Пожарный проезд: нормы и требования. Минимальные радиусы разворота автотранспорта и пожарной техники Тупиковый пожарный проезд разворотная площадка

Главная / Авто

Внутримикрорайоная сеть транспорта рассчитана на три основных вида транспорта – легковые автомобили, грузовые, автотранспорт специального назначения и хозяйственных служб. Главное условие при проектировании системы внутренних проездов – соблюдение безопасности для населения, поэтому проезды проектируют таким образом, чтобы исключить сквозное транзитное движение и большую скорость автотранспорта. В связи с этим применяют тупиковые и закольцованные проезды. Скорость движения ограничивается 20 км/ч.

Ширину проездов принимают в соответствии с , основных внутриквартальных – 5,5 м (двухполосное движение), второстепенных, в том числе тупиковых проездов к отдельным зданиям – 3,5 м (однополосное). Минимальные радиусы поворотов по внутренней кромке основных проездов – 10 м, второстепенных – 8 м. Основные проезды должны иметь параллельные тротуары с одной или двух сторон шириной 1,5 – 2,25 м. Второстепенные – односторонний тротуар шириной не менее 0,75 м. В случае малой интенсивности движения возможно совмещение тротуара с проезжей частью, ширина таких тротуаров принимается не менее 2,6 м, протяженность не более 60 м, конструкция дорожной одежды – усиленная.

Ко всем зданиям микрорайона необходимо предусматривать пожарные проезды шириной 3,5 – 6 м. Для жилых зданий высотой менее 9 этажей, общественных менее 5 этажей проезды с одной стороны, при большей этажности – с двух. Расстояния от оси движения до здания принимаются из условий удобства установки пожарных лестниц, в зависимости от высоты здания: при этажности до 9 этажей – 5 – 8 м, при большей этажности – 8 – 10 м. Между проездами и стенами зданий нельзя размещать ограждения и рядовую посадку деревьев.

На проездах шириной 3,5 м через каждые 100 м предусматриваются разъездные площадки длиной 15 м и шириной 6 м (включая основную полосу движения). В конце тупиковых проездов предусматриваются разворотные площадки (рисунок 1).

Проезды должны соединяться с жилыми улицами через каждые 300 м, для обеспечения возможности проезда в случае проведения ремонтных работ желательно дублировать въезды на территорию дворов.

Рисунок 1 – Разворотные площадки (размеры указаны в метрах)

Площадки для временного хранения машин и мотоциклов во внутренних дворах проектируются из расчета не менее 25 машино-мест на 1000 жителей, на один автомобиль отводится площадь 25 м 2 . Рекомендуемые размеры для автостоянок указываются в таблице 7. Около учреждений культурно-бытового обслуживания и крупных торговых центров наличие автостоянок – обязательно.

Таблица 7 – Размеры автостоянок

Схемы стоянок при однорядном и многорядном расположении автомобилей показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 – Автостоянки (размеры указаны в метрах)

Расположение боксовых гаражей на территории микрорайона нежелательно, так такие сооружения занимают значительные площади и являются неблагоприятными в экологическом отношении. Рекомендуется предусматривать подземные гаражи и автостоянки, а также многоэтажные гаражи, позволяющие значительно сократить отводимые площади в расчете на один автомобиль (до 5 раз) и исключит загрязнение воздуха. В таблице 8 приведены минимально допустимые расстояния от стоянок и гаражей до жилых и общественных зданий. Наименьшие расстояния от гаражей до перекрестков магистральных улиц – 50 м, улиц местного значения – 20 м, остановок общественного транспорта – 30 м.

Р.И. Бега, канд. техн. наук, Л.В. Городецкий, канд. техн. наук, А.М. Балашов, Н.Н. Манылова, М.Ю. Соляников

В настоящее время уделяется повышенное внимание обеспечению пожарной безопасности строящихся в г. Москве высотных зданий. Столица оснащается современными пожарными машинами, вес которых существенно превышает вес машин, ранее находившихся в эксплуатации.

Новая пожарная техника, обеспечивающая безопасное проживание в мегаполисе с высотными зданиями, требует устройства особых пожарных проездов и вертолетных площадок.

Тушение пожара в здании МГУ.

Нормы пожарной безопасности и выпускавшаяся в те годы пожарная техника были разработаны в основном для зданий малой и средней этажности (до 25 этажей). К тем условиям эксплуатации и нормам безопасности были разработаны конструкции пожарных проездов.

Для пожаротушения в домах повышенной этажности в г. Москве имеются пожарные машины производства Финляндии (4 - с длиной стрелы 90 и 4- длиной 68 м). На рисунке 1 показан момент тушения пожара в здании МГУ.

Эксплуатируется машина с высотой коленчато-телескопического подъемника 101 м. Так, масса пожарной машины Bronto Skylift F101HLA с самым высоким в мире подъемником составляет 62 т. С повышением этажности строительства зданий увеличивается высота подъемников и лестниц, что значительно повышает общий вес пожарных машин и нагрузки на ось. Применение подобных машин требует пересмотра подходов к устройству пожарных проездов: ширины проезжей части, размеров разворотных площадок, радиусов поворота дорожных конструкций с использованием современных материалов и технологий их устройства. Увеличена ширина аутригеров до 8 м. Если раньше в соответствии с требованиями нормативов наибольшая ширина пожарных проездов составляла 6 м, то в настоящее время при проектировании ширина пожарных проездов должна быть не менее 9 м.


Последствия устройства дорожных конструкций без учета экстремальных нагрузок.

С учетом ожидаемых нагрузок конструкции пожарных проездов следует устраивать из высокопрочных, пожаробезопасных и технологичных материалов (рисунок 2).

Для установки аутригеров необходима жесткая опора размером 0,5 x 0,5 м, покрытие которой должно состоять из конструктивных слоев с использованием бетона или фибробетона класса > В35.

В качестве материалов для покрытий пожарных проездов с учетом ожидаемых нагрузок целесообразно применение фибробетона классов В40 и В45. Для повышения деформативной способности покрытия целесообразно устраивать основание из малоцементного укатываемого бетона классов В15 и В25. При устройстве пожарных проездов на переувлажненных глинистых и суглинистых грунтах целесообразно использовать геосетку, которая позволит повысить устойчивость конструкции в целом и сохранить требуемую ровность покрытия. Использование подъемников 90 - 100 м и лестниц на машинах требует не только высокой прочности, но ровности, что и достигается с применением геосеток.

Разработан альбом конструкций пожарных проездов для домов различной высоты и с учетом нагрузок от пожарных машин. Величина допустимой нагрузки делится на 3 класса: легкие с полной массой до 7500 кг (L - класс); средние с полной массой от 7500 до 14000 кг (М - класс) и тяжелые с полной массой более 14 000 кг (S - класс).

Для здания высотой до 10 этажей включительно расстояние от края пожарного проезда до стены здания принимается равным 5 - 8 м, и для более высоких зданий - 8 - 10 м.

В зоне пожарного проезда не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и сажать деревья.

Вдоль фасадов зданий, имеющих входы, ширина пожарных проездов назначается в зависимости от этажности зданий. При высоте зданий от отметки пожарного проезда до отметки пола последнего этажа ширину следует принимать не менее:

  • до 5-ти этажей - до 13 м с разъездными карманами - 3,5 м;
  • от 6 до 16 этажа - с 13,0 до 46, м с разъездными карманами - 4,2 м;
  • 17 этажей и выше - более 46,0 м с разъездными карманами - 6,0 м.

Тупиковые проезды в замкнутых дворах и полузамкнутых средней этажности зданий должны заканчиваться разворотными площадками размером не менее 20 х 20 м.

Пожарные проезды и подъездные пути, площадки для оперативных транспортных средств должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски бордюрных проездных путей в красный цвет устойчивой светоотражающей краской), установкой дорожных знаков и антивандальных сигнальных устройств. Пожарные проезды у высотных зданий должны иметь кольцевые проезды с двумя независимыми выездами (въездами).


Посадка вертолета специального назначения.

Уклон пожарных проездов должен быть не более 6‰. Радиусы закруглений поворотов пожарных проездов для пожарных машин должны быть не менее 12 м. Вид разворотной площадки у зданий повышенной этажности представлен на рисунке 3, а схема движения пожарных машин на разворотных площадках минимальных размеров у домов сложившейся застройки на рисунке 4.

По контуру площадка ограничена комингсом с пропилами, защищенным антисептиком и лаком, а также водоприемным лотком из нержавеющей стали для сбора и отвода воды в две водосточные воронки.

На участках пожарных проездов с закруглениями и на разворотных площадках следует использовать криволинейные бортовые камни.

Толщины конструктивных слоев пожарных проездов устанавливают расчетным путем с учетом условий эксплуатации, расчетной нагрузки в зависимости от этажности зданий, гидрогеологических характеристик грунтов, принятых материалов для оснований и покрытий.

В отдельных случаях для пожаротушения применяются вертолеты, для которых требуются специальные площадки, которые устраивают на крышах зданий, у водоемов и пожарных проездов. Вдоль Калужского и Варшавского шоссе в границах «новой Москвы» предстоит обустроить 7 вертолетных площадок у водоемов.

На одном московском административном здании в течение ряда лет эксплуатировалась вертолетная площадка в виде равностороннего восьмиугольника площадью 40 кв. м. Потребовался ремонт покрытия площадки, выполненного из 2 слоев асфальтобетона общей толщиной 100 мм (крупнозернистый асфальтобетон - 50 мм и верхний слой из мелкозернистого асфальтобетона - 50 мм). Для замены существующего покрытия институт разработал рекомендации по устройству покрытия вертолетной площадки, обеспечивающего повышение прочности, пожаробезопасности, экологичности и долговечности покрытия. Было предложено взамен асфальтобетона по тем же отметкам уложить покрытие из литых фибробетонных смесей марки по прочности В35, по морозостойкости в солевых растворах F300.

Для фибробетонных смесей, предназначенных для ВПП, рекомендовано применять портландцемент без минеральных добавок марки 500 с содержанием в клинкере трехкальциевого алюмината не более 7%. Был использован низкоалюминатный портландцемент ЦЕМ 1 42,5Н ООО «Тула-цемент», в качестве добавки - суперпластификатор фирмы «Зика» для получения осадки конуса 19 - 21 см. Применена фибра из нержавеющей стали с длиной волокон 30 и толщиной 0,5 - 0,6 мм.

Перед укладкой фибробетонной смеси в покрытие на ВПП выполнялись подготовительные работы, включавшие удаление двух слоев асфальтобетонного покрытия, очистку, промывку, просушку и продувку поверхности, обработку поверхности бетонного основания (В25) катионактивной дорожной эмульсией марки ЭБК-1 (ГОСТ Р 52128-2003).

Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель, и смесь перемешивали в течение 1,5 мин. Бетонную смесь разравнивали по геодезическим отметкам, поверхность обрабатывали ручным инструментом типа Goldblatt.

Бетон на пожарных проездах и вертолетных площадках через 2 - 4 ч после его укладки закрывали полиэтиленовой пленкой, пергамином, толем и др., и выдерживали в течение 7 сут.

Цементнобетонная смесь доставлялась автобетоносмесителями, при этом объем бетонной смеси не должен превышать 6,0 куб. м. Фибру постепенно вводили в автобетоносмеситель и перемешивали в течение 3 мин. В случае необходимости подвижность бетонной смеси корректировалась дополнительным введением добавок.

Конструкции пожарных проездов и вертолетных площадок, построенных из фибробетона, пожаробезопасны, надежны в эксплуатации, срок службы между капитальными ремонтами составит не менее 30 лет.

Литература

1 ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

2 ГОСТ Р 50275-92 Материалы геотекстильные. Метод отбора проб

3 ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения.

4 ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний

5 СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

6 СНиП 2.07.01-89* СП 42.13330.2011 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

дело № 2-1109/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием: представителя истца Ищенко А.В., представителя ответчика Диденко Ю.А., представителя администрации муниципального образования г.Михайловск – Кожушко Е.М., при секретаре Крыловой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Новодворского..., Новодворской..., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к Орлянской... о нечинении препятствий в пользовании земельным участком,

УСТАНОВИЛ:

Новодворский С.И., Новодворская Н.И., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей... обратились в суд и иском к Орлянской Т.И., в котором после уточнения просили суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу: , обязать ответчика за его счёт демонтировать (снести) часть возведенного им забора, состоящего из оградительных столбов и металлической сетки на земельном участке площадью... кв.м., с кадастровым №, для устройства разворотной площадки для пожарной техники на тупиковом проезде ведущем к объекту недвижимости расположенному по адресу: ; установить Новодворской Н.И. право постоянного ограниченного пользования частью земельного участка находящегося в собственности у Орлянской Т.И., с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу: , для обеспечения беспрепятственного проезда (прохода) от въезда на тупиковый заезд расположенного по адресу: ; обязать Орлянскую Т.И. не чинить препятствия Новодворской Н.И. в пользовании частью земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью... кв.м., расположенного по адресу:

В обоснование заявленных требований истец указали, что им, на праве общей долевой собственности по... доли в праве принадлежит земельный участок из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью... кв.м, с кадастровым номером № и жилой дом, расположенные в принадлежащие им на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ., сделаны записи регистрации №.

Ответчику принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов, для ИЖС и ведения личного подсобного хозяйства, площадью... кв.м, с кадастровым номером № расположенный в, на основании договора купли-продажи акта приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ., запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с разделом земельного участка, из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью... кв.м, кадастровый номер № расположенного по адресу: , на два самостоятельных земельных участка: земельный участок с кадастровым номером №, площадью... кв.м., с присвоением почтового адреса: и земельный участок с кадастровым номером №, площадью... кв.м., с присвоением почтового адреса:

Ответчиком свой земельный участок был огорожен со стороны огорода, который примыкает к тупиковому проезду ведущему к объекту недвижимости находящемуся по адресу: , забором из металлических столбов и сетки «рабицы», что нарушает действующие градостроительные и пожарные нормы и правила.

Согласно ст. 90 п.1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Согласно п.2.3 ТСН (территориальные строительные нормы) 30-312-2006 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края». Часть 1. Селитебные территории»: Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками для пожарной техники размерами в плане не менее 15 x 15 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В соответствии с п.6.20. СНиП 2.07.01-89* в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м. для разворота автомобилей и не менее 30 м. при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Новодворского..., Новодворской..., в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей к Орлянской... не чинить препятствия в пользовании земельным участком - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Толстиков

Суд:

Шпаковский районный суд (Ставропольский край)

Истцы:

Новодворская Н.И.
Новодворский С.И.

Ответчики:

Орлянская Т.И.

Судьи дела:

Толстиков А.Е. (судья)

Судебная практика по:

Судебная практика по применению нормы ст. 274 ГК РФ

Посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых "строительные нормы и правила". Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

В ч. 1-10 комментируемой статьи также воспроизведен ряд требований СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". При этом необходимо иметь в виду, что положения названных норм вошли также и в ст. 98 комментируемого Закона, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта (см. комментарий к указанной статье).

В соответствии с п. 3.46 СНиП II-89-80*:

к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов;

к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон;

в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод;

расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м;

в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.

Согласно примечаниям к п. 3.46 СНиП II-89-80*:

1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями;

2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м;

3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части;

4) подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы исключают возможность возгорания.

В п. 4.14 СНиП II-97-76 предусмотрено, что к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения - при ширине их до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м; расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м. Согласно п. 4.15 названных норм к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей.

11-12. В ч. 11 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", а также других подобных строительных норм и правил. Так, в соответствии с п. 1.10 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. В п. 1.6 СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" аналогично установлено, что сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной (в свету) не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м, но при этом предусмотрено, что это требование не распространяется на сквозные проемы в зданиях и сооружениях на уровне земли или первого этажа (пешеходные проходы и другие, не предназначенные для проезда пожарных машин).

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 12 комментируемой статьи в исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Часть 13 комментируемой статьи вобрала в себя с соответствующей детализацией положение п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", устанавливающее, что тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

14. Предусмотренные в ч. 14



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация