Система нормативного регулирования общественных отношений

Главная / Авто

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие связей, их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным.

Понятие «норма» в самом широком смысле означает правило, образец, стандарт, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы.

А. Несоциальные нормы. Эти нормы регулируют отношения человека к природе, технике и представляют собой специфический язык общения человека с материальными объектами. К ним можно отнести технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно-гигиенические и другие нормы. Особое место занимают технические нормы, основанные на познании законов природы и направленные на регулирование производственных процессов, а также обслуживание непроизводственных потребностей людей. Они, в принципе, могут быть установлены (открыты) любым человеком. Несоблюдение технических или других несоциальных норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы или материальных объектов. Например, нарушение агротехнических правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Б. Социальные нормы. Это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.
Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют не-персонифицированность, неконкретность адресата.

В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.
1. Ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство Ответственности за свою деятельность.

2. Обряды - также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифы - предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Иначе обычаи можно определить как стереотип поведения. Они прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например передачу имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др.

5. Традиции - так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

6. Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу. Подчинение воле Бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку предполагается, что не все верующие смогут соблюсти требования религиозных норм, в нормах предусмотрены определенные санкции: епитимья, анафема, попадание в ад, Страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь Бога и требуют помнить и чтить его (Рождество Христово, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие же религиозные нормы определяют поведение людей, например, десять заповедей из Ветхого Завета (не убий, не укради, не прелюбодействуй и др.).

7. Правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

8. Моральные нормы - это правила поведения, определяющие, что есть добро ~а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

В истории политико-правовой мысли не раз допускалось смешение права и морали, поэтому крайне важно отличать эти две категории:
1) нормы позитивного права создаются или санкционируются только государством, поэтому они выражают государственную волю. Мораль же, наоборот, создается всем обществом и не нуждается в признании государством. В самом деле, человек узнает о добре и зле не столько из текста законов, сколько из общения с другими людьми;

2) правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, за их неисполнение предусмотрены различные наказания, применяемые правоохранительными органами государства. Мораль же обеспечивается силой общественного воздействия, причем оно может быть не менее действенно, чем государственные санкции;

3) правовые нормы зафиксированы в официальных документах, определенным образом систематизированы. Моральные нормы не имеют четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а существуют в основном в сознании людей. Моральные нормы стихийно рождаются, незаметно исчезают, нельзя указать ни точных сроков, ни причин, ни порядка их появления. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны неопределенность и расплывчатость;

4) если право в основном оперирует понятиями прав и обязанностей, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль - категориями добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого;

5) мораль регулирует гораздо больший круг отношений, чем право, сфера ее действия шире. Однако многие ситуации получают оценку как со стороны права, так и со стороны морали.

9. Политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят весьма общий и доступный характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость, простота, лозунговость - особенности политических норм. Политические партии демократической ориентации провозглашают переход к рыночной экономике. Партий коммунистического толка предлагают «защиту человека труда» и построение «социализма с человеческим лицом». В пределах общих лозунгов можно выделить и более конкретные политические нормы, например, осуществить либерализацию цен, приватизацию государственного имущества или повысить минимальную оплату труда, обеспечить каждого жильем.

10. Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расходиться с его истинным отношением к людям, событиям. И тем не менее, как говорится в пословице: «Лучше худой мир, чем добрая ссора». Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю неприлично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.

11. Эстетические нормы - это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы весьма субъективны. Недаром говорят: «О вкусах не спорят». Например, к сюрреалистической живописи С. Дали относятся по-разному: есть у него не только поклонники, но и противники. И тем не менее в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в обществе, бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что одежда человека не может состоять одновременно и предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки, ювелирные украшения и хозяйственная сумка.

12. Деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя или что на некоторых предприятиях рабочий день начинается с планерки, а на других - с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям - путевого листа или товарно-транспортной накладной).

Важно отметить, что в действительности столь четко разделить нормы по видам удается не всегда, так как приведенная классификация во многом представляет собой результат абстракции. Так, одна и та же норма может быть закреплена в праве, оценивать ситуацию с точки зрения морали и, помимо этого, в своей основе являться обычаем.

Итак, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены в конечном счете экономическими, политическими, социальными, бытовыми и другими условиями, существующими в обществе. Правовые нормы являются составной частью системы социальных норм, но частью самой важной, несущей основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государственной власти и подчинения, осуществления политической деятельности, прав и свобод граждан, форм собственности, применения труда и сферы распределения, вопросы социальной защиты, военной сферы, дипломатической, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Как часть целого правовые нормы не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае уровень и качество их реализации снижаются.

Порядок отношений между членами общества определяется множеством различных норм, которые в науке получили название системы нормативного регулирования.

Данная система представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеятельности.

Система нормативного регулирования состоит как минимум из двух подсистем:

  1. Система технических норм;
  2. Система социальных норм;

Система технических норм – это совокупность норм, определяющих приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы.

К техническим нормам в широком смысле относят нормы, регулирующие отношения типа «человек – машина», «человек и орудие труда», «человек и производство», «человек – природа» (субъект - объект).

Основное отличие технических норм заключается в том, что они регулируют отношения между людьми и внешним миром (природой и техникой), их «субъектный состав» связан не только с людьми.

Несмотря на различия, технические и социальные нормы тесно взаимодействуют друг с другом.

Так, существует некоторая группа технических норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве т.е. в системе социальных норм, получая при этом название норм технико-юридического характера - это технические условия, различные ГОСТы, правила техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного, воздушного транспорта, индексы загрязнения окружающей среды.

За нарушение этих правил установлена имущественная , административно-правовая и уголовно-правовая юридическая ответственность.

Технические нормы, действующие, в частности, в бытовой сфере, не опосредуются правом и, следовательно, никакой юридической ответственности за их нарушение не наступает, например, требования по эксплуатации различных бытовых приборов - телевизоров, холодильников, магнитофонов в случае выхода их из строя по причине неправильного с ними обращения, устранение ущерба возлагается на владельца.

Система социальных норм представляет собой совокупность определенных норм, регулирующих поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в общественной жизнедеятельности.

Социальная норма – это правило социально-значимого поведения членов общества.

Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека.

Данная система отражает определенную ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти.

Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, то есть таких законов, которые действуют с естественно исторической необходимостью.

Объективный характер этих законов органически связан с их научным познанием и использованием в целенаправленной социальной деятельности.

Социальные нормы действуют в определенных взаимосвязях друг с другом.

В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные критерии.

При выделении разновидностей норм учитывается сфера действия норм, само качество правила поведения, стимулы и гарантии реализации нормы, а также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм.

Количество социальных норм огромно, по содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения, здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

  1. Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти , управления обществом);
  2. Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);
  3. Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую,
  4. Спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
  5. Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);
  6. Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды);
  7. Иные социальные нормы;

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социально-автономные и социально-гетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социально-автономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности, например, моральные нормы .

Социально-гетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне, например, юридические нормы .

С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы, такие как, правовые нормы и иные социальные нормы.

Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством.

Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.

Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида.

Социальные нормы (СН) - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения (правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей). Виды СН: обычаи, традиции, нормы морали, правовые, религиозные, корпоративные, политические нормы.

Исторически первая группа соц. норм, сложившаяся в чел. обществе, - обычаи , т.е. правила поведения, утвердившиеся в рез-те их длит-го применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культ. наследие общества, обладают устойчивостью, опираются на общественное мнение. Разновидностью обычаев является деловой обычай . Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнера.



Право - это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой - один из элементов социальных норм регулирования (регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими нормами). Основными социальными регуляторами являются право и мораль.

Право и мораль (система принципов, понятий, основанных на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношении людей). Нормы права (НП) создаются государством, а нормы морали (НМ) возникают в процессе общения людей и для их осуществления не требуется признания государством. НП закрепляются в специальных актах государства, а НМ не имеют специальных источников, содержатся в памяти, в летописях. НП обеспечиваются - государственным принуждением или угрозой его применения, а НМ - общественным мнением. Нарушение НП - юридическая ответственность; нарушение НМ - общественное осуждение. Право регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, личные же отношения между людьми - чаще всего сфера действия морали, а не права.

Право и обычаи (общественные правила, возникшие в результате постоянно повторяющихся образцов поведения). Соблюдение обычаев - не менее императивное требование, чем соблюдение норм права. Содержание обычая:

Нормативное описание поведения, социальная фиксация - привычка;

Правовые нормы поддерживают полезные (с точки зрения общества и государства) обычаи и вытесняют неуместные;

Правовые нормы безразличны к большинству обычаев (связанных с межличностными отношениями).

Право и корпоративные нормы (правила поведения, издаваемые в организованных сообществах, направленные на обеспечение организации и функционирование сообществ). Корпоративные нормы по формальным признакам похожи на правовые нормы (текстуально закреплены, принимаются по процедуре, систематизированы). Они не являются общеобязательными, не обеспечиваются государственным принуждением. Они регулируют отношения, не урегулированные юридически.

Право и религиозные нормы (церковь отделена от государства, но не отделена от общества, с которым она связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью). Она оказывает воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма.


Право и политические нормы (правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики,

участников политического процесса, политических отношений).

Правовые нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях,

декларациях, уставах политических партий и движений. В тех случаях, когда политические нормы получают

отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Право и политика -

взаимосвязанные и взаимообусловленные явления. Преобладающая часть всей внутренней и внешней политики

государства реализуется через право, законы, а они выступают выразителями и проводниками этой политики.

Нормы права относятся к социальным нормам, поэтому им присущи те же свойства и черты, которые

свойственны всем социальным нормам. В то же время право по сравнению с другими социальными нормами

отличается своей спецификой :

У Особая нормативность - четкое определение прав и обязанностей субъектов правового обращения, а также

мер юридической ответственности за их нарушение; ^ Дифференцированное внутренне строение - можно выделить структурные элементы нормы права (гипотеза,

диспозиция и санкция); ^ Системность - право состоит из норм, институтов, субинститутов, подотраслей, отраслей и совокупностей

отраслей права; ^ Право выражает принципы справедливости, свободы и равенства людей - извечные идеалы человечества; ^ Свой предмет отражения, предмет регулирования - наиболее значимые, фундаментальные общественные

отношения - власть, собственность, порядок в обществе, государство и др.; ^ Связь с государством - это делает его общеобязательным, дает возможность применять государственное

принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права; У Процедурность - для реализации права предусматриваются определенные процедуры (уголовный,

арбитражный процессы, избирательная комиссия и т. д.). Социальные нормы (СН) - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны следующие черты:

1. Социальность - СН формируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность - СН возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность - СН имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования.

4. СН - есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность - СН как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность - наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность - каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных норм.

Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

1) способом формирования . Нормы права создаются гос-вом, им же отменяются, изменяются, дополняются,
поскольку правотворчество - прерогатива гос-ва, а нормы морали - всем обществом в процессе общения
людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признания их государством,
достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления . Нормы права закрепляются в спец. актах гос-ва (законах, указах, декретах и др.) и систематиз-ся, а нормы морали содержатся в религ., литер. памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения . Нормы права обеспечиваются гос. принуждением или угрозой его применения, а нормы морали - общ. мнением, которое при этом может быть более эф-ным, чем санкции нормы, например адм. штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;

4) оценочными критериями поведения и поступков . Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо - несправедливо и др.;


5) характером ответственности за нарушение . Нарушение норм права влечет юр. отв-ть. При нарушении норм
морали применяются правило, общ. осуждение либо меры общ-го воздействия. Здесь нет установленной
процедуры применения к нарушителю мер общ-го воздействия;

6) уровнем требований к поведению : у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое
антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же
представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от
всех действий людей;

7) пространством действия : у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные
сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т. д.
Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь - поле действия морали, этики,
обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое
моралью регулируется правом.

Действия и поступки людей регулируются различными соци­альными нормами - религиозными, политическими, семейными, правовыми, моральными и т. д.

Социальная норма - правило поведения, регулирующее от­ношения между людьми в процессе их совместной жизни и дея­тельности, выработанное отдельной группой или обществом в целом.

Чем же социальные нормы отличаются друг от друга?

Во-первых, они регулируют разные отношения.

Во вторую очередь, они адресованы разным людям.

Третий аспект заключается в том, что они по-разному создаются и доводятся до сведения

тех, кому адресованы.

В-четвертых, заставить исполнять эти нормы можно по-раз­ному.

Например, в каждой семье определено, что делать можно, а чего нельзя. Это значит, что отношения членов любой семьи регу­лируют какие-то внутрисемейные правила поведения, или нор­мы. Данные нормы адресованы членам именно этой семьи, в другой семье могут действовать другие правила поведения, другие нор­мы. Нормы, регулирующие отношения в семье, чаще всего уста­новлены родителями, они нигде не написаны, а доводятся до све­дения всех членов этой семьи устно. Все нормы члены семьи исполняют добровольно, но если ребенок, например, не испол­нил какое-то требование мамы или папы, то ᴇᴦο могут принудить сделать это, пригрозив˸ не пойдешь гулять, не получишь деньги на карманные расходы и т. д.

А вот религиозные нормы регулируют отношения верующих людей друг к другу, их отношение к Богу. Они адресованы верую­щим людям. Чаще всего религиозные нормы записаны в священной книге (Библии, Коране, Талмуде и т. д.). Верующие люди исполня­ют эти нормы добровольно или под страхом Божьего наказания (Божьей кары).

Во всем многообразии социальных норм выделяются право­вые нормы. Чем же правовые нормы отличаются от остальных?

  • - Социальные нормы первобытного строя

    Общественная жизнь в первобытном обществе регулировалась нормами поведения, совокупность которых в современной историко-правовой и теоретико-правовой науке принято называть мононорматикой. В функциональном плане эти нормы сочетали правовые, моральные, религиозные... .


  • -

    В процессе своей жизнедеятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми, с коллективом, с государством. Эти отношения (хозяйственные, культурные, семейные, политические и др.) называются общественными. Значительная часть их характеризуется... .


  • - Социальные нормы и их классификация

    Правила, регулирующие поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества. Целостная, динамичная система социальных... .


  • - Социальные нормы

    Действия и поступки людей регулируются различными соци­альными нормами - религиозными, политическими, семейными, правовыми, моральными и т. д. Социальная норма - правило поведения, регулирующее от­ношения между людьми в процессе их совместной жизни и дея­тельности,... .


  • - Право и иные социальные нормы

    Право и обычаи Несмотря на имеющиеся отличия, нормы обычая также тесно взаимодействуют с правом. - Древнейшее право возникло именно из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. И сегодня распространение получила такая... .


  • - ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

    Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это – два наиболее важных и распространенных регулятора общественных отношений, с которыми люди... [читать подробнее] .


  • - Социальные нормы и место права в их системе

    В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объ­ектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие свя­зей, их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым,... .


  • Норма (от лат. «norma ») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре­делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

    Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы.

    На­пример, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны сле­дующие черты:

    1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

    б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их кол­лективами;

    в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

    2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складывают­ся исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фикса­ции устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих не­обходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

    В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не прело­мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных норм должна быть осознана обществом.

    3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действу­ют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкрет­но (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе­мость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

    социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирова­ния. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию оп­ределены, но типовым образом, как общая модель поведения.

    4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов­летворения интересов и потребностей.

    5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

    6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

    7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

    8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию взаимодействия между видами социальных норм.

    В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разно­видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра­няя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный ана­лиз их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов ре­гулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реали­зации своих норм и др. моментов.

    Основными социальными регуляторами являются право и мораль (см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).

    Политические нормы

    В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом полити­ки является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

    Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не толь­ко в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма за­креплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступа­ют как нормативные политико-правовые акты.

    Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ори­ентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осозна­ния субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник фор­мирования политических и правовых норм - отношения собственности.

    Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и госу­дарства и др.

    Обычаи

    Обычаи - это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

    а) живут в общественном сознании (а именно - в общественной психо­логии);

    б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

    в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения од­них и тех же актов поведения;

    г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;

    д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом слу­чае может продолжать действовать в силу привычки;

    е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сфе­ру действия;

    ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и обществен­ное мнение;

    з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования - системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.

    Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего особен­ностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил ги­гиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и дей­ствует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи мо­рального содержания называют еще нравами .

    Разновидностью обычаев можно считать традиции , возникновению кото­рых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может созна­тельно организовывать те или иные традиции, способствовать их становле­нию, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддерж­ку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить опреде­ленные идеи, ценности, полезные формы поведения.

    Обыкновения (деловые обыкновения) - обычаи, выработанные в процес­се деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерчес­кой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.

    К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как доста­точно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis » - обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название цере­мониала (правила церемонии).

    Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обы­чаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

    Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

    а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);

    б) внутрисистемные;

    в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;

    г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому кон­тролю;

    д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

    Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и ин­тересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;

    во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;

    в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) ме­рами воздействия.

    Правовые нормы создают базу для организации и деятельности общест­венных организаций (объединений). Так, в Конституции Российской Феде­рации этому вопросу посвящен целый ряд статей (ст. 13, 30, 35 и др.). Право запрещает создавать вредные для общества и государства объединения, выхо­дить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом.

    Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений, в кото­рые данная общественная организация может вступать), в оценке правомер­ности принятого общественной организацией решения.

    Технико-юридические нормы

    Технико-юридические нормы - это нормы, которые в качестве диспози­ции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как раз­новидность технических норм.

    Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие - считают их со­циальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их определяется законами природы и техники (то есть они как бы исходят не от человека); регламентируют не отношения между людьми, а отношения че­ловека к объектам природы и техники (то есть вроде бы регулируют несоци­альную сферу); в качестве мер их обеспечения выступают негативные послед­ствия нарушения естественных законов, технических правил. Тем не менее, думается, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как:

    а) главным объектом регулирования всех социальных норм является пове­дение людей (установление общественных отношений во всех случаях соци­ального регулирования - это лишь средство регламентации поведения). На тот же объект направлены и технические нормы;

    б) технические нормы имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та, кото­рая определяет взаимоотношения человека и природы. Другое дело, что по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно раз­личаться, и именно этот признак имеет наибольшее значение в оценке «со­циальности» технических норм. Например, социальная значимость поломки бытовой техники в результате нарушения правил обращения с ней практиче­ски равна нулю. Хотя опять-таки нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами может привести к такому бедствию, как пожар.

    Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми санкция­ми и становятся технико-юридическими нормами. И здесь можно найти еще один аргумент в пользу принадлежности технических норм к социальным. Ведь технико-юридические нормы, как и любые правовые нормы, считают социальными. Однако из-за того, что техническую норму обеспечили право­вой санкцией, она свою природу не изменила: в ней сохранились все те чер­ты, по которым технические нормы как раз к социальным не относят.

    С целью разрешения данного противоречия проф. А.Б. Венгеров предлагает различать юридико-технический и нормативно-технический социальные регу­ляторы. Однако понятие «регулятор» здесь используется в смысле, не равноз­начном понятию «норма», и исследование проблемы, таким образом, перено­сится в несколько иную плоскость, в частности на уровень нормативных актов.

    Проф. А.Б. Венгеров также усматривает существование в обществе ненор­мативных социальных регуляторов - ценностного, директивного, информа­ционного и других. Однако речь в данном случае идет не об индивидуальном регулировании. Названные регуляторы имеют общий характер, но не явля­ются четко выраженными социальными предписаниями и обладают специ­фическими механизмами воздействия на поведение людей.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация