Беседа "о конституции". Классный час на тему"день конституции рф"

Главная / Авто

Классный час на тему

Цели и задачи: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; закрепить знания учащихся о символике РФ: флаге, гербе, гимне; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование: плакаты: гимн, флаг, герб, Президент Российской Федерации, иллюстрации Конституции РФ, картинки- раскраски флаг РФ; ноутбук, проектор, экран, запись с гимном РФ.

Предполагаемый результат: познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, научатся слушать гимн РФ, закрепят знания о символах страны.

Ход занятия

Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и что нельзя?

- Что они обязаны и что не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

Конституция Российской Федерации - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

- Когда и как была принята Конституция РФ?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём

в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?

Наша страна называется Россия, но её полное название

Российская Федерация.

А что значит слово «федерация» (Федерация – это договор, союз)

Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.

В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

Об этом записано в Конституции.

А что же ещё сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя.

А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности ?

(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).

Например,

Каждый человек имеет право на свободу слова

Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование

Каждый человек имеет право на работу

Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь

Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность

Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.

Но есть и определённые обязанности, например:

Обязанность защищать Родину

Обязанность соблюдать законы

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Обязанность платить налоги

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ: нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц»)

2. Кто воспользовался правом на свободное передвижение? (ответ: лягушка-путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города)

3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас-Барабас.)

4. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга)

5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

- А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

- А как нужно слушать гимны?

- Прослушаем гимн нашей страны.

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

3. Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Флаг

- В каждой стране существует определённая государственная символика это не только гимн, но и флаг.

Государственный флаг символизирует единство страны.

- Назовите цвета флага нашей страны.

Флаг России выглядит так,

Белый цвет - за Отечество

Синий цвет - Верность

Красный цвет - Отвага, битва за веру.

Герб

- Следующий символ каждой страны – герб.

Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Скипетр - это жезл указующий, или трость, или посох. В античной мифологии скипетр был у верховного божества.

Держава - это шар с крестом - символ власти царя над миром. Ранее державу называли «яблоком государевым».

. Игра «Нарисуй флаг»

(Дети раскрашивают заготовку флага)

Присяга Президента Российской Федерации.

- А кто является президентом нашей страны?

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность - перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, - обязан принести присягу народу России.

Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей - члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

А это слова, которые обязан произнести Президент:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность.

Итог.

Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь.

Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

Я предлагаю закончить наше занятие песней «Моя Россия».

Приложение

Закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны- Если кто-то без законов

Валентина Качалина
Классный час с презентацией, посвящённый Дню Конституции, для учащихся начальных классов

МБОУ Багаевская СОШ № 2

Учитель начальных классов

Качалина Валентина Васильевна

Тема : Поговорим о Конституции .

Цели : 1. воспитывать уважение к Конституции РФ , государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма;

2. развивать мышление, речь, память; умение работать в группах;

3. способствовать формированию понятия об истории принятия Конституции ; правах и обязанностях гражданина РФ; государственных символах РФ.

Оборудование : презентация , таблички с названиями некоторых прав и обязанностей, тесты, клубок шерстяных ниток, «мешки» , Конституция .

Ход урока

I Организационное начало мероприятия .

Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек» .

Что для человека ценней всего?

(учитель достает клубок шерстяных ниток)

Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь» .

Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.

(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)

Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.

Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция )

II Целеполагание.

Что такое Конституция ?

(мозговой штурм)

Для чего она нам нужна?

Определите тему нашего классного часа .

III Рассказ учителя.

- Конституция РФ – это основной закон государства, т. е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане России. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции .

- Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане России прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули , другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен . Оказалось, что большинство граждан согласно. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года. В этом году ей исполняется 20 лет. В истории Российской Федерации было пять конституций , включая ныне действующую. Первая была принята ещё в 1918 году, а последняя - 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (референдума) .

Слайд №3,4.

В нашей Конституции сказано , во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано : человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин РФ. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т. е. сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что нельзя.

IV Беседа.

Какие права и обязанности, записанные в Конституции , вы знаете?

(учитель вывешивает на доску таблички с названиями прав и обязанностей)

Как понимаете?

Право на жизнь

право на труд

право на образование

право на охрану здоровья

V Физминутка.

Давайте воспользуемся ещё одним своим правом. (учитель дополняет таблички)

(физминутка «Как живешь?» )

Каким правом мы воспользовались? (на отдых)

VI Беседа о символах России.

Учитель :

Ребята, сегодня наша линейка началась с гимна РФ . Как вы думаете, почему?

(Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях, а 1 сентября это торжественный день для всех ребят)

Государственный гимн является официальным символом любого государства.

Как должны вести себя люди при прослушивании гимна? Почему?

Прослушивание гимна

Какие чувства должен испытывать человек, слушая или исполняя гимн Родины?

Какие ещё символы государства вы знаете? (флаг, герб)

Какие цвета у Российского флага? (белый, синий, красный)

Что означают эти цвета ? (Белый – благородство, синий – честность, красный – кровь пролитая за Отечество, смелость и великодушие, присущие русским людям)

А помните ли вы последовательность расположения цветов Российского флага?

Задание. Раскрасьте флаг России в своих листах.

Где можно увидеть герб? (флаги, монеты, печати)

Посмотрите на герб РФ. Что он представляет собой?

Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.

Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец. Это символ борьбы добра со злом.

На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной.

Учитель :

1. Что символизирует всадник, поражающий копьем змея? (победу добра над злом)

2. Что символизирует двуглавый орел? (Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении; символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации;)

3. Что символизирует скипетр и держава? (единая власть и сильное государство.)

Учитель :

Символы нашего государства закреплены основным законом нашей страны – Конституцией РФ .

Много, много лет назад,

Как нам люди говорят,

Был придуман Он -

Конституции Закон ,

И с тех пор за годом год

Его чествует народ,

За мораль и за порядок,

И не страшен нам упадок,

Кто законы соблюдает,

Тот, конечно, уважает

Конституцию ,

Родину свою одну!

Учитель : Ребята, наша страна – великая и мы должны гордиться ее. Быть достойными гражданами своей страны, т. к. каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

VII Игра «Загадки-сказки» .

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам . Я буду задавать вопросы, а вы должны подумать, какое право нарушено.

1. Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)

2. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка» )

3. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

4. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (ответ : нарушила Лиса в сказке «Лиса и Заяц» )

5. Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)

Какие права и обязанности героев сказки А. Толстого были нарушены?

Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.

Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.

Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.

Дуремар вылавливал в озере много пиявок.

Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.

1. Беседа.

Что такое Конституция ?

Когда принята?

Когда празднуем День Конституции ?

Для чего нам нужна Конституция ?

2. Игра «Полёт на воздушном шаре» .

Представьте, вы летите на воздушном шаре и вдруг он начинает стремительно падать вниз. Вы должны сбросить часть балласта (мешки) . Оставьте только 3 мешка и вы спасены. На мешках – конституционные права и обязанности человека. Выберите и оставьте 3 самых главных на ваш взгляд.

Объясните ваш выбор.

IX Рефлексия.

Слайд №10

Закончите предложение.

Мне показалось важным …

Я понял, что …

Я почувствовал, что …

Классный час «По страницам Конституции»

Цель: формирование патриотизма
Задачи:
1) познакомиться с основным законом страны
2) развивать творческие способности учащихся
3) воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: презентация, кроссворд
Слайд 1 (Наша Родина)

- Сегодня речь пойдет о государственном празднике России. Наша Родина- Россия, или Российская Федерация. На нашей планете много стран. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные. Каждый человек, являясь гражданином того или иного государства, гордится свой Родиной, любит ее, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней. И хотя вы еще дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому-Россия.
Слайд 2

Отгадайте пословицу:«Мать, человек, одна, Родина, у, одна, и».(Работа в парах)

Слайд 3 «Одна у человека мать, одна и Родина»

Как вы ее понимаете?
-Какие еще пословицы о Родине знаете?(«Нет в мире краше Родины нашей», «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Своя сторона- мать, чужая- мачеха».
Что для вас понятие «Родина»?
-Давайте послушаем стихотворение о Родине(А. Прокофьев «Родимая сторона»):
1) На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
2) С каждым годом все краше
Дорогие края.
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!
3) Россия…Как из песни слово…
Березок юная листва,
Гуденье цеха заводского,
Любимый город наш -Москва.
Слайд 4

Давайте исполним гимн России. (Дети стоя исполняют гимн России).
-Какое чувство у вас возникло?
-Гимн-это один из символов государства. А какие еще символы вам знакомы? (Флаг, герб).


- Сейчас мы отгадаем кроссворд о символике, узнаем название классного часа.
(Работа в группах)
1) Цвет нижней полоски на флаге. (Красный)
2) Птица, изображенная на гербе. (Орел)
3) Торжественная государственная песня. (Гимн)
4) Цвет средней полоски на флаге. (Синий)
5) Жезл-символ власти. (Скипетр)
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.(Георгий)
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый. (Петр)
8) У орла две головы, значит, он…(Двуглавый)
9) Наше государство-Российская…(Федерация)
10) Георгий, воин на коне-это…(всадник)

Слайд 6


- Прочитайте ключевое слово по вертикали: Конституция. Что такое Конституция? (Это основной закон государства)
В этом году Конституции РФ исполняется 22 года. Наш классный час посвящен этому событию и называется он «По страницам Конституции».
- Попробуйте сформулировать цель и задачи. (Знакомство с основным законом страны, ее некоторыми статьями)
- Зачем нужно изучать Конституцию?
- Это 8-я Конституция России, она была принята народным голосованием 12 декабря 1993 года, а первая появилась в 1918 году.
- Прочитайте начало и скажите, что является главной ценностью нашего государства?
Слайд 7

«Мы многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…»
(Является народ, его права и свободы).
-Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых содержатся основные права и свободы личности, устройство государства и т. д. Есть глава, посвященная президенту. Кто является президентом Российской Федерации?
Слайд 8 (В. В. Путин)


Итак, давайте пролистаем эту книгу.
Слайд 9


Ст. 20. «Каждый имеет право на жизнь.»
-Как вы ее понимаете? В каких произведениях нарушено это право?
Слайд 10 («Волк и семеро козлят», «Колобок»)


Слайд 11 Ст.25. «Жилище неприкосновенно»


- В каком произведении нарушено это право?
Слайд 12 («Три поросенка»)


Слайд 13


Ст. 37. «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
-Расскажите, кем вы хотите стать в будущем.
-Кем бы вы ни стали, своим трудом вы будете приносить пользу другим людям. Послушайте стихи о людях разных профессий (Д Родари
1) Человек, что мне построил дом,
Был чужим, он не был мне знаком.
Но, присев устало на крыльце,
Думал он о будущем жильце.

2) Был не друг и вовсе не родня
Тот, кто шил рубашку для меня,
Но и он, орудуя иглой,
Обо мне подумывал порой.

3) Никогда нигде я не встречал
И того, кто туфли мне тачал.
А ведь он с собой наедине
Размышлял частенько обо мне.
Хором : Сколько их, друзей в моей стране,
Что все время помнят обо мне!
-О людях каких профессий говорится в этом стихотворении? Вы должны уважать труд людей. Приведите примеры.А сейчас послушаем стихотворение о бережном отношении к хлебу:
1) Хлеб румяный и пахучий…
Что на свете хлеба лучше?
Нет вкуснее каравая
В целом мире ничего!
2) В магазине покупаем
Очень дешево его.
Только есть цена другая
У простого каравая.
3) Забывать нельзя о том,
Что дается он трудом!
Очень нелегка работа
У кормильца хлебороба!
Слайд 14


Ст. 43 «Каждый имеет право на образование»
-Все вы –ученики 2-го класса, Затем пойдете в 3-класс, в 9-й, а кто-то захочет закончить 11 классов. После окончания школы вы продолжите получать образование в колледжах, техникумах, институтах. Школа- это первая ступенька в образовании, но, несомненно, очень важная. Скажите, чему учат в школе. Давайте исполним песню об этом. (Песня «Чему учат в школе»)
Слайд 15


Ст. 58 «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду».
-Давайте послушаем стихотворение(Метревели М. «Земля-наш дом»):
1) Ты можешь удивиться,
Узнав,- Земля-наш дом!
Живут в нем звери, птицы,
И мы с тобой живем.

2)Земля-наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.

3) Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.

4) Земля- наш дом огромный
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том.

5) А в том, что мы- соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей,
Об этом наша речь!
-Как мы должны относиться к природе?
Слайд 16


Ст. 59 «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»
-Юноша, достигший 18 лет, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, призывается в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Они служат ВМФ, в десантных, ракетных, танковых войсках, охраняют наши границы. Сейчас прозвучит стихотворение О. Высотской «Мой брат уехал на границу».
1) Мой брат уехал на границу,
Он пограничник. Он солдат.
Когда нам дома крепко спится,
В ночной дозор идет мой брат.

2) Идет он в темноту ночную
И автомат с собой берет.
Он бережет страну родную,
Семью родную бережет.

3)Он слышит самый тихий шорох,
Он замечает каждый след.
В глухих лесах, в степных просторах-
Нигде врагам дороги нет!

4)Домой не скоро возвратится,
Не скоро он обнимет нас.
Но знаю, где-то на границе
О нас он думает сейчас!
-Кому из вас, мальчики, хочется защищать нашу Родину?
- Подведем итоги . Что такое Конституция? Зачем нам необходимо знать основной закон страны? Представьте ситуацию, если бы не было этого закона, не было бы правил и норм?
Сейчас вы маленькие граждане России, но вы тоже обладаете правами, у вас тоже есть свои обязанности. Назовите их. А самые главные ваши обязанности- любить свою Родину, хорошо учиться, правильно вести себя в обществе. В заключении, послушаем стихотворение о правилах поведения (С. Маршак «Урок вежливости»)
Медведя лет пяти – шести
Учили, как себя вести:
-В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь.
И уступай прохожим путь.
И старых уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти- шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям,
знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес,
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти- шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
-О каких правилах говорится в этом стихотворении? (О правилах поведения в обществе)
Подведение итогов, рефлексия.
-Как называется основной закон страны?
-Для чего необходимо его изучать?
- Проанализируйте свою работу.
-Мне было интересно…
- Мне необходимо это знать, потому что…
-Знать это необязательно…

Литература:
«Конституция Российской Федерации»
Высотская О. «Мой брат уехал на границу».
Маршак С.«Урок вежливости»
Метревели М. «Земля-наш дом»
Прокофьев А.«Родимая сторона»
Приложение
Кроссворд
1)Цвет нижней полоски на флаге.
2) Птица, изображенная на гербе.
3) Торжественная государственная песня.
4) Цвет средней полоски на флаге.
5) Жезл-символ власти.
6) Имя воина, изображенного на гербе России и г. Москвы.
7) Царь-отец российского флага, который утвердил его, как торговый.
8) У орла две головы, значит, он…
9) Наше государство-Российская…
10) Георгий, воин на коне-это…

Беседа « День Конституции» в начальной школе

Цели и задачи:

    дать представление о Конституции; познакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном;

    расширить представления учащихся о родной стране.

    воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

    воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции- основному закону страны.

    развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

плакаты: гимн, флаг, герб, Президент Российской Федерации, иллюстрации Конституции РФ, разрезные картинки: герб и флаг РФ; магнитофон, запись с гимном РФ, иллюстрации флагов

Предполагаемый результат: учащиеся познакомятся с Конституцией РФ, датой её принятия, познакомятся с символами страны.

Форма организации деятельности детей : беседа

Ход мероприятия

Здравствуйте ребята!

Кто скажет какой праздник будет отмечаться 12 декабря?

Что вы о нем знаете?

Сегодня мы поговорим об этом празднике.

Слово "Конституция" происходит от латинского "устройство".
День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников России.

В этот день в 1993 году всенародным голосованием в нашей стране была принята Конституция Российской Федерации. А с день был объявлен государственным праздником.

В до отмечался , в день принятия . Затем праздник был перенесён на (день принятия новой конституции СССР). Традиция празднования Дня Конституции была продолжена и в современной России.

Этот документ имеет очень большое значение для страны. Настолько большое, что этот вопрос изучают даже в школе. И Указ Президента, выпущенный в 1994 году, эту мысль подтверждает.

И уж, конечно, вы, дети должны знать ответ на вопрос: 12 декабря – какой праздник в России? Конституция – это сложный и объемный документ. С уважения к главному документу начинается уважение к государству и закону вообще.

Зачем нужно ее изучать?

Знание Конституции дает возможность каждому человеку, постоянно проживающему в стране, чувствовать себя не чужим, а гражданином, которые имеет не только обязанности перед государством, но и права.

Давайте поговорим о правах ребёнка.

С того момента как вы появились на свет, у вас уже появляются права гражданина российской Федерации.

На что у вас есть право? Ответы детей

Выдающихся деятелей права награждают медалями, почетными грамотами и памятными подарками.

А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны.

1. Государственный гимн Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне Российской Федерации». Первое официальное исполнение Государственного Гимна Российской Федерации состоялось 30 декабря 2000 года на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.

Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.

Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников.

На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.

Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.

Ребята, какие чувства Вы испытываете, слушая слова и музыку Государственного Гимна нашей страны?

Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину.

Давайте сейчас послушаем гимн РФ. Гимн надо слушать стоя. Кто знает слова может подпевать.

2. Государственный флаг Российской Федерации - официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая расшифровка значений цветов флага России :

    Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

    Синий цвет символ веры и верности, постоянства;

    Красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

3. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой.

В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

А кто является президентом нашей страны?

Верно, Владимир Владимирович Путин.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность - перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, - обязан принести присягу народу России.

Так выглядит Конституция РФ на которой принимал присягу .

А это слова, которые обязан произнести Президент:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Итог.

Теперь давайте проверим как вы запомнили то, о чём мы сегодня беседовали.

Что такое Конституция?

Кто стоит во главе государства?

Как зовут Президента России?

Какие символы государства вы знаете?

Какие у вас есть права?

Молодцы! Наша беседа заканчивается стихотворением.

1 ученик

Мы живём в стране особой-

Самой дружной, самой доброй.

Мы гордимся ею -Родиной своею!

Все ребята для страны

И любимы и равны.

2 ученик

У неё для всех хватает

И вниманья и тепла,

Мало мы ещё умеем,

Мы пока ещё растём.

Но становимся умнее

С каждым часом,

С каждым днём.

3 ученик

Мы всё больше понимаем,

Чем нам надо дорожить…

Дорожить страной Россией,

Нашу Родину любить!

4 ученик

Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

Конспект классного часа на День конституции для 7-9 классов

Возраст учащихся : 7-9 классы

Цели:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Оборудование:

-Текст Конституции Российской Федерации.
-Проектор, экран.
- Слайды, составленные в программе Power-Point:
портреты президентов РФ, флага, герба, текст гимна, изображение Конституции.

Ход мероприятия
- Добрый день, ребята! 12 декабря отмечается праздник – День Конституции Российской Федерации, поэтому наш классный сегодня посвящается этой теме, это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы - народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы?
-Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что - нельзя. Какие вы можете назвать права гражданина России, о которых говорится в Конституции? (Ответы детей)
Например,
Каждый человек имеет право на свободу слова
Каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование
Каждый человек имеет право на работу
Каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь
Каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность
Каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.
Всего в Конституции записано 58 различных прав. Права есть у каждого гражданина, но есть и обязанности, которые нужно выполнять. Какие обязанности знаете вы?
- Защита Родины
- Соблюдение законов Государства
- Получение основного общего образования
- Сохранение природы и окружающей среды
- Забота о детях
- Забота о родителях
- Защита исторических памятников и культурного наследия страны
- Уплата государственных налогов
-Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.
В 1821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.
Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
Первый съезд Советов СССР 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании нового государства. Конституция союзного государства была утверждена
Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция была очень короткой и имела одну главную цель – отразить структуру нового союзного государства. В каждой из республик, вошедших в состав Союза, были приняты свои конституции.

Конституция РСФСР была принята 11 мая 1925 года. Она мало чем отличалась от Конституции 1918 года. В ней также провозглашалась диктатура пролетариата, гарантировалось уничтожение эксплуатации человека человеком и в качестве главной и неизбежной цели называлось строительство коммунизма.
В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.
С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, в 1993 году 12 декабря была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Российский флаг. Почему его называют Триколор? Какие цвета входят в Российский флаг?
Белый цвет - БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
Синий цвет – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ.
Красный цвет ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.
Эти символы также закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
- Государственный герб Российской Федерации
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
- Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны.
Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий.
Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра 1 и назывался "Молитва Русских".
В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины от французов прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г.
В 1917 г. Ленин предложил использовать "Интернационал"
В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь"
После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.
- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн).
Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.
Гимн России
1.Россия -священная наша держава,
Россия-любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава-
Твоё достоянье не все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься страна! Мы гордимся тобой!
2.От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля!
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая богом - родная земля!
Припев
3.Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
- Какой человек в России является гарантом соблюдения конституционных прав и обязанностей? (Президент)
- Назовите Президентов нашей страны.
Мы с вами вспомнили, что такое Конституция, права и обязанности граждан, государственные символы нашей страны. А сейчас мы разделимся на две команды и посоревнуемся в знаниях.
1 конкурс. Разминка: блиц - вопросы «Моя родина - Россия»
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек.)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
- Что такое герб? (эмблема государства).
- Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
- Что такое гимн? (торжественная песня).
- Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите растение – символ России. (Береза).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
- Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).
2. Конкурс «Самый быстрый».
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)
3. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: (конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Подведение итогов конкурсов.
Подведение итогов классного часа.
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Когда в России отмечается день Конституции?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
А закончить наш классный час я бы хотела строчками из «Гимна молодёжи – 2013»:
Время влияет на дни и события,
Давит, диктует форматы и стили,
Вы на пороге большого открытия
Сильной, свободной, богатой России.
Время менять обещанья строптивые,
Но это сделано здесь и сейчас.
Люди свободные, честолюбивые,
Завтра России зависит от вас.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация