Учение Г. Гроция о праве и государстве. Гуго гроций и его учение о государстве и праве Глава I. Роль концепции Гуго Гроция в истории мировых политических и правовых учений

Главная / Авто

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Рубрика (тематическая категория) Политика

Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.

Суверенитет государства, ᴛ.ᴇ. верховная власть госу­дарства - это такая власть, ʼʼдействия которой не подчинœе­ны иной власти и не бывают отменены чужой властью по ее усмотрениюʼʼ.

Гроций различает общего носителя суверенитета - госу­дарство, а также конкретных носителœей, которыми бывают как одно лицо, так и несколько лиц. По этой причине государ­ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не должна быть названа совершенной, ʼʼибо ка­кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностейʼʼ.

Учение Гроция о суверенитете связано с его представле­нием о договорном происхождении государства: до момен­та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.

Право народа на низложение и наказание носителœей су­веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас­но предписаниям естественного права должны соблюдать­ся. Исходя из этой логики, народ не должен иметь права ʼʼнизлагать и каратьʼʼ государей, которые злоупотребляют своей властью.

При этом народ, по Гроцию, всœе же имеет это право, в случае если государь

‣‣‣ становится ʼʼявно враждебным всœему народуʼʼ;

‣‣‣ уже отрекся от престола;

‣‣‣ утратил свою власть, полученную под каким-либо ус­ ловием;

‣‣‣ при вручении ему власти он сам дал согласие на то, что ему, в известных случаях, можно оказывать сопротив­ ление и др.

Понятие права. Под правом Гроций понимал ʼʼправила нравственных поступковʼʼ, которые являются для индиви­дов обязательными: ʼʼВо всяком случае, необходима обя­занность, ибо... к примеру, правила чести, не имеющие обя­зательной силы, не заслуживают названия закона или праваʼʼ.

Классификация права. Вслед за Аристотелœем Гроций де­лил право на естественное и позитивное (волеустановлен-ное).

108 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

В отличие от Аристотеля, для которого источником ес­тественного права была природа, для Гроция источник естественного права - разум. Естественное право - это ʼʼпредписания здравого разумаʼʼ.

Источником позитивного права для Гроция является воля, которая должна быть человеческой и божественной.

Гроций не только по-новому определил источник есте­ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс­лящему индивиду:

S воздержись от присвоения чужого имущества;

S верни полученную тобой чужую вещь;

■S возмести извлеченную из этой вещи выгоду;

S возмести ущерб, причинœенный по твоей винœе;

S воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);

S договоры крайне важно соблюдать (pacta sunt servanda).

Правила естественного права, считал Гроций, неизмен­ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По­этому естественное право незыблемо и не может: быть из­менено даже Богом: ʼʼДействительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обра­тить в доброʼʼ.

Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает защи­ту в силу права естественного: ʼʼПраво собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установлено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чу­жой собственностиʼʼ.

Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за крайне важно сть подчи­няться правовым ограничениям, в случае если война уже началась: ʼʼЯ был свидетелœем такого безобразия на войне между христианами, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позорно даже для варваров, а имен­но: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным по­водам, а то и вовсœе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человечес­ких, законов, как если бы в силу общего закона разнуздан­ное неистовство вступило на путь всœевозможных злодея­нийʼʼ.

7.2. Политическое учение Томаса Гоббса

Гуго Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Но­вого времени, основу которой составил рационализм. Он внес существенный вклад в науку международного права.

Гоббс Томас (1588-1679) - английский политический мыслитель, теоретик ʼʼсильногоʼʼ государства.

Эпоха. Английская буржуазная революция (начало - 1640 ᴦ.); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного парламентом в 1649 ᴦ.; учреждение республики (commonwealth) (1649-1653); диктатура Кромвеля (1653-1658); реставрация династии Стюартов - правление Кар­ла II (1660-1685).

Биография. Томас Гоббс родился в Веспорте на юге Ан­глии (по другим сведениям - в Мальмеберге). Мать - кре­стьянка, отец - священник. Еще в школе овладел латинс­ким и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского университета͵ который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателœем сына одного из английских баронов, что по­зволило ему путешествовать по другим европейским стра­нам (Франция, Италия). В 1613 ᴦ. Гоббс стал секретарем у Френсиса Бэкона - философа и высокопоставленного по­литика; в 1646 ᴦ. преподавал математику будущему королю Карлу II, проживающему во время правления Кромвеля в Париже.

Современники: Рене Декарт (1596-1650) - француз­ский философ (картезианство), математик (декартова сис­тема координат), физик (вихри Декарта), физиолог (ввел представление о рефлексе - дуга Декарта).

Логическое основание политике-правового учения. Т. Гоббс - материалист. Он считал, что человек - это тело в мире тел: ʼʼЧеловек ведь является не только физическим телом; он представляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой при­чинœе его следует рассматривать равным образом как чело­века и как гражданинаʼʼ.

Основные работы: ʼʼО гражданинœеʼʼ (1642); ʼʼЛевиа­фан, или материя, форма и власть государства церковного

НО Глава 7. Возникн овение теорий естественного права...

и гражданскогоʼʼ (1651). Эти сочинœения были внесены в ʼʼИндекс запрещенных книгʼʼ.

Гоббс различает догосударственное, ᴛ.ᴇ. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, ᴛ.ᴇ. граж­данское, состояние (status civilis).

В естественном состоянии человек действует как физи­ческое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право - это ʼʼсвобода всякого чело­века использовать свои собственные силы по своему ус­мотрению для сохранения своей собственной природы, ᴛ.ᴇ. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать всœе то, что по его собственному суждению и разумению явля­ется наиболее подходящим для этого средствомʼʼ.

Естественное состояние - это состояние войны всœех против всœех (bellum omnium contra omnes); состояние по­стоянного страха за свою жизнь.

При этом людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) - неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) - ʼʼнайденное разумом общее правило, со­гласно которому человеку запрещается делать то, что па­губно для его жизни или что лишает его средств к ее сохра­нению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизниʼʼ.

Гоббс различает три фундаментальных естественных закона.

1. Закон как цель: ʼʼследует искать мира и следовать емуʼʼ.

2. Закон как средство: ʼʼв случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на всœе вещи в той мере, в какой это крайне важно в интересах мира и са­ мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру­ гих людей по отношению к себеʼʼ. Отказаться от права на всœе вещи означает для Гоббса ʼʼупразднить общность иму­ ществаʼʼ и установить право собственности, отсутствие ко­ торого в естественном состоянии - причина ʼʼвойны всœех против всœехʼʼ.

3. Закон как долг: ʼʼлюди должны выполнять заключен­ ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника­ кого значенияʼʼ (pacta sunt servanda).

7.2. Политическое учение Томаса Гоббса

Все естественные законы, в понимании Гоббса, это мо­ральные законы, они ʼʼвсœегда и везде обязывают людей пе­ред внутренним судом, или судом совестиʼʼ. Чтобы эти законы выполнялись всœеми, а не только моральными лич­ностями, необходима общая для людей власть. Чтобы уста­новить эту общую для всœех власть крайне важно, чтобы ʼʼлюди назначили одного человека или собрание людей, ко­торые явились бы представителями их лицаʼʼ. Каждый до­веряет носителю общей власти делать всœе, чтобы обеспе­чить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: ʼʼЭто больше, чем согласие или еди­нодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым че­ловеком с каждым другим...ʼʼ. ʼʼВ случае если это свершилось, то множество людей, объединœенных таким образом в одном лице, принято называть государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитойʼʼ.

Отрицание права индивидов па сопротивление государ­ству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчи­нении суверену, а не отдельные договоры с ним, в связи с этим по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор.
Размещено на реф.рф
Все, что бы суверен ʼʼни делал, не должна быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных и он не должен кем-либо из последних обвинœен в несправедливостиʼʼ. Следовательно, ни один су­верен ʼʼне должна быть по праву казнен или как-нибудь ина­че наказан кем-либо из своих подданныхʼʼ.

Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: ʼʼПоложение человека никогда не должна быть без того или другого неудобства и что вели­чайшее стеснение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может иногда испытывать на­род при какой-либо форме правления, едва чувствитель-. но по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над со­бой никакой принудительной власти, удерживающих их от грабежей и актов мести... если сохранить такое всœеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но бес­порядочная толпа, как у циклоповʼʼ.

Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и

112 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

пригодность формы правления для обеспечения безопас­ности людей.

Гоббс выделяет три формы, правления государства:

‣‣‣ монархию;

‣‣‣ аристократию;

‣‣‣ демократию.

Монархия - такая форма правления государства, при которой общие интересы совпадают больше всœего с частны­ми интересами: ʼʼБогатство, сила и слава монарха обуслов­лены богатством, силой и славой его подданныхʼʼ.

Аристократия - такая форма правления государства, при которой ʼʼверховная власть принадлежит собранию лишь части гражданʼʼ.

Демократия - такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всœех.

Гоббс критиковал монархию, потому что по наследству верховная власть может достаться несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло. Но демокра­тия также вызывала его критику, так как в отношении ре­шения вопросов о войне и мира и в отношении составления законов она оказывается в ʼʼтаком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнегоʼʼ.

Образ государства. Государство представляется Гоббсу Левиафаном. Левиафан - это морское чудовище, о кото­ром сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто че­шуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках - символы государственной власти: ʼʼИбо искусством создан тот великий Левиафан, который принято называть государством (по латыни civitas) и который яв­ляется лишь искусственным человеком, хотя и более круп­ным по размерам и более сильным, чем естественный чело­век, для охраны и защиты которого он был созданʼʼ.

Гоббс проводит аналогии между государством как ис­кусственным человеком и человеком как таковым: верхов­ная власть - душа; магистраты - суставы; награда и нака­зание - нервы; благосостояние и богатство частных лиц - это сила; безопасность народа - занятие; справедливость и законы - искусственный разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - болезнь; гражданская война - смерть.

Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько мате­матически образными были его выводы. Гоббс отправляет-

7.3. Учение Джона Локка о праве и г осударстве... 113

ся не от действительной истории, а исходит из гипотети­ческого естественного состояния. Идеи Гоббса были вос­приняты основателœем школы юридического позитивизма Джоном Остином.

Словарь ʼʼBellum omnium contra omnesʼʼ - ʼʼВойна всœех против

ʼʼCogito ergo sumʼʼ - ʼʼЯ мыслю, следовательно, я суще­ствуюʼʼ (Декарт)

ʼʼPacta sunt servandaʼʼ - ʼʼДоговоры должны соблюдатьсяʼʼ

7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве. Теория разделœения властей

Локк Джон (1632-1704) - английский мыслитель, пер­вый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчуждаемых прав человека, разделœения властей и за­конности.

Эпоха. ʼʼСлавная революцияʼʼ 1688 ᴦ. в Англии, приня­тие ʼʼБилля о правахʼʼ 1689 ᴦ., установление конституцион­ной монархии.

Биография. Джон Локк родился в Рингтоне (графство Сомерсет на юго-западе Англии). Отец его был провинци­альным адвокатом, служил в парламентской армии Кром­веля. Во время диктатуры Кромвеля Джон Локк учился в колледже Христовой церкви Оксфордского университе­та - за выдающиеся успехи его приняли на казенный счет, в 1656 ᴦ. получил степень бакалавра, в 1658 ᴦ. - степень магистра. Был домашним врачом и доверенным лицом од­ного из английских лордов. Во время английской ʼʼСлав­ной революцииʼʼ 1688 ᴦ. находился в эмиграции в Нидер­ландах. В 1689 ᴦ. вернулся в Англию, где опубликовал свои произведения, принœесшие ему известность. Умер от тяже­лой легочной болезни. Сочинил собственную эпитафию: ʼʼОстановись, путник: здесь покоится Джон Локк. В случае если ты спросишь, что за человек он был, то знай - он был доволен своим скромным уделом. Он был воспитан как ученый, всœе свои дни и труды он посвятил постижению истины. Это ты сможешь узнать из его сочинœенийʼʼ.

Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.

114 Глава 7. Возн икновение теорий ес тест венного права...

Основные работы: ʼʼОпыты о законах природыʼʼ (1662-1664); ʼʼО медицинском искусствеʼʼ (1669); ʼʼДва трактата о правленииʼʼ (1690).

Жизнь, свобода и собственность - вот триада есте­ственных и неотчуждаемых прав человека по Локку.

Критика абсолютной монархии. Абсолютная монар­хия, считал Локк, несовместима с гражданским обще­ством и не должна быть вообще формой гражданского правления. ʼʼЦель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном делœеʼʼ.

Концепция договорного происхождения государства. Го­сударство создается для преодоления недостатков есте­ственного состояния путем заключения общественного до­говора: ʼʼЛюди вступают в соглашение с другими людьми об объединœении в сообщество для того, чтобы удобно, мир­но совместно жить, спокойно пользуясь своей собственнос­тью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом обществаʼʼ.

Заключение общественного договора позволяет преодо­леть недостатки государственного состояния, при котором:

1) ʼʼнет установленного, определœенного, известного за­ кона, который был бы признан и допущен по общему со­ гласию в качестве нормы справедливости и несправедливо­ стиʼʼ;

2) ʼʼнет знающего и беспристрастного судьиʼʼ;

3) ʼʼнедостает часто силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в ис­ полнениеʼʼ.

Эти недостатки лишают индивидов возможности обес­печить свою частную собственность - одно из фундамен­тальных для Локка естественных прав человека: ʼʼВеликой и главной целью объединœения людей в государства и пере­дачи ими себя под власть правительства является сохране­ние их собственностиʼʼ.

7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве... 115

Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека крайне важно следующее.

1. Ограничить объём законодательной власти. Законо­ дательная власть:

‣‣‣S не должна быть ʼʼабсолютно деспотической в отноше­нии жизни и достояния народаʼʼ;

■/ ʼʼне может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласияʼʼ;

‣‣‣S ʼʼзаконодательная власть представляет собой лишь доверенную властьʼʼ;

■S ʼʼзаконодательный орган не может передать право из­давать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, до­веренное народом...ʼʼ.

2. Разделить государственную власть: ʼʼЗаконодатель­ ную и исполнительную власть часто нужно разделятьʼʼ.

Локк выделяет три власти:

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) федеративную.

Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение за­конов. Федеративная власть - это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.

У Дж. Локка разделœение властей - это соподчинœение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всœем другим видам власти.

Право народа на сопротивление законодательной влас­ти. Суверенитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание: ʼʼСообщество постоянно со­храняет верховную власть для спасения себя от покуше­ний... кого угодно, даже своих законодателœей, в тех случаях, когда они окажутся настолько глупыми или настолько зло­намеренными, чтобы создавать и осуществлять заговоры против свободы и собственности подданногоʼʼ.

Концепция законности у Локка состоит из двух частей.

1. Соотношение закона и свободы. Свобода - это жизнь в соответствии с законом: постоянным; общим для каждого в обществе; установленным законодательной властью, со­зданной в обществе. И наконец, свобода - это возможность следовать своему собственному желанию во всœех случаях, когда это не запрещает закон.

116 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

2. Равенство всœех перед законом: ʼʼПреступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблюʼʼ.

Концепция неотчуждаемых естественных прав челове­ка, разработанная Джоном Локком, была воспринята Тома­сом Джефферсоном, подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локков-скую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).

В дальнейшем теория разделœения властей Локка была развита Ш. Л. Монтескье.

7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) - голландский философ, теоретик естественного права и договорного про­исхождения государства.

Эпоха. В XVII в. Нидерланды представляли собой фе­деративную республику, которая до середины века была самой развитой буржуазной страной Европы. По мнению историков, ʼʼвместо подлинно единых Нидерландов рес­публика представляла собою "тесную унию"ʼʼ. Усиливают­ся противоречия между кальвинистским духовенством и республиканским правительством. Возобновляются по­пытки дворянства установить монархию.

Биография. Бенедикт (Барух) Спиноза родился в Ам­стердаме, в еврейской купеческой семье, которая бежала из Португалии в Нидерланды, спасаясь от преследований ин­квизиции. Рано стал помогать отцу в торговле. В 1654 ᴦ. после смерти отца возглавил его дело. Заинтересовался ес­тественными науками и философией Декарта. В 1656 ᴦ. за несоблюдение еврейских религиозных обрядов и отказ по­сещать амстердамскую синагогу был подвергнут великому отлучению от синагоги. Был вынужден переселиться в про­винцию, где занимался философией и шлифовкой стекол. Ему покровительствовал Ян де Витт, известный матема­тик, который возглавлял нидерландское правительство и

_____ 7.4. Поли тико-правовое учение Бенедикта Спинозы 117

был лидером республиканской партии. В 1670 ᴦ. Спиноза переехал в Гаагу, а в 1677 ᴦ., в 45-летнем возрасте, умер от чахотки, в ужасающей бедности.

Логическое основание политико-правового учения. Спиноза - материалист, для которого мир природы не яв­ляется продуктом творения Бога и не содержит в себе ни­чего сверхъестественного. В природе, полагал Спиноза, всœе детерминировано. Спиноза был последователœем учения пантеизма, отождествлявшего Бога и природу. Ф. Энгельс отмечал, что, начиная со Спинозы, философия ʼʼнастойчи­во пыталась объяснить мир из него самогоʼʼ.

Основные работы: ʼʼПринципы философии Рене Декар­таʼʼ (1663); ʼʼБогословско-политический трактатʼʼ (1670); ʼʼЭтика, доказанная геометрическим методомʼʼ (1675), в ко­торой Спиноза построил сложную систему этических норм с помощью правил Евклидовой геометрии; ʼʼПолитический трактатʼʼ (не завершен).

Содержание политико-правового учения. Спиноза выработал концепцию естественных прав человека, рас­сматривая эти права с точки зрения естествоиспытателя. Естествоиспытатель одинаково осмысливает как явления мира природы, так и социальные явления. Как естествоис­пытатель Спиноза, к примеру, не видел никакой принципи­альной разницы в изучении человека или рыбы. Для Спи­нозы рыбы - это существа, которые определœены природой к плаванию, а большие рыбы определœены природой к по­жиранию меньших рыб. Рассуждая таким образом, он при­знавал за рыбами естественные права. Рыбы, считал Спи­ноза, по своему высшему естественному праву владеют водой, а большие рыбы - еще и правом пожирать малых, человек представлялся Спинозе такой же частицей приро­ды, как и рыбы, в связи с этим человек подчиняется тем же зако­нам природы, что и рыбы.

Вслед за Гоббсом Спиноза стремился изучать человека и его действия как геометр.
Размещено на реф.рф
Необходимо, полагал Спиноза, рассматривать ʼʼчеловеческие действия и влечения точно аналогично тому, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телахʼʼ.

Спиноза делает вывод, что человек как существо при­родное руководствуется, прежде всœего, своими аффектами (эгоизм, страсть, корысть и др.), одновременно следуя за­кону самосохранения: ʼʼстремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлече-

118 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...

Нием, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущимʼʼ, ʼʼс величайшим жаром ищет своей пользы, а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достоянияʼʼ.

Итак, естественное право человека - это право на само­сохранение, которым обладает каждый индивид. Есте­ственное право индивида - это его природная ʼʼмощьʼʼ, ʼʼсилаʼʼ.

Спиноза разделял концепцию договорного происхожде­ния государства. Он различал два состояния людей: есте­ственное и государственное.

Естественное состояние представлялось ему борьбой отдельных сил-прав, которую ведут отдельные индивиды в целях своего самосохранения.

При этом самосохранение, полагал Спиноза, не должна быть обеспечено в естественном состоянии, так как отсут­ствует общее для всœех право, нет никакого понятия пре­ступления, всœе равны в своем праве на всœе.

Самосохранение каждого индивида, заключал Спиноза, должна быть обеспечено только в государстве, в котором по общему праву всœего государства решается, что есть добро, а что зло. По этой причине, учил Спиноза, сама природа людей дик­тует им выход - перейти в государственное состояние: ʼʼЯсно, что причин и естественных основ государства сле­дует искать не в указаниях разума (ratio), но выводить из общей природы... людейʼʼ.

Путь перехода из естественного состояния людей в го­сударственное Спиноза видел в заключении общественно­го договора между индивидами: ʼʼОбщество должна быть со­здано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор должна быть соблюдаем всœегда с величай­шей верностью, если, конечно, каждый перенесет на обще­ство всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на всœе, ᴛ.ᴇ. высшее гос­подство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказанияʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство у Спинозы является ре­зультатом сложения сил-прав, а высшее естественное пра­во государства равняется сумме естественных сил-прав ин­дивидов.

Спиноза полагал, что государство - необходимая фор­ма человеческого существования, потому что только оно способно сдерживать аффективную природу человека:

7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спи нозы 119

ʼʼ...Ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно и без законов, умеряющих и сдержи­вающих страсти и необузданные порывы людейʼʼ.

При этом отношение Спинозы к создаваемому индивида­ми государству утилитарное: он полагал, что каждый инди­вид связан общественным договором только до тех пор, пока он приносит ему пользу. Как только договор переста­нет приносить пользу индивиду, ʼʼдоговор сразу прекраща­ется и остается недействительнымʼʼ.

В отличие от Гоббса Спиноза считал, что ʼʼестественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращает­сяʼʼ, так как в каждом из этих состояний человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом и надеждой; ʼʼкаждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другогоʼʼ.

Концепция границ государственной власти. Вслед за Ма­киавелли Спиноза обратился в своих исследованиях к про­блеме определœения границ вмешательства государства в жизнь общества.

Макиавелли предлагал решать эту проблему с опорой на тот исторический опыт, который был накоплен у раз­личных народов. К примеру, он призывал государя, стремя­щегося получить поддержку у своих подданных, не пося­гать на их имущество и не задевать честь подданных. Спиноза решает ту же самую проблему на базе выведен­ного им закона самосохранения. всœего живого, согласно которому всœе в природе стремится к самосохранению, включая и государство. Спиноза считал, что ʼʼк праву госу­дарства менее относится то, на что негодует большинствоʼʼ. Развивая эту тему, он конкретизирует границы государ­ственного вмешательства. Государство не должно посягать, прежде всœего, на свободу мысли:

‣‣‣ ʼʼто правление считается насильственным, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по­ сягает на умыʼʼ;

‣‣‣ ʼʼто правительство самое насильническое, при котором отрицается свобода за каждым говорить и учить тому, что он думаетʼʼ;

‣‣‣ ʼʼзаконы, устанавливаемые относительно мнений... из­ даются не для обуздания злодеев, но скорее для раздраже­ ния честных людей и не бывают защищаемы без боль­ шой опасности для государстваʼʼ;

120 Глава 7. Возникновение теорий естественного пра ва...

‣‣‣ ʼʼможно ли выдумать большее зло для государства, чем то, что честных людей отправляют как злодеев в изгнание потому, что они иначе думают и не умеют притворяться?ʼʼ. В качестве обоснования невмешательства государства в духовную сферу человеческой жизни Спиноза выбрал ссылку на предмет заключенного индивидами обществен­ного договора: ʼʼКаждый поступился, заключив обществен­ный договор только правом действовать по собственному решению, а не правом рассуждать и судить о чем-либоʼʼ.

Спиноза предложил новый критерий насилия над под­данными в государственном правлении: ʼʼЧем менее дают людям свободы суждения, тем более уклоняются от состо­яния наиболее естественного и, следовательно, тем на­сильственнее господствуютʼʼ. Этот критерий использует­ся Спинозой и при анализе конкретных форм правления государства.

Классификация форм государственного правления. Спи­ноза различает три формы государственного правления: монархию; аристократию; демократию.

Спиноза - против абсолютной монархии, но допускает ограниченную монархию, поскольку считает, что ʼʼустойчи­вость монархической формы правления тогда будет, когда всœе право будет изъявленной волей царя, но не так, чтобы всякая воля царя была правомʼʼ.

Аристократия - это такая форма государственного правления, при которой носителœем власти выступает ʼʼдос­таточно многочисленное собраниеʼʼ. Примерами такой формы государственного правления были для Спинозы Венецианская и Голландская республики, в которых власть была открыта ʼʼбольшинству богатыхʼʼ, ᴛ.ᴇ. патрициату, а простонародье от власти отстранялось.

Аристократия признавалась Спинозой более устойчи­вой формой государственного правления, нежели монар­хия, так как при этой форме правления:

‣‣‣/ нет секретных расходов, обременительных для под­данных;

S государство ʼʼболее приспособлено к сохранению сво­бодыʼʼ;

‣‣‣S монархи смертны, а советы, напротив, вечны.

Демократия воспринималось Спинозой как наиболее естественная форма государственного правления, так как она позволяет сохранить свободу индивидов, которую при­рода представляет каждому. В этом государстве, полагал

____ 7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 121

Спиноза, ʼʼкаждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всœего общества, единицу которого он со­ставляетʼʼ. В демократическом государстве всœе договари­ваются действовать только исходя из общего решения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило наибольшее число голосов: ʼʼВ демокра­тическом государстве менее должно бояться нелœепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания со­шлось на одной нелœепостиʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать вывод, что Спиноза при­емлет только такие формы государственного правления, в которых допускается свобода мысли: монархию, в которой монарх опирается на мнение Совета; аристократию, кото­рая, по определœению, предполагает коллегиальное вынесе­ние решений; демократию как оптимальную форму реали­зации свободы мысли.

Теория закона. Спиноза придавал большое значение за­конам, устанавливаемым в государстве. Исходя из того, что человек по своей природе - существо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не руковод­ствуется истинным разумом, а большинство людей руко­водствуются лишь своим мнением, движимы прихотями, не считаются с будущим, Спиноза обосновывал необходи­мость законов для людей. Он писал: ʼʼНи одно общество не может существовать... без законов, умеряющих и сдержива­ющих страсти и необузданные порывы людейʼʼ; законы нужны для того, чтобы ʼʼсдержать толпу, точно лошадь уз­дой, насколько это возможноʼʼ.

В связи с этим Спинозу волновал вопрос: как воплотить в законах истинный разум, направленный на общее благо? Отвечая на него, Спиноза сознавал, что создание законов не должна быть доверено монархам или любым другим от­дельным лицам, прихоти которых в силу слабости челове­ческой природы неизбежно возьмут верх над разумом. Что­бы закон был разумен, делал вывод Спиноза, он должен быть принят большим собранием людей, в котором проти­воречивые частные интересы и аффекты взаимопогашают­ся, и в результате остается только разумное начало.

Представление Спинозы о законе как выражении челове­ческого разума напоминает положение Аристотеля о законе как уравновешенном разуме.

Впоследствии идея о том, что свобода людей в государ­стве возможна лишь в условиях подчинœения равному для

122 Глава 7. Возникновение теори й естественного права...

всœех и в то же время разумному закону, появится у Локка, а затем станет общей для французских просветителœей (Воль­тер, Монтескье, Руссо).

Спинозу волновала проблема устойчивости законов, ко­торая может служить критерием их эффективности. Он ре­шал эту проблему следующим образом: ʼʼЗаконы же оста­ются незыблемыми, когда они защищаются и разумом, и общим для людей аффектом; иначе, ᴛ.ᴇ. если законы опира­ются исключительно на разум, они, конечно, бессильны и легко нарушаютсяʼʼ.

Спиноза поднял проблему панюридизма - тотального регулирования общества законами. Спиноза - противник панюридизма: ʼʼКто хочет всœе регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит ихʼʼ.

В частности, Спиноза не допускал даже мысли о том, что государство может навязывать посредством законов мораль.

С именем Спинозы связана идея народного суверените­та͵ истоки которой можно найти в Средние века у Марси-лия Падуанского. Продолжателœем традиции обоснования народного суверенитета в эпоху французского Просвеще­ния станет Руссо (схема 2).

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107" 2017, 2018.

Гуго Гроций (политические взгляды)

Гуго Гроций (политические и правовые взгляды)

Происхождение государства в рамках концепции Гуго Гроция

Догосударственный период жизни людей был охарактеризован Гроцием как «естественное состояние». В данном состоянии не было частной собственности, не было вышестоящих или нижестоящих людей, так как всё было общим. Со временем люди стали заниматься различными ремёслами и искусствами, ведя изысканный образ жизни. Кроме того, вместе с этим появляются многочисленные пороки, происходит переход от первобытной общности к разделению вещей (сначала движимых, а затем и недвижимых). Между людьми портятся отношения, а в обществе всё чаще возникают ссоры. Таким образом, появляется частная собственность.

При этом государство формируется на базе договора жителей. Теория данного договорного происхождения государства была противопоставлена феодальной концепции «божественности» власти. Сначала люди объединялись не по божественной воле, а на добровольных началах, убедившись на собственном опыте в бессилии некоторых отдельных семейств противиться насилию. Отсюда ведёт начало гражданская власть.

Гуго Гроций – основоположник международного права

Главной целью государства является сохранение правопорядка, а также охрана частной собственности, так как, прежде всего общество преследует цель пользования своим достоянием, которое обеспечивается каждому общими силами. Согласно Гроцию, государство – совершенный союз вольных жителей, который заключён ради общей пользы и соблюдения права.

Основной характеристикой успешного государства по Гроцию является суверенная верховная власть, к атрибутам которой прилагается правосудие, издание законов (как в светской, так и в религиозной области), назначение должностных лиц, а также прямое руководство их деятельностью, вопросы мира и войны, взимание налогов и заключение международных договоров.

Государство является общим носителем суверенной верховной власти, а носителями власти в её собственном смысле могут быть несколько (или один) человек – сообразно правам и законам того или иного народа.

Основной причиной создания «Трех книг о праве войны и мира» являлось стремление Гроция доказать, что даже во время военных действий голос закона не может заглушить оружейный грохот.

Учения Гроция о правде мира и войны было направлено на создание нового типа мирового сообщества, которое бы организовывалось по принципу равенства, взаимности и сотрудничества между всеми государствами и народами и их жителями.

История политических и правовых учений. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

50. Воззрения Г. Гроция на государство

Голландский юрист Гуго Гроций (1583–1645) написал трактаты «Свободное море», «О праве войны и мира в трех книгах» под воздействием буржуазной революции в Нидерландах. Целью трактата было решение актуальных проблем международного права той эпохи. Но разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате Гроций разработал политико-правовую доктрину, основанную на новой методологии, содержащей оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.

Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Для естественного права источником является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе базируются предписания естественного права (требования разума), к которым Гроций относит «как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания».

Волеустановленное право (которое делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права: общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия, по этой причине справедливость как условие общежития «целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние».

Гроций считал, что государство должно обеспечивать общую пользу, поскольку является союзом свободных людей. В государстве он видел сознательную деятельность людей, результат общественного договора, что шло вразрез с теологической концепцией богоустановленности государства, характерной для того времени. Государство служит основой длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Действия государства должны быть направлены на признание и охрану частной собственности своих граждан. Считая договор важнейшей основой отношений между государствами, Гроций выступал против войн и утверждал, что в международных отношениях все решает не сила, а договор.

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

16 УЧЕНИЕ Г. ГРОЦИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ Одним из первых теоретиков школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583–1645), он написал трактат «О праве войны и мира. Три книги» (1625 г.). Целью этого трактата было решение важных проблем международного права.

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

29 СОЛИДАРИСТСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВО И ПРАВО Солидаризм как политико-правовое учение возникло благодаря Огюсту Конту. Для соли-даризма характерно неприятие идей о существовании субъективных прав, дестабилизирующих общество. Центральным понятием солидаризма

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

39. Воззрения Марсилия Падуанского Средневековый мыслитель Марсилий Падуанский, ректор Парижского университета, жил в 1280–1343 гг. и был известен тем, что, развивая учение Аристотеля о форме и материи, поддержал светские власти в их борьбе против римского папы и обосновал

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

41. Воззрения Макиавелли на право и государство Макиавелли считал образцом государства античную республику (Афины или Рим), целью нормального государства он видел обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек свободно пользовался своим имуществом, не страшился за жен и

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

46. Воззрения Бодена на государство Ж. Боден отверг классическое разделение форм государства на правильные и неправильные, создав классификацию по типу суверена (главы государства), который принимает законы: один человек (король) - монархия, несколько людей

Из книги автора

51. Воззрения Г. Гроция на государственный суверенитет Гроций считал, что некогда существовало «естественное состояние», когда не было ни государства, ни частной собственности, но развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, стремление людей к общению, их

Из книги автора

52. Теория естественного права Г. Гроция По концепции естественного права Г. Гроция, право основано не на воле Бога, а на природе человека: у людей заложено стремление к мирному общению (Аристотель), которое организовано согласно разуму, и это стремление к общению является

Из книги автора

53. Политические воззрения Дж. Мильтона Известный английский поэт Джон Мильтон (1608–1674) был основоположником учения индепендентов. В целом индепенденты не были сторонниками широкой демократии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституционную монархию, затем

Из книги автора

55. Воззрения Дж. Лильберна на правовое государство Дж. Лильберн выступал за уничтожение палаты лордов, реорганизацию палаты общин на демократических началах. Все должностные лица должны быть подотчетны парламенту. В основе государственной власти, по мнению Дж.

Из книги автора

60. Воззрения Дж. Локка на государство Политико-правовые итоги «Славной революции» получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704). Основным трудом Локка являются «Два трактата о государственном правлении» (1689–1690). В этом

Из книги автора

72. Воззрения Канта на право И. Кант указывал, что любому государству необходимо опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои действия, потому что если государство уклоняется от соблюдения прав и свобод своих граждан, не

Из книги автора

77. Воззрения Гегеля на гражданское общество и государство Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система

Из книги автора

78. Воззрения Гегеля на государство Для Гегеля государство представляет идею разума, свободы и права: то, что есть государство, это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Гегель говорит не о свободе или противостоянии


Гроций Гуго де Гроот (1583Ч1648) - голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государ ства и естественного права. Основатель науки международ ного права.

Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландс кая революция (1566Ч1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Запад ной Европе (1618Ч1648), которая привела к распаду Свя щенной Римской империи на 355 самостоятельных госу дарств.
Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал сту дентом Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском уни верситете (Франция). В 1601 г. стал историографом Респуб лики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покрови тельством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при фран цузском дворе (1634 г.).
Логическое основание поштико-правовогоучения: раци онализм, политические и правовые идеи философов антично сти (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
Основная работа: О праве войны и мира.
Содержание политико-правового учения. Происхожде ние государства. Гроций определяет природу человека акси оматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus - социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. Гроций уточняет: людям свойственно лстремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными.
На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договор ную теорию происхождения государства, противопостав ляя ее теории божественного происхождения государства: лпервоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про тив насилия, откуда берет свое происхождение гражданс кая власть.

Понятие государства. Государство представляется Гро- цию осознанным объединением свободных индивидов: Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.
Суверенитет государства. Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, - это такая власть, лдействия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению.
Гроций различает общего носителя суверенитета - го сударство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государ ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: либо ка кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей.
Учение Гроция о суверенитете связано с его представле нием о договорном происхождении государства: до момен та заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.
Право народа на низложение и наказание носителей су веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас но предписаниям естественного права должны соблюдать ся. И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права лнизлагать и карать государей, которые зло употребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:
Ч> становится лявно враждебным всему народу;
Ч> уже отрекся от престола;
Ч > утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
Ч> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал лправила нравственных поступков, кото рые являются для индивидов обязательными: Во всяком
случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают на звания закона или права.
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций де лил право на естественное и позитивное (волеустановлен- ное).
В отличие от Аристотеля, для которого источником ес тественного права являлась природа, для Гроция источник естественного права - разули Естественное право - это лпредписания здравого разума.
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник есте ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс лящему индивиду:
воздержись от присвоения чужого имущества;
верни полученную тобой чужую вещь;
возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизмен ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По-этому естественное право незыблемо и не может быть из менено даже Богом: Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четы рем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу об ратить в добро.
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает за щиту в силу права естественного: Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установ лено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности.
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчи няться правовым ограничениям, если война уже началась:
лЯ был свидетелем такого безобразия на войне между хри стианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не со блюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний.
Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку междуна родного права.

Гуго Гроций придерживается договорной теории происхождения государства. Эта теория предполагает наличие некого естественного догосударственного состояния, в котором не было частной собственности, и строилось оно на взаимной симпатии. Однако с течение времени жизнь усложнялась, происходило развитие в искусстве и ремеслах, что привело к тому, что разница между людьми стала очевидна. Гуго Гроций пишет: «из различия способностей проистекли соревнования и даже убийство» 20 . Он объясняет появление государств общительной природой человека, при этом ссылается на то, что в основе стремления к общению лежит инстинкт самосохранения. По концепции Г. Гроция, люди объединились в государство, убедившись, что невозможно противостоять насилию отдельными разобщенными семьями. Также Гроций подчеркивает, что объединение людей в государство произошло «добровольно», а не «по божественному повелению» 21 .

Согласно своей теории происхождения, Г. Гроций дает определение государству: «Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы» 22 .

Основная цель и функция государства – обеспечение общественного спокойствия, поэтому оно имеет некое верховное право распоряжаться людьми и их имуществом «для осуществления государственных целей» 23 . Также к функциям государства относятся законотворчество, непосредственное управление и правосудие. Государство обладает такими признаками, как: «обладание собственными законами, судами и должностными лицами» 24 . Государство занимается только публичными или «общими делами», а в частные оно вмешивается только тогда, когда это необходимо для поддержания общественного спокойствия.

Гроций развивал учение о государственном суверенитете 25 , которое давало объяснение обширным полномочиям правителей и их независимости от народа в решении вопросов жизни государства. Гроций разрабатывал теорию в основном относительно монархий, а не республик.

Основа функционирования государства по Гуго Гроцию – верховная власть. Ее действия не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены кем-либо, кроме ее носителя или его преемника: «Верховной же властью называется такая власть, действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению. Говоря «чужая» власть, я исключаю того, кому принадлежит верховная власть и кому предоставлено изменять свою волю, равно как и его приемника» 26 . Гроций выделяет такие функции власти: «Государства в целом касается издание и отмена законов в области как религиозной, так и светской. Заведование отдельными частностями относится непосредственно к публичной, либо к частной области постольку, поскольку это связано с публичными интересами. Дела частные составляют споры между отдельными гражданами, разрешение которых органами государственной власти производится в интересах общественного спокойствия» 27 .

Общим носителем единой и неделимой власти является государство в целом. Также есть носитель в собственном смысле: в зависимости от государства, его «законов и нравов», этим носителем может быть либо один человек, либо группа людей 28 . Таким образом, Г. Гроций говорит о том, что у государственного суверенитета два носителя – государство в целом и собственно лицо или несколько лиц: «Носитель может быть или в общем, или же в собственном смысле; подобно тому как общий носитель зрения есть тело, собственный же – есть глаз…» 29 .

Следующий вопрос, который Гроций рассматривает в своем трактате, - способы обладания верховной властью. В зависимости от способа обладания верховной властью Гроций выделяет несколько видов государства: один, в котором обладание властью происходит на правах полной собственности, второй, в котором власть принадлежит лицу на правах узуфрукта 30 , и третий – на праве временного пользования 31 .

Верховная власть на правах полной собственности может быть приобретена посредством войны. Гроций называет такие государства «вотчинными» и говорит о том, что в подобных государствах воля народа не играет для носителей верховной власти никакой роли, и они вправе распоряжаться чем бы то ни было по своему усмотрению, вплоть до того, что они могут отчуждать управление государством кому угодно 32 .

Верховная власть на правах узуфрукта принадлежит лицам, ставшим правителями в результате народного избрания, а также законные приемники этих лиц 33 . Гроций считает волеизъявление народа первым и основным источником возникновения многих монархий. Такие главы верховной власти в отличие от глав вотчинных государств не имеют права отчуждать свои полномочия по управлению страной без согласия народа. Таким монархиям присущ ряд особенностей, например, установление регентства, когда государь не может управлять страной вследствие несовершеннолетия или болезни: «Ибо в государствах, не имеющих вотчинного характера, регентство принадлежит тем, кому оно поручено основным государственным законом или, при отсутствии последнего, согласием народа» 34 . В вотчинных государствах регенты назначаются по усмотрению ближайших родственников государя. Следующая особенность таких монархий заключается в том, что после смерти избранного народом монарха или прекращения династии в тех монархиях, где присутствует институт престолонаследия, верховная власть возвращается народу 35 . Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что народ передает свою власть правителю или группе правителей, он все равно занимает важную позицию в управлении государством, потому что его мнение обязательно учитывается.

Гуго Гроций считал, что частные и должностные лица не должны восставать против носителя верховной власти, однако в некоторых случаях он считал подобные действия правомерными. Сопротивление власти может быть оправдано, когда жизни людей угрожает явная опасность вследствие насилия властвующих лиц: «…не подлежит сомнению, что не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям» 36 .

Подводя итог, следует отметить то, что Гуго Гроций был одним из первых мыслителей, кто подробно рассматривает проблему международных отношений, а также прав человека. Историческое значение труда Гроция заключается в том, что он исследовал правовую основу войны и мира. Многие положения трактата не потеряли своего значения и в современной международной политике.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация