Жизнь в японии отзывы русских. Факты о жизни в японии, которые вызывают кучу вопросов у иностранцев. Стоимость бытовых услуг

Главная / Налоги

В переводе с малайского название этого длиннорукого ярко-рыжего примата означает «человек леса». Самые большие древесные животные в мире, орангутаны (лат. Pongo ) как нельзя лучше приспособлены к жизни в тропических лесах островов Борнео и Суматры. В русском языке равнозначным является вариант названия «орангутанг ». Эти близкие родственники человека прекрасно развиты, как физически, так и интеллектуально.

У взрослых орангутанов колоссальный для их роста размах рук, достигающий двух метров. Когда полутораметровый самец стоит на двух ногах, его руки практически касаются земли. Такие сильные, с загнутыми пальцами, руки и ноги жизненно важны для приматов, проводящих почти девяносто процентов своего времени на дереве.

Орангутанги едят, отдыхают и спят среди ветвей, используя крупные листья как строительный материал для гнезда или в качестве зонтика, защищающего их от затяжных тропических ливней. Чтобы поесть или утолить жажду орангутанам совсем не обязательно спускаться на землю, все, что им нужно, они в избытке могут достать на расстоянии вытянутой руки – спелые плоды, сочные листья, воду, скопившуюся в дуплах деревьев.

Орангутаны – прирожденные созерцатели. В то время как другие приматы начнут прыгать с ветки на ветку в поисках фруктов, эти мудрые животные будут просто сидеть и ждать, когда плоды чудесным образом сами предстанут перед их взором, а затем спокойно примутся обедать. Это не значит, что орангутаны не делают тех же вещей, что и их сородичи, просто у них свой, особый взгляд на окружающий мир. И собственный подход к решению проблем.

Например, если дать неправильной формы колышек и несколько отверстий, он начнет примерять его ко всем отверстиям, пока не найдет совпадение. Орангутан поступит иначе – он будет смотреть по сторонам, почешет себе колышком голову, а затем вальяжно, как бы между прочим, вставит его в нужное отверстие, при этом его внимание уже будет целиком занято чем-то другим.

Почти вся жизнь орангутангов тесно связана с листьями. Каждую ночь они строят новое гнездо из крупных плотных листьев (затрачивая на это не более пяти минут), листьями питаются, под ними прячутся от дождя и солнца и даже укутываются ими как пончо. В отличие от шимпанзе, горилл и , орангутаны предпочитают одиночество.

Изредка самки с детенышами общаются с другими самками, встречая их среди ветвей фруктовых деревьев. Самцы менее дружелюбно настроены к конкурентам и заявляют о своем отношении оглушительным ревом, слышным на расстоянии двух километров. Заодно и привлекают внимание находящихся поблизости самок.

Только один раз в восемь лет самка орангутана может стать матерью, а ее детеныш проведет рядом с ней первые семь или восемь лет своей жизни, пока не научится существовать без посторонней помощи.

Такое длинное детство объясняется тем, что у молодого орангутана, в отличие от его сверстников среди шимпанзе и горилл, живущих группами, есть всего один учитель и помощник – его мама. Из года в год она обучает его премудростям выживания в тропическом лесу, а он постепенно запоминает карту леса и учится безошибочно определять, где, в какое время и на каких деревьях только появляются цветы, и точно знает, где уже подоспели сочные плоды.

Сегодня модно ставить во всем в пример японцев и мечтать достигнуть их уровня бытия. Вместе с тем на постоянную жизнь в благополучной Японии решаются только самые преданные ценители ее культуры и особенного менталитета и смелые специалисты, уезжающие туда работать. Оно и понятно – страна для среднестатистического обывателя слишком самобытная, чтобы жить в ней комфортно. Однако не все боятся трудностей и с успехом находят свой смысл жизни на островах Древней Ямато. Основное правило здесь для удачи – заранее знать, к чему конкретно готовиться.

Если решение жить рядом с японцами пришло после туристического путешествия или личной поездки на японскую землю, значит, хоть какое-то представление о японской реальности имеется, можно приступать к следующим этапам подготовки к . Однако если хочется уехать в страну Восходящего Солнца с нуля, на авось, следует учитывать, что обычный сценарий прибытия за границу, работающий для других стран, здесь может провалиться, начиная уже с аэропорта. Чего стоит только то, что традиционные листки прибытия-убытия для прохождения пограничного контроля отпечатаны полностью по-японски, но на английский не продублированы. А без правильного их заполнения в страну никто не пустит. Поэтому новичкам, прежде чем рваться на острова насовсем или надолго, полезнее первый раз съездить туда в качестве туриста в составе обеспеченной гидом группы.

Образец заполнения японской миграционной карты. Кликните для увеличения.

В крайнем случае, следует максимально подробно проштудировать как можно больше разных блогов, форумов, тематических веб-сайтов, где Япония представлена глазами русских, непосредственно в ней побывавших долгое время или проживающих ныне. Благо, их рассказов и видео в сети весьма предостаточно.

Ехать на острова самостоятельно рекомендуется уверенным в своих способностях сообразительным людям. Иначе, по опыту бывалых, не удастся не только выбраться из аэропорта, устроиться на ночлег, не попасться на обман, но и элементарно купить чего-нибудь поесть в первое время.

Поможет ли английский?

Хорошо владеющие английским языком могут подумать, что им любая загранпоездка по плечу, а уж тем более развитая, цивилизованная Япония, ведь весь передовой мир знает English. Представление неверное и подведет с первых же шагов новой японской жизни – японцы практически не говорят по-английски. А те, что говорят, стесняются своего произношения и тоже не говорят. Поэтому на более-менее комфортное существование здесь можно рассчитывать, только зная местную речь. А еще лучше, оба иностранных языка вместе. Тогда есть хороший шанс получить приличную работу, сделать карьеру, завести полезный круг друзей.

Японский — один из наиболее сложных в мире, но без его знания жить в стране проблематично

Без языковых познаний тоже возможно переехать и постоянно проживать. Но это будет жизнь, полностью изолированная от общества, и на диаспору русскоязычных лучше особо не надеяться, она очень малочисленная. Более того, все официальные документы, указатели, газеты, счета, объявления исполняются государством только традиционными иероглифами. А от обращающегося по-английски норовят вежливо, но быстрее отойти. Так что язык учить придется в любом случае, и начать делать это лучше не прямо на месте, а несколько раньше.

Снимаем жилье

Для краткосрочных визитеров государство создало отличные гостиничные сети. Однако длительным постояльцам и переселенцам дешевле и разумнее снять квартиру, ибо день отеля съедает до 3 тыс. российских рублей. Едущим по работе часто предоставляется служебное жилье.

Особенности местного рынка недвижимости:

  1. Стоимость аренды отдельной, однокомнатной квартиры составляет в среднем 30-40 тысяч р.р.
  2. Понятия габаритов, ввиду плотности населения, отличаются от привычных, родных: небольшая жилплощадь – 6-15 м2, средняя квартира – 20-35 м2, большие апартаменты – все, что просторнее средних.
  3. Чем ближе к центру города, тем меньше метраж квартиры, тем она дороже. Более вместительное жилье на периферии дешевле.
  4. При заключении договора аренды нередко требуется залог, равный 2-3 месяцам оплаты, комиссия риелтору в размере одного месяца оплаты, а также специальный подарок хозяину «за ключи» — сумма, равная 1-3 месяцам оплаты жилья. При продлении договора, за ключи следует «поблагодарить» снова.

Что касается покупки собственной жилплощади, то здесь свои тонкости:

  1. То, сколько стоит квартира, не зависит от состояния дома, где она находится, а зависит от удаленности от центра.
  2. Апартаменты промежуточного типа (среднее между «эконом» и «бизнес») размером около 60 м2 стоят 20-25 млн. р.р.
  3. Большой, отдельный дом в черте города обойдется в ту же сумму, что обычная, небольшая городская квартира.
  4. Покупка жилья возможна за счет государственных ипотечных программ, предлагающих займы под 1% на 100 лет (долг переходит по наследству).
  5. При покупке дома на отдельном участке земли сделка облагается шестью видами налогов и сборов, что вместе складывается в 10% от общей стоимости вложения.
  6. Приобретение местной недвижимости иностранцем засчитывается ему в большой плюс при подаче заявления на гражданство или вид на жительство.

Основной трудностью для иммигрантов, коим нужно обеспечить себя жильем в Японии, выступает то, что многие агентства недвижимости подчеркнуто не имеют дел с иностранными поданными. Те же, что предоставляют такие услуги, склонны сильно завышать цены, надеясь на непонимание языка и ситуации. Поэтому жилье лучше искать с местным посредником, который параллельно может выступить успокаивающим подозрительных агентов поручителем.

Работа и заработки

Полноценная жизнь в Японии невозможна без работы, если только на счетах не лежит пара свободных миллионов йен. Но на заработки коренных островитян равняться не стоит – иностранцам государство разрешает получать зарплату, эквивалентную сумме, не выше 1,5 тыс. долларов США. Тем не менее, и на эти деньги прожить можно. Но только если кормить себя одного. Семье потребуется доход от 2-2,5 тыс. долларов.

Статистика средней зарплаты в Японии по данным Министерства здравоохранения, труда и благосостояния (иен в месяц). По состоянию на ноябрь 2018 года она увеличилась до 321210 иен/в месяц.

Другой вопрос – как найти нормальную вакансию. Низкоквалифицированный труд иммигрантам недоступен по двум госустановкам:

  • не брать иноземцев на должности, куда много кандидатов среди самих японцев;
  • не брать иноземцев без знания языка.

Так что даже дворником, продавцом или уборщицей так просто поступить к японцам не получится.

Хорошо знающих японский язык выручит местное законодательство, обязывающее преподавать языки только их носителями – можно устроиться преподавателем русского в учебных заведениях. Остальным лучше быть сообразительными IT-ишниками или талантливыми научными работниками. Именно на этих поприщах находят себя 95% соотечественников в Японии. Еще одна сфера деятельности, могущая принести заработок иностранцу – редкие способности к дизайну, моде.

Что и сколько стоит?

Высокий уровень жизни не исключает высоких цен. По состоянию на 2019 год, цены на продукты питания установлены следующие:

  • хлеб: 182¥ или 109 р.р.;
  • молоко, л: 175¥ или 104 р.р.;
  • картофель, кг: 1180¥ или 704 р.р.;
  • рис, кг: 373¥ или 223 р.р.;
  • яйца, коробка по 12 шт.: 218¥ или 130 р.р.;
  • мясо, кг: от 830 до 1800¥ или от 500 до 1070 р.р.;
  • курица, кг: 644¥ или 384 р.р.;
  • чай в пакетиках, упаковка: 218¥ или 130 р.р.;
  • апельсины, яблоки, кг: 317¥ или 190 р.р.;
  • вино, 0,7: 787¥/470 р.;
  • пиво, 0,5:182¥/109 р.;
  • сакэ, 0,3: 462¥/276 р.
  • сигареты, пачка: 400¥/238 р.;
  • метро, проездной на день: 1000¥/596 р.;
  • бензин, л: 103¥/61 р.

Другими словами, чтобы получить примерные рублевые данные, нужно цену на товары в йенах умножить на 0,6. Также стоит знать, большое количество японских магазинов снижает свои расценки за пару часов до закрытия (вечером).

Автомобиль – роскошь?

Несмотря на лидерство среди автомобильных производителей, сами японцы предпочитают обходиться без личного транспорта, за исключением велосипедов. Причины тому: большая стоимость бензина (в 2 раза выше, чем в России), большая загруженность улиц, нехватка парковок. Автомобили используют большей частью загородные жители для поездок на работу.

Такси есть везде, посадка 200-300 рублей, но конечная цена вырастает в разы, так как по дороге учитываются: время вызова, время поездки, километраж, условия. Километр стоит около 50 рублей.

Удобнее всего ездить на общественном транспорте. Его работа организована на очень высоком уровне – поезда метро, автобусы, троллейбусы-трамваи, паромы – ничто, никогда не опаздывает, даже ненадолго. Поэтому планировать дорогу и день можно спокойно до минуты.

Досуг и японские развлечения

Наиболее распространенные развлечения потомков самураев:

  • шопинг;
  • посиделки в кафе, барах;
  • сеансы кино;
  • телевидение;
  • корпоративы (особенно на природе);
  • день, проведенный с семьей.

Отдыхать с друзьями за чашечкой кофе или с выпивкой в баре вполне подъемно по ценам, сопоставимо с московскими расценками. Но кино недешевое – от 500 до 1000 рублей за сеанс. Выход – ловить скидочные дни, когда привилегиями пользуются либо девушки, либо парни, либо студенты и так далее. Дороже всего билеты на прайм-тайм, дешевле в непиковые часы.

Шопинг японцы обожают, но совсем не в плане покупок одежды и фурнитуры, а в отношении новинок технологий, девайсов, гаджетов. Страна любит и умеет производить такой товар, поэтому стоит он ниже, чем за границей.

Местное телевидение русскому человеку, скорее всего, покажется скучным – много рекламы о еде, много ток-шоу, передач про выбор продуктов. Зато нет засилья негативных, политических и криминальных новостей.

Несомненные плюсы

Резюмируя, можно сказать, что кроме того, что уровень жизни в Японии очень высок, русских ждут следующие плюсы:

  • вежливый, своевременный сервис, независимо от статуса клиента;
  • чистота на улицах;
  • запрещено мешать окружающим громкой болтовней по мобильному, особенно в общественном транспорте;
  • малое количество пробок, включая мегаполисы, поскольку сильно развита система дорожных развязок;
  • хорошо поставленная сеть общественного питания, множество кафе, где можно свободно наесться за небольшую сумму;
  • идеальные туалеты;
  • отзывчивость на улицах;
  • японцы не имеют привычки воровать, прикарманивать оставленные без присмотра, забытые случайно вещи.

Это основные преимущества. Есть также масса других особенностей, которые способны порадовать иноземных людей, особенно восточного склада ума.

Неискоренимые минусы

Что может приезжим в Нихон-го не понравиться:

  • даже идеально выучив язык, обычаи, привычки и полностью японизировавшись, иностранец все равно навсегда останется для местного населения чужаком, хотя относиться к нему будут хорошо;
  • жилые дома страны Восходящего Солнца не предусматривают центрального отопления, зимой приходится согреваться своими силами;
  • на все покупаемые товары дополнительно накладывается государственный сбор 8%;
  • не приветствуется излишняя инициативность на работе, открытость.

Впрочем, японские плюсы и минусы весьма субъективны, и для кого-то могут поменяться местами.

Люди, избравшие постоянное проживание в Японии, могут рассчитывать на гражданство или хотя бы право на ПМЖ только через 5 лет преданности новой родине. Хотя это не дает им никаких гарантий успеха. Чтобы государство назвало иностранца своим подданным, нужны очень веские основания и очень много положительных характеристик, включая финансовую обеспеченность и хорошую работу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Психологический облик современного японца, как и представителя любой другой общности, определяется особенностями национальной культуры, которая обладает большой устойчивостью ко всем изменениям в жизни общества. Это связано с тем, что в основе культуры лежит национальная история, язык народа, его психология. Процессы модернизации и заимствований не касаются глубинных основ национальной психологии, которые проявляются и у современного японца в общепринятых способах поведения.

Чтобы нагляднее представить себе современного японца, давайте прежде всего посмотрим, как он ведет себя в различных жизненных ситуациях, как «общается» с окружающими его вещами в повседневной жизни.

Японец, как мы знаем, совсем не расположен к тому, чтобы отказываться от привычного. В национальном японском доме у него все по старинке. В токонома - встроенной нише - по-прежнему стоит букет и висит какэмоно (свиток) - картина или иероглифическое изречение. Конечно, национальный дом теперь наполнен атрибутами цивилизации, однако введенные в обиход предками вещи не оставили предназначенных им мест. Нередко, правда, японцу некуда поставить, скажем, телевизор. В обычном японском доме телевизору просто нет места. По данным статистики, до шестидесяти процентов японцев живут еще в традиционных японских домиках. Тут японцы, конечно, окружены своими национальными вещами.

Японец в национальном доме

Статистики утверждают, что многие из типичных японских домиков, в которых обитает большинство населения страны, в значительной степени обветшали. В сельской местности и небольших городках, где влияние модернизации менее заметно, кварталы старых построек еще сохраняют национальный колорит, но в крупных городах их подавляет современная цивилизация. Хотя некоторые наши журналисты, побывав в традиционном японском доме несколько часов или проведя в нем один-два дня, восхищаются его планировкой, интерьером, царящим в нем порядком, сказать по правде, такой дом - не самое удобное жилище. Даже японцы в какой-то степени разделяют такую точку зрения, а среди горожан все большее число отдает предпочтение стандартным городским квартирам. Это не значит, что японцы склонны перенимать европейские стандарты. Нет, и в городские многоэтажные здания они вносят свой национальный дух. Психологические стереотипы в известной степени диктуют и порядок устройства жилища.

Конструктивной основой традиционного японского дома является каркас, смонтированный из грубо обработанных древесных брусьев. Каркас устанавливается на многочисленных опорах, что придает постройке достаточную жесткость и уменьшает возможность разрушения при землетрясениях. Несущих степ в доме нет; решетчатые рамы, на которые наклеена полупрозрачная бумага, могут по желанию сдвигаться, разбираться, даже служить окном. Как правило, свес крыши достаточно велик, чтобы обеспечить защиту внутренних помещений от полуденного летнего солнца, но не препятствовать доступу мягких утренних и вечерних солнечных лучей.

Обычный японский дом никогда не красят ни снаружи, ни изнутри. Конечно, внутренние конструкции всегда тщательно полируются, отчего они приобретают приятный, ласкающий глаз вид, а внешние - предоставляют обрабатывать самой природе. Общий вид дома и его окружение соответствуют национально-психологической концепции в а б и: возвышенной простоте, как бы опоэтизированной убогости (подробнее о ваби см. гл. III).

Ощущение ваби усугубляется благодаря серой тростниковой крыше, которая навевает также и дух старины, печального очарования - саби. Однако такая крыша легко может воспламениться от случайной искры, и теперь ее все чаще заменяют черепичной. При этом черепицу делают темно-серой, иногда - голубых или тускло-коричневых оттенков, что не противоречит духу ваби; кричащих тонов тщательно избегают. Но черепичная крыша все-таки не очень практична: во-первых, довольно дорогая, а во-вторых, очень тяжелая. Поэтому все большее распространение получают облегченные крыши из некрашеной нержавеющей жести. Исходя из принципов ваби, и здесь отдают предпочтение нейтральным тонам, соответствующим характеру материала, из которого строятся дома. Впрочем, с середины 60-х годов стала распространяться мода на яркие, броские крыши.

Обычно японские национальные дома в городских условиях не имеют прилегающих к ним двориков, поэтому дети играют прямо на улице. Те, кто имеет средства и возможности, возводят у своих домов заборы. Если эю удается, японцы непременно разбивают возле дома миниатюрный садик с каменным фонарем, а если позволяет место, то воздвигают и миниатюрный чайный домик. Но даже возле домов, как будто бы начисто лишенных и клочка земли, японцы все же ухитряются создавать нечто вроде зеленых уголков, где непременно помещают несколько неотесанных камней.

Городские условия практически исключают постройку около дома гаражей для личных автомобилей. Приобретение автомобилей, хотя цены на них довольно высоки, в значительной степени лимитируется местами для стоянок, так как узкие городские улочки совершенно не приспособлены для этих целей. В некоторых крупных городах существует практика продажи автомобилей только тем, у кого есть место для стоянки.

Обычно японский дом имеет приподнятый над землей парадный вход - гэнкан, где при входе снимают обувь, две смежные комнаты, пол которых покрыт циновками (татами), миниатюрную кухню, туалет и ванную. Комнаты разделяются раздвижными бумажными перегородками; если их полностью раздвинуть, создается общее помещение. В одной из комнат принимают гостей, здесь имеется встроенная ниша - токонома.

Атмосфера японского национального дома вообще воплощает дух глубокого уважения к мужчине, может быть, даже преклонения перед ним как перед кормильцем. Строгость, целесообразность, отсутствие чего-либо лишнего в убранстве дома создает у главы семьи традиционное ощущение своего господства. Хозяйке отводится миниатюрный уголок - кухня, где она усердно трудится на благо мужа и детей, чуть ли не круглосуточно хлопоча по дому.

Утром, если позволяет погода, хозяйка открывает окна и двери и проветривает все уголки дома. Она тщательно выбивает вещи и сметает пыль с мебели и деревянных конструкций. Когда-то только сквозняк и помогал ей удалять пыль, теперь к ее услугам пылесос. Заодно производится мойка, стирка, утюжка и т. д. Особо ласкового обращения удостаивается кухонная утварь, которая перетирается, перекладывается, перевешивается. Кухня задерживает внимание хозяйки значительно дольше, чем все остальные помещения, на кухне женщина чувствует себя госпожою, здесь ей все подвластно. Так, через час-другой уютный японский дом приобретает умытый и причесанный вид, всюду царят блеск, аккуратность, чистота.

Японец в городской квартире

В японских городах получили распространение несколько типов квартир: двух-, трех-, четырех- и пятикомнатные; в них-то и живет основная масса горожан. Самые популярные - двухкомнатные и трехкомнатные малогабаритные квартиры. В комнате японской квартиры обычно 12 с небольшим квадратных метров (шесть татами, как говорят японцы). Двухкомнатные квартиры бывают двух видов: с миниатюрной кухней или с кухней, достаточной для расположения семьи при трапезе. Такие же кухни в трех-, четырех- и пятикомнатных квартирах. Вряд ли стоит говорить, что размер квартиры напрямую зависит от достатка семьи. Так же очевидно, что представители деловых кругов и аристократия живут в шикарных апартаментах.

Облик японских городских квартир практически стандартен и весьма слабо согласуется с традиционной эстетикой японского национального дома. Бесконечные коробки на шкафах, полках, вешалках - свидетельство ограниченной площади жилища; множество разнообразных кукол, мягких и набивных игрушечных зверушек, расставленных по полкам, на телевизорах, на пианино. Причем кукла на пианино почти непременно французская. Так повелось еще с тех пор, когда первые инструменты появились на японском рынке и в рекламных целях украшались французскими куклами.

Вообще японские квартиры буквально наводнены всевозможными украшениями - от кукол и набивных зверушек до разрисованных тарелок, фотографий, обрамленных гравюр и эстампов.

Куклы и игрушечные зверушки - самые типичные японские подарки. Этнографы усматривают в этой традиции отзвуки анимистических воззрений, глубоко укоренившихся в сознании японца. И какие бы неудобства ни создавали подаренные куклы в квартире, японец не выбросит ни одной, а будет хранить их вместе с игрушечными зверьками годами, возить с собой с квартиры на квартиру и т. п.

Стены малогабаритных японских квартир сплошь заставлены шкафами, бюро, полками и т. п., что вызвано отсутствием традиционных ниш. Только в многокомнатных квартирах можно найти сегодня подлинно национальные уголки с просторными токонома и салонами для чайной церемонии. В малогабаритных современных квартирах все это практически исключено.

В убранстве городской квартиры сразу ощущается господство женщины. Такое впечатление создают всевозможные украшения, многочисленные игрушки, детская мебель и одежда. В квартире превалируют розовые оттенки. Кухонная посуда и утварь часто выполнены в форме цветов. В городской квартире только книжные шкафы с корешками деловых книг и журналов, да золоченые горлышки бутылок с горячительными напитками напоминают о присутствии в доме мужчины. Вообще женщина словно бы уступает мужчине уголок квартиры, где тот может отдохнуть и расслабиться.

Поэтому в городской квартире так остро осознаешь факт утери главой семьи своего былого господства над женщиной. Правда, мужчина уступил женщине лишь власть над вещами. Сам же он ускользает из-под ее опеки, ища развлечений в мужской компании.

Говоря научным языком, в японском городе наблюдается процесс экстериоризации ролевых функций семьи. Городская квартира как бы способствует этому процессу: в квартире нет гостевых комнат, мужчине негде принять друзей, негде повеселиться. И вот он идет в бары, в ночные клубы... Женщина же, как и в старые времена, в основном остается домохозяйкой. Ее дело - поддерживать порядок в доме, воспитывать детей. Однако и ее все чаще влечет мир за стенами дома.

Японка, как и прежде, внимательно следит за порядком в доме и хлопочет о благополучии мужа, воспитывает детей. Но одновременно растет число женщин, вовлеченных в общественное производство. Это ли обстоятельство, или уменьшение площади жилища, его стандартизация играют свою роль, но, хотя японка и теперь может служить идеалом чистоплотности, примером простоты и элегантности, все чаще облик японского дома отдаляется от традиционного.

Провозглашенное в Японии равенство женщины с мужчиной открыло для японки новые сферы деятельности. Гражданский кодекс 1947 г. формально дал ей много прав и свобод: она может учиться, может работать в различных общественных организациях. Однако до полной эмансипации женщин еще очень далеко.

По-прежнему очень сильное влияние на семейную психологию японцев оказывает традиционная система иэ. Японское слово иэ, обозначая семью, клан, дом, хозяйство и т. п., подчеркивает непрерывность семейной линии. В традиционной концепции иэ выражается сущность группового сознания японцев, основанного на беспрекословном подчинении главе семьи. В современном японском обществе эквивалентом и э стала компания, где все наемные работники считаются членами хозяйства во главе с предпринимателем.

В процессе развития иэ может трансформироваться в додзоку (расширенную семью) и состоять из главной семьи и «боковых семей» - бункэ (младшая ветвь рода, фамилии). Бункэ соблюдает верность главной семье, которая, в свою очередь, заботится о них.

Все это явилось идеологической основой концепции «нация - семья».

Патерналистская система и э тяготеет над японской женщиной, однако ее господство дифференцируется в зависимости от принадлежности женщины к тому или иному социальному классу. В необеспеченных рабочих семьях и в сельской местности среди крестьян давление традиционного и э для женщины куда тяжелее, чем в городских зажиточных семьях.

Экономические и социальные процессы послевоенной Японии наложили видимый отпечаток на условия жизнедеятельности японцев. Японская женщина оказалась перед необходимостью выхода на рынок труда. Усилившаяся урбанизация и рост капиталистических отношений в деревне способствовали распаду патриархальных семейных кланов и образованию взамен их малых, так называемых нуклеарных семей. Все это привело к резкому сокращению размеров семьи: в 1973 г. средний состав японской семьи насчитывал 3,45 человека, а к 1985 г. эта цифра упала до 3,11 человека.

Японец вне дома

Поведение японцев вне дома отличается от привычного для нас. Жена и муж редко выходят вместе из дому. Обычно муж старается уйти куда-нибудь один. Следует заметить, что в Японии уже наметилась тенденция семейных прогулок по воскресеньям. В обычные же дни глава семьи проводит досуг с друзьями.

Согласно статистике, лишь немногим более половины семейных японских мужчин из средних слоев населения возвращаются домой к девяти часам вечера; в более зажиточных кругах общества этот процент падает до десяти . Японцы не очень-то стремятся вечером в свои городские квартиры, они стараются отдыхать вне дома.

Унаследовав от предков чувство мужского превосходства, японец считает обременительным находиться по вечерам в обществе собственной жены; японец рвется на просторы города, в увеселительные заведения. Поступить иначе - значит уронить мужское достоинство, потерять социальную роль главы семейства.

Вечерние «выходы» мужской части населения Японии давно стали неотъемлемой частью японского образа жизни. В них втянуты как любители развлечений, так и те, кто хочет просто пообщаться с людьми своего круга. Едва начинают сгущаться сумерки, как любители повеселиться устремляются в районы ночных заведений, среди них немало и уставших за длинный трудовой день рабочих и служащих. Бездельники жаждут развлечений, трудяги мечтают отдохнуть, забыться, расслабиться. Последние должны также заботиться о поддержании тесных социальных контактов. Провести свободное время за выпивкой с коллегами - значит сохранить и упрочить хорошие отношения на работе. Обычно рабочие и служащие являются постоянными посетителями сравнительно недорогих ресторанчиков. Как только они переступают порог, им тут же подносят рюмочку сакэ или бокал пива. Посетители чинно рассаживаются и начинают обмениваться новостями.

Беседуют о разном. Тут и жалобы на боссов, и советы, и предложения. Слышны дружеские одобрения, похлопывания по плечу. Пересуды сменяются осуждением каких-то неполадок, критикой неурядиц. Однако во всем этом - ни тени озлобленности или уныния: японец смотрит на жизнь более или менее спокойно. Кстати сказать, бизнесмены «гуляют» чаще не на свои деньги, а за счет «представительских» фондов своих компаний.

Характерно, что ночная жизнь больших городов сравнительно коротка. Волна гуляний катится по ночным заведениям часа три, примерно с восьми до одиннадцати. К одиннадцати часам ночи большинство гуляющих расходится по домам. После одиннадцати прекращаются многие шоу, полиция начинает свои рейды по злачным кварталам.

Кроме всякого рода низкопробных увеселений ночной Токио предлагает и подлинные образцы национального искусства: допоздна идут представления классических, кукольных и музыкальных театров, их залы обычно не пустуют.

Баня в Японии - это больше, чем гигиеническая процедура. Это - возможность расслабиться, время для телесного и духовного очищения, мисоги (обряд очищения водой). Баня - это и гигиена, и ритуал, и терапия.

Японцы любят посещать общественные бани. Для многих после рабочего дня баня - сущий рай. Здесь беседуют, спорят, решают важные проблемы. Считается, что, расслабившись, можно успешнее прийти к соглашению по многим сложным вопросам. Баня как раз то место, где японец забывает о своей характерной сдержанности и делается доступнее.

Японский город трудно представить без общественных бань с э н т о. В Токио, например, их более двух с половиной тысяч. Обычно бани сэнто представляют собой громадные одно-, двухэтажные здания с высоченными трубами. Каждую такую баню ежедневно посещают тысячи горожан. Приток посетителей особенно заметен в вечерние часы. Женщины, дети и старики успевают помыться до вечернего наплыва посетителей. Как правило, сэнто открыты с трех часов дня до полуночи.

Баня разделяется на мужскую и женскую половины. Перед банным отделением посетитель снимает обувь, платит за вход и попадает в раздевалку. Здесь он складывает одежду в специальную корзинку, которую ставит на полку. Потом идет в банный зал, где моется, отдыхает, принимает водные процедуры для расслабления.

В банном зале сэнто обычно есть бассейн, в котором могут разместиться от десяти до двадцати человек. Вдоль стен - ряды кранов с горячей и холодной водой. Прежде чем войти в бассейн, посетитель тщательно трет себя намыленной губкой и окатывается горячей водой. Вода в бассейне очень горячая, но японцы к этому привыкли, и в обжигающей влаге обычно блаженствуют, беседуя, с десяток человек. Адаптировавшись к температуре, новичок сначала прислушивается к разговору, а потом и сам включается в беседу.

Говорят о чем угодно: о рекламе зубной пасты и о международных событиях. Память как-то по-особому цепко удерживает все услышанное в бане. Не случайно в Японии дает себя знать «банный» источник информации. Нередко можно слышать, как один другому, скажем, в перерыве между заседаниями говорит: «А вот вчера в бане я слышал...» Считается, что самое лучшее место для разрешения сложных вопросов, философских споров и политических дискуссий - это баня, точнее - бассейн с обжигающей водой.

Японская баня является тем местом, где в известной степени нивелируются характеры людей. Обычно японец довольно застенчив и старается упрятать свое тело в «сорок одежек». Мы не раз удивлялись тому, как в условиях несносной духоты, когда иностранцы готовы были снять с себя буквально все, что можно, японцы стойко оставались при галстуках. Обнажать свое тело перед другими - это не в духе нации. Но вот в бане, оставшись нагишом, японец делается совсем другим человеком. Создается впечатление, что вместе с одеждой он оставляет в раздевалке и застенчивость. Баня во многих отношениях раскрывает внутренний мир японца.

В бане за сравнительно небольшую плату посетитель может нанять сансукэ, который усердно натрет ему спину, сделает массаж. Эту обязанность обычно исполняют молодые мужчины. От моющихся их отличает нечто вроде плавок. Сансукэ обслуживают как мужское, так и женское отделения, считается, что такая работа не для женщин.

Повторим: японцы любят обжигающую воду. В бассейне общественной бани так горячо, что европейцы могут окунуться туда только после специальной тренировки. Сами японцы свою приверженность к горячей воде объясняют по-разному. Однако здесь очевидно следующее: в холодное время хочется согреться, а горячая вода для этого лучшее средство, летом горячая вода вызывает реакцию охлаждения. Так или иначе, все японцы в любое время года предпочитают обжигающую воду. Не отступают от этой привычки и те, у кого дома есть современная ванная комната.

Во многих национальных японских домах ванны, как и прежде, делают деревянными, сидячими. Теперь под ванны используются и вместительные баки, и другие емкости. В городской квартире ванны стандартные, пригодные для лежания. Душ в Японии не принят - он не дает такого эффекта, как ванна. Однако ванна - это одно, а баня совсем другое, доставляющее несравнимое с ванной удовольствие, считают японцы.

В столице за последние годы открылось несколько бань, находящихся на попечении местных властей. В Токио выходила банная газета «Нюёку тайме». Из 3000 ежедневно выпускаемых экземпляров 2400 распространялись только в банях. Издатели ведут настойчивое просвещение японцев в жанре «банного этикета», пишутся даже «банные стихотворения». Вот одно из них:

Взгляните - что за диво?
В мужское отделение пробрался
Длинногривый!

Многие правила поведения в банях составляются, и редактируются муниципальными советниками по делам общественных бань. Однажды эти советники подняли вопрос перед банной администрацией о дополнительной плате с длинноволосых мужчин. Японцы в шутку окрестили эти действия «дискриминацией в банях».

Поистине, баня в Японии - это серьезно.

В обществе гейши

Слово "гейша" включает два иероглифа: гэй - талант, ся - человек. Таким образом, гейша - это талантливая женщина. Понятно, что не каждая японка может стать гейшей. Исследователи считают, что в японском языке слово «гейша» бытует со второй половины XVIII в., так что институт гейш в Японии - это явление сравнительно позднее, хотя еще в известных японских хрониках XI-XII вв. упоминается о молодых прелестницах, чьи функции позднее и перешли к гейшам. Гейши всегда производили сильное впечатление на иностранцев. Вот что рассказывает о них наш соотечественник Г. Востоков: « "Гейши" - самые образованные женщины в Японии. Остроумные, превосходно знающие свою литературу, веселые и находчивые, они расточают перед вами все свое очарование. С классическим искусством „гейша" пропоет вам и продекламирует лучшие стихотворения и отрывки из лучших драматических произведений. И все время непринужденно веселая, остроумная и кокетливая, она не потеряет своего женского достоинства. „Гейша" - вовсе не непременно продажная женщина; это, во всяком случае, не входит в ее обязанности; скорее всего это артистка, которую приглашают за известную часовую плату для развлечения и удовольствия художественного... Когда какой-нибудь японец хочет задать друзьям пир, то он устраивает его в чайном домике; жены и дочери его остаются дома, а к столу приглашаются „гейши" ».

Современные гейши, конечно, не всегда соответствуют образу, созданному Г. Востоковым. Уровень их традиционного искусства неуклонно снижается. Тем не менее институт гейш ценится в Японии и, очевидно, сохранится на долгие времена. Сейчас понятие «гейша» объединяет множество различного типа развлекательниц. Стать гейшей не так-то просто, поскольку это искусство требует больших знаний и многих умений. Обучение начинается с раннего возраста, иногда с семи лет. Сейчас нередко профессию гейш начинают приобретать девушки и с шестнадцати лет. Основная масса гейш - дочери служащих из ресторанов и чайных домиков. Довольно часто занятия гейши передаются по наследству от матери к дочери.

Ученица-гейша учится пению, танцам, актерскому искусству, игре на различных инструментах, приобретает широкий культурный кругозор. Большое внимание уделяется обучению навыкам ведения беседы. Будущие гейши живут и овладевают своим мастерством в кварталах гейш. В Киото гейшу-ученицу называют майко, а в Токио - осяку. Ученицы носят кимоно, широкий пояс оби и высокую прическу, по которой их отличают от гейш-выпускниц.

Гейшу нанимают для развлечения гостей. Пока подают кушанья, гейша шутит, играет, поет, танцует. Все это создает атмосферу непринужденности и поднимает настроение. Иностранцы между тем не могут ощутить в полной мере всех нюансов ситуации, так как не способны понять тонкостей японского языка и скрытого смысла высказываний.

Когда гейша выполнит предписанную ей программу, она считается свободной и может распоряжаться собою по своему усмотрению. Настоящая гейша обычно не входит в интимные отношения с теми, кого развлекает. Однако в Японии имеются разные категории гейш. Ритуал гейш исполняют и настоящие мастерицы своего дела и как бы ремесленницы, стоящие на низшей ступеньке института гейш. Этих девушек, не обладающих талантом гейши, часто называют «гейшами для постели». Именно они создают у иностранцев искаженное представление о японских гейшах.

Распорядок дня гейши достаточно уплотнен. Утром она совершенствуется в искусстве аранжировки цветов, чайной церемонии, танцах, пении и т. д. После этого следует легкий обед, затем до трех часов беседа с подругами-гейшами. В три часа гейша начинает прихорашиваться, готовясь к вечеру. На это она затрачивает уйму времени, проделывая сотни разнообразных процедур - от натирания пяток до укладки волос. В результате гейша принимает вид, способный привлечь внимание любого гостя.

До недавнего времени гейши не распоряжались своим гонораром, поскольку их деятельностью руководила специальная организация. Вечером в соответствия с заявкой гейша получала «направление» и на рикше отправлялась по указанному адресу (до сих пор в Японии для этих целей используются рикши). После окончания вечеринки гейша подписывала «направление», где указывалось время, затраченное ею на развлечение гостей. Оплата практиковалась обычно в конце месяца. Гонорар гейши зависел от ее возраста, мастерства, популярности и ряда других факторов. В настоящее время гейша считается свободной женщиной.

Теперь в урочные утренние часы гейше разрешается наряду с классическими занятиями играть в гольф и развлекаться по своему усмотрению. Современная гейша может даже водить автомобиль. По данным статистики, в Токио работает до пяти тысяч гейш, а по всей Японии - до тридцати пяти тысяч. Подсчеты показывают, что число гейш-профессионалок идет на убыль. Говорят, что к концу XX в. институт гейш в Японии прекратит свое существование.

Трудно согласиться с этой точкой зрения, поскольку гейша создала специфическую культуру развлечения, которую мужская половина Японии тщательно оберегает,



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация