Правовой статус личности: понятие и структура. Правовой статус личности

Главная / Налоги

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

1. правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2. правосубъектность; 3. основные права и обязанности; 4. законные интересы; 5. гражданство; 6. юридическая ответственность; 7. правовые принципы; 8. правоотношения общего (статусного) типа. При этом, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Правосубъектность - включает в себя два понятия: дееспособность и правоспособность, которые должны присутствовать у каждого человека данного государства. Правоспособность - это способность каждого гражданина иметь права, и нести определенные обязанности. Дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их. Основные права и обязанности. Государственно-правовая наука, используя классификационные основы, выработала систему основных прав и свобод, куда вошли: 1)социально-экономические права и свободы граждан; 2) политические права и свободы граждан; 3) личные права и свободы граждан. Законные интересы предполагают увлечение человеком любыми средствами, которые реализуют его в обществе. Эти интересы закрепляются в политических правах и свободах граждан, например, право на объединение - представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона. Гражданство предполагает, что у конкретного человека существует правовая связь с конкретным государством Конституция Украины. Юридическая ответственность- это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Правовые принципы правового статуса личности закреплены во 2-м разделе (права, свободы и обязанности) Конституции Украины. Правоотношения общего (статусного) типа - это правоотношения, возникающие между человеком и государством. Государство за гражданином закрепляет максимальный объем прав и свобод, а граждане, в свою очередь, несут обязанности, например, уплачивать законно установленные налоги и другие сборы.

31. Виды правовых статусов лица.

В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов: 1. общий, или институционный, статус гражданина. 2. специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан. 3. индивидуальный статус. 4. статус физических и юридических лиц; 5. статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; 6. статус российских граждан, находящихся за рубежом; 7. Отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д..8 Профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора). 9. Статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях. (Ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.).Общий, или институционный, статус гражданина - это статус лица как гражданина государства или члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью и обобщенностью. Специальный, или родовой статус определенных категорий граждан отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например, пенсионеров, школьников, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.) Индивидуальный статус личности фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности.Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

32. Основные подходы к пониманию права.

Подобно тому, как в историческом плане выделяется множество подходов, к пониманию государства, можно выделить и многообразие подходов к пониманию права. Естественное право - понятие общественно-политической мысли, которое означает, что живая жизнь на земле регулируется совокупностью принципов и норм, вытекающих из природы человека. Римские правоведы понимали его не только как принадлежность человеческого рода, но и всего живого, которое рождалось на земле, на небе и в море. С эпохи Просвещения оно рассматривается как предписание здравого смысла. В наше время многие нормы естественного права (право на жизнь, на имя и т.д.) вошли в совокупность норм, образующих права человека. Каноническое (церковное) право - совокупность норм, определяющих церковные и некоторые другие общественные отношения (семейно-брачные, имущественные) и сосредоточенные в церковном законодательстве. В настоящее время канонами (нормой, правилами) принято называть те церковные законы, которые находятся в Каноническом кодексе Православной церкви и Римско-Католической церкви. Каноническое право по происхождению - церковное право. Однако его содержание значительно шире. Оно включает в свой состав нормы как естественного, так и божественного права, а также и некоторые другие нормы, исходящие от светского права, государства. В теократических государствах (например, Ватикан) каноническому праву придается юридическое значение. Мусульманское право - совокупность норм, содержащихся в Шариате (свод божественных установлений, направляющих в надлежащий путь) и обязательных для верующих исламской религии. В широком смысле мусульманское право содержит нормы, определяющие основы веры и отправления религиозных обязанностей. В теократических же мусульманских государствах Шариату полностью или частично придается юридическое значение, и он поддерживается государственным принуждением. Так же, как и о мусульманском праве, можно говорить об индусском праве, которое, представляя собой религиозное начало в установлении правил общения, до сих пор используется как право общины в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и других странах, где живут люди, исповедующие индуизм.

33. Понятие и сущность права.

Право происходит от латинского слова «justia» справедливость. Право это наука о добром и справедливом! (так определяли право древнеримские юристы) Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно-организованном обществе как основной регулятор общественных отношений. Право – это инструмент управления обществом и государством. право - это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; Право – это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством и опирающихся в реализации на принуждения со стороны государства. Сущность - главное, основное в рассматриваемом объекте, а потом ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и го-сударства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

34. Признаки права.

Право - это система норм и правил поведения, которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев. Признаки права: 1. Системность. (право действует в системе последовательности, законодательная, исполнительная..) 2. Мера свободы и поведения человека. 3. Нормативность права т.е. что право представлено нормами. 4. Государственная обеспеченность, т.е. действие права невозможно без государства. 5. Формальная определенность т.е. границы правомерности находят закрепление в том или ином источнике (закон, договор нормативного содержания). 6. Право есть реально действующая система нормативной регуляции, т.е. право существует, поскольку оно действует. 7. Право не тождественно закону, т.е законодательство выражение норм права.

35. Социальная ценность права.

Право в обществе в условиях цивилизации - это не только необходимость, средство социального регулирования, но и социальная ценность, социальное благо. Это возможность (способность) обеспечить всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях Решающую роль в данной плоскости играет нормативность права отличающаяся общеобязательностью, всеобщностью. Этопозволяет добиться такого состояния жизни общества, когда, регламентированный юридическими нормами, порядок одинаково действует вовсей стране, притом постоянно, неизменно, непрерывно во времени.Право в идеале - это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной социальной свободы, справедливости, во всех сферах жизнедеятельности человека. Право это регулятор отношений между людьми в обществе… без ПРАВА будет хаос и поэтому ПРАВО это наивысшая социальная ценность права…

36. Понятие и виды функций права.

Функции права - это определенные направления и стороны деятельности права, в которых выражается его сущность и социальное назначение. Социальное назначение права формируется, складывается из потребностей общественного развития. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности и задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор 1. Регулятивная функция права воплощена в Конституции Украины. 2.Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в Уголовном Кодексе Украины. 3.Политическая функция - право является регулятором, политических отношений и регулирует взаимоотношения между ветвями власти и государственными организациями. 4.Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.5.Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы. 5.Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.6.Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

37. Понятие и виды принципов права.

Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования.

Отражаясь прежде всего в нормах права, принципы оказывают влияние всю правовую жизнь общества. Принципы права характеризуют не только сущность, но и содержание права, отражают не только его внутреннее строение, но и весь процесс его применения. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установления гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой реализуются не только его нормы, институты или отрасли, но и вся его система. Принципы служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические. Специально-юридические принципы права - это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

38. Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

Социальные нормы – это определенные правила поведения людей в обществе. Социальные нормы – призваны регулировать человеческое поведение в обществе в различных ситуациях, и поддерживаются санкциями. Нормы всегда связаны с ценностными представлениями, существующими в сознании людей. Речь идет не о личных, субъективных ценностных представлениях, а о таких, которые имеют всеобщее значение в обществе или социальной группе. Такие представления воспринимаются человеком как нечто объективно существующее независимо от воли конкретных людей. Несмотря на то, что нормативная регуляция человеческого поведения никогда не может приблизиться к инстинктивной регуляции животного существования хотя бы только потому, что она создана человеком и имеет «искусственный» характер, тем не менее, в большинстве случаев она в состоянии обеспечить управление и стабильность большей части человеческого поведения. ПРИЗНАКИ: 1. соц. нормы являются общими правилами.2. возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. 3.регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений 4. возникают в процессе исторического развития 5. соц. нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. ВИДЫ: Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.

39. Право и мораль, их соотношение.

Соотношение между правом и моралью весьма сложное и включает в себя такие компоненты как Единство, различие, взаимодействие и противоречия. Единство права и морали состоит в том, что: Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают общими чертами; Во-вторых, право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости; В-третьих, у права и морали один и тот же предмет регулирования - общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают; В-четвертых, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; В-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе; В - шестых, право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

40. Право и корпоративные нормы, их соотношение.

Корпоративные нормы или нормы общественных организаций – это установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Нормы общественных организаций правового характера могут содержаться в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят главным образом от государства. Все общественные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют эту свою функцию в различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право издавать нормативно-правовые акты, закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами кооперации. Механизм действия норм общественных организаций сходен с правовым, они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер и санкций и т. д. Однако следует отметить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с государственной деятельностью. Эти нормы уступают правовыми по силе, сфере действия, категоричности, однако имеют и преимущества: выражают активность и инициативу, являются самодеятельными, распространяют свое влияние за пределы правового регулирования. Общие черты норм права и Корпоративных норм заключаются в том, что они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними – в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций принимаются ими и ими же, обеспечиваются.

41. Понятие и признаки норм права.

Норма права – является социальной нормой,(Социальные нормы – это определенные правила поведения людей в обществе.) но единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.Признаки правовой нормы:

· Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

· Закрепляют , как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

· Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее - предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

· Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия;

· Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством , закрепляются в официальных государственных актах;

· Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

· Носит общий характер, то есть отличается нормативностью ;

· Характеризуется неперсонифицированностью - адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

· Имеет многократное применение - не прекращает своего действия после ее исполнения;

· Имеет государственно-властный характер - положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

42. Структура нормы права. Виды элементов правовых норм.

Структура нормы права состоит: Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. Санкция (взыскание) – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права (структура «Если - то - иначе»). ВИДЫ: элементов норм права. Нормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым). Самих видов норм права существует огромное количество…

43. Классификация норм права.

По характеру содержания: Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права.Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов.По целевому назначению нормы права подразделяются на:Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения. Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями.Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на:Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий. Они встречаются чаще всего в административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном отраслях права и др.Запрещающие нормы устанавливают запрет на совершение недозволенных действий, предписывают воздержание от содержащихся в норме действий. Они формулируются как полудиспозиции, так как прямо не устанавливают правил поведения в отличие от обязывающих и управомочивающих норм. Прямо выраженные диспозиции часто отсутствуют, гипотезы обычно сливаются с диспозициями, например, в уголовном праве. Большинство запрещающих норм установлено в охранительных (карательных) отраслях права.Управомочивающие нормы предоставляют участникам правоотношений возможность совершения положительных действий в целях удовлетворения своих законных интересов, т.е. эти нормы являются дозволительными (гражданское, семейное, трудовое право).По степени обязательности (способам установления правил поведения) нормы права подразделяются на:Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Они не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения и могут устанавливать запреты, обязывания и предписания.Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты сами своими соглашениями не установили условий своего поведения. Эти нормы наиболее характерны для отраслей частного права.По сфере действия правовые нормы делятся на:Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты (например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям). Общие нормы обычно конкретизируются в других нормах. Среди общих норм ведущее место принадлежит конституционным нормам.Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях. Специальные нормы действуют также в отношении определенной категории лиц (заключенных, военнослужащих).Исключительные нормы являются дополнением к общим и специальным нормам и устанавливают изъятия (исключения) из содержащихся в них правил. Например, выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, но для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок выселения.По кругу субъектов нормы также делятся на: общие; специальные.

44. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Эти способы различны, и все их многообразие можно представить следующим образом: все три элемента логической структуры нормы права -гипотеза,диспозиция исанкция включаются в одну статью нормативно-правового акта; одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или один из элементов нормы права; элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права излагаются в нескольких статьях различных нормативных актов; в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм. В случае, если в статье нормативно-правового акта содержится часть нормы права, то такие части принято называть нормативными предписаниями. По характеру изложения правовых норм в статьях нормативно-правового акта принято различать способы:Прямой способ предполагает полное изложение всех элементов нормы права в статье нормативно-правового акта. Логическая структура нормы права совпадает с текстом и структурой нормативно-правового акта.Отсылочный способ заключается в неполном изложении нормы права в статье нормативного акта, при этом делается отсылка к другой статье этого же нормативного акта. Отсылка к другим статьям того же нормативно-правового акта имеет значительное распространение в правовых конструкциях, например, нормы Особенной части УК РФ раскрывают недостающие положения Общей части УК РФ, или наоборот.Бланкетный способ предполагает также неполное изложение правовой нормы в статье нормативно-правового акта, но при этом делается отсылка не к конкретной статье, а к другому нормативному акту, или к нескольким нормативным актам. По характеру нормативного обобщения различают: Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в обобщенном виде, при этом норма права распространяется на неограниченное количество случаев. Казуистический способ предусматривает указание на конкретные случаи, выступающие основой реализации норм права.

45. Понятие правотворчества и его признака.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п.ПРИЗНАКИправотворчества:· 1.Сознательно-волевой характер. 2. Объективно-исторический характер. Признаки правотворчества отражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве. Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенный жизненный опыт, правосознание, культурный уровень.

46. Виды правотворчества.

Виды правотворчества: Народное правотворчество осуществляется путём референдума. Референдум – это всенародное голосование населения по важнейшим вопросам государственного или местного значения, выступающий одной из форм непосредственной демократии. Участие в нем принимают граждане государства, обладающие активным избирательным правом. Решения, принятые на референдуме, носят общеобязательный характер и оформляются нормативно-правовыми актами высших органов государственной власти. Государственное правотворчество - это правотворчество, при котором правовые нормы формируются уполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственно исходят от государства. Санкционированное правотворчество - это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы - корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

47. Принципы правотворчества.

Принцип демократизма. Издание нормативно-правовых актов предполагает учет общественного мнения, публичное и гласное обсуждение законопроектов, социологический анализ реализации действующих норм. Принцип актуальности и своевременности . Правотворчество должно быть оперативным. С одной стороны, законодатель должен чутко реагировать на изменения ситуации в стране, не позволяя нормам права устаревать, переставать адекватно отражать потребности общества. Принцип научности правотворческого процесса . Правотворчество - специализированная деятельность, требующая особых знаний и навыков, прежде всего юридических. Она требует высокой квалификации в сфере правоведения, знания приемов и принципов юридической техники, правовой терминологии, умения их использовать в правотворческом процессе. Принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов . Регулируя общественные отношения, правовые нормы должны обеспечивать баланс публичных и частных интересов. Например, нормы, устанавливающие ставки налогообложения, должны, с одной стороны, гарантировать наполнение доходной части бюджета, а с другой - сохранить для налогоплательщика стимулы к приобретению имущества, получению прибыли, осуществлению предпринимательской деятельности.

48. Правотворческая техника: понятие и элементы.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации Нормативно Правовых Актов. Элементы правотворческой техники - это её методы, правила, приёмы и средства. Методы правотворческой техники - наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта. Правила правотворческой техники - конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Правила бывают:языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.); логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта). Приёмы правотворческой техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами. Средства правотворческой техники - это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

49. Законотворческий процесс: понятие и стадии.

Законотворчество - это деятельность компетентных органов государственной власти, которая представляет собой особую правовую форму осуществления функций государства, состоящую в принятии, изменении или отмене правовых норм. Под законотворческим процессом понимается установленныйпорядок прохождения проектов законов и других нормативно-право­вых актов, вплоть до их принятия и вступления в силу. А) референдум как способ принятия нормативно-правовых актов Б) законодательная инициатива – первая стадия законотворческого процесса Она представляет собой, право внесения законопроектов в законодательное учреждение (Парламент, Конгресс, Национальное собрание, Сейм и т.п.) в соответствии с действующим законодательст­вом и установленной процедурой. В) обсуждение законопроекта – вторая стадия законотворческого процесса. Обсуждение бывает: предварительное, неофициальное и официальное обсуждение. Предварительное обсуждение производится, как правило, с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов, пред­ставителей соответствующих государственных и общественных организаций. Оно может осуществляться в самых различных формах, включая, например, проведение тематических научно-практических конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», дачу эксперт­ных заключений, проведение теле- и радиодебатов, посвященных обсуждаемым законопроектам, подготовка соответствующих публикаций в газетах и журналах и др. Официальное обсуждение законопроектов обычно осуществляется на двух уровнях – на уровне парламентских комиссий, комитетов и подкомитетов, а также на уровне парламентских палат. Регулируется процесс прохождения обсуждения с помощью специальных положений и регламентов. Г) принятие и утверждение закона – третья стадия законотворческого процесса Принятие закона происходит в высшем законодательном органе госу­дарства. В то время как его утверждение (подписание) осуществляется главой государства. Д) обнародование принятого закона - заключительная стадия законотворческого процесса

50. Понятие и виды форм права.

Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права. Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основныхвида источников (норм) права : Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор.

Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым.

Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Источником права в Украине являются также нормативные договоры . Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры.

51. Понятие и признаки нормативно-правовых актов.

Нормативно правовой акт – это письменный официальный документ, являющийся основным источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. ПРИЗНАКИ: нормативный характер; это правовой акт; является результатом правотворчества; общеобязательность; оформление в виде официального документа; определённый порядок группировки правовых норм (пример Конституция)

52. Виды нормативно-правовых актов.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума. Виды нормативно – правовых актов. Классификация законов может иметь следующий вид: 1.по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы); 2.по сфере действия (федеральные и субъектов федерации); 3. по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти); 4. по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские); 5. по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав); 6. по сроку действия (постоянные и временные); 7. по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства); 8. по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе). По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на: 1.общие; 2.местные; 3.ведомственные; 4.внутриорганизационные. Общие подзаконные акты - это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. Местные подзаконные нормативно-правовые акты - это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе законов Украины, указов Президента и постановлений Правительства. Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые (локальные) акты - это нормативно-правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (ограниченный круг лиц). Если расположить подзаконные нормативно-правовые акты по юридической силе, то система этих актов примет следующий вид. 1.Указы и распоряжения Президента. 2.Постановления и распоряжения Правительства. 3.Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. 4.Решения и постановления местных органов государственной власти. 5.Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления. 6.Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. 7.Локальные нормативные акты.

53. Структура нормативно-правовых актов.

Структурная единица - логический элемент правового акта, объединяющий сходные в той или иной степени нормы права. Официально установленных требований по вопросу структурирования нормативных актов не существует. Согласно сложившейся практике, основной структурной единицей нормативно-правовых актов является статья, индивидуальных правовых актов - пункт. Статьи (пункты) при необходимости группируются в более и (или) делятся на менее крупные элементы. Виды (согласно наиболее часто встречающейся иерархии): часть, раздел, подраздел, глава, параграф, статья, часть статьи, пункт, подпункт. Для идентификации участка текста также иногда прибегают к указанию на абзац , являющийся, строго говоря, структурной единицей документа, а не правового акта.

54. Понятие юридической силы нормативно-правовых актов.

Юридическая сила - применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории. Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Закон . Это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной

жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно – правовой акт, принимаемый высшим представительным органомгосударства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зренияинтересов и потребностей населения страны. Подзаконные нормативно – правовые акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны назаконе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридическойсилой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могутпротивостоять им. Подзаконные акты,дополняют законы.

55. Понятие, признаки и виды законов.

Закон - это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»Закон это обязательное для исполнения правило, которое общество устанавливает для своих членов. Закон, как основной источник права большинства современных государств, отличается характерными только ему признаками: 1) законы принимаются только высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума 2) законы принимаются по основным вопросам общественной жизни 3) принятие законов обусловлено особым законодательным порядком, который не свойственен принятию других нормативных актов 4) законы не подлежат отмене другими государственными органами, кроме как парламентом, принявшим этот закон 5) законы составляют основу всей правовой системы государства 6) законы обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам. Как источник права, законы отличаются по своей юридической силе. Законы бывают конституционные и обыкновенные. Конституция, как основной закон государства, является основным источником права и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативным актам. Конституционные законы, следующие после конституции по своей юридической силе, определяют основные начала государственной и общественной жизни. На основе конституции и конституционных законов строится всё остальное законодательство государства.
В процессе реализации норм права в повседневной жизни важно установить пределы действия нормативно-правовых актов, так как всякий нормативный акт издаётся для того, чтобы в определённый промежуток времени на конкретной территории регулировать отношения определённого круга лиц.

56. Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов в Украине.

Подзаконные нормативно – правовые акты. Это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Подзаконные нормативно – правовые акты дополняют закон. В зависимости от субъектов, что их издали, рассматривают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов 1.нормативные акты Президента Украины;2.акты Верховного Суда Украины, Высшего арбитражного суда Украины, Конституционного Суда Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного суда Автономной республики Крым;3.акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и Совета министров Автономной Республики Крым;4.акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специальным статусом;5.нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;6.нормативные акты органов регионального и местногосамоуправления;6.нормативные акты отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;7.нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;8.другие подзаконные нормативные акты.

57. Действие нормативно-правовых актов во времени.

Нормативно-правовые акты действуют во времени, пространстве и относительно определенных лиц. Характеризуя действие нормативно-
правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу;
прекращение действия; обратную силу действия. Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться: Принятием или подписанием акта . Моментом опубликования акта . Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте . Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения. Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами: Истечением срока действия акта . Устанавливается временной период действия акта, и по истечении указанного срока он прекращают действовать. Наступлением определенных условий . Иногда в самом нормативно-правовом акте используется указание на то, что он действует вплоть до вступления в силу иного правового акта. Обратная сила действия, т.е. Прямой отменой акта . Так отменяется большинство нормативно-правовых актов, что соответствует принципу определенности правового регулирования. В этом случае издается специальный акт о прекращении действия нормативно-правового акта либо такая отсылка содержится в новом нормативном акте с однородным предметом регулирования.

58. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и за кругом лиц.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве. – т.е. действием на определенной территорииопределенной территории. В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе. Действие норм права по кругу лиц. В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

59. Понятие и элементы системы права.

Система права - это организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию. Элементы системы права. Основу системы права составляют особым образом структурированные и взаимосвязанные нормы права. Нормы объединяются в более общие нормативно-юридические образования: институты права, подотрасли права и отрасли права. Институт права - это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Отрасль права - это элемент системы права, представляющий собой распределенную по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную область общественных отношений.

60. Предмет и метод правовой регуляции как критерии строения системы права.

Предмет отрасли права (как основа системы права) - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм. Метод регулирования отрасли права (как основа системы права) - это совокупность приемов, способов, средств, правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод - как, каким образом это регулирование осуществляется. На основе формулирования предмета и метода системы права, можно утверждать, что вся система права строится на регулировании общественных отношений во всех его сферах жизнедеятельности. Во избежания хаоса, не последовательности в регулировании общественными отношениями строиться вся система права…Создаются отдельные отрасли права призванные регулировать определенные отношения людей в разных сферах жизнедеятельности общества. На отрасли права (как основного элемента системы права) строиться вся система права, отрасли права делятся и создают при этом систему права(гражданское право; трудовое право; конституционное право; административное право; уголовное право; семейное право и т.д.)


Похожая информация.


Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы:
1) основные права и обязанности;
2) законные интересы;
3) правосубъектность;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы;
7) правовые нормы, устанавливающие статус;
Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение.
Правосубъектность.
Как элемент правового статуса личности, правосубъектность включает в себя два понятия:
дееспособность
правоспособность
Правоспособность – это способность каждого гражданина иметь права и нести определенные обязанности.
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.
Юридическая ответственность – это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Она включает в себя две категории. Позитивная юридическая ответственность– это мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально–правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью. Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение.
Виды правового статуса.
В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов (не разделяя его по основаниям классификации):
1.Общий или институционный статус гражданина;
2.Специальный или родовой статус определенных категорий граждан;
3.Индивидуальный статус;
4.Статус физических и юридических лиц;
5.Статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
6.Статус российских граждан, находящихся за рубежом;
7.Отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д.
8.Профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
9. Статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны.

Еще по теме 25. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.:

  1. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
  2. 44. Правовые отношения: понятие,признаки, виды и структура.
  3. 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус – есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальныe роли . Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

Права и обязанности;

Законные интересы;

Правосубъектность;

Гражданство;

Юридическая ответственность;

Правовые принципы и т.д.

Виды правового статуса:

Правовой статус бывает общим , специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Он не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений в которые они вступают, других ситуаций.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав и обязанностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. .

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая.

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Предыдущая

Категория правового статуса - сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х гг. прошлого века, она обычно отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-е гг. категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

Несмотря на то, что правовому статусу личности в отечественной литературе уделяется значительное внимание, единства мнений по вопросу о его содержании, структурных элементах и функциях еще не достигнуто. Как отмечает Е.А. Лукашева, «споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг определения набора входящих в него элементов». Наиболее часто содержание и структурные элементы правового статуса раскрываются через субъективные юридические права и обязанности личности как субъекта права. При этом подчеркивается, что «правовой статус закрепляется за субъектами права для того, чтобы они, используя правовую форму (принадлежащие им права и обязанности), могли достигать тех целей, в которых заинтересовано как общество в целом, так и каждый субъект права в отдельности».

В то же время ряд авторов расширяют структуру правового статуса личности. Например, Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы: 1) основные права и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы; 7) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 8) правоотношения общего (статусного) типа. При этом права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции РФ.

Такое расширение элементного состава структуры правового статуса личности встретило возражение ряда ученых. В частности, по мнению Е.А. Лукашевой, указанные элементы следует считать либо предпосылками правового статуса (гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям), либо категориями, выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Понятие правового статуса, по ее мнению, следует четко ограничить категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.

Н.В. Витрук считает, что следует различать два самостоятельных понятия: правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) личности в узком смысле, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части. Среди всех правовых явлений, характеризующих правовое положение личности, выделяется система юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов как основа, ядро, стержневой элемент правового положения личности, ее и следует определить как правовой статус личности. Наряду с правовым статусом, то есть системой прав, обязанностей и законных интересов, в правовое положение личности в качестве его структурных элементов входят гражданство и правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов.

Рассмотрение структуры правового статуса всегда наталкивается на известный разнобой в терминологии. Для обозначения прав человека используются понятия «гражданские права», «конституционные права», «индивидуальные права», «основные права», «основные права и свободы». Мы не будем останавливаться на всех различиях терминологии, которые далеко не всегда несут четкую смысловую нагрузку. Однако, на наш взгляд, требуют пояснения различение прав и свобод, а также различение прав человека и прав гражданина, поскольку эти термины достаточно широко используются в российском законодательстве, и в частности в Конституции РФ.

Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции речь идет о правах и свободах человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.

Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37). В отличие от этого термин «право» определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако четкое разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с конкретно определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в 18 - 19 вв.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РФ разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для отечественного конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получавшего свои права «в дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, - Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой связи его с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Все статьи гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. ст. 31 - 33, 36 Конституции сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права - право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия. Исключение составляет ст. 36, которая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ: защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяются запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 62).

В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9); «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» (ст. 14) и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 25, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т.д.), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.

Рассмотрим теперь сущность элементов, составляющих правовой статус, - юридических прав и обязанностей.

Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности как права гражданина конкретного государства (так же, как свободы и обязанности) являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат гражданину как субъекту права. Субъективные права личности есть те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем.

Отметим, что нередко в правоведении встречается понимание субъективного права лишь как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение. В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Справедливо отмечалось, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее, всякая юридическая возможность есть фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь могут быть противоречия как проявление несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-первых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой, и, во-вторых, юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма не только может быть выражением фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перехода» потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем) в возможности фактические, наличные. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в таких условиях. Однако такая юридическая норма позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать все меры для защиты прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут потребовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.

Нетождественность юридического и фактического хорошо видна и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образования (поступление на учебу в вуз, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полноценно реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уровня учебного процесса).

В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и особенно из международных пактов по правам человека, и включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Гражданские (личные) права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским правам относятся право частной собственности; право на охрану семьи, материнства и детства; свобода совести; весь комплекс прав, обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность человека, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому человеку в случае нарушения его прав; право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав состоит в охране и защите той сферы, в которой проявляются индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами, речь идет об ограждении автономности личности, пространства действия индивидуальных, частных интересов.

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право свободно искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и др. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют неотъемлемую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью, как ценности, на которые власть должна ориентироваться, ограничивать себя этими правами, признавать и гарантировать их.

Культурные права нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В число этих прав входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень; право на труд и свободный выбор работы; право на равную оплату труда за равный труд; право на социальное обеспечение; право на образование и др. Необходимый перечень этих прав закреплен в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, определяющем планку, ниже которой цивилизованное государство не должно опускаться.

Следует отметить, что не всегда при классификации прав то или иное право может быть безоговорочно отнесено к данной категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере условно. Так, право собственности является не только личным правом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность - это возможное позитивное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса, как уже говорилось выше, распространяется на всех лиц, проживающих в государстве; выполнение ряда обязанностей возложено только на его граждан.

Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть реализованы.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и игнорирует значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанности - столь же важный и необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В ст. 55 Конституции РФ также установлены основания ограничения прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.

1. Правовий статус особи: поняття, структура, види

Правовий статус людини (особи) це сукупність прав, обов’язків, законних інтересів, гарантії їх реалізації, що закріплені у законодавстві і характеризують особу як суб’єкта права . У правовому статусі ми можемо виділити соціально-політичний, економічний, ідеологічний, юридичний, психологічний, вольовий, моральний зміст. Усі вони, є гранями прояву правового статусу особи, його сутності. Водночас ця категорія об’єднує складний комплекс різноманітних соціальних зв’язків, інтересів, відносин.

У поняття загального правового статусу як найбільш широкої категорії, слід включити складові елементи змісту, які характеризують його структуру:

- правові принципи, що складають методологічну основу правового статусу;

- норми права, що встановлюють загальні для всіх права, свободи та обов’язки;

- правосуб’єктність, тобто можливість суб’єкта мати права та обов’язки та користуватися ними та нести відповідальність за свої дії;

- законні інтереси, що спонукають суб’єкта права до відповідних дій, або навпаки орієнтують його на дозволену нормами права пасивність;

- юридична відповідальність як обов’язок нести відповідальність за порушення правового статусу;

- громадянство, тобто такий правовий стан, який вказуючи про належність людини до відповідної держави, дає право на те, щоб розширити коло прав та обов’язків;

- правовідносини загального (статусного) характеру.

В загальних (статусних) правовідносинах перебувають усі особи стосовно держави, один до одного, реалізації своїх прав та обов’язків, їх захисту, гарантування й т. ін.

Ядром правового статусу є права та обов’язки, що реалізуються завдяки зв’язкам між їх носіями – правовідносинам. З вищезазначеного очевидно, що норми права та правовідносини загального (статусного) характеру, що виникають на їх основі, визначають правовий статус суб’єктів права.

Охарактеризувати правовий статус особи, означає розкрити місце, роль, положення та значення конкретної особи в суспільстві та державі, її можливості, цінність, вплив, принципи взаємовідносин з державою, з іншими людьми, що, в свою чергу, розкриває характер самого суспільства, його соціального ладу.

Правовий статус громадянина це правове становище особи, що є громадянином певної держави.

В юридичній науці виділяють три види правового статусу особи :

- індивідуальний (приватний) статус – це правовий статус кожної конкретної особи, кожного окремого громадянина. Цих статусів стільки, скільки особистостей, громадян. Вони характеризуються неповторністю, як і люди – носії цих статусів. Індивідуальний статус визначає правове положення конкретної особи, конкретного громадянина, в суспільстві, державі;

- спеціальний (родовий) статус – сукупність елементів, що характеризують правове положення окремих категорій громадян та осіб (дітей, студентів, військовослужбовців, робітників, посадових осіб, членів тих чи інших організацій, інвалідів війни та праці, пенсіонерів та інших). Їх також існує велика кількість, хоча і значно менше ніж індивідуальних, саме через це їх повна класифікація майже неможлива. Лише найважливіші з них досліджуються окремими галузями права;

- загальний правовий статус – це статус людини як особистості, члена суспільства, громадянина, держави. Він єдиний для всіх, такий статус ще можна називати базовим .

На основі загального правового статусу потрібно розглядати статуси конкретних осіб або їх груп. Індивідуальні статуси ґрунтуються на загальному, який має ключову, вихідну роль. Відомо, що, виходячи з юридичного та фактичного становища особи в суспільстві, легко можна встановити соціальну природу цього суспільства, його позитивні та негативні сторони.

Загальний статус не може змінюватися без відома держави, законодавця, а індивідуальні статуси є більш динамічними, рухомими і можуть змінюватися за бажанням самих носіїв або через те, що в їх суспільній чи трудовій діяльності відбуваються зміни. Але такі зміни знову ж таки можуть відбуватися у межах загального статусу, не порушуючи його настанов.

У загальному правовому статусі складові частини – постійні, а в індивідуальному – змінні. Це не порушує принцип рівноправності громадян, тому що та чи інша особа може мати свій особливий індивідуальний статус, наприклад, відповідні пільги (ліквідатори аварії на Чорнобильській АЕС 1-ї категорії, інваліди праці тощо).

На індивідуальний правовий статус впливають такі фактори, як стать, вік, сімейний стан, професія і т. ін.

По-перше, будь-який правовий статус – це юридичний та фактичний правовий стан. По-друге, індивідуальні статуси дійсно залежать значною мірою від їх носіїв. Зміст, обсяг, характер правового статусу у громадян протягом життя змінюються не одноразово. Наприклад, громадянин був студентом, потім інженером, майстром, начальником цеху, головним інженером, директором підприємства, нарешті, пенсіонером. Його індивідуальний статус весь час змінювався, а загальний (як громадянина) залишався незмінним.

Загальний статус людини не залежить від зміни місця роботи або від соціального стану. Ця якість постійна, єдина та рівна. На відміну від правоздатності загальний правовий статус – не персоніфікована якість людини, не здібність особистості, а її становище у суспільстві.

Правовий статус індивіда тісно пов’язаний зі статусами інших осіб. Усі права та обов’язки людини мають значення та зміст лише тому, що вона взаємодіє з державою, суспільством, іншими суб’єктами, колективом, перед якими має зобов’язання, або має відповідне суб’єктивне право. На нашу думку, кожен повинен знати свій статус, свої права та обв’язки. Якщо ж особа не буде ознайомлена з ним, вона може поводитись всупереч вимогам норм права та інших соціальних норм.

Отже, правовий статус охоплює усю систему прав та обов’язків, які має відповідна людина, конкретний громадянин. Як важлива правова категорія, він має одночасно відповідати двом, здавалося б, несумісним умовам: по-перше, бути сталим, тобто не змінюватися за своїм змістом; по-друге, він повинен враховувати ті реальні зміни, що мають місце у суспільстві, та прямо чи безпосередньо зорієнтовані на людину, відповідну категорію людей тощо.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация