Как отличить машину гаи от милиции беларусь. По полочкам. Как вести себя, когда машину останавливает ГАИ. Когда водитель обязан остановиться

Главная / Бизнес

В последнее время в интернете стали все чаще появляться видеоролики, на которых водители спорят с сотрудниками , отказываются передавать документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные нормативные акты. Видеоблогеры учат, «как нужно правильно разговаривать с инспекторами, чтобы избежать поборов на дорогах». Замначальника Гродненской области Александр Войтешко ответил на провокационные вопросы на тему, считается ли проверка документов допустимой причиной остановки автомобиля.


Читать полностью в источнике с фото:

Со спора на тему «причина остановки» начинается большинство конфликтов с инспекторами, видео которых потом получают наибольшее распространение в сети. Пожалуй, самым популярным «антиГАИшным» видеоблогером Беларуси можно назвать пользователя Василия Телогрейкина, на его канале на данный момент насчитывается 7,2 тысячи подписчиков. Как он сам признался в одной из записей, вопрос инспектору о причине остановки является своеобразным тестом на грамотность и компетентность. В мировосприятии Телогрейкина сотрудник, ответивший «проверка документов», не знает закона, прав будет тот инспектор, который скажет «я вас подозреваю в...». Порой споры и стиль общения таких водителей приводят к конфликтам с применением силы. Самый громкий пример — сюжет, сделанный в Островце.

Можно ли снимать инспекторов?

Представитель Госавтоинспекции в интервью «Радио Гродно» обратил внимание на вопрос законности съемки работы инспекторов и обнародования роликов в сети: «Ролики, которые начали появляться в интернете, в основном производят впечатление на молодых водителей 94—96 годов рождения, которые фактически нормативные документы в области организации и безопасности дорожного движения никогда не изучали и не знают, но почему-то, просмотрев эти ролики, начинают считать себя большими юристами и пытаются постоянно оспаривать любое действие сотрудника ГАИ, после чего безосновательно и незаконно публиковать уже свои видео в интернете. В соответствии с 34-й статьей Конституции РБ, фиксировать на фото- и видеоустройства все происходящее вокруг себя не запрещено. Деятельность милиции, в том числе и ГАИ, строится на гласной основе. Если сотрудник ГАИ во время административного процесса решит воспользоваться фото- или видеофиксацией, то он в обязательном порядке предупреждает об этом. Точно так же разрешено и гражданам. Однако здесь есть одно большое „НО“. Если вы без согласия на то сотрудника милиции, которого вы зафиксировали каким-либо фото/видеоустройством, опубликуете запись в сети и к ней появятся негативные комментарии, которые начнут оскорблять честь и достоинство сотрудника, то он имеет право, согласно все той же 34-й статье Конституции РБ, обратиться в суд для разбирательства. Такие случаи были, и суд оставался на стороне сотрудника, в результате чего были выплачены достаточно большие денежные средства ».

Является ли проверка документов основанием для остановки?

— Многие считают, что если я еду по и у меня документы в порядке, то никто не имеет права меня остановить. И первый вопрос, который задают во всех подобных видеороликах, — «На каком основании, какова цель остановки?». Как правило, если нарушение не выявлено, то инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать». Давайте рассмотрим этот вопрос подробно. Сегодня водитель ТС, в соответствии с пунктом 9,1 , обязан останавливаться по требованиям сотрудника . Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. Согласно статье 25 закона РБ об органах внутренних дел, сотрудники имеют право проверять у граждан (подчеркнем) при подозрении в совершении ими административных правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль которых возложен на органы внутренних дел. Указанная норма применяется при подозрении. Но, в соответствии с положением о Госавтоинспекции, утвержденным постановлением Советом министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением . Пункт 12 главы 3 Правил указывает на то, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов. Проверка наличия этих документов и есть контроль выполнения ПДД водителями. Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно, руководствуясь постановлением Совмина.

Передавать ли документы, или достаточно показать?

— Почти во всех видеороликах основной посыл — это не «предъявлять документы инспектору ДПС». Законодателем в административном кодексе в статье 18.18 указано: «Отказ водителя от предъявления документов, предусмотренных ПДД, влечет ответственность». То есть если у водителя нет при себе документов либо он отказывается их предъявить инспектору, то наступает ответственность по статье 18.18. На этом этапе возникают многие конфликтные ситуации. Если водитель заявляет сотруднику ДПС, что отказывается предъявлять документы, то начинается административный процесс и водитель выплачивает штраф в размере до 2 базовых величин. Сейчас мы не говорим о том случае, когда водитель забыл документы. Но отдельные водители слегка приоткрывают окно автомобиля и показывают документы сотруднику ДПС через стекло, ошибочно считая, что этого достаточно. Согласно главе 3 пункту 12 ПДД РБ, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки, если он их уже предъявил. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявлять, то наступает статья 23 часть 4 и ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин. Причем это не самые плачевные последствия. Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, для пресечения неповиновения законному требованию должностного лица, ведущего административный процесс, имеет право применить физическую силу и специальные средства. Более того, сотрудники Госавтоинспекции имеют право разбить стекло и достать водителя из автомобиля за совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица.

Обязательно ли выходить водителю из автомобиля?

— Инспектор ДПС, как и любой другой сотрудник милиции, который заподозрил вас в совершении правонарушения, либо если правонарушение совершено в виде неповиновения, может потребовать от вас выйти из автомобиля и при этом проговорить, что в настоящий момент вы задержаны за совершение административного правонарушения. Административное задержание длится не более трех часов, но может быть и до 72 часов, если за это правонарушение предусмотрены какие-либо ограничения, связанные с административным арестом к примеру. Местом ведения административного процесса может быть служебный автомобиль, поэтому нарушитель будет задержан и будет содержаться в служебном автомобиле до трех часов. И водитель обязан выйти. Если водитель отказывается выходить из своего автомобиля и отказывается проследовать в служебный, то это снова будет являться неповиновением требованию должностного лица. Предъявить и передать документы вы можете находясь в автомобиле. Конечно, если у инспектора ДПС возникнут подозрения, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то он может потребовать от него выйти, и это будет абсолютно законно. Ведь сотрудник ДПС не может сесть к вам в автомобиль и провести освидетельствование у вас в машине. Если сотрудник ГАИ требует выйти из салона автомобиля пассажиров, то и они обязаны это сделать. Конечно, если это не связано с банальным неиспользованием ремня безопасности. В этом случае сотрудник ДПС составит административный протокол в служебном автомобиле и принесет его для подписи в автомобиль с нарушителем.

В большинстве случаев все же белорусские водители предпочитают экономить свое время на общение с инспекторами. «Никогда не понимал людей, которые разводят бадягу про причину остановки и т.п. завязывать беседу с сотрудниками на 10-15 минут, — пишет пользователь форума Onliner.by, зарегистрированный под ником jenya-2010 (орфография и пунктуация автора сохранены). — 40 секунд и двигайся дальше».

Глава 1

Общие положения

Дорога

2.15. дорога - комплекс инженерных сооружений либо полоса земли , предназначенные и используемые для движения в установленном порядке транспортных средств и пешеходов ;

2.78. элементы дороги - одна или несколько проезжих частей дороги, трамвайные пути, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки (за исключением велосипедных дорожек, расположенных обособленно от дороги), посадочные площадки , расположенные на проезжей части дороги и предназначенные для посадки (высадки) пассажиров в маршрутное транспортное средство, островки безопасности , выделенные конструктивно или линиями горизонтальной дорожной разметки, разделительные зоны, разделительные полосы, настилы железнодорожных переездов и обочины ;

Элементы дороги

2.55. проезжая часть дороги - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, - для движения пешеходов ;

2.75. усовершенствованное покрытие - покрытие дороги из асфальтобетонных или цементобетонных смесей, из щебеночных, гравийных, шлаковых или других минеральных материалов, обработанных органическими или минеральными вяжущими материалами, а также из штучных материалов: брусчатки, булыжника, клинкера, мозаики и т.п.;

Дорога с усовершенствованным покрытием

Дорога без усовершенствованного покрытия

2.50. полоса движения - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд ;

2.57. разделительная зона - выделенный горизонтальной дорожной разметкой элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально обозначенных мест;

2.58. разделительная полоса - выделенный конструктивно элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки транспортных средств и пешеходов вне специально оборудованных и обозначенных мест;

2.10. газон - участок земли с естественным или искусственно созданным растительным , преимущественно травяным, покровом ;

Очень легко запомнить, где полоса, а где зона при помощи запоминалки: Наша зона - без газона, полоса - коси коса!

2.72. тротуар - элемент дороги , примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном, предназначенный для движения пешеходов и велосипедистов в соответствии с настоящими Правилами;

2.17. дорожное движение - движение пешеходов и (или) транспортных средств по дороге, в том числе стоянка и остановка в пределах дороги, и связанные с ним общественные отношения;

2.65. технические средства организации дорожного движения - устройства , конструкции и изображения, применяемые на дорогах для регулирования дорожного движения, обеспечения его безопасности и повышения пропускной способности дорог;

2.45. перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне . Граница перекрестка определяется воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог. Не являются перекрестками пересечения с велосипедными, пешеходными дорожками и дорожками для всадников ;

2.33. обозначенный перекресток - перекресток, перед которым на данной дороге установлен дорожный знак (знаки) приоритета ;

2.11. главная дорога - дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия , дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон . Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой;

2.79. эстакада - инженерное сооружение для поднятия одной дороги над другой в месте их пересечения , а также для размещения на определенной высоте дороги, которая не имеет съездов на другую дорогу ;

2.29. населенный пункт - территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены дорожными знаками «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» или дорожными знаками «Начало границы населенного пункта» и «Конец границы населенного пункта» ;

2.32. обзорность дороги - объективная возможность видеть дорожную обстановку с места водителя ;

2.7. видимость дороги - максимальное расстояние в направлении движения, на котором с места водителя можно распознать элементы дороги и технические средства организации дорожного движения перед транспортным средством и правильно ориентироваться при управлении им;

2.35. ограниченная обзорность дороги - обзорность дороги, ограниченная геометрическими параметрами дороги, придорожными инженерными сооружениями, насаждениями и прочими объектами, а также транспортными средствами ;

2.63. темное время суток - промежуток времени , который начинается после захода солнца и заканчивается с восходом солнца ;

Человек

2.77. участник дорожного движения - физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы ;

К регулировщику приравнивается сотрудник Военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Республики Беларусь в экипировке (форменной одежде повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала, с диском с красным сигналом (световозвращателем) и свистком) при обеспечении движения организованных транспортных колонн , в состав которых входят транспортные средства, принадлежащие Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности, Государственному пограничному комитету, другим войскам и воинским формированиям Республики Беларусь;

2.8. водитель - физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной ).

2.74. управление транспортным средством - воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального ;

2.44. пассажир - непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве , а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства;

2.39. организованная пешеходная колонна - группа пешеходов, обозначенная в соответствии с настоящими Правилами, имеющая руководителя и передвигающаяся по определенному маршруту ;

2.14. дети - несовершеннолетние участники дорожного движения , возраст которых известен либо очевиден по внешним признакам другим участникам дорожного движения;

Транспортные средства

2.69. транспортное средство - устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования ;

Транспортные средства
Механические Немеханические
Автомобили Мопеды Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Колесные тракторы Велосипеды Гужевые транспортные средства Прицепы
Легковые Грузовые Автобусы

2.54. прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством ;

2.26. механическое транспортное средство - транспортное средство, приводимое в движение двигателем ;

Наверно любому водителю приходилось хоть один раз в жизни встречаться на автомобильных дорогах с инспектором ГАИ, который легким движением руки останавливает транспортное средство и произносит знакомую всем фразу: «Ваши права, пожалуйста…».

Если вы даже управляете автомашиной очень аккуратно, строго соблюдаете правила дорожного движения и не допускаете никаких нарушений - все равно встречи с инспектором ГАИ избежать не удастся. Он вправе остановить любое транспортное средство без всякой на то веской причины, например для проверки документов. И уверенней себя чувствует тот водитель, который знает его полномочия, а также свои права и обязанности.

Когда водитель обязан остановиться?

Водителю придется остановить транспортное средство по требованию инспектора ГАИ, выраженному сигналом жезла, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения маячка красного цвета на транспорте оперативного назначения. Обязательное требование - эти сигналы должны быть поданы инспектором ГАИ своевременно, должны быть видны и понятны водителю. И самое главное - они не должны повлечь за собой создание аварийной ситуации на дороге.

Как вести себя, если инспектор ГАИ остановил машину и их разделяет расстояние в несколько десятков метров? Некоторые водители выходят из салона автомобиля и с необходимым пакетом документов быстро идут ему навстречу. Чаще всего это бывает, когда они нарушили правила дорожного движения, провинились и тем самым хотят смягчить свою вину. Другие начинают движение на автомашине задним ходом, включив аварийные сигналы. Эти действия не всегда законны и могут послужить дополнительным поводом для наказания слишком строптивых водителей. А кто-то сидит в салоне транспортного средства и терпеливо ждет, когда к нему подойдут.

Если же строго следовать букве закона, то инспектор ГАИ сам должен подойти к водителю, приветствовать его, назвать должность, место службы, фамилию, а также объяснить причину остановки. На форменной одежде инспектора ГАИ должен быть приколот специальный жетон (знак), на котором указан его личный номер. Отсутствие жетона должно вызвать подозрение. Скорее всего, это «липовый гаишник», который вышел на дорогу подзаработать или совершить другие противоправные действия. Об этом следует немедленно сообщить правоохранительным органам.

Что вправе делать инспектор ГАИ?

Остановив автомашину, инспектор ГАИ, прежде всего, может проверить документы, удостоверяющие личность водителя, подтверждающие его право на вождение транспортного средства, а также на перевозимые им предметы, хранение и ношение которых требует специального разрешения. Изучению могут быть подвергнуты и пассажиры, находящиеся в салоне, которым также придется предъявить документы, удостоверяющие их личность.

Инспектор ГАИ вправе потребовать, чтобы водитель вышел из салона автомобиля. Его требование будет законно, если необходимо устранить технические неисправности транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов, освидетельствовать водителя на предмет состояния опьянения, провести сверку номеров на транспортном средстве с регистрационными документами, а также для проведения досмотра транспортного средства и груза.

Проверка водителя на наличие алкоголя может быть проведена на месте с помощью прибора «Индикатор на алкоголь». В этом случае водителю придется дуть в трубку, и по изменению цвета зернистой индикаторной массы инспектор ГАИ сделает вывод о его состоянии. Сегодня существуют и другие приборы, исследующие выдыхаемый водителем воздух. Однако при таком освидетельствовании возможны ошибки и погрешности.

Поэтому более точно наличие алкоголя в организме водителя проверяется в специальных кабинетах наркологических диспансеров или центральных районных больницах, которые работают круглосуточно. И только в случае, если инспектор ГАИ имеет достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, он вправе отстранить его от управления, а транспортное средство отбуксировать на охраняемую стоянку.

Инспектор ГАИ вправе составить протокол и произвести личный досмотр водителя, который совершил административное правонарушение, а также досмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Уполномоченным должностным лицам ГАИ также предоставлено право осуществлять административное задержание. Согласно статье 8.2. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях задержание водителя проводится в целях пресечения его противоправной деятельности, установления личности, составления протокола не по месту задержания и в некоторых других случаях.

Длительность задержания не должна превышать трех часов. Однако если водитель находится в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, его можно задержать на более длительный срок - до вытрезвления, но не более семидесяти двух часов. По просьбе задержанного водителя сотрудник ГАИ обязан известить о его задержании членов семьи, близких родственников, защитника и нанимателя, с которым он состоит в трудовых отношениях.

Как водителю защитить свои права?

Стопроцентная защита - это неукоснительное соблюдение водителями правил дорожного движения. Однако если инспектор ГАИ все же злоупотребляет своим служебным положением и оформляет документы об административном правонарушении, которого вы не совершали, обязательно внимательно читайте протокол. Подписание протокола не свидетельствует о признании вины. Это всего лишь подтверждение факта ознакомления с ним. Желательно в строке «подпись нарушителя» слово «нарушителя» зачеркнуть, а сверху написать «водителя». Ни в коем случае не следует спорить с блюстителем порядка на дорогах, это бесполезно, потому что он наделен широкими властными полномочиями и может доставить вам массу неприятностей.

В протоколе найдите место и обязательно напишите «с протоколом не согласен», а также кратко аргументируйте свою позицию. В случае административного задержания проследите, чтобы в протоколе было проставлено точное время задержания. Если этого не сделать, то продолжительность задержания может увеличиться вдвое. Следует помнить, что постановление сотрудника ГАИ о привлечении к административной ответственности вы вправе обжаловать вышестоящему должностному лицу. Ну а последнюю точку в решении вопроса о виновности поставит только суд.

По долгу работы я много езжу по дорогам страны. Случается, что по различным причинам, а иногда и беспричинно меня останавливают инспекторы ГАИ. Несколько раз они привлекали меня к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, с чем я был не согласен. Какие полномочия им предоставлены? Как водитель должен вести себя в такой ситуации?
Виктор Л., г.Логойск

Каждому водителю хоть один раз в жизни приходилось встречаться на автомобильных дорогах с инспектором ГАИ, который легким движением руки останавливает транспортное средство и произносит знакомую всем фразу: "Ваши права, пожалуйста…". Даже если управлять автомашиной очень аккуратно, строго соблюдать правила дорожного движения и не допускать никаких нарушений — все равно встречи с инспектором ГАИ избежать не удастся. Он вправе остановить любое транспортное средство без всякой на то веской причины, например для проверки документов. И уверенней себя чувствует тот водитель, который знает его полномочия, а также свои права и обязанности.

Когда водитель обязан остановиться?

Водителю придется остановить транспортное средство по требованию инспектора ГАИ, выраженному сигналом жезла, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения маячка красного цвета на транспорте оперативного назначения. Обязательное требование — эти сигналы должны быть поданы инспектором ГАИ своевременно, должны быть видны и понятны водителю. И самое главное — они не должны повлечь за собой создание аварийной ситуации на дороге.
Как вести себя, если инспектор ГАИ остановил машину и их разделяет расстояние в несколько десятков метров? Некоторые водители выходят из салона автомобиля и с необходимым пакетом документов быстро идут ему навстречу. Чаще всего это бывает, когда они нарушили правила дорожного движения, провинились и тем самым хотят смягчить свою вину. Другие начинают движение на автомашине задним ходом, включив аварийные сигналы. Эти действия не всегда законны и могут послужить дополнительным поводом для наказания слишком строптивых водителей. А кто-то сидит в салоне транспортного средства и терпеливо ждет, когда к нему подойдут. Если же строго следовать букве закона, то инспектор ГАИ сам должен подойти к водителю, приветствовать его, назвать должность, место службы, фамилию, а также объяснить причину остановки. На форменной одежде инспектора ГАИ должен быть приколот специальный жетон (знак), на котором указан его личный номер. Отсутствие жетона должно вызвать подозрение. Скорее всего, это "липовый гаишник", который вышел на дорогу подзаработать или совершить другие противоправные действия. Об этом следует немедленно сообщить правоохранительным органам.

Что вправе делать инспектор ГАИ?

Остановив автомашину, инспектор ГАИ, прежде всего, может проверить документы, удостоверяющие личность водителя, подтверждающие его право на вождение транспортного средства, а также на перевозимые им предметы, хранение и ношение которых требует специального разрешения. Изучению могут быть подвергнуты и пассажиры, находящиеся в салоне, которым также придется предъявить документы, удостоверяющие их личность.

Инспектор ГАИ вправе потребовать, чтобы водитель вышел из салона автомобиля. Его требование будет законно, если необходимо устранить технические неисправности транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов, освидетельствовать водителя на предмет состояния опьянения, провести сверку номеров на транспортном средстве с регистрационными документами, а также для проведения досмотра транспортного средства и груза.

Проверка водителя на наличие алкоголя может быть проведена на месте с помощью прибора "Индикатор на алкоголь". В этом случае водителю придется дуть в трубку, и по изменению цвета зернистой индикаторной массы инспектор ГАИ сделает вывод о его состоянии. Сегодня существуют и другие приборы, исследующие выдыхаемый водителем воздух. Однако при таком освидетельствовании возможны ошибки и погрешности. Поэтому более точно наличие алкоголя в организме водителя проверяется в специальных кабинетах наркологических диспансеров или центральных районных больницах, которые работают круглосуточно. И только в случае, если инспектор ГАИ имеет достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, он вправе отстранить его от управления, а транспортное средство отбуксировать на охраняемую стоянку.

Инспектор ГАИ вправе составить протокол и произвести личный досмотр водителя, который совершил административное правонарушение, а также досмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Уполномоченным должностным лицам ГАИ также предоставлено право осуществлять административное задержание. Согласно статье 8.2. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях задержание водителя проводится в целях пресечения его противоправной деятельности, установления личности, составления протокола не по месту задержания и в некоторых других случаях. Длительность задержания не должна превышать трех часов. Однако если водитель находится в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, его можно задержать на более длительный срок — до вытрезвления, но не более семидесяти двух часов. По просьбе задержанного водителя сотрудник ГАИ обязан известить о его задержании членов семьи, близких родственников, защитника и нанимателя, с которым он состоит в трудовых отношениях.

Как водителю защитить свои права?

Стопроцентная защита — это неукоснительное соблюдение водителями правил дорожного движения. Однако если инспектор ГАИ все же злоупотребляет своим служебным положением и оформляет документы об административном правонарушении, которого вы, уважаемый Виктор, не совершали, обязательно внимательно читайте протокол. Подписание протокола не свидетельствует о признании вины. Это всего лишь подтверждение факта ознакомления с ним. Желательно в строке "подпись нарушителя" слово "нарушителя" зачеркнуть, а сверху написать "водителя". Ни в коем случае не следует спорить с блюстителем порядка на дорогах, это бесполезно, потому что он наделен широкими властными полномочиями и может доставить вам массу неприятностей. В протоколе найдите место и обязательно напишите "с протоколом не согласен", а также кратко аргументируйте свою позицию. В случае административного задержания проследите, чтобы в протоколе было проставлено точное время задержания. Если этого не сделать, то продолжительность задержания может увеличиться вдвое. Следует помнить, что постановление сотрудника ГАИ о привлечении к административной ответственности вы вправе обжаловать вышестоящему должностному лицу. Ну а последнюю точку в решении вопроса о виновности поставит только суд.

В последнее время в интернете часто встречаются видеоролики, в которых водители очень убедительно и аргументированно спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать им в руки свои водительские документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные статьи кодексов и законов. И порой их поведение бывает даже агрессивным. Отсюда возникает вопрос: кто же из них прав, а кто нарушает Правила дорожного движения и законодательство нашего государства?

Первый вопрос, который задают во всех вышеуказанных видеороликах: «На каком основании меня остановили?». Как правило, инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать».

Так на каком основании сотрудник ГАИ может остановить водителя, у которого все в порядке: световые приборы работают, водитель едет ровно и не нарушает установленные дорожным движением правила?

В соответствии с пунктом 9,1 Правил дорожного движения водитель ТС, обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ, в то же время требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Также пунктом 12 Правил дорожного движения установлено, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам ГАИ: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) механического транспортного средства, документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра, документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

В соответствии с п.9.2 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного постановлением Совета министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. И если инспектор ГАИ говорит, что водитель остановлен для проверки документов, то остановка по такой причине полностью законна и правомерна , так как проверка наличия этих документов есть контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями.

Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно . Часто в подобных видеороликах водители отказываются передавать в руки инспектора ГАИ свои документы. Они приоткрывают окно автомобиля и показывают документы через стекло, видимо считая, что этого достаточно. Но согласно пункту 12 ПДД, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки сотруднику ГАИ. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявить, то в данном случае водитель поступает неправомерно. Данные действия могут быть квалифицированы как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, что влечет наложение штрафа в размере от двух до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Должен ли водитель выходить из машины по требованию сотрудника ГАИ?

Вы не обязаны выходить из машины и пересаживаться в авто ГАИ для разговора с инспектором или составления протокола об административном правонарушении. Однако если сотрудник подозревает, что вы находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выйти все-таки придется. Отказ от освидетельствования приравнивается к управлению транспортным средством под воздействием выше перечисленных веществ. Кроме того, выйти из автомобиля придется, если местом ведения административного процесса является управление ГАИ.

Может ли водитель требовать, чтобы сотрудник предъявил свои документы и объяснил причину остановки?

По вашему требованию (в соответствии с Законом «О милиции») инспектор, милиционер, обязан предъявить служебное удостоверение. Он не имеет права дать его вам в руки, но обязан предъявить и предоставить возможность переписать указанные в нем сведения. Таким образом, вы будете знать, на кого жаловаться в случае возникших претензий, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться. Как минимум он объяснит, в чем выражаются его претензии. Необходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) с номером. Отсутствие жетона должно вызвать у вас подозрение. Если инспектор не предъявляет вам своих документов или взимает штраф без выдачи соответствующей квитанции, будьте осторожны. Лучше выполнить все требования инспектора и постараться запомнить место и время остановки.

Работник милиции имеет право провести досмотр вашего автомобиля (ст.16 Закона РБ «О милиции» ). Не препятствуйте ему в этом, а постарайтесь проявить выдержку и терпение. Но следует различать досмотр, проводимый по устному желанию досматривающего, и обыск, который должен проводиться по постановлению следователя или прокурора. Поэтому вы не обязаны подчиняться требованию милиционера распаковывать свои сумки и выворачивать карманы. Поскольку действия милиционера ограничиваются лишь целями досмотра. Следует заметить, что уважение чести и достоинства граждан, недопустимость нарушений их прав и свобод — норма закона (Закон «О милиции» ст.5). Следовательно, вы вправе обжаловать действия должностных лиц, нарушающих свои обязанности, в том числе с требованием возмещения морального вреда.

Подводя итог, хочется сказать, что не стоит повторять действия, показанные в некоторых видеороликах, ведь чаще всего показанное в них поведение является противоправным.

Подготовила Виола Лехнович



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация