Виды злоупотреблений доминирующим положением хозяйствующим субъектом. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. §3. Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Главная / Бизнес

Учет обусловлен информационным характером процесса управления и связан со сбором, переработкой и хранением информации, на основе которой принимают управленческие решения . Объем перечисленных функций существенно меняется в зависимости от уровня управления. В первичных звеньях преобладают контрольная и регулирующая функция, в высших - планирующая, контрольная, учетная и меньше регулирующая.  


Правительства ряда западноевропейских стран предпринимали попытки оградить национальную угольную промышленность от конкуренции импортного жидкого топлива с помощью государственно -монополистического регулирования, включавшего налоговую политику , контроль над ценами нефтепродуктов на внутреннем рынке и другие методы . Налогообложение при этом выполняло двоякую функцию. Так, одним из основных назначений весьма высоких косвенных налогов на продукты переработки импортированной нефти было выравнивание монопольно низких цен на это сырье с высокими ценами производства местного твердого топлива. С регулирующей функцией очень тесно переплеталась вторая - фискальная. Налоги, которые взимались западноевропейскими государствами с потребителей жидкого топлива, вносили существенный вклад в фонд бюджетных поступлений. А из него, в свою очередь, черпались средства для финансирования мероприятий в области энергетики, в том числе для субсидирования национальных предприятий в угольной промышленности . В ФРГ, например, одна лишь сумма налогов на мазут в 60-е годы была  

Приоритет национальных средств в экспортной нефтяной политике неизбежно придает ценообразованию регулирующие функции, которые особенно расширяются при спадах конъюнктуры, острой необходимости стимулировать сбыт продукции и невозможности добиваться этого иными методами.  

Наконец, следует выделить еще один участок современного капиталистического рынка жидкого топлива - торговлю нефтепродуктами, на которую ОПЕК пока не пыталась распространить свои регулирующие функции, хотя бы в той ограниченной форме, какая показана выше (см. также ). Экспорт продукции собственной нефтеперерабатывающей промышленности государствами - членами этой организации пока еще относитель-  

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.  

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что. вступая в кредитные отношения, государст-  

В связи с этим возникает два аспекта проблемы построения информационной системы о производстве. Первый аспект - интегрированная система должна обеспечить информацией управление производством внутри предприятия, соответствовать построению внутрихозяйственного механизма. Эти позиции определяют развитие методологии интегрированного учета в направлении расширения информационной функции учета. Разработка системы учетно-отчетной информации должна предусматривать в своем составе элементы нормирования и планирования. Они создают возможность решить второй аспект проблемы - расширить регулирующую функцию учета, обеспечить необходимую связь между производственными, технологическими и экономическими службами предприятия , выполняющими планирование, контроль, диспетчирование и подобные работы. Включая в систему учета плановые и нормативные данные, в ходе обработки информации можно проводить анализ экономических показателей, оценку и характеристику результатов  

Регулирующая функция. Существуют области, в которых государ ство занимает ведущие позиции, например, оборона и социальные услуги населению.  

Государственный и муниципальный кредит помимо распределительной выполняет регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе.  

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.  

Реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.  

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала , величину платежеспособного спроса . Чрезмерно высокие налоги подавляют предпринимательскую активность и приводят к стагнации производства, что негативно влияет на социальные процессы в обществе. В таких условиях предприниматель отказывается выполнять налоговые обязательства , поэтому государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность.  

Регулирующая функция финансов проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений , в иерархии ее построения.  

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики , активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.  

Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны-экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста , но и смягчает циклические колебания . Через государственный кредит осуществляется государственное регулирование экономики . Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц.  

В то же время данный остаток выполняет еще и регулирующую функцию, поскольку выступает в качестве ограничителя собственных средств . Любой перерасход собственных средств , если он не покрывается в течение отчетного периода , приводит к прямому заимствованию либо со стороны, либо к использованию ранее привлеченных средств, срок перехода которых в собственные еще не наступил.  

Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая  

Оцените систему льгот по налогу на имущество предприятий с позиции его регулирующей функции.  

Регулирующие функции Передача движения и непосредственное воздействие  

Система налогообложения конструируется исходя из паритета ее фискальной и регулирующей функций.  

Исходя из смысла понятия стимул, означающего побуждение к действию, можно заключить, что побудить к таковому можно и поощрив, и наказав. Применение в налогообложении поощрений или санкций представляет собой регулирующее действие, поскольку каждое из них используется как реакция на состояние той или иной сфер финансово -хозяйственной деятельности , объективно требующее определенного вмешательства. Осуществляя налоговое регулирование , государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль . Из этого следует, что налог несет в себе особую миссию по отношению к базису, которая представляет собой регулирующую функцию. Любое экономическое, а стало быть, и налоговое регулирование предполагает ряд логических действий, таковыми являются экономический анализ и контроль. Из этого следует, что сама суть налогообложения, его соподчинение с финансами, выполняющими контрольную функцию, не предполагает наделения налоговой системы еще и контрольной функцией. Регулирование невозможно без глубокого экономического анализа и как следствия контроля.  

Назовите свидетельства, подтверждающие наличие регулирующей функции налога. Почему налогу присуща эта функция  

В стимул или антистимул экономики налог превращается под воздействием целого комплекса объективных и субъективных факторов , которые разделяют на две группы. В качестве критерия выступает паритет между функциями налогообложения. Интеграция в действующем на практике налоговом механизме фискальной и регулирующей функций, т. е. логическое сосуществование косвенных и прямых налогов , способствует равновесию экономических интересов за счет равно-  

Регулирующая функция. Она заключается в стихийном установлении необходимых пропорций в структуре производства на основе соотношения спроса и предложения.  

Остается актуальным развитие регулирующих функций органов исполнительной власти путем принятия ими актов, содержащих программные цели и мероприятия, обеспечивающие условия для благоприятного развития отраслей, регионов и видов производств . Реализация целевых комплексных программ развития инфраструктуры , товарных рынков , стабилизации экономического положения отдельных отраслей и предприятий, создания и сохранения рабочих мест вносит определенный вклад в экономику регионов и страны в целом. Сохраняет свое значение применение функциональных правил, способствующих введению специфических режимов деятельности в той или иной сфере и выполнению определенных видов работ. К их числу можно отнести положения о порядке регистрации сделок с недвижимостью, об энергонадзоре, об атомном надзоре правила предоставления услуг телефонной и телеграфной связи , оказания услуг по вывозу твердых и жидких отходов, пользования системами водоснабжения и др.  

Таким образом, статистические аргументы убедительно подтверждают утрату абсолютной рентой ее внутренней стоимостной базы в продукции современной горнодобычи. В производстве углеводородного сырья данная рента лишилась этой своей основы, по всей вероятности, еще задолго до первого обострения энергетического кризиса в капиталистическом мире. Повышение органического строения капитала над средним общественным уровнем и соответственно цены производства начнет практически, а не только теоретически проявлять свои регулирующие функции в области цено- и рентообразования. Судя по депрессивному влиянию, которое удешевление жидкого топлива на мировом капиталистическом рынке в первой половине 80-х годов оказало на деловую активность в данной области, сроки массового производства СЖТ вновь отдалились 12. Однако в принципе уже никто не подвергает серьезному сомнению перспективность таких способов получения энергетического и химического сырья, как и тот факт, что они будут заменять традиционные источники жидких и газообразных углеводородов не мгновенно, а постепенно, по мере исчерпания последних.  

Как один из прямых результатов их активной регулирующей функции в нефтедобыче и отчасти на рынке жидкого топлива начала формироваться государственная монопольная рента , достигающая особо заметных размеров при обострениях дефицита этого товара, которые, по-видимому, приобрели периодический характер на современном продолжительном этапе глубокой структурной перестройки энергопроизводства и потребления.  

Смотреть страницы где упоминается термин Регулирующая функция

:               

Смотреть главы в:

Это наилучшее средство для поиска информации на сайте

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержа­ние налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспреде­лительных отношений в процессе создания общественного богат­ства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы:

  • только фискальная ;
  • фискаль­ная и регулирующая (присущие высокоразвитым рыночным отно­шениям);
  • многофункциональное проявление сущности налогов (кроме фискальной и регулирующей функции выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции).

Наиболее логичным видится выделение четырех функций налога :

  1. фискальной;
  2. распределительной (социальной);
  3. контрольной;
  4. регулирующей:
  • стимулирующая;
  • дестимулирующая;
  • воспроизводст­венная.

Фискальная функция (от лат. fiscus - государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

  • использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы - большие налоги»;
  • повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
  • использование повышенных акцизов и на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
  • применение ориентированных льгот, необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
  • использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.

Контрольная функция налогов заключается в обеспечении го­сударственного контроля за финансово-хозяйственной деятельно­стью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной - через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприя­тий в сфере налогообложения, направленных на усиление государ­ственного вмешательства в экономические процессы (для предот­вращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объ­ема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение , и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство - налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками.

А.В. Брызгалин выделяет в регулирующей функции налогов три под­функции:

  • стимулирующую;
  • дестимулирующую;
  • воспроизводст­венную.

Подробнее о подфункциях

Стимулирующая подфункция заключается в формировании по­средством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельно­сти. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности: льготные режимы налогооб­ложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым ка­тегориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организа­ции, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образова­ние, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.

Вместе с тем стимулировать можно не только развитие опреде­ленных предприятий и отраслей, но и отдельные территории, на­пример посредством установления на них льготного порядка нало­гообложения (устройством так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налого­вый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъ­ектов, но это лишь один из аспектов для стимулирова­ния их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработан­ного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не по­могут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.

Дестимулирующая подфункция , напротив, заключается в форми­ровании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют разви­тие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдель­ных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. По­вышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.

Однако избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие произ­водства нежелательных продуктов или услуг в этом случае будет сохраняющийся спрос. Вариации же налоговыми ставками не без­граничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.

Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отображением предыдущей. Так, посред­ством увеличения доли косвенного налогообложения можно дести­мулировать процессы потребления и стимулировать накопление, а следовательно, инвестиции. Посредством высоких импортных по­шлин можно дестимулировать потребление зарубежных товаров и стимулировать отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, реко­мендуемое рядом авторов, например В.Г. Пансковым, видится не­достаточно обоснованным, поскольку при стимулировании разви­тия определенных производств, отраслей и территорий сдерживает­ся развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация