Структура конституции 1937 года

Главная / Суд

Появление этой Конституций, как и любых других, конечно, имело в своей основе и социально-экономические, и политические причины. Их трудно расслоить на объективные и субъективные, поскольку оба этих начала, наличествующие везде, в данном случае особенно переплелись, объясняя появление Конституций.

Методами государственного регулирования, поощрений и запретов из сфер политических и экономических отношений вытеснялись социальные слои и формы деятельности, считавшиеся уже отжившими, оставшимися от прежнего общества, и, наоборот, закреплялись в качестве господствующих новые, угодные организационные механизмы. При необходимости не только осуществлялась фактически, но и получала конституционные предпосылки борьба с противниками строя, вплоть до их изоляции и уничтожения.

Конституция РСФСР была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов, хотя она и имела ряд особенностей по структуре и содержанию в сравнении с союзной Конституцией. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР. Несколько большей по объему, в сравнении с Конституцией СССР, была глава о высших органах государственной власти АССР; появились новые главы - об органах государственного управления автономных республик, органах государственной власти автономных областей. Более подробной - в сопоставлении с Конституцией СССР - была глава о местных органах государственной власти. Есть в Основном Законе РСФСР 1937 г. глава о бюджете РСФСР, не имеющая аналога в союзной Конституции (Здесь продолжалась традиция предшествующих российских Конституций: Конституция 1918 г. имела раздел пятый "Бюджетное право", представленный главой шестнадцатой; а в Конституции 1925 г. был раздел V, состоявший из главы 7 "О бюджетном праве".

В связи с ликвидацией всех антисоциалистических слоев и групп устанавливались демократические принципы избирательной системы: всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании (ст. 138). Отныне никто не лишался политических прав, и все граждане могли избирать и быть избранными в Советы. Закреплялись новые органы государственной власти. Высшим органом власти являлся Верховный Совет РСФСР, единственный законодательный орган РСФСР, избираемый гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на 4 года (ст. 22, 24). Работал Верховный Совет РСФСР сессионным образом, сессии созывались два раза в год (ст. 30). Между сессиями высшим органом власти был Президиум Верховного Совета РСФСР в составе Председателя Президиума, 17 его заместителей по числу автономных республик, секретаря Президиума и 20 членов Президиума (ст. 31). Устанавливалась независимость судей и подчинение их только закону (ст. 116). Расширялись права граждан. Впервые конституция закрепила особую роль партии большевиков в государственной и общественной жизни, отводя для этого специальную статью: "…наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных" (ст. 130).

На практике реализация новых конституционных принципов демократизма, прав и свобод граждан длительное время осуществлялась под руководством партии большевиков далеко не демократическими методами, с грубейшими нарушениями прав граждан. Практически после принятия новой конституции репрессии населения не только не прекратились, а резко усилились и продолжались непрерывно (включая и период Великой Отечественной войны) вплоть до 1953 г. Своеобразно проходили и выборы во все Советы депутатов трудящихся. Если анализировать качественный состав всех Советов, то следует отметить, что представительство в Советах было идеальное. Большинство всех депутатов являлись представителями рабочего класса и крестьянства, по национальному составу в депутатском корпусе были представители почти всех наций и народностей, населяющих территорию России, по профессиональному признаку - представители всех профессий и специальностей, всегда около одной трети депутатов были представлены женщинами, около четверти - представители молодежи и т. д. Такую идеальную "картинку" представительных органов власти марксистская политическая идеология объясняла всему миру реально выросшим новым социалистическим сознанием всех трудящихся. На самом же деле подобная "демократия" формировалась на основе жесткой руководящей силы Коммунистической партии в силу ст. 130 Конституции РСФСР. Исходя из этого конституционного закрепления партия большевиков руководила всеми общественными процессами: назначение и выборы руководителей общественных организаций (профсоюзы, комсомол, союз писателей, художников, архитекторов, артистов и т. д.), государственные должностные лица после их официального назначения в обязательном порядке утверждались партийным комитетом (министры, директора предприятий, главные инженеры заводов и т. д.). Разумеется, органы государственной власти в лице Советов депутатов трудящихся всех уровней - от Верховного Совета до сельского, поселкового - не могли остаться без особого внимания партийных органов. На основе Конституции РСФСР были приняты положения о выборах депутатов всех уровней Советов, в соответствии с которыми избиратели могли выдвигать, а окружные комиссии регистрировать какое угодно количество кандидатов в депутаты. Согласно этому положению партийные комитеты всех уровней регулировали процесс выдвижения, регистрации, а затем и избрания депутатов. Суть контроля заключалась в том, что в каждый избирательный округ соответствующий партийный комитет рекомендовал кандидата в депутаты. Одна организация его выдвигала, другие поддерживали. В итоге в каждом избирательном округе регистрировался лишь один кандидат в депутаты, в бюллетене для голосования значился один кандидат, который и избирался депутатом. Поэтому со всей уверенностью можно сказать, что во все годы проведения советских выборов в Советы депутатов трудящихся настоящих демократических выборов никогда не было, было лишь чисто механическое голосование по одной кандидатуре, занесенной в избирательный бюллетень. Вот таким путем и достигалось "совершенство социалистической демократии при проведении выборов депутатов".

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения. Если характеризовать кратко, они в основном отражают следующее:

  • - изменения в структуре государства (расширение числа союзных республик в СССР за счет образования в 1940 г. Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской союзных республик, преобразования в 1940 г. Карельской АССР в Карело-Финскую ССР; уменьшение их числа с 16 до 15 с преобразованием в 1956 г. Карело-Финской ССР в Карельскую автономную республику с вхождением ее в РСФСР; принятие в 1944 г. в СССР Тувинской народной республики с включением ее в состав РСФСР на правах автономной области, а с 1961 г. - автономной республики; включение в состав СССР ряда территорий перед войной и после войны; образование новых областей);
  • - расширение прав субъектов Федерации (предоставление союзным республикам права внешних сношений, права иметь войсковые формирования; передача им от СССР права решать вопросы административно-территориального устройства; расширение прав республик в управлении народным хозяйством с передачей из союзного в республиканское ведение многих предприятий, создание в связи с этим новых союзно-республиканских министерств; отнесение к ведению республик законодательства об устройстве судов республик, принятие гражданского, уголовного и процессуальных кодексов; расширение в 1966 г. представительства союзных республик в Совете Национальностей Верховного Совета СССР с 25 до 32 депутатов, добавление к представительству в Верховном Совете и Президиуме Верховного Совета СССР также представительства союзных республик в Правительстве и Верховном Суде СССР);
  • - совершенствование системы, уточнение наименования и компетенции государственных органов (переименование 15 марта 1946 г. Правительства СССР, правительств республик из Советов Народных Комиссаров в Советы Министров, соответственно и наркомы стали министрами; довольно частое изменение Конституции СССР, а значит, и конституций республик в связи с образованием и преобразованием общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и ведомств, перечень которых тогда содержался в Основных Законах; отражение на этой части норм конституций реформ государственного управления в стране - например, сначала в связи с созданием, а затем ликвидацией территориальных (вместо отраслевых) органов управления экономикой - советов народного хозяйства (совнархозов));
  • - принятие в стране мер по преодолению последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти (культа личности) после 1953 г.; в частности, ликвидация не предусмотренных Конституцией внесудебных карательных органов, реабилитация жертв репрессий, обеспечение неприкосновенности личности и т.д.;
  • - расширение гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение и др.).

Конституция РСФСР 1936 года утверждает новые конституционные принципы. Такими принципами явились: диктатура пролетариата как подлинно демократическая власть самих трудящихся и эксплуатируемых масс во главе с рабочим классом; Союз рабочего класса с трудящимися крестьянством как высший принцип диктатуры пролетариата; социалистической демократизм. Особая роль принадлежала большевикам в государственной и общественной жизни. Закреплялись новые органы государственной власти.

Конституция и по форме, и по содержанию отличалась от предыдущих, она содержала новые положения, соответствующие новому времени и изменениям, произошедшим в экономической, политической и социальной жизни государства и общества.

1 февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о необходимости внесения изменений в Конституцию СССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытых – закрытыми; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения ее в соответствие с новым соотношением классовых сил в СССР (созданием новой социалистической индустрии, разгромом кулачества, победой колхозного строя, утверждением социалистической собственности как основы советского общества и т.п.).

В комиссию по подготовке проекта Конституции входили 30 человек. Судьба их трагична. 18 из них были репрессированы, причем двое из них покончили жизнь самоубийством.

Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. единогласно утвердил проект Конституции (Основного Закона) СССР.

Возникла необходимость приведения Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией СССР 1936 г. 21 января 1937 г. чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов утвердил проект Конституции (Основного Закона) РСФСР.

РСФСР определялась как социалистическое государство рабочих и крестьян, которым принадлежит государственная власть, осуществляемая через Советы депутатов трудящихся. Переименование Советов имело целью подчеркнуть уничтожение эксплуататорских классов и создание общества из трудящихся классов.

Экономическую основу РСФСР составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком. Социалистическая собственность в РСФСР имела форму государственной собственности (всенародное достояние) либо форму кооперативно-колхозной собственности. Природные ресурсы объявлялись государственной собственностью (всенародным достоянием). Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Конституция подтверждала вхождение РСФСР в состав СССР. Вне пределов ст. 14 Конституции СССР РСФСР осуществляла государственную власть самостоятельно, сохраняя свои суверенные права. Будучи суверенным государством, РСФСР сохраняла право выхода из СССР. Ее территория не могла быть изменена без согласия РСФСР. Законы СССР были обязательны па территории РСФСР. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР внесла существенные изменения в систему органов государственной власти. Высшим органом государственной власти РСФСР стал Верховный Совет РСФСР, который впервые в истории РСФСР был провозглашен единственным законодательным органом, что означало первый шаг на пути внедрения в системе органов государственной власти принципа разделения властей, обособления законодательной власти от исполнительной. Верховный Совет РСФСР избирался гражданами РСФСР по избирательным округам сроком на четыре года по норме: один депутат на 150 тыс. населения.

Новеллой было введение сессионной формы работы всех Советов. Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии в год. Внеочередные сессии созывались Президиумом Верховного Совета РСФСР – высшим органом государственной власти в период между сессиями Верховного Совета РСФСР, который был подотчетен Верховному Совету РСФСР во всей своей деятельности. Президиум Верховного Совета РСФСР избирался Верховным Советом РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, 17 его заместителей (по числу автономных республик), секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный Совет РСФСР образовывал Правительство РСФСР – Совет народных комиссаров РСФСР. Аналогичная система высших органов государственной власти была предусмотрена для автономных советских социалистических республик.

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, поселках, селах были Советы депутатов трудящихся, избираемые сроком на два года. Они избирали исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Конституция РСФСР 1937 г. значительно расширила круг основных прав и обязанностей граждан. Впервые в истории Российского государства были закреплены: право на отдых; право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; равенство женщины с мужчиной; неприкосновенность личности, жилища и тайна переписки; обязанность соблюдать Конституцию РСФСР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития; обязанность беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, а также защищать Отечество.

В Конституции РСФСР 1937 г. была существенно демократизирована избирательная система. Были провозглашены принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция РСФСР 1937 г. была красивой декларацией. В силу существовавшего авторитарного режима большинство положений этой Конституции не получили полной реализации на практике. Например, в ст. 3 можно было прочесть, что вся власть принадлежит трудящимся. Однако реальное управление страной осуществляла партийная верхушка во главе со Сталиным. Неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, свобода совести и печати, независимость судей существовали только на бумаге.

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.

Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.

Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов - рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.

Данная Конституция с принятыми изменениями и дополнениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г. Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу- социалистическая собственность на средства производства.

В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.

Конституция РСФСР 1937 года - третья конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России).

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Состояла из 14 глав и 151 статьи.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.


Они сохранили, как и прежние. Классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст. 2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Как и в советской Конституции 1936 года была установлена новая система государственной власти: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК были упразднены, а новый орган - Верховный Совет РСФСР - избирался напрямую населением страны (а не нижестоящими Советами, как до этого избирался Съезд Советов).

Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР.

Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.

В Викитеке есть тексты по теме

Конституция РСФСР 1937 года

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.

С 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти - Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов - Советами депутатов трудящихся.

Причины принятия

В 1934 году в государствах Европы усилилась угроза прихода к власти ультра-правых партий и установления их лидерами диктатуры. Эта угроза вынудила коммунистические партии сблизиться с социалистическими партиями, что в свою очередь вынудило коммунистические партии отказаться от требования передачи власти рабочим советам и признания ими необходимости сохранения власти парламентов, а также дало основания для отказа от системы советов рабочих и крестьянских депутатов (формировавшихся по классовому признаку) и создания непосредственно избираемого общегосударственного парламента. [ ] Решение о составлении новой конституции было принято XVI Всероссийским Съездом Советов рабочих и крестьянских депутатов и она была принята Постановлением XVII чрезвычайного Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР».

Политические изменения

Органы государственной власти

Конституция 1937 года учреждала в республике новый высший орган государственной власти - Верховный Совет РСФСР состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Ратификация и денонсация международных договоров были прерогативой Президиума Верховного Совета СССР, а заключение государственных займов прерогативой Верховного Совета СССР. Провозглашая Верховный Совет высшим органом государственной власти конституция 1937 года имела оговорку что Верховный Совет осуществляет все полномочия кроме тех полномочий которые предусмотрены конституцией за Президиумом Верховного Совета и Советом Народных Комиссаров. При этом Верховный Совет, вопреки формальному конституционному положению фактически не являлся единственным законодательным органом - Президиум Верховного Совета мог издавать указы и давать толкование законов. [ ] Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1946 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1946 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Коллективный глава государства

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета РСФСР (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) - высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года - созыв сессий ВС, назначение выборов в новый состав, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования). Вместе с тем Президиум Верховного Совета провозглашался постоянно-действующим органом Верховного Совета, осуществлявшим его полномочия между сессиями. [ ] Указы Президиума Верховного Совета издавались за подписью Председателя Президиума Верховного Совета и Секретаря Президиума Верховного Совета. Президиум Верховного Совета избирался Верховным Советом до окончания полномочий действующего созыва Верховного Совета и был ему подотчётен.

Органы местной власти

Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания Совета депутатов трудящихся вели избираемые им председатель Совета и секретаря Совета депутатов трудящихся. С момента принятия Конституции 1937 года существовали следующие уровни местной власти - областной уровень (областные советы депутатов трудящихся и областные исполнительные комитеты), районный уровень (районные советы депутатов трудящихся и районные исполнительные комитеты), сельский уровень в крупных сёлах и посёлках (сельские советы депутатов трудящихся и сельские исполнительные комитеты, в городах - городские советы депутатов трудящихся и городские исполнительные комитеты, в посёлках - поселковые советы и поселковые исполнительные комитеты), сельский уровень в мелких сёлах (сельские собрания и сельские комитеты , в городах уличные собрания и уличные комитеты, у крупных улиц - квартальные собрания и квартальные комитеты, в средних сёлах не имевших исполнительных комитетов, разница между сельским советом и сельским комитетов только в обязательности решений).

К Советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

Автономия

Конституция 1937 года предусматривала существование в составе России автономных республик, в каждой из которых существовал свой Верховный Совет, а также автономных областей и национальных округов. Каждая автономная республика имела свою конституцию, принимаемую Верховным Советом данной автономной республики и утверждавшуюся Верховным Советом РСФСР. Автономные области принимали положение о данной автономной области которая утверждалась Верховным Советом РСФСР. Каждая автономная республика, автономная область и каждый национальный округ имели свой официальный язык.

Суды

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные народные суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

Права граждан

В Конституцию 1937 года, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся российскими конституциями 1918 и 1925 годов - свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод - семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания.

Значение

Политическая система, установленная Конституцией 1937 года, практически не была изменена Конституцией 1978 года и просуществовала до 1990 года.

Напишите отзыв о статье "Конституция РСФСР 1937 года"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Конституция РСФСР 1937 года

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
– Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.

Принятие Конституции РСФСР 1937 г . явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

Конституции этого этапа как Союза, так и РСФСР, а также других союзных республик, отличают следующие черты˸

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 г. предусматривала равноправие граждан только ʼʼнезависимо от их национальности и расыʼʼ.

2. В Конституциях впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, в которых был представлен их широкий спектр.
Размещено на реф.рф
В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только ʼʼв соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строяʼʼ. Таким образом, эти демократические установления конституций были классово ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех Конституций этого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии (тогда именовавшейся ВКП(б)). Норма о партии была впервые введена в Конституцию. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что ʼʼнаиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственныхʼʼ.

Эта конституционная норма ярко выразила все укрепляющуюся тенденцию превращения партии по сути дела в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как ʼʼконституции построенного социализмаʼʼ. Они уже закрепляли все главные экономические основы социализма˸ отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства и др.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация