Предмет, методология и функции правоведения. Марина александровна шалагинаправоведение

Главная / Бизнес

Какая наука изучает государство? Данным вопросом интересуются студенты и юридического, и социологического факультета, и начинающие политологи, и многие любознательные граждане. И, наконец, пришла пора пролить толику света на столь таинственный вопрос.

Раздел первый: коротко о главном

Наука, изучающая государство, составляет основу юриспруденции. Ни один студент-юрист, ни один преподаватель не может обладать статусом, если не изучал теорию государства и права. Это базовая, основополагающая дисциплина, выступающая каркасом теоретических знаний.

Значение дисциплины

Трудно переоценить значение ТГП, так как без неё не существовало бы всей юриспруденции и правовой системы государства в целом. Научная отрасль позволяет создать не только прочный базис теоретических знаний, но и привести в порядок реально действующее законодательство. Создание любой нормы подчиняется исключительно законам ТГП.

Как правило, у выпускного курса юридического факультета читается дисциплина под названием «Актуальные проблемы ТГП». Такой ход позволяет освежить знания будущих специалистов и бакалавров, а также изучить современные правовые тенденции. Теперь, когда вы услышите вопрос о том, какая наука изучает государство и право, ответ сможете дать незамедлительно!

Лекции. 8 часов. Заочное отделение. Факультет философии человека.

Понятие права.

Право- это система действующих в обществе, общеобязательных правил поведения(правовых норм), установленных и охраняемых государством.

Признаки права:

1.государственно-волевой характер;

2.нормативность;

3.властно-регулятивная природа;

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает возведенную в закон общую волю(волю всего общества).

Нормативность права состоит в том, что содержанием права являются общеобязательные правила поведения.

Властно-регулятивная природа права указывает на то, что с одной стороны право регулирует общественные отношения, а с другой стороны это регулирование является государственным. Именно государство устанавливает и охраняет правовые нормы.Этим право отличается от морали и социальных норм.

Проблема соотношения государства и права по существу сводится к вопросу о том, что первично: государство или право, зависит ли государство от права или, напротив, право зависит от государства.

Можно выделить пять основных позиций в трактовке данного вопроса.

Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т.д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупностью государственно-властных велений и обеспечивается возможностью применения принуждения.

Эта позиция господствовала в годы советской власти и обосновывала подчиненное положение права относительно государства. Право рассматривалось исключительно с точки зрения его инструментальной ценности для общества. Государство не связано правом, а само устанавливает такое право, которое считает необходимым и полезным для государства.

Такой подход к соотношению государства и права способствовал формированию и утверждению в Советском государстве тоталитарного режима, поскольку допускал вмешательство государства в частную жизнь, а также во все сферы жизни общества.

Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от государства. Государство - продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопорядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государство возникает из потребности обеспечить действие права как системы нормативного регулирования.


Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (господство) права.

Третья позиция - дуалистическая и исходит из существования сложной двусторонней функциональной связи между государством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказывают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости.

Четвертая позиция - позитивистская. Она базируется на философии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчиняться законам. Однако такое самоограничение определяется самим государством.

Пятая позиция обычно именуется либерально-демократической. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Каждая из названных позиций играла определенную роль в различные периоды развития общества.

Современное государство не может существовать вне права. Чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

Государство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правоприменения. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права - характер государственно-властных велений, участвует в систематизации права и т.д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной деятельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым предписаниям.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государству, так же как и государство относительно самостоятельно в отношении права. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности развития, но они не могут существовать друг без друга и оказывают взаимное влияние.

Принципы права- это исходные положения, руководящие идеи, определяющие содержание права. Принципы права сами по себе относятся к числу правовых норм, являются наиболее общими из них, нередко закрепляются в конституциях и законах.Принято различать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые- приоритет прав и свобод человека и гражданина; ограничение их только законом; социальная справедливость;гуманизм; равноправие;демократизм; законность, единство прав и обязанностей и др.

Межотраслевые- принципы, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права:ответственность за вину; презумпция невиновности, которые характеризуют уголовное и административное право и процесс;

Отраслевые- принципы, закрепляющие важнейшие закономерности какой-либо отриали права,например принцип равноправия и самостоятельности сторон характерный для гражданского права;

Функции права: сущность и социальное назначение права проявляется в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и на поведение людей.

По их внешнему проявлению различают политическую, экономическую, воспитательную и иные функции права.

По их внутреннему содержанию выделяют регулятивную и охранительную функции. В рамках регулятивной функции выделяют статическую регулятивную функцию (юридическое закрепление в правовых институтах социально-значимых отношений) и динамическую регулятивную функцию(правовое оформление динамики общественных отношений) .

Охранительная функция направлена на охрану регулируемых правом отношений, на охрану основополагающих ценностей, признанных в обществе(жизнь, честь, свобода личности, собственность, общественный порядок,институты демократии и т.д.)В рамках этой функции устанавливаются различные виды юридической ответственности за действия, посягающие на эти ценности.

Форма и источники права:

Сущность любого социального явления составляет внутреннее содержание предмета, которое проявляется в единстве всех его характеристик, свойств, связей, отношений..

Способом существования и внешнего выражения сущности выступает его форма.

Одним из существенных признаков права, которые отличают его от других социальных норм(норм морали,традиций, обычаев, религиозных норм) является формальная определенность.

Форма права – это форма права, как отдельного самобытного явления и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение- упорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властного характера.

Наряду с понятием форма права в правовой науке используется понятие источник права

Источники права – это исходящие от государства или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

В истории развития права различают несколько видов источников права, причем их значение в каждом типе права неодинаково.
1. Правовой обычай - это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила. В период становления права преобладающее значение имел правовой обычай. Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. В современных государствах правовой обычай применяется довольно редко. Так, ст. 5 ГК РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Судебный прецедент - это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем. В настоящее время такой источник широко используется в англосаксонских странах (например "общее право" Англии). Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.
3. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права. Он является одним из основных источников международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).
4. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.
Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

· Различаются:

o конституция - основной закон государства;

o конституционные законы;

o обыкновенные законы;

o подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

· Основные отрасли российского права

· Основными отраслями современного российского права являются конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, предпринимательское право, уголовное право, трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, природоохранное право, гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, исправительно-трудовое право.

· Ведущую роль во всем комплексе отраслей права играет конституционное (государственное) право. Эта отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления.

· Административное право - это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Нормами этой отрасли устанавливаются система, порядок и компетенция органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляются права и обязанности граждан в их отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, соответствующие меры ответственности и т.д.

· Гражданское право представляет собой совокупность норм, регулирующих договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Нормы гражданского права определяют правовое положение участников гражданского оборота (физических и юридических лиц), основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности).

· Предпринимательское право - это совокупность норм, регулирующих предпринимательские (хозяйственные) отношения, т.е. отношения, складывающиеся при регулировании и осуществлении предпринимательской деятельности, а также внутрихозяйственные отношения. При этом предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск и под имущественную ответственность предпринимателя деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

· Уголовное право представляет собой совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, устанавливающих виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Основными задачами норм этой отрасли являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, конституционного строя от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

· Трудовое право - это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения между работодателями и работниками. Нормами этой отрасли права определяются основные трудовые права и обязанности работников, устанавливается порядок заключения и расторжения трудового договора, регулируются вопросы рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, трудовой дисциплины, охраны труда и т.д.

· Семейное право - это совокупность норм, регулирующих отношения в сфере брака и семьи. Нормы этой отрасли права устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, а также другими родственниками), определяют порядок и формы опеки и попечительства и т.д.

· Финансовое право представляет совокупность норм, регулирующих финансовые отношения. Нормы финансового права определяют порядок формирования и распределения бюджетных средств, регулируют вопросы составления и утверждения бюджета, денежного обращения, взимания налогов и других обязательных платежей, устанавливают основания, формы и процедуры финансовой деятельности банков и т.д.

· Земельное право - это совокупность норм, регулирующих земельные отношения. Нормы земельного права регулируют вопросы собственности на землю, определяют условия и порядок землепользования, правовой режим земель различных категорий и т.д.

· Природоохранное право является совокупностью норм, определяющих средства, формы и порядок охраны окружающей природной среды от всех видов вредного воздействия на нее. Нормы этой отрасли права закрепляют современные стандарты здоровой окружающей среды, защищают экологическое благополучие населения, обеспечивают право каждого на благоприятную окружающую среду.

· Гражданское процессуальное право - это совокупность норм, которые определяют порядок гражданского судопроизводства. Нормы этой отрасли права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, земельных, природоохранительных и административных правоотношений (дела по жалобам на неправильности в списках избирателей; по жалобам на действия, нарушающие права и свободы граждан; по жалобам на административные взыскания и т.д.). В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются также дела особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя).

· Уголовно-процессуальное право - это совокупность норм, определяющих порядок производства по уголовным делам во время дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом. Основными задачами уголовного судопроизводства являются охрана прав и свобод человека и гражданина, защита правопорядка, быстрое и полное раскрытие преступлений, объективное рассмотрение и разрешение уголовных дел на основе закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

· Исправительно-трудовое право - это совокупность норм, регулирующих порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам, работам без лишения свободы, а также порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих при-говоры к этим видам наказания на территории РФ, формы участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных, совершенствовании деятельности исправительно-трудовых учреждений и контроле за их деятельностью.

· Система права - это строение права, его подразделение на отрасли и институты.

· Отраслевой принцип построения системы права, концепция выделения различных отраслей права по критериям предмета и метода правовой регуляции, конструкция внутренней организации системы права и его составных частей (правовых норм, институтов и отраслей) и т.д. являются положениями юридико-доктринального учения о праве как регуляторе общественных отношений, о внутренне согласованной системе правовой регуляции (ее формах, механизме, средствах и способах), об особенностях правовой регуляции разнородных общественных отношений и т.д.

· Например, в современном российском законодательстве сложились такие комплексные отрасли законодательства, как законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяйстве и т.д. Эти комплексные отрасли законодательства, отражая процессы дифференциации и интеграции в правовом регулировании, содержат в себе нормы разных отраслей права (административного, финансового, гражданского, предпринимательского и т.д.).

· Интегративные процессы в законодательстве выражаются и в формировании отдельных крупных законодательных массивов в виде, например, комплексов нормативно-правовых актов, посвященных правовой регуляции вопросов борьбы с преступностью, проблем транспорта, информатизации и т.д.

· Систематизация правовых актов

· Действующее право состоит из множества различных правовых актов (нормативно-правовых актов, судебных решений прецедентного значения и т.д.), в которых выражено и представлено нормативно-правовое содержание различных источников позитивного права. Для надлежащей организации всего этого нормативно-правового материала и удобства практического пользования им применяются различные способы (виды) систематизации правовых актов.

· Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для Соответствующих пользователей правовой информации.

· Более развитыми способами систематизации правовых актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.

· Инкорпорация - это способ систематизации, который состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, хронологическому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов. В виде инкорпорации издаются (в официальном или неофициальном порядке) разного рода сборники или собрания действующих правовых актов по определенному предмету и кругу вопросов правовой регуляции.

· Консолидация - это способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правовых актов в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правового акта.

· Кодификация - это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта. К таким кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства, уставы, регламенты, положения и т.д.

Понятие и юридическое содержание нормы права

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное в нормативно- правовых актах и иных признаваемых государством источниках, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Выделяются следующие характерные черты и признаки нормы права.

1. Норма права имеет общий характер, она не адресована конкретному лицу. Например, если в норме права речь идет о должностном лице, то она регулирует деятельность любого должностного лица независимо от того, кто персонально им является.

2. Норма права регулирует внешнее поведение человека. Она обращена к его воле, сознанию и действиям, а не к эмоциям, настроению, желаниям. Для нормы права главное – внешне проявляющиеся поведение и деятельность людей.

3. Норма права – обязательное правило поведения для юридических и физических лиц. Она признается государством, которое гарантирует ее выполнение принудительной властной силой.

4. Норма права регулирует общественные отношения официально, открыто и публично.

5. Норма права рассчитана на многократное использование. Она применяется все время, пока является действующей.

6. Нормы права содержатся в законах и других нормативных правовых актах.

7. Норма права предусматривает определенную юридическую ответственность, применяемую соответствующими государственными органами в случае ее невыполнения.

Норма права может выступать в виде предписания: 1) вести себя определенным образом, выполнить какие-то обязанности; 2) запрета совершать некоторые поступки; 3) разрешения действовать соответствующим образом. Но сущность ее сохраняется: она – обязательное правило поведения для исполнения всеми, кого оно касается.

Юридическим содержанием нормы права является:

1. Предоставление прав одной стороне. Например, право продавца вещи получить ее цену и право покупателя получить приобретенную им вещь.

2. Возложение на другую сторону обязанностей. Например, юридическая обязанность покупателя уплатить продавцу стоимость вещи и юридическая обязанность продавца передать проданную вещь.

3. Связь прав и обязанностей. Продавец обязан передать вещь и имеет право получить деньги – цену этой вещи, а покупатель, наоборот, имеет право получить вещь и обязан передать продавцу деньги. В этом заключается взаимосвязанное поведение сторон, установленное нормой права.

4. Вмешательство государства в случае, если стороны не выполняет своих обязанностей. Вмешательство государства представляет собой властное принудительное воздействие с целью исполнения нормы права либо привлечение виновного к ответственности.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.

  • Теоретические и философские правовые науки - юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права , история правовых учений .
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права : наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки - криминалистика , криминология , судебная медицина , судебная психиатрия , юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея . В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию .

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования . Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов . Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий - первый верховный жрец из плебеев - объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев . В -V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме , Константинополе , Афинах , Александрии , Цезарее , Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая , а также сочинения Папиниана и Юлия Павла . В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций , Дигест и Кодекса Юстиниана .

Среди различных прочих функций, которые выполняли юристы в классическую эпоху существования римского права (первые три века нашей эры), были такие две: (1) давать юридические ответы (responsa) на поступавшие к ним вопросы от граждан; авторитетные знатоки права обычно собирали свои ответы по наиболее интересным делам и публиковали их в виде отдельной книги; так в юридической литературе сформировался особый жанр «Responsa»; (2) комментировать законы и иные нормы права с целью установления их смысла; данная функция могла осуществляться юристами в рамках учебной и научной деятельности, когда они писали разного рода учебники и авторские комментарии (к законам, эдикту и т. д.). Именно эти две функции привели к тому. что в эпоху классики юриспруденция превратилась в Риме в самостоятельный способ формирования новых правовых норм, то есть в один из источников (причем важнейший) римского права .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия .

В арабских странах господство перешло к религиозному праву - шариату , поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет , где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский , Кембриджский , Парижский , Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии , Англии , Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права . Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности ; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики . Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia writs , содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records ), комментарии к ним, судебные руководства (reports ), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Английского » (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae ) Гленвиля - первый трактат по общему праву , а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England ) Генриха Брэктона - наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана .

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей .

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume - обычай) но преимущественно с изучением римского права . Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права - Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты , где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures» . Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе - в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia» , 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium» , 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown» , до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Хорошо известно также сочинение Кока как общего характера - «Institutes of the laws of England» . Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall , Hawkins , Comyns - юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England ) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law ) в Великобритании , что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США .

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts , среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet ), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart ). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель , Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

Испания

Германия

СССР

С 1991 года

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов , а также юридические и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров - больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук.

Тема: Понятие правоведения

    Предмет правоведения.

    Методология правоведения.

    Функции правоведения.

    Общая характеристика правоведения.

Правоведение относится к числу общественных наук, которая представляет собой совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений.

Правоведение изучает процесс возникновения права как социального явления, ищет ответы на вопросы о том, когда право возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии право прошло в своем развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Правоведение уделяет внимание полному и всестороннему анализу современного состояния права в странах с различным общественно-политическим строем, стремится предсказать пути дальнейшего совершенствования, развития государственно-правовых явлений.

Правоведение характеризуется следующими чертами :

    научные знания о праве существует в системе, в комплексе. Они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны, отношения, свойства правовых явлений;

    задачи научного познания в сфере права сводятся к выявлению закономерностей процессов государственно-правовых явлений, движущих сил их изменения и развития. Такой уровень знаний существует в форме понятий, категорий, юридических принципов и научных закономерностей;

    правоведение представляет собой систему достоверного, объективного знания о праве. В нем отсутствуют какие-либо домыслы, мифы. Знание основывается на существующих или ранее существовавших в обществе правовых явлений, обосновывается теориями о праве и проверяется общественно-исторической практикой.

Воплощаясь в действующем законодательстве, в деятельности государственных органов, научных знаний о праве подтверждаются или опровергаются практикой, и лишь положения, выдержавшие проверку практикой, становятся неотъемлемой частью правовой науки, используются для решения научных и практических задач.

Таким образом, правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данного явления.

Правоведение относится к числу древнейших наук. Первые системные знания о праве были изложены в работах мыслителей Древней Греции – Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в 17 в. в эпоху разложения феодализма начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии и в разработке принципов борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.

Значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, разработавших учение о праве с материалистических, классовых позиций.

Современное правоведение является весьма сложным комплексом юридических наук , подразделяется на 4 группы :

1- Общетеоретические и исторические науки – теория права, история государства и права – науки, исследующие общие и специфические закономерности, причины возникновения права, этапы его развития, характеризующие право в современный период и пути его дальнейшего развития. В эту группу входит также история политических и правовых учений, раскрывающая закономерности развития права, формирования научных представлений о праве на различных этапах истории человеческого общества.

2- Отраслевые юридические науки – раскрывают закономерности развития какой-либо отдельной отрасли права (государственного, гражданского, уголовного, административного и других). Это наиболее многочисленная группа юридических наук.

3- Науки, изучающие международное право – международное публичное и международное частное право.

4- Комплексные юридические науки – используют положения, выводы неюридических наук для решения правовых проблем. Это криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия.

    Предмет правоведения.

Каждая наука исследует определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет.

Правоведение включает в себя :

1 - сущность и закономерности права, основные компоненты права – правосознание, правоотношения, юридическая ответственность и другие,

2 - закономерные связи права с государством, политикой, экономикой,

3 - закономерности познания права.

В сфере общей теории права раскрываются:

Сущность права

Понятие правосознания

Правоотношения

Система права

Правонарушения и юридическая ответственность

Правотворчество

Правореализация и др.

3. Методология правоведения.

Метод представляет собой совокупность правил, требований, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Метод правоведения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

Методологический арсенал правоведения сложен и включает в себя разные по степени общности и познавательным задачам приемы:

      всеобщий философский метод . Всеобщность выражает в том, что он используется во всех конкретных науках, на всех стадиях познания; Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания (объективность, всесторонность познания, исторический подход).

      общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Они используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач;

      специальные методы – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

      частные методы правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительно-правовые методы, социально-психологические, сравнительно-правовые и другие.

4. Функции правоведения.

Правоведение как совокупность наиболее общих знаний о праве, закономерностях его возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение, которое наиболее полно раскрывается в ее 5 функциях:

1- Теоретическая функция выражается в ее способности описывать и объяснят существующую юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы, а также предсказывать будущее развитие права, юридической науки и практики.

2- Методологическая функция оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета правоведения. Представители конкретных юридических наук используют в своих исследованиях положения правоведения.

3- Идеологическая функция связана с формированием совокупности взглядов и идей, относительно действующих в обществе порядков, законодательства, а также путей дальнейшего совершенствования, изменения правовой системы, юридических учреждений и правоохранительных органов. Общество вырабатывает и формирует идеи, предложения о том, каким образом можно и нужно усовершенствовать действующее законодательство либо улучшить деятельность юридических учреждений. Предлагаются меры по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в действующем законодательстве прав и свобод личности, признанных нормами международного права и др. При этом одни и те же положения и выводы, проходя через оценки и интересы разных социальных групп, могут порождать различные, порой диаметрально противоположные взгляды и идеи.

4- Воспитательная функция реализуется в том, что правоведение знакомит студентов с исходными понятиями правовой науки, обучает их приемам юридической техники, толкования права, основам использования научных методов в познании права. Правоведение способствует повышению уровня правовой культуры населения.

5- Практически-организационная функция реализуется в том, что обобщается передовой законотворческий опыт, развиваются методы толкования права, обеспечивается правильное и всестороннее уяснение содержания норм права, выявляются социальные и правовые явления, препятствующие реализации норм права; вносятся предложения по систематизации законодательства с учетом потребностей юридической практики.

Таким образом, все функции правоведения обеспечивают его превращение в теоретическую и методологическую базу для решения актуальных правовых задач в сфере науки и практики.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация