Информационный экстремизм как угроза безопасности. Классный час на тему: «Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России"

Главная / Налоги

Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет комплексный, многогранный характер и непосредственно связана с необходимостью защиты личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (социально-экономической, экологической, информационной, духовной и т.п.).

Согласно Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. N 24), под национальной безопасностью РФ понимается безопасность многонационального народа России, система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Таким образом, составляющими (объектами) национальной безопасности являются безопасность личности, общественная и государственная безопасность, основополагающей из которых является безопасность личности.

На современном этапе развития российской государственности и общества угрозы национальной безопасности РФ носят преимущественно внутренний характер. Поэтому важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ является борьба с внутренней преступностью, обеспечение государственной, общественной безопасности и охрана общественного порядка.

По существу, от того, как обеспечивается безопасность общества, ведется борьба с такими организованными формами преступности, как терроризм, экстремизм, бандитизм, захват заложников и т.п., представляющими реальную угрозу общественной безопасности как составной части национальной безопасности, зависит будущее Российского государства.

Существенную угрозу национальной безопасности РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступной деятельности — экстремизм, включая его крайнюю форму — терроризм. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ.

Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ Д.А. Медведев отметил рост в 2008 г. в России количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.

Несмотря на то что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых и организационных мер, направленных на противодействие экстремизму (например, принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», внесены соответствующие изменения и дополнения в УК РФ и КоАП РФ, в МВД РФ создан Департамент по борьбе с экстремизмом и т.п.), количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается.

Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ, в 2008 г. в Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что на 29% больше, чем в 2007 г. Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве — 93. По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. на территории Центрального федерального округа РФ зафиксировано 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода 2007 г.

По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве зафиксировано 95 фактов нападений на лиц неславянской национальности, в том числе 47 убийств и 46 случаев причинения тяжкого вреда здоровью, из националистических побуждений. Количество преступлений по мотивам национальной ненависти за 2008 г. в Москве увеличилось на 30% по сравнению с 2007 г. В январе — начале февраля 2009 г. в Москве уже зарегистрировано 16 нападений на национальной почве, обезврежено 4 экстремистских группировки.

Как известно, существование любого негативного социально-политического явления в обществе и государстве обусловлено определенными причинами и предпосылками, в том числе политическими. По мнению профессора Я.И. Гилинского, существование экстремизма (фашизма) в современной России обусловлено выполнением им минимум трех функций:
1) экстремизм (фашизм) служит «страшилкой» для режима перед грядущими выборами: «Или мы, или — фашисты!»;
2) «инородцы» — превосходный «козел отпущения» для бездарной власти, не способной решить ни одну из социальных проблем;
3) фашисты (нацисты) — социальная база, «резерв главного командования» в борьбе с предполагаемой «оранжевой революцией», до смерти напугавшей власть.

Представляется, что если это так, если власть предпочитает разыгрывать «экстремистскую карту на политической арене» и выпускать время от времени «коричневого джина из бутылки», т.е. манипулировать экстремизмом и экстремистскими идеями для достижения тех или иных политических целей, то все наше многонациональное и многоконфессиональное общество заслуживает лишь сочувствия.

Заметим, что анализ криминальной ситуации, складывающейся в настоящее время в сфере экстремистской преступности, не дает нам веских оснований для безусловной поддержки мнения профессора Я.И. Гилинского, так как властями Российской Федерации предпринимаются определенные меры по противодействию экстремизму. На наш взгляд, проблема в том, что эти меры недостаточны и малоэффективны; нередко «остаются на бумаге» (возможно, вследствие сознательно-умышленных действий (или преступного бездействия) должностных лиц, содействующих экстремистам); не должным образом реализуются (или вообще не реализуются) правоприменителями.

В результате этого не обеспечивается безопасность людей от экстремистских посягательств, которые фактически остаются один на один с экстремистской угрозой. Поэтому обеспечение национальной безопасности России в части антиэкстремистской безопасности сегодня во многом зависит не только от принятия, но и от эффективной реализации антиэкстремистских мер по поддержанию безопасности общества, безопасного сосуществования наций и социальных групп на всей территории Российской Федерации.

Анализ экстремистской преступности позволяет выделить следующие криминологические особенности, которые в целом позволяют раскрыть антигосударственный и антиконституционный характер современного российского экстремизма.

1. Активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.

Проведенные в субъектах РФ прокурорские проверки свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи — скинхеды, Русское национальное единство (РНЕ), Национально-державная партия России (НДПР), Национал-большевистская партия (НБП), идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории России.

В настоящее время наиболее характерным проявлением молодежного экстремизма является движение скинхедов, которое, будучи наиболее многочисленным, является «собирательным» образом подобного рода движений. По данным Московского бюро по правам человека, ведущего постоянный мониторинг проявлений национальной нетерпимости, в РФ насчитывается около 50 тысяч скинхедов, издается 100 радикальных газет, а ежегодный тираж неонацистской литературы достигает 500 тыс. экземпляров.

Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 — 18 лет. Многие члены молодежных экстремистских организаций (группировок) — вчерашние школьники, т.е. лица, недавно окончившие школу.

Именно возраст с 14 до 18 лет является наиболее оптимальным для «впитывания» радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей. Учитывая то, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем, этот факт вызывает особую озабоченность.

По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве была пресечена деятельность пяти молодежных экстремистских группировок: Салищева — Исакина, Александрова — Сухарева, Берсеньева (Лютого), Михайлова, «МОБ-88», в которые входили 28 человек в возрасте от 15 до 21 года. Члены указанных группировок совершили 36 преступлений из националистических побуждений, в том числе 28 убийств. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества».

2 февраля 2009 г. группа националистически настроенных молодых людей (скинхедов) численностью не менее восьми человек в возрасте от 15 до 20 лет устроила погром в пригородной электричке рязанского направления на перегоне между станциями Малаховка и Выхино.

С криками «Россия — для русских, Москва — для москвичей» нацисты нещадно избивали лиц неславянской национальности, в том числе стеклянными бутылками, наносили им ножевые ранения. На платформе они зверски избили россиянина курдского происхождения и попытались столкнуть его под колеса электрички.

Заметим также, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок).

15 декабря 2008 г. Мосгорсуд вынес приговор банде Рыно-Скачевского, обвиняемой в совершении 20 убийств из националистических побуждений, организаторы (главари) которой — А. Рыно и П. Скачевский — были несовершеннолетними на момент совершения преступлений. Членам банды скинхедов-экстремистов были назначены наказания сроком от 6 до 20 лет лишения свободы, а организаторам (главарям) — по 10 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима с выплатой 4 млн. руб. за моральный вред, нанесенный трем потерпевшим.

Нередко подростки, примкнувшие к экстремистско-националистическим рядам и совершающие варварские по своей жестокости преступления, являются выходцами из вполне благополучных семей.

22 апреля 2006 г. в Москве на станции метро «Пушкинская» ударом ножом в сердце был убит 17-летний армянский подросток В. Абрамянц. Это жестокое преступление было совершено по националистическим мотивам 18-летним учащимся столичного милицейского колледжа, сыном высокопоставленного сотрудника милиции. Молодой человек активно занимался спортом и был кандидатом в мастера спорта по биатлону.

Необходимо также отметить, что в последнее время членами и даже организаторами (главарями) неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности становятся лица женского пола (молодые девушки).

19 января 2009 г. в Москве была обезврежена молодежная экстремистская группировка, состоящая из 4 человек, лидером (главарем) которой была девушка. По версии следствия, на совести этой группировки — попытка подрыва закусочной быстрого питания возле метро «Кузьминки», два террористических акта на железнодорожных путях в Бирюлеве и Булатникове, подрыв храма в Бирюлеве и целая серия убийств лиц неславянской национальности. Заметим также, что один из членов этой банды — 29-летний уроженец Волгограда, сын депутата Волгоградской областной Думы, занимал высокую должность начальника отдела стратегического анализа и выработки госполитики Министерства спорта.

Необходимо также отметить, что существующая в настоящее время почти катастрофическая ситуация в сфере молодежной экстремистской преступности — это еще не предел: если криминальную ситуацию сегодня не изменить, в дальнейшем она еще более усугубится. В частности, существует реальная угроза, что действующие сегодня в РФ разрозненные, порой противоречивые по своим псевдоидеологическим позициям более 300 молодежных экстремистских организаций (группировок) со строгой дисциплиной и иерархией будут объединяться и «выдвинут» единого лидера — их идеолога-вдохновителя (таковой, например, присутствует в крупных террористических организациях), и единую идеологию (псевдоидеологию).

Появление такого лидера-идеолога, который объединит все эти молодежные экстремистские организации (группировки), приведет к созданию в стране единого «националистического» фронта, что будет «прямой» угрозой основам конституционного строя и безопасности государства и вполне может привести к вооруженным мятежам и насильственному захвату власти в стране, т.е. к «националистическому» перевороту.

В этом случае многонациональное и многоконфессиональное российское общество столкнется с таким масштабом насилия, которому государство с трудом сможет что-либо противопоставить. Безусловно, в целях обеспечения национальной безопасности РФ такого поворота событий нельзя допустить. Правоохранительные органы должны действовать на опережение, предупреждение и оперативное пресечение такой ситуации. Именно от такой тактики сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму в России.

2. Необходимо отметить также расширение «географии» экстремистской угрозы в РФ и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. — жертв экстремизма.

По данным аналитического центра «Сова», в настоящее время экстремистская угроза охватывает 31 регион РФ. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. в РФ зафиксировано 230 случаев нападений и конфликтов на почве национальной ненависти и ксенофобии, в которых погибли 74 человека, 317 получили ранения, а в 2008 г. — 300 нападений, в результате которых погибли 122 человека.

В настоящее время проблема экстремизма и его крайней формы — терроризма вышла далеко за пределы понятия «кавказский экстремизм и терроризм». Рост экстремистских настроений, активизация неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности, нападения на граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан со стороны реакционно настроенных националистов наблюдаются не только в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, но и в других регионах РФ.

Очаги экстремисткой напряженности наряду с «традиционными» в этом отношении республиками Северного Кавказа существуют, например, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском краях. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. наиболее неблагополучными с точки зрения экстремистских проявлений являлись: Москва и Московская область, Ингушетия, Санкт-Петербург, Калмыкия, Нижегородская область и Ростов-на-Дону.
Замыкают список «экстремистских» регионов относительно благополучные: Волгоградская область, Омск, Ярославль, Пермь, Орел, Мурманск, Новосибирск и Калининград (по одному пострадавшему). В 2008 г. ситуация несколько изменилась: нападения на почве национальной ненависти и ксенофобии в основном совершались в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ярославской и Ульяновской областях.

Объективным результатом расширения «географии» экстремистской угрозы в России является увеличение количества национальностей — жертв экстремизма. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. по национальному признаку жертвы ксенофобной агрессии подразделяются следующим образом: русские, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, киргизы, цыгане, корейцы, кабардинцы, дагестанцы, калмыки, вьетнамцы, буряты, чеченцы, татары, якуты, афганцы, иранцы, грузины, ингуши, выходцы из Африки, выходцы из арабских стран, евреи, китайцы, малазийцы, турки, индусы.

Жертвами современного российского экстремизма нередко становятся женщины и дети, представители почти всех социальных групп, молодежных субкультур, люди различного социального статуса, в том числе и высокого — министры, консулы, послы, известные музыканты, Герои России и т.п.

Особенно следует отметить нападения экстремистов на сотрудников посольств и консульств зарубежных государств, а также представителей международных организаций, что наносит непоправимый урон межгосударственным отношениям и международной репутации РФ как демократического и правового государства.

4 ноября 2008 г., в День народного единства, возле посольства Туркмении группой экстремистски настроенных молодых людей численностью не менее шести человек был жестоко избит третий секретарь консульства этой страны К. Сапаров. Экстремисты действовали под лозунгом «Черным здесь не место». В результате этого потерпевший с переломами ребер и сотрясением головного мозга был госпитализирован.

3. Совершаемые в РФ убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все чаще приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а «профессиональной работой» (точнее говоря, «профессиональной охотой») определенных групп лиц. Указанные лица свою «работу» выполняют «с удовольствием» и даже хладнокровно осуществляют фото- и видеосъемку совершенных нападений и убийств. Эти жестокие «ритуальные» убийства фактически являются дерзким вызовом властям, которые нередко расписываются в своем бессилии противостоять им.

6 декабря 2008 г. группа националистически настроенных молодых людей (скинхедов), вооруженных ножами и травматическими пистолетами, устроила засаду в лесу (недалеко от овощебазы в деревне Жабкино Ленинского района Московской области) и напала на грузчиков овощебазы С. Азизова и Д. Алиева — выходцев из Таджикистана. Один из них, будучи раненным в висок, сумел убежать от преследователей, но другого националисты догнали, исполосовали ножом и обезглавили.

Спустя два дня националисты-убийцы по электронной почте разослали в правозащитные организации (в том числе в Московское бюро по правам человека) снимок головы погибшего, сопроводив жуткий фотодокумент угрожающим письмом, адресованным властям. Текст письма был подписан названием националистической организации — «Боевая организация русских националистов». Через день после этого была найдена голова убитого, которая была подброшена в мусорный контейнер в Можайском районе Москвы. Выбор места не был случайным, так как этим националисты показали, что совершен акт возмездия за убийство 15-летней школьницы-москвички А. Бешновой, изнасилованной и задушенной гастарбайтером-узбеком.

14 декабря 2008 г. в Москве был убит 18-летний Е. Айтымов, выходец из Казахстана, студент Университета нефти и газа им. Губкина. Убийство было совершено одним профессиональным ударом в печень ножом, завернутым в полиэтиленовый пакет.

14 января 2009 г. в Филевском парке Москвы скинхедами был убит уроженец Киргизии. Труп погибшего был истерзан. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы потерпевшему было нанесено более 50 ножевых ранений. Кроме того, убийцами на трупе было оставлено письмо нацистского содержания со свастикой, в котором указывалась причина расправы: «СП. Мы не простим! За наших братьев! Это война! Славянские сепаратисты».

20 января 2009 г. в Москве была обезврежена молодежная экстремистская группировка в составе трех человек (двое из них — несовершеннолетние), члены которой совершали нападения на лиц неславянской национальности и наносили им ножевые ранения, выкрикивая фашистские лозунги. Кроме того, они издевались над приезжими женщинами — выливали им на пальто горючую жидкость и поджигали их. Все совершаемые преступления националисты записывали на видеопленку. Всем членам группировки было предъявлено обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью. Примечательно, что двое из них являлись успешными учащимися правового колледжа и педуниверситета.

4. Различного рода общественные организации, движения и объединения (например, движения против нелегальной иммиграции, благотворительные и религиозные организации и т.п.), военно-патриотические, военно-спортивные, военно-исторические клубы и т.п. создаются с какой-либо определенной, вполне законной целью, однако на практике преследуют экстремистско-националистические цели. В связи с этим полагаем необходимым усилить контроль государства за регистрацией и деятельностью на территории Российской Федерации подобного рода общественных организаций, движений, объединений, клубов и т.п. с целью недопущения экстремистских проявлений в их деятельности.

5. Экстремистско-националистические движения стремятся вовлечь в свои ряды членов различных «агрессивных» молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых.

Особо следует отметить наиболее многочисленное движение российских футбольных болельщиков (фанатов), которых активно пытаются привлекать к экстремистско-националистическим акциям. Некоторые члены этого движения поддаются такому воздействию.

В 2007 г. в Москве на матче команд КФК (3-й российской футбольной лиги) «Маккаби» — «Альянс» болельщики кричали с трибун футболистам московской команды Еврейского спортивного общества: «Освенцим для вас — лучший лагерь!» и развернули расистский лозунг-баннер: «Счастливого холокоста». Суд признал лозунги «возбуждающими расовую и религиозную рознь» и приговорил троих виновных (возраст — от 21 до 27 лет) к условным срокам лишения свободы: двоих — к шести месяцам, третьего (ранее дважды судимый) — к одному году.

6. Необходимо отметить стремление представителей ряда радикальных партий, общественных движений и объединений манипулировать в своих политических целях членами указанных неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и даже использовать их в качестве боевых структур.

Кроме того, некоторые представители радикальных партий, общественных движений и объединений в своих выступлениях, в том числе с высокой трибуны, и в средствах массовой информации открыто поддерживают или пытаются оправдать экстремистскую деятельность в России.

Объективным результатом этого становится то, что в стране все чаще слышны различные националистические лозунги (например, антисемитские, антикавказские и т.п.), устраиваются несанкционированные так называемые русские марши, а экстремистско-националистические организации (группировки), ощущая свою безнаказанность, «воодушевляются» на совершение более дерзких показательных кровопролитных акций.

7. Члены неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности все чаще вооружаются и используют огнестрельное и другие виды оружия для достижения своих целей, в том числе для совершения террористических актов.

Если ранее члены молодежных экстремистских организаций (группировок) в качестве орудия совершения экстремистских преступлений предпочитали использовать холодное оружие (ножи, арматуру, цепи, бейсбольные биты, «розочки» из стеклянных бутылок, кастеты и т.п.), то сегодня фактически появилось качественно новое движение террористов-скинхедов, взявших на вооружение огнестрельное оружие и самодельные взрывные устройства.

В Москве была пресечена деятельность неформальной молодежной экстремистской организации «Спас», основанной на взглядах псевдопатриотизма, шовинизма и национальной нетерпимости. Члены указанной организации (состав: восемь человек, в том числе несовершеннолетний), действовавшей под видом военно-спортивного клуба, способом борьбы избрали совершение не только убийств по националистическим мотивам (совершили 20 убийств, в том числе убийство подростка В. Абрамянца), но и террористических актов. Всего ими было совершено 10 взрывов, в том числе и взрыв в августе 2006 г. на Черкизовском рынке Москвы, в результате которого погибли 14 человек, 49 получили ранения.

В 2004 г. в Санкт-Петербурге на пороге собственной квартиры выстрелами из огнестрельного оружия был убит один из ведущих российских экспертов по проблемам расизма и национализма антрополог Николай Гиренко. Убийство было совершено членами нацистской (скинхедовской) банды (была обезврежена в 2006 г.) в период судебного процесса по делу молодежной экстремистской группировки «Шульц-88».

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о сложившейся в РФ критической криминальной ситуации в сфере экстремистской преступности. Фактически в стране появилась преступная четвертая власть — суд Линча с экстремистско-националистическим уклоном.

Полагаем, что основными причинами, порождающими такую криминальную ситуацию и способствующими росту экстремизма в РФ, являются:

1) распространение в средствах массовой информации экстремистских материалов (например, националистических выступлений в прессе, по телевидению, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т.п.);

2) существующие негативные тенденции в сфере правоохранительного противодействия экстремистской преступности в РФ;

3) отсутствие необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности.

Таким образом, анализ криминологических особенностей современного российского экстремизма позволяет сделать вывод о существующей сложнейшей криминальной ситуации и складывающихся негативных тенденциях в сфере экстремистской преступности, представляющих реальную угрозу национальной безопасности РФ.

Усиление экстремистских настроений, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в РФ — федеративном и многонациональном государстве неминуемо приведет к масштабным межэтническим и межрелигиозным конфликтам, всплеску новой волны терроризма и сепаратизма, состоянию «войны всех против всех».

Экстремистско-фашистская идеология и ее пропаганда в федеративном и многонациональном государстве — это бомба замедленного действия, которая способна разорвать страну изнутри. Как отметил Министр МВД России Р. Нургалиев 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, именно дестабилизация социально-политической ситуации в стране является главной целью экстремистских группировок.

Поэтому непринятие сегодня властями РФ всех необходимых дополнительных мер правового, организационного, экономического и т.п. характера по противодействию экстремизму и его искоренению как на Северном Кавказе, так и в других регионах РФ (т.е. как «кавказского», так и «славянского», «татарского», «башкирского», «удмуртского», «калмыцкого» и т.п. экстремизма) неминуемо приведет к расколу общества, росту терроризма и сепаратизма в стране и, возможно, последующему распаду РФ.

Поэтому деятельность экстремистски настроенных лиц (в том числе несовершеннолетних), их организованных групп, пропагандирующих и реализующих экстремистские идеи в российском обществе, а также лиц, финансирующих экстремизм, должностных лиц, оказывающих содействие экстремистам, «прикрывающих» их или преступно бездействующих в борьбе с экстремизмом, носит антиконституционный характер и представляет реальную угрозу национальной безопасности РФ.

Существующие реалии в сфере экстремистской преступности требуют жестких мер по пресечению экстремистских действий антигосударственной направленности и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона.

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________________________________________________________________________________________

М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П Л А Н

Проведения занятий со средним и старшим начальствующим составом Главного управления МЧС России по Омской области

Тема: Экстремизм как угроза национальной безопасности России. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Вид занятия: теоретический Отводимое время: 2 (ч).

Цель занятия: Довести до слушателей информацию об экстремизме как угрозе национальной безопасности России, изучить основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Используемая литература:

Пилкингтон Х. Глядя на Запад Санкт-Петербург, 2004; Ломейко В. Левее истины М.,1970; Левикова С.И. Молодёжная культура - М, 2002, материалы интернет сайтов.

2. Развернутый план занятия.

№ п/п Учебные вопросы

(включая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в том числе технические средства обучения) учебного вопроса.

Экстремизм как угроза национальной безопасности России.

55 Экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Это определение экстремизму было дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г.№ 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Обобщая это определение, можно сказать, что экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами.

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

Политический, национальный и религиозный.

Примерами экстремизма могут служить провокации беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В большинстве случаев экстремизму подвержены молодые люди до 30 лет, так как они более эмоциональны, легковерны и психологически неустойчивы. Все эти качества умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма.

Национальный экстремизм подразделяется на несколько течений.

Левый экстремизм. Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX - начале XX в. (народники, эсэры, анархисты). Система левого экстремизма делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы.

Анархизм - политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Правый экстремизм. Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм.

Главным и определяющим в существовании экстремистских организаций является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма.

Неонацизм - следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности). Существует ряд неонацистских организаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды. НС-скинхеды появились к концу 1982 года, в Великобритании, как совместный проект лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) - Яна Стюарта Дональдсона и Британского Национального Фронта. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) - солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против недолюдей - евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодежи. Появление первых НС-скинхедов в России относят к 1992-1993 гг. Численность людей, входящих в эту организацию (по оценкам правозащитников) - около 70 тыс. человек, которые причисляют себя к НС-скинхедам; между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Праздник НС-скинхедов: 20 апреля - день рождения Гитлера. Скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства «белой», арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваются далеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считали такими, т.е. нордическая раса, альпийская раса и некоторые другие (в их число входят восточные славяне). Скинхеды - крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. В Англии предмет их неприязни - пакистанцы и бангладешцы, в России - кавказцы, цыгане, евреи, негры и тюрки.

Проблема экстремизма со стороны выходцев из кавказских республик на сегодняшний день в России остается актуальной. Кавказские регионы самые сложные Российской Федерации с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности. Несмотря на укрепление федеральной власти там продолжают действовать различные конфликтогенные факторы.

Религиозный экстремизм. Проблема религиозного экстремизма – одна из самых обсуждаемых в последние годы не только в СМИ, но и на заседаниях Государственной Думы. Вопросы веры, религии – одни из самых болезненных и «интимных» как отдельного человека, так и для общества в целом. Религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией. В современных политических условиях эта проблема стала подниматься и активно обсуждаться на всех уровнях, так как наше правительство взяло курс на создание собственной государственной идеологии, без которой никакое сильное государство не может быть прочным и существовать достаточно долго, так как оказалось, что именно идеологический вакуум порождает эти чудовищные явления нашей общественной жизни. Любой историк хорошо понимает, что истоки всех современных проблем коренятся в прошлом. Религиозный экстремизм – не преходящая сиюминутная проблема, возникшая внезапно только сейчас, на рубеже второго тысячелетия. Это не то явление, которое можно победить, немного подправив законодательство или повысив бдительность населения и органов госбезопасности. Все гораздо глубже, сложнее и страшнее. Если вдуматься, всю историю человечества можно представить как историю религиозных войн. Вспомним, какую роль играла религия в прошлом, когда человек ничего не делал без Божьего соизволения. Со временем война из битвы за справедливость превратилась в форму решения финансовых и политических задач, где морали нет места, а главным является эффективность любыми средствами, когда нет идеи Высшего правосудия, армии можно делать все что прикажут. О религиозных войнах старались забыть. Между тем сейчас на Ближнем Востоке идет настоящая религиозная война. Понятие экстремизма, и не только религиозного, наиболее тесно сплетается с близким и сопутствующим ему понятием фанатизма. Конечно, экстремистами бывают не только фанатики. Чаще всего, напротив, лидеры экстремистов – беспринципные прагматики, одержимые исключительно корыстными целями. Идеология здесь является только инструментом политики. Сами же экстремистские действия в массе своей совершают именно фанатики. Они являются главным орудием экстремизма, самым страшным, потому что эффективного противодействия ему до сих пор не придумали. Фанатик не боится никого и ничего, он не боится смерти, а убивает исключительно ради высшей цели. Корни фанатизма именно в религиозном мировоззрении, так как в религии верующему нет места сомнению. Оно по определению невозможно. Любая религия опирается на догматы – положения, которые не оспариваются. Это является самым страшным фактором в религиозном экстремизме – неоспаримость веры. Наиболее опасным остается течение ваххабистов и джихадистов, вступили в категорическое противоречие с традиционным исламом, уводя своих сторонников в военизированные секты.

Традиционные исламские институты (муфтияты, медресе, ассоциации исламского толка) готовы активизировать свои усилия по противодействию экстремизму и предотвращению его расползания по миру.

Таким образом на сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

2. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

35 Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия этой деятельности являются:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Специалисты выделяют в качестве основных принципов борьбы с экстремизмом следующие:

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

Законность;

Гласность;

Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

Сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму, должна стать толерантность как стиль взаимоотношений между северокавказскими народами, между национальными образованиями и федеральным центром, а также взаимоотношений внутри общества. Именно нехватка толерантности и взаимоуважения привела как к многочисленным межнациональным конфликтам, так и к конфронтации с федеральным центром и серьезным противоречиям внутри общества. Недовольство и неравенство, вызванные этими процессами и конфликтами, привели к тому, что экстремизм оказался востребованным и с легкостью распространяется по планете превращаясь в раковую опухоль, которая сегодня репродуцирует все новые и новые террористические угрозы России и всему европейскому континенту.

3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план ____________________________________________________________________

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию повторить пройденную тему ________________________

____________________________________________________________________

Руководитель занятия _____________________

(Ф.И.О.)(дата, подпись)

религиозный экстремизм казахстан

В современном мире, ориентированном на общечеловеческие гуманистические ценности и на духовно-нравственное обновление и разработку интегрального целостного мировоззрения чрезвычайно возрастает роль такого феномена культуры, как религия. В то же время определенные политические силы пытаются под прикрытием религиозных лозунгов осуществить свои экстремистские акции и захватить политическую власть. Эти обстоятельства вызывают острую потребность в проведении продуманной теоретически взвешенной и практически апробированной политики государства в области религии. В Казахстане эта политика к тому же во многом определяется многоконфессиональностью религиозной ситуации, что требует дополнительных усилий и инициатив для достижения взаимосогласия и взаимопонимания.

Проблема экстремизма, проявление крайностей в отстаивании своих интересов, идей и т.д., в том числе и путем применения насилия, известна миру с давних времен. Экстремизм, по своей сути, является имманентной чертой человеческой цивилизации.

Глобализация и все более широкая интернационализация мирового экстремистского сообщества - это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказался все мир. Экстремизм и его крайнее проявление - терроризм, перестали быть локальными явлениями и приобрели на переломе XX и XXI веков международный, глобальный характер. Под этим явлением понимается объективное в условиях глобализации снижение контроля со стороны государства в рамках своей территории при одновременно беспрецедентном повышении возможностей влияния на внутренние дела конкретной страны, международного сообщества, в целом, со стороны других субъектов международных отношений, в том числе и экстремистских организаций. В целом, экстремизм, в том числе и в его религиозно-политическом проявлении, стал естественным ответом на вызовы глобализации.

Резкое обострение в глобальном масштабе угрозы экстремизма и терроризма объективно выдвигает задачу поиска новых форм взаимодействия. Вместе с тем, совершенно очевидно, что мировое сообщество при кризисе существующих механизмов предотвращения угроз международной безопасности вошло в затяжной этап нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности. Вполне очевидно, что в XXI веке ведущее место в иерархии угроз международной и национальной безопасности займут т.н. угрозы нетрадиционного характера, в том числе и от всевозможных экстремистских и террористических организаций.

Вместе с тем, их разрешение даст возможность существенно снизить проблему исламского экстремизма в мире, а также, несомненно, будет способствовать установлению качественно нового межрелигиозного, цивилизационного диалога. Становится понятным, что важнейшим компонентом сохранения международной безопасности в XXI веке является всемерное приумножение процесса меконфессионального и межцивилизационного диалога. На негативном опыте многих стран мирового сообщества, очевидно, что насилие - путь тупиковый и крайне опасный. В этой связи, возможно, что данный интеллектуальный труд станет, наряду с другими, попыткой способствовать такому процессу конструктивного диалога.

На сегодняшний день можно констатировать наличие достаточно серьезных долгосрочных угроз региональной и национальной безопасности стран Центральной Азии. В иерархии основных угроз одну из ведущих позиций занимает религиозно-политический экстремизм, выступающий от имени ислама. Деятельность различных экстремистских исламских религиозно-политических организаций, нацеленная на коренное политическое переустройство ряда государств региона, в том числе и насильственными, террористическими методами, является перманентным источником напряженности в Центральной Азии. В настоящее время, религиозно-политический экстремизм, в том числе и в его крайних проявлениях в виде террористических актов, стал неотъемлемым фактором общественной и политической жизни ряда государств региона Центральной Азии.

Потенциал угрозы религиозно-политического экстремизма обусловлен наличием ряда факторов внутреннего и внешнего характера. При этом важно отметить, что при всей существующей региональной специфике факторы развития феномена религиозно-политического экстремизма в странах Центральной Азии, в целом, являются схожими с причинами распространения данного явления в исламском мире, в частности, в мусульманских государствах Ближнего и Среднего Востока. Как и в глобальном масштабе существующие в странах региона проблемы социально-экономического, политического, характера, слабость официального духовенства, несостоятельность религиозной политики, также наличие близких конфликтных узлов объективно выступают основанием для возникновения и распространения в Центральной Азии радикальных исламских движений.

Сегодня в Казахстане, с учетом сложной международной ситуации, риска осуществления террористических акций на территории нашей страны, масштабов распространения радикальной идеологии в регионе Центральной Азии необходимо осуществление комплексной программы превентивного противодействия данным угрозам современности. Опыт наших соседей свидетельствует, - опираясь лишь на административные методы, решить ее не просто невозможно, но и опасно. В противодействии этому явлению должны участвовать не только силовые ведомства, но и другие государственные органы, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации. Учитывая, что зона нестабильности подошла вплотную к границам Казахстана, существует настоятельная необходимость усиления профилактики угрозы религиозно-политического экстремизма. В целом, учитывая перспективы усиления исламского фактора на общественно-политические процессы в странах региона, в том числе и посредством радикального ислама, Казахстану уже сегодня в целях эффективного обеспечения национальной безопасности, важно учитывать необходимость повышения эффективности механизмов противодействия угрозе религиозно-политического экстремизма, особенно в рамках построения грамотной религиозной политики.

Обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан в контексте угрозы распространения религиозно-политического экстремизма должно стать важнейшим компонентом государственной политики. Диссертантом был предложен ряд практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Казахстана:

Одним из наиболее эффективных способов снижения проблемы исламского религиозно-политического экстремизма является воспитательная религиозно-просветительская политика среди населения. Государственная религиозная политика должна стать краеугольным камнем в стратегии Казахстана в отношении различных религиозно-политических экстремистских организаций. В этом русле среди населения стоит вести активную разъяснительную работу по теме ислама, экстремизма в исламе, вреде идеи т.н. «чистого ислама», несостоятельности идеи строительства «исламского государства» и т.д.

В целом, на мой взгляд, только путем повышения эффективности механизмов обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан в контексте угрозы религиозно-политического экстремизма возможно осуществление стабильного развития казахстанского общества.

Выборы носили свободный, справедливый и траспарентный характер, позволили гражданам выразить свое волеизъявление и сформировать представительные органы власти.

Вместе с тем в ходе выборов в ряде случаев возникали реальные угрозы конституционному строю, среди которых можно выделить как традиционные (попытки проникновения криминалитета в органы публичной власти, вмешательство иностранных государств и подконтрольных им международных организаций в избирательный процесс), так и новые угрозы (активизация экстремистской деятельности за счет сращивания отдельных праворадикальных и молодежных экстремистских структур (в том числе ультрарадикальных объединений футбольных болельщиков) с оппозиционными политическими силами; попытки срыва и дискредитации избирательной кампании в Крыму)).

Как и в ходе предыдущих выборных кампаний, серьезной угрозой конституционному строю являлась криминализация российских органов публичной власти.

В современных условиях представители организованной преступности стремятся контролировать прибыльные сектора экономики, управлять бюджетными средствами, участвовать в принятии решений органами власти, влиять на законотворческий процесс. Инфильтрация криминальных лидеров, участников преступных групп и их связей в органы власти с помощью выборов позволяет решать большинство из этих задач.

Одним из показателей устремлений преступных организаций выступает официальная статистика избирательных комиссий об участии лиц с криминальным прошлым в избирательных кампаниях по параметру наличия судимости. Вместе с тем информационно-справочные учеты правоохранительных органов содержат и другие, не менее значимые криминологические показатели (данные о криминальных связях, распределении ролей в криминальных структурах, о процессуальных и следственных действиях, проведенных в отношении граждан органами предварительного расследования, а также иная информация об участии в деятельности преступных организаций).

Так, при подготовке выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7 созыва 2016 г. в ходе проведенной ЦИК России проверки 4384 кандидатов по спискам 14 партий и 1280 кандидатов, выдвинутых партиями по одномандатным округам, было выявлено 95 ранее судимых граждан, из которых 60 скрыли сведения об имевшихся у них судимостях .

Применительно к субъектам Российской Федерации данная криминологическая статистика выглядит следующим образом. 5 граждан, имеющих судимость, было выдвинуто в Республике Татарстан по одномандатным округам на выборах депутатов Государственной Думы (представляли политические партии «Яблоко» (2), «Родина» (1), КПРФ (1) и «Единую Россию» (1). По федеральным спискам также выдвигалось 5 человек, привлекавшихся к уголовной ответственности (представляли партии «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, «Союз Труда» и «Патриоты России»). В Чувашской Республике 2 самовыдвиженцам с криминальным прошлым было отказано в регистрации, в Карачаево-Черкесской Республике по «криминальному» фактору не допущен к регистрации 1 самовыдвиженец. В Краснодарском крае кандидатом по одномандатному округу от партии «Зеленые» был выдвинут лидер рейдерской группировки, специализирующейся на противоправном отчуждении у государства прав на земельные участки. 16 кандидатов были исключены из региональных списков в Красноярском крае. При проведении проверочных мероприятий избирательной комиссией и правоохранительными органами Пермского края выявлены 3 кандидата в депутаты Государственной Думы, аффилированных с лидером региональной организованной преступной группы (в том числе действующие депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представительного органа власти муниципального образования). В Оренбургской области от участия в выборах отведено 4 кандидата, имеющих судимость (представители партии «Патриоты России»), в Челябинской области – 2 ранее судимых гражданина. 1 кандидату (партия «Справедливая Россия») избирательной комиссией Новосибирской области было отказано в регистрации в связи с сокрытием сведений о наличии непогашенной судимости.

Попытки личного выдвижения и регистрации на парламентских выборах предпринимали бывшие лидеры и активные члены организованных преступных групп, а также их родственные связи (Алтайский край, Иркутская, Оренбургская, Свердловская, Тульская области, Ханты-Мансийский автономный округ) .

Новым элементом избирательной кампании стало проведение некоторыми партиями («Альянс Зеленых», «Единая Россия», Парнас» и «Партия Роста») предварительного голосования по отбору кандидатов на выборы в Государственную Думу и в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (т.н. «праймериз») . Наиболее массовым было предварительное голосование партии «Единая Россия», состоявшееся 22 мая 2016 г.

Представители организованных преступных структур попытались использовать эту форму политической деятельности для легализации своих кандидатов. Правоохранительными органами были выявлены факты включения граждан, в отношении которых имелись сведения о связях с организованными преступными группами и совершении преступлений, в состав т.н. «территориальных групп» кандидатов при проведении праймериз в ряде округов Республики Адыгея, Красноярского края, Кировской области.

Часть выдвинутых и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы имела процессуальный статус подозреваемых (Тюменская область – представитель партии «Коммунисты России») и обвиняемых в совершении преступлений (Псковская область - кандидат от партии «Родина»; Амурская область - самовыдвиженец).

Устойчивое стремление представителей криминалитета к проникновению в органы публичной власти было характерно и для избирательных кампаний по выборам в региональные органы законодательной власти и представительные органы муниципальных образований.

Для наглядности приведем аналогичную криминологическую статистику. Так, в результате проведенной проверки кандидатов в депутаты Народного Собрания Республики Дагестан в отношении 80 кандидатов получены сведения о причастности к совершению экономических преступлений в составе организованных преступных групп, к обеспечению деятельности криминальных структур (12 кандидатов), к экстремистской деятельности (2 кандидата). В отношении 1 кандидата получена информация о его близких связях с осужденным боевиком-террористом.

При подготовке выборов в Орловский областной совет народных депутатов выявлено 12 ранее судимых кандидатов, 192 гражданина с криминальным прошлым баллотировались в представительные органы местного самоуправления Орловской области. В ходе проведения проверочных мероприятий избирательной комиссией Амурской области исключены из областных списков кандидатов в региональное Законодательное Собрание и не допущены к выборам как лица, не предоставившие сведения о судимостях, 22 гражданина. В Свердловской области в связи с сокрытием сведений о судимости отказано в регистрации 9 кандидатам в депутаты законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и 5 гражданам, баллотировавшимся в депутаты представительных органов муниципальных образований.

На региональных и местных выборах фиксировались попытки финансирования кандидатов со стороны действующих и бывших лидеров организованных преступных групп (Иркутская, Свердловская области, Красноярский край). Следует отметить, что «теневое» финансирование избирательных кампаний осуществлялось как по инициативе криминальных структур, так и по запросам заинтересованных кандидатов в депутаты и на выборные должности (помощь в погашении кредитов).

В Красноярском крае, Калининградской и Свердловской областях члены преступных организаций принимали скрытое участие в предвыборной агитации в пользу своих кандидатов.

Представителями криминалитета с целью воздействия на избирательный процесс продолжает практиковаться направление «бойцов-спортсменов» на избирательные участки, где перед ними стоит задача воздействия на членов избирательных комиссий и сторонников политических оппонентов, а также провокации силовых действий под предлогом нарушений избирательного законодательства. При проведении местных выборов отмечались попытки вбросов избирательных бюллетеней членами таких «спортивных» бригад .

После избрания ставленники криминалитета стремятся формировать свой рабочий аппарат с привлечением советников, помощников и консультантов, связанных с преступными организациями, оказывавшими поддержку в ходе избирательной кампании .

Обобщение электоральной практики свидетельствует о том, что криминализация органов публичной власти в условиях подготовки и проведения выборов осуществляется в следующих формах:

Выдвижение и регистрация на выборах лидеров и активных членов организованных преступных групп, а также их родственных связей ;

Финансирование интересующих кандидатов и подкуп избирателей со стороны организованных преступных групп;

Распространение подложных и анонимных агитационных материалов;

Организация вбросов избирательных бюллетеней и оказание силового воздействия на членов избирательных комиссий и сторонников политических оппонентов;

Привлечение избранными должностными лицами и депутатами в качестве помощников членов организованных преступных групп.

Угрозообразующие факторы криминализации органов публичной власти в условиях выборов связаны с низкой политической и правовой культурой организации и проведения выборных кампаний, ослаблением режима законности, коррупцией партийного и государственного аппарата, зависимостью официальной и теневой экономической деятельности от политической конъюнктуры в Российской Федерации.

Серьезной угрозой конституционному строю являются террористические и иные экстремистские проявления в условиях выборов.

Выборы дают возможность обнародования политических программ и участия сепаратистских, национал-радикальных и экстремистских организаций в массовых мероприятиях, открытой пропаганды их идеологических взглядов.

Формами реализации данной угрозы могут являться:

Протестные акции («антикризисные марши», «антивоенные марши», «марши несогласных», «антикоррупционные протесты» и др.);

Агитация, направленная на разжигание розни;

Подготовка и совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности с целью оказания влияния на ход избирательной кампании и результаты выборов;

Массовые беспорядки.

Выборы, как правило, широко освещаются в СМИ, поэтому любое противоправное посягательство, поданное под прикрытием оппозиционной или радикальной политической деятельности, приобретает широкий общественный резонанс.

Основой инспирирования и активизации экстремистской деятельности в ряде случаев выступает сращивание праворадикальных и молодежных экстремистских структур с оппозиционными и парламентскими политическими силами.

Данная тенденция проявлялась на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Так, радикальный идеолог проекта «5.11.17» В. Мальцев в 2016 г. от партии «Партия народной свободы» (далее - «Парнас») был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации . В ходе избирательной кампании он предпринял попытку создать коалицию либералов, националистов и казаков.

При проведении предвыборной агитации лидерами «Парнаса» допускались высказывания радикального характера, что явилось основанием для подачи представителями партии «Гражданская платформа» административного искового заявления об отмене регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого партией «Парнас» . Отмечались факты ведения предвыборной агитации в пользу партии «Парнас» со стороны правых радикалов и националистов .

В ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2016 г. актив Хабаровского регионального отделения партии «Справедливая Россия» на безвозмездной основе использовал для агитационно-пропагандистской деятельности представителей ультрарадикальной фанатской группировки «IGF» (неформальное объединение болельщиков футбольного клуба «Ска-Энергия») .

Аналогичные процессы были характерны и для ряда региональных и муниципальных выборных кампаний. В частности, лидеры и члены неформальных объединений футбольных болельщиков – молодежных группировок экстремистской направленности г. Самары принимали активное участие в предвыборных кампаниях различного уровня в качестве агитаторов и наблюдателей политических организаций («Партия прогресса», «РПР - Парнас»).

В отличие от легальной оппозиции, осуществляющей свою деятельность в рамках существующего законодательства, радикальная оппозиция преследует цели насильственного изменения конституционного строя и не ограничивает арсенал своих методов действий, средств и источников финансирования правовым полем. Лидерами и функционерами данных структур используются различные угрозообразующие факторы, в числе которых выступают:

Принятие государственными органами непопулярных политических решений в социально-экономической сфере (реформирование ЖКХ, пенсионная реформа, система налогообложения и др.) ;

Наличие очагов социальной напряженности в регионах с высоким уровнем безработицы и неблагоприятной криминогенной обстановкой ;

Снижение реально располагаемых доходов населения, девальвация национальной валюты и рост цен из-за санкционного давления США и стран Евросоюза ;

Высокая дифференциация населения по уровню денежных доходов ;

Проблемы и недостатки антикриминальной и антикоррупционной политики государства и др.

Существующие социально-экономические трудности могут использоваться для организации и координации различного рода протестных акций, дестабилизации общественно-политической ситуации и смены государственно-политического режима по сценариям "цветных" революций .

В числе важных угроз конституционному строю необходимо выделить вмешательство иностранных государств и подконтрольных им международных организаций в избирательный процесс.

Данная угроза является элементом агрессивной политики США и их союзников в отношении России, которая направлена на демонизацию руководства страны средствами пропаганды, дискредитацию российской государственности и смену государственно-политического режима в стране.

Удобным предлогом для достижения поставленных целей послужила возникшая в результате многолетних целенаправленных усилий США кризисная ситуация вокруг Украины. В ней отчетливо проявились попытки Вашингтона дискредитировать Россию в глазах Европы, максимально разрушить ее связи с европейскими государствами, лишить стороны выгод и преимуществ тесного взаимодействия.

В связи с вступлением Крыма в состав Российской Федерации, провозглашением ДНР и ЛНР на Юго-Востоке Украины зарубежные СМИ и политическое руководство США, Канады и Западной Европы вернулись к агрессивной риторике «холодной войны». Было предложено «изолировать» Россию и возродить «демократическую коалицию Запада времен «холодной войны» с главенствующей ролью Соединенных Штатов.

В связи с подготовкой выборов 2016 г. заинтересованными иностранными государствами предпринимались активные попытки дискредитации избирательной кампании в Крыму . В условиях реализации украинским руководством реваншистских планов с использованием террористических методов и т.н. «мягкой силы» в ходе подготовки и проведения выборных кампаний 2016 г. зарубежные идеологи и координаторы антироссийской деятельности сделали ставку на украинских и крымско-татарских националистов, активистов псевдоправозащитных структур. Основными формами данной деструктивной деятельности в ходе избирательной кампании выступали:

Воспрепятствование допуску избирателей на участки для голосования, расположенные на территории Украины ;

Умышленная порча предвыборной агитации;

Нанесение украинской символики и граффити в публичных местах;

Порча избирательных бюллетеней антироссийскими лозунгами;

Заброска и попытки развертывания на территории Крыма диверсионно-разведывательных групп Главного управления разведки Министерства обороны Украины .

Вместе с тем, благодаря гражданской позиции жителей Крыма, четкой организации избирательного процесса, соблюдению законности и профессионализму сотрудников правоохранительных органов попытки воспрепятствовать волеизъявлению граждан, подорвать доверие к выборам и представительным органам власти были сорваны.

В качестве традиционного инструмента внешнего вмешательства в избирательный процесс задействовались ангажированные международные организации по наблюдению за выборами.

Для выборов в Единый день голосования 18 сентября 2016 г. было характерно расширение формата внешнего наблюдения за выборами и активизация использования возможностей избирательного процесса в ущерб интересам защиты конституционного строя.

Так, Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) была развернута самая масштабная с 2003 г. миссия мониторинга избирательной кампании в 50 субъектах Российской Федерации . В Российскую Федерацию были направлены 64 долгосрочных и 370 краткосрочных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ (для сравнения: на выборах 2011 г. в России работали 203 наблюдателя БДИПЧ ОБСЕ).

По прибытию в регионы наблюдатели провели консультации с кандидатами «демократически ориентированных» политических партий «Парнас», «Яблоко», «Открытая Россия», журналистами оппозиционных СМИ, а также руководством и координаторами движения «Голос». В ходе встреч осуществлялся целенаправленный сбор тенденциозной информации о социально-политической обстановке в России, нарушениях и злоупотреблениях в избирательном процессе, осуществлялось изучение перспективных молодежных активистов и ангажированных политических деятелей. Для формирования информационных поводов по дискредитации избирательной кампании, компрометации конституционных органов власти и управления задействовался потенциал региональных отделений движения «Голос» и аффилированных с ним псевдоправозащитных структур . С привлечением зарубежных и оппозиционных СМИ предпринимались попытки тиражирования тенденциозной информации о нарушениях выборного законодательства со стороны представителей органов власти и парламентских партий в сочетании с замалчиванием аналогичных нарушений, допущенных иными субъектами избирательного процесса.

Как показывает многолетняя практика выборов, реализация угрозы иностранного вмешательства в избирательный процесс возможна в следующих формах:

Оказание финансовой и консультативной помощи некоммерческим организациям, оппозиционным партиям и движениям, нацеливание их действий на дестабилизацию социально-политической обстановки в стране, подрыв доверия населения к законным органам власти и избирательному процессу;

Методическая помощь интересующим избирательным штабам, кандидатам и их доверенным лицам;

Создание финансируемой извне межрегиональной электоральной сети наблюдения за выборами, ориентированной преимущественно на фиксацию нарушений избирательного законодательства и организацию альтернативного подсчета голосов;

Формирование и поддержка молодежных структур «гражданского неповиновения»;

Инспирирование протестной активности в обществе с использованием подконтрольных СМИ и сети Интернет;

Оказание давления на иностранных и международных наблюдателей;

Объявление официальными лицами иностранных государств и международных организаций (Государственный департамент США, Европарламент, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека и др.) выборов недемократичными, а их результатов - сфальсифицированными.

В основе всех этих форм лежат технологии консолидации антигосударственных политических сил, вовлечения населения в протестные акции и их умышленного трансформирования в массовые беспорядки.

Угрозообразующие факторы, связанные с возможностью внешнего вмешательства в избирательный процесс, представлены: агрессивными геостратегическими установками лидеров ряда иностранных государств (их союзов) по «сдерживанию» России и вмешательству в ее внутренние дела в целях неконституционной смены власти; увеличением масштабов и скоординированности применения отдельными государствами информационных технологий, направленных на подрыв суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации; «двойными стандартами» во внешней политике и гуманитарной сфере; использованием правозащитных концепций и института международного наблюдения за выборами в качестве инструмента политического давления на органы власти и управления.

С учетом возможности формирования и обострения угроз конституционному строю в условиях выборов, зависимости потенциала угроз от соответствующих угрозообразующих факторов главные устремления антироссийских сил в ходе подготовки к Единому дню голосования 18 сентября 2016 г. были направлены на формирование оппозиционной коалиции, способной по «украинскому сценарию» инспирировать протестные настроения и в последующем изменить политический курс руководства страны неконституционными методами. Важнейшая роль в этом процессе, как и ранее, отводилась организации незаконных массовых публичных мероприятий с участием молодежи.

Благодаря доверию населения к главе государства, широкой поддержке проводимой органами власти политики дестабилизации социально-политической обстановки, подрыва авторитета государства и антиконституционных проявлений удалось избежать.

В ходе выборов 18 сентября 2016 г. проявились новые угрозы конституционному строю, которые позволили вскрыть слабые места в системе защиты конституционного строя и определить дополнительные направления работы уполномоченных органов по защите конституционных основ организации и функционирования государственной власти.

Эти угрозы необходимо учитывать организаторам выборов и правоохранительным органам. Так, требуется комплексная предупредительно-профилактическая работа в молодежной и праворадикальной среде. Необходимо дальнейшее совершенствование контроля за финансированием некоммерческих объединений и общественных организаций, соответствием деятельности филиалов и представительств иностранных неправительственных организаций уставным целям и задачам, соблюдением ими российского законодательства. Нуждается в развитии противодействие на системной основе коррупции и криминализации государственных и муниципальных органов публичной власти. Востребована наступательная работа по пресечению деятельности агитационных площадок антигосударственной пропаганды в СМИ и Интернете. Представляется целесообразным усиление антитеррористической защищенности критически важных объектов в Крыму и других приграничных с Украиной субъектах Российской Федерации.

Нейтрализация традиционных и пресечение новых угроз должны дополняться устранением реальных причин и условий, формирующих уязвимости системы социально-экономических и политических отношений, подлежащих защите со стороны государства.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Сущность экстремизма как угрозы безопасности конституционного
строя Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
§ 1. Научное определение основных понятий, входящих в общее семантическое
поле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Экстремистская идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1.1.1. Антидемократическая идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
1.1.2. Антиконституционная идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.1.3. Террористическая идеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.2. Экстремистские материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.3. Экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.3.1. Виды экстремизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.3.1.1. Правый экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
1.3.1.2. Левый экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1.3.1.3. Религиозный экстремизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.3.2. Формы экстремизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
1.3.3. Терроризм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
1.4. Экстремистская деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
1.4.1. Преступления экстремистской направленности. . . . . . . . . . . . . . 40
1.4.1.1. Преступления против основ конституционного строя. . . . . . . . . . 44
1.4.1.2. Террористическая деятельность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
§ 2. Соотношение экстремизма с иными политико-правовыми терминами. . . . . . 49
2.1. Демократия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
2.2. Демократический скепсис. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
2.3. Радикализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
2.4. Фундаментализм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
2.5. Социальный нигилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59
2.5.1. Политический нигилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
2.5.2. Правовой нигилизм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Основные выводы гл. I. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Глава II. Уголовно-правовая политика в области охраны конституционного
троя Российской Федерации от преступных посягательств. . . . . . . . . . . . 67
§ 1. Главная проблема эффективности принятых уголовно-правовых мер,
направленных на защиту граждан и государства от общественно опасных форм
экстремизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
§ 2. Уголовно-правовая характеристика основных составов преступлений
экстремистской направленности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
2.1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. . . . . .71
2.2. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого
достоинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
2.3. Организация экстремистского сообщества. . . . . . . . . . . . . . . . . 85
2.4. Организация деятельности экстремистской организации. . . . . . . . . . .91
§ 3. Концептуальные пути совершенствования уголовно-правовой политики
в сфере обеспечения
безопасности конституционного строя Российской Федерации. . . . . . . . . . .97
3.1. Публичные призывы к совершению преступлений. . . . . . . . . . . . . . .97
3.2. Пропаганда экстремистской идеологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
3.3. Антиконституционное толкование исторических, политико-философских,
религиозных и иных документальных источников. . . . . . . . . . . . . . . . 111
3.4. Нарушение запрета на право въезда в Российскую Федерацию
иностранными гражданами и лицами без гражданства с антироссийскими
настроениями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Основные выводы гл. II . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация