Сдача муниципальной собственности в аренду. Когда проведение конкурсов не потребуется. Порядок аренды на конкурсной основе

Главная / Квартира

В соответствии с п.11 ст 17.1 135-ФЗ можно ли в течении 6 месяце на 29 дней заключить договор аренды мун. имущества с одним юридическим лицом, а потом сразу на 29 дней с другим юридически лицом без торгов?

Сдача квартиры в ареду как ИП. Сдача чужого имущества

Добрый день! Возникла следующая ситуация, я как индивидуальный предприниматель сдаю квартиру в аренду и плачу налог 6% на УСН. Сейчас возникла потребность в сдачи квартиры, которая официально принадлежит моей несовершеннолетней дочери. Каким...

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен

Получите совет юриста за 15 минут!

Получить ответ

576 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут

Получение долгосрочный договор о концессии у Вуза

Добрый день! У одного из Московских Вузов имеется объект -"Ненужный", аварийный корпус! Они с удовольствием отдали бы бизнесу, в счет восстановления корпуса. Прошу Вас ответить: какие шаги нужны бизнесмену для получение данного корпуса для...

22 Мая 2018, 03:56, вопрос №2002405 Дмитрий Александрович, г. Москва

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен

Все услуги юристов в Москве

Выкуп муниципального имущества

Здравствуйте. с 1.12.2012г. арендую как ООО муниципальное помещение. договор аренды на 5 лет. с регистрацией в росреестре. Скажите возможно ли это помещение выкупить в собственность. и какие действия необходимо применить что бы его внесли в план...

21 Мая 2018, 16:13, вопрос №2001923 Алексей Васильевич Чебан, г. Уссурийск

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Выкуп муниципального имущества арендатором

Имущество передано в управление мупу, который сдал в аренду ООО, который сделал ремонт здания. Имеет ли ООО преимущество при выкупе недвижимости. Арендует с 15.06.2015 г. Что необходио сделать для того, чтобы инициировать процессс выкупа? В какие...

Порядок проведения аукционов на предоставление муниципальных земель в аренду

Правомерно ли объявление одного аукциона о предоставлении земельных участков (муниципальные земли) в аренду несколькими лотами (несколько земельных участков в одном аукционе) . По результатам аукциона один победитель, один арендатор на все...

09 Апреля 2018, 12:43, вопрос №1961091 Наталья, г. Екатеринбург

1000 стоимость
вопроса

вопрос решен

Возможна ли аренда муниципального имущества без торгов, если у ИП есть образовательная лицензия?

Может ли ИП с лицензией (образовательные услуги) заключить договор аренды муниципального имущества без торгов? Спасибо.

Право собственности на субарендованный земельный участок

Собственник земли---Муниципалитет. Арендатор---Юр лицо. Арендатор заключит договор субаренды с физ лицом на земельный участок размером 10 соток для возведения на нем жилого дома. Субарендатор построит жилой дом и зарегистрирует на него право...

400 стоимость
вопроса

вопрос решен

Как сдать в субаренду часть муниципального помещения, находящегося в оперативном управлении?

в каком случае возможна субаренда части муниципального помещения. часть занимаемого помещения муниципальным учреждением, может быть сдана в субаренду. каким образом можно оформить? какую часть занимаемого помещения можно сдать в субаренду

Добавление нового объекта в договор о передаче муниципального имущества

1. Необходимо включить в договор объект, который не относится ни к одному приложению данного договора. Следовательно нужно добавить новый перечень новым приложением. Как сформулировать это добавление в доп.соглашении? 2. При добавлении нового...

Возможность приватизации земельного участка в лесу находящегося в долгосрочной аренде

Приватный вопрос.

07 Марта 2017, 16:18, вопрос №424254 Арсений Емельяненко, г. Ставрополь

300 стоимость
вопроса

вопрос решен

Как выкупить арендуемое муниципальное имущество?

Здравствуйте, имею договор аренды отдельного здания с муниципалитетом от 30.12.2016 г. на 10 лет. Как реализовать право выкупа и в какие сроки?

Необходимость взять в аренду нежилое помещение возникает в основном у индивидуальных предпринимателей и прочих юридических лиц, которым эти объекты недвижимости нужны для осуществления своей деятельности. Если съем приватизированных нежилых помещений не вызывает весомых трудностей, то аренда недвижимости у государства или муниципальных органов города отличается рядом нюансов, о которых необходимо знать заранее.

Согласно с законами относительно защиты конкуренции, которые на сегодняшний день действуют в Российской Федерации, муниципальные органы имеют право сдавать во временное пользование государственные объекты недвижимости. Российским законодательством также определяется ряд исключительных случаев, когда можно торги не проводить:

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Суть торга

Аренда муниципальных нежилых помещений подлежит строгой процедуре оформления. Администрации города может выставить на торг даже ту недвижимость, которая в данный момент находится в пользовании. Такое происходит, если заканчивается срок договора или он подлежит досрочному расторжению.

Муниципальный орган обязан заранее сообщать о проведении открытых торгов на официальном государственном сайте. Если желающий арендовать нежилую недвижимость не смог своевременно подать заявку на участие в торгах из-за нарушенного порядка информирования, он имеет право подать исковое заявление в суд. После рассмотрения иска торг может быть признан недействительным вместе с заключёнными в его результате сделками. При этом запрещено заключать договор аренды раньше чем через десять дней со дня публикации сведений о результатах торга. Нарушение этого правила также является основанием для подачи иска в суд.

Основные обязательства сторон

Все права и обязанности сторон при аренде муниципальных нежилых помещений, указываются в заключённом между ними договоре. Главными пунктами таких обязательств можно выделить следующее:

Администрация города (арендодатель) Арендатор
  • Соблюдение условий договора в интересах арендатора;
  • Письменное сообщение о расторжении сделки не менее чем за месяц до этого;
  • Прочие условия
  • Пользование помещением по указанному в документе назначению;
  • Заключение договора на коммунальное обслуживание, страхование, банковские услуги;
  • Поддержание нежилых помещений в надлежащем состоянии с учётом технических и санитарных норм;
  • Запрет на перепланировку объекта недвижимости без письменного на то разрешения;
  • Произведение ремонтных работ за счёт арендатора;
  • Уведомление о расторжении сделки не ранее, чем за месяц;
  • Своевременность оплаты за пользование;
  • Запрет на посредничество и повторную сдачу в наём;
  • Беспрепятственный допуск в помещение сотрудников муниципальных органов для осмотра конструкций и коммуникаций;
  • Освобождение помещения в течение семи дней с предоставлением справок об отсутствии задолженности за коммунальное обслуживание, по окончании договора

Оплата и ограничения

Размер платы за аренду нежилых помещений у государства обязательно указывается в договоре сделки. Там же указывается срок оплаты или иные условия, если арендатор вносит оплату на полгода вперёд. Администрация города вправе требовать ежемесячного предоставления копий квитанций об оплате не позднее указанного срока. Относительно платы за коммунальные услуги и системы коммуникаций, заключаются дополнительные договоры с другими организациями. Оплата производится на их расчетный счёт. В случае неуплаты в установленные сроки муниципалитет вправе самостоятельно списать необходимую сумму денежных средств со счёта арендатора.

В случае несвоевременной оплаты за аренду, по договору может насчитываться пеня в оговоренном сторонами размере. Сумма процента не может изменяться чаще, чем раз в год. При злостном нарушении условий оплаты арендатор должен заплатить штраф, сумма которого устанавливается специальной государственной комиссией.

Причины досрочного расторжения

Причины досрочного расторжения сделки оговариваются сторонами и указываются отдельными пунктами соглашения. Общими основаниями для прекращения аренды объекта недвижимости является:

Продление аренды

Необходимость продлить срок аренды нежилых помещений также возникает довольно часто, поэтому стоит знать, каким образом это можно осуществить. Продлить срок пользования объектом недвижимости арендатор имеет право без проведения повторных торгов, если до этого исправно выполнял все обязательства. Для продления договора действуют два обязательных правила:

  • Размер платы за аренду будет изменён в соответствии с переоценкой стоимости недвижимости в регионе;
  • Срок, на который будет продлена сделка, должен быть не менее трёх лет, если арендатор не подаст соответствующее заявление об уменьшении этого периода.

Таким образом, стороны могут перезаключать и продлять договор пользования недвижимостью столько раз, сколько это будет необходимо. Ограничений по закону нет. Муниципалитет вправе отказать в продлении срока в том случае, если имеет свои виды на помещение или арендатор недобросовестно выполнял условия договора и имеет задолженность перед коммунальными учреждениями.

Уведомления и споры

Если необходимо внести какие-либо изменения в условия пользования помещением, которое арендуется у муниципальных органов, то об этом необходимо сообщать в письменном виде. В случае изменения банковских реквизитов и юридических адресов, уведомлять об этом нужно незамедлительно. Направляя письменное уведомление, не стоит забывать о сроках и датах. Датой отправления будет считаться почтовый штамп.

Сделка обязательно регистрируется в государственных органах. Также арендатор должен будет уплатить пошлину. При возникновении спорных вопросов, когда стороны не могут самостоятельно решить конфликт и договориться, его решение переносится в суд. Изменения арендной платы вступают в силу не раньше чем через десять дней после уведомления об этом.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Аренда офисного, торгового, производственного помещения или отдельного нежилого здания у государства на долгосрочный период имеет ряд преимуществ перед арендой у частного лица или частной компании.

Выгода заключается не только в стоимости аренды, но и в защите арендатора от негативных изменения условий аренды со стороны арендодателя, досрочного расторжения договора аренды, повышения арендных ставок и так далее.

Продажа и аренда государственных помещений может осуществляться только через процедуру государственных торгов.

ПРЕИМУЩЕСТВА АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ У ГОСУДАРСТВА

БАЗА ПОМЕЩЕНИЙ В АРЕНДУ ОТ ГОРОДА МОСКВЫ

последние обновления

ПОРЯДОК АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОСТИ ЧЕРЕЗ ТОРГИ У ГОРОДА МОСКВЫ

ШАГ 1. ПОИСК ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Информация о всех проводимых аукционах содержится на государственном сайте torgi.gov.ru. Однако, в большинстве случаев, там содержится лишь общая информация о дате аукциона и порядке его проведения. В нашей базе Вы сможете найти более полную информацию об этих объектах. Наши сотрудники ежедневно выезжают на объекты, изучают их, делают фотографии и выкладывают на нашем сайте.

ШАГ 2. ОСМОТР ПОМЕЩЕНИЙ

Для этого необходимо подать заявку и пройти процедуру ее согласования в Департаменте по конкурентной политике г.Москвы. После одобрения Вам будет назначена дата и время осмотра помещения. Учтите, что заявка может быть отклонена при наличии ошибок при ее заполнении. К осмотру помещения будут допущены только те граждане, которые указаны в заявке.

ШАГ 3. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА И ДОГОВОРА АРЕНДЫ

Аукционы по аренде государственных помещений проводятся в Интернете на специализированных Электронных площадках. На какой именно площадке будет проводится аукцион по выбранному Вами помещению, Вы можете узнать из лотовой документации, которая разрабатывается Организатором торгоа для каждого объекта индивидуально. Вам необходимо знать: сроки окончания подачи заявок, дату аукциона, тип акциона, условия допуска, размер и порядок оплаты обеспечительного взноса для участия и т.д. Также изучите условия договора аренды. В зависимости от объекта они могут отличаться. Уточните срок договора, порядок оплаты платежей, ограничения по использованию помещения, требования к арендатору. Обязательно проверьте, соответствует ли целевое назначение помещения Вашей деятельности.

ШАГ 4. ПОЛУЧЕНИЕ ЭЦП (ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ)

Наличие ЭЦП — обязательное условие доступа к участию в любом аукционе. Для ее получения Вы должны подготовить необходимый комплект документов по Вашей фирме и обратиться в одну из организаций, уполномоченных осуществлять регистрацию электронных подписей. Стоимость ЭЦП зависит от типа электронной площадки и от типа аукциона, в котором предполагается участие. В среднем стоимость 5 000 — 7 000 руб. ЭЦП представляет собой флешку, которая служит ключом доступа в личный кабинет на электронной площадке.

ШАГ 5. АККРЕДИТАЦИЯ НА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКЕ

Подготовьте сканы Ваших документов, составьте требуемые заявления, заполните заявку, произведите оплату обеспечительного платежа и сделайте скан платежного поручения. Для отправки документов на аккредитацию воспользуйтесь ЭЦП. Будьте очень внимательны при подготовке документов для аккредитации. Как правило, заявления рассматриваются в течение 3-5 дней. Если будет обнаружена какая-либо ошибка или неточность, то документы вернут Вам на доработку. После исправления они вновь будут рассматриваться 3-5 дней. Большинство потенциальных арендаторов не успевают пройти аккредитацию до срока окончания подачи заявок именно по этой причине.

ШАГ 6. НАСТРОЙКА КОМПЬЮТЕРА

Электронные площадки предъявляют свои различные требования к программному обеспечению Вашего компьютера. Вам будет необходимо установить соответствующие программы для обеспечения дополнительной безопасности при передаче данных, программы для обеспечения работы Вашей ЭЦП и произвести соответствующие настройки Windows. Советуем, чтобы это делал программист.

ШАГ 7. РЕГИСТРАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ УЧАСТНИКА АУКЦИОНА

Прохождение аккредитации обеспечивает Вам допуск к личному кабинету на Электронной площадке, но еще не обеспечивает допуск к аукциону. Допуск к конкретному аукциону дает Организатор торгов после рассмотрения заявки. Поэтому теперь Вам необходимо сформировать заявку на участие в аукционе по Вашему лоту и направить комлект документов Организатору торгов. Об одобрении Вас в качестве участника аукциона Вы узнаете за день до дня самого аукциона.

ШАГ 8. ТОРГИ НА АУКЦИОНЕ

Перед проведением торгов по аренде помещения от города Вы должны ознакомиться с порядком его проведения и определить для себя максимальную цену, которую Вы готовы предложить за аренду данного помещения. Условие победы в любом аукционе одно и тоже — предложение наибольшей цены. Но порядок того, как делаются ценовые предложения может отличаться. С учетом того, что аукцион длится всего несколько часов, Вы должны четко знать и понимать его правила и порядок.

ШАГ 9. ПОДПИСАНИЕ ПРОТОКОЛА

Обязательным условием для заключения договора аренды нежилого помещения с городом, является своевремнное подписание победителем Протокола о выигрыше как в электронном виде (с помощью ЭЦП), так и в бумажном виде (в офисе Организатора торгов). Несоблюдение сроков подписания Протокола о результатах торгов грозит признанием итогов аукциона недействительными.

ШАГ 10. ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА АРЕНДЫ

Не ранее чем через 10 дней, Вы сможете подписать договор аренды. 10 дней — срок, который дается другим участникам аукциона, чтобы оспорить итоги торгов. Обязательным условием подписания договора аренды помещения у города является факт оплаты первой части аренды, размер которой установлен в лотовой документации.

ШАГ 11. ПРИЕМ ПОМЕЩЕНИЯ И ПОДПИСАНИЕ АКТА ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ

Дата и время подписания согласовывается дополнительно, после подисания договора аренды. Подисание акта приема-передачи помещения должно происходить непосредственно по месту нахождения данного помещения.

ШАГ 12. РЕГИСТРАЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ДОГОВОРА АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Регистрация договора аренды осуществляется совместно с представителем Организатора торгов в Государственной регистрационной палате г.Москвы. Срок государственной регистрации — 10 дней.

ШАГ 13. ИСПОЛНЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА АРЕНДЫ

Договор аренды нежилого помещения от города предусматривает целый ряд требований к новому арендатору. Внимательно ознакомьтесь с ними заранее. К примеру, это может быть требование о согласовании целевого назначения помещения или требование о заключении договора аренды земельного участка под помещением и т.д.

КАК ПРОХОДЯТ ТОРГИ НА АУКЦИОНЕ ПО АРЕНДЕ НЕДВИЖИМОСТИ?

Условие победы в любых государственных аукционах по аренде или продаже имущества, одинаковое: выигрывает участник, предложивший наибольшую цену за объект торгов. Но форма аукциона и способы подачи предложений о цене могут отличаться. Какой способ будет исользован при проведении конкретных торгов определяет их Организатор.

Например, при продаже квартир должников через торги, которые проводит Росимущество г.Москвы, участник не знает какую цену за квартиру предложили другие участники. Во время аукциона, участнику дается 2 часа на то, чтобы сделать свое единственное предложение по цене. По истечению 2-х часов, Организатор торгов смотрит, какой из участников сделал максимальное предложение и определяют его как победителя. Такая форма подачи ценового предложения называется закрытой.

В аукционах по сдаче государственных помещений в аренду от города Москвы используется открытая форма подачи предложений о цене. Любой из участников торгов может повышать стоимость аренды неограниченное число раз. Шаг торгов строго фиксирован Организаторами и участник может повысить цену только на тот шаг, который установлен в текущее время.

Реализуется это следующим образом:

  • Устанавливается стартовая цена объекта. Как правило, это сумма годового платежа за объект.
  • Устанавливается шаг торгов, равный 5% от стартовой цены.
  • Когда аукцион начинается, то участникам дается 10 минут, чтобы сделать шаг (повысить цену на 5%).
  • Если никто из участников аукциона этого не делает, то шаг торгов снижается на 0,5% и включается таймер еще на 10 минут.
  • Таким образом идет снижение до минимального шага торгов — 0,5%.
  • Кто из участников сделает последний ход, тот и будет признан победителем торгов.
  • Когда один из участников повышает цену, то таймер на 10 минут запускается по новой, чтобы другие участники аукциона смогли «перебить» его предложение. Повышение может идти до бесконечности, по времени аукцион не ограничен.

Такая методика применяется с целью максимально возможного прироста цены на торгах. Если участники сочтут, что прирост цены на 5% делает аренду уже не выгодной для них и не будут повышать стоимость аренды, то им будет предложено сделать более низкий шаг (4,5%, затем 4%, затем 3,5% и так то 0,5%).

Наша Компания единственная в Москве, кто оказывает услуги по аренде и покупке государственных помещений, зданий, земельных участков и жилой недвижимости.

Мы сотрудничаем с рядом государственных организаций, крупных производственных площадок и комплексов Москвы и Московской области, которые располагают арендными площадями.

Основные наши Клиенты — это предприятия малого и среднего бизнеса. Наши специалисты хорошо знают требования к помещениям практически для любого вида бизнеса и помогают найти наиболее подходящие варианты.

Уникальность нашей услуги заключается в том, что мы предлагаем помещения, которых нет на рынке и цены на которые ниже рыночных на порядок.

Мы единственные оказываем полный комплекс услуг, начиная от поиска вариантов до сопровождения процесса аукциона и подписания договора аренды.

Большое внимание мы уделяем юридической части и аналитике. Мы отслеживаем все изменения в законодательстве. Наши сотрудники постоянно проходят обучения и сдают тесты. Мы формируем аналитику по прошедшим ранее аукционам. Проводим различные исследования. Основная цель этой работы — определить, будет ли по конкретному лоту повышение цены или нет. Если повышение будет, то насколько. Нам важно, чтобы наши Клиенты получали помещения по ценам ниже рыночных.

ВОПРОСЫ ПО АРЕНДЕ ПОМЕЩЕНИЙ ОТ ГОРОДА

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ ПРОЦЕСС АРЕНДЫ?

Если взять срок от того, как Вы сделали выбор и до передачи в пользование Вам помещения, то в среднем это 1,5 месяца. Зависит от установленных сроков окончания подачи заявок и установленной даты проведения торгов.

МОЖЕТ ЛИ ИП АРЕНДОВАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ У ГОРОДА?

Да, может. Однако, чтобы не потратить время зря, необходимо изучать требования к арендатору заранее. Они прописываются в аукционной документации.

_______________________________________________________________________________________________________________

ВОЗВРАЩАЕТСЯ ЛИ ВНЕСЕННЫЙ ЗАДАТОК, ЕСЛИ Я НЕ ВЫИГРАЛ В ТОРГАХ?

Да, конечно. Только необходимо учесть, что задатки могут быть возвращены участникам не ранее, чем через 10 дней после публикации Протокола о результатах аукциона.

_______________________________________________________________________________________________________________

ЕСЛИ ВДРУГ БИЗНЕС НЕ ПОЙДЕТ, ТО МОГУ ЛИ Я ДОСРОЧНО РАСТОРГНУТЬ ДОГОВОР АРЕНДЫ?

Да, конечно. Для этого Вам будет необходимо письменно уведомить Арендодателя в срок не позднее 3-х месяцев с планируемой даты расторжения договора аренды нежилого помещения.

_______________________________________________________________________________________________________________

СМОГУ ЛИ Я ЧАСТЬ АРЕНДОВАННОГО ПОМЕЩЕНИЯ СДАТЬ В СУБАРЕНДУ?

Нет, прямая или скрытая сдача в субаренду всего арендуемого у государства помещения или его отдельной части, запрещена.

_______________________________________________________________________________________________________________

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ В АУКЦИОНЕ Я БУДУ ЕДИНСТВЕННЫМ УЧАСТНИКОМ?

В этом случае аукцион не будет проводится. Но при этом договор аренды будет заключен на стартовых условиях с единственным участником, допущенным к аукциону.

_______________________________________________________________________________________________________________

КАКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПРЕДЛАГАЮТСЯ В АРЕНДУ ОТ ГОРОДА ЧАЩЕ ВСЕГО?

Категории, принадлежащих городу помещений очень различны. Это могут быть отдельно стоящие административные здания, офисные помещения, помещения свободного назначения на первых этажах жилых домов, производственные и складские помещения, подвалы, помещения с четко определенным видом деятельности (автомойки, детские сады, медицинские центры и т.д).
По нашей статистике, больше всего востребованы помещения свободного назначения на первых этажах жилых домов. Подобные помещения достаточно сложно найти в обычной коммерческой аренде.

_______________________________________________________________________________________________________________

ПОЧЕМУ ПРИ ВСЕХ ПЛЮСАХ, АРЕНДА ОТ ГОРОДА ДО СИХ ПОР НЕ ТАК ПОПУЛЯРНА, КАК КОММЕРЧЕСКАЯ АРЕНДА?

Аренда помещений у города вызывает множество трудностей у потенциальных арендаторов. Столкнувшись с ними, многие отказываются от этой затеи.

  • Сложно найти помещение, подходящее по параметрам. Проблема заключается в отсутствии достаточной информации об этих помещениях, позволяющей не только оценить помещение, но и вообще сориентироваться, что оно из себя представляет. Также большую сложность вызывает просмотр такого помещения, который требует предварительного согласования заявки, постановки в очередь на просмотр и т.д.
  • Арендовать помещение можно только через процедуру аукциона. Аукционы проходят в Интернете на специализированных электронных площадках. Трудности вызывает процесс регистрации участника на электронной площадке, прохождение аккредитации и сам процесс проведения торгов, условия которых постоянно меняются.

_______________________________________________________________________________________________________________

КАК МОЖНО БЫСТРО АРЕНДОВАТЬ ПОМЕЩЕНИЕ ИЛИ ЗДАНИЕ У ГОРОДА?

Аренда помещений от города — одно из самых приоритетных направлений нашего агентства.
Ежедневно сотрудники занимаются проработкой новых, появляющихся вариантов помещений. Выезжают на объекты, делают фотографии, изучают технические характеристики, проводят оценку арендной ставки.
Мы постоянно отслеживаем все нововведения и изменения в процедурах прохождения аккредитации, аукционов, изменения в условиях аренды.

Обратитесь к нам и Вы сэкономите не только свое время, но и свои деньги.

Особенности оформления договоров аренды, финансирования затрат на содержание имущества, учета доходов и расходов при сдаче имущества в аренду бюджетными, автономными и казенными учреждениями рассматривает этот материал.

Из статьи вы узнаете:

  1. Когда учреждение вправе сдать имущество в аренду
  2. Как составить договор аренды и прописать существенные условия
  3. Как отразить в учете арендную плату

Сдача имущества в аренду учреждениями разных типов

Для бюджетных и автономных учреждений сдача государственного имущества в аренду , то есть предоставление в аренду временно не используемых зданий и помещений – один из видов предпринимательской деятельности, направленной на получение собственных доходов.

Для казенного учреждения сдача в аренду федерального или муниципального имущества возможна, только если право вести предпринимательскую деятельность зафиксировано в учредительных документах. При этом доход от аренды имущества казенного учреждения поступает в соответствующий бюджет, а не остается в распоряжении арендодателя.

Общие положения договора об аренде, а также нормы, регулирующие заключение договоров отдельных видов объектов аренды, установлены главой 34 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, становятся собственностью арендатора.

Согласно статье 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды заключается в письменной форме независимо от срока его действия, если хотя бы одна из сторон договора – юридическое лицо. Таким образом, учреждения заключают письменный договор аренды имущества.

При этом статьей 651 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным только с момента такой регистрации.

Договор аренды для бюджетного и автономного учреждения

Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым, а также недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

Автономные учреждения заключают договоры аренды имущества в рамках реализации права на самостоятельное принятие решения в отношении деятельности по оказанию платных услуг. Если сделка в форме договора аренды подпадает под понятие крупной или сделки с заинтересованностью, она может быть совершена учреждением только с согласия наблюдательного совета.

Цена крупной сделки превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом автономного учреждения может быть предусмотрен и меньший размер крупной сделки.

Обязательные условия договора

Есть два существенных условия договора аренды недвижимости, без которых договор не считается заключенным. О них и поговорим далее подробно.

Остальные пункты вносятся по желанию. Однако обратите внимание на то, кто по договору будет проводить ремонт (текущий и капитальный).

Согласно статье 616 ГК РФ арендодатель обязан проводить за свой счет капитальный ремонт имущества, а арендатор - текущий. Но только в случае, если в договоре не указан иной вариант. При желании стороны вправе указать удобный им порядок. Например, арендодатель проводит за свой счет и капитальный, и текущий ремонт.

Или, наоборот, все виды ремонта можно включить в обязанности арендатора. Примерная формулировка: «Арендатор обязан за свой счет проводить капитальный и текущий ремонт помещения. Текущий ремонт проводится не реже одного раза в два года. Капитальный ремонт необходимо производить не реже одного раза в пять лет».

Предмет договора

Укажите все необходимые данные, относящие-ся к объекту недвижимости (п. 3 ст. 607 ГК РФ), а также порядок предоставления имущества: во временное владение и (или) пользование за плату.

Объектом договора аренды недвижимости может быть здание, сооружение или помещение (часть здания или сооружения). Обратите внимание, что жилое помещение разрешается передавать по договору аренды юридическим лицам только лишь для проживания граждан. Физическим лицам помещения передаются во временное пользование по договору найма (ст. 671 ГК РФ).

Перечислим, какие данные следует зафиксировать в разделе «Предмет договора». Прежде всего способ передачи имущества - во временное владение и пользование или только во временное пользование. Далее укажите такие сведения:

  • вид недвижимого имущества (здание или сооружение);
  • наименование здания или сооружения, если оно имеется, или же обобщенное название (например, гостиница «Весна», административное здание, ангар и т. п.);
  • кадастровый номер объекта недвижимости;
  • инвентарный номер - государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации;
  • почтовый адрес;
  • общая площадь (для зданий) или протяженность (для сооружений);
  • назначение (жилой дом, стадион, гостиница, трубопровод и др.);
  • количество этажей;
  • кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.

Приведем примерные формулировки:

  • В соответствии с Договором Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное владение и пользование здание кинотеатра “Орион” с кадастровым номером 54:15:01:02:03:25:05:11 и инвентарным номером 43543. Объект аренды находится по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Советская, д. 39. Общая площадь - 1234,3 кв. м. Назначение здания - кинотеатр, этажность - 2 этажа. Кадастровый номер земельного участка 35:18:01:03:03:25:08. Копия кадастрового плана дана в приложении № 1 к Договору»
  • В соответствии с Договором Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное пользование здание склада с кадастровым номером 46:08:05:05:04:14:05:09 и инвентарным номером 129982. Объект аренды находится по адресу: г. Дубна, ул. Циолковского, д. 18/12. Общая площадь - 521,8 кв. м. Назначение здания - склад для хранения товаров, этажность - 2 этажа, в том числе один - подземный. Кадастровый номер земельного участка, на котором находится здание, 94:18:08:15:03:25:07. Копия кадастрового плана дана в приложении № 1 к Договору».

Если по договору аренды вы передаете помещение, то есть не все здание, а только его часть, то в договоре укажите:

  • вид недвижимого имущества (помещение);
  • кадастровый номер помещения;
  • инвентарный номер помещения, если он имеется;
  • кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение;
  • этаж (один или несколько), на котором расположено помещение;
  • общая площадь помещения;
  • почтовый адрес;
  • назначение помещения (жилое или нежилое).

Пример формулировки: «В соответствии с Договором Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное пользование нежилое помещение с кадастровым номером 75:07:04:06:07:11:08:10, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 89, строение 8. Помещение расположено на третьем этаже. Общая площадь - 258,4 кв. м. Кадастровый номер здания 75:07:04:06:07:11:08. Копия поэтажного плана дана в приложении № 1 к Договору».

Кроме того, и для зданий и сооружений, и для помещений в договоре подтвердите факт того, что объект аренды находится в собственности арендодателя, и запишите реквизиты свидетельства о собственности. Соответствующий пункт можно сформулировать так: «Право собственности арендодателя на Помещение зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия III-АВ № 342123, выдано 22.05.2008 Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области».

Арендная плата

Это второе и последнее существенное условие договора аренды недвижимости. Без него договор считается незаключенным (п. 1 ст. 432 и п. 1 ст. 654 ГК РФ).

Укажите размер арендной платы или способ его определения, порядок и сроки перечисления платы, а также возможность изменения ее размера.

Как правило, арендную плату устанавливают в фиксированном размере. Тогда формулировка будет такая: «Арендная плата по Договору составляет 100 000 (Сто тысяч) руб. в месяц».

Иногда вместо арендной платы арендодатель просит арендатора выполнить какие-либо работы. В этом случае формулировка будет следующей: «В счет арендной платы по Договору Арендатор обязан выполнить для Арендодателя работы, перечисленные в приложении № 3 к Договору».

Изменять плату можно по соглашению сторон в установленные договором сроки, но не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Договор аренды имущества казенного учреждения

Особенности арендных отношений казенных учреждений обуславливаются их правовым положением. Казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственное (муниципальное) казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Доходы от оказания казенными учреждениями платных услуг относятся к неналоговым доходам бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Из норм статьи 298 Гражданского кодекса РФ следует, что государственное казенное учреждение не имеет права распоряжаться любым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Особенности сдачи в аренду муниципального имущества казенными учреждениями таковы:

  • решение о сдаче имущества в аренду принимает учредитель (а не учреждение с разрешения учредителя);
  • приносящая доход деятельность в форме аренды объектов основных средств указана в учредительных документах учреждения;
  • полученные суммы арендной платы нельзя непосредственно использовать для возмещения расходов государственного (муниципального) казенного учреждения в рамках основной и приносящей доход деятельности.

Для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления даны отдельные разъяснения.

Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (статья 35 Бюджетного кодекса РФ) расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено Законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов государственных (муниципальных) казенных учреждений, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Затраты на содержание имущества бюджетных учреждений

В случае сдачи в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, затраты на содержание такого имущества учредитель не возмещает. Это установлено пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, в разделе 9 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что расходы на содержание имущества учреждений не учитываются при определении объема субсидии на государственное (муниципальное) задание, в случае если оно сдано учреждением в аренду. Однако сдача имущества в аренду не влечет за собой уменьшение расходов на уплату налогов на это имущество.

Затраты на содержание такого имущества могут быть учтены как в составе нормативных затрат на оказание госуслуг, применяемых при расчете объема субсидии на госзадание, так и в рамках целевой субсидии. Таким образом, в принципе, расходы на содержание имущества, передаваемого в аренду, могут быть учтены при формировании государственного или муниципального задания.

Вместе с тем в разделе 6 Комментариев отмечено, что содержание госимущества за счет соответствующего бюджета в случае сдачи его учреждением в аренду не финансируется только в части затрат на содержание имущества. Таким образом, уменьшение субсидии на сумму арендной платы происходит лишь в части затрат на содержание имущества, а не в части расходов, входящих в прямые затраты.

Расходы на содержание имущества автономных учреждений

В практической деятельности автономных учреждений следует руководствоваться общими правилами, установленными Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках, определяемых учредителем, производится за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Пунктом 3 статьи 4 Закона № 174-ФЗ установлено, что выполнение госзадания финансируется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Также финансовое обеспечение выполнения госзадания покрывает затраты на уплату налогов, которыми облагается такое имущество, в том числе земельные участки.

Однако в случае сдачи такого имущества в аренду с согласия учредителя его содержание не финансируется. Таким образом, на уровне федерального закона установлена прямая норма, согласно которой расходы на содержание переданного в аренду имущества (зданий, помещений, отдельных площадей) выводятся из состава затрат по основной деятельности автономного учреждения и учитываются обособленно. Из разъяснений, приведенных в разделе 6 Комментариев, следует, что при принятии в течение года решения о сдаче в аренду имущества автономного учреждения, используемого им на праве оперативного управления, учредитель вносит изменения в госзадание, уменьшая объема субсидии в части затрат на содержание имущества.

Государственное имущество, которое относится к объектам инфраструктуры для детей и предназначено для их образования, воспитания, развития, отдыха, оздоровления, может использоваться только в этих целях (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Перед сдачей в аренду государственного имущества проводится экспертиза.

Содержание имущества казенных учреждений

Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, имеют право распределять бюджетные ассигнования между этими учреждениями с учетом объемов поступлений от приносящей доход деятельности, которую ведут эти учреждения (п. 22 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). Если учредитель принимает решение о возможности оказания казенным учреждением платных услуг и этот факт отражается в уставе учреждения, бюджетные ассигнования такому учреждению планируются, в том числе, с учетом расходов на финансовое обеспечение приносящей доход деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ деятельность казенного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. При этом статья 161 Бюджетного кодекса РФ не регулирует вопросы выделения затрат на приносящую доход деятельность из состава общих расходов.

Если иное не установлено федеральными законами, цены на платные услуги казенных учреждений устанавливаются органами государственной власти или распорядителями бюджетных средств. Таким же образом определяется и плата за аренду имущества казенного учреждения. На этапе определения арендной платы учитываются рыночные цены на аналогичные услуги в регионе (местности). Также следует установить, включаются ли в состав арендной платы суммы возмещения стоимости сопутствующих услуг (содержание арендованного имущества, потребленные арендатором коммунальные услуги, прочие расходы). Такое возмещение можно учитывать обособленно по отдельно выставляемым казенным учреждением счетам или иным аналогичным документам.

КОСГУ: особенности сдачи имущества в аренду

Если договор аренды предусматривает отдельное возмещение стоимости потребленных коммунальных услуг, то, по мнению автора, суммы полученного возмещения отражаются обособленно – в составе доходов от оказания платных услуг, то есть по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе от аренды, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ. Расходы на содержание имущества отражаются по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, а затраты на коммунальные услуги – по коду 223 «Коммунальные услуги» бюджетной классификации.

Поскольку в статье 9.2 Закона № 7-ФЗ речь идет только о расходах на содержание имущества, формальные основания для отражения стоимости коммунальных услуг по коду финансового обеспечения «2» отсутствуют. В общем случае эти расходы учитываются в составе затрат, возмещаемых за счет средств субсидии. Стороны могут предусматривать в договоре аренды различные сочетания форм арендной платы. Суммы возмещения учреждению-арендодателю расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы. В этом случае, по мнению автора, расходы на коммунальные услуги, потребленные на обслуживание переданных в аренду площадей, учитываются по КФО «2». Доходы в виде возмещения стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг в таком случае из арендной платы не вычленяются и, следовательно, отражаются в составе сумм, учитываемых по коду КОСГУ 120. Как учитывать налоги при аренде

Учет операций по сдаче в аренду имущества

В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений при отражении операций сдачи в аренду муниципального имущества оформляются следующие записи:

Отражена сумма стоимости коммунальных услуг в арендованном помещении 4 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
4 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Отражена сумма стоимости за услуги связи, потребленные арендатором 4 401 20 221
«Расходы на услуги связи»
4 302 21 730
«Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи»
Отражена сумма стоимости прочих работ, услуг 4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Отражена сумма арендной платы 2 205 21 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
2 401 10 120
«Доходы от собственности»
Отражена сумма рыночной стоимости работ и услуг, которые по условиям договора оплачиваются отдельно от арендной платы 2 205 31 560
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»

Учет операций, связанных с предоставлением имущества казенных учреждений в аренду, ведется по общим правилам. Затраты на содержание имущества отражаются в составе общих расходов по счету 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Расходы на оплату коммунальных и иных сопутствующих услуг учитываются по соответствующим кодам КОСГУ по счетам бухгалтерского учета 1 401 20 221 «Расходы на услуги связи», 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» и т. д. При этом распределение расходов возможно только в целях определения сумм, подлежащих возмещению арендатором, без обособленного отражения распределенных сумм в системном бухгалтерском учете. Суммы начисленной арендной платы отражаются по кредиту счета 1 401 10 120 «Доходы от собственности» и дебету счета 1 205 21 560 «Увеличение по дебиторской задолженности по доходам от собственности».

Аренда имущества казенного учреждения: НДС и налог на прибыль

Налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не облагается (подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ). Следовательно, НДС не исчисляется в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) казенными учреждениями начиная с 1 января 2012 года. После вступления в силу Закона № 83-ФЗ осталось неясным, подпадает ли аренда государственного или муниципального имущества казенных учреждений под действие процитированной нормы. В частности, применяется ли к таким ситуациям статья 161 Налогового кодекса РФ, согласно которой при приобретении государственного или муниципального имущества НДС платит покупатель как налоговый агент. Однако впоследствии Минфин России урегулировал проблему в своих письмах. Так, письмом Минфина России от 28 ноября 2013 г. № 03-07-11/51697 разъяснено, что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. В этом письме Минфина России речь идет только о муниципальном имуществе, однако та же логика применима и к случаям аренды государственного (федерального или субъектов РФ) имущества.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями госуслуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ). Передача временно не используемого имущества в аренду формально к государственным или муниципальным функциям не относится. Поэтому с сумм арендной платы, по мнению автора, налог на прибыль нужно уплачивать на общих основаниях. Соответствующие лимиты бюджетных обязательств учитываются при определении объема расходов по статье 290 «Прочие расходы».

Среди предпринимателей особой популярностью пользуется муниципальная недвижимость, которая предоставляется органами власти на условиях аренды. Сдача в аренду муниципального имущества представляется отличным способом сэкономить средства предприятия, сократив его затраты на съем помещения.

Экономия средств

Среди предпринимателей аренда муниципальной собственности практикуется как эффективный метод снижения издержек на помещение. По сути, подобная аренда считается альтернативой аналогичным договорам с различными коммерческими структурами, которые требуют значительно больших затрат от предпринимателя.

Для муниципальной недвижимости характерной особенностью является низкая стоимость, в сравнении с приватизированными коммерческими объектами.

В связи с этим предприятия нередко обращаются к муниципальной недвижимости, которая представлена на рынке в виде офисов, производственных помещений, складов и прочих объектов.

Муниципальное имущество, как правило, дешевле коммерческого

Особенности муниципального имущества

Перечень объектов недвижимости, относящихся к муниципальному типу, регулируется статьей 215 ГКРФ. Согласно ей, к данному типу относится любое имущество, владельцем которого признаны города, села и прочие виды населенных пунктов. Аренда муниципальных строений представляется основной статьей дохода бюджетов большинства регионов.

Несмотря на то, что федеральное законодательство регулирует процедуру передачи имущества из собственности населенного пункта частным лицам, вопросы аренды нередко решаются с использованием местных правовых актов и постановлений.

Согласно федеральному закону №67, право аренды подобного рода объектов может быть получено исключительно в ходе аукциона, проводящегося представителями местных властей. Порядок проведения торгов и их особенности регулируются региональными властными структурами, что делает их уникальными для каждого отдельно взятого региона.

Важно учитывать, что предпринимателю доступно приобретение не только объектов муниципальной, но и государственной собственности.

При этом порядок предоставления прав на аренду практически полностью идентичен, что позволяет заметно расширить перечень доступных бизнесмену вариантов.

Формы соглашений

Право на использование выбранного муниципального объекта может быть получено в рамках различных соглашений. Прежде всего, это стандартный договор аренды на муниципальную собственность, однако это далеко не единственный возможный вариант. Так, предприниматели могут получить землю или другой объект для безвозмездного использования.

Подобное соглашение, как правило, подразумевает, что арендатор должен вернуть собственность по истечению срока соглашения в заданном состоянии его владельцу. Другой популярной формой договора, принято считать соглашение о доверительном управлении имуществом. Подобный вариант позволяет получить недвижимость для использования на неустановленный срок, что крайне выгодно для предприятия.

При этом оно обязуется вести деятельность в интересах собственника объекта - муниципалитета либо любого другого выгодоприобретателя, определенного договором. Популярным вариантом представляется договор ответственного хранения, когда компания или предприниматель получают объект недвижимости на хранение, с одновременным приобретением прав на его использование.

Однако, несмотря на многообразие вариантов, самым популярной формой договора представляется привычная аренда, которая во многом идентична условиям аренды объектов коммерческой собственности.

Муниципальное имущество сдается в аренду через организацию аукциона

Торги и аренда

Существуют законодательные акты, которые во многом определяют процедуру получения прав на аренду выбранного муниципального объекта. К ним следует отнести федеральный закон №135, который определеяет, что подобная собственность может быть арендована только в ходе открытого конкурса или аукциона.

Это относится не только к стандартному муниципальному имуществу, но и к собственности унитарных предприятий. При этом не имеет значения форма их управления, так как процедура передачи прав будет полностью идентичной.

Конкурсные особенности

Поскольку получить право на аренду того или иного объекта муниципальной или государственной недвижимости можно лишь вследствие аукциона/конкурса, следует разобрать характерные особенности подобной процедуры. Правила её проведения устанавливаются Федеральной Антимонопольной Службой, а организационные детали аукциона определяются политикой местных властей.

Приказы данного ведомства определяют перечень предметов собственности, которые могут быть реализованы исключительно по результату торгов и периодически дополняются. Одной из особенностей аукционов данного типа, представляется обязательная публикация информации о них на специальной площадке torgi.ru.

Её разработало Министерство экономического развития для удобства предпринимателей, решивших получить право на аренду объектов, а также для обеспечения прозрачности торгов с точки зрения законодательства.

Когда проведение конкурсов не потребуется

Существует целый ряд случаев, когда проведения аукциона не требуется для реализации прав на аренду муниципального имущества. Они установлены на уровне федерального законодательства - ФЗ № 135 в статье 17. Согласно первому варианту возможного развития событий, арендовать подобную собственность может предприятие или лицо, получившее преференции со стороны органов местного самоуправления.

Также допускается передача недвижимости в аренду без торгов в следующих случаях:

  • если конкурс уже был проведен в соответствии с нормами, указанными в ФЗ№44. Важно учесть, что срок аренды должен соответствовать сроку контракта, заключенного в рамках данного ФЗ и не может превышать его;
  • если срок предполагаемого арендного договора составляет 30 или менее суток на протяжении 6 месяцев. Законодательство запрещает повтороное сотрудничество в рамках подобного сценария с тем же контрагентом по истечении заключенного контракта;
  • не проводятся торги в случаях, если представители власти планируют продлить действующий контракт с контрагентом;
  • допускается отказ от проведения аукциона, если имущество передается в пользование компании в рамках действия международных договоров, соглашений правительств и прочих законодательных актов, подписанных правительством РФ;
  • если имущество передается в ведомство властям другого региона.

Органы местного самоуправления вправе сдать объект в безвозмездное пользование без проведения торгов, если он имеет культовое значение и передается религиозным организациям. Важно учесть, что описанный выше порядок сдачи в аренду не применим в тех случаях, когда передается имущество сфер действия Земельного, Водного и Лесного кодекса, а также законодательством, касающимся недр и ресурсов.

Конкурсы, аукционы и проведение торгов

Несмотря на то что органы местного самоуправления для реализации прав на аренду собственности могут прибегнуть как к аукционам, так и к конкурсам, у этих двух понятий есть существенные отличия. Конкурсная основа передачи прав предусматривает, что заявки участников подаются в закрытом виде и не подлежат огласке.

Аукцион же, напротив, представляет собой полноценные публичные торги, в которых открыта информация об участниках, а также другие подробности их проведения.

В рамках аукциона участники предлагают различные суммы за аренду того или иного объекта, пытаясь получить право на аренду.

Процедура проведения торгов предусматривает несколько этапов:

  1. Формирование комиссии, которая будет заниматься организационными вопросами - обработкой заявок, определением числа участников, победителей и прочих аспектов мероприятия.
  2. Рассмотрение поданных заявок.
  3. Проведение торгов.
  4. Определение победителя.

Важно помнить о том, что принять участие в подобном мероприятии могут как простые граждане, так и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Это делает круг лиц, имеющих доступ к борьбе за право аренды максимально широким.

Подача заявки

Для полноценного участия в торгах, вне зависимости от формы их проведения, кандидат должен подать соответствующую заявку. Она будет рассматриваться на протяжении месяца после её поступления, что позволит комиссии вынести свое решение. Необходимо помнить о том, что рассмотрению подлежат лишь те заявки, которые сопровождались установленным перечнем документации.

Она включает:

  • заявление, которое пишется на имя руководителя местных органов самоуправления;
  • учредительные документы, свидетельства о регистрации юрлиц, а также прочие бумаги, подтверждающие статус участника торгов;
  • платежные реквизиты кандидата;
  • документация, отражающая бухгалтерский баланс компании.

Кроме того, организаторы торгов имеют полное право запросить и другие бумаги, если подобная возможность предусмотрена региональным законодательством. Согласно принципам конкурса или аукциона, победитель должен предоставить организаторам наиболее выгодное предложение. В случае с арендой, победителем станет участник, предложивший самую высокую стоимость, что следует учитывать при желании получить право на аренду.

После рассмотрения заявок, всем участникам будущих торгов рассылаются специальные извещения, содержащие важную информацию. Прежде всего, это дата, время и форма проведения подобных торгов, а также сведения о реализуемом объекте. Они обязательно включают наличие обременений, наложенных на объект, а также его начальную стоимость.

После договоренности сторон оформляется типовой договор аренды, в котором оговариваются права и обязанности арендаторы и арендодатели

Льготы и НДС - что следует знать

Согласно федеральному закону № 209, статье 18, представители малого и среднего бизнеса могут получить определенные преференции со стороны местных органов власти. Подобные методы поддержки, как правило, предусматривают льготные условия сдачи помещения либо передача его в безвозмездное пользование.

Однако, для выполнения подобных действий, местное самоуправление должно сообщить о своем намерении в СМИ и на официальных порталах, что позволит узнать о подобных мерах поддержки всем желающим.

Льготные условия, на которых может быть заключен договор с малым и средним бизнесом, предусматривают максимальный срок аренды не менее 5 лет. При этом допускается его уменьшение по инициативе контрагента.

При получении недвижимости в аренду, следует особое внимание обратить на налоговое законодательство. Согласно ему, налогоплательщиком будет являться не фактический собственник помещения (муниципалитет), а арендатор, который обязан оплатить НДС.

Счет фактура для оплаты должна быть сформирована за 5 суток, следующих за днем внесения арендной платы. Кроме того, арендатор обязан своевременно подавать налоговую декларацию, иначе его ждут пенни и штрафы.

Как составить договор

Завершающим этапом получения прав на аренду муниципальной собственности, представляется заключение договора аренды. Действующее законодательство не регулирует форму подобного соглашения, заключаемого между местными властями и предпринимателем.

Однако, во избежание неудобств, повсеместно используется типовое соглашение об аренде, имеющее следующие особенности, которые следует отразить в договоре:

  1. В «шапке» соглашения указывается населенный пункт и дата заключения.
  2. Первым пунктом необходимо обозначить стороны договора: «Арендодатель» - муниципальные власти и «Арендатор» — победитель конкурсных торгов.
  3. В качестве предмета соглашения, необходимо указать аренду недвижимого имущества на определенных условиях.
  4. Важно указать дату начала и окончания сроков действия соглашения.
  5. Должна быть подробно расписана процедура оплаты арендуемого объекта, а также возможные причины, по которым арендная плата может быть изменена арендодателем без предварительного согласования.
  6. Права и обязанности сторон, их ответственность.

Если в результате договоренности между сторонами были достигнуты иные соглашения или согласованы дополнительные условия, они непременно должны быть отражены в договоре. В противном случае не удастся добиться их соблюдения и защитить интересы в рамках судебного разбирательства.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация