Акты совета федерации и их юридическое значение. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: нормативно-правовая база организации и деятельности, порядок формирования, структура, компетенция, обеспечение деятельности. Акты Совета Федерации

Главная / Налоги

1. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации.

2. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.

Государственная Дума нижняя палата Федерального собрания парламента Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. К компетенции относятся:

1) дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

2) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

3) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

4) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

6) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

7) выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

8) Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России , если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае Президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Структура Госдумы : Аппарат Госдумы, Руководители Аппарата Государственной думы, Председатели Госдумы, Комитеты Государственной думы

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Существуют для законотворчества.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации 3) постоянные и временные комиссии.

Важнейшей частью деятельности Федерального собрания является законодательный процесс , т.е. установленная законом процедура рассмотрения и принятия законов. Это одна из сложнейших юридических процедур, в которой принимают участие практически все основные органы государственной власти. В законодательном процессе участвуют две палаты Российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ.

В общей сложности можно выделить 5 стадий законодательного процесса:

а) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную думу (форма реализации права законодательной инициативы);

б) обсуждение законопроекта в Государственной думе с последующим принятием закона или его отклонением;

в) одобрение закона Советом Федерации;

г) подписание закона Президентом РФ или его отклонение;

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

Федеральные законы;

Законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

Федеральные законы;

Федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Основными актами Федерального Собрания Российской федерации являются законы.

Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, - это федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.

Юридическая сила принимаемых Федеральным Собранием законов неодинакова . Первое место в иерархии законов занимают законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. Они имеет такую же юридическую силу, что и сама Конституция РФ. На втором месте стоят федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и не могут ей противоречить. Третье место отводится федеральным законам, принимаемым по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам исключительного ведения Российской Федерации и к предметам совместного ведения Российской федерации и ее субъектов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Конституция РФ в силу федеративного характера государственного устройства России закрепляет принцип верховенства федерального закона по отношению к законам субъектов Федерации. Так, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральному закону, принятому по предметам ведения Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В то же время Конституция РФ гарантирует верховенство закона субъекта Федерации, принятого по вопросам, не отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимают постановления. Постановления принимаются палатами большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок. Постановлениями палат Федерального Собрания оформляются также принятие Регламентов, изменения и дополнения к ним; результаты голосования об избрании Председателей и освобождении их от занимаемых должностей; другие решения, принимаемые палатами по вопросам их внутренней организации.

По общеполитическим, социально-экономическим и международным вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями и обращениями . Заявления и обращения палат Федерального Собрания имеют не юридическое, а скорее политическое значение и выражают позиции палат по вышеперечисленным вопросам.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

76. Государственная Дума: правовой статус, принципы деятельности, структура, порядок работы.

Согласно Конституции РФ (ст.95, 96) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по смешанной избирательной системе.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя , первого заместителя и заместителей Председателя. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Председатель Государственной Думы: ведет заседания палаты; ведает ее внутренним распорядком; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы; представляет палату во взаимоотношениях с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях; участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации; издает распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции, которые могут быть отменены Государственной Думой, и др.

Для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палатысоздается Совет Государственной Думы . В состав Совета входят Председатель Государственной Думы и его заместители с правом решающего голоса . В работе Совета участвуют с правом совещательного голоса председатели комитетов и комиссий. На заседаниях Совета вправе присутствовать депутаты Государственной Думы.

Совет Государственной Думы:

а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;

б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы;

в) формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков;

г) формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;

д) созывает внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

е) назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в Государственную Думу;

ж) направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к нему Президенту Российской Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство Российской Федерации, депутатам Государственной Думы в сроки, установленные настоящим Регламентом;

з) принимает решение о проведении парламентских слушаний;

и) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения.

Депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в нее по федеральному избирательному округу, именуется фракцией . Фракции, имеющие численность более 100 депутатов, вправе образовать внутрифракционные группы в составе не менее 50 депутатов.

Депутаты, избранные в составе федерального списка, получившего менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Порядок деятельности таких депутатских объединений устанавливается Регламентом палаты.

Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии Государственной Думы. Причем такие подразделения палаты формируются по профессиональному критерию, они должны занимать ведущее место в парламенте, что пока фактически относится к фракциям.

Комитеты осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов иных документов; подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ, выполняют иные функции.

Правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет Аппарат Государственной Думы.

В состав Аппарата входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий Государственной Думы, фракций в Государственной Думе. Контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы осуществляется Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии – весеннюю и осеннюю.

Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием .

Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов.

Государственная Дума принимает обращения и заявления , выражающие ее позицию по общим или отдельным вопросам внешней политики России, а также по вопросам международных отношений в целом.

Таким образом, Государственная Дума, хоть и не называется Конституцией РФ нижней палатой, является первым и главным составляющим звеном российского парламента, где не только принимаются законы, но решается ряд важнейших вопросов государственной жизни.

  • 15.Понятие и сущность Конституции
  • 16.Юридические свойства Конституции рф
  • 17.Структура Конституции рф
  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
  • 18.Порядок пересмотра Конституции рф
  • 19.Порядок принятия и вступления в силу поправок к Конституции рф
  • 21.Соотношение конституции рф и конституций субъектов рф
  • 23.Толкование Конституции рф
  • 24.Основные этапы развития российской конституции
  • 25.Разработка и принятие Конституции рф 1993 года
  • 27Народовластие как основа демократического характера российского государства. Формы осуществления народовластия
  • 30 Вопросы референдума
  • 31.Порядок назначения и проведения референдума
  • 35.Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности
  • 36.Правовой статус политических партий: порядок создания и деятельности, основы внутреннего устройства, основания приостановления деятельности и ликвидации
  • 37. Организационно-правовые формы общественных объединений в рф
  • 41. Декларация о государственном суверенитете России
  • 42. Конституционное закрепление принципов экономической системы и форм собственности в рф
  • 43.Конституционное закрепление рф как социального государства
  • 44.Рф – светское государство
  • 47.Понятие основ правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «Права и свободы человека и гражданина»;
  • 48.Принципы правового статуса личности
  • Глава 2 Конституции рф «права и свободы человека и гражданина»;
  • 49.Принцип равноправия граждан
  • 50.Понятие и принципы гражданства рф
  • 51. Развитие законодательства о российском гражданстве
  • 52.Основания и порядок приобретения гражданства рф
  • 53. Основания и порядок прекращения гражданства рф
  • 55. Органы, принимающие решения по вопросам гражданства
  • 56.Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 57. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • 58.Личные права и свободы человека и гражданина в рф
  • 60.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах рф
  • 61.Порядок выезда и въезда на территорию рф
  • 63.Свобода мысли и слова. Право на информацию
  • 64.Политические права и свободы граждан рф
  • 65.Право граждан рф участвовать в управлении делами государства
  • 66. Законодательная регламентация порядка организации и проведения собраний, митингов уличных шествий и демонстраций
  • 68.Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
  • 72.Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в рф
  • 73.Уполномоченный по правам человека в рф
  • 74.Ограничение конституционных прав и свобод в условиях черезвычайного положения и военного положения
  • 75.Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
  • 76.Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • 77.Порядок предоставления политического убежища рф
  • 79.Принципы федеративного устройства рф
  • Глава 3 Конституции рф «Федеративное устройство»:
  • 80.Становление и развитие России как федеративного государства
  • 83.Предметы ведения рф
  • 84.Порядок принятия в рф и образования в ее составе нового субъекта рф
  • 86.Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти рф и органами государственной власти субъектов рф
  • Глава IV фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов рф» от 06.10.1999 (в редакции фз от 29.12.2004):
  • 88.Субъекты рф, их конституционно-правовой статус
  • 92.Понятие и виды автономии. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов
  • 93.Национально-культурная автономия в рф
  • 100.Правовое регулирование выборов в рф
  • 101.Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 102.Равное избирательное право: понятие, гарантии
  • 103.Прямое избирательное право
  • 105.Сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в рф
  • 106.Порядок регистрации (учета) избирателей
  • 107.Избирательные округа, их виды, порядок образования
  • 108.Избирательные комиссии. Виды, порядок образования, полномочия
  • 111.Порядок регистрации списка кандидатов и список кандидатов. Избирательный залог
  • 113.Информационное обеспечение выборов. Предвыборная агитация
  • 114.Финансирование выборов. Избирательные фонды
  • 117.Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 119.Полномочия Президента рф
  • 120.Порядок выборов Президента рф
  • 129. Государственный совет рф (гс рф)
  • 131-133. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф. Отрешение Президента от должности. Гарантии Президенту, прекратившему исполнения своих полномочий
  • 135.Двухпалатная структура фс, ее отличия от двухпалатной структуры бывшего Верховного Совета
  • 136.Порядок формирования Совета Федерации фс рф
  • 137.Вопросы, отнесенные к ведению Госдумы фс рф
  • 138.Совет Федерации фс рф: вопросы ведения
  • 139.Внутренняя структура палат фс рф
  • 140.Совет палаты Совета Федерации и Совет Госдумы
  • 141.Комитеты и комиссии палат фс рф
  • 142.Порядок деятельности палат фс рф
  • 144.Основные стадии законодательного процесса
  • 147. Порядок одобрения Советом Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой
  • 148.Порядок опубликования и вступления в силу фз
  • 151.Правительство рф: порядок формирования, компетенция
  • 157. Конституционный суд рф, порядок назначения и статус судьи
  • 158.Структура и организация деятельности Конституционного Суда рф (кс рф)
  • 159.Полномочия кс рф, виды и юридическая сила его решений
  • 162.Конституционные основы мсу в рф
  • Конституция РФ Статьи 101, 102;

    ФЗ «О статусе члена СФ и статусе члена ГД ФС РФ» от 08.05.1994 (в редакции ФЗ от 16.12.2004);

    К ведению Совета Федерации относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

    утверждение указа Президента РФ о введении ЧП;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

    назначение выборов Президента РФ;

    отрешение Президента РФ от должности;

    назначение на должность судей КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

    назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ; большинством голосов от общего числа членов СФ, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

    Законотворческая деятельность - все законы, принятые ГД, обязательно направляются на рассмотрение в СФ. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД ФЗ по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; войны и мира.

    Право законодательной инициативы осуществляется СФ в форме внесения в ГД:

    Проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов ФКЗ, проектов ФЗ;

    Законопроектов о внесении изменений и дополнений в законы РСФСР, законы РФ, ФКЗ и ФЗ о признании утратившими силу актов законодательства РСФСР, РФ или законопроектов о признании недействующими на территории РФ актов законодательства СССР;

    Поправок к законопроектам.

    139.Внутренняя структура палат фс рф

    Постановление СФ ФС РФ «О регламенте совета Федерации ФС РФ» от 30.01.2002 (в редакции Постановления СФ ФС РФ от 09.02.2005);

    Постановление ГД ФС РФ «О регламенте ГД ФС РФ» от 22.01.1998 (в редакции Постановлений ГД РФ от 02.03.2005);

    СФ действует на постоянной основе, его деятельность основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, заседания проводятся открыто. В СФ не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений. Органами СФ являются: Совет палаты; комитеты СФ; комиссии СФ.

    Должностные лица СФ: Председатель СФ; первый заместитель Председателя; заместитель Председателя; председатель комитета, комиссии СФ; первый заместитель председателя комитета, комиссии; заместитель председателя комитета, комиссии (председатель подкомитета, подкомиссии); член комитета, комиссии.

    СФ выбирает Председателя и его заместителей, срок их полномочий не установлен. Председатель ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с другими органами гос. власти РФ и зарубежных государств.

    Председатель СФ назначает из числа членов СФ полномочных представителей СФ в ГД, правительстве РФ, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, ЦИК РФ, Министерстве юстиции РФ, полномочного представителя СФ по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в РФ.

    Все члены СФ обязаны войти в один из комитетов палаты (не менее 10 человек) (оценка законопроектов, внесение в них различных поправок).

    Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности СФ и является постоянно действующим органом СФ.

    В состав Совета палаты входят Председатель СФ, заместители Председателя СФ, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Совет палаты:

    рассматривает проект повестки дня заседания СФ;

    формирует список лиц, приглашенных на заседание СФ;

    утверждает по представлению Председателя СФ положение о деятельности полномочных представителей СФ;

    дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации;

    заслушивает информацию комитетов, комиссий СФ, должностных лиц СФ о ходе реализации постановлений СФ;

    СФ образует комитеты СФ из числа членов палаты. Комитеты СФ являются постоянно действующими органами палаты.

    СФ образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов палаты.

    Комитеты и постоянные комиссии СФ образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий СФ, предварительного рассмотрения одобренных ГД и переданных на рассмотрение СФ проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых ГД и переданных на рассмотрение СФ федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению СФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

    Временные комиссии создаются СФ для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

    В состав временной комиссии СФ могут входить Председатель СФ, заместители Председателя СФ.

    Комитет, комиссия Совета Федерации:

    разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

    готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

    осуществляет подготовку заключений по одобренным ГД и переданным на рассмотрение СФ проектам законов РФ о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, по принятым ГД и переданным на рассмотрение СФ федеральным законам;

    предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты;

    рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ и готовит по нему заключение;

    Деятельность ГД основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов. Депутаты ГД работают на профессиональной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

    Председатель, Первый заместитель Председателя и заместители Председателя ГД избираются из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней (может быть принято решение о проведении открытого голосования). Кандидатов на должность Председателя вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты. Председатель и его заместители координируют деятельность комитетов и комиссий ГД, решают вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя.

    Совет ГД создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты (в него входят Председатель, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса). Совет Государственной Думы:

    формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию;

    принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД на текущую сессию;

    формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание;

    созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов ГД (shpora.su), или по предложению Председателя ГД внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

    Депутатские объединения - фракции и депутатские группы (они обладают равными правами). Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в ГД по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения - фракция (подлежит регистрации независимо от числа ее членов). Депутаты ГД, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы (регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов).

    Для осуществления своих полномочий ГД образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов (комитет - до 35 депутатов). Комитеты Государственной Думы:

    вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц;

    осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению ГД;

    осуществляют подготовку проектов постановлений ГД;

    осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение ГД;

    рассматривают и исполняют поручения Совета ГД;

    в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в КС РФ;

    проводят анализ практики применения законодательства;

    (Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам и т.д.).

    Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

    Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

    Правовые акты Федерального Собрания

    Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103 Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

    Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

    Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т. п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

    Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами. Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

    Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

      • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
      • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
      • о доверии и недоверии Правительству РФ;
      • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
      • об объявлении ;
      • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
      • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
      • о парламентском запросе;
      • по другим вопросам своей компетенции.

    Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме. Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране. Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация