Социальная организация в эпоху расцвета государства русь. Становление права Древней Руси: история

Главная / Суд

Источники права Древней Руси: обычное право, договоры Руси с Византией, церковные уставы. Русская правда (ее происхождение и редакции)

Как и у других народов, один из главных источников права у славян - обычай. Обычаи, или устойчивые правила поведения, формируются уже на этапе догосударственного развития, в условиях родоплеменных отношений. Когда часть обычаев превращается в норму поведения и общины или их старейшины начинают принуждать к исполнению этих норм своих нерадивых или выбивающихся каким-либо другим образом из общинной жизни сочленов, можно говорить о появлении обычного права. Обычное право выражается в юридических действиях (фактах), в их однообразном повторении (скажем, община при любых обстоятельствах защищает каждого общинника круговой порукой). Оно выражается также в юридических сделках или судебных актах (применение кровной мести за убийство родича) и в словесных формулах (в законе, пословицах.

На Руси долго считали, что поступать по старине, значит поступать по праву. «Что старее, то правее», - говорит пословица. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многожёнство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве норм публичного права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, к примеру, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом.

Второй источник права Киевской Руси - это собственное законотворчество раннефеодального государства в первые десятилетия его существования, обобщавшее судебную практику. О том, что таковое имело место, узнаем из текстов договоров Руси с Византией, могущественным южным соседом державы Рюриковичей. Русская летопись донесла до нас тексты 3-х таких договоров: 911, 944 и 971 гг. Договоры регулировали торговые, союзные и военные отношения между двумя государствами, устанавливали разные виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершённые на чужой земле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др.

Третий источник древнерусского права - право византийское, его рецепция (усвоение), а через него - частично и права римского. Принятие христианства Русью (988 г.), усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и должно было подвергнуться пересмотру. С христианством на Русь пришла церковь со своими каноническими законами.

На Русь в XI и XII в в. хлынул поток переводной греческой литературы. В этом потоке немаловажное значение занимали кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Первыми пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила) Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг (сборники канонических и юридических установлений). Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклог (отбор) императоров Льва Исавра и Константина Компронима, Книги законные, содержавшие законы земледельческие, уголовные и др.

Под влиянием византийского права уже в XI в. все членовредительные и болезненные наказания уступили место денежным штрафам, произошли серьезные изменения в семейно-брачном праве, появились нормы в праве, защищающие честь и достоинство личности и др.

Переворот, произведенный в древнерусском обществе и праве христианством и византийским правом, сказался, в первую очередь, на положении церкви и церковных людей. Это нашло отражение в церковных уставах, принятых русскими князьями до нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Они содержат положение о церковной десятине, которую со времен Владимира Святого русская церковь получала из казны на содержание; церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично oт юрисдикции княжеского суда; церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др.

Однако главный источник, по которому мы изучаем древнерусское право, представляет собой уже упомянутая выше Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму, структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Яросяавичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19-43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 - годом смерти одного из его сыновей.

Создание второй редакции Русской Правды - Пространной Правды - исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие - Суд Ярослава Владимировича (ст. 1-52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53-121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

Право Древней Руси (IX-XII вв.)

Источники древнерусского права

Первоначально основным источником права у славян, какиудругих народов, был правовой обычай. Возникнув в условиях родоплеменных отношений, обычаи получают поддержку формирующегося государства, которое начинает принуждать к исполнению этих норм. Появляется обычное право. Обычное право выражается в однообразном повторении юридическихдействий в различных сферах жизни общества, например при сделках (магарыч, рукобитье), уголовном преследовании (применение кровной мести за убийство родственника). Довольно часто отражение норм обычного права мы видим в пословицах и поговорках.

Обычное право весьма консервативно, часто оно сохраняет влияние и в условиях, когда уже складываются государство и все институты права. На Руси долго считали, что поступать по старине - значит поступать по праву. В то же время обычное право, не будучи закреплено в законе, способно изменяться вместе с жизнью. К древнейшим нормам обычного права восточных славян относились кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, многоженство, особая словесная форма заключения договора, наследование в кругу семьи и др. Часть их мы обнаруживаем в древнерусском законодательстве уже в качестве формализованных норм права, часть их видоизменяется, некоторые утрачиваются. Кровная месть, например, запрещается в XI в. и заменяется денежным штрафом. Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют «Законом русским», который, видимо, являлся устным сводом норм обычного права.

Правовой обычай длительное время оставался основным источником права и в условиях развития писаного права, постепенно трансформируясь из племенного обычая в территориальный. На обычае (пошлине), т.е. заведенном порядке, которому надлежало следовать ради сохранения мира, базировались поземельные отношения, отношения князя сдружиной, передача княжеского престола и многие другие отношения.

Безусловно, в обычном праве различных частей территории раннефеодального Русского государства имелись существенные расхождения. Однако отдельные имеющиеся сведения об обычаях, принятых в том или ином регионе Руси, не позволяют строить предположения о характерных особенностях региональных правовых систем.

Первыми дошедшими до нас письменными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Русские летописи донесли до нас тексты договоров князя Олега 911 г., князя Игоря 944 г. и князя Святослава 971 г.

Упоминаемый в источниках договор 907 г. многим исследователям представляется сомнительным и толкуется как вымысел летописца или следствие путаницы в летоисчислении. Из-за одновременного существования в Киевской Руси четырех систем времяисчисления: 1) константинопольской, считавшей годом сотворения мира 5508 до Р.Х.; 2) относящей начало мира к 5504 г.; 3) «антиохийской» - 5500 г.; 4) «болгарской», в основе которой лежал лунный календарь - один и тот же договор мог быть при объединении начальных известий в сводупомянут дважды, с разницей именно на четыре года".

Эти договоры носили международно-правовой характер и содержали византийские и древнерусские гражданские, процессуальные и уголовные нормы права. Они регулировали торговые и военные отношения между двумя государствами, устанавливали виды наказаний за преступления (убийство, кражи, увечья), совершенные на чужой зем-

ле, разрабатывали процедуру возмещения убытков, выкупа пленных, наследования и др. Эти договоры демонстрируют довольно высокий уровень права Руси, выступавшей в них как равный партнер Византийской империи. В договорах 911г. (ст. 5) и 944 г. (ст. 6) прямо указывается на существование к этому времени Закона русского (в первом случае) и устава и закона русского (во втором), на основе которых законодатель разрешает спорные вопросы.

На раннем этапе развития науки истории отечественного государства и права высказывалось мнение, что договоры отражают скандинавское право, право дружинников. Однако исторические сравнительно-правовые исследования показали его необоснованность, за исключением норм, типичных для подавляющего большинства раннефеодальных обществ, никаких аналогий со скандинавскими нормами в договорах выявлено не было.

Большую роль в праве Древней Руси играли византийские и болгарские источники права. Принятие христианства на Руси означало создание в русском государстве церковной иерархии и появление особой социальной группы духовных лиц. Разумеется, вхождение в русскую жизнь столь сложного института, как православная церковь, вызывало необходимость правового урегулирования новых отношений, и вполне естественным было заимствование хорошо разработанных норм византийского права. Перенесение византийских правовых памятников на русскую почву и их практическое применение были связаны также с тем, что киевская митрополия являлась составной частью константинопольского патриархата и поэтому руководствовалась его правовыми нормами.

Из Византии на Русь пришли сборники церковного права: Номоканон (законы и правила)Иоанна Схоластика, Номоканон патриарха Фотия. Переводы их получили на Руси название Кормчих книг(сборники канонических и юридических установлений).

Ко времени принятия Русью христианства в греческом мире были распространены два номоканона: в 50 титулов и в 14. Номоканон в 50 титулов был составлен из двух сборников: первый имел каноническое содержание: это был свод церковных правил; второй - сборник светских законов по делам церкви, включал выборку из разных новелл и состоял из 87 глав. Номоканон в 14 титулов, приписываемый патриарху Фотию (883 г.), также был составлен из канонов и светских законов. Первоначальная редакция номоканона в 14 титулов относится к VII в., в период же патриаршества Фотия он был пересмотрен и дополнен постановлениями шестого и седьмого Вселенских соборов и соборов поместных, бывших при Фотии. На Руси использовались в переводах на славянский и при дальнейших обработках русского церковного права оба номоканона.

Из сводов светских законов Византии на Руси хорошо знали Эклогу императоров Льва Исавра и Константина Компронима. Эклога - так кратко именовали кодекс византийского права VIII в., изданного в правление исаврийской (иконоборческой) династии, полное название которого таково: «Выборка законов вкратце, учиненная Львом и Константином, мудрыми и благочестивыми царями, из Институций, Ди- гест, Кодекса и Новелл Великого Юстиниана, с исправлением в смысле большего человеколюбия». Официально Эклога была отменена после падения иконоборческой династии, поскольку содержала положения, направленные против интересов духовенства (ограничение церковных иммунитетов, расширение монастырского землевладения и т.п.). Но поскольку свод оказался чрезвычайно удачным, а адекватно заменить его не было возможности. Эклога длительное время после официальной отмены сохраняла свое значение как источник права и в таковом качестве была воспринята на Руси.

Использовался также Прохирон - сборник, изданный между 870 и 878 гг., призванный вытеснить из употребления Эклогу и возвратить византийское право к юстиниановым началам. На Руси Прохирон стал известен под заглавием «Градской закон».

И Эклога, и Прохирон были принесены на Русь первыми христианскими епископами, поскольку являлись необходимыми источниками церковного суда. Однако вопрос о моменте появления на Руси первых славянских переводов византийских судебников остается нерешенным. Первые древние русские кормчие содержали не полные переводы этих памятников, но только извлечения. Достоверно известный первый полный перевод Прохирона, имевший хождение на Руси, содержался в сербской кормчей, полученной митрополитом Кириллом II из Болгарии уже после монгольского нашествия (предъявлена собору 1274 г., собравшемуся во Владимире-на-Клязьме).

Усвоение христианской культуры, более тесное общение с Византией и другими странами произвели настоящий переворот во всех сферах правовой жизни Древней Руси. Обычное право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковному праву и было подвергнуто пересмотру.

Кроме права Византии, использовались правовые сборники и других славянских народов, например болгарский «Закон Судный людем».

По мере становления государственности Древней Руси повышается роль законодательства , хотя в данный период оно носит спорадический характер. Правотворческая деятельность князя проявляется весьма поздно - сначала в виде отдельных судебных решений (как прояснявших обычай, так и вводивших новые нормы), а затем уже в законодательном порядке. Наибольшее значение среди памятников этого рода имеют Русская Правда и уставы князей.

Русская Правда была нацелена на установление единообразных правовых отношений, имела характер общего правового установления. Княжеские же уставы являлись по преимуществу локальными актами, призванными установить правовой статус отдельного субъекта права (например, монастыря). Однако, будучи в большинстве случаев даны отдельным субъектам, в дальнейшем они выступали образцами правового регулирования сходных отношений. Это значение уставов подтверждается тем, что практически ни один из них не дошел до нас в виде, близком к первоначальному. Они неоднократно переделывались, дополнялись, перерабатывались в соответствии с изменением ситуации для адекватного регулирования предусмотренных отношений.

Среди княжеского законодательства наиболее важное значение имели Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Устав князя Всеволода, а также уставные грамоты монастырям и церквам, например, уставная грамота князя Всеволода Мстиславича Новгородского церкви Иоанна Предтечи на Опоках, устав новгородского князя Святослава, уставная грамота князя Ростислава Мстиславовича, грамота великого князя Мстислава и сына его Всеволода Юрьеву монастырю. Они содержат положения о церковной десятине, которую со времен Владимира русская церковь получала из казны на содержание, церковные люди освобождались уставами от всяких сборов и частично от юрисдикции княжеского суда, церковь получила право надзора за правильностью мер и весов, совершения брачного союза и др. Уставы, таким образом, позволяют выяснить отношения государства и церкви, помогают восстановить правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде.

  • См.: Историография истории России до 1917 г. / Подред. М.Ю. Лачаевой. Т. 1.М„ 2003. С. 29,36.

Законодательство Древней Руси

В первой половине XI в. одновременно с внутриполитическим укреплением русской государственности и значительным ростом ее международного авторитета в Европе происходит формирование системы древнерусского права. Его важнейшим памятником из всех дошедших до наших дней является "Правда Русская". Ее появление относят к периоду правления Ярослава Мудрого. Этот самый ранний из известных науке кодекс законов Руси включал в себя отдельные нормы "Закона Русского", "Правду" Ярослава Мудрого, а позднее законодательство, принятое его сыновьями, - "Правду Ярославичей".

В "Правде Русской" содержались законодательные нормы, регулирующие отношения между отдельными категориями населения и различными его слоями: защита жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, некоторых категорий зависимого населения. В ней были определены и меры наказания за совершение различных преступлений. До середины XI в. в законодательстве Древней Руси наказанием за убийство считалась кровная месть. Позднее (при сыновьях Ярослава Мудрого) она была заменена системой штрафов ("продажей", или "вирой"). Так, жизнь княжеского дружинника оценивалась в 80 гривен, т.е. в 4 кг серебра, свободного человека и купца - в 40 гривен, а зависимого холопа - в пять гривен. Кодификация законодательства свидетельствовала об усилении государственных начал и системы великокняжеской власти.

Распад Древнерусского государства

После смерти Ярослава Мудрого его наследники вначале пытались действовать сообща, сохраняя политическую стабильность в государстве. Они успешно противостояли натиску кочевников на южных рубежах Древнерусского государства. Однако во второй половине 60-х гг. XI в. разразился кризис в отношениях между Ярославичами. Этим положением воспользовались кочевники. Их орды в 1068 г. одержали значительную победу в сражении на р. Альте. Началась полоса межкняжеских усобиц, хотя они еще не носили характера открытого противостояния. В связи с внешней опасностью и для решения общегосударственных вопросов не раз проводились съезды князей. Наиболее важным из них стал Любечский съезд 1097 г. Па нем было принято решение, согласно которому каждый из представителей разросшегося рода князей Рюриковичей имел право владеть своим наследным уделом-отчиной. Впоследствии именно это решение послужило основой для дробления русских земель. Лишь благодаря личным качествам великого киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125), призванного на правление жителями стольного града, удалось стабилизировать внутриполитическое положение Руси и на какое-то преодолеть время сепаратизм князей перед лицом внешней опасности. Этот мудрый политик, прославившийся победами в борьбе с половцами, настойчиво высказывался на межкняжеских съездах (темах) за прекращение княжеских междоусобиц.

После смерти сына Мономаха киевского князя Мстислава Владимировича II Великого (1125-1132) уже распавшийся на несколько ветвей княжеский род Рюриковичей утратил понятие старшинства в династии и его заменило понятие старшинства в каждой из ветвей. В результате Древнерусское государство распалось на несколько землевладений, управляемых фактически самостоятельными русскими князьями.

Социальная организация в эпоху расцвета государства Русь

Главной формой эксплуатации земледельческого населения Древнерусского государства в X - середине XII в. оставалась государственная дань - налог. Правившая за своего малолетнего сына княгиня Ольга провела ряд важных реформ, из которых самой значительной была налоговая реформа 946-947 гг. В результате этой реформы система полюдья была отменена и заменена уплатой дани (уроки), которая собиралась в административных центрах (погостах) специальными княжескими чиновниками (тиунами). К данному периоду относится также начальный этап формирования па Руси индивидуальной крупной земельной собственности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине X в. В этот период уже существовали княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. княжеские вотчины было законодательно закреплены в "Правде Русской". В XI в. появляется земельная собственность у бояр, дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли, так как ее удельный вес был незначителен, а основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней.

Корпорацией, которую составлял господствующий слой Древней Руси, в этот период продолжала оставаться дружина. В связи с этим созданную Рюриковичами державу часто определяют как "дружинное государство". Дружины существовали как у самого киевского князя, так и у его сородичей. В дружинной организации сформировалась внутренняя иерархия.

Верхушку дружинного слоя представляла "старейшая дружина" (старшая дружина); ее члены именовались боярами, или мужами. Из наиболее авторитетных ее представителей при князе создавался совет - дума (образовавшаяся из военных советов эпохи "военной демократии"), участвовавшая в формировании основ государственно-политической и экономической жизни. По мнению большинства ученых, в X в. боярство на Руси разделилось на "княжих людей" - приближенных князя и "старцев градских" - потомков родоплеменной знати, хотя их социальное положение, судя по дошедшим до нас памятникам, весьма спорно. Низшим слоем дружинной организации была "молодшая дружина" (младшая дружина). Ее представителей называли отроками; со второй половины XI в. так именовали преимущественно военных слуг князей и бояр, рекрутировавшихся в основном из "молодшей дружины", а для представителей менее зависимого от князей слоя внутри последней начинает употребляться термин детские, или гриди (схема 1).

По мере складывания с конца X в. структуры единого государства формируется и разветвленный аппарат управления. Князья назначают из числа старших дружинников посадников - своих наместников для управления в городах, воевод - предводителей различных по численности и назначению военных отрядов, занимающихся также их формированием, тысяцких - высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, зародившейся в недрах дружинной организации (существовали также сотские и десятские), данников - сборщиков поземельных податей, мечников, вирников - судебных чиновников, собиравших денежные штрафы за убийство (виру), емцев, подъездных - мелких чиновников, мытников - сборщиков торговых пошлин, а также других мелких должностных лиц. Из состава дружинной корпорации выделяются управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны и старосты (с XII в. они включаются и в систему государственного управления).

В Древней Руси продолжали действовать народные собрания - веча, которые из племенных сходок превратились в собрания свободных горожан. Решающая роль на вече принадлежала боярам и старцам градским. С укреплением княжеской власти и аппарата управления значение вечевой организации стало резко снижаться. Можно предположить, что такая форма управления пережила серьезную трансформацию: из архаического высшего органа племенного самоуправления к XII-XIII вв. вече превратилось в представительный орган древнерусских городов. Судя по отдельным данным, оно играло важную роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав не поддается определению. Вече могло судить и карать княжеских слуг, но не подменяло собой княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в организованную структуру государственного управления.

Лично свободное сельское население, но обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Их зависимость выражалась прежде всего в уплате ежегодного оброка. Лично зависимое население вотчин, а также несвободные слуги назывались челядью (челядинами) и холопами. Их неполноправное положение было закреплено законодательно. Так, за убийство холопа упла-

Схема 1.

чивался всего лишь штраф в пять гривен, шедший его господину в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос об их положении - предмет давнего спора в историографии. Вероятно, смерды - это группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя.

Во второй половине XI в. появляется слой общинников, которые были вынуждены обращаться к землевладельцам с просьбой о займе ("купе") или о заключении договора ("ряда") на условиях выдачи такому закупу, или рядовичу, в долг рабочего скота или зерна. Таким образом они вступали в долговую зависимость и вынуждены были работать на господина до полного расчета. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами. Бегство закупа или иное преступление превращало его в раба-холопа. Пашню землевладельца обрабатывали обычно ролейные закупы (разорившиеся свободные общинники) или "посаженные" на землю холопы, не обладавшие никакими правами, ответственность за них нес господин.

Законодательство Древней Руси. Русская Правда.

Свод права эпохи Киевской Руси и феодальной раздробленности. В основе его лежат преимущественно национальные источники, в ряду которых выделяются, с одной стороны, нормы обычного права (мести, выкупа, круговой поруки, холопства и т.д.), с другой - княжеские уставы и княжеская судебная практика (в первую очередь Ярослава, его сыновей, Владимира Мономаха). В «Русской Правде» наблюдается также определенное влияние византийского канонического права.

Документ известен в трех редакциях: «Краткой», «Пространной» и «Сокращенной». Древнейшей формой является «Краткая Правда» (XI в.), состоящая из «Правды Ярослава» («Древнейшей Правды»), «Правды Ярославичей», «Покона видного» и «Урока мостника». «Пространная» редакция возникла не ранее 1113 г. и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделялась на «Суд» Ярослава и «Устав» Владимира Мономаха. «Сокращенная» редакция была составлена в середине XV в. из переработанной «Пространной» редакции.

«Русскую Правду» следует рассматривать по преимуществу как процессуальный кодекс, так как в качестве руководящей идеи в ней выступали не закон, право или санкция, а правосудие и его органы: целью свода было установление правил прекращения споров. Вся классификация норм сводится к распределению предметов споров; сами нормы формулируются как руководство для суда.

«Русская Правда» - кодекс частного права, все ее субъекты являются физическими лицами, поэтому за отсутствием понятия юридического лица в ней нет преступлений против государства. В древнерусском кодексе провозглашена защита частной собственности, регулируется ее передача по наследству, по обязательствам и т.д. Примечательно, что в «Русской Правде» отсутствует (по крайней мере, не провозглашается) смертная казнь. Высшей мерой наказания является конфискация имущества и выдача преступника в рабство.

«Русская Правда» отражает эволюцию древнерусских общественных отношений XI-XIII вв., она фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и сословного неравенства. В ней отражена возрастающая роль княжеского суда и в целом княжеской власти. В документе определяется правовой статус отдельных групп населения, критерием выделения которых являются фиксируемые в тексте юридические привилегии. Анализ степени важности и размеров последних в «Русской правде» дает следующую картину социальной структуры древнерусского общества: 1) князья и приближенные к княжескому двору слои (бояре, тиуны, огнищане); 2) свободное население: посадское (боярство, духовенство, купечество, ремесленники, мелкие торговцы и др.) и смерды- общинники; 3) зависимые сословия: некоторые категории смердов, закупы, холопы. Предусматривался также целый ряд промежуточных и переходных категорий.

Нормы «Русской Правды» действовали до конца XV в. (до введения Судебника 1497 года).

Публикации

Русская Правда // Российское законодательство X-XX веков: В 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси / Отв. ред. тома B.JI. Янин. М., 1984.
Правда Русская / Под общ. ред. Б.Д. Грекова. Т. 1. М.; JL, 1940.


Правда роськая (1)
1. Убьеть муж (ь) мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо Словении, то 40 гривен положити за нь.

2. Или будеть кровав или синь надъражен, то не искати ему видока человеку тому; аще не будеть на нем знамениа никотораго же, то ли приидеть видок; аще ли не можеть, ту тому конець; оже ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривне, а летцю мъзда.

3. Аще ли кто кого ударить батогом, любо жердью, любо пястью, или чашею, или рогом, или тылеснию, то 12 гривне; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту конець.

4. Аще утнеть мечем, а не вынем его, любо рукоятью, то 12 грив¬не за обиду.

5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривен.

6. Аще будеть нога цела или начьнеть храмати, тогда чада смирять.

7. Аще ли перст утнеть который любо, 3 гривны за обиду.

8. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.

9. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тьи гривну положить.

10. Аще ли ринеть мужь мужа любо от себе любо к собе, 3 гривне, а видока два выведеть; или будеть варяг или колбяг, то на роту.

11. Аще ли челядин съкрыется любо у варяга, любо у кольбяга, а его за три дни не выведуть, а познають и в третии день, то изымати ему свои челядин, а 3 гривне за обиду.

12. Аще кто поедеть на чюжем коне, не прошавег[о], то по[ло] жити 3 гривне.

13. Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружие, любо порт, а познаеть в своемь миру, то взяти ему свое, а 3 гривне за обиду.

14. Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, нъ рци ему тако: поиди на свод, где еси взял; или не поидеть, то поручника за пятьднии.

15. Аже где възыщеть на друзе проче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на извод пред 12 человека; да аще будеть обидя не вдал будеть, достойно ему свои скот, а за обиду 3 гривне.

16. Аще кто челядин пояти хощеть, познав свои, то к оному ве¬сти, у кого то будеть купил, а той ся видеть ко другому, даже доидеть до третьего, то рци третьему: вдаи ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце.

17. Или холоп ударить свободна мужа, а бежить в хором, а господин начнеть не дата его, то холопа пояти, да платить господин за нь 12 гривне; а за тым, где его налезуть удареныи той мужь, да бьють его.

18. А иже изломить копье, любо щит, любо порт, а начнеть хотети его деръжати у себе, то приати скота у него; а иже есть изло¬мил, аще ли начнеть приметати, то скотом ему заплатити, колько дал будеть на нем.

Правда уставлена руськои земли, егда ся съвокупил Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко, Перенег, Микыфор Кыянин, Чюдин Микула(2).

19. Аще убьють огнищанина в обиду, то платити за нь 80 гривен убиици, а людем не надобе; а в подъездном княжи 80 гривен.

20. А иж[е] убьють огнищанина в разбои, или убиица не ищуть, то вирное платити, в ней же вири голова начнеть лежати.

21. Аже убиютъ огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы, то убита в пса место; а то же покон и тивуницу.

22. А в княжи тивуне 80 гривен. [...]

24. А в сельском старосте княжи и в ра (та) инем 12 гривне.

25. А в рядовници княже 5 гривен.

26. А в смерде и в хо[ло]пе 5 гривен.

27. Аще роба кормилица любо кормиличиц 12.

28. А за княжь конь, иже той с пятном, 3 гривне, а за смердеи 2 гривне, за кобылу 60 резан, а за вол гривну, а за корову 40 резан, а третьякь 15 кун, а за лоныцину пол гривне, а за теля 5 резан, за яря ногата, за боран ногата.

29. А оже уведеть чюжь холоп любо робу, платити ему за обиду 12 гривне.

30. Аще же приидеть кровав мужь любо синь, то не искати ему послуха.

31. А иже крадеть любо кон (ь), любо волы, или клеть, да аще будеть един крал, то гривну и тридесят резан платити ему; или их будеть 18, то по три гривне и по 30 резан платити мужеви.

32. А в княже борти 3 гривне, любо пожгуть любо изудруть.

33. Или смерд умучать, а без княжа слова, за обиду 3 гривны; а в [о]гнищанине, и в тивунице, и в мечници 12 гривъне. [...]

36. А в голубе и в куряти 9 кун, а в утке, и в гусе, и в жераве, и в лебеди 30 резан; а продажи 60 резан.

37. А оже украдуть чюжь пес, любо ястреб, любо сокол, то за обиду 3 гривны.

38. Аще убьють татя на своем дворе, любо у клети, или у хлева, то той убит; аще ли до света держать, то вести его на княжь двор; а оже ли убьють, а люди будуть видели связан, то платити в немь.

39. Оже сено крадутъ, то 9 кун; а в дровех 9 кун.

40. Аже украиуть овъцу, или козу, или свинью, а их будеть 10 одину овьцу украле, да положать по 60 резан продажи; а хто изимал, тому 10 резан.

41. А от гривни мечнику куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а от 12 гривну емъцю 70 кун, а в десятину 2 гривне, а князю 10 гривен.

42. А се поклон вирныи: вирнику взяти 7 ведор солоду на неделю, тъж[е] овен любо полот, или две ногате; а в сред[у] резану въже сыры, в пятницу тако же; а хлеба по кольку могуть ясти, и пшена; а кур по двое на день; коне 4 поставите и сути им на рот, колько могут зобати; а вирнику 60 гривен и 10 резан и 12 веверици, а переде гривна; или ся пригоди в говение р[ы]бами, то взяти за рыбы 7 резан; тъ всех кун 15 кун на неделю, а борошна колько могуть изъясти; до недели же виру [ссберу] ть вирници; то та урок Ярославль.

43. А се урок мостьников: аще помостивше мост, взяти отдела ногата, а от городници ногата; аще же будеть ветхаго моста под-твердите неколико доек, или 3, или 4, или 5, то тое же. [...]

Примечания:

1) «Правда роськая» («Русская Правда») - открыта В.Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи конца XIV в., впервые издана в 1767 г. А. Шлецером. На сегодняшний день известно более 100 списков XIII-XVIII вв.

Фрагменты текста публикуются по изданию: Русская Правда / / Российское законодательство х-хх веков: В 9 т. Т. 1. Законодатель­ство Древней Руси / Отв. ред. тома В.Л. Янин; Текст подг. Т.Е. Новиц­кой, я.н. Щаповым. М., 1984. С. 47-63.

2) Правда уставлена... - речь идет об официальном характере при­нятия Правды Ярославичей, составленной в 1072 г. Среди упоминае­мых лиц - принимавшие участие в совещани сыновья Ярослава 1 Мудрого (978-1054) Изяслав, Всеволод и Святослав.

Изяслав (1024-1078), старший из Ярославичей, был киевским князем в 1054-1073 и 1076-1078 гг. Святослав (1027-1076), третий сын Ярослава, сначала княжил в Чернигове, а в 1073-1076 гг. - в Киеве вместо изгнанного им Изяслава. Всеволод (1030-1093) был переяславским князем, киевский престол занимал в 1078-1093 гг. Кроме них присутствовали представители киевской и вышегородской знати. Коснячко - воевода Изяслава во время киевского восстания 1068 г., Микыфор Кыянин - влиятельный киевлянин, о дворе которого упоминается также в Ипатьевской летописи. Именем Чюдин Микула, по мнению ряда ис­следователей, на самом деле обозначены два лица - Чюдин, бывший в 1072 г. главой Вышгорода, и Микула, упоминающийся в Успенском сборнике ХII в. как «старейшина огородником». Лицо, названное Перенегом, неизвестно.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

5. Правовая система Древней Руси

Исторически первым источником права Древнерусского государства были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, среди которых можно отметить кровную месть, принцип талиона: «равным за равное». Совокупность этих норм называют «Законом русским».

Первыми писанными памятниками древнерусского права были договоры Руси с Византией. Эти договоры носили международно-правовой характер, но в них получили отражение и нормы Закона русского.

Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская правда», сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Она известна в трех редакциях - Пространной, Краткой (Правда Ярославичей) и Сокращенной.

Кроме «Русской правды» в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов («Закон Судный людем» из Болгарии, Кормчие книги- византийские сборники церковно-гражданских постановлений ).

«Русская правда» и другие источники древнерусского права четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю.

Обязательственное право сосредоточено на обязательствах из договоров и обязательствах из причинения вреда.

Брачно-семейное право с принятием христианства стало вводить новые для народа понятия: моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи. По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви.

Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.

Уголовное право было феодальным. Жизнь, честь, имущество холопов законом не охранялись. Блага же, принадлежащие феодалам, защищались всемерно. «Русская правда» знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда только два рода преступлений, хотя и имеющие целый список возможных нарушений.

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

37. Возникновение политико-правовых представлений в Древней Руси Образование государства сопровождалось появлением и развитием политико-правовой идеологии. Важнейшая идеологическая акция – принятие на Руси в 988 году христианства, ставшего государственной религией.

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

5. Государственный строй древнерусского государства. Территориальное устройство киевской Руси. Правовое положение населения Руси Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

35 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Формирование политических и правовых представлений в Древней Руси связано с монахами-летописцами. В XI в. на Руси появляются первые литературные произведения. Они посвящены проблемам устройства общества,

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

Глава 3. Общая характеристика развития законодательства об уголовных наказаниях и их исполнении в Древней Руси, дореволюционной и Советской России 3.1. Законодательство о наказании и его исполнении в Древней РусиСреди памятников древнерусского права, содержащих нормы об

Из книги История таможенного дела и таможенной политики России автора Пиляева Валентина

Система кормлений на Руси В Московском государстве уезды нередко отдавались (жаловались) в управление княжеским наместникам из числа представителей знати.Пожалование получило наименование отдачи «в кормление», так как наместники и волостели (управляющие более мелкими

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Формирование пенитенциарного законодательства в Древней Руси IX в. Пенитенциарное законодательство начало формироваться в Древней Руси в период становления государственности у восточных славян. Так, самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

3. Общественный строй Древней Руси Ранние феодальные общества были строго стратифицированы, т. е. каждое сословие имело особенный юридический статус. В древнерусском обществе существовали следующие категории населения.Рабы и холопы. Рабство на Руси получило

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

4. Государственное устройство Древней Руси Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору, а сеньор обязан был

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 3 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.Брахманизм Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация