Чем отличается страна от государства: определения и примеры. Отличие государства от догосударственного общества и от других организаций в обществе

Главная / Суд

Понятие общества, его отличие от государства.

Люди в подавляющем большинстве случаев живут не иначе, как среди других людей, т. е. в обществе: стараясь достигнуть определенные цели, удовлетворить свои потребности и интересы, каждый из нас постоянно вступает в различные отношения с другими людьми. Вряд ли многие из нас смогли бы выжить без общества, без других людей – ведь сейчас редко кто обеспечивает самого себя продуктами (печет себе хлеб из самостоятельно выращенного зерна, впоследствии самостоятельно перемолотого в муку на самостоятельно выстроенной мельнице, и т. д.), предметами даже первой необходимости (теплая одежда, обувь и т. п.), не говоря уже о предметах, облегчающих жизнь современного человека (компьютер, стиральная машина) или о предметах роскоши (ювелирные изделия, дорогие автомобили). Всем нам помогает то, что в большом обществе каждый из его членов несет на себе какую-то общественно-полезную функцию (к примеру, земледельцы обрабатывают землю и выращивают сельскохозяйственную продукцию, по заказу коммерсантов водители перевозят выращенную продукцию с полей на перерабатывающие заводы, рабочие этих заводов изготавливают из выращенных овощей и фруктов консервы, затем консервы с помощью водителей перевозятся в магазины, продавцы продают консервы, а обычные потребители приходят в магазин и покупают готовые консервы, даже не задумываясь о том, люди скольких профессий вложили часть своего труда в обычную банку консервов, которую изготовить самому потребителю было бы чрезвычайно сложно, если вообще такое возможно).

Что же такое общество? Можно ответить кратко: люди, вступающие между собой в различные отношения. Но так ли это? Если мы посмотрим на множество людей, спешащих по улицам города, то увидим, что одни вышли просто погулять, другие – на работу, учебу, третьи – за покупками, и т. д. Можно ли эту массу людей, собравшихся в какой-то момент в одном месте, признать за общество? Вряд ли. Другой пример – очередь в магазине. Независимо от того, сделают ли покупку стоящие в очереди, очередь разойдется так же легко, как и образовалась.

Таким образом, не всякая совокупность людей называется обществом . Чтобы составить общество, масса людей нуждается в чем-то, что свяжет их в единое целое. Эта связь создается на основе общего интереса и должна иметь постоянный характер.

Отсюда мы можем вывести определение общества: это совокупность людей, объединенных сознанием того, что у них есть постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены наилучшим образом только их совместными усилиями. Кстати, по латыни слово «общество» звучит как «социум» (socium) , поэтому слова «общественный» и «социальный» - это синонимы.

Главной фигурой общества является человек, который выступает первичной «клеточкой» общества.

Любое общество нуждается в управлении, регулировании общественных отношений. Причем чем дальше идет развитие человечества, тем сложнее, запутаннее становятся отношения между людьми, и тем больше возрастает потребность в управлении этими отношениями. Эти задачи берет на себя государство.

Государство – это система управления обществом. С одной стороны, государственный аппарат пронизывает все общество широкой сетью формализованных отношений власти и подчинения (при этом представителями государства являются конкретные люди, являющиеся членами общества), а с другой стороны, все члены общества скреплены единой формальной меркой – гражданством или подданством.

Современные общества можно различать по многочисленным показателям, но в них есть и идентичные признаки, что позволяет их типологизировать. Одним из главных направлений в типологии общества является выбор форм государственной власти, политических отношений, как критериев для разделения отдельных типов общества. К примеру, у Аристотеля и Платона общества подразделяются по типу государственного строя: демократия, аристократия, тирания, монархия и олигархия. В наше время при подобным подходе выделяют авторитарные общества (сочетают элементы демократии и тоталитаризма), демократические - население имеет механизмы влияния на государственные структуры, тоталитарные - все основные направления социальной жизни определяет государство.

Марксизмом положено в основу типологизации социума отличие обществ по типу производственных отношений в отдельных общественно-экономических стадиях: первобытнообщинное общество (присваивающий простейший способ производства); с азиатским способом производства общества (наличие уникальной коллективной собственности на землю); общества рабовладельческие (использование труда рабов и собственность на людей); феодальные общества (эксплуатирование прикрепленных к земле крестьян); социалистические или коммунистические общества (за счет устранения частнособственнических отношений равное отношение всех к собственности на средства производства).

Рассмотрение типов обществ является целью этого исследования.

В современной социологии наиболее устойчивой признается типология, основанная на выделении постиндустриального, индустриального и традиционного обществ.

Традиционное общество (или аграрное, простое) - общество с малоподвижными структурами, аграрным укладом и способом социокультурного регулирования, в основе которого лежат традиции. Поведение индивидов в таком общество регламентируется нормами традиционного поведения (обычаями), строго контролируется. В подобном обществе устоявшиеся социальные институты, среди которых главным является семья или община. Любые социальные нововведения считаются недопустимыми. Такому обществу присущи низкие темпы развития. Для него ключевым показателем является устоявшаяся социальная солидарность, что установил, исследую общество коренных австралийских жителей, еще Дюркгейм.

Современные общества относят к индустриальным и постиндустриальным обществам.

Индустриальное общество - тип организации социальной жизни, в котором сочетаются интересы и свобода индивида с общими принципами, регламентирующими их совместную деятельность. Для подобных обществ характерны социальная мобильность, гибкость социальных структур, широкая система коммуникаций.

Отрицательной стороной постиндустриального общества стала опасность ужесточения через доступ к электронным средствам массовой информации и коммуникациям социального контроля со стороны правящей элиты над гражданами и обществом в целом.

В наше время теория постиндустриализма детально разработана. Эта концепция имеет как большое количество сторонников, так и все увеличивающееся число противников. В науке сформировались два основных направления восприятия будущего совершенствования человеческого общества: технооптимизм и экопессимизм. Технооптимизм рисует более оптимистичное будущее, предполагая, что научно-технический прогресс справится со всеми невзгодами на пути развития общества. Экопессимизм предсказывает тотальную катастрофу к 2030 г. из-за усиливающегося разрушения биосферы нашей планеты.

Анализируя историю социальной мысли, можно обнаружить несколько типологий общества.

Основателем социологии считается французский ученый О. Конт, который предложил трехчленную стадиальную типологию, включающую:

Стадию военного господства;
- стадию феодального господства;
- стадию промышленной цивилизации.

В основе типологии Г. Спенсера заложен принцип эволюционного развития обществ: от элементарного к более дифференцированному. Спенсер развитие обществ видел как неотъемлемую часть общего для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, которым присуща высокая однородность, подчиненное положение индивид и господство принуждения как фактора объединения. Далее через ряд промежуточных этапов общество достигает высшего полюса - становится индустриальным: в нем начинают доминировать демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм.

Типологии общества в классический период становления социологии.

Подобные типологии имеют отличия от описанных выше. Социологи данного периода свою задачу видели в том, чтобы объяснить ее, основываясь не на единых законах развития природы, а исходя из нее самой и внутренних ее закономерностей. Например, Э. Дюркгейм искал «исходную клетку» социального как такового и для этого стремился найти элементарнейшее, «простейшее» общество, наиболее примитивную форму организации «коллективного сознания». В связи с этим его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. осознания членами своего единства. Простым обществам присуща механическая солидарность, так как составляющие их личности чрезвычайно схожи по жизненной ситуации и сознанию. В сложных обществах существует разветвленная структура дифференцированных функций индивидов, и поэтому индивиды существенно отличаются друг от друга по сознанию и образу жизни. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической». И тот и другой типа солидарности имеются в любом обществе, но в архаических обществах преобладает механическая солидарность, в то время как в современных - органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер представлял социальное как некую систему подчинения и господства. Его концепция основывалась на понимании обществе как об итоге противостояния за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу имеющегося в них господства. Харизматический тип господства появляется на основе личной особой силы (харизмы) предводителя. Харизмой часто обладают вожди и жрецы, подобное господство внерационально и не требует уникальной системы управления. Согласно Веберу, современное общество характеризуется легальным типом господства, основанным на праве, характеризующимся наличием бюрократической системы управления и принципа рациональности.

Типологии французского социолога Ж. Гурвича присуща сложная многоуровневая система. Ученый указывает на четыре типа архаических обществ, имевшим первичную глобальную систему:

Родоплеменные (американские индейцы, Австралия);
- племенные, разнородные и слабо иерархизованные объединения, группировавшиеся вокруг вождя, которому приписывалась магическая сила (Меланезия и Полинезия);
- племенные с военной организацией, состоявшие из кланов и семейных групп (Северная Америка);
- родовые племена, сгруппировавшиеся в монархические государства («черная» Африка).

Харизматические общества (Япония, Персия, Древний Китай, Египет);
- патриархальные общества (славяне, евреи эпохи Ветхого Завета, гомеровские греки, римляне и франки);
- города-государства (итальянские города эпохи Возрождения, римские города и греческие полисы);
- феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
- общества, где зародился просвещенный абсолютизм и капитализм (Европа).

В нынешнем мире Гурвич выделяет: общество плюралистского коллективизма; либерально-демократическое общество, которое построено на принципах коллективистского этатизма; технико-бюрократическое общество и др.

Для постклассического этапа истории социологии характерны типологии, базирующиеся на принципе технологического и технического развития обществ. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется типология, выделяющая традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества отличаются доминирующим развитием сельскохозяйственного труда. Основной сферой производства становится заготовка сырья, которая осуществляется крестьянской семьей; главным образом члены общества желают удовлетворить бытовые нужды. Экономика базируется на семейном хозяйстве, способном удовлетворить практически все свои потребности. Технический прогресс незаметен. Главным методом принятия решений является метод «проб и ошибок». Социальные отношения и социальная дифференциация развиты слабо. Подобные общества ориентированы на традицию, значит, ориентируются на прошлое.

Индустриальное общество - это общество, характеризующееся преимущественным развитием промышленности и стремительными темпами экономического роста. Экономический прогресс реализуется главным образом за счет потребительского, экстенсивного отношения к биоресурсам: для удовлетворения своих актуальных нужд подобное общество максимально полно разрабатывает имеющиеся в его распоряжении природные ресурсы. Основной сектор производства - переработка и обработка материалов, которые осуществляют коллективами рабочих на заводах и фабриках. Данное общество стремится к удовлетворению социальных потребностей и наибольшей адаптации. Главным методом утверждения решений является эмпирическое исследование.

Постиндустриальное общество - общество, процесс зарождения которого происходит в настоящее время. Оно имеет несколько важных отличий от индустриального общества. Так, если для индустриального общества свойственно максимальное внимание на развитии промышленности, то в постиндустриальном приоритет отдан технологиям, знаниям и информации. Также, стремительно совершенствуется, обгоняя промышленность, сфера обслуживания.

Базисом постиндустриального общества признается информация, что в свою очередь формирует еще один тип общества - информационное. По замыслу приверженцев концепции информационного общества, зарождается абсолютно новое общество, характеризуемое процессами иными чем тем, что имели место на предшествующих стадиях развития обществ даже в XX в. К примеру, централизация сменяется регионализацией, вместо бюрократизации и иерархизации - демократизация, концентрацию заменяет процесс разукрупнения, а индивидуализация приходит вместо стандартизации. Описанные процессы обусловлены информационными технологиями.

Предлагающие услуги люди, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Так, преподаватели передают знания студентам, ремонтники применяют свои знания для обслуживания техники, врачи, юристы, дизайнеры продают свои специализированные знания и навыки. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они используют и передают знания для оказания услуг, за которые другие готовы платить.

Ученые применяют уже понятие «виртуальное общество» для описания современного типа общества, которое развивается под воздействием информационных технологий (прежде всего интернет-технологий). Из-за компьютерного бума, охватившего современное общество, виртуальный мир становится новой реальностью. На виртуализацию (вытеснение реальности симуляцией) общества, указывают многие исследователи. Этот процесс нарастает, становясь тотальным, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, кардинально изменяя свои статус и облик.

Под постиндустриальным обществом понимается также общество «постэкономическое», «посттрудовое», иными словами общество, где экономическая подсистема теряет свое определяющее значение и труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе личность утрачивает прежнюю свою экономическую сущность и перестает рассматриваться как «человек экономический»; она ориентируется на иные, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на гуманитарные, социальные проблемы, а приоритетными становятся вопросы безопасности и качества жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем образуются новые критерии социального благополучия и благосостояния.

Как следует из концепции постэкономического общества, которую разработал российским ученый B.Л. Иноземцев, в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, в постэкономическом обществе для большинства людей основной целью становится развитие их собственной личности.

Таким образом, в истории существовали и в настоящее время продолжают существовать самые разнообразные общества. В широком смысле общество понимается как взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении данное понятие представляется некоей совокупностью людей, которые наделены собственными волей и сознанием и которые проявляют себя в свете определенных интересов и настроений. Любое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция. Для научных и практических целей важно выявить те, которые обладают некоторыми существенными аналогичными признаками. На этом основании их можно сравнивать и даже в некотором отношении прогнозировать их развитие. Все разнообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, обществоведы подразделяют на определенные типы. Имеется множество способов классификации обществ. Один из них предполагает выделение доиндустриального (традиционного) общества и индустриального (современного, промышленного) общества.

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13) .

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города - морские бухты; города - центры торговых путей и т.п.).

Отличие государства от догосударственного общества заключается в следующем:

1) в догосударственном обществе принадлежность индивида к определенному роду обусловливалась кровно-родственными связями. Род не имел строго установленной территории. Территория является материальной базой государства, основой его суверенитета и признания ее субъектом международного права (суверенитет государства - это верховенство, самостоятельность, полнота, единство и неделимость власти государства в пределах его территории, а также ее независимость и равноправие во внешних отношениях). Кроме того, государство делится на административно-территориальные или политико-территориальные единицы. Политическая власть государства, его суверенитет распространяется на всех людей, живущих на ее территории. При первобытном строе территориального деления не было. В государственно-организованном обществе на смену кровно-родственному принципу пришел принцип территориальной организации. Государство должно локализованную территорию, на которую распространяется ее суверенная власть, а население этой территории превращается в подданных или граждан государства;

2) в первобытном обществе носители властей не отделялись от других членов общества; в социальном смысле власть была непосредственно общественной, основывалась на принципах первобытной демократии, общественного самоуправления, опиралась на авторитет и традиции общества. Власть выполнялась рядовыми и выборными членами рода добровольно, специального профессионального аппарата управления не существовало. Власти почти не разделялись по отдельным функциям на определенные виды (исключая военачальников). Власть должна такие качества, как единство, взаимопомощь, сотрудничество. Члены рода выполняли свои функции на основе убеждения. Специальных органов, которые выполняли бы функции принуждения, не было. Рид также защищал своих членов от внешних врагов, для чего использовалась военная сила или месть родственников. Войско формировалось только в случае необходимости из мужчин рода или племени, способных носить оружие. В социально-неоднородном (в частности классовом) обществе носители власти в организационном отношении отделены в отдельные структуры, "отряды", возникает профессиональное управление (особый механизм управления людьми). Политически публичный характер власти воплощается в государственно-правовых институтах, отделенных от населения, в то же время выступают официально от имени общества в целом (эта черта и характеризует публичность власти). Публичная власть не совпадает с населением. Функции власти распределяются между органами, возникает специфическая структура власти. Для осуществления своих разнообразных задач и функций каждое государство создает различные органы и организации, система которых образует механизм государства. Он включает в себя государственные предприятия, организации и учреждения, аппарат государства, государственные органы специального назначения;

3) государственная организация возникла при расслоении первобытного общества в период распада родового строя. Если в первобытном обществе социальная власть выражала и защищала интересы всех членов общества, то государство в социально неоднородном обществе защищает интересы господствующей его части или социальной группы (только в наше время, в период существования стран с развитой демократией, она пытается учитывать, выражать и защищать интересы всех слоев населения). Таким образом, власть в первобытном обществе и его органы (собрание рода или племени, старейшины, вожди, военачальники и т.п.) не имели политического характера, были явлением неполитическим. С появлением политических отношений (политика - сфера деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти) возникают политическая и правовая системы;

4) в первобытном обществе населения не облагалось, а в социально неоднородном (в частности классовом) обществе для удержания государственной власти устанавливаются налоги. Государство требует значительных затрат для содержания публичной власти, отделенной от основной массы населения;

5) в первобытном обществе власть распространялась на всех членов рода, племени, на какой бы территории они ни находились. В государстве власть распространяется на всех людей, находящихся на определенной территории, принадлежащей ей;

6) в государстве складывается система особых общеобязательных правил поведения - юридических норм, которых не знало первобытное общество. Понятие таких норм стало обозначаться термином "право". Право юридически оформляет государство и государственную власть, и тем самым делает их легитимными, законными. Юридические нормы определяют сферу отношений, регулируемых государством, делают государственные решения общеобязательными, устанавливают права и обязанности, а также определяют возможные способы и меры наказания за нарушение указанных правил. Этой системы особых общеобязательных правил поведения - юридических норм не знало первобытное общество. Конечно в этом обществе были нормы поведения, регламентирующих общественные отношения. Но они имели социальный характер, отражали интересы и волю всех членов рода и племени. Такими нормами были обычаи и традиции, которые присутствуют правилам общежития и предписаниям религиозного характера, а также всевозможные запреты (табу). Они устанавливались самым коллективом, передавались из поколения в поколения (например, уважать старших, выполнять распоряжения вождей и старейшин, обычаи кровной мести и т.д.). Гарантом их соблюдения основном был не принуждение, не страх перед властью, перед наказанием (хотя это и имело место: основным видом наказания было изгнание из рода), а страх перед сверхъестественными силами и богами. Все это связано с мифологическим мировосприятием первобытных людей, поэтому и обеспечивалось их внутреннему убеждению, одобрением или осуждением родственников. Соблюдение обычаев означало уважение к предкам, дух которых постоянно наблюдает за жизнью на земле. Любое нарушение обычаев могло привести к негативной реакции духов на земле и навлечь опасность для этнической группы или даже отдельного человека. Эти нормы носили характер мононорм, то есть одна норма регламентировало разносторонние общественные отношения (религиозные, нравственные, производственные, бытовые и другие). Они были вообще отражением единства членов рода. И, конечно, имели устную форму. Вместе с тем низкий уровень сознания и отсутствие чувства вины исключали возможность четкого распределения норм на права и обязанности (то есть право и обязанность почти не разграничивались).

В отличие от социальных норм поведения в первобытном обществе нормы юридического права в государстве выражают волю определенных классов, других слоев социально неоднородного общества. Они внешне объективирован, общеобязательные и формально определены в нормативных актах и ​​других источниках права. С самого начала образования государств первобытные обычаи или традиции приспособились к интересам господствующего класса, обеспечивались соответствующими санкциями, реализация их поддерживалась аппаратом государственного принуждения, и это было средством подчинения населения воли экономически и политически господствующего класса. Первобытные нормы переросли в юридические нормы разностороннего характера. Сами начала заниматься правотворческой деятельностью, с появлением письменности эта деятельность начала воплощаться в законах, указах или иных актах. Право возникло также в результате преобразования решений судебных органов по конкретным делам в общие нормы, обязательные для решения аналогичных дел. В нормах права четко стали разграничиваться права и обязанности. То есть, каждое субъективное право одного субъекта стало обеспеченным долгом другое.

Отличие государства от других организаций, которые существуют в обществе, заключается в следующем:

1) в каждом социально-неоднородном обществе может существовать только одно государство, а организаций - много;

2) только государство выступает официальным представителем всего общества, все другие организации представляют лишь часть общества;

3) только государство может решать общественные дела, другие организации решают дела, касающиеся, как правило, только части общества;

4) государство располагает специфический аппарат и материальные средства для выполнения своих функций, только этот аппарат имеет властные полномочия в отношении всех других членов общества, других организаций;

5) только государство может устанавливать общеобязательные для всего населения правила поведения - юридические нормы;

6) только государственная власть характеризуется суверенитетом - верховенством, полнотой, неделимость власти, самостоятельностью и формальной независимостью власти от любой другой организации или лица как в своей стране, так и за ее пределами.

Общение, безопасность, дружба – естественные потребности человека, без которых он не сможет чувствовать себя счастливым. В современной политике существует две категории, которые зачастую противопоставляются друг другу – «гражданское» общество и «полицейское» государство. В то же время, между ними есть множество схожих черт, да и сами понятия дополняют друг друга. В чём кроются коренные отличия между данными способами взаимодействия людей и так ли непримиримы позиции «соперников»?

Определение

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Сравнение

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.

В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Выводы сайт

  1. Происхождение. Общество – это самое раннее объединение людей, возраст которого оценивается тысячелетиями. Первые государства появились относительно «недавно»: ближе к началу Новой эры, и представляли собой гипертрофированные социумы (Египет, Рим, Греция).
  2. Способ управления. Все решения в обществе принимаются по согласию участников, каких-либо мер принуждения не предусмотрено. Управление в государстве осуществляется императивными методами, за несоблюдение правил предусмотрена ответственность, власть может находиться в руках одного человека или группы лиц.
  3. Структура. Общество может иметь формального лидера или представлять собой линейную структуру, государство же всегда наделено публичной властью, обладающей иерархичностью и группой сторонников.
  4. Вход и выход. Человек может одновременно принадлежать к одному или нескольким обществам, свободно перемещаясь между ними, если речь не идёт о закрытых социумах (армия, полиция, тайный клуб). Единовременная принадлежность к нескольким государствам затруднительна и допускается только в случаях, установленных законом.
  5. Численность. Для создания общества достаточно двух индивидуумов, в то время как даже в самом маленьком государстве количество граждан составляет как минимум несколько сотен.
  6. Идентичность. Общества могут дублировать друг друга, а государства всегда будут уникальными.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация