Агент по реализации продукции. Договор, агентский, на реализацию товара, образец, бланк. В каких случаях заключается такой договор

Главная / Бизнес

Императивный метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов, построенных на началах субординации участников правоотношений. При императивном воздействии у субъекта нет выбора, он должен подчиниться либо обязывающему, либо запрещающему предписанию.

Диспозитивный метод строится на началах координации, равенства сторон и представляет собой воздействие при помощи дозволений. У субъекта права имеется возможность выбора модели правомерного поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Диспозитивный метод правового регулирования может выполнять дополнительно функции поощрения или рекомендации.

Способ поощрения предполагает свободу поведения субъектов права, на которое оказывается стимулирующее воздействие. За желаемый вариант поведения устанавливается стимул (награда, льгота, вознаграждение и т. п.). Такого рода воздействие имеет целью направлять активное поведение субъектов на достижение определенной цели.

Способ рекомендаций используется аналогично поощрительному, но не предусматривает конкретной награды. В правовых нормах, осуществляющих этот метод, содержатся слова: «вправе», «желательно», «рекомендовать», «предложить» и т. п. Реальное воздействие рекомендательного метода зависит от авторитета их источника, автора.

Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать большинство правовых норм по отраслям и институтам права.

В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».

Система законодательства отображается в составе, соотношении и внутренней структуре нормативных правовых актов – законов, указов и других. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства – его внешней формы – нормативных актов.

Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли – это в то же время и отрасли права.

Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – статья нормативного правового акта.

Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер.

Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.

Система права – понятие абстрактное, т. е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы законодательства преобладает субъективный фактор – воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.

Законодательство – это совокупность нормативных правовых актов.

Предмет и метод правового регулирования

Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов. Согласно узкому подходу – законодательство – это совокупность актов высшей юридической силы – законов. Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл – совокупность всех источников и форм права.

Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.

В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина. Статьей 1.1. КоАП РФ установлен широкий подход, в соответствии с которым законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесной кодекс Российской Федерации понимает под законодательством кодекс, другие федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Градостроительный кодекс Российской Федерации в статье 3 дает очень широкое понимание термина «законодательство» – кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ.

В ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено узкое понимание гражданского законодательства.

Употребление узкого подхода к определению термина «законодательство» более точно соответствует природе и сущности правовой государственности, так как оно существенно усложняет подзаконное правотворчество и ставит его под контроль представительной власти. Конституция РФ установила, что подзаконные акты должны приниматься на основании и в соответствии с законами. Именно такой подход нашел отражение в Гражданском кодексе РФ: «На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы гражданского права». Наиболее точно сформулированы в Гражданском кодексе РФ пределы подзаконного правотворчества: «Органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, в соответствии с узким пониманием термина «законодательство» подзаконное правотворчество разрешается законом, который, естественно, принимается раньше подзаконного нормативного правового акта. Такая модель последовательного принятия и зависимости подзаконного акта от закона служит гарантией прав и свобод человека и гражданина.

Система права делится на две сферы: частную и публичную. Деление права на публичное и частное восходит еще к античной древности. Одним из авторов данного учения справедливо считают Ульпиана. Так, например, он считал, что публичное право относится к положению Римского государства. Он полагал, что для частного права наибольший интерес представляют потребности отдельных лиц, их правовое положение и имущественные отношения. Для публичного права приоритет имеют государственные интересы, правовое положение государства, его органов и должностных лиц, регулирование отношений, обладающих ярко выраженным общественным значением.

Для отечественного права в целом не было характерно четкое деление на частное и публичное право, кроме того, в начале XX века марксистсколенинская доктрина отказала частному праву в существовании вообще. Это предопределялось решающей ролью государства во всех без исключения отношениях.

Реформа правовой системы в 90х годах XX века, ориентированная на рыночные экономические отношения, обусловила новый виток в проблеме соотношения частного и публичного в отраслях права. Современная юридическая доктрина строится на разделении права на частное и публичное.

Разделение публичного и частного права в современной теории осуществляется по нескольким критериям. Один из них: сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное – интересы индивида.

В качестве критерия может использоваться также способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право защищается по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно.

Публичное право обладает следующими специфическими признаками:

Иерархические отношения субъектов, основанные на властном и, соответственно, подчиняемом их положении друг по отношению к другу;

Императивное правовое регулирование при помощи обязывающих либо запрещающих правовых норм;

Значительные санкции за правонарушения в государственной сфере;

Нормативноориентированное воздействие.

Публичное право регулирует: устройство и функционирование государства, его институтов; институты гражданского общества; механизм и уровни самоуправления; основы правовой системы, правотворчества и правоприменения; принципы, нормы и институты межгосударственных отношений и международных организаций.

К отраслям публичного права относятся: конституционное, финансовое, административнопроцессуальное, уголовное, уголовнопроцессуальное, уголовноисполнительное, международное гуманитарное право.

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Диспозитивный метод гражданско-правового регулирования

Право, являясь одним из социальных регуляторов, регулирует общественные отношения путем установления в нормативном порядке общеобязательных правил поведения, которые адресуются участникам общественных отношений. Содержащиеся в них права и обязанности могут устанавливаться разными способами.

Метод правового регулирования в науке определяется как «способ воздействия юридических норм на общественные отношения». Он отвечает на вопрос «как право регулирует определенную область общественных отношений» в отличие от предмета правового регулирования, который отвечает на вопрос «что регулируется правом».

Методу как общетеоретической категории в науке уделялось серьезное внимание, т.к. наряду с предметом он назывался в качестве критерия разграничения отраслей права. С.С.Алексеев видит один из недостатков теоретической разработки метода правового регулирования в том, что нередко противопоставляются два изолированно рассматриваемых способа правового регулирования – «метод равенства», который называют еще «диспозитивный», «метод координации», «метод децентрализации» и «метод власти – подчинения», называемый методом централизованного регулирования, методом субординации. Фактически в чистом виде эти методы не существуют и «… в каждом методе правового регулирования мы можем найти и элементы «равенства», и элементы «автономии», и элементы «власти – подчинения». Все дело в том, каково соотношение этих элементов в рамках органичного целого, единого метода правового регулирования…».

Именно метод правового регулирования М.И.Брагинский считал единственным критерием разграничения частного (гражданского, в которое он включал семейное, трудовое право) и публичного права, т.к. предмет в виде, например, имущественных отношений может быть одним и тем же и у частного, и у публичного права.

Однако категория метода представляет ценность не только при изучении системы права – отмечает В.Ф.Яковлев. Метод выступает обобщающей категорией, «в единстве отражающей характерные юридические особенности той или иной отрасли права».

Метод правового регулирования гражданских отношений называют методом гражданско-правового регулирования, диспозитивным методом, методом децентрализации.

Широкое распространение получила точка зрения, что отраслевой метод нельзя сводить к одному способу, приему, используемому законодателем в определенной отрасли права, это совокупность способов, приемов правового воздействия. Так, В.П.Грибанов под методом правового регулирования общественных отношений понимает «совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения». В литературе справедливо подчеркивалось, что метод – это «устойчивое сочетание форм, приемов, способов, применяемых государством для регулирования общественных отношений определенного вида». Е.А.Суханов определяет метод правового регулирования как «комплекс правовых средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет». Это можно обосновать словами С.С.Алексеева: «метод правового регулирования не может быть сведен к какой-либо одной изолированно рассматриваемой черте права».

В юридической литературе преобладает понимание, что каждому отраслевому методу правового регулирования присущи определенные признаки (элементы). К ним относят: 1) характер правового положения участников регулируемых отношений; 2) особенность возникновения правовых связей между участниками; 3) специфика разрешения конфликтов между ними; 4) особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей, которые используются в данной отрасли.

В гражданском праве эти признаки метода гражданско-правового регулирования Е.А.Суханов представляет как 1) юридическое равенство; 2) договор как наиболее распространенная форма возникновения прав и обязанностей; 3) судебный порядок защиты гражданских прав; 4) имущественный характер ответственности, который носит компенсационный характер.

Механизм правового регулирования и его методы (императивный и диспозитивный)

В отношении судебного порядка можно согласиться с А.В.Дзерой, что его нельзя признать присущим исключительно гражданско-правовому методу, т.к. на современном этапе Конституцией закреплен судебный способ защиты нарушенных прав.

В.А.Белов называет следующие свойства (характеристики) метода гражданско-правового регулирования: 1) юридическое равенство участников регулируемых отношений; 2) неприкосновенность права собственности и иных субъективных частных прав; 3) свобода договора и вообще определения мотивов реализации своих субъективных прав и правоспособности; 4) недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5) беспрепятственное осуществление субъективных прав; 6) обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, в частности – посредством их судебной защиты. Именно перечисленные свойства предопределяют название метода гражданско-правового регулирования – диспозитивный, координационный или частно-правовой.

Именно такие черты (элементы, признаки) гражданско-правового метода как юридическое равенство, свободное волеизъявление, имущественная самостоятельность отражены в ст.1 ГК Украины при определении предмета гражданского права.

В то же время в литературе высказана и иная точка зрения. Н.Д.Егоров не согласен с понятием метода как совокупности приемов, способов правового воздействия. По его мнению «как невозможно перечислить все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, так невозможно привести и все приемы и способы воздействия на них, применяемые в гражданском праве. Поэтому такое понятие отраслевого метода непригодно для использования его в качестве критерия разграничения отраслей российского права. Метод как критерий, индивидуализирующий гражданско-правовую отрасль в системе российского права, должен характеризоваться только одной чертой, но такой, которая присуща любой норме гражданского права. В качестве такой черты и выступает юридическое равенство сторон». Соответственно и метод гражданско-правового регулирования назван методом юридического равенства сторон.

Критикуя позицию Н.Д.Егорова, Е.А.Суханова отмечает, что такой подход «упрощает и обедняет содержание данной категории». Такая оценка поддержана и А.В.Дзерой, который также отмечает: «необходимо учитывать очевидно все фундаментальные черты, присущие отраслевому методу регулирования».

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Введение

Принцип диспозитивности (от лат. Dispono — распоряжаюсь) является общепризнанным в процессуальной науке принципом гражданского судопроизводства, поскольку он определяет механизм возникновения, развития и окончания дела под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Поэтому процессуалисты с давних времен называют его движущим началом гражданского процесса. Принцип диспозитивности также имеет закрепление в Конституции Российской Федерации, а точнее в статьях 45 — 46, где прописано право граждан на обращение в суд за судебной защитой.

Каждое субъективное право предполагает самостоятельное распоряжение таковым и законом так же устанавливается его защита. Проявляют граждане право на судебную защиту например при посягательстве на их здоровье и жизнь, достоинство и честь, имущество и личную свободу. При осуществлении защиты нарушенного либо оспариваемого права участники процесса должны быть обеспечены беспрепятственным пользованием предоставленными законными и правовыми возможностями. Осуществление этого права, прежде всего, возлагается на самого гражданина, т.е. который самостоятельно осуществляет его. Сама возможность свободного распоряжения своими субъективными материальными и процессуальными правами является принципом диспозитивности, который занимает наиболее существенное и значимое место в системе основных идей и начал гражданского процессуального права.

Говоря о том, что гражданский процесс является судебным производством частноправового характера, в большей части находящегося в зависимости от воли сторон участвующих в нем, процесс восстановления изначальных частноправовых процессуальных принципов и общепризнанных стандартов начался только в конце 80-х и начале 90-х годов, с началом введения демократических преобразований в сфере экономики и политики в СССР.

Диспозитивный метод

По итогам этих преобразований анализ действия принципа диспозитивности и его применение и в сфере гражданского судопроизводства заметно расширилось.

Следует отметить, что научные деятели этот принцип относят к еще началам гражданского судопроизводства еще в начале ХХ века, но уже в те времена гражданские процессуалисты понимали, что полная свобода распоряжения процессуальными правами в большинстве случаев будет нарушать права других лиц, участвующих в деле. Поэтому была определена позиция так называемая золотая середина, в соответствии с которой право свободного распоряжения сторон в процессе строго очерчено определенными границами, внутри которых свобода реализации этого права абсолютна.

Актуальность этой темы проявляется в том, что перед государством остро стоит проблема закрепления, и проработки принципа диспозитивности, так как все-таки он пронизывает все гражданское судопроизводство. Причем определение содержания и характера принципа диспозитивности дает основание для разграничения его с принципом состязательности и как результат этого, разрешение вопроса о необходимости установления истины по делу и выяснение роли суда в гражданском судопроизводстве.

Целью данной курсовой является анализ принципа диспозитивности и теоретическое изучение его в механизме гражданского процессуального регулирования.

Глава 1. Взаимосвязь принципа диспозитивности гражданского и гражданско-процессуального права

Принцип диспозитивности находит свое развитие в многочисленных нормах как процессуального, так и материального права.

Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, гражданским правом провозглашено, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе. Они обладают свободой в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых условий договора не противоречащих законодательству (ст. 1 ГК РФ).

Раскрывая эти положения можно сказать, что они в большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.п. При этом если гражданин отказывается от осуществления или защиты своего права это обычно не ведет к его обязательной утрате (п. 2 ст. 9 ГК РФ). Такая свобода выбора предполагает инициативу субъектов гражданского оборота в достижении своих целей. Ее оборотной стороной является отсутствие по общему правилу, чьей бы то ни было особой, в том числе государственной, поддержки в реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных последствий своих действий (как это должно происходить, например, с «обманутыми вкладчиками», проигравшими в лотерею или в рулетку и т. п.).К числу задач государства в частных отношениях входит – установка для их участников четких и непротиворечивых «правил игры», которые исключают заведомую недобросовестность отдельных лиц, а использование этих правил в соответствии с принципом диспозитивности всецело является делом самих участников. Исключением здесь являются случаи выступления в гражданских правоотношениях опекунов и попечителей, несовершеннолетних или больных и престарелых граждан, задачей которых как раз и является помощь подопечным в осуществлении и защите их прав и интересов.

Принцип диспозитивности обеспечивает лицам, участвующим в деле, свободное распоряжение своими материальными и процессуальными правами, связанными с возникновением, движением (переходом из одной стадии в другую) и окончанием процесса по делу.

Диспозитивность гражданского процесса предопределяется наличием одноименного принципа в регулятивных (материальных) правоотношениях, являющихся объектом судебного рассмотрения и разрешения. Причем, расширение принципа диспозитивности, наполнение его новым содержанием связано в первую очередь именно с изменениями в материальном (гражданском) праве.

Изменения, происходящие в социально — экономической, общественно-политической жизни общества и соответствующем преобразовании роли государства в правовом регулировании общественных отношений, составляющих предмет гражданского права, требуют вносить какие либо новые положения в принцип диспозитивности гражданско-процессуального права. Можно привести пример одного из изменений повлиявшего на жизнь общества. В 1991 году были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, в соответствии с которыми субъекты гражданских правоотношений получили значительно более широкие, чем ранее, возможности распоряжаться своими правами, а контроль государства, в том числе и одного из его органов — суда, за осуществлением гражданских прав был ослаблен.

Важнейшим для определения нового содержания принципа диспозитивности явилось положение ст. 5 названных Основ: "Граждане и юридические лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту ". Аналогичная норма была включена в 1994 году в ст. 9 ГК РФ.

Принципиальные изменения в материальном праве повлекли необходимость соответствующих изменений в праве процессуальном.

Гражданское право, а также семейное, трудовое, посредством правоотношений, складывающихся в результате воздействия указанных отраслей на общественные отношения, косвенным образом влияют на метод гражданского процессуального права. Указанное влияние происходит благодаря тому, что правоотношения, складывающиеся в результате воздействия отраслей материального права (гражданское, трудовое, семейное) являются предметом косвенного регулирования гражданского процессуального права.

Истоком диапозитивной черты метода гражданского процессуального права, следовательно, и принципа диспозитивности как его концентрированного выражения, являются общественные отношения, составляющие предмет гражданского, семейного, трудового, сельскохозяйственного права и методы их правового регулирования

Глава 2. Действие принципа диспозитивности в гражданском процессе

Принцип диспозитивности проявляется и находит свое нормативное закрепление применительно ко всем стадиям гражданского судопроизводства и применительно ко всем видам производства.

По общему правилу, возникновение гражданского процесса (возбуждение гражданского дела) возможно только ро заявлению заинтересованного лица, т.е. лица, обратившегося в суд за защитой СВОИХ прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК).

Данное правило реализует положения, закрепленные в конституционном праве (ст. 46 Конституции РФ) и в гражданском праве (ст. 9 ГК РФ), согласно которым реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения гражданина или организации.

Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ГПК РФ или другими федеральными законами, когда гражданский процесс может быть начат (возбуждено гражданское дело) по заявлению лица, выступающего от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица либо неопределенного крута лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 ГПК).

Эти исключения имеют целью, во-первых, защиту прав, свобод и законных интересов отдельных лиц, которые по объективным, уважительным причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои права. Установление таких исключений в полной мере вытекает из закрепленного в ст. 7 Конституции РФ положения о том, что Российская Федерация является социальным государством.

Следовательно, к лицам, в защиту прав, свобод и законных интересов которых допустимо возбуждение гражданских дел по заявлениям других лиц, могут быть отнесены только граждане, которые, как указано в ч. 1 ст. 45 ГПК, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

Диспозитивный метод правового регулирования означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных отношений предоставляется свобода, то есть собственное усмотрение в реализации ими своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможности альтернативного поведения субъекта земельных отношений, когда субъекту предоставляется возможность самому выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государства, только облегчают выбор того или иного решения.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных правомочий субъект земельного отношения принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных отношений по тому или иному кругу правомочий.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений предполагает автономию воли, альтернативные варианты поведения субъектов земельных правоотношений и, как следствие, различные итоги этих правоотношений. Метод характеризуется юридическим равенством сторон, их паритетным положением в правоотношении. В классификации методов отражается заимствование их из других отраслей права, но необходимо учитывать специфику правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования земельного права как отрасли следует отличать от метода науки земельного права и метода учебной дисциплины.

Особенности земельных отношений находят свое отраже­ние в специфическом сочетании методов правового регулиро­вания данной сферы общественных отношений, которые при­меняются в земельном законодательстве. Метод правового ре­гулирования представляет собой способ воздействия на участ­ников (субъектов) общественных отношений. Задача правово­го регулирования состоит в том, чтобы обеспечить соответст­вующее поведение участников общественных отношений. Сущность правового регулирования выражается в официаль­ном издании правовой нормы (нормативного акта), закрепля­ющей модели поведения участников общественных отноше­ний.

Такие модели поведения выражаются в правовых нормах в виде прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Права субъектов представляют собой возможность совершать или не совершать какие-либо действия по усмотрению субъе­кта отношения. Обязанности субъектов земельных отношений могут быть двоякого рода: обязанность совершать определен­ное действие или не совершать его (запрет).

Примером того, как закрепляются права субъектов земель­ных отношений, является ст. 40 ЗК РФ, определившая права собственников земельных участков использовать в установ­ленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земель-

1 Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: теория и тенден­

ции развития. С.24.

18 Земельное право современной России

ном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы; возво­дить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым на­значением земельного участка и его разрешенным использова­нием с соблюдением требований градостроительных регламен­тов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и т.д.

В качестве примера обязанности совершать определенное действие можно назвать положения ст. 42 ЗК РФ, предусмат­ривающие следующие обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезиче­ские и другие специальные знаки, установленные на земель­ных участках в соответствии с законодательством, и др.

Примером обязанностей в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламле­ния, деградации и ухудшения плодородия почв на землях со­ответствующих категорий и т.д.

Регулирование земельных отношений путем установления определенного сочетания прав и обязанностей возможно лишь при добровольном исполнении земельно-правовых норм. В случае их нарушения применяются методы государственного принуждения с тем, чтобы привести земельные отношения в соответствие с моделью поведения, закрепленной в норме права. Государственное принуждение к соблюдению норм зе­мельного законодательства выражается в привлечении к ответ­ственности правонарушителей либо в принудительном приве­дении общественных отношений в состояние, соответствую­щее требованиям права. Например, согласно ст. 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников зе­мельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Земельное законодательство устанавливает также опреде­ленную иерархию соотношения прав и обязанностей субъек­тов земельных отношений. Это соотношение находит свое вы-

Глава 1. Понятие земельного права 19

ражен не в определении сфер применения таких классических методов правового регулирования, как императивный и дис-позитивный методы.

В сфере организации использования и охраны земель отношения в подавляющем числе случаев строятся по схеме: управомоченный орган государственной власти - обязанный собственник или лицо, использующее земельный участок на ином основании.

Методы регулирования земельных отношений

В сфере регулирования организационных зе­мельных отношений преимущественно применяется импера­тивный метод, т.е. метод власти и подчинения. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю, обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В процессе государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе (а собственники зе­мли и другие лица соответственно обязаны содействовать осу­ществлению этих прав) беспрепятственно посещать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать юридическим лицам и гражданам обязатель­ные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства и т.д.

Иная картина наблюдается в области регулирования взаи­моотношений собственников земельных участков между собой по поводу использования земли. Все собственники земли, ис­пользующие землю в тех или иных целях, равны между собой. Они обладают равными и всеми необходимыми правами по обеспечению рационального использования земли. В этой сфере земельных отношений доминирует диспозитивный ме­тод регулирования. Сущность этого метода состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участ­ком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Соб­ственники земли имеют возможность сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом: на­пример, путем установления сервитутов, т.е. применяя методы частно-правового регулирования земельных отношений.

⇐ Предыдущая123

Слово диспозитивный

Слово диспозитивный английскими буквами(транслитом) — dispozitivnyi

Слово диспозитивный состоит из 13 букв: в д з и и и й н о п с т ы

Значения слова диспозитивный. Что такое диспозитивный?

Диспозитивный метод

ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению.

Диспозитивный метод правового регулирования

Диспозитивный метод правового регулирования — способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет участникам самим решать вопрос о форме своих взаимоотношений…

ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА

ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА (от поздне-лат. dispositivus — распоряжающийся) — нормы права, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.

Словарь экономики и права. — 2005

Диспозитивная норма

Диспозитивная норма Правило, которое применяется, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Так, ст.

Два основных вида методов правового регулирования:

421 ГК РФ устанавливает, что в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку…

Джаарбеков С. Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Диспозитивные нормы

ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ - нормы, которые указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению.

Элементарные начала общей теории права. - 2003

Диспозитивная норма (восполнительная), норма права, предоставляющая сторонам регулируемого ею правоотношения известную самостоятельность в определении их взаимных прав и обязанностей.

БСЭ. - 1969-1978

Норма Права Диспозитивная

НОРМЫ ПРАВА ДИСПОЗИТИВНЫЕ -нормы, предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

Словарь юридических терминов. — 2000

Норма Права Диспозитивная - норма, определяющая условия договора и применяемая в случаях, когда соглашением сторон, заключающих договор, не установлено иное.

Словарь бизнес терминов. — 2001

Русский язык

Диспозити́вный.

Орфографический словарь. - 2004

Диспозит/и́вн/ый.

Морфемно-орфографический словарь. - 2002

Диспозитивный метод является одним из способов юридической координации общественных отношений, имеющих место в различных правовых областях. Где чаще всего применяется этот прием, какое происхождение имеет его название, в чем его специфика? Поищем ответы на все возникающие вопросы.

Научные положения

Учение о методах права возникло после широкой дискуссии о системе права. Ученые выдвинули теорию о нецелесообразности использования в качестве основания для классификации отраслей и элементов права лишь предмет. Было установлено, что существует несколько особенностей юридического состояния. Наиболее распространенные из них – субъективная автономия и гетерономия. Первая указывает на свободу и равенство субъектов, вторая же – на властно-подчиненные отношения. Впоследствии два этих состояния были именованы в диспозитивный метод и императивный. С развитием правовой науки расширялось и представление об этом юридическом элементе. Так, Л.С. Явич считал методы сложными категориями и выделял в них ряд компонентов.

Первый из них – это порядок установления субъективных правомочий и обязанностей. Второй – это взаимоотношения между субъектами. Третий – степень определенности предоставленных прав, а также свободы действий в правоотношениях. Четвертый – наличие или отсутствие конкретных связей между правами и обязанностями, и, наконец, пятый – гарантии их обеспечения. С.С. Алексеев, в свою очередь, полагал, что структура методов – сложная конструкция. В нее входят такие элементы, как общее правовое положение субъектов, связи между ними и основания их возникновения, изменения и прекращения, а также санкции юридической нормы.

Происхождение понятия

Термин «диспозитивность» в качестве своего источника использует позднелатинское dispositi vus, в дословном переводе означающее «усматривающий, распоряжающийся». Буквальное значение этого слова – «допускающий выбор». Диспозитивный метод правового регулирования в юридической литературе имеет множество определений. Так, Большая советская энциклопедия трактует это понятие как возможность распоряжаться процессуальными правомочиями при защите. Наиболее распространено определение метода как способа воздействия на существующие общественные связи. Толкованием этого понятия занимаются преимущественно юристы, изучающие гражданское право.

Классификация приемов координации

В качестве основных способов регулирования, возникающих и существующих в социуме общественных отношений, чаще всего рассматривают императивный и диспозитивный. Метод права необходимо изучать для установления характера тех или иных нормативных предписаний, определения меры свободы в поведении субъектов, важности тех или иных связей для государства и общества в целом.

Рассмотрим, что представляет собой императивный и диспозитивный метод. В наиболее общем смысле первый представляет собой властное воздействие и строгую субординацию всех участников отношений. Можно сказать, что субъекты имеют право на совершение только разрешенных им действий. Здесь имеет место неравенство участников. Диспозитивный метод права, в свою очередь, характеризуется присущим ему свойством децентрализации управления. Иными словами, участникам дается возможность самостоятельно решать, каким образом себя вести в правовых рамках.

Правовые основы

Диспозитивный метод базируется на положениях, закрепленных в некоторых нормативных актах. Так, постулаты, изложенные в главе 2 Конституции РФ, наделяют субъектов гражданских отношений правовой свободой, лишь частично ее ограничивая определенными рамками. Диспозитивный метод также отображается и в нормах Гражданского кодекса. Границы юридической свободы определяются также земельным, семейным, налоговым, уголовным правом.

Рамки возможностей

Следует учитывать и принимать во внимание тот факт, что понятие диспозитивности является исключительно правовым. Важно в условиях свободы не допустить произвола. Поэтому, несмотря на то что диспозитивный метод правового регулирования характеризуется, прежде всего, простором выбора, субъекты правоотношений вольны совершать лишь правомерные поступки. Несоблюдение этого критерия может быть охарактеризовано как явление, противоположное диспозитивности, как нарушение права.

Юридическая свобода

Этот термин часто применяется в определениях понятия диспозитивности. Что же представляет собой юридическая свобода? Выражается она в возможностях, которыми могут пользоваться участники отношений. Во-первых, это приобретение либо субъективного правомочия, либо обязанности, а также отказ от этого. Во-вторых, это волевое определение структуры своего личного права как самостоятельное, так и совместное с другой стороной правоотношения. В-третьих, это его осуществление. Право может быть реализовано не только лишь непосредственным его применением, но и отказом от него либо путем передачи его другим лицам. В-четвертых, юридическая свобода подразумевает и гарантию прав, возможность использовать все разрешенные законом способы их защиты. И, наконец, пятой возможностью является выбор ответственности в отношении правонарушителя.

Отражение в законодательстве

Диспозитивные нормы легко найти в любом из актов государства. Как правило, в них содержится конструкция «если в договоре не предусмотрено иное». Это значит, что в подобных нормах закреплено определенное общепринятое правило поведения, которое подлежит применению лишь тогда, когда стороны отношений не договорились поступать иначе.

Определение

На вопрос о том, что такое диспозитивный метод, нет однозначного ответа. К примеру, С.С. Алексеев пишет, что источником правовой энергии при подобном регулировании выступают правомерные и, главное, самостоятельные действия субъектов, а не властная воля государства. Р.З. Лившиц описывает диспозитивный метод как стремление законодателя урегулировать только базовые линии поведения, отказ от детальной и доскональной регламентации. В.И. Гойман и Т.Н. Радько пишут, что данный способ координации базируется на учете инициативы и самостоятельности участников.

Диспозитивность в гражданском праве

Рассматриваемый метод регулирования является базовым, родовым для этой отрасли права. Диспозитивность отражает всю гражданско-правовую специфику. В подобного рода правоотношениях действуют такие принципы, как равенство их субъектов, их самостоятельность. В силу своей значимости для гражданско-правового регулирования диспозитивность зачастую относят к основным принципам, на которых базируется эта отрасль права. Это обусловлено тем, что свобода пронизывает различные стадии механизма координации гражданских отношений (к примеру, вопросы правосубъектности, юридических фактов), а также проявляется и в их содержании (в правомочиях и обязанностях, в защите нарушенных прав). Ранее диспозитивность традиционно считалась понятием лишь цивильного права. И лишь впоследствии стало очевидным, что это явление не замыкается рамками лишь одной юридической отрасли и имеет междисциплинарный характер.

Государственное право

Рассматриваемый способ правового регулирования использует не только гражданское право. Применяется он и во властных отношениях. Так, диспозитивный метод конституционного права воздействует на соответствующие отношения с помощью установления принципов равенства и автономии участников, обязанности невмешательства в компетенцию субъектов федерации, равно как и отдельных государственных органов. Помимо этого, в Конституции находят отражения правомочия и обязанности граждан, в том числе и права на свободу гражданских отношений. И даже в административном праве используется диспозитивный метод. Пример – регулирование отношений между иерархически равными, неподчиненными субъектами - органами государственной власти. Диспозитивность можно отыскать и в налоговом праве.

Процессуальные отношения

Диспозитивные начала имеют место и в отношениях, которые зарождаются при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Процессуальные отношения в РФ носят состязательный характер. Их участники имеют равные права по предоставлению доказательств, по оспариванию противоположных утверждений, по защите своих прав. Таким образом, даже правовые отрасли, в которых лейтмотивом выступает применение принудительных мер, закрепление властных предписаний, также используют диспозитивный метод правового регулирования.

Поляков, Тимошина

Методы правового регулирования - это методы, направленные на установление правовой коммуникации. В рамках этатистской теоретика правовой традиции метод правового регулирования определяется как способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства

Методы определяются предметом правового регулирования, т. е. многообразием соответствующих общественных отношений, которые, как показано выше, могут быть разделены на три группы. В первую группу входят отношения между собственниками. Данные отношения не могут строиться на основе доминирования властеподчинеиия. Возникающие здесь правовые коммуникации имеют диспозитивный, диалогический характер. Во вторую и третью группы входят отношения между властвующими и подвластными. Такие правовые коммуникации будут иметь императивный и монологический характер.

В соответствии с этим в теории права выделяют два основных метода нормативно-правового регулирования: централизованный (императивный, авторитарный) метод и децентрализованный (автономный, диспозитивный) метод.10

Метод централизованного регулирования основывается на отношениях субординации, властеподчинеиия. Правило поведения, которое формулируется при использовании этого метода, носит императивный и однозначно-обязывающий (монологичный) характер. Последствия его нарушения (санкция) наступают независимо от воли и желания потерпевшего. При помощи данного метода регулируются отношения между государством и частными лицами (публично-правовые отношения).

Метод децентрализованного регулирования основывается прежде всего на координации отношений между субъектами, которые находятся в юридически равных отношениях. Поэтому нормы, используемые при данном методе правового регулирования, формулируются таким образом, чтобы в границах нормы субъекты могли вступить в диалог, т. с. самостоятельно договориться о правиле поведения, регулирующем их взаимоотношения (например, «необходимо поступать так-то, если стороны не договорились об ином»). Данный метод делает также акцент на предоставлении правомочий и используется прежде всего для регулирования частноправовых отношений.



Итак, механизм правового регулирования, или механизм действия права (механизм правовой коммуникации), в широком смысле складывается из двух блоков: 1) соцнопснхнческого механизма действия права, т. е. механизма информационно-ценностного восприятия, интерпретации, легитимации правовых текстов, придания им правового значения; 2) нормативно-поведенческого правового механизма, что соответствует двум этапам правовой коммуникации: информационному и поведенческому. В целом - это механизм действия правовой системы.

Под механизмом правового регулирования, механизмом действия права, в узком смысле можно понимать структуру поведенческой правовой коммуникации Это механизм действия системы нрава.

Механизм действия права в узком смысле (механизм действия системы права) состоит из следующих элементов: общих и индивидуальных правовых норм, правовых фактов и правовых отношений.

Несколько упрощенная схема действия механизма права в широком смысле выглядит следующим образом.

1. Правовые тексты (текстуальные источники правовой информации) интерпретируются субъектами права и конституируют в процессе социальной

легитимации когнитивные (виртуальные) правовые нормы, права и обязанности субъектов правовой коммуникации.

2. Социально признанные (легитимированные) когнитивно-правовые нормы порождают когнитивные правовые связи между субъектами и, воздействуя на их поведение, конституируют общие правовые отношения.

3. Общие правовые отношения при возникновении определенных правовых (юридических) фактов трансформируются в конкретные правовые отношения. Правоотношения могут возникать, изменяться и прекращаться в результате самостоятельных коммуникативных актов реализации прав и обязанностей субъектов.

4. При возникновении препятствий для реализации своего права или при неисполнении какими-либо субъектами своих обязанностей (разрывы в правовой коммуникации) к действию правового механизма подключается государство, толкуя законодательство и конкретный случай правонарушения и осуществляя правоприменительную деятельность в режиме законности.

5. Создаваемые при этом вторичные правовые тексты корректируют смысл становящихся (актуализируемых) правовых норм и содержание правовых коммуникаций. Действие механизма права (правовой коммуникации) опосредуется правосознанием субъектов права, общественным правосознанием и правовой культурой в целом. Результатом действия права является общественный правопорядок.

А.В. Малько

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни. Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.

Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений. К ним относятся.

Императивный и диспозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма - это властное предписание, веление государства; в то же время она дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.

А.В. Мелехин

Механизм правового регулирования (МПР) рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей. Понятие МПР призвано, образно говоря, отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны.

Механизм правового регулирования - это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

М.Н. Марченко

Механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения

Каждая научная сфера имеет свою методологию. Юридические дисциплины содержат в себе императивные и диспозитивные нормы права. В этой статье речь пойдет именно про диспозитивный метод.

Общая методология

Методологию можно охарактеризовать как учение о научном методе. Данная отрасль входит в состав гносеологии, раздела общей теории познания. Методология представляет собой совокупность различных подходов и принципов, на которые должен опираться ученый при получении и разработке знаний в рамках одной дисциплины. Например, юридические науки руководствуются методологией, состоящей из общенаучных, частнонаучных и специальнонаучных методов. Методы общенаучной группы включают в себя понятия анализа и синтеза, дедукции и индукции. Частнонаучные виды методов представляют собой применение различных научных областей к одной конкретной дисциплине. Это может быть, например, прогнозирование, логика, синтаксический языковой анализ и многое другое, что можно применить, предположим, к теории государства и права. Наконец, специальнонаучные методы представляют собой виды работ с конкретными положениями или нормами той или иной научной дисциплины. В конституционном праве это может быть работа с положениями основного закона страны, в уголовном праве - разбор статей Уголовного кодекса и т. д. А какое место в этой системе занимает диспозитивная норма права? Это отдельная классификация либо подвид представленной системы? Ответ получить не так уж и просто, ведь споры ведутся до сих пор. Но попытаться все-таки можно.

Признаки норм

Правило может именоваться официальной формой проявления права лишь в том случае, когда оно соответствует ряду признаков. Диспозитивные нормы права - это как раз такой случай.

О каких особенностях юридического явления здесь идет речь? Стоит выделить:

  • Все общие поведенческие правила официального характера, типичные и однородные. Определить единый адресат их действия не представляется возможным.
  • Юридические нормы общеобязательны.
  • Правовая норма обязательно содержит в себе гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • Правовые нормы фиксируются в нормативных государственных актах - законах, конституциях, указах и постановлениях.
  • Правила поведения максимально конкретизированы.

Как правила поведения, так и метод - это исходные элементы от понятия диспозитивности, понятия очень многогранного и широкого. Прежде чем перейти к его характеристике, стоит разобраться с другим, не менее важным методом.

Императивный метод

Представленная выше классификация, состоящая из методов различных научных сфер, может касаться лишь предмета той или иной дисциплины. Большинство специалистов придерживаются специфической точки зрения, согласно которой опора методологии лишь на предмет является нецелесообразной. Именно поэтому было выделено два особенных юридических состояния, именуемых субъективной гетерономией и автономией.

В первом случае речь идет о властно-подчиненных отношениях, жестких и строго централизованных. Регулирует их, соответственно, императивный метод. В качестве примера здесь можно привести статью 58 российской Конституции, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации обязан бережно относиться к окружающей природе и соблюдать экологическую политику государства. Это яркий пример типичного императивного метода правового регулирования. Выстраиваются властные отношения, присутствуют гипотеза и диспозиция. А что представляет собой автономия?

Диспозитивный метод: общая характеристика

В чем суть диспозитивной нормы права? Согласно понятию субъективной автономии, что является типичным примером юридического состояния, диспозитивной нормой регулируются свободные и равные отношения субъектов.

По сути, диспозитивный метод устанавливает лишь примерный сценарий деятельности тех или иных граждан. В отличие от жестких императивных отношений, основой которых являются подчинение и власть, метод диспозитивного типа закрепляет лишь общие тенденции в конкретных правоотношениях. Самый простой пример можно найти, конечно же, в конституционном праве. Можно вспомнить статью 104, что закрепляет право законодательной инициативы. Правотворчество не является обязанностью субъектов, которых описывает основной закон государства. Это, скорее, право или возможность.

Если же говорить совсем кратко, то диспозитивные нормы права - это регуляторы прав, а императивные - регуляторы обязанностей. Но так ли здесь все просто? Конечно же, нет. Закон закрепляет целый ряд особенностей, о которых будет рассказано далее.

Юристы выделяют в императивных и диспозитивных методах правового регулирования пять основных компонентов. Согласно Л. С. Явичу, а также С. С. Алексееву, первым компонентом является порядок установления правомочий и обязанностей субъективного типа. Второй элемент - это взаимоотношения между субъектами. Третьим компонентом является степень определенности имеющихся прав, степень свободы действий в правоотношениях. Наличие или отсутствие конкретных связей между обязанностями или правами является четвертым компонентом, а гарантии обеспечения этих связей - последним элементом, что составляет оба вида методов.

Есть и другие мнения. Например, некоторые специалисты приводят иную классификацию, согласно которой в содержание обоих методов входят общее положение субъектов, наличие связей между ними, основания возникновения, прекращения или изменения этих норм, а также юридические санкции.

Проблематика диспозитивности

Диспозитивная норма права - это категория, расшифровать которую можно разными способами. Ученые и специалисты характеризовали этот термин совершенно по-разному. Именно поэтому на сегодняшний день существуют три основных взгляда на проблему диспозитивности.

Первая точка зрения заключается в том, что представленное понятие характеризует один из правовых методов. Применяется он для координирования определенного правоотношения в рамках отдельной юридической отрасли. Диспозитивный метод содержит такое важное для любой ситуации явление, как свобода. Как уже было сказано выше, диаметрально противоположным понятием является императивный метод, более жесткий и строгий.

Вторая точка зрения характеризует диспозитивную норму как правило поведения, применяемое в случаях, когда стороны правоотношений не установили принципы своей деятельности. Так, конкретные нормы могут подлежать отмене по общему решению субъектов.

Третья точка зрения рассматривает диспозитивную норму как принцип, присущий гражданской правовой отрасли. Это реальная, ничем не ограниченная возможность субъектов распоряжаться своими правами и свободами, защищать их от посягательств и т. д. Пример диспозитивной нормы гражданского права - статья 211 ГК РФ, повествующая о риске случайной гибели собственности.

Диспозитивность, таким образом, является реальной возможностью самостоятельно устанавливать собственный правовой режим.

Диспозитивный метод: особенности использования

Разобравшись с точками зрения на диспозитивную норму, стоит обратить внимание на диспозитивный метод. Что является методом правового регулирования? Это всегда совокупность приемов, способов и конкретных средств, с помощью которых общество может что-то регулировать и направлять. Явление диспозитивности играет довольно важную роль. Диспозитивный метод представляет собой условные рамки, которые общество обязано соблюдать.

Субъекты сами определяют правила поведения, приемлемые в тех или иных правовых отношениях. Если же какие-то вопросы не урегулированы, то на первый план встают заранее установленные правовые нормы. Важно отметить, что для диспозитивного метода характерно равенство субъектов.

Диспозитивные правила

Стороны имеют право отказаться от выполнения правил и создать собственные поведенческие нормы. Диспозитивная же норма вырисовывает лишь примерный сценарий деятельности сторон, какие-то общие тенденции. Означает ли это, что стороны обладают безграничной волей в своих действиях? Конечно, нет. Безусловно, стороны могут выбирать права, но отходить от диспозитивных норм трудового права, административного, уголовного или любого другого они не могут. Установленные законодательством рамки нерушимы.

Простой пример диспозитивной нормы права: любой гражданин имеет право обратиться в суд за защитой своих интересов. Однако гражданин не обязан этого делать. При этом если иск все же был подан, придется придерживаться тех строгих правил, что закрепляют соответствующие судебные органы.

Явление диспозитивности в юридических отраслях

Как известно, сфера права невероятно объемная и разветвленная. Применение диспозитивных норм в разных юридических отраслях является отнюдь не редким явлением. Самая распространенная для диспозитивности область - это гражданское право. Объяснить это очень просто. Так, можно выделить идею равенства сторон, закрепленную именно в представленной отрасли, наличие различных правоотношений - договорных, наследственных, обязательственных и т. д.

Диспозитивные нормы административного права также являются распространенным явлением, но не настолько, как в гражданском или конституционном праве. Объясняется это наличием почти в каждой административной норме санкции, которая препятствует установлению диспозитивности. Однако пример привести все-таки можно. Распорядительная деятельность государственных органов по отысканию наиболее полезного решения также содержит в себе элемент свободы. Возможно это благодаря диспозитивным нормам.

г. _________________ "___"_________ ____ г.

Именуем___ в

(наименование организации)

дальнейшем "Принципал", в лице ___________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующ__ на основании ________________________________, с одной стороны,

и ____________________________________________________________, именуем__ в

(наименование организации)

дальнейшем "Агент", в лице _______________________________________________,

(должность, Ф.И.О.)

действующ___ на основании ______________________________, с другой стороны,

заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. По настоящему договору Принципал поручает, а Агент берет на себя обязательство от своего имени и за счет Принципала за вознаграждение реализовать следующий товар:

Наименование товара: _____________________________________________.

Количество: ______________________________________________________.

Базис поставки: __________________________________________________.

1.2. Принципал является собственником товара на основании договора № ___ (Приложение № 1) от "__"______ ____ г. между Принципалом и ________.

1.3. Ответственность Агента наступает со дня получения товара с места хранения.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Агент обязан:

2.1.1. Произвести реализацию товара, указанного в п. 1.1.

2.1.2. Представить Принципалу документы, подтверждающие издержки, связанные с реализацией товара, в т.ч. связанные с транспортировкой до места реализации, предпродажной подготовкой и др. Размер издержек должен быть предварительно согласован с Принципалом.

2.1.3. Ежемесячно представлять Принципалу отчет о реализации товара в течение ______ дней по окончании каждого текущего календарного месяца в течение всего срока действия настоящего договора.

2.1.4. Агент обязан в течение _____ банковских дней перечислять на расчетный счет Принципала все денежные средства, полученные им для Принципала в соответствии с настоящим договором.

2.2. Агент имеет право на компенсацию издержек, не согласованных с Принципалом, если они были необходимы в интересах Принципала и Агент не мог предварительно запросить Принципала либо не получил в течение 3 (трех) дней после уведомления ответ на свой запрос. Агент обязан уведомить Принципала о понесенных издержках, как только уведомление станет возможным.

2.3. Принципал обязан:

2.3.1. Предоставить Агенту товар в комплектности в соответствии с п. 1.1 настоящего договора.

2.3.2. При несогласии с отчетом Агента сообщить об этом Агенту в течение __________ дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым Принципалом.

2.3.3. Выплачивать Агенту вознаграждение в порядке и размере, указанном в разделе 3 настоящего договора.

2.4. По окончании каждого месяца стороны подписывают акт приема-сдачи работ.

3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

3.1. Вознаграждение Агента за выполнение поручения, предусмотренного настоящим договором, составляет ____ (____________) рублей, включая НДС в размере ____ (___________) рублей.

3.2. Вознаграждение выплачивается Агенту путем перечисления денежных средств на его расчетный счет в течение ____ (___________) дней после подписания сторонами акта приема-сдачи работ.

3.3. Для выполнения обязательств по настоящему договору Принципал перечисляет Агенту денежные средства в течение _____ после подписания настоящего договора (после получения соответствующей письменной просьбы Агента).

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки, в том числе и упущенную выгоду.

4.2. За просрочку перечисления денежных средств, поступивших для Принципала, Агент уплачивает Принципалу пеню в размере ___% от суммы неперечисленных средств за каждый день просрочки. Для целей налогообложения пеня начисляется с момента направления Принципалом письменной претензии в адрес Агента.

4.3. За просрочку выплаты вознаграждения Принципал уплачивает Агенту пеню в размере ___% от невыплаченной суммы за каждый день просрочки. Для целей налогообложения пеня начисляется с момента направления Агентом письменной претензии в адрес Принципала.

4.4. Взыскание неустоек и процентов не освобождает сторону, нарушившую договор, от исполнения обязательств.

4.5. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.

5.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 5.1 настоящего договора, каждая сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по данному договору.

5.3. Если сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п. 5.2 настоящего договора, то она обязана возместить второй стороне понесенные ею убытки.

5.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 5.1 настоящего договора, срок выполнения стороной обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

5.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п. 5.1 настоящего договора, и их последствия продолжают действовать более ________ месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления иных приемлемых способов исполнения настоящего договора.

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО ДОГОВОРА

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до "___"_________ ____ г.

6.2. Настоящий договор может быть расторгнут по взаимному согласованию сторон, совершенному в письменной форме, за подписью уполномоченных лиц сторон.

6.3. Неисполнение одной из сторон условий настоящего договора, приведшее к материальным потерям другой стороны, может служить основанием досрочного одностороннего расторжения договора по инициативе добросовестной стороны.

7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

7.1. Условия настоящего договора, дополнительных соглашений к нему и иная информация, полученная сторонами в соответствии с договором, конфиденциальны и не подлежат разглашению.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

8.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

9.2. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

9.3. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством.

9.4. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Принципала, второй - у Агента.

9.5. Адреса и реквизиты сторон:

Принципал: ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Агент : ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ПОДПИСИ СТОРОН:

Принципал:

__________________________

М.П.

Агент:

__________________________

__________________________ ______________________



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация