Социальная поддержка материнства детства семьи. Государственная поддержка материнства, отцовства и детства. Социальная поддержка материнства в россии

Главная / Суд

Любой труд, выполняемый работником на предприятии, должен быть оплачен. Данное положение официально зарегистрировано во всех нормативно-правовых актах страны. Таким образом, в сфере денежных отношений выделяется 2 ключевых понятия.

Оплата труда - одно из них. Второе - заработная плата. Именно такое разделение предлагает нам действующий Трудовой кодекс. Несмотря на мнимую идентичность, это не одно и то же. Разберемся более подробно с терминами.

Что такое заработная плата?

Зарплата - это своего рода вознаграждение за выполненный труд. Она зависит от многих показателей: от квалификации работника (разряда), объема выполненной работы, ее условий, сложности и качества. Сюда же можно отнести все выплаты, которые имеют стимулирующий и компенсационный характер.

Что такое оплата труда?

Это своеобразная система, которая устанавливает и осуществляет выплаты работающему персоналу за труд. Она регламентируется действующими на данный момент законами, актами, в которых закреплены нормы, соглашениями, трудовыми договорами. Такие выплаты осуществляет работодатель. Это понятие намного обширнее значения «заработная плата», ведь сюда входит не только система расчета зарплаты, но и правила использования рабочего времени, трудовые нормы, сроки, в которые будет выплачиваться зарплата.

Виды оплаты труда

На сегодняшний день существует 2 вида оплаты.


Формы и системы оплаты труда на предприятии

Понятие "оплата труда" достаточно разнородное. Оно включает в себя множество компонентов. Основные из них - формы и системы оплаты труда. В настоящее время имеет место огромное многообразие разновидностей трудового процесса, по которым осуществляются выплаты за произведенную работу. Они имеют множество классификаций, но, чтобы разбираться в сфере финансово-денежных отношений, необходимо ознакомиться со всеми.

Оплаты труда: системы

На сегодняшний день юридически регламентируется 3 системы оплаты.

Компоненты тарифной системы

Такая система базируется на нескольких основных элементах.

Виды тарифной (повременной) системы оплаты труда

Формы и системы оплаты труда могут различаться по своим видам. Так, для данной системы характерно деление на 2 вида:

  1. Простая повременная оплата. В основе ее лежит тарифная ставка. Другими словами ее называют должностной оклад. Также учитывается и количество времени, которое отработал трудящийся. Если за определенный промежуток (например, месяц) работник выходил на работу все дни, значит, его зарплата будет идентична должностному окладу. Если же рабочее время было отработано не полностью, тогда заработок будет меньше.
  2. Повременно-премиальная оплата труда. При расчете такой зарплаты предусматривается премия. Она устанавливается в процентах от оклада. Размер процентов регламентируется соответствующими правовыми документами: трудовым договором, положением о премировании или приказом руководителя организации.

Бестарифная (сдельная) система оплаты и ее виды

Бестарифная система имеет несколько классификаций, в основе которых лежит или способ организации труда, или способ расчета заработка.

Поговорим сначала о первой классификации.

  • Индивидуальная бестарифная (сдельная) оплата. При расчете учитываются расценки, а также количество и качество продукции, произведенной одним конкретно взятым работником.
  • Коллективная. Оплата зависит от объема и качества продукции, произведенной всей бригадой.

Виды бестарифной системы в зависимости от расчета заработка

Существует несколько вариантов сдельной системы.

  1. Прямая оплата. Начисляется работнику за количество изготовленной продукции по установленным расценкам.
  2. Сдельно-прогрессивная. Та продукция, которая изготовлена сверх нормы, оплачивается по более высоким расценкам.
  3. Косвенно-сдельная. Применяется обычно при вспомогательных работах. В таком случае заработок вспомогательных работников зависит от зарплаты основных трудящихся и выражается в процентном соотношении.
  4. Аккордная. Размер оплаты устанавливается не за конкретную операцию, а за весь комплекс работ.

Виды стимулирующей оплаты труда

Существует несколько разновидностей этой системы, позволяющих соотносить оплату с результатами деятельности работников. Она может быть нескольких видов.

Формы оплаты труда

Формы и системы оплаты труда тесно взаимосвязаны между собой. Сегодня предусматривается в основном денежная форма оплаты. Она производится в рублях. Но законодательство допускает и другую форму - неденежную. Она должна осуществляться только с согласия работника, которое он выражает в письменном виде, и составлять не более 20 % от всей суммы заработка. Существуют ограничения на получение зарплаты в форме наркотических веществ, спиртных напитков, боеприпасов и оружия.

Заключение

Как видим, виды, формы и системы оплаты труда достаточно многообразны. Однако они помогают не потеряться в рабочем процессе и получать удовольствие от своего труда, который должен быть соответствующим образом оплачен.

Поддержка материнства

Мне кажется, что в последнее время произошел разрыв между понятиями: семья и родительство. То есть слово «семья» уже не вызывает сразу ассоциации с детишками: муж и жена – вот уже и семья. Все больше молодые, вступив в брак, хотят пожить сначала для себя, откладывая детей на более поздний срок.

Само государство до последнего времени не поддерживало материнства. Детское пособие в размере 70 рублей на ребенка в месяц в течение долгих лет было словно плевок в душу всех родителей. «Вы, мол, рожайте там сами, потом воспитывайте, а на нас не рассчитывайте, мы вас не заставляли рожать. Ваши дети, вы и мучайтесь». В результате такого отношения материнство было абсолютно не престижным, особенно психологически нелегко было многодетным. Сколько незаслуженных упреков услышали многодетные матери за то, что «нарожали, а теперь везде без очереди лезут», «нищету наплодили, а теперь ходят за пособиями и льготами, побираются».

И удивительно, казалось бы, деньгами не заставишь людей рожать. Ведь кто хочет детей, он и без финансовой поддержки родит, а кто не хочет, так он и за деньги не захочет лишиться тихой и беззаботной жизни. Но вот звучит обращение президента к российским гражданам, где обещается серьезная финансовая поддержка родителям, и вдруг ситуация резко меняется. Еще не выплатили ни одного из обещанного рубля, а отношение к материнству уже изменилось. Я сам был свидетелем, как у людей вдруг менялось отношение к многодетным семьям. Те, кто вчера с усмешкой смотрел на многодетную семью, теперь говорит, что очень хорошо, что кто-то решается рожать. А все это оттого, что теперь государство сказало: «Ваши дети – наши дети. Нам нужны ваши дети, мы будем помогать их растить». Теперь многодетные не «нищету плодят», а растят будущих граждан страны, в которой она так нуждается. Теперь труд простой матери по воспитанию ребенка рассматривается государством, как высококвалифицированный труд, который надо оплачивать. Помощь обещана всего лишь финансовая, а при этом помощь оказана еще и психологическая. Теперь рожать детей, если еще не модно, то, по крайней мере, не стыдно.

Одна из специалистов, постоянно работающая с неблагополучными семьями, отмечала, что в последние год-два произошли изменения в отношении к матерям-одиночкам. Если раньше на оформление соответствующего пособия женщины приходили, стесняясь своего положения, то теперь своим одиночеством стали гордиться. «Приходят, чуть ли не ногой дверь открывают, и сразу заявляют, что мы их должны обеспечить пособием, а то они матери-одиночки», – рассказывала эта женщина. И действительно, наметилась тенденция, что пара специально не расписывается, они живут «гражданским браком» для того, чтобы потом можно было оформить пособие для матери-одиночки. Быть матерью-одиночкой стало выгоднее, чем быть обычной матерью с законным мужем. Молодые женщины бьют себя в грудь, чуть ли не героями стараются выглядеть, что, мол, мы на себя взвалили такой груз быть матерью-одиночкой. А на самом деле прежде чем взвалить, они умудрились развалить – развалить свою семью или не дали ей создать правильно (в случае «гражданского брака»). Кроме того, что взвалили на себя этот груз, взвалили его еще и на ребенка, который лишился отца. А это уже давно известно, что большинство хулиганов – из неполных или пьющих семей, что дети из неполных семей хуже учатся, что детям из неполных семей труднее создавать семью. И получается что еще вовсе не известно, на кого больше «взвалилось» на мамочку-одиночку или не ребенка.

Конечно, я говорю об этом не потому, что надо лишить матерей-одиночек помощи от государства. Просто государство должно принимать меры, чтобы и нормальные родителя получали не меньшую помощь, чтобы лишать ребенка отца было невыгодно.

Государство должно не только помогать родителям, но и подстегивать тех, кто не хочет рожать и воспитывать детей. Например, нет у тебя детей – пожалуйста, вот тебе налог на бездетность. А то ведь как получается? Два человека, например, два соседа получают одинаковую зарплату, платят одинаковые налоги. Но один воспитывает трех детей, а другой – ни одного. Первый, во-первых, меньше тратит деньги на себя, тратя их на детей. Во-вторых, он в два раза больше трудится дома. Воспитание детей – это вторая и более ответственная работа. Польза от этой работы будет всему обществу, но каждая семья несет этот подвиг по своей инициативе, не получая за этот тяжелейший труд от государства практически ничего. Второй человек, не имеющий детей, тратит все деньги на себя, имеет кучу свободного времени, вообще живет припеваючи. А когда он состарится, то его пенсию будут выдавать государство из денег, заработанных теми тремя соседскими детьми.

Ведь это только кажется, что мы зарабатываем пенсию себе сами. Нынешних пенсионеров кормят те, кто относится к среднему поколению. Когда они состарятся, их будут кормить те, кто сейчас относится к младшему поколению.

Если вернутся вновь к двум соседам, то видим, что первый пока работал, то перечислял деньги в пенсионный фонд на выплату пенсию тогдашним пенсионерам, а когда состарится, то на его пенсию перечислять деньги в Пенсионный фонд будет соседский сынок, на воспитание которого он не потратил ни копейки. Но это не справедливо. Справедливо это будет, только тогда, когда с первого человека в течение всей его трудовой деятельности будут взимать налог за бездетность в некий особый фонд, из которого будут выплачиваться пособие для родителей, особенно многодетных.

Кстати в советское время существовал налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, то есть налогом облагались не только бездетные, но и малосемейные.

Серьезной поддержкой материнству будет возможность матери сидеть с ребенком до трех лет. Не просто, что имеешь право уйти в декретный отпуск на три года, а именно так уйти, чтобы не жалеть об этом. Многие сейчас вынуждены выходить раньше времени на работу ради зарабатывания денег.

Конечно, финансовые меры важны, но только ими одними проблему не решишь. Во многих странах Европы родителям выплачиваются достаточные пособия, чтобы жить безбедно. Если у тебя три ребенка, то ты можешь жить полностью на эти пособия не работая. Но в этих странах нет демографического взрыва. Конечно, в этих странах рождаемость больше. В среднем по Европе рождаемость составляет 1,7 ребенка на семью. Но для поддержания стабильного уровня населения, когда нация не сокращается, необходимо 2,2-2,3 ребенка на семью. У нас ситуация еще хуже у нас количество детей на семью – 1,17. Благодаря финансовой поддержке западные страны хоть и меньше вырождаются, но все равно вырождаются.

Из книги Опора на духовного учителя: построение здоровых взаимоотношений автора Берзин Александр

Поддержка работы наставника В соответствии с классическим объяснением, первый способ осуществления отношений с духовным наставником через действия – это поднесение материальной поддержки. Во многих текстах прямо говорится, что ученики должны подносить наставникам

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ПОДДЕРЖКА Когда равви Вольф был в одной из своих поездок, к нему подошел молодой хасид, очень бедный, и попросил о денежной поддержке. Цадик порылся в кошельке, достал оттуда крупную монету и положил ее обратно; потом достал мелкую монету и дал ее нуждавшемуся юноше.

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Из книги Таинство Жизни автора (Мамонтов) Архимандрит Виктор

ДАР МАТЕРИНСТВА Бог сотворил человека для великого предназначения любить и быть любимым.Но почему один из нас мужчина, а другой женщина?Это разные лики Божьи. Женщина и мужчина дополняют друг друга. Вместе они полнее отображают сущность Божьей любви.Особая сила любви

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Из книги Миссия возможна автора Коллектив авторов

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Мотивация и поддержка взрослых Почему я не доброволец? (Исповедь бывшего добровольца)Однажды я почувствовала, что сегодня не участвовать в одной из добровольческих программ – дикость. Но, как и многие другие подруги-домоседы, у меня есть соображения, по которым я

Из книги Житие старца Паисия Святогорца автора Исаак Иеромонах

§15. Поддержка священства 3. Более основательная поддержка священства стала еще одним преимуществом, полученным от нового положения христианства в империи.Прежде священники полностью зависели от добровольных пожертвований христиан, а христиане по большей части были

Из книги 2 Послание к Коринфянам автора Барнетт Пол

Поддержка семьи Часто Арсений видел, как мать плачет и переживает за его братьев, сражавшихся на войне. В это время он был утешением и поддержкой матери и на время отложил мысль о монашестве, потому что родные сильно нуждались в его присутствии. Позже Старец

Из книги Учебник по христианскому душепопечению автора Адамс Джей

1) Поддержка христианского наставника От галатов мы знаем, что те, кто наставляются в Слове, должны делиться «всяким добром» со своим наставником. В послании к коринфянам Павел говорит, что те, кто сеют «духовное», должны собирать «телесный» урожай. «Господь повелел

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

2) Поддержка миссионера Павел благодарит Бога за участие филиппинцев в «благовествовании от первого дня даже доныне» (Флп. 1:5). Промежуток времени, о котором говорится в данном стихе, охватывает более десяти лет. В самом начале этого периода филиппийцы послали ему деньги в

Из книги Непраздные рассказы автора Сердюк Вероника Владимировна

16 ПОДДЕРЖКА, СИМПАТИЯ И ЭМПАТИЯ Современные идеиПодобно современным концепциям о любви, идеи о поддержке, эмпатии и симпатии, которых придерживаются многие душепопечители, так же слабы. Весьма распространенным стало мнение, что пастор, как душепопечитель (особенно,

Из книги Настоящая помощь в трудный час [Николай Чудотворец, Матрона Московская, Серафим Саровский] автора Михалицын Павел Евгеньевич

Молитвенная поддержка Апостолов и равноапостольных 4/16 Марта 1888. Пятница на МасленойГулял в Уено, в моей любимой тихой широкой аллее; изредка только прохожие прерывают течение мыслей; а шум верхушек почтенных сосен или разом брызнувший сноп лучей на прогалинах… такие

Из книги автора

СЕКРЕТЫ СЧАСТЛИВОГО МАТЕРИНСТВА Часто молодая мамочка приходит из роддома со своим драгоценным свертком и... понимает, что ничего не умеет, не успевает, не хочет. То ли из-за гормональных перепадов, то ли от недосыпания и усталости, а только порою мама не чувствует

Из книги автора

Потеря культуры материнства. Но прервалась сохранявшаяся веками цепочка. Главными причинами этому послужили индустриализация и урбанизация общества. Молодые семьи перебирались в города, оставляя родителей в деревне. И когда появлялся ребенок, некому было закрепить

Из книги автора

Поддержка во время химиотерапии Я больна онкологией и прохожу курсы химиотерапии. Два курса мне дались тяжело. Перед третьим курсом мы ездили в Москву на консультацию, и перед отъездом я написала письмо матушке Матронушке с просьбой помочь мне через это все пройти.

Дети в силу своего возраста и психических особенностей нуждаются в отдельной правовой поддержке государства, способного наиболее эффективно обеспечить защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних. Правовое регулирование прав детей осуществляется нормами семейного, гражданского и других законодательств. Однако для понимания специфики правовой основы прав детей, нашедшей свое отражение именно в семейном законодательстве, стоит обратить внимание на само «ядро» так называемого ювенального права.

На первый план в регулировании прав детей в Российской Федерации выступают конституционные гарантии возможностей их реализации. Как следует из ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью и подлежат обязательной защите государством. Раскрытие формулировки «высшая ценность» можно проследить через содержание ст. 17 – 19, 21 Конституции РФ, гарантирующих неотчуждаемость основных прав и свобод, их признание всеми ветвями государственной власти и органами местного самоуправления, запрет любого рода дискриминации, а также любого унижающего достоинства обращения. Перечисленные гарантии в силу их универсальности для любого человека, безусловно, применимы и для ребенка.

Между тем в п. 2 ст. 7 законодатель отдельно перечисляет категории граждан, в отношении которых в первую очередь разрабатываются программы государственной социальной поддержки. В частности в качестве одной из главенствующих задач социальной политики государства является поддержка материнства и детства. Остановимся на этом подробнее.

В последнее десятилетие одним из наиболее важных направлений государственной политики стала материальная поддержка семей, имеющих двое и больше детей . Стоит акцентировать внимание на столь обсуждаемом аспекте – распоряжение средствами материнского капитала. С одной стороны, законодатель в соответствии со ст. 10 Закона «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» предоставил многодетным матерям право расходовать средства материнского капитала на улучшение жилищных условий, в том числе на приобретение жилого помещения по ипотеке. Это положение напрямую согласуется с п. 1 ст. 40 Конституции РФ, закрепляющего право каждого на жилище. Однако, с другой стороны, вновь нельзя сказать об отсутствии пробелов и недочетов в юридической технике. Согласно п. 4 ст. 10 рассматриваемого Закона и п. 7 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий многодетная мать дает письменное обязательство оформить жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению. Между тем на данный момент не существует четкого как механизма контроля исполнения этих обязательств, так и механизма отслеживания неисполненных обязательств по выделению долей в жилых помещениях всем членам семьи, в том числе несовершеннолетним детям.

Подобное упущение законодателя создает основу для нарушения прав и охраняемых законом интересов детей. В подтверждение можно привести Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 14 августа 2013 г., рассмотревшей в качестве суда II инстанции гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в интересах несовершеннолетних 1, 2, 3 к КАВ, ДНН и ДВВ о признании сделки недействительной. Из материалов дела следует, что КАВ, мать несовершеннолетних 1, 2, 3, за счет средств материнского капитала приобрела в собственность земельный участок и жилой дом. При этом, она представила нотариально заверенное обязательство об оформлении приобретенного земельного участка и жилого дома в общую долевую собственность всех членов семьи (в том числе несовершеннолетних детей) в течение шести месяцев после снятия с указанных объектов недвижимости обременения, наложенного в связи с ипотекой. Однако приобретенные КАВ с использованием средств материнского (семейного) капитала земельный участок и жилой дом не только не были оформлены в общую собственность всех членов семьи, а, напротив, отчуждены посторонним лицам ДНН и ДВВ. Судебная коллегия пришла к выводу, что поскольку сделка, совершенная КАВ, привела к нарушению жилищных прав и ухудшению жилищных условий несовершеннолетних, постольку договор купли-продажи земельного участка и находящегося на нем жилого дома не может быть признан соответствующим закону, он в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.

Необходимо отметить, что данная проблема уже привлекала к себе внимание, так, в 2013 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был рассмотрен законопроект, направленный Законодательным Собранием Ульяновской области, о внесении изменений в Закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» и Закон о государственной регистрации . Разработчики Законопроекта предложили придать нотариальному обязательству о переоформлении недвижимости в общую собственность статус обременения, подлежащего государственной регистрации. В дополнение к этому изменения предусматривали внесение в ЕГРП сведений об особом порядке реализации такого недвижимого имущества, после указанных в обязательстве условий по переоформлению жилого помещения в общую собственность указанных в обязательстве лиц. Регистрационная запись об ограничении (обременении) права должна была погашаться в случае осуществления государственной регистрации права общей долевой собственности на указанных в обязательстве лиц. К сожалению, данный законопроект был отклонён Советом Федерации в связи с отсутствием приемлемого экономического обоснования.

Проблемы реализации государственной гарантии поддержки материнства и детства не ограничиваются только федеральным законодательством. В настоящее время отмечается довольно неравномерное и неединообразное формирование регионального законодательства о социальном обеспечении семей и детей .

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, как в одних регионах принимаются законы только о выплате пособий на детей, в других –уже существует довольно развитая система, определяющая порядок предоставления различных видов социального обеспечения семьям с детьми. Подобная ситуация возникает, в первую очередь, вследствие такого уровня разработанности федерального законодательства, который препятствующет эффективному формированию законодательной базы на уровне субъектов.

Отметим, что на данный момент отсутствует единый подход к определению круга субъектов, имеющих право на получение детских пособий, а ведь это и является той базой, на которой строится государственная политика социального обеспечения семей с детьми. Так, в Забайкальском крае введён критерий наличия у обоих родителей гражданства Российской Федерации . Однако представляется, что государство должно поддерживать многодетные семьи именно по принципу наличия в них двух и больше детей вне зависимости от гражданства родителей. Данное упущение законодателя отмечала также , старший преподаватель кафедры гражданского права «Высшей школы экономики», анализируя уже упомянутый нами Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В силу данного закона женщина, являющаяся иностранной гражданкой, не имеет права на получение средств материнского капитала, несмотря, на то, что она может иметь имеет детей – граждан Российской Федерации и состоять в браке с гражданином Российской Федерации. По мнению М.В. Матвеевой, такая ситуация представляет собой ущемление прав детей, т.к. если бы мать была гражданской Российской Федерации, а отец, напротив, – иностранцем, то такая семья имела бы право на получение средств поддержки, следовательно, в почти схожем положении законодатель неоправданно нарушает права несовершеннолетних .

Кроме того, принципиальным является вопрос об определении понятия «ребенок», ведь в зависимости от его возраста и будет определяться продолжительность выплат детских пособий. В Удмуртской Республике выплаты предназначены для детей до 18 лет или до 23 лет при условии, что ребенок по достижении 18 лет обучается в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения . В то время как, например, в Москве и Санкт-Петербурге право на ежемесячное пособие прекращается по достижении ребенком 18 лет , а в Краснодарском крае – 16 лет .

Таким образом, несмотря на конституционно закрепленные гарантии социальной поддержки материнства и детства, а так же обеспечения детей жильём и выплатами пособий, законодатель не предоставил эффективного механизма контроля за исполнением обязательств, данных в связи с распоряжением средствами материнского капитала, и не создал единую систему законодательного регулирования во всех субъектах РФ. Следовательно, наличие гарантии обуславливает необходимость дальнейшего регулирования посредством принятия отдельных законов, но, к сожалению, не презюмирует полного и эффективного её воплощения.

Союз Профессиональной Поддержки Материнства оказывает всестороннюю помощь женщинам, сообществам, школам и просветительским организациям, работающим в сфере поддержки семьи.

СППМ стремится к росту толерантности и признания за женщинами приоритетного права выбора в вопросах воспитания детей. Продолжительное кормление или искусственное вскармливание, либеральный или авторитарный стиль общения, домашнее воспитание или детский сад – все эти вопросы мать имеет право решать вместе со своей семьей, она также имеет право на терпимое и уважительное отношение к своему выбору со стороны общества.

Союз оказывает поддержку матерям, которые вдохновляются своей деятельностью по воспитанию детей, хотят быть активными, не исключенными из общественной жизни женщинами. Они часто находят новые решения и пути в области материнства, создают тематические сообщества и хотят делиться своим опытом с другими матерями. Но часто им не хватает психологической поддержки, чтобы воплотить свои идеи в жизнь: как индивидуальной помощи, так и общения с другими женщинами. СППМ обеспечивает такую поддержку путем создания единого информационного пространства, в рамках которого матери могут обмениваться опытом и находить единомышленников.

Союз предоставляет помощь женщинам, которые нуждаются в защите от некачественной информации: все члены Союза проходят процесс аккредитации, что гарантирует их добросовестность и высокое качество работы. В рамках СППМ нет места непрофессионализму, неграмотности и безответственности. Организации, имеющие лицензию Союза, образуют единую сеть, в рамках которой матери могут получать квалифицированную помощь и быть уверенными в высоком качестве предоставляемой им информации.

СППМ оказывает помощь материнским сообществам и организациям, которые хотят привлечь новых членов, сделать общедоступными свои идеи или продукцию. Поскольку Союз является единственной в России официально зарегистрированной организацией в сфере поддержки материнства, членство в нем повышает статус организации и увеличивает доверие к ней со стороны общества.

СППМ поддерживает и тех женщин, которые хотят связать свою профессиональную деятельность с областью материнства. Союз дает возможность освоить новые профессии в том графике и режиме, который учитывает возможности и ограничения матерей: время, место, частота занятий. В частности, женщины могут получать образование на дому. При этом курсы, разрабатываемые в рамках СППМ, дают высочайший уровень знаний. Союз также оказывает помощь на всех этапах разработчикам новых курсов, которые соответствуют тематике материнства.

Таким образом, поддерживая матерей, соответствующие сообщества и организации, СППМ является надежной платформой для укрепления и признания материнства как важнейшего социального института. Необходимость в этом обусловлена тем, что время бросает вызовы стереотипам о роли матери, которые складывались в нашей стране на протяжении долгого времени. Мир материнства многообразен, и женщинам необходима свобода, информированность и поддержка, чтобы чувствовать себя в нем уверенно.

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

Грек Наталья Владимировна

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА В РОССИИ:

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ

(НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

И РОДОВЫХ СЕРТИФИКАТОВ)

Специальность 22.00.04 –

Социальная структура, социальные институты и процессы

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Саратов 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна
Официальные оппоненты: Федюнина Светлана Михайловна, доктор социологических наук, профессор, Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», профессор кафедры социальных коммуникаций Шахматова Надежда Владимировна, доктор социологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», профессор кафедры прикладной социологии
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный национальный исследовательский университет»

Защита состоится «20» декабря 2012 года в «13» часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77, СГТУ имени Гагарина Ю.А., корп. 5, ауд. 418.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» по адресу: 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77.

Ученый секретарь диссертационного совета В. В. Печенкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования обусловлена возрастающим интересом ученых, политиков и общественности к транс­формирующемуся институту семьи. Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики.



Приоритетным направлением 2000-х годов стала пронаталистская политика, ориентированная в основном на повышение рождаемости. Несмотря на то, что демографии России присущи общемировые тенденции (общее старение, отрицательный прирост), воспроизводство населения рассматривалось в дискурсе национальной безопасности. Послание Президента В. Путина Федеральному собранию РФ 2006 г. определяет демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Однако все они рассчитаны на средний класс, который в развитых странах является основной опорой государства, составляет большую часть всего населения и имеет значительную экономическую самостоятельность. В российских условиях произошло смещение целевых аудиторий: по статистике бедные семьи гораздо охотнее отзывались на предлагаемые им меры помощи, а семьи со средним достатком нередко оказывались индифферентны к предложениям государства. Кроме того, пронаталистская политика вступает в противоречие с существующим образом многодетной семьи. Основными получателями и материнского капитала, и родовых сертификатов являются, прежде всего, женщины, что продуцирует усугубление гендерного неравенства в российском обществе. Ориентация на рождение ребенка смещает женщину в сферу приватного, препятствуя ее реализации в профессиональной сфере.

Принимая во внимание все вышесказанное, становится очевидной необходимость анализа основных социальных процессов, происходящих на данном этапе развития современной семейной политики. Интересы семьи как социального института, выполняющего функцию воспроизводства и воспитания детей, требуют повышенного внимания государства. Социологический интерес представляют и микроуровневые аспекты реализации современных социальных инноваций «родовой сертификат» и «материнский капитал». Выявление латентных функций вышеуказанных программ позволит их скорректировать и, следовательно, повысить эффективность.

Степень разработанности вопросов социальной политики в области семьи напрямую связана со значительным увеличением интереса современной социологической науки к проблемам семьи и репродуктивного поведения. Л. Морган одним из первых связал семью с понятиями брака и родительства. Типология социального действия М. Вебера дает возможность классифицировать субъективные стратегии репродуктивного поведения семьи. Научный интерес к семье как к социальному институту проявлял Т. Парсонс, впервые определивший экспрессивные и инструментальные функции членов данной социальной группы. При помощи разработанной Т. Парсонсом схемы AGIL рассматривается репродуктивное поведение современной семьи. Предложенные Р. Мертоном понятия дисфункции и латентной функции необходимы для описания социальных программ материнского капитала и родовых сертификатов. Указанные выше аспекты порождают закономерный вопрос об институциональных искажениях, продуцирующих трансформации социального института семьи (Дж. Александер). Столкновение интересов института семьи и государства объясняется при помощи конфликтологического подхода (Р. Дарендорф, Р. Коллинз). Материальные ресурсы являются социальным благом, и неравное их распределение продуцирует социальную эксклюзию малообеспеченных семей (Л. Овчарова, А. Пишняк, Э.Теслюк). Теория коммодификации К. Поланьи позволяет определить репродуктивные практики как экономически детерминированные.

Среди материальных поощрений семье выделяются родовые сертификаты, материнский капитал, система пособий и льгот, связанных с беременностью, родами и послеродовым состоянием женщины. В соответствии с терминологией К. Мангейма, материнский капитал и родовые сертификаты представляются как инновационные социальные технологии. Статусная дифференциация государственных бенефиций актуализируется в работах А. Быкова, Л. Луняковой, М. Малышевой, Е. Мезенцевой. В работах отечественных исследователей представлены различные аспекты семейной политики: феминизация бедности российских семей (С. Айвазова, И. Тартаковская, А. Усманова), гендерный анализ государственной поддержки семей (Е. Бороздина, К. Фофанова, Ж. Чернова), социальная инклюзия семей с ребенком-инвалидом (П. Романов, Е. Ярская-Смирнова), трансформация социальной политики (А. Вишневский, С. Дармодехин, О. Клементьева, Н. Ловцова).

Государственная поддержка семей подводит к рассуждению о режимах социальной политики (Г. Эспинг-Андерсен) и реализации определенного гендерного контракта, поскольку женщина определяется как основной потребитель предоставляемых государством благ. Большинство данных благ предоставляется в связи с реализацией репродуктивной функции. Контракт «работающей матери-домохозяйки» продуцирует гендерное неравенство женщин (Э. Орлофф). Н. Ювал-Дэвис отмечает, что принципы неравенства граждан происходят из гендерного, этнического и классового контекста. Взаимоотношения государства и женщины рассматриваются при помощи концепции У. Либерт, которая предложила гендерно чувствительную модель государства всеобщего благосостояния. Это тесно перекликается с «режимом раздельных гендерных ролей», предложенным Д. Сейнсбери, когда женщины получают пособия вне зависимости от их брачного статуса. Современный гендерный контракт российской женщины выглядит следующим образом: «мужчина – кормилец, женщина – домохозяйка с полной занятостью, реализующая функции заботы и ухода» (Б. Пфау-Эфингер).

Особого внимания заслуживают труды И. Кона, Н. Пушкаревой, которые придавали значение социокультурным факторам, акцентируя внимание на нормах и ценностях каждого общества, определяющих отношение к родительству. Репродуктивные стратегии семьи тесно связаны с наличием контролирующих учреждений (женских консультаций, роддомов), и введение родового сертификата предполагает контроль за телом каждой женщины (М. Фуко). При этом женщина находится в зависимом положении от врачей, поскольку последние являются носителями экспертного знания (Ю. Белозерова, Д. Михель), а развитая система неформальных платежей усугубляет эту зависимость (С. Шишкин).

Обращение к советской социальной политике позволяет дополнить картину социальной поддержки материнства на разных этапах развития России (С. Айвазова, Л. Бернштейн, Ю. Градскова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, А. Коллонтай, Ю. Королев, Н. Лебина, М. Рабжаева, А. Темкина, Н. Черняева). Исторические параллели с фашистскими режимами Италии и Германии вскрывают механизмы регулирования рождаемости (Г. Бок, В. Де Грация). Конструирование образа «нормальной» семьи при помощи различных средств воздействия на массовое сознание рассматривается в работах Т. Адорно, У. Гуда, М. Хоркхаймера, а также в работах отечественных авторов (Е. Вовк, М. Воробьева, Г. Климантова, М. Мацковский, В. Солодников). Социальная поддержка семей затрагивает вопрос социального капитала (П. Бурдье, Дж. Коулман), который следует считать специфическим видом богатства в современном обществе риска (Э. Гидденс). Индивидуальные риски, связанные с рождением и воспитанием детей, продуцируют реакцию макроуровня, направленную на нивелирование данных рисков (Дж. Ритцер). В свою очередь, это является способом коммуникации семьи и государства (Н. Луман). Социальные бенефиции рассматриваются при помощи теории обмена П. Блау и Д. Хоманса, поскольку выступают вознаграждением за требуемое репродуктивное поведение семьи.

Признавая безусловную важность всех приведенных выше исследований в области трансформации семейной политики и гендерных отношений, стоит отметить, что такие формы поддержки семьи, как родовой сертификат и материнский капитал, требуют дальнейшего обсуждения. Недостаточное внимание уделено взаимодействию семьи и государства на микроуровне, гендерному анализу реализации практик социальной помощи. Необходимо также выявление корреляции и причинно-следственных отношений между жизненными траекториями семьи и реализации права на социальную поддержку. Важность представляет определение основных дисфункций и латентных функций программ материнского капитала и родовых сертификатов, а также сопоставление ожиданий семей и видов государственных социальных бенефиций.

Объект исследования – семейная политика как механизм воздействия государства на репродуктивное поведение семьи. Предмет – противоречия социальных технологий, направленных на стимулирование рождаемости (родовой сертификат, материнский капитал).

Цель диссертационной работы состоит в комплексном анализе реализации мер семейной политики на макро- и микроуровне. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- сравнить исторический опыт регулирования семейной политики с современными мерами социальной поддержки;

Выявить основные тенденции современной семейной политики России с точки зрения гендерного подхода;

Оценить влияние предлагаемых государством мер социальной поддержки на жизненно-стилевые стратегии семей;

Проанализировать эффекты участия семьи в программах социальной политики и влияние программ на социально-экономическое положение домохозяйства;

Идентифицировать явные и латентные функции инновационных социальных практик (материнский капитал, родовые сертификаты).

Теоретико-методологическими основаниями диссертации являются труды классиков социологии, а также работы современных авторов по социологии семьи, семейной политике и гендерным исследованиям. Макроуровневые процессы рассматриваются с помощью парадигмы Т. Парсонса о структуре и функциях социальных систем, теории дисфункций и латентных функций Р. Мертона, концепции институциональных искажений Дж. Александера. Конфликтологический подход Р. Дарендорфа и Р. Коллинза позволяет объяснить столкновение интересов семьи и государства. Типология социального действия М. Вебера дает представление о мотивах репродуктивного поведения семьи. При помощи теории коммодификации К. Поланьи современные меры поддержки семьи позиционируются как финансовое вознаграждение за требуемое репродуктивное поведение. При исследовании родовых сертификатов была использована концепция М. Фуко о контролирующих учреждениях. Теория производства «нормальных» социальных образцов Т. Адорно и М. Хоркхаймера делает возможным понимание конструирования требуемого образца семьи. Рождение ребенка рассматривается с помощью типологии Э. Гидденса как социальный риск. Концепция взаимосвязи макрообъективного и микросубъективного Дж. Ритцера позволяет определить семью и государство как взаимовлияющие элементы. Согласие семьи с предложенной государством поддержкой находится в рамках теории обмена П. Блау и Д. Хоманса. Методология эмпирического исследования основывается на трудах В. Семеновой, П. Романова, Н. Шахматовой, В. Ядова, В. Ярской, Е. Ярской-Смирновой.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1. Вторичный анализ данных социологических исследований, проведенных ФОМ («Бездетность и нежелание иметь детей», 2008, N=1500; «Демография: как повысить рождаемость?», 2006, N=1500; «Многодетная семья», 2006, N=1500; «Неофициальная плата в поликлиниках: распространенность и отношение», 2007, N=1500, «Экспресс», 2007, N=1595; «Экспресс», 2008, N=1600; «Экспресс», 2009, N=1600).

2. Контент-анализ Посланий Президента Российской Федерации (с 1994 по 2011 год) в части, касающейся мер поддержки семьи, материнства и детства, а также развития социальной политики в целом и способов ее организации.

3. Полуформализованные интервью с получателями услуг родового сертификата (N=10, 2010), полуформализованные экспертные интервью (N=13, 2010).

4. Полуформализованные интервью с получателями материнского капитала (N=9, 2010).

В эмпирическую базу данного диссертационного исследования также вошли: государственные статистические данные по вопросам семейной политики, федеральное и региональное социальное законодательство, а также анализ правительственных программ поддержки семьи, родительства и детства.

Научная новизна данного диссертационного исследования определяется тем, что:

Доминирующие направления современной социальной политики, касающиеся сферы поддержки семьи, материнства и детства, дополняются ретроспективным анализом мер семейной политики;

Впервые сопоставлены жизненно-стилевые стратегии семей с детьми, репродуктивные установки женщин и предлагаемые государством меры социальной помощи; выявлены несоответствия между потребностями «детной» семьи и имеющейся системой социальных бенефиций;

Раскрыты эффекты участия домохозяйств в реализации социальной программы «материнский капитал»;

При проведении эмпирического исследования получены новые данные об ожиданиях семей относительно предлагаемых государством возможностей вложения финансовых средств материнского капитала;

Выявлены дисфункции и латентные функции инновационных социальных практик материнского капитала и родовых сертификатов, которые значительно снижают ценность вышеуказанных мер и продуцируют воспроизводство гендерного неравенства и семейной бедности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная социальная политика России носит пронаталистский характер, что выражается в интенсивном стимулировании репродуктивного поведения. Она разрабатывается и претворяется в жизнь на основе алармистского подхода к демографии страны, в дискурсах упадка нации и необходимости ее возрождения. Данная политика декларируется как всеобщая, однако латентно все же имеет основания для разделения на «желательную» и «нежелательную» рождаемость, ориентируясь в основном на средний класс. Сопутствующие ей пособия и льготы не играют значительной роли в совокупном бюджете среднестатистической, «благополучной» семьи и в то же время не являются весомой экономической поддержкой для семей с низкими доходами. Такая политика также не ориентируется на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации: семьи, имеющие ребенка-инвалида или многодетные семьи с низким доходом сталкиваются с непреодолимыми социально-экономическими препятствиями на пути к социальным благам. Такие глубинные процессы постепенно порождают стабильную социальную эксклюзию, которая ригидна по своей сути.

2. Современное законодательство в сфере социальной политики воплощает гендерный дисбаланс. Все бенефиции, связанные с деторождением и уходом за ребенком, смещаются в сторону материнских выплат, однако являются бесполезными без наличия в семье активного кормильца-мужчины – основного источника финансов семьи, тем самым воспроизводя модель «сильного кормильца», а, следовательно, и гендерного неравенства. Несмотря на некоторые гендерно нейтральные возможности социальной поддержки родительства, женщины составляют большинство бенефициаров этой системы. С одной стороны, государство само выступает в роли отца-кормильца, предлагая широкую систему всевозможных бенефиций. С другой стороны, эффективное их использование зачастую возможно лишь при наличии реального отца семейства, который был и остается кормильцем. Это связано как с занятостью женщин в низкооплачиваемых бюджетных сферах, так и с недостаточно весомыми суммами предлагаемой финансовой помощи. При этом основным источником доходов является отец (такая ситуация складывается в более чем 40% семей).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация