Прокурорский надзор за ходом расследования уголовных дел. В скр упразднили управление контроля над расследованием уголовных дел. Надзор прокурора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина при расследовании уголовных дел: проблемы

Главная / Налоги

Подходы к исследованию проблемы здоровья

Обобщая наиболее распространенные в наши дни научные взгляды на проблему здоровья, можно выделить несколько подходов к исследованию этого феномена.

1. Нормоцентрический подход : здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики.

2. Феноменологический подход : проблема здоровья и болезни трактуются, как фундаментальные аспекты или вариации индивидуального, неповторимого «способа бытия-В-мире», они включены в субъективную картину мира и могут быть постигнуты лишь в ее контексте (К. Ясперс, Л. Бинсвангер, Р. Лэнг). На смену формализованным процедурам исследования в данном случае приходит феноменологическое описание, основанное на глубинном понимании и эмпатии.

3. Холистический подход : здоровье понимается, как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Г. Олпорт), интеграцию жизненного опыта (К. Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей (К. Юнг). Естественнонаучные принципы анализа дополняются гуманитарными, что обеспечивает целостное видение проблемы.

4. Кросс-культурный подход : здоровье это социокультурная переменная; его характеристики относительны и детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира.

5. Дискурсивный подход : любое представление о здоровье может быть исследовано, как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной и психической реальности.

6. Аксиологический подход : здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии (В. Франкл, А. Маслоу). Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, кризис рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Наиболее крупным ученым нашего столетия, исследовавшим психическое здоровье и его нарушения в их ценностном аспекте, т. е. во взаимосвязи с высшими ценностями человека, следует признать А. Маслоу.

7. Интегративный подход : любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия. Предпринимается попытка интегрировать эти модели и схемы с учетом их ограничения на единой концептуальной основе согласно базовым принципам теории систем.

Возможна и другая систематизация подходов к здоровью, соответствующая более масштабным системам научного знания, например, выделение:

Эволюционистского (характерного для биологической науки),

Социально-ориентированного,

Гуманистического,

Теологического (в частности, христианского) и др. подходов.

Все перечисленные подходы представляются нам приемлемыми и взаимодополняющими. Одни и те же феномены, относящиеся к сфере здоровья человека, могут быть успешно проанализированы и как устойчивые характеристики личности, и как закрепившиеся в рамках данной культуры способы ее философского или научного описания, и как компоненты субъективной Я-концепции.

Социокультурные эталоны здоровья

Обзор философской, медицинской, психиатрической и психологической литературы разных исторических эпох и выделение в ней наиболее типичных дефиниций здоровья позволяет, обобщив разнообразные подходы, получить вполне определенные представления об этом феномене, выдержавшие испытание временем и ставшие, если не универсальными, то, по крайней мере, широко распространенными эталонами здоровья . Так, выделены три наиболее распространенных «эталона здоровья» :

1. Античный эталон: здоровье как внутренняя согласованность.

2. Адаптационный эталон: здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде.

3. Антропоцентрический эталон: здоровье как всесторонняя самореализация или раскрытие творческого и духовного потенциала личности.

В структуре социокультурного эталона здоровья могут быть выделены следующие компоненты :

- наиболее общее представление о феномене здоровья (как правило, лаконично выраженное в дефиниции);

- устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования;

- информация о путях или способах оздоровления личности , отражающая культурно-исторический опыт различных сообществ.

Кроме того, любому социокультурному эталону здоровья соответствует определенный тип интерпретации болезни .

Античный эталон: здоровье как внутренняя согласованность. Такой формулировки придерживаются те терапевты и психиатры, которые видят в процессе оздоровления (или исцеления) индивида, прежде всего, достижение равновесия движущих сил человеческого естества, примирение внутриличностных противоположностей. Античное представление о здоровье, выступающее в качестве одного из наиболее распространенных эталонов, базируется на идее некоего оптимального соотношения различных составляющих телесной и душевной природы человека, которые, при условии установления такого соотношения, образуют упорядоченное внутреннее единство.

Адаптационная модель здоровой личности. Эта модель, возникшая на стыке социологического подхода и биологических наук, и составляющая концептуальный базис современной медицины и психиатрии. Данный эталон охватывает систему отношений индивида с окружающим его миром и предполагает рассмотрение проблем здоровья и болезни во внешнем плане жизнедеятельности человека. В этом контексте процесс оздоровления понимается как успешная адаптация и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим его миром.

Такое представление о здоровье является продуктом научной мысли XIX века. Теоретические предпосылки данной модели мы можем обнаружить, во-первых, в эволюционном учении Ч. Дарвина, который считал главной движущей силой эволюции борьбу за выживание, приводящую ко все более совершенному приспособлению к окружающей среде, а во-вторых, в социологии О. Конта и, в особенности Э. Дюркгейма, рассматривавшего любое проявление духовной жизни человека, прежде всего как функцию его социальных отношений.

Здоровье в свете биологических концепций, созвучных теории Г. Селье, непосредственно связано с сохранением постоянства внутренней среды организма, которое не должно нарушаться в процессе интенсивного взаимодействия с внешней средой. Иными словами, биологической мерой здоровья можно признать способность поддерживать стабильность на психофизическом уровне в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой.

С социальной точки зрения, здоровый человек – это тот, кто эффективно функционирует. Так, в медицине здоровье определяется не относительно его идеальных природных характеристик, а относительно требований к его социальному функционированию: когда ребенок пойдет в школу, он должен эффективно учиться, потом, когда подрастет, эффективно служить в армии, когда создаст семью, родить и воспитать здоровых детей, когда пойдет работать, эффективно выполнять свои функции как специалист. Согласно такому (нормоцентристскому) подходу любое нарушение психического здоровья равнозначно отклонению от принятой в обществе нормы и предполагает снижение социальной эффективности субъекта, а потому может рассматриваться как определенная форма социальной дезадаптации.

Таким образом, адаптационная модель призвана обозначить социальное значение здоровья, и позволяет условно выделить три основных аспекта адаптационной проблематики здоровья:

1. Экологический аспект – здоровье, как гармоничное сосуществование с природным окружением, в согласии с биологической природой человека; природосообразность человеческого бытия, нарушение которой приводит к болезням и экологическим бедствиям.

2. Нормативный аспект – здоровье, как соответствие состояний и поведения индивидуума социальным и культурным нормам, принятом в данном сообществе; способность адекватно усваивать эти нормы.

3. Коммуникативно-интерактивный аспект – здоровье, как полноценное общение и адекватное взаимодействие с человеческим окружением; адекватность и продуктивность социальных отношений личности.

Гуманистическая модель здоровой личности . Третий социокультурный эталон здоровья условно обозначают как антропоцентрический . Такое обозначение указывает на то, что в центре различных концепций здоровья, возникших на основе этого эталона, обнаруживается представление о высшем (духовном) предназначении человека.

В отличие от адаптационных теорий личности, многие из которых фокусируются на ошибках и провалах адаптации, гуманистическая психология – это психология, в первую очередь, сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей, постижении конструктивных, созидательных проявлений человеческой природы. В ее основе – отношение личности, как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности.

К устойчивым характеристикам здоровой личности, согласно гуманистической модели, могут быть отнесены следующие:

1. Самоактуализация, направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала.

2. Полноценное развитие, динамизм и личный рост.

3. Открытость опыту и изначальное доверие к процессу жизни.

4. Способность к подлинному диалогу.

5. Свобода в переживании, самовыражении и самоопределении, без которой невозможно ни подлинное творчество, ни самостоятельная личностная позиция, и которая непосредственно связана с такими качествами, как ответственность, искренность, конгруэнтность и самопринятие.

6. Осмысленность существования – поиск жизненного смысла или стремление жить осмысленно («Когда есть ради чего жить, можно вынести любое «как»).

7. Целостность – это скорее высшая цель личностного развития и постоянно проявляющаяся тенденция к интеграции, нежели достигнутое и окончательное состояние. Здоровый человек всегда потенциально целостен, т. е. направлен в своем становлении на обретение цельности и единства.

Этот эталон базируется на представлении о динамичной, свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона следует признать свободное творческое самовыражение, развитие (личностный рост), интеграцию опыта и духовное самоопределение.

Критерии психического здоровья .

Для решения задач, связанных с сохранением и поддержанием психического здоровья (как в теоретическом, так и практическом плане) чрезвычайно важным является выделение критериев психического здоровья, что до настоящего времени является предметом споров различных специалистов: психиатров, психологов, валеологов. Альтернативой нормы в случае психического здоровья является болезнь.

Основной критерий здоровья в свете античного эталона можно определить так: согласованность всех компонентов психики, из взаимодействия которых возникает личность, как многоуровневая система, поддерживающая свою целостность и иерархичность. Соответственно, нарушение психического здоровья будет выражаться в рассогласовании этих элементов, угрожающем целостности системы. Однако, согласно современным представлениям, внутренне рассогласование далеко не всегда означает психопатологию. В состоянии внутреннего рассогласования часто выражается глубинный процесс личностного роста и духовной трансформации. Поэтому важно различать патологические состояния и кризисные. Если патологические состояния свидетельствуют о расщепленности личности, утрате целостности и установки на ее достижение, то кризисные состояния предполагают возможность достижения более высокого уровня интеграции. При этом рассогласование в системе приводит не к ее распаду, но к активизации резервов для перехода системы на более высокий уровень функционирования. В рамках античного эталона это разграничение не проводится: кризис совершенно равнозначен болезни.

В свете адаптационного и антропоцентрического эталонов были сформулированы два дополнительных критерия психического здоровья: гармонизация отношений «индивид – среда» («Я – Мир»), частным случаем которой являются социальная адаптация и всесторонняя самореализация, т. е. раскрытие творческого и духовного потенциала личности в конкретных социально-исторических условиях.

Гуманитарное переосмысление проблем здоровья и патологии, захватившее умы крупнейших ученых XX столетия, которые стремились сформировать научное представление о здоровом индивидууме, обозначилось в переходе от свойственного психиатрии и психопатологии жесткого фиксирования «нормальных» и болезненных состояний к исследованию процесса становления личности, ее свободного и искреннего самораскрытия.

Э. Фромм выделял пять социальных типов характера, представляющих собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Э. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Э. Фромма. Этот тип – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.

Э. Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. По мнению Эриксона, релевантно-фундирующий образ Эго и те или иные поведенческие паттерны должны вырабатываться в течение длительного периода эволюции личности и быть, таким образом, генерально-витальными факторами, обуславливающими психическое здоровье субъекта. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу («потеря себя»).

А. Адлер критерием оценки психического здоровья индивидуума выделил выраженность социального интереса, ссылаясь на него, как на «барометр нормальности». К. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность.

Г. Олпорт дал следующее описание здоровой («зрелой») личности: имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны» активно участвует в трудовых, семейных и социальных отношениях, способна к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеская интимность и сочувствие, демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие, реалистическое восприятие, опыт и притязания, способность к самопознанию и чувство юмора, обладает цельной жизненной философией.

А. Маслоу исходит из двух составляющих психического здоровья. Это, во-первых стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать свой потенциал через самоактуализацию. Второй составляющей психического здоровья является стремление к гуманистическим ценностям.

А. Маслоу считал, что самоактуализирующейся личности присущи такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, склонность к творчеству.

Для А. Маслоу психически здоровая личность – та, которая умеет реализовать свои таланты, способности и потенции.

Представление целостной картины «нормальной» психической деятельности с использованием позитивных критериев психического здоровья можно найти в отечественной психологической литературе у Лакосиной Н. Д. и Ушакова Г. К. Они выделяют 15 критериев психического здоровья, среди которых критерии физического, психологического, социального плана: «детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответствующая возрасту индивида зрелость чувства постоянству (константности) месту обитания; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей; соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида; …чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность планировать свой жизненный путь и др."

Осипов В. П. считает, что психическое здоровье определяется: 1)адекватностью реакции индивидуума на окружающие раздражители, 2)возможностью для человека самостоятельно прокладывать свой жизненный путь;

3) особенностями поведения человека в жизненных обстоятельствах.

Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющим ему поддерживать духовную бодрость и придерживается оптимистических идеалов.

Особое значение среди критериев психического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, уравновешенности, а также таким составляющим ее направленности, как духовность (доброта, справедливость и т.д.); ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности.

Исходя из приведенных теоретических подходов к основным критериям психического здоровья следует отнести:

Соответствие между образами отражаемых объектов действительности и реакциями субъекта на них;

Соответствие между возрастом и уровнем зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

Успешность социальных контактов;

Способность ставить перед собой долговременные определенные цели и достигать их.

На основании выделенных критериев возникает такое определение психического здоровья: отсутствие выраженных психических расстройств, определенный резерв сил для преодоления неожиданных затруднений, состояние внутриличностного равновесия между человеком и окружающим миром.

Заключение

Таким образом, психическое здоровье – это интегральный продукт развития личности. Он зависит от ее зрелости (Олпорт), самоактуализированности (Роджерс, Маслоу), адаптивности (Фромм), личностного роста (Эриксон) и целостности (Юнг), что по своей сути является высшей степенью развития личности, ее целью.

И именно психическое здоровье позволяет нам чувствовать себя полноценными людьми. И чтобы жить в согласии с внешним миром и самим собой, почувствовать всю прелесть бытия, необходимо стремиться к самосовершенствованию, не останавливаться в своем развитии.

Список использованной литературы:

    Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб., 1999.

    Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002.

    Эриксон Э. Молодой Лютер: Психоаналитическое историческое исследование. – М., 1998

    Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1998.

    Анциферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир лич-

    ности и «техники» её бытия // Психология социальных ситуаций. – СПб.: 2001.

    Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

    Гулина М. А. Внутренняя гармония и психическое здоровье // Практическая психология: Учеб. пособие // Под. ред. М. К. Тутушкиной. – СПб. 1999.

    Калитиевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М., 1999.

    Юнг К. Г. Структура психики и проблема индивидуации. – М., 1996.

Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований -- гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья ; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

И.В.Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

Данный теоретический ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен».

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.

Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек - это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший - креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный - дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний - адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность.

В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность .

Многие ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают психологически здорового человека в следующих характеристиках:

  • · Наличие ориентации на реальность;
  • · Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
  • · Спонтанность;
  • · Центрованность на проблеме, а не на себе;
  • · Наличие потребности в одиночестве;
  • · Автономность и независимость;
  • · Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
  • · Духовность;
  • · Идентификация с человечеством;
  • · Способность к близким отношениям с людьми;
  • · Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;
  • · Низкая конформность;
  • · Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;
  • · Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, и , недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Тройная проверка

Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.

«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК ) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».

«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.

Интерес прокуратуры

Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он , что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».

О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».

Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».

Глава I. Сущность и задачи прокурорского надзора за предварительным
расследованием уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
§ 1. Сущность прокурорского надзора за предварительным расследованием
уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
§ 2. Задачи прокурорского надзора за предварительным расследованием уголовных
дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава II. Формы и методы прокурорского надзора за предварительным расследованием
уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
§ 1. Формы и методы выявления (обнаружения) прокурором нарушений закона при
расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§ 2. Деятельность прокурора по предупреждению нарушений законов при
расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава III. Прокурорский надзор за законностью арестов обвиняемых
(подозреваемых) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
§ 1. Деятельность прокурора по санкционированию арестов. . . . . . . . . . . .44
§ 2. Прокурорский надзор за исполнением требований закона, связанных с арестом
обвиняемого (подозреваемого) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
§ 3. Меры реагирования прокуроров по устранению нарушений закона об арестах
граждан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Глава IV. Прокурорский надзор за законностью окончания дознания и
предварительного следствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
§ 1. Надзор за окончанием дознания, завершаемого составлением постановления
о направлении дела следователю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
§ 2. Надзор за окончанием предварительного расследования, завершаемого
составлением обвинительного заключения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
§ 3. Надзор за законностью прекращения уголовных дел. . . . . . . . . . . . . 77
Глава V. Организация работы районной (городской) прокуратуры по надзору
за предварительным расследованием уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . .81
§ 1. Организация работы по надзору за предварительным следствием в прокуратуре 81
§ 2. Организация работы по надзору за расследованием преступлений органами МВД 83
§ 3. Распределение обязанностей между прокурором и его помощниками. . . . . . 86
§ 4. Координация деятельности прокуратуры и органов внутренних дел по раскрытию
и расследованию преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
§ 5. Оперативные и междуведомственные совещания. . . . . . . . . . . . . . . .93
§ 6. Обобщение практики прокурорского надзора. . . . . . . . . . . . . . . . .95
§ 7. Планирование работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
§ 8. Учет и отчетность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
§ 9. Повышение квалификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовская государственная юридическая академия

Кафедра прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности

Курсовая работа

Сущность прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Выполнила: студентка

курса 509 группы

Института Прокуратуры

Шиханова Елена

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Никитин А. А.

Саратов 2013г.

Введение

Предмет и объекты прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Заключение


Введение

По данным Федеральной службы государственной статистики за период с января по август 2013 года, число выявленных несовершеннолетних, совершивших преступления, составило 37,5 тысяч человек, что в 2 раза меньше числа подростков за этот же период в 2012 году. По данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ, количество предварительно расследованных особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, всего по Российской Федерации, составило:

·За 2011 год - 1965

·За январь - август 2012 года - 1138

·За январь - август 2013 года - 1188

Таким образом, прирост составил 4, 39 %.

В связи с вышеперечисленным, органы прокуратуры, как реальный гарант соблюдения прав и свобод несовершеннолетних, обеспечивают и должны обеспечивать исполнение законодательства об охране прав и интересов несовершеннолетних, а также пресечение и предупреждение преступности среди подростков. Что так же предписывает Генеральный прокурор Российской Федерации в своем приказе от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», необходимо особо сконцентрировать внимание на надзорной деятельности за исполнением законов, направленных на решение проблемы молодежи, а также на надзоре за расследованием преступлений несовершеннолетних в органах прокуратуры Российской Федерации.

1. Предмет и объекты прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

В теории и практике прокурорского надзора существуют большое количество понятий и терминов, которые используются в различных видах деятельности, будь то научная, учебная или практическая деятельность. Не все понятия понимаются и используются учеными и практическими работниками однозначно, поэтому это в некоторой мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора, в том числе за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Прокурорский надзор характеризует основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности. Прокуратура является федеральным органом государства, осуществляющим ряд функций, важнейшей из которых является надзор за исполнением законов. В теории и на практике понятие «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок, касаемо исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ, а также любого из них в каждом конкретном случае.

«Первой буквой», коренным для множества остальных является термин «прокурор». Прокурор (прокурорский работник) - это физическое лицо, гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, необходимый возраст, определенные способности к работе, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные названным законом и приказами вышестоящего прокурора.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Также глава 2 Конституции Российской Федерации предусматривает перечень гарантий охраны прав личности, в том числе на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а гарантия каждому на судебную защиту его прав и свобод зафиксирована в статье 46 Основного Закона страны.

Статья 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в частности, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Выделение данного направления деятельности обусловлено осуществлением прокуратурой правозащитной функции, поскольку при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются, а возможно, в ряде случаев, и ограничиваются, законные права и интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, гарантированные им Конституцией РФ и другими законами.

Выполняя действия, направленные на борьбу с преступностью, прокурор обязан принимать все необходимые меры для того, чтобы виновное вино было привлечено к ответственности, установленной законом. Происходит реализация неотвратимости наказания. Президент В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию в 2005 году говорит, что каждый законопослушный гражданин имеет право на государственную защиту и соблюдение в отношении себя правовых гарантий. При этом, гражданин, преступивший закон, должен знать, что наказание неотвратимо. Сама по себе суровость наказания не способна в полной мере остановить преступника, лучший способ предупредить преступность - есть реализация данного принципа.

Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия занимает в деятельности прокуратуры ведущее место, являясь важной гарантией обеспечения законности в сфере борьбы с преступностью.

Законодательство Российской Федерации, в частности, уголовно-процессуальное, регламентирует деятельность этих органов, в том числе, принимаемые ими процессуальные решения, а также является правовой базой их деятельности. Однако на практике со стороны вышеназванных лиц имеют место нарушения закона.

В теории под предметом прокурорского надзора понимается определенная сфера общественных отношений, которую регулирует прокурор посредством осуществления своей деятельности.

Согласно статьи 29 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Представляется, что применительно к осуществлению прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, предметом будут являться вышеперечисленные элементы предмета надзора, но уже касаемо лиц, не достигших возраста 18 лет.

Так, прокурор контролирует и обеспечивает законность выполнения следующих мероприятий:

.Возбуждение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или отказ в его возбуждении;

.Задержание и арест подозреваемого и обвиняемого несовершеннолетнего;

.Привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетнего;

.Соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего как непосредственного участника уголовного процесса;

.Обеспечение достаточности доказательств для принятия процессуальных решений;

.Разрешение дела по существу.

В предмете прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних необходимо выделить важные элементы надзорной деятельности. Для того, чтобы их определить, нужно учесть всю важность законных прав и интересов несовершеннолетнего лица, которые находятся под охраной. Отсюда надзорная деятельность прокурора в первую очередь должна быть направлена на охрану конституционных прав граждан (несовершеннолетнее лицо, прежде всего, является гражданином Российской Федерации), на обеспечение неприкосновенности личности. Законные интересы несовершеннолетнего как участника процесса затрагиваются в большей степени тогда, когда решаются вопросы о возбуждении уголовного дела, задержании, о привлечении к уголовной ответственности, разрешения дела по существу.

На законодательном уровне установлены также пределы прокурорского надзора. Согласно статьи 5 пункта 31 УПК РФ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Представляется, что помощники прокурора имеют право принимать участие (по поручению надзирающего прокурора) в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно части 6 статьи 37 УПК РФ полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Прокурор осуществляет надзорную деятельность только в рамках УПК РФ и Федерального закона «О прокуратуре РФ» и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права. Указания прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

В юридической литературе довольно часто встречаются случаи, когда происходит неправильное применение объекта и субъекта, когда объект называют субъектом, и - наоборот. Эти понятия тесно связаны между собой, и поэтому следует определиться, что они означают.

Субъект прокурорского надзора - это участники прокурорско-надзорных отношений, которыми являются прокурор и физические (должностные) лица, исполнение закона которыми проверяется прокурором.

Объект прокурорского надзора - это предприятия, учреждения, организации, а также другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки на предмет соблюдения и исполнения законов.

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

Статья 150 УПК РФ часть 1 предусматривает, что предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания.

Предварительное следствие производится следователями и дознавателями.

А именно, предварительное следствие производится:

.

.следователями органов федеральной службы безопасности;

.следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

.следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Дознание производится:

.дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

.дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

.дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

.следователями Следственного комитета Российской Федерации;

.дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

.дознавателями таможенных органов Российской Федерации.

Другими объектами, на деятельность которых распространяются надзорные полномочия прокурора, являются следующие: следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по уголовному делу осуществляет следователь, являющийся должностным лицом и наделенный рядом полномочий в пределах предоставленной ему компетенции. Так следователь уполномочен:

.возбуждать уголовное дело;

.принимать дело к своему производству;

.осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководителем следственного органа является должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Статья 39 УПК РФ называет лиц, наделяющиеся полномочиями руководителя следственного органа: председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1.органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Органы Федеральной службы судебных приставов;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В соответствии с частью 1 статьи 41 УПК РФ полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Дознаватель в пределах своей компетенции уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

дознание розыскной следствие прокурорский

2. Цели, задачи и основные направления прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних

Цели прокурорского надзора - это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры, в частности, прокурорский надзор. Они во многом определены местом и ролью прокуратуры в государстве, а также ее статусом, и закреплены в Конституции Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре РФ», а также иных законах, регламентирующих деятельность органов прокуратуры.

Наиболее четко цели прокуратуры определены в ФЗ «О прокуратуре РФ», статья 1 которого определяет, что ее целями являются:

.обеспечение верховенства закона;

.обеспечение единства и укрепления законности;

.обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

.обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора тесно связаны с его предметом.

Задача - это более конкретная и частная, многочисленная категория по сравнению с целью.

Прокурор должен следить за законностью соблюдения норм, касающихся оперативно-розыскной деятельности, производства дознания и предварительного следствия, а в случае их нарушения - принимать меры к устранению нарушений, восстановлению нарушенных прав и предупреждению совершения новых правонарушений.

Статья 1 часть 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Досудебные стадии уголовного судопроизводства характеризуются двумя взаимосвязанными направлениями прокурорской деятельности.

Во-первых, статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статья 37 УПК РФ устанавливают, что задачей прокурорского надзора является своевременное принятие предусмотренных мер к устранению нарушений закона.

Во-вторых, отдельные положения УПК РФ содержат требования к процессуальному доказыванию, к постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, к окончанию предварительного следствия с обвинительным заключением, к обоснованности приговора. Поэтому принятие важных процессуальных решений должно основываться на всестороннем и полном исследовании обстоятельств преступления. Здесь речь идет о двух аспектах: об устранении имевших место и о выявленных прокурором нарушений и их предупреждении.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования, прокурор обязан:

.Обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;

.Незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

.В полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;

.Обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;

.Принять все возможные меры к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;

.Осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;

.Установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Заключение

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. Выделение надзора за исполнением законов указанными органами в одно из основных направлений по реализации правозащитной функции прокуратуры обусловлено прежде всего тем, что эти органы осуществляют борьбу с преступностью. При проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания и предварительного следствия затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы несовершеннолетних граждан, гарантированные им Конституцией РФ и другими законами. Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством и др.

Осуществляя правозащитную функцию, прокурор обязан принять меры к обеспечению того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно виновное лицо не избежало установленной законом ответственности. Этим обеспечивается неотвратимость наказания за совершенное преступление. Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, никем не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов. Борьба с преступлениями будет эффективной лишь при обеспечении быстрого и полного их раскрытия и недопущения нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственности невиновных.

Список использованной литературы

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2.Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации"//СПС «КонсультантПлюс»

."Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.11.2013, с изм. от 19.11.2013)//СПС «КонсультантПлюс».

.Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 года № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//СПС «КонсультантПлюс»

.Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М., 2010

.Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. М., 2003

7.Дудин Н.П. научно-практическое издание «Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних». М., 2009




© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация