности деятельности

Свои решения на заседаниях Правительство принимает большинством голосов. Они оформляются в виде распоряжений и постановлений. Они считаются подзаконными актами. Распоряжения и постановления издаются в соответствии и во исполнение Основ, указов Президента, федеральных предписаний. Противоречащие Конституции и прочим указанным документам акты могут быть отменены главой страны. Принятые распоряжения и постановления считаются обязательными для исполнения на территории России. Председатель Правительства РФ организует деятельность коллегиального органа. Он также определяет основные направления его работы. Такова структура Правительства РФ.

Схема работы

Коллегиальный орган осуществляет:

Кроме того, в Основах установлены полномочия Правительства РФ в наиболее значимых сферах социальной жизни. К ним, в частности, относят:


Эти и другие полномочия Правительства РФ приведены в ст. 114 Основ. Однако данный список не считается исчерпывающим. Закон "О Правительстве РФ" предусматривает возможность Президента издавать указы, расширяющие компетенцию коллегиального органа. Кроме того, дополнительные задачи, возможности и обязанности вытекают из других статей Основ. Так, Положение о Правительстве РФ обязует его давать заключения по проектам законов, которые предоставляются в Госдуму касательно вопросов, перечисленных в ст. 104, ч. 3.

Регулятивная функция

Правительство РФ осуществляет управление госаппаратом. Оно не только исполняет ключевую роль в процессе его создания, но и координирует его деятельность. Являясь в первую очередь политическим институтом, Правительство РФ регулирует работу государственного аппарата через ведомства, штабы, министерства и департаменты и прочие инстанции. Коллегиальный орган в данном случае выступает как центральное звено, принимающее решения на основании поступившей информации. Постановления и распоряжения, в свою очередь, реализуются государственным аппаратом.

Исполнительная задача

Следование законам в соответствии с конституционными принципами – одна из важнейших функций Правительства РФ. В соответствии с существующим политическим режимом, коллегиальный орган наделен исполнительной властью. Ему вменено в обязанности обеспечивать должное выполнение законодательных актов, которые принимаются парламентом.

Контролирующая деятельности

Правительство РФ осуществляет надзор за законодательной работой парламента. Сегодня фактически данная работа считается самостоятельной функцией коллегиального органа. Контроль осуществляется по двум основным направлениям. В первую очередь Правительство РФ выступает в качестве основного источника законодательной инициативы. Также коллегиальный орган обладает решающим влиянием непосредственно на нормотворческий процесс. Последний является важнейшим вопросом деятельности Правительства.

Нормотворчество

Ст. 115 Конституции гласит, что Правительство РФ имеет право законодательной инициативы. Это значит, что коллегиальный орган может самостоятельно разрабатывать проекты нормативных актов и выносить их на рассмотрение Госдумой. Законопроекты Правительства считаются важнейшим звеном в правовой системе страны. Основные их формы установлены в Основах. В Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства должны исполняться на всей территории государства.

Кроме того, данными формами должны оформляться все решения, которые носят нормативный характер либо имеют правовое значение. Принятие постановлений осуществляется на заседаниях путем голосования (при наличии кворума). Их подписывает высшее должностное лицо органа или заместитель Председателя Правительства РФ. Вместе с этим в аппарате действует постоянный орган - Президиум. В его функции входит решение оперативных и текущих вопросов. Заседания созываются по мере необходимости. Принятые им решения оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства. Эти акты должны соответствовать тем, которые приняты на заседаниях непосредственно самого коллегиального органа.

Ответственность

Правительство РФ наделено полномочиями и обязанностями. На нем лежит двойная ответственность: политическая – перед государством и парламентом и юридическая – за нарушения правового режима. Последняя имеет место при любой форме правления в стране. Политическая ответственность перед государством и парламентом определяется существующей сегодня системой управления в России. В качестве ее разновидности выступает обязанность надлежащего исполнения бюджета. В нормальных условиях при не утверждении парламентом отчета Правительства по реализации финансового плана влечет отставку последнего. В качестве основания для юридической ответственности выступает установленный факт правового нарушения.

Взаимоотношения с парламентом

Их можно определить как взаимозависимость и взаимодействие. Парламентом утверждается бюджет и акты по налогообложению, проекты которых разрабатывается Правительством. Они оказывают прямое влияние на финансирование, судьбу программ и планов. Деятельность Правительства включает в себя заключение договоров с зарубежными странами. Эти соглашения впоследствии ратифицирует (утверждает) парламент. В ряде случаев требуется, чтобы последний предварительно санкционировал подписание международных договоров. Акты, которые изданы коллегиальным органом либо министрами, могут утратить силу в том случае, если парламентом будет издано предписание, в котором будут установлен новый порядок по тому же предмету регулирования. Парламент принимает участие в решении вопросов, касающихся ответственности, которую несет высшее должностное лицо, заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

В заключение

Структура Правительства РФ сегодня такова: 23 министра, 8 заместителей (в том числе одного Первого) и Председателя. В качестве последнего выступает Д. А. Медведев. В структуре Правительства действует координационная комиссия. За организацию ее работы ответственен А. М. Абызов. Оптимальное сочетание задач и непосредственно самой структуры коллегиального органа обеспечивает не только успешное функционирование его самого, но и всей системы исполнительной власти. Последнее предопределяет стабильное развитие общества и государства.

Высшим исполнительным госорганом в РФ является правительство. Его деятельность основана на принципах верховенства Конституции, федерализма, народовластия, гласности, ответственности и других.

Структура правительства

В состав которого входит председатель, его замы и федеральные министры. Первый назначается президентом страны с согласия Госдумы. При трехкратном отклонении кандидатур она может быть распущена. Назначение заместителей и осуществляется по предложению председателя президентом РФ.

Выделяют следующие полномочия правительства РФ:

  • Общие. К ним можно отнести руководство и контроль работы федеральных министерств, других органов исполнительной власти, создание территориальных органов, финансирование их деятельности из федерального бюджета. Также правительство назначает на должности руководителей органов исполнительной власти федерального уровня, заместителей министров и др.
  • Во Заключает международные договоры, осуществляет представительство в международных организациях и иностранных государствах.
  • В экономике. Регулирует экономические процессы в государстве, обеспечивает свободу хозяйственной деятельности и единство экономического пространства, вырабатывает инвестиционную политику. В полномочия правительства РФ входит разработка программ по развитию приоритетных отраслей хозяйства и их реализации, управление федеральной собственностью. Также оно делает прогнозы дальнейшего развития государства в этой области.
  • В сфере культуры, науки, образования. Осуществляет господдержку их развития. В области образования проводит единую госполитику.
  • По обеспечению обороны и госбезопасности. Полномочия правительства РФ заключаются в принятии всех необходимых для этого мер, оснащении вооружением и техникой, ресурсами и материальными средствами воинских формирований и Вооруженных Сил.
  • В социальной сфере. Осуществляет единую политику по соцобеспечению граждан, содействие в реализации их конституционных прав в этой области, разрабатывает программы, направленные на сокращение и ликвидацию безработицы.
  • В сфере бюджетной, финансовой, денежной, кредитной политики. Разрабатывает федеральный бюджет, представляя его затем на утверждение Государственной Думе. В последующем обеспечивает его исполнение, предоставляя полный отчет. Совершенствует бюджетную систему. Реализует налоговую политику.
  • По обеспечению законности, осуществлению борьбы с преступностью, и свобод граждан. Принимает меры, направленные на охрану общественного порядка и собственности, на борьбу с преступностью и совершением правонарушений, обеспечивает безопасность личности, государства и общества.
  • В сфере Полномочия правительства РФ заключаются в проведении единой политики по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды. Содействует реализации прав граждан на обеспечение экологического благополучия.

На правительство могут возлагаться и другие полномочия, которые юридически закрепляются в ФЗ и указах президента.

Полномочия правительства прекращаются в следующих случаях:

При вступлении в должность нового президента;

Если оно подает в отставку по объявлению председателя;

При отставке правительства по решению президента;

При двойном или однократном отказе в доверии Государственной Думы (президент в таком случае в течение недели принимает решение об отставке правительства либо распускает Думу);

При наличии заявления председателя о невозможности исполнения полномочий.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами. В определении объема полномочий федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов. Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Полномочия федерального правительства охватывают по существу все сферы жизни и деятельности общества.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. В случае необходимости федеральное правительство вправе учреждать организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов определяются федеральным правительством при их создании. См.: ст.114 Конституции РФ

. В рамках общих полномочий Правительство Российской Федерации в установленных пределах:

1. организует реорганизацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2. осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3. обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4. формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

5. реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

6. Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской

7. Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений. См.:гл.3 ст.13 Федерального конституционный закон о Правительстве Российской Федерации

В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

осуществляет регулирование экономических процессов;

обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

осуществляет управление федеральной собственностью;

разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

осуществляет общее руководство таможенным делом;

принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

разрабатывает и реализует налоговую политику;

обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. См.: ст15 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. См.: п.»в» ч.1 ст.114 Конституции РФ Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере:

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья. По обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма. А также санитарно-курортной сферы. См. Ст.16 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования. Правительства Российской Федерации:

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единое государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации. См.: ст. 17 гл.3 Федерального государственного закона О Правительстве Российской Федерации

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительства Российской Федерации:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий См.ст.18 гл.3 Федерального государственного закона О Правительстве РФ.

К числу полномочий Правительства Российской Федерации отнесено управление федеральной собственностью. Федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации. См.: п. «д» ст.71 Конституции РФ К федеральной государственной собственности отнесены государственные промышленные предприятия.

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации;

принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации;

руководит гражданской обороной.

При характеристике компетенции Правительства Российской Федерации следует иметь в виду полномочия Президента в военной области. Президент РФ является Верховном Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ. Назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Принадлежащие Президенту названные и другие полномочия как бы предопределяют характер компетенции Правительства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего многообразные функции и более конкретные полномочия в области обороны, определенные как в самой Конституции, так и в законодательстве по военно-оборонным вопросам.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В том числе в области контрразведки и внешней разведки, по нормальному функционированию государственной границы. См.: Закон РФ о внешней разведке от 8.07 92 г.; Закон РФ о государственной границе от 1 апреля 1993 г.; Положение о федеральной службе конрразведки РФ (утв. 05.01.94г.)

Согласно Конституции, Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров РФ. Однако основные направления внешней политики определяет Президент РФ. См.: Конституция РФ 1993г. Он осуществляет внешней политикой РФ. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, осуществляет ряд других важных полномочий. Президенты подведомтсвенно Министерство иностранных дел РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений

Правительство Российской Федерации:

осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений Российской Федерации с иностранными государствами, международными организациями;

обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации. Обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам. А также наблюдаем за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территорий;

осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международно-технического и культурного сотрудничества. См.: ст.21 гл.3 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ

Необходимо выделить также компетенцию правительства в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. В пределах своей компетенции Правительство регулирует осуществление экспорта и импорта. Выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов. Устанавливает ставки таможенных пошлин. В ведении Правительства находятся Министерство внешних экономических связей и Государственный таможенный комитет. Федеральная служба по валютному и экспертному контролю - федеральные органы исполнительной власти. Через которые Правительство реализует свои функции в сфере внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных направлений деятельности Российской Федерации является осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности предопределяют и полномочия Правительства по охране всех закрепленных в Конституции форм собственности. См.: Конституция РФ 1993 г.

Как мы видим, полномочия Правительства РФ достаточно широки и значительны, что еще раз подчеркивает его исключительную роль в системе государственной власти. Кроме того, Правительство осуществляет многообразные нормативно-правовые и организационные мероприятия по борьбе с преступностью, в том числе с экономическими преступлениями, претворяя совместно с правоохранительными органами (судебными, прокурорскими, МВД, ФСБ и др.) предписания. Содержащиеся в федеральных законах, в указах Президента РФ. Следует отметить, что Конституция не устанавливает (и не должна устанавливать) полный перечень полномочий Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. См.: ст.21 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

§3. Порядок прекращения полномочий и отрешения от должности Правительства РФ

Весьма существенными элементами конституционно-правового статуса Правительства являются вопросы о сложении Правительством своих полномочий; об отставке Правительства; о выражении Государственной Думой недоверия Правительству.

Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. См.: ст.116 Конституции РФ В случае сложения своих полномочий Правительство продолжает по поручению Президента РФ действовать до сформирования нового Правительства. См.: ч.5 ст. 117 Конституции РФ Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации. См.: ст.35 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской Федерации

Отставка Правительства возможна в двух случаях См.: ч.1 и 2 ст. 117 Конституции РФ!993г.:

Правительство по своей инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом;

Президент РФ может принять решение об отставке Правительства. В том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации. См.: ст.36 гл.3 федерального конституционного закона о Правительстве Российской

Процедура принятия решения о выражении недоверия Правительству Российской Федерации установлена в ч.3 ст.117 Конституции РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения недоверия Правительству Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Отставка Правительства может последовать и в случае, если Председатель Правительства поставит вопрос перед Государственной Думой о доверии Правительству Российской Федерации. Если в таком случае Государственная Дума в доверии Правительству отказывает. Президент в течение семи дней со дня принятия Государственной Думой решения о недоверии правительству принимает решение об отставке Правительства либо роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Так же считаю необходимым отметить, что в случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Смысл данного положения вполне понятен, ведь н может же функционировать вся система при отсутствии одного из её элементов, коим в нашем случае является Правительство РФ в системе государственной власти.

А. Состав и порядок формирования Правительства

Правительство -- это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства и издающий правовые акты от своего имени. Членами его являются руководители важнейших административных ведомств (министры). Правительство, как правило, наделено широкими полномочиями, несет ответственность за состояние дел в стране, действует под руководством парламента или главы государства. Его работой руководит Председатель (Премьер-министр). Кстати, в мировой практике в зависимости от того, перед кем ответственно правительство, республики принято делить на парламентские и президентские, а монархии -- на конституционные и абсолютные. Наличие правительства -- атрибутивный признак республики.

Правительство в России появилось в XX веке -- в 1906 г. Этот орган в разное время именовался Советом Министров, Временным правительством, Советом Народных Комиссаров, Кабинетом Министров, Советом Министров -- Правительством. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила его название -- Правительство РФ -- и определила его конституционный статус.

Кроме Конституции, правовой основой деятельности правительства в настоящее время служат Закон Российской Федерации «О Совете Министров -- Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. в той части, в какой он не противоречит Конституции, иные законы, а также указы Президента Российской Федерации. Конституция установила, что порядок деятельности правительства определяется федеральным конституционным законом.

Состав правительства, порядок его формирования, цели и основные направления деятельности, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием в общих чертах регламентируются Конституцией Российской Федерации. Конституционным статусом правительства обусловлены и порядок прекращения его деятельности, виды и юридическая сила издаваемых им правовых актов.

В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации -- коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров". Председатель назначен.

" В прошлом в него входили председатели Государственных комитетов, Советов Министров республик в составе РФ, и другие должностные лица -- всего около 100 членов. Сейчас в составе Правительства России не более 40 человек Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост. После трехкратного отклонения Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу.

Первых и иных заместителей Председателя, федеральных министров Президент назначает по представлению главы Правительства. Конституция не устанавливает численный состав данного органа. Фактически это делает Президент, который решает вопросы о количестве вице-премьеров, создании и ликвидации федеральных министерств. Кроме того, Президент Российской Федерации вправе назначить федеральным министром лицо, которое не возглавляет федеральное министерство (руководитель аппарата Правительства, министр «без портфеля» и др.).

Правительство в России функционирует непрерывно 90 лет, хотя его конституционный статус, численность, личный состав неоднократно менялись. И когда в Конституции, правовых актах, в литературе говорится о его отставке, сложении полномочий, разгоне, речь идет о прекращении работы данного личного состава этого коллегиального органа, возглавляющего исполнительную власть страны".

Конституция не устанавливает срока функционирования Правительства РФ, но закрепляет две формы прекращения его деятельности -- сложение полномочий и отставку.

Предельный срок функционирования Правительства в данном составе -- до формирования вновь избранным Президентом нового Правительства. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, но по его поручению, пока не будет сформировано новое, продолжает действовать.

Конституция предусматривает возможность отставки Правительства в случаях, если:

  • 1) такое решение принял Президент;
  • 2) оно само подало в отставку, и Президент ее принял;
  • 3) Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, Дума в доверии отказала, и Президент принял решение об отставке Правительства;
  • 4) Государственная Дума выразила недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев, и Президент принял решение о его отставке.

" Точно так же роспуск парламента -- это чаще всего не ликвидация представительного органа, а прекращение деятельности его в данном составе, в данной форме.

Во всех случаях Правительство коллективно уходит в отставку только после принятия Президентом соответствующего решения, изложенного в его указе. Очевидно, что Президент также вправе по собственной инициативе или по личному заявлению члена Правительства отправить его в отставку или просто освободить от должности. Б. Компетенция Правительства Если любой орган государственной власти есть инструмент, средство достижения общественно полезных целей, то правительство -- это главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Как центральный федеральный орган исполнительной власти общей компетенции оно наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности граждан, общества, государства, состояние международных связей России.

1. Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью. В соответствии с Конституцией оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.

II. Правительство подготавливает программы социального развития, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Наряду с общесоциальными Правительство РФ решает конкретные вопросы поддержки социально наименее защищенных групп населения, а также безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, «чер-нобыльцев» и других жертв экстремальных ситуаций.

III. Важное направление деятельности Правительства -- осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, укреплению режима законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Оно обязано обеспечить оборону страны, ее государственную безопасность. На него возложены руководство связями России с иностранными государствами и международными организациями, организация внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Сравнивая тексты ст. 114 Конституции РФ, регламентирующей полномочия Правительства, и ст. 71, 72, определяющих исключительную и совместную федеральную компетенцию, нетрудно убедиться, что на Правительство возлагается основная ответственность за реализацию тех задач, которые Конституцией отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 71 Федерация, а значит и ее Правительство, защищает права и свободы человека и гражданина, управляет федеральной собственностью, осуществляет финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, руководит федеральными энергетическими системами, связью и транспортом, космической деятельностью, оборонным производством, метеорологической службой, стандартизацией, геодезией и картографией, государственным статистическим и бухгалтерским учетом и т. д. Правительство РФ устанавливает размеры ввозных и вывозных таможенных пошлин, правила бухгалтерского учета, лицензирования разных видов деятельности, стандарты, нормы и правила вещевого обеспечения военнослужащих, работников МВД и многие другие федеральные правила, тарифы.

Большую работу Правительство РФ осуществляет по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, названным в ст. 72 Конституции. Это вопросы владения и пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, координации международных и внешнеэкономических связей РФ и субъектов Федерации.

Некоторые порученные ему задачи Правительство выполняет непосредственно, но в основном действует через подведомственные органы.

Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции". Оно направляет их работу, дает им по-

" Некоторые из них по ряду вопросов непосредственно подчинены Президенту. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами. Пока нет законов, четко определяющих правовой статус Правительства РФ и других центральных органов исполнительной власти, практика государственного строительства основывается на положении, что Президент как глава государства и гарант Конституции РФ вправе принять решение по любому вопросу, связанному с организацией и функционированием федеральной исполнительной власти, за исключением тех, которые Конституцией, федеральными законами отнесены к исключительным полномочиям Правительства и его Председателя (ст. 108, 112, 114 Конституции РФ), устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание. Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их заместителей. Кроме того, оно принимает положения о каждом центральном федеральном органе исполнительной власти", утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, может отменить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, комитеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.

В настоящее время под руководством Правительства действуют три группы центральных федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции, выполняющих в нашей стране основной объем административной работы. Это -- 1) федеральные министерства, руководители которых по должности являются членами Правительства; 2) образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы; 3) инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в основном актами Президента и Правительства.

В своей многогранной повседневной деятельности Правительство РФ опирается не только на центральные федеральные органы, но и на органы исполнительной власти субъектов Федерации. К сожалению, законодательство, действующее в этой сфере, нельзя назвать полным и четким, но думается, что этот пробел в ближайшее время будет устранен. Это необходимо сделать, чтобы последовательно осуществлять, конкретизировать положение ч.2 ст. 77 Конституции РФ: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». Если органы разных уровней образуют единую систему исполнительной власти, то очевидно, что их центром является Правительство РФ. Оно возглавляет иерархически построенный аппарат исполнительной власти России. Единство исполнительной власти страны -- важная особенность, отличающая ее от законодательной и судебной властей.

Конституцией РФ закреплена еще одна ее особенность (ст. 78): федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий. В. Организация работы Правительства

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал. На них решаются наиболее важные вопросы жизни страны. Пленарное заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства, решения принимаются большинством голосов. Руководит заседаниями Председатель Правительства, а в его отсутствие -- один из его первых заместителей. В соответствии со ст. 83 Конституции Президент РФ имеет право председательствовать на заседании Правительства.

Придавая большое значение координации деятельности Правительства и Центрального Банка, Президент Указом от 15 августа 1994 г. установил, что представительство Банка на заседаниях Правительства при рассмотрении вопросов экономической, денежно-кредитной политики, а также вопросов, затрагивающих интересы банковской системы, осуществляет его Председатель. От имени Правительства в заседаниях совета директоров Центрального Банка принимают участие министры финансов, экономики, которые при осуществлении взаимного представительства наделяются правом совещательного голоса.

Для оперативного решения возникающих вопросов в Правительстве создан постоянно действующий орган -- Президиум. В него входят: Председатель Правительства, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководитель аппарата Правительства. По представлению главы Правительства Президент может включить в состав Президиума и других членов Правительства.

Возглавляя Правительство, его Председатель не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он организует работу Правительства: формирует Правительство, предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и руководителей федеральных министерств, распределяет обязанности между своими заместителями, определяет основные направления деятельности Правительства, планирует его работу, созывает и руководит заседаниями Правительства и его Президиума, ставит перед Президентом вопросы об освобождении отдельных членов Правительства от должности. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство, а также его Президиум принимают постановления. Председатель Правительства в неотложных случаях издает от его имени распоряжения. Заместители Председателя могут издавать распоряжения заместителя Председателя Правительства. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства вправе отменить Президент, если они противоречат законам.

Контрольно-подготовительную работу, хозяйственное обеспечение деятельности Правительства осуществляет его аппарат. Руководителя аппарата назначает Президент, который вправе присвоить ему статус федерального министра и ввести в состав Правительства.

Правительство -- не только руководящий страной орган государственной власти, членами которого являются несколько десятков человек. Это и учреждение, где работают сотни людей: помощников, референтов, специалистов и т. д. И юридическим лицом является Правительство -- учреждение. Полномочный представитель этого юридического лица -- руководитель аппарата, который организует информационное, хозяйственное, транспортное, коммунальное обеспечение деятельности Правительства -- органа. Поэтому нужно различать правовой статус Правительства -- органа и правовой статус Правительства -- юридического лица.

Г. Взаимоотношения Правительства с Государственной Думой и Президентом

Конституция закрепляет следующие формы взаимоотношений Правительства с Государственной Думой:

  • а) Правительство разрабатывает и представляет Думе проект федерального бюджета и отчитывается о его исполнении;
  • б) законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Думы только при наличии заключения Правительства;
  • в) Правительство имеет право законодательной инициативы и проводит значительную работу по подготовке законопроектов;
  • г) Президент согласует с Думой назначение Председателя Правительства;
  • д) Дума по своей инициативе или по инициативе Правительства решает вопрос о доверии ему.

Государственная Дума руководит Правительством, как и другими органами государственной власти, путем издания законов, определяющих их задачи, компетенцию, подчиненность. Правительство не подчинено Думе -- оно исполняет законы, принятые Думой; оно подчиняется Конституции и законам.

Для обеспечения взаимодействия с палатами Федерального Собрания Правительством образовано специальное представительство. В него входят статс-секретари (заместители федеральных министров) и другие лица, назначенные Правительством.

Правительство координирует с палатами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации законопроектные работы в системе исполнительной власти, оказывает информационную поддержку их законотворческой деятельности. В задачу статс-секретарей и Правительства в целом входит обеспечение подготовки предложений и замечаний Правительства по законопроектам, организация работы с обращениями депутатов палат Федерального Собрания, анализ результатов реализации принятых законов.

Глава государства -- Президент -- наделен большими полномочиями в отношении исполнительной власти и Правительства. Без какого-либо преувеличения можно утверждать, что он является и главой исполнительной власти.

19 июня 1994 г. Президент издал Указ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации^, в котором закреплено, что законопроекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, а также требующие в соответствии с ч. Зет. 104 Конституции РФ заключения Правительства, направляются ему на согласование (на заключение), а законойроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование.

Проекты постановлений, принятие которых предусмотрено актами Президента; проекты решений, рассмотренных на заседании Правительства под его председательством; проекты решений, принимаемых Правительством в пределах его компетенции по относимым Конституцией к ведению Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, руководства внешней политикой, осуществления функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации направляются в Администрацию Президента для согласования.

Проекты решений Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются им, а вопросы штатной численности этих федеральных органов согласовываются с Правительством.

Анализ содержания Конституции показывает, что Президенту в этой сфере принадлежат верховная власть, самые важные полномочия: Правительство ему подчинено полностью (Президент его образует, определяет содержание его деятельности, может отправить в отставку, отменить его акты, воздействовать на его деятельность иными способами). Кроме того, Президент несет ответственность перед страной за работу Правительства. Конституционные нормы не позволяют считать Президента РФ главой законодательной и, тем более, судебной власти, хотя в отношении каждой из них глава государства обладает определенными полномочиями, но они не столь велики, как его полномочия по руководству исполнительной властью.

    Высший орган исполнительной власти (см. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ) в Российской Федерации; состоит из председателя правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства Российской Федерации (см.… … Энциклопедический словарь

    Высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.… … Административное право. Словарь-справочник

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон о П. РФ принят Государственной Думой (ГД) 11 апреля 1997 г., одобрен Советом Федерации (СФ) 14 мая 1997 г..… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Правительство Российской Федерации - Прав ительство Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (Government of the Russian Federation) глава 6 (статьи 110 117) Конституции РФ всесторонне характеризует место, роль, порядок назначения Правительства, его полномочия и деятельность П. РФ согласно статье 114 Конституции РФ а) разрабатывает и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО) - высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Конституционный статус П. РФ, его место в системе органов государственной власти обусловлены принципом разделения властей, определенным ст …

    ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший орган исполнительной власти республики в составе РФ, а также орган, возглавляющий систему исполнительной власти в иных, помимо республик, субъектах РФ. П.с. РФ подотчетно президенту республики (главе администрации края, области, мэру… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Шта … Википедия

    Здание Правительства РФ (Белый дом) в Москве. Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Книги

  • Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: Монография. Касаткина Н. М., Крысенкова Н. Б., Лещенков Ф. А. , Касаткина Н.М., Крысенкова Н.Б., Лещенков Ф.А.. Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: Монография. Касаткина Н. М., Крысенкова Н. Б., Лещенков Ф. А. ISBN:978-5-16-010642-7…
  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об…


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация