Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации

Главная / Суд

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации :

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации :

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Социально-экономические последствия приватизации в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества » под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер . Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

— это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, . Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои , должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и .

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора . В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства , имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение и населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором . Приватизация должна способствовать усилению экономики страны в целом.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

России во время проведения приватизации резко уменьшился . Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции , которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников , что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой . Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному » коэффициенту , который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г . от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза . Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения не было капитала для приобретения по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля .

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев . Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может осуществляться одновременно или в рассрочку. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий распределяются по нормативам, установленным государственной, республиканской и местными программами приватизации. Под средствами от приватизации понимается вся денежная выручка от продажи объектов приватизации и иные поступления, полученные комитетами по управлению имуществом и фондами имущества в процессе приватизации, в том числе регистрационные сборы, залоги и др. Дивиденты и арендная плата не включаются в состав средств от приватизации и подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Государственной программой определены нормативы распределения средств от приватизации. Средства от приватизации поступают в бюджеты регионов и государственные органы по утвержденным программой нормативам. Вместе с тем правительство России по согласованию с правительствами республик в ее составе вправе корректировать показатели и нормативы приватизации в зависимости от состояния финансовой системы и конъюнктуры рынка. Средства от приватизации (за исключением средств именных приватизационных счетов) направляются на образование целевых фондов социальной защиты населения, природоохранные мероприятий, демонополизацию и структурную перестройку, развитие инфраструктуры городов и регионов, а также на покрытие дефицита бюджета.

Порядок образования и расходования целевых фондов, размеры выделенных на те или иные нужды средств определяются соответствующими Советами народных депутатов. Необходимо подчеркнуть, что все средства, поступающие от приватизации, не подлежат налогообложению, и государственные пошлины по всем актам и сделкам приватизации не взымаются. Порядок уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственных и муниципальных предприятий определен соответствующим Временным положением, утвержденным Госкомимуществом России.

3. Порядок проведения и способы приватизации.

Законом установлены порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий.

3.1 Порядок приватизации

Приватизация может быть осуществлена по инициативе: Госкомимущества России и его агенств по территориям, комитетов по управлению имуществом и других государственных органов управления в составе Российской Федерации, краев, областей и др.; руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, коллектива цеха, иного подразделения; покупателей и иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти.

Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива подразделения. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия либо договор о совместной деятельности. Заявка на приватизацию подается в Госкомимущество России или его территориальные агенства, комитеты по управлению имуществом и другие соответствующие органы на местах и регистрируются ими в день подачи. Срок рассмотрения заявки установлен один месяц с момента поступления. Решение соответствующий орган доводит в письменном виде до физических и юридических лиц, подавших заявку (зарегистрированную), в трехдневный срок с момента принятия решения. Отказ в приватизации возможен лишь в следующих случаях: лицо,подавшее заявку, не может быть признано покупателем; имеется в законадательном порядке оформленное на приватизацию данного предприятия; предприятие входит в перечень объектов, не подлежащих приватизации; указанное в заявке предприятие было приватизироровано ранее.

При положительном решении по заявке о приватизации создается специальная комиссия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Срок не может превышать трех месяцев со дня подачи заявки. Этот срок может быть продлен по решению Госкомимущества России, но не более чем до шести месяцев. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Госкомимущетва России, его территориального агенства или соответствующего комитета по управлению имуществом национально-государственного, административно-территориального образования, работники финансовых органов, Совета народных депутатов по месту расположения предприятия, администрации и трудового коллектива. Государственный коллектив Российской Федерации по антимонопольной политике вправе направлять своих представителей в состав комиссии. Комиссия имеет право привлекать экспертов, аудиторские, консультационные и иные организации.

Комиссия рассматривает план приватизации предприятия, согласовывает его с местным Советом народных депутатов, трудовым коллективом. Если в недельный срок с момента получения плана приватизации не принято соответствующее решение, план считается согласованным. Срок согласования может быть продлен, но не более чем на две недели. Приватизация предприятий-монополистов, включенных в Государственный реестр, осуществляется по согласованной с Государственным комитетом по антимонопольной политике и при поддержке новых экономических структур. При приватизации не допускается слияние, присоединение предприятий, а также лишение предприятия статуса юридического лица.

План утверждается соответствующим комитетом по управлению имуществом. План по приватизации предприятия является важным документом; при его разработке необходимо учесть все возможности, связанные с приватизацией. Прежде всего а плане должен быть определен способ приватизации и установлены сроки ее осуществления, определены начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемая форма платежа (расчетов). В состав плана может также входить проект реорганизации приватизиркемого предприятия (выделение его из состава подразделения для создания самостоятельного предприятия и др.)

В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования. Технологическая схема процесса приватизации приведена ниже. Важным моментом является подготовка предприятия к приватизации, которая включает проведение инвентаризации производственных и непроизводственных фондов, реорганизацию предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные.

В обязательном порядке определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизируемого предприятия.

Обязательно должна быть сделана информация о предполагаемой продаже в специальных бюллетенях фондов имущества не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса (аукциона) или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности комитетом может устанавливаться более короткий срок, но не более двух недель.

Предпринимательское право Шевчук Денис Александрович

2. Способы приватизации предприятий

В Законе о приватизации указаны 4 способа приватизации предприятий – это:

1. Продажа предприятия по конкурсу.

2. Продажа предприятия на аукционе.

3. Продажа долей (акций) в капитале предприятия.

4. Выкуп имущества предприятия.

Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению гос. имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с гос. и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

До продажи предприятия или его имущества соответствующий комитет по управлению имуществом осуществляет в предусмотренных законом случаях реорганизацию или ликвидацию предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо ликвидированного предприятия Российскому фонду федерального имущества или другим соответствующим фондам имущества. Последние выступают в качестве продавца предприятия или его имущества. В частности, обязательному преобразованию предприятий в акционерные общества подлежат гос. и муниципальные предприятия, имущество которых будет приватизировано в форме продажи акций (долей капитала) акционерного общества. Положение о продаже акций в процессе приватизации утверждено распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г.

Успешное проведение приватизации гос. собственности во многом зависит от своевременного, полного, достоверного информирования широких слоев населения об объектах, подлежащих приватизации, сроках и способах приватизации. В ст. 18 Закона о приватизации установлено, что информация о предлагаемых к продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества. Информация о приватизации предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млрд. руб., публикуется в бюллетене федерального фонда имущества.

Публикация должна состояться не позднее чем за один месяц до даты конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее 2 недель.

а) величина площади земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

б) состояние денежных средств;

в) наличие принадлежащих предприятию долей в капитале др. предприятий;

г) нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.);

д) обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

е) балансы предприятия за последний год;

ж) укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

з) среднесписочная численность работников.

Кроме этих сведений могут быть предусмотрены и иные данные, определяемые Госкомимуществом. Последнее утверждает и форму предоставления необходимых документов.

По предоставлению Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке. Эти данные нужны покупателям потому, что Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года предусматривает для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (если его доля превышает 35 %), определенные ограничения, и покупатели таких предприятий должны сознавать возможность применения к ним предусмотренных законом мер.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. на всех предприятиях и в организациях независимо от форм собственности должна производиться переоценка основных фондов (средств) по состоянию на 1 июля 1992 г. Утвержден специальный порядок проведения переоценки основных фондов с применением коэффициента перерасчета балансовой стоимости в восстановительную стоимость. В постановлении указано, что приватизация предприятия и организаций в соответствии с Государственной программой приватизации на 1992 г. осуществлялась без учета переоценки.

Приобретение предприятий по конкурсу

Продажа предприятий по конкурсу встречается сравнительно редко, хотя регулирование в Законе способов приобретения предприятий начинается со статьи о конкурсе.

По конкурсу продаются предприятия, а также имущество (активы) ликвидируемых предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом. Такими условиями могут быть:

Сохранения профиля предприятия или назначения объекта;

Числа рабочих мест;

Финансирование объектов социальной сферы;

Необходимые размеры инвестиции.

Например, в конкурсах, проведенных при приватизации предприятий в Нижнем Новгороде, в качестве условий встречалось сохранение исторического облика зданий, профиля и др.

Общий порядок проведения конкурса регулируется «Временным положением о приватизации гос. и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу», являющимся приложением № 5 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. «Об ускорении приватизации гос. и муниципальных предприятий». Следует различать коммерческий конкурс, в том числе с ограниченным числом участников, и некоммерческий инвестиционный конкурс (инвестиционные торги).

Приобретение предприятий на аукционе

Продажей на аукционе является приобретение гражданами или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, который предложил в ходе торгов максимальную цену. В настоящее время подавляющее большинство (70–80 %) предприятий торговли, сферы услуг, бытового обслуживания приватизируется путем продажи их на аукционе.

Продаже на аукционе подлежат:

а) предприятия, подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;

б) оборудование, здания, сооружения, лицензии, др. активы ликвидированных предприятий и их подразделений;

в) объекты незавершенного строительства;

г) доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании гос. и муниципальных предприятий. Открытый аукцион проводится, как правило, при продаже активов ликвидированного предприятия, небольших предприятий (с численностью менее 200 человек), акций акционерных обществ.

Решение о приватизации конкретных предприятий принимает соответствующий комитет по управлению государственным имуществом, а продавцом на аукционе выступает соответствующий фонд имущества. Последний составляет и публикует информационное сообщение об объекте, предлагаемом для продажи на аукционе не позднее, чем за три недели до объявления даты продажи. В сообщении указываются все основные сведения о реализуемом товаре, в том числе наименование, местонахождение, площадь земельного участка, объем и основная номенклатура выпускаемой продукции, услуг, работ, численность и состав работающих, перечень и оценочная стоимость основных фондов, состояние финансов, запасов материальных ценностей и др. Возможные покупатели могут предварительно за плату (не более 500 руб.) осмотреть и ознакомиться с приватизированным объектом.

В качестве участников аукциона допускаются граждане и юридические лица, своевременно подавшие заявку, представившие необходимые документы и внесшие сумму залога в размере 10 % от начальной цены объекта приватизации. Им выдается билет участника аукциона установленного образца. Другим лицам, желающим только присутствовать на аукционе, продаются входные билеты. Аукционы могут быть открытыми и закрытыми (закрытый тендер). Проведение закрытого тендера имеет свои особенности, которые регулируются правилами Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.

Приобретение акций открытых акционерных обществ

Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является Госкомимущество, его территориальные агентства или соответствующие комитеты. Учредитель в соответствии со ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту нахождения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины. На этой стадии приватизации выпуск акций является предметом заботы учредителя.

После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества. До момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом.

Последнее становится правопреемником преобразованного предприятия. Общество выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

Выпуск и регистрация акций производится в соответствии со специальным Положением о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации. Для выпуска акций необходимо представить в органы Министерства финансов копию Устава, заявку на регистрацию выпуска акций с указанием определенных данных или план приватизации (проспект эмиссии), утвержденный Комитетом по управлению имуществом в соответствии с типовым планом приватизации.

Выпуск и регистрация выпусков акций специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, осуществляется на основании специального Положения утвержденного распоряжением Госкомимущества России 4 ноября 1992 г.

После регистрации выпуска акций на основе указанных документов в средствах массовой информации публикуется сообщение о выпуске акций. Часть акций (хозяйственного имущества) распределяется на льготных условиях между членами трудового коллектива и лицами, имеющими право на получение льгот. Остальные акции поступают в открытую продажу.

Фонд имущества продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии с избранным трудовым коллективом вариантом. Продажа осуществляется в течение месяца после учреждения акционерного общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия – ФАРП или обменена на акции инвестиционных фондов. Реализация акций осуществляется в соответствии с Положением о продаже акций в процессе приватизации, утвержденный распоряжением Госкомимущества России в ноябре 1992 г.

Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского фонда Федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально– и административно-территориальных образований.

Акции, безвозмездно полученные и приобретенные возмездно, могут продаваться акционерами без ограничений.

Средства, поступившие от продажи акций открытых акционерных обществ, образованных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, перечисляются покупателями на специальные счета продавцов объектов приватизации, открываемые в учреждениях банка по месту их нахождения, и распределяются затем в установленном законом порядке.

Выкуп государственного и муниципального имущества арендным предприятием

Возникновение арендных предприятий было одной из важных мер радикальной экономической реформы, начатой в конце 80-х годов, и одним из первоначальных этапов разгосударствления и коммерциализации государственных и муниципальных предприятий, предоставления им широкой хозяйственной самостоятельности. Особенностью арендных предприятий является наличие у них двух форм собственности – государственного и муниципального имущества, взятого в аренду, и собственных средств. Выкуп арендным предприятием гос. и муниципального имущества, взятого в аренду, был наиболее распространенным способом приватизации. По сравнению с продажной ценой, образующейся при других способах приватизации, средняя цена при выкупе арендного предприятия примерно в 10 раз ниже, чем при продаже предприятия по конкурсу или на аукционе.

Правовое регулирование арендных отношений в РФ определялось Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик и Указом Президента РФ «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» от 14 октября 1992 г., а также другими нормативными актами.

Выкуп государственного и муниципального имущества арендным предприятием обусловлен:

а) сроком заключения договора аренды;

б) общим положением о выкупе в договоре;

в) конкретными положениями о сроках, величине, порядке и условиях внесения выкупа.

Согласно ст. 15 Закона о приватизации выкуп гос. и муниципального имущества, сданного в аренду, производится в случаях, если договор аренды с правом выкупа был заключен до вступления в силу Закона. Поскольку официальная публикация Закона в «Российской газете» состоялась 17 июля 1991 г., то, следовательно, Закон имеет в виду договоры, заключенные до 17 июля 1991 г.

Выкуп имущества осуществляется арендаторами, которые создали самостоятельное предприятие – юридическое лицо. На приватизацию имущества, путем выкупа, должно быть согласие трудового коллектива предприятия-арендатора, утвержденное решением не менее половины его членов. В Указе Президента РФ от 14 октября 1992 г. специально определено, что граждане – члены трудового коллектива подразделений предприятий, работающих на основе аренды, учреждают товарищество или акционерное общество без согласия всего трудового коллектива этого предприятия в порядке выделения своей доли из собственности предприятия.

Товарищество или акционерное общество является правопреемником арендатора в отношении имущества, выделенного в пределах его доли по разделительному балансу. Оно выкупает долю арендованного имущества пропорционально его доле в общем объеме производства (реализации) товаров, работ, услуг со скидкой 30 % от стоимости имущества, предусмотренной договором аренды.

При выкупе имущества арендного предприятия нужно учитывать, что выкупу подлежит лишь арендованное имущество, так как продукция и иные доходы, полученные арендатором после заключения договора аренды или безвозмездно переданные ему арендодателем при заключении договора, являются собственным имуществом арендного предприятия, следовательно, выкупу не подлежат.

Споры об условиях дополнительных соглашений при выкупе государственного и муниципального имущества по договору аренды подведомственны арбитражному суду. Договоры аренды признаются недействительными исключительно в суде и в арбитражном суде.

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть вторая автора Законы РФ

§ 5. Аренда предприятий Статья 656. Договор аренды предприятия 1. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное

Из книги ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Часть 2 автора Дума Государственная

§ 5. Аренда предприятий Статья 656. Договор аренды предприятия1. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

3. Права и льготы трудовых коллективов при приватизации предприятий Законодательство о приватизации предусматривает значительные права и льготы для трудовых коллективов как на случай приватизации ими своего предприятия, так и на тот случай, если покупателем

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

§ 5. Аренда предприятий Статья 656. Договор аренды предприятия 1. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 235. Несоблюдение лицом обязательных условий по приватизации государственного, коммунального имущества или предприятий и их дальнейшему использованию Представление ложных сведений в декларации о происхождении средств, за счет которых приватизируется

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

§ 5. Аренда предприятий СТАТЬЯ 656. Договор аренды предприятия 1. По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Из книги Жилищное право автора Крашенинников Павел Владимирович

§ 1 Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

36. Понятие приватизации Приватизация – процесс привлечения частного сектора к владению или управлению государственными предприятиями.Приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

40. Инициатива в проведении приватизации Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от комитетов по управлению имуществом всех уровней, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха,

Из книги История предпринимательства в России. Хрестоматия автора Тимофеева Алла Александровна

41. Способы приватизации Способы приватизации государственного или муниципального имущества: продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на

Из книги Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать автора Шефель Ольга Михайловна

Порядок приватизации В случае приватизации жилого помещения в первую очередь необходимо попасть на первичный прием в отдел по работе с населением в районах административных округов по месту расположения занимаемого жилого помещения. Все районные управы г. Москвы

Из книги автора

Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ(Извлечение)Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской

Из книги автора

Кто участвует в приватизации? ? наниматель социального жилья и члены его семьи.Согласно Жилищному кодексу в приватизации могут участвовать только члены семьи нанимателя: проживающие совместно с ним его супруг (супруга), дети и родители. Другие живущие в квартире

ГОРОДА МОСКВЫ

О приватизации государственного имущества города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 11 марта 2009 года N 2 (Тверская, 13, N 35, 24.03.2009);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 41, 27.07.2010);
(Тверская, 13, N 54, 05.05.2011);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 32, 08.06.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.06.2013);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 46 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.07.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.04.2017).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества города Москвы (далее - имущество города Москвы).

Статья 1. Цель и правовая основа приватизации имущества города Москвы

1. Основной целью приватизации имущества города Москвы является повышение экономической и социальной эффективности его использования.

2. Приватизация имущества города Москвы осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Статья 2. Полномочия Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы

К полномочиям Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:

1) принятие законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;

2) рассмотрение отчетов о результатах приватизации имущества города Москвы;

3) осуществление контроля за исполнением законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы.

Статья 3. Полномочия Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы

К полномочиям Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:

1) принятие нормативных правовых актов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;

2) определение порядка разработки программы приватизации имущества города Москвы и ее утверждение;

3) определение порядка разработки и утверждения условий конкурсов по продаже имущества города Москвы и порядка осуществления контроля за исполнением условий данных конкурсов;

3.1) определение сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещается информация о приватизации имущества города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12)

4) ежегодное представление в Московскую городскую Думу не позднее 1 апреля отчета о результатах приватизации имущества города Москвы в предшествующем году;

5) определение уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, обеспечивающего приватизацию имущества города Москвы (далее - уполномоченный орган);

6) определение компетенции уполномоченного органа в сфере приватизации;

7) определение специализированной организации по продаже имущества города Москвы;

8) определение особенностей приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

9) утверждение регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;

10) утверждение порядка представления документов, необходимых для подготовки решения об условиях приватизации имущества города Москвы;

11) направление в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложений о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году;

12) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - ;

13) утверждение порядка подведения итогов продажи имущества города Москвы и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи имущества города Москвы без объявления цены;

14) осуществление контроля за реализацией программ приватизации имущества города Москвы и за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;

15) утверждение порядка управления находящимися в собственности города Москвы акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, а также полномочий высшего органа управления хозяйственного общества - общего собрания акционеров (участников) в случаях, когда в собственности города Москвы находится 100 процентов акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества (пункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ;

16) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - Закон города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 ;

17) определение перечня и порядка приватизации стратегически важных для города Москвы имущественных комплексов государственных унитарных предприятий города Москвы;

18) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.

Статья 4. Программа приватизации имущества города Москвы

1. Планирование приватизации имущества города Москвы осуществляется посредством утверждения программы приватизации имущества города Москвы, которая составляется уполномоченным органом на трехлетний (среднесрочный) период с разбивкой по годам.

2. Программа приватизации имущества города Москвы содержит перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, акций (вкладов), долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, находящегося в собственности города Москвы и планируемого к приватизации в соответствующий период, а также характеристику приватизируемого имущества, предполагаемые сроки и способы приватизации, прогнозируемые суммы доходов, связанные с приватизацией, в том числе по годам реализации программы (часть дополнена с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 .

3. Правительство Москвы утверждает программу приватизации имущества города Москвы на трехлетний (среднесрочный) период не позднее 1 июля года, предшествующего году начала ее реализации.

4. Органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем за 10 месяцев до указанного в части 3 настоящей статьи срока направляют в уполномоченный орган предложения о приватизации находящихся в их ведомственном подчинении государственных унитарных предприятий города Москвы, продаже находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества города Москвы, экономическое обоснование целесообразности приватизации имущества города Москвы, а также способа и условий приватизации
(Часть дополнена с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

Статья 5. Способы приватизации имущества города Москвы

1. Приватизация имущества города Москвы осуществляется следующими способами:

1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в акционерное общество;
Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

1.1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в общество с ограниченной ответственностью Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19);

2) продажа имущества города Москвы на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4) продажа имущества города Москвы (акций либо доли в уставном капитале акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ) на конкурсе, если в отношении указанного имущества необходимо выполнить определенные условия;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

6) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - Закон города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 ;

7) продажа имущества города Москвы посредством публичного предложения;

8) продажа имущества города Москвы без объявления цены;

9) внесение акций и иного имущества города Москвы в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

2. Приватизация имущества города Москвы посредством публичного предложения применяется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

3. Приватизация имущества города Москвы без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

4. Продажа имущества города Москвы, предусмотренная пунктами 2-4, 7 и 8 части 1 настоящей статьи, может осуществляться в электронной форме с учетом особенностей, установленных федеральным законодательством (часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15).

Статья 6. Решение об условиях приватизации имущества города Москвы

1. Уполномоченный орган с учетом мнения органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в процессе приватизации имущества города Москвы, принимает в соответствии с утвержденной программой приватизации имущества города Москвы решение об условиях приватизации имущества города Москвы и осуществляет контроль за исполнением данных условий.

2. В решении об условиях приватизации имущества города Москвы должны содержаться следующие сведения:

1) наименование имущества, место его нахождения и иные данные, позволяющие его индивидуализировать;

2) способ приватизации;

3) нормативная цена приватизируемого имущества города Москвы, установленная в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

4) начальная цена приватизируемого имущества города Москвы, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

5) срок рассрочки платежа за приобретенное имущество города Москвы (в случае ее предоставления);

6) иные необходимые сведения (в том числе об обременении объекта приватизации).

3. Решение об условиях приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы должно содержать сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, а также сведения о:

1) составе подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;

2) перечне объектов имущества, а также исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;

3) размере уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования государственного унитарного предприятия города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4) количестве, категориях и номинальной стоимости акций акционерного общества или номинальной стоимости доли города Москвы в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
(Пункт дополнительно включен с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4. Со дня утверждения программы приватизации имущества города Москвы и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества государственное унитарное предприятие города Москвы без согласия собственника или его уполномоченного органа не вправе (абзац в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 :

1) сокращать численность работников указанного государственного унитарного предприятия города Москвы;

2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), приводящие к отчуждению либо обременению активов государственного унитарного предприятия города Москвы;

3) получать кредиты;

4) осуществлять выпуск ценных бумаг;

5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ;

6) выступать в качестве поручителя по обязательствам иных физических и юридических лиц.

Статья 7. Обременение приватизируемого имущества города Москвы

1. Уполномоченный орган вправе принимать решение:

1) об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, одновременно с принятием решения об условиях приватизации имущества города Москвы;

2) о прекращении или изменении условий обременения в случаях, установленных федеральным законодательством.

2. Собственник имущества, приобретенного в порядке приватизации имущества города Москвы, в случае нарушения установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута, несет ответственность, установленную федеральным законодательством.

Статья 8. Продавцы объекта приватизации имущества города Москвы

Продажу имущества города Москвы осуществляют:

1) специализированная организация по продаже имущества города Москвы;

2) организации-продавцы, избранные на конкурсной основе;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

3) уполномоченный орган (пункт дополнительно включен с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15).

Статья 9. Особенности приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы

1. Приватизация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.

2. В договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) включаются обязательства нового собственника по восстановлению и сохранению соответствующего памятника истории и культуры, которые являются обременениями права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия, оформляемом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.

3. Перечни объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, формирует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия после утверждения перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена. Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена, устанавливается законом города Москвы.

4. Независимо от количества пользователей объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, приватизации подлежит объект нежилого фонда (здание, строение, сооружение) полностью как единый объект недвижимости. Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается.

5. Требование части 4 настоящей статьи не распространяется на находящуюся в собственности города Москвы часть объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, если другая часть такого объекта на момент вступления в силу настоящего Закона не является собственностью города Москвы.
Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 .

6. В случае принятия уполномоченным органом решения о приватизации объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), расположенного на земельном участке, который (часть которого) находится в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в договоре купли-продажи объекта культурного наследия должны устанавливаться ограничения использования земельного участка, предусмотренные законодательством об объектах культурного наследия.

Статья 10. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы

1. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы подлежат зачислению в бюджет города Москвы.

2. Срок внесения платы за приватизированное имущество города Москвы не должен превышать 30 дней со дня заключения договора купли-продажи.
Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

3. Решение о предоставлении рассрочки по оплате приобретаемого покупателем имущества города Москвы может быть принято в случае приватизации такого имущества путем продажи без объявления цены. Срок рассрочки не может превышать одного года. Покупатель вправе оплатить приобретаемое в рассрочку имущество досрочно.

4. Передача покупателю имущества, приобретаемого в рассрочку, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней с даты заключения договора.

5. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество признается находящимся в залоге для обеспечения покупателем его обязанности по оплате приобретенного имущества.

Статья 11. Приватизация земельных участков

Приватизация объектов нежилого фонда (зданий, строений и сооружений), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется одновременно с приватизацией земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 12. Особенности отчуждения недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства

1. Отчуждение недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" .

2. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью до 1000 кв. метров принимает уполномоченный орган. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью 1000 кв. метров и более принимает Правительство Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действиес 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 23 апреля 2014 года N 17 .

3. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества города Москвы составляет пять лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 ; в редакции, введенной в действиес 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 23 апреля 2014 года N 17 ; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2016 года Законом города Москвы от 11 мая 2016 года N 20 .

4. Часть утратила силу с 4 августа 2014 года - Закон города Москвы от 16 июля 2014 года N 46 ..

Статья 13. Информационное обеспечение приватизации имущества города Москвы

1. Информационное сообщение о приватизации имущества города Москвы подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном Правительством Москвы (далее - сайты в сети "Интернет").
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

2. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже имущества города Москвы подлежат сведения, установленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе сведения о сервитутах и других обременениях приватизируемого имущества города Москвы.

3. Информационное сообщение о продаже имущества города Москвы подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4. Информация о результатах сделок приватизации имущества города Москвы подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" в течение 10 дней со дня совершения указанных сделок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

5. Информационное сообщение о продаже имущества города Москвы посредством публичного предложения подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.
(Часть дополнительно включена с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12)

Статья 14. Финансовое обеспечение приватизации имущества города Москвы

Расходы и виды расходов на организацию и проведение приватизации имущества города Москвы устанавливаются в бюджете города Москвы.

Статья 15. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Часть 3 статьи 9 вступает в силу после принятия закона города Москвы, устанавливающего перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена.

3. Статья 12 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 года.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Законом города Москвы от 7 июля 2010 года N 32 ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 .

4. Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" ;

2) Закон города Москвы от 13 февраля 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.

Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% - передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Источниками средств являются:

· средства предприятия;

· часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;

· остатки фондов экономического стимулирования предприятия;

· чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;

· амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;

· собственные средства негосударственных юридических лиц;

· заемные и привлеченные средства;

· кредиты государственных коммерческих банков;

· кредиты других предприятий и организаций;

· средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;

· личные средства субъектов приватизации;

· именные приватизационные чеки;

· средства личных приватизационных счетов работников предприятия;

· иностранные инвестиции .

Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

1. выкуп арендованного имущества арендным предприятием;

2. продажа акций, принадлежащих государству;

Продажа объектов государственной собственности на аукционе;

Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

Безвозмездная передача части государственной собственности.

Более подробно о способах приватизации государственной собственности в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.

Мировой опыт приватизации

Публикации по экономике >>>

Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка труда Общая характеристика рынка труда Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка, каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и цены на него через взаимодействие спроса и предложения. Объективность существования рынка труда обусловлена наличием характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло...

Долговая политика государства
Цель работы - выявить негативные тенденции в экономике Украины, обусловленные влиянием долгового кризиса в странах ЕС, проанализировать показатели долговой устойчивости Украины. Ключевые слова: государственный долг, долговая политика государства, внутренние государственные займы, государственные гарантии. Долговая политика государства...



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация