Международно правовое регулирование социального обеспечения бакалавриат. Международно-правовое регулирование социального обеспечения на современном этапе

Главная / Земля

§ 30.1. Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование социального обеспе­чения выражается в разработке международных стандартов в обла­сти социального обеспечения, гармонизации и координации нацио­нальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохра­нения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратифи­кации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Бела­русь. В основном это связано с деятельностью Организации Объе­диненных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это дос­тигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими го­сударствами либо включения международных норм в текст нацио­нальных законов.

Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалиднос­ти, потери кормильца, наступления старости или иного случая утра­ты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в та­ких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конститу­ции Республики Беларусь государство признает приоритет обще­признанных принципов международного права и обеспечивает со­ответствие им внутреннего законодательства.

Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

Прямое применение международных актов после ратификации;

Включение международных норм в текст законов;

Реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.

Гармонизация международно-правового регулирования осуще­ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возмож­ные меры на международном, региональном и национальном уров­нях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохране­ние, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, об­разование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

Если общие принципы закреплены в нормах международного договора, то их выполнение становится обязательным для государств-участников или для стран, ратифицировавших договор. Как правило, такие нормы устанавливают лишь минимальные стандарты. Так, Кон­венция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспе­чения» (1952 г.) определяет сферу охвата, условия предоставления и размеры выплат при наступлении основных социальных рисков.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следую­щим направлениям:

Запрещение дискриминации граждан стран - участниц меж­дународного договора по признаку национальности;

Решение вопросов о применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;

Суммирование периодов социального страхования, профес­сиональной деятельности или проживания в странах - участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

Установление условий получения выплат в одной из стран-уча­стниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

Взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Нормы МОТ в области социального обеспечения направлены на установление равноправия. Таким образом, равноправие являет­ся основополагающим принципом международно-правового регу­лирования социального обеспечения.

1. Принцип равноправия в области социального обеспечения установлен Конвенцией № 118 о равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1962 г.). Члены МОТ, ратифицировавшие данную Конвенцию, принимают на себя обязательства предоставить на своей территории гражданам любого другого государства - члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые права со своими гражданами в отношении видов обеспечения, установленных Конвенцией № 102 (1952 г.).

Принцип равноправия касается не только обращения, но и со­хранения приобретаемых и приобретенных прав на те виды соци­ального обеспечения, в отношении которых государства приняли на себя соответствующие обязательства.

Так, при предоставлении краткосрочных пособий (например, пособий по беременности и родам или безработице) равноправие между гражданами страны и иностранцами выражается в отмене условия о проживании в качестве необходимого требования для приобретения права на указанные выплаты. В отношении пособий по случаю потери кормильца равные права распространяются на иж­дивенцев, независимо от их гражданства.

2. Принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения. В разных странах условия приобретения права на один и тот же вид пенсии или пособия довольно сильно отличаются. Так, право на пенсию по старости, помимо достижения пенсионного возраста, может зависеть от соблюдения следующих условий: продолжительности страхового или трудового стажа; времени постоянного проживания в стране, производящей выплаты, с уче­том или без учета гражданства.

Итогом координационной деятельности МОТ в этой сфере пра­воотношений стала Конвенция № 157 «Об установлении междуна­родной системы сохранения прав в области социального обеспече­ния» (1982 г.). Эта Конвенция распространяется на все общие и специальные системы социального обеспечения, финансируемые за счет страховых взносов, за исключением специальных систем для жертв войны, социальной и медицинской помощи.

Конвенция содержит толкование общепринятых терминов, пра­вила сохранения приобретаемых прав и выплаты пособий за грани­цей. В соответствии с ней термин «периоды страхования» означает периоды уплаты взносов, работы по найму, профессиональной де­ятельности или проживания, определяемые или признаваемые периодами страхования на основании законодательства, а также прирав­ненные к ним периоды. Суммирование названных периодов произ­водится в целях приобретения прав на различные виды социального обеспечения, сохранения их, исчисления размеров выплат. Учет одних и тех же периодов дважды не допускается.

3. Принцип сохранения приобретенных прав. Он направлен на устранение недостатков, связанных с принципом территориальнос­ти, при выплате пенсий или пособий лицам, находящимся вне терри­тории государства, по законодательству которого они назначены. Этот принцип не распространяется:

На специальные безвзносовые пособия, назначаемые в каче­стве социальной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума. Безвзносовыми называют пособия, предоставление ко­торых не зависит от прямого финансового участия подлежащих обес­печению лиц либо их нанимателя или от наличия определенного трудового стажа;

Пособия, предоставляемые по переходным системам. В со­ответствии с используемой терминологией «переходные системы» охватывают лиц, возраст которых на день вступления в силу приме­няемого законодательства превышает установленный.

Согласно Конвенции № 157 государства - члены МОТ, ратифи­цировавшие Конвенцию, приняли на себя обязательства по сохране­нию приобретенных прав лишь в отношении долговременных выплат. В частности, в ст. 9 Конвенции говорится, что государство-член га­рантирует независимо от места проживания выплату пенсии по инва­лидности, старости, случаю потери кормильца, в связи с трудовым увечьем, право на которую приобретено по его законодательству. Расходы по финансированию указанных пенсий распределяются пропорционально между странами, ратифицировавшими Конвенцию.

Что касается краткосрочных выплат, то в соответствии со ст. 10 Конвенции государства лишь «стремятся принимать участие в систе­ме сохранения прав, приобретенных на основании их законодатель­ства», в отношении: медицинского обслуживания, пособий по бо­лезни, беременности и родам, безработице, семейных пособий и др. Эти вопросы решаются на основе двусторонних соглашений.

Если право на медицинское обслуживание, пособия по болез­ни, беременности и родам приобретено по законодательству одно­го государства, а выплата производится на территории другого в соответствии с действующим в нем законодательством о социаль­ном обеспечении, то первое государство возмещает второму фак­тические расходы или расходы в пределах согласованных сумм.

Международные договоры могут содержать особые правила в отношении пособий по безработице и семейных пособий. В частности, для получения пособия по безработице гражданин должен быть заре­гистрирован в качестве безработного в службах занятости всех госу­дарств, на территории которых он ищет работу. Производится сумми­рование периодов выплаты пособия в каждом государстве, чтобы об­щая продолжительность не превышала установленного срока.

Если гражданин работает на территории одного государства, а его семья проживает на территории другого государства, то дву-или многосторонними соглашениями могут предусматриваться сле­дующие механизмы. В первом случае могут выплачиваться пособия по законодательству страны, в которой работает кормилец, во втором - по законодательству страны места жительства семьи, но при этом первое государство возмещает второму расходы по финанси­рованию, если двусторонним соглашением не предусмотрено иное.

Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм уста­навливаются международными договорами.

Основными субъектами международно-правового регулирова­ния социального обеспечения являются Организация Объединенных Наций и Международная организация труда. МОТ является специа­лизированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уста­вом наделяется полномочиями по принятию международных кон­венций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социаль­ного обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу об­ладают члены Содружества Независимых Государств, которое об­разовано в 1991 г.

Источниками международно-правового регулирования служат акты ООН и Международной организации труда (МОТ), регио­нальных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, двусторонние и многосторонние договоры.

По географической сфере действия международные нор­мы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы: универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира; региональные, действующие только в пре­делах конкретного региона; двустронние, обязательные только для стран-участников.

Под имплементацией понимают способы претворения в жизнь международных норм о социальном обеспечении. Они обуслов­ливаются прежде всего юридической силой их источников, кото­рые можно разделить на три группы:

Акты, обязательные для исполнения государствами-участ­никами международной организации, без ратификации;

Акты, обязательные для исполнения после ратификации;

Акты, не подлежащие ратификации и не обязательные для исполнения.

К первой группе относятся международные договоры. Они порождают юридические обязательства для государств-участни­ков, приводят в действие определенные средства международ­ного контроля, предусматривают ответственность за их неиспол­нение.

Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обяза­тельные для соблюдения только после ратификации компетент­ным государственным органом.

Ратификация конвенции - это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании кон­венции и берет на себя обязательство привести в соответствие с нею внутреннее законодательство и практику.

Среди документов ООН следует прежде всего выделить: Все­общую декларацию прав человека 1948 г. и Декларацию соци­ального лрогресса и развития 1969 г. Данные декларации носят программно-политический характер.

Среди рекомендаций МОТ наиболее важными по содержанию являются: Рекомендация № 167 о сохранении прав в области со­циального обеспечения (1983 г.); Рекомендация № 168 о профес­сиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) и др.

44. Минимальные нормы социального обеспечения международно-правового регулирования.

Минимальные нормы социального обеспечения закреплены Конвенцией № 102 (1952 г.). Эта конвенция является уникаль­ной по содержанию, так как охватывает все основные виды со­циального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудо­вое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца.

Пособие на медицинское обслуживание предоставляется для оплаты расходов по оказанию следующих видов медицинс­кой помощи: общей врачебной помощи, включая посещение на дому; квалифицированной помощи специалистов в стационар­ных или амбулаторных условиях; приобретение медикаментов по рецепту врача; госпитализацию; наблюдение и помощь при беременности и родах. Срок выплаты пособия ограничивается 26 неделями при каждом случае заболевания, а в странах, рати­фицировавших Конвенцию с изъятиями, -13 неделями.

Пособие по временной нетрудоспособности назначает­ся в целях замещения утраченного заработка. Срок его выплаты не должен превышать 26 недель. Допустимо установление "пе­риода ожидания", т.е. невыплата пособия в течение первых трех дней болезни.

Пособие по безработице выплачивается лицам, способным и готовым работать. Минимальные сроки предоставления: для работающих по найму - 13 недель в течение 12 месяцев; для жителей, средства которых не превышают определенного уров­ня, - 26 недель в течение 12 месяцев. Допустимый "период ожи­дания" составляет 7 дней.

Государственная поддержка в случае беременности и ро­дов включает медицинскую помощь и денежное пособие. Про­должительность выплаты пособия может быть ограничена 12 не­делями.

Право на пенсию по инвалидности возникает в случае про­должения нетрудоспособности по истечении срока выплаты по­собия по болезни. Конвенция предусматривает разные условия приобретения права на пенсию по инвалидности в зависимости от категории охваченных граждан. Для наемных работников не­обходимо иметь 15-летний страховой или трудовой стаж либо прожить в стране не менее 10 лет. Для самозанятых граждан требуется 3-летний страховой стаж и определенная среднего­довая сумма взносов. При стаже уплаты взносов или работы по найму менее 5 лет пенсия исчисляется пропорционально стажу.

Пенсия по инвалидности выплачивается до приобретения лицом права на пенсию по старости.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют вдо­ва и дети умершего при отсутствии у них средств к существова­нию.

Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.

В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты ООН, закрепившие основополагающие права человека. На современном международно-правовом регулировании социального обеспечения базируются Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991, и Конституция РФ. В Декларации закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях. Впервые в ней провозглашен принцип, что пенсии и пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. В Конституции РФ получили закрепление основные права и свободы человека и гражданина, особенно признание того, что общепризнанные международные нормы и принципы и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы нашей страны и имеют наивысшую юридическую силу.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., оказала позитивное влияние в сфере защиты прав человека: ст. 22 закрепляет право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества, в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Второй по значимости международный акт - Международный пакт об экономических. социальных и культурных правах (ГА ООН 16.12.19661) признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, право на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. В случаях нарушения предусматривает возможность обжалования в Комитете по правам человека.

Международная организация труда (МОТ) играла важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в мире, осуществляет свою деятельность на основании соглашения с ООН, создана в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 вместе с Лигой Наций и пережила эту организацию. Число государств-членов Мот - 175 на настоящий момент. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» и механизм ее реализации подчеркивает, что МОТ является организацией, наделенном мандатом и являющейся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм, пользуется всеобщей поддержкой и признанием в том, что касается содействия применению основополагающих прав в сфере труда, являющихся выражением ее уставных принципов. Принципы МОТ: 1) универсальность; 2) трехсторонность; 3) сочетание разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Международные нормы в сфере социального обеспечения направлена на то, чтобы усовершенствовать саму систему внутреннего национального права социального обеспечения. Обязанность государства-члена МОТ - внести изменения в свою систему права в соответствии с Конвенциями МОТ; она возникает, если нормы МОТ содержат более льготные условия, чем внутренние нормы государства.

Международные нормы в сфере социального обеспечения содержатся в различных международных многосторонних и двусторонних договорах, соглашениях, актах рекомендательного характера. Нормы МОТ направлены на установление принципа равноправия прежде всего в области социального обеспечения. Россия не ратифицировала большую часть конвенций по вопросам социального обеспечения

Международно-правовое регулирование социального обеспечения

1. Общая характеристика источников международно-правового регулирования социального обеспечения.

2. Международно-правовое регулирование права отдельных субъектов на социальное обеспечение.

1. Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения . Международные нормы в сфере социального обеспечения побуждают государства повышать уровень социальных гарантий, осуществлять прогрессивные социальные реформы с целью обеспечения равномерного и устойчивого развития социальной сферы, являются одним из путей, посредством которого результаты социальных достижений отдельных государств становятся известны в той или иной степени, за счет его внедрения на национальном уровне других стран становятся доступны для большинства слоев населения.

Все международные акты, регулирующие реализацию мер социальной политики и предоставление права на социальное обеспечение, можно классифицировать на три группы: акты ООН, акты МОТ, акты международных региональных организаций (Совет Европы, ЕС, СНГ).

1. В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты Организации Объединенных Наций (ООН), закрепившие основополагающие права и свободы каждого человека, важной гарантией реализации которых является право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание .

1.1. Рассматривая международные акты в области социального обеспечения, следует остановиться на положениях Всеобщей декларации прав человека , принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН . Несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека была принята в форме резолюции Генеральной Ассамблеи, имеющей рекомендательный характер, со временем, в силу авторитетности и широкого применения, ее нормы стали обладать обязательной юридической силой.

В ст. 22 Всеобщей декларации прав человека закрепляется, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства . Особо в Декларации (ст. 25) выделяются приоритеты в области социальной политики: Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам . Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, согласно Декларации, должны пользоваться одинаковой социальной защитой .

1.2. Другим универсальным актом, целиком посвященным экономическим, социальным и культурным правам человека, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В Пакте закреплено не только право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), но и предусматривается самая широкая охрана и помощь семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10). Особая охрана должна предоставляться матерям в течение разумного периода до и после родов. В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. В ст. 11 признается право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни .

2. Наиболее полно право на социальное обеспечение закреплено актами, принимаемыми Международной организацией труда. Среди целей и задач, закрепленных в Декларации МОТ "О целях и задачах Международной организации труда" 1944 г. (приложение к Уставу МОТ), признается обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью повышение жизненного уровня; расширение социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в такой защите и полное медицинское обслуживание; защиту благосостояния детей и матерей .

Право на социальное обеспечение регулируется следующими актами МОТ:

2.1. Конвенция МОТ 1962 г. № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (Россия не участвует) указывает, что всякая политика должна, прежде всего, направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Конвенция рассматривает повышение жизненного уровня в качестве основной цели при планировании экономического развития.

2.2. Конвенция МОТ 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (Россия не участвует) посвящена проблемам оказания медицинской помощи и предоставлению необходимого социального обеспечения в случае болезни, безработицы, старости, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, по материнству, инвалидности, по случаю потери кормильца. В развитие Конвенции МОТ №102 была принята Конвенция МОТ 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (Россия не участвует) .

2.3. Конвенция МОТ 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (Россия не участвует) устанавливает гарантии иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения .

2.4. Конвенция МОТ 1982 г. № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (Россия не участвует) решает вопросы, связанные с выбором законодательства и сохранения приобретаемых прав в области социального обеспечения.

Следует отметить, что ни одну из указанных Конвенций МОТ в сфере социального обеспечения Россия не ратифицировала.



2.5. На необходимость соблюдения права на социальное обеспечение и принятие мер по его реализации указывается в Рекомендации МОТ 1944 г. № 67 "Об обеспечении дохода". В Рекомендации отмечается, что существенным элементом социального обеспечения является обеспечение дохода с тем, чтобы уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца. Рекомендуется также организация обязательного социального страхования. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должно производиться системой социального вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах . В Рекомендации закрепляются совокупность случаев и круг лиц, которые должны быть охвачены системой социального страхования . К страховым случаям в Рекомендации отнесены: болезнь; материнство; инвалидность; старость; смерть кормильца; безработица; расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами; производственные травмы .

3. Россия является членом Совета Европы. В рамках данной организации был подписан уникальный международный договор, который впоследствии стал ядром общеевропейской системы защиты прав человека, - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Для России Конвенция вступила в силу 05.05.1998 г .

3.1. Значимым актом Совета Европы в области социально-экономических прав служит Европейская социальная хартия 1961 г. С 01.07.1999 г. вступила в силу Пересмотренная Европейская социальная хартия, в которой сведены все права, гарантированные Хартией 1961 г., с некоторыми поправками и некоторые новые права. В данном документе закреплено право на социальное обеспечение (ст. 12). В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обеспечение стороны обязуются :

1. создать или поддерживать систему социального обеспечения;

2. поддерживать систему социального обеспечения на удовлетворительном уровне , как минимум на таком, который требуется для ратификации Европейского кодекса социального обеспечения;

3. добиваться постепенного подъема системы социального обеспечения на более высокий уровень ;

4. принимать меры путем заключения соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений или другими средствами и при соблюдении условий, предусмотренных в этих соглашениях, с тем, чтобы обеспечить :

a) равенство обращения для своих граждан и граждан других Сторон в том, что касается прав на социальное обеспечение, включая сохранение преимуществ, предоставленных законодательством о социальном обеспечении, независимо от любого передвижения защищаемого лица по территориям Сторон;

b) предоставление, сохранение и восстановление прав на социальное обеспечение такими средствами, как суммирование периодов страхования или трудового стажа, приобретенных в соответствии с законодательством каждой из Сторон.

В соответствии со ст. 13 в целях обеспечения эффективного осуществления права на социальную и медицинскую помощь Стороны обязуются:

1. обеспечить , чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии получить их за счет собственных усилий либо из других источников, в частности за счет пособий в рамках системы социального обеспечения, предоставлялись соответствующая помощь, а в случае болезни - необходимый в его состоянии уход ;

2. обеспечить, чтобы лица, пользующиеся подобной помощью, не ущемлялись в этой связи в своих политических или социальных правах ;

3. предусмотреть, чтобы каждый через соответствующие государственные или частные службы мог получить такую консультативную и индивидуальную помощь, какая может потребоваться, чтобы предотвратить, устранить или облегчить нуждаемость лично его и его семьи;

4. применять положения, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, на тех же условиях, что и к своим гражданам, к гражданам других Сторон, законно находящимся на их территории, в соответствии со своими обязательствами по Европейской конвенции о социальной и медицинской помощи, подписанной в Париже 11 декабря 1953 года.

В ст. 14 закреплено право на социальное обслуживание. В целях обеспечения эффективного осуществления права на социальное обслуживание Стороны обязуются:

1. содействовать деятельности или созданию служб, которые, используя методы социальной работы, способствовали бы благосостоянию и развитию как отдельных лиц, так и групп в обществе, а также их адаптации к социальной среде;

2. поощрять участие отдельных лиц, а также добровольных или иных организаций в создании и деятельности таких служб .

Ст. 15 гарантирует право инвалидов на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни. В целях обеспечения инвалидам, безотносительно от их возраста, а также характера и причин инвалидности , возможности эффективно осуществлять право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества Стороны обязуются , в частности:

1. принимать необходимые меры для обеспечения инвалидам ориентации, обучения и профессиональной подготовки в рамках, когда это возможно, соответствующих общих систем, а когда невозможно - через специализированные государственные или частные учреждения;

2. облегчать им доступ к занятости с помощью любых мер, поощряющих работодателей к найму и удержанию на работе таких лиц в обычной рабочей среде и, там, где это невозможно по причине инвалидности, адаптировать условия труда к потребностям инвалидов путем приспособления или создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности. В определенных случаях для осуществления таких мер могут потребоваться специализированные службы трудоустройства и поддержки;

3. способствовать их полной социальной интеграции и участию в жизни общества , в частности путем предоставления им технических средств, позволяющих преодолевать препятствия, ограничивающие их общение и передвижение, и открывающих им доступ к транспорту, жилью, культурной деятельности и досугу.

Для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 декабря 2009. Однако РФ ратифицировала Хартию не в полном объеме. Из перечисленных положений, касающихся социального обеспечения, Россия ратифицировала только п. 1 ст. 12, ст. 14, п. 1 и 2 ст. 15 Европейской социальной хартии .

3.2. Значительное место в системе европейских актов, посвященных правам человека, занимает Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г. (Россия не участвует). В Преамбуле Кодекса указано, что его принятие будет способствовать повышению норм социального обеспечения в государствах – членах Совета Европы на более высокий уровень, чем закреплено в Конвенции МОТ N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». Кодекс закрепляет обязательства в области оказания медицинской помощи (включая любое болезненное состояние независимо от его причины, а также беременность, роды и их последствия), помощи по нетрудоспособности, по безработице, по старости (включая установление пенсионного возраста), в случаях производственной травмы, по беременности и родам, по инвалидности, потере кормильца, помощи семьям .

2. В ряде международных актов закрепляются права в области социального обеспечения всех категорий лиц, являющихся субъектами права социального обеспечения, другие международные акты предусматривают права в области социального обеспечения только отдельных субъектов права.

1. Дети.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) закрепляет, что государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (ст. 26). Признается право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государства - участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27) .

2. Инвалиды.

Одну из наиболее многочисленных групп, требующих особой защиты со стороны государства, представляют инвалиды, поэтому они особо отмечены в международных актах. В соответствии с Декларацией ООН о правах инвалидов 1975 г. понятие «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей . В 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов (вступила в силу для России 25.10.2012), целью которой заявлено поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства (ст. 1). Конвенция содержит гарантии и пути реализации общепризнанных прав человека, в том числе в области здравоохранения (ст. 25), труда и занятости (ст. 27), обеспечения надлежащего уровня жизни и социальной защиты (ст. 28). В Конвенции закрепляются положения о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области .

3. Пожилые люди .

Сегодня, в условиях глобального старения, все более многочисленным становится такой субъект права социального обеспечения, как пожилые люди, достигшие установленного возраста, который согласно международным нормам не превышает 65 лет. Рекомендация МОТ 1980 г. № 162 «О пожилых работниках» закрепляет положение о том, что пожилые трудящиеся без дискриминации по возрасту должны пользоваться равенством возможностей и обращения наравне с другими трудящимися, в частности, относительно мер социального обеспечения и социальных пособий, возможности иметь жилье, доступа к социальным и медицинским службам. В рамках Совета Европы можно отметить такие акты, как Дополнительный протокол 1988 г. (Протокол №1) к Европейской социальной хартии (Россия не участвует). В ст. 4 Протокола закреплено право лиц пожилого возраста на социальную защиту, в соответствии с которым Стороны обязуются принять надлежащие меры, направленные на то, чтобы:

1. позволить лицам пожилого возраста оставаться как можно дольше полноценными членами общества путем:

a) предоставления достаточных средств, позволяющих им вести достойное существование и активно участвовать в государственной, общественной и культурной жизни;

b) распространения информации об услугах и о льготах, предоставляемых лицам пожилого возраста, и о возможностях для последних пользоваться ими;

2. позволить лицам пожилого возраста свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычных для них условиях так долго, как они этого пожелают и насколько это будет для них возможно , путем:

a) предоставления в их распоряжение жилья, приспособленного к их потребностям и состоянию здоровья, или соответствующей помощи для переоборудования их жилья;

b) медицинского обслуживания и предоставления услуг, которые может потребовать их состояние;

3. гарантировать лицам пожилого возраста, проживающим в заведениях для престарелых, необходимую помощь, оказываемую с соблюдением уважения к их личной жизни, и участие в определении условий жизни в этих заведениях .

4. Матери.

Конвенция МОТ 1952 г. №103 «Об охране материнства» (пересмотренная в 2000 г.) (вступила в силу для СССР 10 августа 1957 г.) и Рекомендация МОТ № 95 в содержание права женщин на социальное обеспечение включают право на получение денежного пособия и медицинской помощи. Размеры денежного пособия должны быть определены национальными законами или правилами таким образом, чтобы они были достаточными для того, чтобы полностью обеспечить жизнь женщины и ее ребенка в хороших с точки зрения гигиены условиях и удовлетворительный уровень жизни. Медицинская помощь должна включать в себя предродовой, родовой и послеродовой уход со стороны дипломированной акушерки или врача и, в случае необходимости, госпитализацию; свобода выбора врачей и свобода выбора между государственным и частным медицинским учреждением должны уважаться. Денежные пособия и медицинская помощь должны предоставляться либо за счет средств органов обязательного социального страхования, либо за счет государственных фондов; в том и другом случае они должны предоставляться по праву всем женщинам, которые отвечают предписанным условиям .


Министерство образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Михайловский профессионально-
педагогический колледж»

Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

ПЦК социально-гуманитарных и юридических дисциплин

Курсовая работа
Международно-правовое регулирование социального обеспечения

Выполнила:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие и задачи международно-правового регулирования социального обеспечения.. ………………………………………………………...…6
1.1. Сущность международно–правового регулирования социального обеспечения……………………………..6
1.2. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения ………………………....12
Глава 2 Источники международно-правового регулирования социального обеспечения. ………………………..24
2.1. международно-правовое регулирование социального обеспечения актами ООН
…………………………………………………………………………..24
2.2. международно-правовое регулирование социального обеспечения актами МОТ. ………………...…21
2.3. международно-правовое регулирование социального обеспечения в рамках СНГ.
Заключение…………………………………………………………………...…..42
Список используемой литературы…………………………………………...…45
Приложения…………………………………………………………………..….49

Введение
Одним из важнейших направлений международного регулирования является устранение коллизии правовых актов. Международные конвенции прямо указывают на применимое законодательство, чтобы избежать случаев, когда одновременно могут быть использованы правовые акты нескольких стран либо не может быть применено законодательство ни одной страны. Не принято оставлять решение этого вопроса на усмотрение заинтересованных сторон.
Существует известное противоречие интересов работодателей и наемных работников в сфере социального обеспечения: трудящиеся стремятся вступить в ту систему социального обеспечения, которая предоставляет им наибольшие выгоды, тогда как работодатели пытаются распространить на свой персонал действие системы, предусматривающей наименьшие выплаты. В данном случае выбор подлежащего применению законодательства обычно определяется характером профессиональной деятельности:
? дня наемных работников;
? лиц, работающих не по найму;
? неработающих лиц;
У работников, командированных в другое государство;
? работников автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного международного транспорта;
? работников дипломатических представительств.
Таким образом, международно-правовое регулирование социального обеспечения осуществляется по разным направлениям, в том числе сохранению приобретаемых прав в области социального обеспечения, определению подлежащего применению законодательства, выплате пенсий и пособий за границей и т.д

Объектом исследования курсовой работы является ……….
Предмет…………………….. –
Цель работы – заключается в разработке основ концепции международных стандартов социального обеспечения в качестве одного из факторов международно-правового регулирования в данной сфере, направленного на установление согласованных требований к современным системам социального обеспечения.
Задачи:
1. обосновать, что правовое регулирование социального обеспечения осуществляется на двух уровнях: международном и внутригосударственном, поскольку система социального обеспечения, в рамках которой осуществляется реализация признаваемого мировым сообществом права человека на социальное обеспечение, должна устанавливаться государством с учетом международных стандартов;
2. определить понятие, функции и пределы международно-правового регулирования социального обеспечения
3. проанализировать основные международные акты, устанавливающие международные стандарты социального обеспечения, в сравнении с российским законодательством на предмет соответствия последнего требованиям, предъявляемым к современным системам социального обеспечения
Теоретическая и методологическая основы исследования.
При исследовании международных стандартов социального обеспечения использовались как общенаучные методы познания (метод системного анализа, законы формальной логики и сравнение), а также частнонаучные методы (формально-юридический и сравнительно-правовой)
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных правовых актов, в том числе актов Международной организации труда (далее - МОТ), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (далее - СНГ, Содружество), нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения по социальному обеспечению, а его эмпирическую базу - судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека (по делам о защите социальных прав граждан) и Экономического Суда СНГ
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1
1.1.Понятие международно-правового регулирования социального обеспечения

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека и нашло всестороннее закрепление в актах международного права.
Международно-правовое регулирование социального обеспечения выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.
Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Республика Беларусь. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Республикой Беларусь двусторонних и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст национальных законов.
Одним из основных прав каждого человека является право на социальное обеспечение, то есть право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам. Свое юридическое закрепление это право находит в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1966 г.). Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Республики Беларусь государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им внутреннего законодательства.
Существует несколько способов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:
- прямое применение международных актов после ратификации;
- включение международных норм в текст законов;
- реализация положений ратифицированных или нератифици-рованных актов с помощью внутреннего законодательства.
Гармонизация международно-правового регулирования осуще-ствляется с помощью формулирования общих принципов, которые затем могут воплощаться в национальном законодательстве разных стран. Одним из ярких примеров гармонизации является Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), провозгласившая, что должны быть приняты все возможные меры на международном, региональном и национальном уровнях для содействия прогрессу в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, обеспечение продовольствием, образование, забота о благосостоянии детей, положение женщин, социальное обеспечение и др.

1.2. Принципы международно-правового регулирования социального обеспечения

Заключение

Итак, я рассмотрела тему «Международно-правовое регулирование социального обеспечения», и считаю, что цели моей работы достигнуты.
Теперь подведем итог работы.
Нормативные правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения.
В соответствии с международными актами права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.
В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нормы и стандарты. Так, общие принципы права - это принципы международного права, которые выражают общепризнанные нормы поведения субъектов международного нрава.
Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Единого кодифицированного закона, охватывающего всю совокупность отношений по социальному обеспечению, до сих пор не принято. Поэтому главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению принадлежит законам

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 дек. 1966 г. // Ведомости Верхов. Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1998. 10 дек.

3. Декларация Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда // Российская газета. 1998. 16 дек.

5. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. О гражданских и политических правах: Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР о 18 сентября 1973 г. № 4812-VIII // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12..

6. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН 48/141 Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека от 20 декабря 1993 г. // Текст резолюции официально опубликован не был. См.: Действующее международное право: Сб. М., 1998. Т. 2.

7. Указ Президента РФ от 29 марта 1998 г. № 310 "Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1540.

8. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Текст устава официально опубликован не был..

9. Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ "О присоединении России к Уставу Совета Европы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 9. Ст. 744.

10. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 14. Ст. 1514
11. О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов: конвенция МОТ от 20.06.1983 г., № 159 // Международная защита прав и свобод человека: сб. документов. - М., 1990. - С. 270-273.
12. О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями: конвенция МОТ от 23.06.1981 г., № 156 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.
13. Об экономических, социальных и культурных правах: междунар. пакт от 16.12.1966 г. // Действующее междунар. право. - М., 1996. - Т. 1. - С. 7-33.
14. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспече-ния, 13 марта 1992 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ. - 1992. - № 3.
15. Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам госу-дарств - участников СНГ, 27 марта 1997 г. // Содружество. Информаци-онный вестник Совета глав государств и Совета глав правительства СНГ. - 1997. - № 2 (26)

Список использованной литературы
1)Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. - М.: Экономика, 2006. - 271 с
2) Буянова, М.О. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов. - М.: Проспект: Велби, 2007. - 640 с
3) Галаганов, В.П. Российское социальное обеспечение: проблемы и перспективы развития / В.П. Галаганов // Государство и право. - 1992. - № 12. - С. 38-46
4) Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: учеб. пособие / В.П. Галаганов, С.В. Харитонова. - М.: Академия, 2006. - 416 с
5) Галаганов, В.П. Государственная социальная помощь в системе права социального обеспечения / В.П. Галаганов // Право и политика. - 2003. - № 6. - С. 81-87.
6) Гейц, И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации (по материалам Ф3 № 122-ФЗ) / И.В. Гейц. - М.: Дело и Сервис, 2005. - 640 с
7) Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Е.Н. Голенко, В.И. Ковалев. - М.: Юриспруденция, 2005. - 224 с
8) Долженкова, Г.Д. Право социального обеспечения: учеб. пособие / Г.Д. Долженкова. - М.: Юрайт, 2007. - 187 с.
9) Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс-Клувер, 2005. - 466 с
10) Кобзева, С.И. Международные источники права социального обеспечения / С.И. Кобзева // Право и государство: Теория и практика. - 2007. - № 4. - С. 73-74
11) Мартиросян, Э.Р. Новые пособия по социальному обеспечению (введены с 1 января 2007 г.) / Э.Р. Мартиросян. - Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. - 96 с.
12) Филиппова, М.В. Право социального обеспечения: учебник / М.В. Филиппова. - М.: Юристъ, 2006. - 444 с
13) Чепурной, А.Г. Международно-правовые аспекты формирования государственной политики по социальной защите инвалидов боевых действий в РФ / А.Г. Чепурной // Государство и право. - 2005. - № 7. - С. 20-25
14) Шарин, В. Принципы современной системы социальной помощи / В. Шарин // Социальное обеспечение. - 2003. - № 12. - С. 2-8
15) Якушев, Л.П. Социальное обеспечение в зарубежных странах. НИИ труда / Л.П. Якушев. - М., 2005г.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация