Сущность конституции. Понятие и сущность конституции

Главная / Общество

Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает:

  • основные принципы устройства общества и государства;
  • наименования и полномочия органов государственной власти;
  • механизм осуществления государственной власти;
  • основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ее характерные черты:

  • особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, — народ;
  • учредительный характер ;
  • расширенный предмет регулирования Конституции;
  • особые .

Ее юридические свойства:

  • верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
  • высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
  • особая ;
  • прямое ;
  • особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции

По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — поиске и установлении оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.

Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Конституции могут быть:

  • в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);
  • по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);
  • по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»);
  • по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Действующая , принятая в 1993 г., — это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты. Термин «учредительный акт» означает, что в нем реализуется учредительная власть, суверенитет народа, который на референдуме 1993 г. в юридических формах определил способ своего бытия. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания. «Высшая юридическая сила» (юридическое верховенство) означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае они являются недействующими. Принятие и изменение в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами призвано обеспечить тщательный учет всех обстоятельств, интересов различных слоев населения, а также стабильность Конституции. Специфика объекта регулирования заключается в том, что конституция закрепляет основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности, основы взаимосвязей человека — коллектива — государства — общества. Особая форма защиты Конституции РФ связана с конституционным контролем — деятельностью Конституционного Суда РФ.

См.также:

Виды конституций

В зависимости от соответствия или несоответствия ее объективной реальности Конституции бывают следующих видов:

  • реальные. Это те конституции, которые соответствуют сложившимся общественным отношениям;
  • фиктивные. Они не отражают фактического состояния общества. Так, конституции недемократических государств зачастую только декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а носят показной, фиктивный характер.

По форме конституции различают:

  • писаные конституции, содержащиеся в одном документе, принятом в установленном порядке и имеющем письменную форму. Например, конституции России, Франции, США, Италии;
  • неписаные конституции — нормы их находятся в различных источниках права — законах, правовых обычаях, судебных прецедентах. Неписаные конституции представляют собой редкое исключение и в настоящее время существуют в Великобритании, Сан-Марино, Лаосе.

По порядку принятия:

  • октроированные (дарованные «сверху»). В настоящее время такие конституции существуют в Непале, Лихтенштейне;
  • принятые соответствующим органом (учредительным собранием, законодательным собранием и т. д.) в особом процессуальном порядке. Так, в США конституция была принята Конституционным конвентом в 1787 г.;
  • принятые на референдуме (Франция в 1958 г., Россия в 1993 г.).

По принципу внесения изменений, дополнений и поправок бывают конституции:

  • «гибкие» — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы (неписаная Конституция Великобритании, Конституция Индии);
  • «жесткие» — изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем принятие обычного закона. «Жесткими» являются Конституции США, Италии, России.
См.также:

Функции конституции

К функциям конституции (ее предназначению) относятся:

  • учредительная;
  • организаторская;
  • идеологическая;
  • стабилизирующая;
  • программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что она узаконивает (легитимизирует) основы конституционного строя, само государство, систему государственных органов. Так, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти — Государственную Думу и Совет Федерации и т. д.

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает порядок осуществления государственной власти, взаимодействия между составными частями государственного аппарата.

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она является идеологической базой проводимой государственной политики. Так, в Советском государстве в Конституции отражались марксистские взгляды на общество, государство и право, что отражалось на государственной политике. Современная Конституция РФ основана на идеологии демократии и политического плюрализма, приоритета прав и свобод человека, рыночной экономики, что сказывается и на государственной политике.

Стабилизирующая функция , как мы уже отмечали, заключается в том, что конституционные нормы отличаются повышенной стабильностью. Это способствует развитию общества в определенном русле, не позволяет бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс.

Программная функция заключается в том, что конституция может содержать ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее. Так, в советских конституциях ориентиром являлось построение коммунистического общества. В Конституции РФ такими ориентирами можно считать правовое государство, социальное государство и т. д.

См.также:

Правовые свойства конституции

Конституция является учредительным , а потому первичным , определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция

Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было. Обращает на себя внимание положение, содержащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие положения Конституции РФ определяют смысл, содержание законов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.

В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.

Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.

В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Действие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).

В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует на территории всех субъектов федерации, а учредительные акты субъектов федерации — на территории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.

Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации.

Успех решения задачи по определению понятия конституции в значительной степени зависит от того, насколько верно уясняется сущность данного феномена. Наука конституционного права выделяет формально- юридическую и социально-политическую сущность конституции.

Формально-юридическая сущность выражается в том, что конституция является актом или группой актов, обладающих высшей юридической силой и занимающих верховное положение в системе законодательства.

Другой аспект анализа заключается в выявлении социально-политической сущности конституции. По вопросу о том, что составляет сущность конституции в социально-политическом смысле, имеются различные теории. Они аналогичны тем, что возникли для обоснования сущности права в целом.

Одной из самых древних теорий является теологическая, согласно которой сущность права и соответственно конституции заключается в завещании божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни. Теологи считают, что в конституции воплощаются божественные идеи высшей справедливости и разума.

Другой, также довольно старой и широко распространенной теорией является трактовка сущности конституции как общественного договора.

Суть общественного договора заключается в согласовании политических интересов различных классов, групп и слоев общества. Принимая конституцию, члены общества заключают договор о том, на каких основах учреждается данное общество и по каким правилам оно собирается жить. Механизм согласования интересов выражается в том, что классы, социальные слои, территориальные, национальные, религиозные, культурные и иные общности и группы людей добиваются их отражения в конституции.

Теория общественного договора близка с теорией соотношения политических сил. С этой точки зрения конституция играет роль политического документа, выражает соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. К примеру, конституционные акты в Англии отразили компромисс между земледельческой аристократией и нарождавшейся промышленной буржуазией в XVII в. Этот компромисс выразился, в частности, в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов и выборности Палаты общин парламента. Отмечая политическую сущность конституции, Дж. Милль по этому поводу писал: "Во всякой конституции есть одна сильнейшая сторона, и если бы обыкновенные конституционные сделки перестали существовать и отдельные элементы вступили в борьбу, то она бы постоянно одерживала верх. Конституционные правила применяются на практике только до тех пор, пока они дают перевес в управлении той из сторон, которая владеет наибольшею действительною силой вне стен парламента" .

Теория соотношения политических сил была интерпретирована социалистами в качестве теории соотношения сил в классовой борьбе. Классики марксизма-ленинизма сделали вывод об антинародной сущности буржуазной конституции, выражающей интересы господствующих эксплуататорских классов. В противовес была предложена конституция социалистического типа, отражающая интересы и волю трудящихся. Формой их выражения на этапе построения социализма была конституция государства диктатуры пролетариата.

В противоположность марксистско-ленинской доктрины представители теории общественного договора и школ естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней интересов народа и естественных прав людей, отражающих опыт прогрессивного развития и традиций. Именно естественно сформировавшиеся конституции отличаются стабильностью и настоящей гибкостью, так как в отличие от конституций, спускаемых сверху ("революционных" конституций, октроированных конституций и т.п.), они формируются в результате общенародного опыта.

Каждая из теорий о сущности конституции основывалась на своих идейных постулатах и собственной эмпирике. Некоторые теории по мере развития цивилизации подверглись модификации. Так, узкоклассовое понимание сущности конституций социалистического типа трансформировалось в утверждение об общенародной сущности социалистической конституции в период констатации факта построения развитого социализма.

В современных конституциях некоторых государств обнаружился феномен слияния теологических воззрений, идей общественного договора и взглядов представителей естественного права в единую консолидированную идею о демократической и гуманистической сущности конституции как правового акта высшего разума, справедливости и общественно-политического идеала. Такое слияние можно обнаружить, если проанализировать преамбулы конституций ряда европейских государств. К примеру, преамбула Основного закона Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. начинается словами: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленные желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон". Другим, еще более ярким примером является содержание преамбулы Конституции Швейцарии. В ней говорится: "Во имя Всемогущего Бога! Народ и швейцарские кантоны, сознавая свою ответственность перед Создателем, полные решимости обновить свой союз в целях укрепления свободы, демократии, независимости и мира в духе солидарности и открытости к миру..., убежденные в том, что только тот является свободным, кто пользуется своей свободой, и что расцвет общества является благосостоянием наименее обеспеченных его членов, принимаем Конституцию...".

За единство торжества божественного и свободы в конституционном демократическом развитии России выступали многие русские мыслители и философы конца XIX – начала XX в. Эти идеи до конца своих дней проповедовал известный государствовед и философ И. А. Ильин (1883– 1954 гг.). Проживая в эмиграции в годы советской власти, он призывал по мере достижения демократии не забывать о том, что государство и его законы служат делу Божию на земле .

Таким образом, для уяснения социально-политической сущности конституции в современный период используются гуманистические и демократические теории о создании главного закона общества и государства, отражающего лучшие стороны разумного и целесообразного, гармонизирующего значимые отношения в оптимальный для данной страны общественный и государственный строй, отвечающий интересам личности и общества. В реальной жизни эта модель, однако, не всегда воплощается в полной мере и еще более отходит от идеала в процессе реализации конституционных положений. Поэтому, наряду с идеальной сущностью конституции, важно увидеть ее реальную сущность, отражающую компромисс между идеальным и тем фактическим соотношением сил, которое сложилось на момент принятия конституции. В любом, даже в самом демократическом обществе создаваемая модель конституционного строя представляет собой политико-социальный компромисс, который может выразиться в отказе от определенных демократических ценностей, в некотором перекосе в балансе разделения властей и т.д. Однако, как правило, главная цель конституции или вносимых в нес изменений и дополнений – это нахождение консенсуса, поиск равновесия, стремление одновременно к стабильности и обновлению в целях дальнейшего поступательного развития государства и общества. Чем больше соответствия между идеалом и формой отражения сложившегося соотношения сил, тем сильнее вероятность совпадения юридической и фактической конституций.

Завершающий уровень, на котором проявляется сущность конституции, – это состояние фактической реализации закрепленных положений. По уровню совпадения формальной и фактической конституций различают реальную и фиктивную конституции. Фиктивность конституции свидетельствует о необходимости либо изменить формально-юридическую модель, либо попытаться привести в соответствие с ней складывающиеся реалии, используя политические и правовые рычаги убеждения и принуждения, включая меры конституционного контроля. В то же время "даже самая фиктивная конституция лучше прямого деспотизма, поскольку само наличие писаной конституции есть легальное средство борьбы за провозглашенные в ней ценности" .

Сущность конституции предопределяет ее содержание. Вопрос содержания, т.е. предмета конституционного регулирования представляет собой один из наиболее интереснейших аспектов научного анализа в теории конституции. Посылка о том, что конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, формирующие конституционный строй конкретной страны, носит абстрактный характер. Как правило, эти отношения структурируются и составляют такие группы, как основы конституционного строя и гражданского общества, правовое положение личности, форма государственного устройства, форма государственного правления и система государственных органов, система публичной власти и местного самоуправления. Несмотря на сходство предмета конституционного регулирования по причине разнообразных факторов (исторических, культурных, правовых, политических и т.д.) содержание практически каждой конституции имеет свои особенности. Одни конституции содержат преамбулу, другие нет. Цели принятия конституции также существенно различаются. В частности, в преамбуле Конституции США декларируется факт образования федерации, а в преамбуле конституций Ирландии и Индии – создание независимого государства. Конституции Германии, Испании, Японии в своих преамбулах отражают естественное после ликвидации фашизма стремление к построению не только свободного демократического, но и мирного государства.

Исторически сложилось, что непосредственно в самом тексте Конституции США нет главы, посвященной правам и свободам, такие положения содержатся в поправках к данной Конституции. Аналогично в Конституции Франции 1958 г. пет главы, посвященной правовому положению личности. В ней имеется отсылка к Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле Конституции 1946 г. В противоположность приведенным примерам в конституциях большинства стран значительное место отведено регулированию правового статуса личности отдельными главами (разделами).

Существенно различаются конституции по структуре и объему регулирования порядка формирования и компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, закреплению экономических, финансовых и социальных основ государственности. В разной степени детализированы основы общественного строя, внутренней и внешней политики государства.

Исторические традиции предопределяют и акценты, которые расставляются при выборе предмета конституционного регулирования. В частности, в Швеции, где традиционно большое значение придается свободе слова и информации, начиная с XVIII в. к числу конституционных относится Акт о свободе печати.

Особенностью целого ряда конституций третьего поколения явилось закрепление регулирующей роли государства в экономической и социальной сферах (Испания, Италия, Португалия и др.). В них содержатся соответствующие главы и разделы, посвященные принципам социально- экономической политики, в том числе государственному планированию и программированию экономического и социального развития; гарантиям социальной защиты граждан.

На содержание конституции накладывает отпечаток и форма государственного устройства. В большинстве конституций федеративных государств имеются положения, посвященные статусу не только центральной власти, но и власти составных частей федерации. Однако степень регулирования взаимоотношений федерации и ее субъектов весьма различна. Если в конституциях Австрии, Бельгии, Германии (ФРГ), Индии, Швейцарии подробно определяются компетенция органов государственной власти составных частей федерации, а также формы контроля со стороны федеральных властей, то Конституции США и Российской Федерации на этот счет лаконичны.

  • Милль Дж. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863. С. 69.
  • Ильин И. А. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1993. С. 239.
  • Боброва Н. А. Конституционный строй и конституционализм в России. М., 2003. С. 48.

Выявим сущность конституции как основного правового акта, устанавливающего наиболее важные правила взаимодействия членов общества.

Сущность конституции проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она была создана, какие социальные запросы обеспечили её возникновение.

Появление конституции относится к 18 веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, крушением феодальных обществ под напором капиталистического строя. Для этого была необходима правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Подобную роль мог выполнить лишь правовой акт, который обобщенно устанавливал основы устройства государства. Он должен был находиться объективно выше власти короля и представлять волю всего общества.

Первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Основные законы Франции и Польши.

Происхождение термина «конституция» (означает - учреждение, установление ) достоверно не установлено. Существует точка зрения, что он взят из оборота, которым начинались акты римских императоров. Поначалу наряду с термином «конституция» применялось наименование «основной закон» .

В научной литературе имеются различные теории относительно её сущности. Одной из точек зрения является определение сущности конституции как общественного договора. В соответствии с ней все члены общества заключили договор, отраженный в конституции, о том, на каких основах и принципах учреждается данное общество, по каким правилам оно функционирует. Конституция признается выражением суверенитета народа и проявлением его единой воли.

Теологические теории рассматривают сущность конституции как воплощение в ней божественных предписаний о правилах жизни человека и общества, отражение идеи высшей справедливости и разума.

Представители школы естественного права считают, что сущность конституции проявляется в воплощении в ней огромного опыта и традиций данного народа . Подобные Основные законы признаются прочными и устойчивыми.

Существуют теории, которые отрицают народный характер конституции и связывают её сущность с волей государства. Основной закон рассматривается как самоограничение государственной власти : для недопущения произвола, она сама себя ограничивает и устанавливает пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория усматривает сущность конституции в выражении воли не всего народа, а только воли господствующего класса , т.е. признается классовой по своей сущности.

Действующая Конституция РФ не восприняла тезиса о классовой сущности основного закона. В сущность и основание Конституции 1993 года заложены иные начала - не классовые, а общедемократические .

По своему происхождению она является народной , поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

означает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и не согласные с ней. Всем дано право в легальных формах излагать и распространять свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что её принимают большинство избирателей. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается то общество, в котором реализуются права меньшинства.

В каждую историческую эпоху общество имело свою особую структуру социальных связей и специфическое строение образующих его элементов. Общество, взятое в единстве всех его сторон, находящихся во взаимодействии и взаимно влияющих друг на друга, имеет свою конструкцию, т.е.

Обязательно построено по определенной схеме. Подобная упорядоченная структура социальных связей, составляющих общественную систему на определенном этапе ее исторического развития, есть не что иное, как фактическая конституция общества.

Слово конституция имеет двоякий смысл. В первом смысле конституция понимается как строение, конструкция, фигура, телосложение, устройство. Это и есть фактическая конституция. Фактическая конституция возникает вместе с возникновением самого общества. Во втором смысле под конституцией понимается установление, закрепление в письменном виде характера и специфики существующих общественных отношений. В отличие от фактической конституции - это юридическая конституция. Таким образом, юридическая конституция есть отражение и закрепление в нормах права фактической конституции общества.

Если существование фактической конституции исчисляется многими тысячелетиями, то возраст юридической конституции гораздо более скромный - всего чуть более двухсот лет. Хотя еще в I-III веках н.э. в отношении некоторых указов римских императоров употреблялся термин "конституция", но в основном для того, чтобы подчеркнуть особую важность этих указов. Аналогичные акты конституционного (т.е. устанавливающего определенный правовой статус) типа существовали в эпоху Средневековья. В 1215 году в Англии была принята "Великая хартия вольности". Но первые цельные юридические конституции связаны с возникновением буржуазного общества и государства.

Первыми юридическими конституциями являются Конституция США (1787) и Конституция Франции (1791).

Конституция - это явление общественной жизни. Она в наиболее общем виде выступает как средство упорядочения и регуляции определенной совокупности общественных отношений. Создание первых юридических конституций было вызвано необходимостью законодательного закрепления новых буржуазных отношений, пришедших на смену феодальным, установления новой системы власти и системы взаимоотношений между людьми (основные права человека, равноправие граждан и т.д.). Но это есть лишь внешняя характеристика конституции как юридического документа.

По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства. Впервые на это указал Ф. Лассаль в работе " О сущности конституции". В этой же работе указано, что юридическая конституция обладает двумя свойствами. С одной стороны, она является реальной, с другой - фиктивной. Реальной юридическая конституция является постольку, поскольку отражает действительное соотношение общественных сил в государстве. Юридическая конституция фиктивна тогда, когда она неадекватно выражает соотношение политических сил в обществе, т.е. не соответствует фактической конституции. Это происходит тогда, когда юридическая конституция долго не меняется или в нее вовремя не вносятся поправки.

Сущность конституции (здесь и далее имеется в виду юридическая конституция) заключается также в том, что ее возникновение и развитие связано с изменениями определенного соотношения общественных сил. И наоборот, создание новой конституции приводит к движению и изменению общественных сил.

Особенность всех конституций состоит в том, что они всегда содержат в своих текстах как реальные, так и фиктивные положения. Ни одна юридическая конституция в мире, принципиально, не может быть только реальной. Тому есть две причины. Одна - объективная, так как в результате постоянного развития общества возникают новые социальные связи и отношения. И даже если какие-то положения на момент принятия конституции были реальными, то со временем они становятся фиктивными. Законодатель не может заранее предугадать будущие векторы социального развития и отразить их в тексте конституции.

Другая причина фиктивности конституции - субъективная. Это значит, что законодатель сознательно закладывает в текст конституции положения программного характера, т.е. то, чего еще нет в реальной жизни, но что должно быть и к чему надо стремиться. Иными словами, любая юридическая конституция представляет собой программу дальнейшего движения общества вперед, определяя его цели и задачи. Чем больше конституция содержит подобных фиктивных положений, тем в большей степени она является политическим, а не юридическим документом.

В юридической литературе имеется множество определений конституции. Общая суть их сводится к тому, что в идеале конституция представляет собой Основной Закон государства, выражающий действительное соотношение общественных сил на определенном этапе исторического развития.

Политико-правовые свойства конституции:

1. Конституция - это единый нормативно-правовой акт, а не свод законов. Хотя иногда функцию конституции выполняет определенная совокупность законов (например, в Великобритании).

2. Принятие новой конституции означает не окончание, а дальнейшее продолжение процесса нормотворчества, который приобретает четкую правовую основу. Конституция является нормативной базой этого процесса. После принятия новой конституции в государстве все законы, противоречащие положениям конституции, объявляются юридически ничтожными и не могут вызывать юридических последствий. Это свойство еще раз подтверждает положение о том, что конституция является Основным Законом государства.

3. Как Основной Закон Конституция РФ обладает верховенством. Это значит, что в рамках государства нет ни одного акта, который по юридической силе превосходил бы конституцию или имел бы с ней одинаковое правовое значение. Особое значение это свойство конституции приобретает в условиях федеративного государства, в состав которого входят субъекты, имеющие собственные конституции. Обычно в конституции федеративного государства оговариваются способы обеспечения ее верховенства. Упор при этом делается на политические способы, а именно:

а) политические консультации федеральных органов власти и органов субъектов федерации;

б) принятие федеральными органами актов по отмене конституционных норм субъектов федерации, вступающих в противоречие с федеральной конституцией;

в) решение органов конституционного надзора (конституционного суда) по отмене неконституционных актов. Силовые способы подавления сепаратизма в федеральных конституциях, как правило, не предусмотрены.

4. Конституция обладает таким свойством, как легитимность, проявляющуюся в двух аспектах:

а) конституция должна исходить от соответствующих органов, которые вправе принимать конституцию;

б) в конституции должны закрепляться согласованные интересы и воля всех социальных групп, наций, народностей, образующих общество. Именно в этом смысле конституция должна рассматриваться как средство достижения и поддержания гражданского мира и согласия в обществе, а не как орудие классовой и политической борьбы.

5. Конституция только тогда может быть актом прямого действия (т. е. ее нормы могут непосредственно применяться независимо от того, имеются ли конкретные законы, детализирующие положения конституции), когда она в большей степени является юридическим, а не политическим документом.

6. Важным свойством конституции как нормативно-правового акта является ее стабильность, устойчивость. Все другие законы могут часто меняться. Стабильность конституции состоит в том, что она рассчитана на длительный период, в течение которого нормы конституции являются устойчивыми, так как отражают коренные, основополагающие отношения в обществе. Стабильность конституции обеспечивается также особым, усложненным порядком внесения дополнений, поправок и изменений в ее текст.

7. Конституция в силу особой значимости является единственным нормативно-правовым актом, который может разрабатываться и приниматься всенародно, т. е. путем всеобщего, прямого и тайного голосования населения государства (путем проведения референдума).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация