К числу общепризнанных источников избирательного права относят. Избирательное законодательство. Современный период развития

Главная / Общество

Под источниками избирательного права понимаются формы внешнего выражения его норм. В современных условиях система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами (принципами) международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

Отнесение общепризнанных норм (принципов) международного права и международных договоров Российской Федерации к источникам российского избирательного права напрямую вытекает из Конституции РФ (ст. 15), которая предусматривает, что они являются составной частью правовой системы Российской Федерации. К источникам данного ряда можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Протоколами к ней, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г., и др. С учетом участия России в СНГ к источникам избирательного права следует отнести Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г., Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ от 7 октября 2002 г. Значение международных договоров в качестве источников российского избирательного права многогранно. Во-первых, в них закрепляются общепризнанные стандарты периодических и обязательных, открытых и гласных, свободных и справедливых, подлинных и нефальсифицированных выборов. Во-вторых, они возлагают на Российскую Федерацию обязательства по предоставлению гражданам оговоренных в них избирательных прав и свобод и недопущению незаконных ограничений и посягательств на данные права и свободы. В-третьих, они имеют приоритет при возникновении коллизий (разночтений) с нормативными правовыми актами Российской Федерации, предполагающий безусловное исполнение международных договоров.

Характеристика избирательного законодательства

Основную часть источников избирательного права составляют различные нормативные правовые акты, которые образуют избирательное законодательство. Оно содержит большинство норм избирательного права. При характеристике избирательного законодательства наиболее важно следующее.

1. Избирательное законодательство включает многочисленные правовые акты как законодательного, так и подзаконного характера. Нормы избирательного права присутствуют в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях Центральной избирательной комиссии РФ, конституциях (уставах), законах субъектов Федерации, постановлениях (указах, распоряжениях) высших должностных лиц субъектов Федерации, решениях избирательных комиссий субъектов Федерации, уставах муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актах.

2. Конституция РФ занимает ведущее положение в системе избирательного законодательства, несмотря на отсутствие в ее структуре особой главы об избирательной системе. В Конституции закреплены республиканская форма правления (ст. 1), признание свободных выборов в качестве высшего непосредственного выражения власти народа (ст. 3). В ней также закреплено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32), регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента РФ (ст. 81), депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 95-97), оговаривается необходимость муниципальных выборов (ст. 130). Эти конституционные положения оказывают прямое воздействие на формирование избирательного законодательства.

3. Федеральные законы, входящие в состав избирательного законодательства, представлены как законами, предмет регулирования которых полностью составляют избирательные отношения, так и законами, которые в целом посвящены регулированию иных вопросов, но отдельными своими предписаниями касаются реализации и защиты избирательных прав граждан. К первой группе прежде всего необходимо отнести Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гак как в нем содержатся нормы, имеющие универсальное значение для осуществления и защиты избирательных прав граждан при проведении любых видов выборов. Сугубо избирательную направленность имеют федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». К наиболее значимым федеральным законам второй группы необходимо отнести федеральные законы «О политических партиях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», некоторые другие законодательные акты федерального уровня.

4. Среди законов субъектов Федерации особое место занимают конституции (уставы) и избирательные кодексы. Для конституций (уставов) субъектов Федерации характерно, что они по аналогии с Конституцией РФ закрепляют исходные начала организации и проведения выборов на территории соответствующего субъекта. При этом в ряде российских регионов (Республика Башкортостан, Приморский край, Псковская область и др.) их конституции (уставы) содержат специальную главу, посвященную избирательной системе (выборам). Что же касается избирательных кодексов, то в тех субъектах Федерации, где они приняты (Хабаровский край, Свердловская область, г. Москва и др.), фактически обеспечено комплексное, на базе одного кодифицированного законодательного акта, регулирование всех избирательных отношений, связанных с порядком организации и проведения региональных и муниципальных выборов.

5. Среди подзаконных источников избирательного права особая роль принадлежит нормативным правовым актам Центральной избирательной комиссии РФ и избирательных комиссий субъектов Федерации. Это обусловлено тем, что в ряде случаев федеральные законы содержат прямые поручения указанным комиссиям, обязывающие их к принятию подобных актов. В них, в частности, определяются порядок электронного голосования и голосования по почте, порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов. Особо отметим Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 6 ноября 1997 г. (в ред. от 19 ноября 2008 г.), которое закрепляет основания, организационный механизм и условия регистрации граждан, обладающих активным избирательным правом, на всей территории России.

6. Применительно к муниципальному уровню избирательного законодательства необходимо подчеркнуть, что урегулирование ряда вопросов организации и проведения выборов в органы местного самоуправления составляет прерогативу уставов муниципальных образований. Это относится к определению круга избираемых населением органов и должностных лиц местного самоуправления, установлению сроков их полномочий, выбору определенной избирательной системы, решению некоторых иных вопросов, связанных с проведением выборов в органы местного самоуправления. При всей значимости уставов муниципальных образований они, однако, не исчерпывают собой нормативные возможности муниципально-правового регулирования выборов. Среди иных муниципальных правовых актов, регулирующих избирательные отношения, — принимаемые в обязательном порядке в каждом городском округе и муниципальном районе постановления глав местной администрации об организации и осуществлении регистрации (учета) избирателей на соответствующей территории.

Решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации также оказывают существенное влияние на регулирование выборов, конкретизируют конституционно-правовое пространство, в котором складываются избирательные отношения, способствуют приведению федеральных законов и законов субъектов Федерации о выборах в соответствие с Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов Федерации. Принимаемые органами конституционной (уставной) юстиции решения не только формируют конституционный облик избирательного законодательства, но и содержат правовые позиции, определяющие необходимость законодательного урегулирования тех или иных аспектов избирательного процесса. В связи с этим отметим следующие постановления Конституционного Суда РФ: от 15 января 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А. М. Траспова; от 30 октября 2003 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова; от 14 ноября 2005 г. по делу о проверке конституционности положений п. 5 ст. 48 и ст. 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 7 ст. 63 и ст. 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Современное российское законодательство о выборах состоит из блока нормативных правовых актов , регулирующих различные аспекты электоральных отношений и процессов. Оно обширно и разнообразно по своему составу. В последние годы принято достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих сферу избирательных отношений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важнейшим среди них следует считать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Избирательное законодательство можно различать как по уровню нормативного регулирования выборов , так и по уровню органов, выборы в которые регулируются соответствующими законами. По уровню нормативного регулирования законодательство о выборах подразделяется на федеральное избирательное законодательство и региональное, т.е. законодательство субъектов Российской Федерации .

По уровню органов, порядок формирования которых регулируется соответствующими правовыми нормами , следует различать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти , законодательство о выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, законодательство о выборах в органы местного самоуправления .

Деление избирательного законодательства на федеральное и региональное, т.е. субъектов Федерации позволяет охватить всю совокупность законодательных актов, регулирующих в стране порядок проведения выборов в органы государственной власти всех уровней и в органы местного самоуправления .

К федеральному избирательному законодательству в широком смысле относятся прежде всего Конституция Российской Федерации ; федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием РФ ; указы Президента РФ ; правовые акты Центральной избирательной комиссии РФ.

Конституция Российской Федерации - главный источник избирательного права

В Конституции закреплено, что свободные выборы (наряду с референдумом) являются высшим непосредственным выражением власти народа, и соответственно определены избирательные права российских граждан (ст. 3 и 32). В Конституции произведено разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного права и законодательства.

Международные правовые акты как источники избирательного права

Подзаконные нормативные правовые акты

Характер указов, принимаемых Президентом России по вопросам, входящим в сферу избирательного права , разнообразен. В частности, можно выделить и ненормативные указы, принимаемые Президентом РФ в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент назначает выборы Г осударственной Думы, принимая соответствующий правоприменительный Указ. Кроме того, Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина , в том числе избирательных прав . Так в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом Российской Федерации были приняты Указы "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих , сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации" (от 30.05.1997 г. № 535) и "О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" (от 28.02.1995 г. № 228).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своими актами (постановлениями, положениями и др.) регулирует отдельные вопросы избирательного процесса и разъясняет правовые нормы федерального избирательного законодательства. К ним, в частности, можно отнести: постановление "О порядке представления сведений об избирателях, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках"; О типовых должностных инструкциях руководителя информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и работников информационного центра, исполняющих функциональные обязанности системных администраторов комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы "Выборы"; Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы муниципальных образований . Следует иметь в виду, что при принятии законов о выборах региональные законодатели руководствуются соответствующими нормами федерального законодательства, устанавливающего как основные гарантии избирательных прав граждан , так и единые общие стандарты, обеспечивающие необходимую степень единообразия правового регулирования выборов на всей территории Российской Федерации. К таким актам федерального законодательства следует, прежде всего, отнести Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Состав избирательного законодательства субъектов Российской Федерации довольно разнообразен. В большинстве субъектов РФ имеются отдельные законы о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти . Регулирование выборов глав (администраций) муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется единым (общим) либо соответственно отдельными законами. Имеются также законы о референдумах. В последнее время в некоторых субъектах Федерации активно ведется кодификация законодательства о выборах и референдумах. Уже более чем в двадцати субъектах Российской Федерации имеются избирательные кодексы.

Кроме международно-правовых документов избирательное право располагает собственной системой внутренних нормативных источников, среди которых Конституция РФ занимает главенствующее положение. Но применительно к избирательному праву эта главенствующая роль имеет действительно сугубо формальный и даже несколько отвлеченный характер.

Россия оказалась в числе тех государств, в конституциях которых нет специальных разделов об избирательном праве или об избирательной системе. Более того, российская Конституция не обладает даже развернутой группой правовых норм, регламентирующих избирательные права граждан.

Федеральные законы , регламентирующие выборы, образуют самостоятельную систему источников избирательного права. Учитывая довольно сжатый объем конституционного регулирования избирательного права граждан России, федеральные законы о выборах выполняют роль основных нормативных регуляторов осуществления такого права. В составе этой системы следующие законодательные акты: федеральные законы от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», от 10 января 2003 г. «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уголовный кодекс РФ; Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Каждый из указанных законодательных актов выполняет присущую ему роль. Для Федерального закона от 12 июня 2002 г. она заключается в определении основных гарантий осуществления гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах. Большая же часть норм данного законодательного акта касается порядка организации и проведения выборов. Фактически Закон выходит за пределы очерченного им самим круга действия. Тем не менее пока традиция написания закона об основных гарантиях, сочетающего регулирование избирательных прав граждан с одновременной регламентацией универсальных элементов избирательного процесса, начавшаяся с 1994 г., сохраняется, настоящий законодательный акт по отношению к другим федеральным и региональным законам о выборах выполняет роль базового нормативного документа. В иерархии законов о выборах он занимает первое место, вызывая необходимость строгого соответствия ему нормативных предписаний других законодательных актов. Иные федеральные законы о выборах носят тематический характер. Они посвящены организации избирательных кампаний по выборам федеральных органов государственной власти; вопросам административной ответственности физических и юридических лиц за нарушение избирательных правил; использованию информационных технологий применительно к организации выборов, подведению итогов голосования. Особняком находится Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Его появление диктовалось необходимостью восполнения пробелов в региональном законодательстве о выборах в органы местного самоуправления. Он нашел применение в тех субъектах РФ, где законы о муниципальных выборах по каким-либо причинам не принимались или же их принятие затягивалось. Возможно, что действие данного Федерального закона будет продлено в связи с обновлением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Акты Конституционного Суда РФ существенным образом влияют как на правотворчество, так и на правоприменительную деятельность в сфере избирательного права. Ю. А. Веденеев, например, называет решения Конституционного Суда РФ, затрагивающие вопросы активного и пассивного избирательного права, формально образующими новый (надзаконодательный) источник данного права и составляющими органичную часть избирательного законодательства. Это высокая оценка актов Конституционного Суда РФ в данной сфере публично-правовых отношений. Действительно, правовые позиции Суда в этой области представляют собой существенный источник регулирования. Растущее влияние актов Конституционного Суда на избирательную сферу можно проиллюстрировать с помощью следующих статистических данных. В 1995--1997 гг. Судом рассмотрено 17 дел по запросам о конституционности некоторых положений федерального и регионального избирательного законодательства. В 1998--1999 гг. таких дел разрешено 19, а в 2000--2002 гг. -- 32.

2.3.Региональные и муниципальные источники избирательного права

Начало формирования регионального законодательства о выборах было положено в 1993 г. Основным правовым источником этого процесса стала Конституция РФ. Согласно ее положениям установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Данная норма дополняется другой -- об учреждении субъектами РФ системы органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов в соответствии с основами конституционного строя России, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. В развитие конституционных установлений были приняты указы Президента РФ, предписывающие органам государственной власти субъектов РФ принять положения о выборах в представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Речь идет об указах от 27 октября 1993 г. «Об утверждении Основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа» и от 29 октября 1993 г. «Об утверждении Основных положений о выборах в органы местного самоуправления».

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся 1:

1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

    Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 26 сентября 1997 года; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления.

    Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Основу избирательной системы и избирательного права Российской Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

Подизбирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 1 .

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Термин "избирательное право" используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В последнем случае реализуется активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Государственного управления и права

Кафедра «Правового обеспечения управления»

Специальность: «Юриспруденция»

Специализация: «Государственно-правовая»

Форма обучения: очная

по дисциплине: «Избирательное право и процесс»

на тему: «Конституция как источник избирательного права»

Выполнила студентка

4 курса №1 группы Дзуцева З.А.

Руководитель работы: Зайцева-Савкович Е.В

Москва 2009

Введение

Заключение

Введение

Источники избирательного права - это формы его внешнего выражения. Следует заметить, что общепринятое понятие источника права в юридической науке отсутствует. С позиции общей правовой теории понятие «источник права» рассматривается в двух аспектах: широком - как причины и закономерности правообразования или генезиса права и узком - как способ закрепления и существования норм права или как внешняя форма установления и выражения правовых предписаний. Нередко грань между источниками права в материальном смысле и юридическими источниками (источниками права в формальном смысле) стирается, что в принципе отражает существующее единство взглядов на источник права и его юридическом значении как на нечто, относящееся к форме права.

К источникам избирательного права относятся:

Конституция Российской Федерации как основной источник избирательного права Российской Федерации, ФКЗ.

Федеральное избирательное законодательство, (ФЗ 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Указы Президента РФ - как источник избирательного права России.

Региональное законодательство (Конституции субъектов Российской Федерации) и иные нормативно-правовые акты как источники избирательного права.

Акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и их роль в организации избирательного процесса в России.

Главенствующую позицию в системе федеральных источников избирательного права занимает Конституция Российской Федерации.

1. Конституция как источник избирательного права

Главенствующую позицию в системе федеральных источников избирательного права занимает Конституция Российской Федерации. В ней находит закрепление республиканская форма правления (ст.1), основополагающие принципы избирательного права, признание свободных выборов как непосредственного выражения власти народа (ст.3).

В Конституции закрепляется право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст.32); регулируются принципиальные вопросы проведения выборов Президента Российской Федерации (ст.81) и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ст.ст.95-97); оговаривается необходимость муниципальных выборов в системе местного самоуправления в России (ст. 130).

Эти положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права, являются базисными элементами законодательства о выборах.

Вопросы организации выборов всегда присутствовали во всех российских конституциях. Конституция РСФСР 1918 года посвящала этой проблеме Раздел IV - «Активное и пассивное избирательное право». Конституция включала главы «О производстве выборов», «О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов». Устанавливались ограничения в избирательных правах для лиц, прибегающих к наемному труду в целях извлечения прибылей; лишались избирательных прав лица, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года лишала отдельных лиц и отдельные социальные группы избирательных прав. Раздел IV - «О выборах в Советы» включал три подраздела: А. Об активном и пассивном избирательном праве; Б. О производстве выборов; В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года содержала главу «Избирательная система». Устанавливалось всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, на основе мажоритарной системы выборов.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года регламентировала принципы и организацию выборов в главе 11 - «Избирательная система».

К сожалению, ныне действующая Конституция Российской Федерации не сохранила эту традицию. Нормы, касающиеся принципов избирательного права и процедуры организации выборов, сведены к минимуму и разбросаны по различным главам, это:

Глава 1. Основы конституционного строя, ст.3;

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина, ст.32;

Глава 4. Президент Российской Федерации, ст.81; 84;

Глава 5. Федеральное собрание, ст.96; 97; 102; 109;

Глава 6. Правительство Российской Федерации, ст.111; 117;

Глава 8. Местное самоуправление, ст.130, а также: Раздел второй. Заключительные и переходные положения п.п. 3, 7 и 8 второго раздела Конституции.

В то же время именно Конституция Российской Федерации императивно указывает на необходимость проведения регулярных выборов Президента Российской Федерации на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Это требование распространяется и на формирование представительных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней. Расширена конституционная регламентация принципов избирательного права. Наряду с традиционными принципами всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании закрепляется свобода выборов; участие общественности в организации и проведении выборов; сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательной системы; гласность выборов; равные возможности кандидатов; общественный контроль за соблюдением избирательных процедур; юридическая защищенность избирателей и кандидатов; отказ от императивного мандата.

1.1 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Центральное место в системе избирательного законодательства также занимает от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Такое положение определяется несколькими факторами:

1) данный закон является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории Российской Федерации;

2) федеральный закон раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

3) нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего региональному. Статья 1 данного Закона устанавливает, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить федеральному закону об основных гарантиях. В случае же такого противоречия применяются нормы этого федерального закона;

4) дополнением, является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов федеральному закону либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться федеральный закон об основных гарантиях. Данное правило также означает, что избиратель и иные участники любого избирательного процесса (выборы в федеральные, региональные или местные органы власти) в Российской Федерации вправе обжаловать неправомерные действия должностных лиц, государственных органов, организаций, в том числе избирательных комиссий, основываясь на данном федеральном законе.

2. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации

Особое место среди региональных источников избирательного права занимают конституции (уставы) субъектов Российской Федерации. Применительно к избирательному праву их значение преломляется в том, что они закрепляют правовые основы построения органов государственной власти и местного самоуправления соответствующих регионов, а также устанавливают исходные положения реализации гражданами права избирать и быть избранными на региональных и муниципальных выборах.
Основной закон субъекта Российской Федерации, закрепляющий его правовой статус, права и свободы граждан, систему региональных органов государственной власти и организацию местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституциями республик, статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта Российской Федерации. На территории субъекта Российской Федерации, Конституции субъектов обладают высшей юридической силой после Конституции Российской Федерации и федеральных законов. В Конституции Российской Федерации нет норм, устанавливающих содержание Конституций субъекта. Как правило, Конституция субъекта Российской Федерации регулируют целый комплекс проблем: основные принципы построения и функционирования системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации; отношения, связанные с порядком образования и функционирования государственных органов, их виды, структуру, правовой статус, формы деятельности органов государственной власти, издаваемые ими акты; законотворческий процесс, основы административно-территориального устройства и т. п. Данный перечень не исчерпывающий, но он отражает особенности предмета регулирования, Конституций субъекта Российской Федерации. Предметы регулирования Конституций субъекта Российской Федерации во многом зависят от таких факторов, как экономическое состояние субъекта Российской Федерации, сложившиеся в нем традиции, а нередко и опыт соседей, на которые ориентируются субъекты Российской Федерации, и т.п. Структура подавляющего большинства Конституций субъекта Российской Федерации имеют много общего со структурой Конституции Российской Федерации. Они обычно состоят из преамбулы, основной части и заключительных или переходных положений. В преамбуле излагаются цели создания и назначения Конституций субъекта Российской Федерации, принципы, на которых они строятся, исторические условия их появления. Основная часть Конституций субъекта Российской Федерации делится на главы (разделы). К специфическим чертам Конституций субъекта Российской Федерации можно отнести и то, что хотя многие их нормы и устанавливаются самими субъектами Федерации, однако их исполнение обеспечивается властью не только субъекта Российской Федерации, но и властью Федерации в целом.

В конституциях и уставах некоторых субъектов Федерации имеются главы, посвященные выборам и референдуму, например:

Глава 11. Порядок внесения изменений и дополнений Конституции Республики Башкортостан, ст. 123, ст. 124, ст. 125, ст. 126;

Глава 4. Избирательная система и референдум, устав Приморского края:

Статья 36. Мажоритарная избирательная система

Выборы в органы государственной власти и местного самоуправления в Приморском крае проводятся на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным или многомандатным избирательным округам.

избирательные округа должны отвечать следующим признакам:

Примерное равенство избирательных округов по числу избирателей соответственно количеству мандатов, приходящемуся на каждый избирательный округ;

Территориальное единство: не допускается создание избирательных округов, включая многомагдатные, состоящих из не граничащих между собой территорий;

Учет административно-территориального деления в пределах, установленных федеральным законом.

Статья 37. Право граждан на участие в выборах в Приморском крае

Право участвовать в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления Приморского края принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему восемнадцатилетнего возраста и постоянно проживающему на территории края.

Не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 38. Принципы избирательного права

Граждане участвуют в выборах в Приморском крае на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие в выборах является добровольным, никто не в праве оказывать принудительное воздействие на волеизъявление граждан на выборах.

Статья 39. Условия проведения выборов в Приморском крае

Дата выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в Приморском крае обнародуется не менее чем за два месяца со дня выборов. если иной срок не предусмотрен Законом Приморского края.

Статья 40. Краевой и местный референдумы

Статья 41. Принятие решения о проведении краевого и местного референдумов

Решение о проведении краевого и местного референдума принимается Законодательным Собранием Приморского края по собственной инициативе, либо по инициативе губернатора Приморского края, либо по инициативе жителей края, обладающих избирательным правом и собравших подписи под своим требованием о проведении референдума. Количество подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума устанавливается законом Приморского края. Максимальное количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку инициативы проведения краевого референдума, не может превышать двух процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, либо по инициативе главы муниципального образования, либо по инициативе жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом и собравших подписи под своим требованием о проведении референдума. Максимальное количество подписей, которые необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать пяти процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за шестьдесят дней до дня проведения краевого и не менее чем за срок пять дней до дня проведения местного референдума.

Статья 43.

Закон или решение, принятые по вопросам, вынесенному на краевой и местный референдумы, могут быть обжалованы в судебном порядке по мотивам их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Уставу или нарушения законности при проведении референдума.

Повторный референдум по одному и тому же вопросу либо с такой же по смыслу формулировкой вопроса не допускается не ранее чем через год после дня официального опубликования результатов референдума.

Статья 44. Исключена.-Закон Приморского края.

Статья 45. Правовые основы краевого и местного референдумов

Порядок назначения, подготовки и проведения краевого и местного референдумов, проведения итогов голосования и определения их результатов устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом, законом Приморского края

Вместе с тем, оценивая конституционные основы избирательного законодательства, нельзя не признать, что они страдают очевидной недостаточностью и даже "скупостью". Прежде всего это проявляется в том, что в Конституции не получили прямого закрепления принципы избирательного права, так как речь о них идет лишь применительно к президентским выборам. Кроме того, непосредственно в тексте Конституции могло бы найти отражение указание на формирование населением посредством прямых выборов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционного Собрания. Отнюдь не повредило бы эффективному функционированию избирательной системы и прямое закрепление в федеральной Конституции статуса Центральной избирательной комиссии России и всей системы избирательных комиссий. Решение этих и других вопросов позволило бы не только устранить пробелы конституционного регулирования, но и придать дополнительное юридическое значение основным институтам современного российского избирательного права за счет возведения их на конституционный уровень.
Учитывая центральное место конституций (уставов) в правовой системе субъектов Российской Федерации и их воздействие на формирование регионального права, нельзя не признать, что придание основополагающим нормам избирательного права конституционного (уставного) статуса значительно повышает их регулятивный потенциал.

право гражданин выборы

Заключение

В современной юридической литературе вопрос об источниках избирательного права традиционно принято увязывать с избирательным законодательством. Источниками избирательного права является вся совокупность федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, актов руководителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации, проведения и определения результатов выборов, а также документы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Естественно, такое огромное количество актов, которые в совокупности составляют институт избирательного права, можно и нужно классифицировать, т.е. определить их соподчиненность по территории действия и юридической силе. Главенствующую позицию в системе федеральных источников избирательного права занимает Конституция Российской Федерации. Положения Конституции оказывают прямое воздействие на формирование избирательного права и являются базисными элементами законодательства о выборах. Конституция Российской Федерации императивно указывает на необходимость проведения регулярных выборов Президента Российской Федерации на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Это требование распространяется и на формирование представительных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации, от 12 декабря 1993 г. Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008г;

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

3. Авакьян С.А., А.В.Иванченко. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2005г.

4. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд. М.: "Норма", 2001.

5. Катков Д.В., Корчиго Е.В., Избирательное право: Вопросы и ответы. / Под.ред. д.ю.н Ю.А.Веденеева.-М.: юриспруденция, 2004г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, классификация и практика проведения референдумов. Конституция как основной источник института референдума. Анализ законов "О референдуме Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан".

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    контрольная работа , добавлен 26.01.2017

    Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Принцип проведения свободных и периодических выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Стадии избирательного процесса.

    контрольная работа , добавлен 15.06.2016

    Инициирование проведения референдума. Процедурные, предметные и временные ограничения конституционного права граждан Российской Федерации на участие в референдуме. Законодательное регулирование процедуры проведения референдума в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2017

    Порядок обращения в суд за защитой избирательных прав граждан РФ. Правила рассмотрение жалоб избирательными комиссиями, органами внутренних дел и прокуратурой. Принципы защиты прав на участие в референдуме. Сущность и функции института подведомственности.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2010

    Характеристика стадий выдвижения и регистрации кандидатов на участие в выборах. Основные права и свободы граждан Российской Федерации и иностранных граждан, проживающих на территории России. Общественные отношения как предмет конституционного права.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2011

    Нарушение избирательных прав. Оформление заявления в суд о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Стадии апелляционного рассмотрения дела. Постановления мирового судьи. Исполнение судебных актов по искам.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2012

    Характеристика основных прав и свобод граждан Российской Федерации: на участие в референдуме, избирательное, на равный доступ к государственной службе, на обращение, на участие в отправлении правосудия. Главные публично-политические права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Сущность понятия "выборы". Основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, участие в выборах. Активное и пассивное право. Единая норма представительства. Общее понятие об избирательной системе. Пропорциональная и мажоритарная система.

    конспект урока , добавлен 11.11.2013

    Общая характеристика порядка обжалования нарушений избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан. Знакомство с основными правами избирателей в Российской Федерации на обжалование решений и действий (бездействий) избирательных комиссий.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация