11 борьба с международными преступниками врачами убийцами. Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Основные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью

Главная / Общество

Соловьевой Е.А., Иб-131

Направление деятельности ООН:

Борьба с международной преступностью.

Предупреждение преступности является прерогативой государства, теснейшим образом связанной с его суверенитетом. Современный мир столкнулся с новым проявлением преступности, перед которым государства по отдельности практически беззащитны, и развитие этой преступности и международные последствия объективно создают взаимозависимость и необходимость сотрудничества государств в сфере противодействия преступности. Необходимость объединения усилий государств в борьбе против преступности породила тенденцию к интернационализации уголовного права. В результате совместной деятельности государств и международных организаций вырабатываются универсальные понятия международных преступлений и преступлений международного характера, включаемых в законодательные системы отдельных государств.

Система ООН была создана, в числе прочего, для борьбы с международными преступлениями, такими как агрессия, чтобы избавить грядущие поколения от бедствий войны, утвердить веру в основные права и свободы человека и достоинство личности.

ООН – единственная из существующих организаций, обладающая мандатом и международным механизмом, необходимым для оказания странам эффективной помощи в целях предупреждения преступности и борьбы с ней в национальном и международном масштабах. Вместе с тем, как говорилось на VIII конгрессе по борьбе с преступностью, ООН не хватает "организационных возможностей для полной и эффективной реализации своих обязанностей".

Первыми актами ООН по борьбе с преступностью можно считать резолюцию Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 г., которая подтвердила принципы, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре Трибунала как общепризнанные; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 13 февраля 1946 г. "Выдача и наказание военных преступников" и от 31 октября 1947 г. "Выдача военных преступников и изменников", где сформулирована обязанность выдачи лиц, совершивших преступления, предусмотренная в Уставе Нюрнбергского трибунала. В 1950 г. Генеральная Ассамблея по рекомендации Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) 10 августа 1949 г. приняла резолюцию (415 V), по которой ООН взяла на себя функции Международной уголовной и пенитенциарной комиссии (МУПК). При ЭКОСОС были созданы специальные органы - консультативные группы ООН, специальный отдел ООН по социальным делам, временный консультативный комитет экспертов, которые должны осуществлять функции по борьбе с преступностью.

В своей резолюции от 21 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН, исходя из принципов международного права, признанных в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре, поручила Комиссии международного права составить проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Такой проект был принят Комиссией в 1954 году и представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН. Однако Генеральная Ассамблея отложила его рассмотрение до тех пор, пока не будет разработано определение понятия агрессии. Определение агрессии было принято в 1974 году. Но работа над проектом Кодекса возобновилась лишь в 1982 году (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по этому вопросу принята 10 декабря 1981 г.). С 1983 года Комиссия рассмотрела ряд докладов и на своей 43-й сессии в 1991 году в предварительном порядке приняла в первом чтении проекты статей Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Проект ограничивается исключительно уголовной ответственностью индивидов. В его ст. 3 предусматривается: “Любое лицо, которое совершает преступление против мира и безопасности человечества, несет за это ответственность и подлежит наказанию”. В проекте проводится четкое разграничение между ответственностью индивидов и государства. В нем признается, что то или иное лицо может совершить преступление против мира и безопасности человечества не только в качестве индивида, но также как “агент государства”, “в интересах государства”, “от имени государства”. Поэтому обязанность наказывать персонально индивидов не снимает с повестки дня вопрос об ответственности государств. В этой связи в ст. 5 проекта предусмотрено: “Судебное преследование какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества не освобождает государство от ответственности по международному праву за действие или бездействие, вменяемое этому государству”.

Одна из особенностей проекта Кодекса в том, что он предназначен сосредоточить внимание международного сообщества прежде всего на наиболее тяжких преступлениях, которые квалифицируются как преступления против мира и безопасности человечества. В проекте Кодекса нет концептуального определения таких преступлений. Не проводится также различие между преступлениями против мира, военными преступлениями и преступлениями против человечности. Такое различие было бы полезным при определении подхода к конкретным видам преступлений. Однако на данной стадии сотрудничества государств в этой области Комиссия предпочла пойти по другому пути, сделав акцент на особых признаках и критериях тяжести преступления. В проекте Кодекса под преступлениями против мира и безопасности человечества подразумеваются преступления, которые затрагивают сами основы существования человеческого общества. Тяжесть может вытекать либо из характера инкриминируемого деяния (жестокость, чудовищность, варварство и т. п.), либо из масштаба его последствий (массовость, когда жертвами являются народы, население или этнические группы), либо из мотива исполнителя (например, геноцид), либо из нескольких таких элементов.

В соответствии с проектом Кодекса в качестве преступника рассматривается любое лицо, которое совершает или отдает приказ о совершении таких актов, как: агрессия, угроза агрессией; вмешательство во внутренние или внешние дела государства; геноцид; апартеид; исключительно серьезное военное преступление; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников для деятельности, направленной против другого государства, или для цели противодействия законному осуществлению права народов на самоопределение, признанного международным правом; международный терроризм; совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение незаконного оборота наркотических средств в крупных масштабах, будь то трансграничный или в пределах одного государства; преднамеренное причинение широкомасштабного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей среде; насильственное установление или сохранение колониального господства или любой другой формы иностранного господства в нарушение права народов на самоопределение, как оно закреплено в Уставе ООН.

Кроме того, под действие Кодекса подпадает любое лицо, которое совершает или отдает приказ о совершении любого из следующих нарушений прав человека: убийство; пытки; установление или поддержание в отношении лиц положения рабства, подневольного состояния или принудительного труда; преследование по социальному, политическому, расовому, религиозному или культурному признакам, осуществляемое на систематической основе или в массовом масштабе; депортация или принудительное перемещение населения.

Некоторые из преступлений, определенных в кодексе, а именно агрессия, угроза агрессией, вмешательство, колониальное господство и апартеид, всегда совершаются людьми, занимающими руководящие позиции в политических или военных аппаратах государства либо в его финансовой или экономической сферах. В отношении этих преступлений Кодекс ограничивает круг возможных исполнителей преступлений руководителями и организаторами.

Вторая группа преступлений, а именно вербовка, использование, финансирование и обучение наемников и международный терроризм, подпадает под действие Кодекса в тех случаях, когда в их совершение вовлечены агенты или представители государства.

Преступления третьей группы, а именно геноцид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, незаконный оборот наркотиков и преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде, наказуемы в соответствии с Кодексом, кем бы они ни совершались.

В ходе разработки проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ряд членов Комиссии международного права подняли вопрос о создании международного органа уголовного правосудия. В доктрине международного права и раньше довольно часто высказывались идеи подобного рода. Более того, Генеральная Ассамблея ООН еще в 1948 году в своей резолюции предложила Комиссии международного права рассмотреть вопрос о желательности и возможности создания международного юридического органа, на который было бы возложено рассмотрение дел лиц, обвиняемых в совершении преступления геноцида и других преступлений, отнесенных к компетенции этого органа на основании международной конвенции. Имеются две многосторонние конвенции: о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года, - где соответственно в ст. VI и V наряду с национальной юрисдикцией предусматривается в качестве альтернативной юрисдикция международного уголовного суда в отношении преступлений, предусмотренных в этих конвенциях (для тех государств, которые признают такую юрисдикцию) .

В 1992 году Комиссия на своей 44-й сессии учредила Рабочую группу по вопросу о международной уголовной юстиции. Рабочей группе было поручено подготовить конкретные рекомендации, которые в основном свелись к следующему: международный уголовный суд должен быть учрежден статутом в форме многостороннего договора; его юрисдикция должна ограничиваться преступлениями международного характера, определяемыми в конкретно оговоренных и находящихся в силе договорах, включая, разумеется, преступления, предусмотренные в кодексе; суд будет являться главным образом инструментом государств - участников его статута и по крайней мере на первом этапе своего функционирования не будет обладать обязательной юрисдикцией; статут должен создавать доступный юридический механизм, который может быть задействован, если и как только в этом возникнет необходимость.


Преступность как сложное социальное явление имеет типичные закономерности, тенденции и формы развития в различных регионах не только одного государства, но различных стран. Поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов имеет важное значение.

Международная преступность представляет собой негативное соци­альное явление, которое складывается из всей совокупности противоправных действий юридических и физических лиц. Сегодня она приобре­тает особую опасность для международного правопорядка. Объектом особого внимания многих государств все чаще становятся наиболее опасные виды преступлений, как терроризм, контрабанда, наркобизнес и появление транснациональных преступных сообществ.

Современное международное уголовное право также объединяет нормы, определяющие состав преступлений, организацию международных уголовных судов, процесс, сотрудничество государств в области уголовного правосудия.

Субъектами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью являются государства, международные межправительственные и межведомственные организации.

Исходя из принципов международного права, на государствах в данной среде лежат следующие обязанности:

Признать уголовно-наказуемым противоправное деяние;

Оказать помощь в розыске и задержании преступников;

Оказать помощь в розыске и возвращении похищенных ценностей;

Предать суду или выдать обвиняемых лиц;

Оказать помощь в производстве следственных действий на своей территории и др.;

Государства делегируют часть своей компетенции национальным органам и ведомствам для организации межгосударственного сотрудничества. (Например, Интерпол). Объем передаваемой компетенции определяется договорной основой.

Следует также сказать, что сотрудничество в борьбе с преступностью строится на принципе приоритета личности в обществе, на общечеловеческих ценностях, что жизнь, здоровье и благополучие человека – главная задача государства реализация этого подхода поможет реализоваться главному принципу – неотвратимости наказаний. Этому также будет способствовать практическая реализация принципов международного права: сотрудничество государств, добровольное выполнение международных обязательств, уважение прав человека и личных свобод.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуще­ствляется в двух основных формах:

1. В рамках международных органов и организаций /институционный механизм/

2. Путем заключения специальных соглашений /договорно-правовой или конвенционный механизм/

Борьба с преступлениями международного характера изначально осу­ществляется с использованием многосторонних международно-правовых форм. Осуществляя сотрудничество на основе международных конвенций, государства решают непосредственные задачи.

Во-первых , международной конвенцией определяется особая международ­ная и национальная общественная опасность подобных деяний, которые посягает на международный и национальный правопорядок.

Во-вторых , происходит согласование квалификации преступных деяний. И таким образом определяется объект и объективная сторона преступ­лений подобного рода.

В-третьих , положения конвенций содержат определение и объекта прес­туплений.

В-четвертых , положения конвенций содержат непосредственные обязате­льства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пре­сечение преступлений международного характера.

В-пятых , конвенции содержат нормы по установлению юрисдикции госу­дарств над преступлениями и преступниками. И, наконец, конвенции содержат нормы об оказании государствами широкой правовой помощи по уголовным делам, возникшим в связи с совершением преступлений международного характера.

Существует целый комплекс межгосударственных соглашений:

1. Универсальные многосторонние договоры по регламентации отдельных отраслей или институтов международного права, в которых содержатся и нормы ответственности за определенные международные правонарушения /например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г./

2. Многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами междуна­родных преступлений, где фиксируется в общей форме обязанность госу­дарств применять наказание. Определение уголовных санкций, осуждение отдельных преступников за конкретное преступление осуществляется уголовным законодательством государств-участников этих соглашений /Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г./

3. Региональные многосторонние соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

4. Решения ООН и других межправительственных международных организа­ций.

5. Многочисленные двусторонние соглашения государств по борьбе с отдельными международными уголовными преступлениями, оказанию пра­вовой помощи, выдаче преступников и т.д.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам.

В последнее время активно ведется налаживание двустороннего сотруд­ничества по борьбе с наркоманией. Следует отметить заключение Рос­сией сети "рамочных" межправительственных соглашений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими: 1988 г. - с Великобританией, 1989 г. - США, Италией, Канадой, Францией и ФРГ, 1990 г. - с Испанией, Аргентиной и Турцией, 1991 г. - с Грецией и Мексикой.

Приоритет в правовом обеспечении борьбы с преступностью следует от­дать двусторонним соглашениям и договорам. Это обуславливается тем, что меняющаяся обстановка в криминальной сфере требует быстрых из­менений законодательной базы. Двум государствам можно быстрее прийти к соглашению. Если рассмотреть географию отдельных международных преступлений, можно увидеть необязательность заключения универсаль­ных договоров.

Основные усилия по борьбе с преступностью в международном масштабе взяли на себя ООН, Интерпол и другие международные организации.

Организация Объединенных Наций создана в октябре 1945 г. По Уставу на нее возложена ответственность за международное сотрудничество между государствами по всем актуальным проблемам. Непосредственно вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из органов ООН - Экономическийи Социальный Союз (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1971 г. он был преобразован в Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, в 1993 г. - в Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия (комитет) представляет ЭКОСОС рекомендации и предложения, направленные на более эффективную борьбу с преступностью и гуманное обращение с правонарушителями. Генеральная Ассамблея ООН возложила на этот орган функцию подготовки один раз в 5 лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Конгрессы ООН играют основную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени было проведено 9 конгрессов. При Экономическом и Социальном Совете ООН функционирует Общественно-научная неправительственная организация первой категории - Международная академия информатизации.

В числе субъектов работы по международному сотрудничеству в борьбе с преступностью необходимо выделить неправительственные организации : Международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ).

Международная ассоциация уголовного права основана в 1924 г. Она изучает преступность, ее причины и средства борьбы с ней, занимается сравнительными уголовно-правовыми исследованиями, организует проведение международных конгрессов по проблемам головного права, консультирует ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации.

Международное криминологическое общество основано в 1934 г. и непосредственно занимается обеспечением сотрудничества в борьбе с преступностью. Оно объединяет Национальные институты и специалистов по криминологии. МКО имеет консультативный статус ОКОСОС, ООН и ЮНЕСКО. МКО изучает причины преступности на международном уровне, организует криминологические конгрессы, семинары, коллоквиумы, публикует их материалы, оказывает содействие национальным криминологическим институтам, учреждает и назначает стипендии и премии для стимулирования криминологической науки. Аналогичную работу по своему профилю проводят МОСЗ и МУПФ.

Особое место в международном сотрудничестве занимаетМеждународная организация уголовной полиции (Интерпол), Интерпо́л (Interpol - сокращённое название (с 1956 года) Международнойорганизации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC , англ. International Criminal Police Organization, ICPO ) - международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Интерпол не осуществляет никаких вмешательств в деятельность политического, военного, религиозного и расового характера (статья 3 Устава). Организация была создана в 1923 г. в Вене сначала как международная комиссия уголовной полиции. В настоящее время членами Интерпола являются около 190 стран, в том числе и Россия. Интерпол - вторая в мире международная межправительственная организация по количеству стран-членов после ООН. 77-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола состоялась в России в Санкт-Петербурге 7-10 октября 2008 года.

Интерпол в каждой из стран-участниц имеет национальные центральные бюро (НЦБ). Основная его работа заключается в организации сотрудничества по конкретным уголовным делам путем приема, анализа и передачи информации между собой. Каждое НЦБ поддерживает тесные связи со своими правоохранительными органами, а на международном уровне – с НЦБ других стран и с Генеральным секретариатом Интерпола. Основной задачей является координация усилий отдельных стран и проведение единой политики в области борьбы с общеуголовной преступностью. Среди других основных задач можно отметить координацию международного розыска, а также борьбу с: торговлей людьми, организованными преступными сообществами, контрабандой наркотиков, преступлениями в сфере экономики и высоких технологий, фальшивомонетничеством и подделкой ценных бумаг, и детской порнографией. В последнее время большое внимание уделяется общественной безопасности и борьбе с терроризмом.

Интерпол в России: В 1991 году в структуре центрального аппарата МВД СССР на правах управления было создано Национальное Центральное Бюро Интерпола - орган, осуществляющий непосредственное взаимодействие правоохранительных и других государственных органов СССР с полицией зарубежных стран и Генеральным секретариатом Интерпола. Российская Федерация является правопреемницей СССР, который был принят в Интерпол 27 сентября 1990 года на сессии Генеральной ассамблеи в Оттаве.

Основные направления деятельности Международной уголовной полиции:

Уголовная регистрация. Организуется Генеральным секретариатом по специальной методике в целях идентификации преступников и преступлений существует два вида регистрации: общая /объект - сведения о международных преступниках и преступлени­ях; специальная /фиксирует отпечатки пальцев и фотоснимки преступ­ников/.

По каждому виду уголовной регистрации ведутся картотеки:

Алфавитная картотека всех известных: международных прес­тупников и лиц, подозреваемых в преступной деятельности;

Картотека словесного портрета преступников, где изложены сведения о внешности преступников по 177 показателям;

Картотека документов и названий;

Картотека преступлений и способов их совершения;

Дактилоскопическая картотека десятипальцевой регистрации;

Картотека учета лиц по чертам внешности с использованием фотоизображений или рисованных деталей лица и рисунки по видам пре­ступных "профессий" /гостиничный вор, фальшивомонетчик и т.д./

2. Международный розыск преступников, подозреваемых в совершении международных преступлений; лиц, пропавших без вести; похи­щенных ценностей и других объектов преступного посягательства.

В случае успеха при розыске преступника, его задерживают и водворя­ют под стражу, после чего производятся переговоры о выдаче его /эк­страдиции/ государству, на территории которого совершено преступление или гражданином которого он является.

63. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Все цивилизованные государства стараются координировать свои действия в борьбе с преступностью. Они заключают договоры по международному сотрудничеству о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам. Осуществляют совместные действия по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Развитие международного сотрудничества прошло за последние годы довольно большой путь. Вначале использовались самые простые формы сотрудничества – договоры о выдаче лица, которое совершило преступление. Потом возникла необходимость обмениваться информацией. Затем возникла необходимость обмениваться опытом. В последнее время большое значение в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие страны нуждаются в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью.

Объем и характер сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что в международном праве появилось новое направление – международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

Значительную роль в сфере борьбы с международной преступностью занимают совместные действия правоохранительных органов различных государств. Без этого сотрудничества борьба с отдельными видами международных преступлений будет неэффективной.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое известно уже достаточно давно. Сейчас тем не менее данное сотрудничество не утратило своего значения, более того, оно играет огромную роль в сфере борьбы с организованной преступностью. Двустороннее сотрудничество хорошо тем, что оно позволяет учесть все нюансы интересов заинтересованных сторон и более внимательно подойти к решению каждой насущной проблемы. Наибольшее распространение получило двустороннее содействие по уголовным делам, выдаче преступников, передача осужденных лиц для исполнения отбывания наказания в ту страну, гражданами которых они являются.

Сотрудничество государств осуществляется также и на региональном уровне. Здесь огромную роль сыграли такие региональные организации, как ОАЕ, ОАГ, ЛАГ и др.

Кроме того, колоссальная работа по этому поводу проводится в Совете Безопасности Европы. На основе этого сотрудничества принимаются конвенции: 1)о выдаче преступников;

2) о признании приговоров по уголовным делам;

3) об «отмытых» доходах, полученных преступным путем;

5) о содействии в области правонарушений в отношении исторических и культурных ценностей.

В процессе сотрудничества между государствами выявилась одна важная деталь, а именно – что двусторонними и региональными соглашениями нельзя ограничиваться, так как отдельные виды преступлений затрагивают интересы всех стран мира. А потому учитывание этой детали создало предпосылки для выхода сотрудничества на общемировой уровень – начался процесс многосторонних договоренностей.

Из книги История Русской мафии 1988-1994. Большая стрелка автора Карышев Валерий

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Указ по борьбе с организованной преступностью В этом году выходит пресловутый указ президента: в связи с борьбой с организованной преступностью государство ввело специальный указ, который давал широкие права работникам милиции. Например, они получали право

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью Проблема применения права в процессе международного сотрудничества по уголовным делам актуальна в связи с разрастанием международной и национальной уголовной преступности. Процессуальная характеристика

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

46. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных

Из книги Международное право автора Вирко Н А

29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 8. Координация деятельности по борьбе с преступностью 1. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

57. ПОНЯТИЕ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Вторая мировая война и затем появление оружия массового поражения выявили новые реальности современного мира и потребовали от человечества осознания этих реальностей и выработки новых концепций безопасности. Оружие

Из книги Обвиняется терроризм автора Устинов Владимир Васильевич

Рычаги борьбы с терроризмом Как говорил М. Салтыков-Щедрин, в России обилие дурных законов компенсируется необязательностью их исполнения. Иными словами, с уверенностью можно утверждать, что даже самые лучшие законы при неэффективности их исполнения бессильны в борьбе

Из книги Необходимое руководство для Агентов Чрезвычайных Комиссий автора Крылов В В

Из книги Криминология. Избранные лекции автора Антонян Юрий Миранович

5. Криминологическое прогнозирование и планирование мер борьбы с преступностью Криминологическое прогнозирование заключается в попытках выяснить, каково будет состояние преступности в будущее время. Различают два вида криминологического прогнозирования:

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

84. Формы координации деятельности по борьбе с преступностью Значение координации деятельности по борьбе с преступностью заключается в устранении параллелизма и несогласованности в работе правоохранительных органов, а основная цель этой деятельности – охрана

Из книги Криминология. Шпаргалки автора Орлова Мария Владимировна

1. Понятие криминологии как учебной дисциплины Криминология как учебная дисциплина занимается изучением преступлений, их причин, видов их взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативностью принимаемых мер в борьбе с преступностью.Криминология

Из книги Криминология. Шпаргалка автора Гришина И. Г.

1. Понятие и содержание криминологии как учебной дисциплины Криминология - учебная дисциплина, изучающая преступления, их причины, виды взаимосвязи с различными явлениями и процессами, а также результативность принимаемых мер по борьбе с преступностью. Криминология

Из книги Избранные труды автора Беляев Николай Александрович

§ 4. Основные направления и задачи борьбы с преступностью Советская уголовно-правовая политика призвана определять конечные цели, к достижению которых стремится Коммунистическая партия Советского Союза в области борьбы с преступностью в конкретных исторических

Из книги автора

§ 1. Место уголовного наказания в борьбе с преступностью Наиболее острой мерой государственного принуждения, которая применяется Советским государством, является уголовное наказание.Правильно уяснить место и оценить роль наказания в борьбе с преступностью можно

Формы и механизмы международного сотрудничества в борьбе с трансграничной преступностью

2.1 Понятие международной борьбы с преступностью, ее особенности и формы

При подходе к этой теме сразу же возникает вопрос, правомерно ли говорить о международной борьбе с преступностью в то время, когда преступления совершаются на территории определенного государства и подпадают под юрисдикцию этого государства. В самом деле, борьба с преступностью в каком-либо государстве не является международной в буквальном смысле этого слова. Действует юрисдикция данного государства, компетенция его правоохранительных органов. Точно так же под юрисдикцию государства подпадают преступления, совершенные вне его территории, например в открытом море на морских судах, плавающих под флагом этого государства.

С учетом того, что во всех случаях в отношении преступления действует принцип юрисдикции того или иного государства, под международной борьбой с преступностью подразумевается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных индивидами.

Развитие сотрудничества государств в этой области прошло длительный путь. Вначале использовались самые простые формы, например достижение договоренности о выдаче лица, совершившего преступление, либо о каких-либо других действиях, связанных с тем или иным преступлением. Затем возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. Если раньше она касалась отдельных преступников и преступлений, то постепенно она наполняется новым содержанием, затрагивает практически все сферы борьбы с преступностью, включая статистику и научные данные о причинах, тенденциях, прогнозах преступности и т. п.

На определенном этапе возникает необходимость обмениваться опытом. По мере развития научно-технического прогресса сотрудничество в этой сфере также видоизменяется и играет все более существенную роль в отношениях между государствами. То же самое происходит и с оказанием правовой помощи по уголовным делам, включая розыск преступников, вручение документов, допрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и другие следственные действия.

В последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Многие государства испытывают острую нужду в оснащении своих правоохранительных органов новейшими техническими средствами, необходимыми для борьбы с преступностью. Например, для обнаружения взрывчатых веществ в багаже авиапассажиров требуется весьма сложная и дорогостоящая аппаратура, обзавестись которой в состоянии далеко не все государства.

Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений и прежде всего с организованной преступностью. Хотя борьба с преступностью международного характера остается задачей первостепенной важности, все больше внимания уделяется проблеме предупреждения преступности, обращения с правонарушителями, функционирования пенитенциарной системы и т. п.

Сотрудничество государств развивается на трех уровнях. Прежде всего это сотрудничество на двустороннем уровне, которое уходит своими корнями в далекое прошлое. В настоящее время оно не только не утратило своего значения, но играет постоянно возрастающую роль. Двусторонние соглашения позволяют более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Наибольшее распространение получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Большинство этих договоров было заключено Советским Союзом, и они перешли к России как государству -- продолжателю СССР. Но ряд соглашений подписан уже Россией: с Китаем, Азербайджаном, Кыргызстаном, Литвой. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Помимо двустороннего сотрудничество государств осуществляется также на региональном уровне, что обусловлено совпадением интересов и характером отношений стран определенного региона. В его осуществлении существенную роль играют такие региональные организации, как ОАГ, ЛАГ, ОАЕ и др. В 1971 году 14 государств -- членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение.

Большая работа в этом отношении проводится в Совете Европы. О высоком уровне сотрудничества в европейском регионе свидетельствуют конвенции: о выдаче преступников; о правовой помощи по уголовным делам; о признании приговоров по уголовным делам; о передаче судопроизводства по уголовным делам; о правонарушениях в отношении культурных ценностей; об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности.

Представляет интерес Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // Ведомости СССР. 1979. № 33. Она была подписана в 1978 году в Берлине в основном странами Центральной и Восточной Европы и является в настоящее время действующей.

Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 года все государства -- члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 года в Минске страны Содружества Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2. (кроме Азербайджана С Азербайджаном договор подписан в 1992 г. - Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // БМД. 1995. № 5.) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам. Они регламентируют сотрудничество по таким вопросам, как выдача преступников, осуществление уголовного преследования, рассмотрение дел, подсудных судам двух или нескольких государств, передача предметов, использованных при совершении преступления, обмен информацией об обвинительных приговорах и о судимости и т. п.

Анализ преступности несовершеннолетних граждан в современной России

Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан...

Интерпол: правовые основы организации и деятельности

На рубеже XIX-XX веков, в связи с развитием науки и техники, и возникновением торговых отношений международного характера привели к росту преступности на международной уровне. Международная преступность затрагивает интересы двух или более стран...

Компьютерная преступность как комплексная международная проблема

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы, выбрать такие тактические методы и приемы...

Международное сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью

Организованная преступность

В системе государственных органов занимающихся борьбой с организованной преступностью МВД РФ занимает центральное место. Основным органом, созданным в системе данного министерства...

Особенности трансграничной организованной преступности в сфере экономики

На сегодняшний день Министерством иностранных дел РФ заключено свыше 70 межведомственных соглашений о сотрудничестве, включая и страны дальнего зарубежья. В том числе с полицейскими органами Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Египта...

Предупреждение преступности и криминологическое прогнозирование, планирование

Криминологический прогноз является научной основой программирования и планирования деятельности общества, правоохранительных органов по борьбе с преступностью...

Преступления против государственной власти

Выявление причинного комплекса, порождающего государственную преступность, не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с указанной категорией преступлений...

Проблемы борьбы с преступностью в Республике Казахстан

Борьба с преступностью - сложная системная деятельность, представляющая собой единство трех следующих подсистем: общей организации борьбы; предупреждения преступности и правоохранительной деятельности...

Проблемы борьбы с преступностью в Республике Казахстан

Какова же даже не задача, а сверхзадача борьбы с преступностью. Можно ли всерьез рассчитывать на окончательную победу над ней. Эти вопросы задавали себе многие авторы на протяжении всей истории человечества...

Характеристика организационно-правовых основ создания и деятельности сыскных отделений в начале XX века

Функции полиции обусловливаются целью их деятельности, которой является защита нравственно-правовых ценностей общества. Полицеист И. Е. Андреевский полагал: «Жизнь человека...

Экономическая преступность

Для обеспечения экономической безопасности России необходимо определить: · приоритеты в понятиях...

Международная борьба с преступностью - одна из многих областей сотрудничества государств. Как и все сотрудничество, она развивается на единой базе исторически сложившихся в международном праве основных или общих принципов их общения. Эти принципы дисциплинируют сотрудничество, подчиняют себе правила и процедуры взаимодействия государств во всех областях, так как наделены свойством императивности.

Как высший критерий законности, они служат нормативной основой правотворческого и правоосуществительного процесса во всех сферах сотрудничества государств, в том числе и в их совместной борьбе с уголовной преступностью. Основные принципы составляют фундамент международного правопорядка, который создается и поддерживается государством. Сам уровень правопорядка зависит от степени признания ими этих принципов, следования их указаниям.

Принципы международного права имеют универсальный характер и являются критериями законности всех остальных его норм. Когда-то эти основные принципы действовали в виде международных обычаев, однако, с принятием в 1945 году Устава ООН, в который они были включены, принципы международного права приобрели договорно-правовую форму. В ст. 103 Устава ООН указывается, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо другому международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Это положение Устава многие государства впоследствии включили в свои конституции. После распада СССР и Россия последовала этому правилу, закрепив его в п. 4 ст. 15 Конституции 1993 года. В Уставе ООН 1945 года эти принципы только названы. Поэтому позднее был принят специальный документ с пространным названием - Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, одобренная XXV сессией Генеральной Ассамблеи ООН 24 октября 1970 года. В этой Декларации было раскрыто содержание всех семи основных принципов. Вот они:

  • · неприменение силы и угрозы силой;
  • · мирное разрешение международных споров;
  • · суверенное равенство государств;
  • · равноправие и самоопределение народов;
  • · невмешательство во внутренние дела;
  • · межгосударственное сотрудничество;
  • · добросовестное выполнение государствами договорных обязательств (pacta sunt servanda).

Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанному 1 августа 1975 года в Хельсинки главами государств и правительств европейских стран, а также США и Канады, к этим семи принципам были добавлены еще три, это:

  • · целостность и неприкосновенность территории;
  • · нерушимость государственных границ;
  • · соблюдение прав и основных свобод человека.

Из числа перечисленных основных принципов международного права, к предмету нашего исследования, то есть к проблеме международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, и в частности, к проблеме международного розыска обвиняемых, преступников, без вести пропавших лиц, прямое отношение имеют следующие принципы: сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства государств, добросовестного выполнения международных (то есть договорных) обязательств, принципы соблюдения прав и свобод человека. Исследователи, занимавшиеся изучением вопросов сотрудничества государств в борьбе с преступностью, указывают, что кроме этих общих для всех направлений сотрудничества принципов, в сфере международной борьбы с преступностью государствами наработаны еще несколько специальных принципов. Л.Н. Галенская, В.П. Зимин, В.П. Панов и др. авторы называют неодинаковое число принципов и указывают их под разными названиями, это:

  • · сотрудничество осуществляется только в борьбе с общеуголовной преступностью;
  • · неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение;
  • · двойной инкриминации преступности;
  • · выполнения запрашиваемых действий по собственному национальному законодательству;
  • · соблюдения прав и свобод человека;
  • · невыдачи собственных граждан;
  • · отказ в сотрудничестве по делам политического, военного, расового и религиозного характера.

И общих и специальных принципов государства строго придерживаются в своих отношениях по борьбе с общеуголовной преступностью. Поэтому ниже будет дана краткая характеристика сначала основным принципам международного права, с которыми соприкасается вплотную сотрудничество государств в борьбе с общеуголовной преступностью, а затем такая же краткая характеристика будет дана специальным принципам, сложившимся в практике сотрудничества государств.

Вторую группу составляют принципы, нацеливающие государства на сотрудничество во всех областях и требующие их неукоснительного соблюдения. Это принципы суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела друг друга; сотрудничества, добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя по международным договорам. Отдельное место в перечне занимает недавно включенный в него принцип уважения прав и основных свобод человека.

Общие принципы международного права в сотрудничестве государств в борьбе с преступностью

Принцип сотрудничества государств кодифицирован в упомянутой выше Декларации 1970 года, где его нормативное содержание раскрыто следующим образом: "Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...".

  • 1. Каждое государство само определяет для себя проблемы и направления сотрудничества с другими странами, правовые и организационные формы, в которых готово его поддерживать, объем своего участия в каждой из форм.
  • 2. Государства также сами определяют объем принимаемых на себя обязательств по каждому заключаемому договору, фиксируя это путем внесения в него оговорок.

Принцип уважения прав и свобод человека - "обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть".

Формирование специальных принципов сотрудничества государств в борьбе с преступностью проходило при самом непосредственном воздействии практики такого сотрудничества. А такие принципы, как неотвратимость ответственности за совершенное правонарушение и принцип гуманности, были почти целиком восприняты практикой международного сотрудничества из национальных систем уголовного правосудия. Первый из них стал главным его двигателем. А принцип гуманности получил дополнительную и весьма ощутимую подпитку своего содержания. Ряд других принципов национального права оказался невостребованным из-за невозможности их использования в практике международной борьбы с преступностью.

Вместе с тем в ходе сотрудничества были наработаны и собственные правила, ставшие со временем принципами, отразившими его специфические условия и особенности, отличающие его от других сфер сотрудничества государств.

  • 1. Ограничение сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера.
  • 2. Неотвратимость ответственности за совершенное преступление.
  • 3. Гуманность.
  • 4. Выполнение запрашиваемых зарубежными правоохранительными органами действий - процессуальных или оперативно - розыскных - только по своему национальному законодательству.

В международных договорах о борьбе с преступностью называются и другие специальные принципы. Но при этом всегда речь идет о принципах, сфера действия которых бывает ограничена каким-либо институтом сотрудничества. Например, в экстрадиционной практике известны такие принципы, как невыдача собственных граждан, неприменимые к лицам, прошедшим через процедуру выдачи высшей меры наказания, и др. По поводу этих принципов, а это действительно специальные принципы, надо заметить, что, во-первых, как мы уже указали выше, они действуют только применительно к одному - двум международно - правовым институтам, а во-вторых, и здесь каждый из них не является общепризнанным: одни государства следуют им, другие - нет.

В международных соглашениях (например, соглашениях МВД Российской Федерации с МВД ряда стран) называются и другие принципы. Но они таковыми не являются, так как не обладают качеством императивности, то есть обязательности их соблюдения. Скорее, это пожелания сделать сотрудничество более тесным. Например, упоминаемые в некоторых межведомственных соглашениях МВД России доброжелательность, взаимная выгода, дух коллективизма призваны создать благоприятную атмосферу сотрудничества, а не стать незыблемыми его условиями.

Принцип ограничения сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера. Сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью проводится только по преступлениям, получившим за рубежом название общеуголовных. Это название охватывает самую значительную часть преступлений, имеющихся в уголовном законодательстве стран. Но в их число не входит ряд видовых групп преступлений, прежде всего политических или преступлений, в основе которых был политический мотив их совершения. Поэтому политические преступления, а также лица, их совершившие, не подпадают под действие международных соглашений государств о совместной борьбе с уголовной преступностью.

Сотрудничество также не поддерживается по воинским преступлениям. А в ст. 3 Устава Интерпола, кроме двух названных групп преступлений, по которым члены этой организации не должны оказывать содействия друг другу, указаны также дела расового и религиозного характера. Подобные преступления создают в отношениях между странами весьма деликатные ситуации. Поэтому в их разрешение практика вносит свои разумные коррективы: в помощи по делам расового или религиозного характера отказывается, только если их совершители руководствовались исключительно политическими мотивами, преступления носили явно выраженный или скрытый политический характер.

Принцип неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение принят в уголовной юстиции всех стран как необходимое условие поддержания в обществе духа нетерпимости к преступлениям и преступникам, как выражение исконной веры человечества в то, что всякое зло должно быть наказано. И человек, преступивший законы общества, должен ответить за это. Наказание изобличенных в совершении преступления лиц и есть претворение в жизнь этого принципа.

Принцип гуманности. На протяжении веков гуманность в принципе была чужда целям уголовной юстиции - карать виновных. Это само по себе исключало проявление к ним человеколюбия, уважение их человеческого достоинства.

Да и сейчас, когда идеи гуманизма оформились в одноименный принцип уголовной политики многих государств, их органы уголовного преследования оказались в весьма противоречивой ситуации: с одной стороны, им надлежит обеспечивать защиту всех членов общества от преступных посягательств отдельных членов того же общества, применять к последним справедливые меры наказания. С другой стороны, и к ним они должны применять тот же принцип гуманности.

Несмотря на кажущуюся ненужность упоминания в сфере борьбы с преступностью требования гуманного отношения к виновным, принцип гуманности закреплен в современном уголовном законодательстве многих стран как полное отрицание применения неоправданно жестоких и мучительных их наказаний.

Гуманность проявляется прежде всего в наличии в уголовных законах стран нескольких санкций за одно и то же деяние, что дает возможность избрать в каждом конкретном случае меру наказания, необходимую и достаточную, и в то же время наименьшую из тех, которые в данном случае допустимы. Когда новым законом, принятым после совершения преступления, за такое деяние устанавливается более мягкое наказание, действие этого закона распространяется и на данного преступника, если он еще не был осужден.

Общие выводы:

  • 1. В настоящее время все государства мира осуществляют между собой активное сотрудничество по самым разным вопросам.
  • 2. В перечне направлений их сотрудничества довольно значительное место занимает сотрудничество по проблеме «международная борьба с преступностью».
  • 3. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью само развивается по нескольким направлениям. Одно из них - международный розыск, объектами которого являются:
    • · лица, скрывшиеся от органов следствия или суда, а также от исполнения наказания в виде лишения свободы;
    • · все категории лиц, пропавших без вести;
    • · похищенные предметы собственности (например, автомашины), исторические и художественные ценности, а также предметы антиквариата;
    • · отдельным объектом являются неопознанные трупы людей, поисковые действия по которым направлены на идентификацию их личности, что особенно необходимо в случае их насильственной смерти.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация