Понятие, признаки, виды основных прав и свобод личности. Понятие системы прав и свобод личности

Главная / Суд

Права человека – это те права, которые являются существенными для характеристики правового положения лица в любом современном обществе. Различные общества имеют разные социальные возможности для обеспечения прав человека. Но, в принципе, для государств характерно определенное совпадение взглядов на то, какие права должны быть предоставлены индивидам и закреплены в национальных законах. Реальное обеспечение этих прав может быть различным. Оно основывается на уровне развития данного общества, на него оказывают влияние национальные, религиозные и другие особенности.

В Уставе ООН говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего ради краткости и то и другое обозначают термином права человека, поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Термин права человека появился в международной политической лексике после американской войны за независимость и Великой французской революции. В то время в соответствующих внутригосударственных документах говорилось о правах человека и гражданина. В Уставе ООН о правах гражданина уже не говорится. Но некоторые права человека, например право на участие в управлении государством, неотъемлемы от гражданства.

Права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Они одинаково важны, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление какого-либо одного права или свободы другим. Иначе стремление одной группы добиться соблюдения прав и свобод может быть использовано для ущемления другой. Признание неделимости прав человека не исключаетопределенной их градации, приоритетов. Например, на первое место всегда ставят право на жизнь как важнейшее право, без обеспечения которого становится бессмысленной постановка вопроса о соблюдении остальных прав и свобод. Однако соблюдение лишь одного права на жизнь недостаточно для полноценного существования и развития личности в обществе. Для этого требуется уважение и соблюдение и других прав и свобод. Нарушение этих прав и свобод человека недопустимо в любом цивилизованном государстве.

Согласно принятой в международных документах классификации права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Такой подход к определению основных прав человека и гражданина мотивируется тем, что вначале под правами человека понимали только гражданские и политические права. Это была концепция, идея, порожденная главным образом Великой французской революцией.

Устав ООН не конкретизирует понятие прав человека, тем не менее содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности, недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии и т. д.

В современном мире действуют международные правовые акты, закрепившие общепризнанные права и свободы личности и тем самым определившие их объем, который не может быть занижен государствами. Такими документами являются Всеобщая декларация прав человека 1848 г. и Международные пакты 1966 г.

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на развитие многих стран мира. В ней, как уже отмечалось, все права были разделены на две категории: права человека, присущие ему от рождения, которые рассматривались как естественные, неотчуждаемые и не зависимые от государства; и права гражданина, устанавливаемые государством. Любой человек провозглашался обладателем минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей государственной, национальной, религиозной и другой принадлежности. Государство обязано признать такие права человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах не нарушать их и обеспечивать их практическую реализацию. Государство также должно обеспечить соответствие прав гражданина правам человека, поскольку именно в них выражена высшая истина, продиктованная самой природой.

Права и свободы личности можно классифицировать по двум основаниям (таблица 2).

Классификация прав и свобод личности

По времени формирования и содержанию принято различать права и свободы личности первого, второго и третьего поколения.

Права и свободы первого поколения представляют собой традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в ходе первых буржуазных революций. К ним относятся свобода слова, совести; равенство Bcqx перед законом; право на жизнь и безопасность; право на участие в государственных делах; право на защиту от произвольного ареста или изгнания из страны; право на беспристрастный суд. Сущность этих прав заключается в защите от государственного произвола.

Права и свободы второго поколения сформировались в процессе борьбы за улучшение социально-экономического положения и представляют собой выражение социальных притязаний граждан. Это - право на труд и свободный выбор профессии; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на образование и т.д. Осуществление этих прав требует поддержки со стороны государства.

Третье поколение прав и свобод сформировалось после второй мировой войны. К ним относятся: право на мир; право на здоровую окружающую среду; право на социальное развитие. Подобные права имеют двойственную природу: с одной стороны, они принадлежат каждому человеку, с другой -человечеству в целом.

Самой распространенной является классификация прав и свобод по их социальному назначению. Выделяют четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные и культурные.

Политические права и свободы обеспечивают политическое самоопределение и свободу человека, его участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение в общественные организации и партии; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать в референдумах.

Социально-экономические права и свободы призваны обеспечить удовлетворение социально-экономических потребностей человека. К числу названных прав и свобод относятся: право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище и т.п.

Личные права и свободы ограждают человека от незаконного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир. К таким правам относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на защиту чести и достоинства, свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Культурные права и свободы обеспечивают возможность пользоваться духовными, культурными достижениями. К ним относятся: право на образование, свободу научного, технического и художественного творчества; право на пользование достижениями культуры и т.д.

Грань, проводимая между этими группами прав и свобод, довольно условна, поскольку все они характеризуют единую целостную систему общественных отношений. Многие права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям.

Необходимо подчеркнуть, что права и свободы личности только тогда могут существовать реально, когда они обеспечиваются государством. Например, право на неприкосновенность личности гарантируется законодательным определением оснований и условий, при которых возможно ограничение и лишение свободы; право на отдых гарантируется ограничением продолжительности рабочего времени, установлением еженедельных выходных дней, ежегодного оплачиваемого отпуска и т.д.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Права человека - неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтомуо ни не могут рассматриваться как «дар» государства. Государствоспособно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идето правовом государстве,а вовтором - обантидемократическом.

Права человека - это социально-экономические, политичес­кие, культурные и другие возможности свободного самоопре­деления и свободной жизнедеятельности человека. В Между­народном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в Международном пакте о гражданских и политических правах отмечается, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемо от человека. Во Всеобщей декларации прав человека закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…». Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу, когда речь идет о человеческом достоинстве. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.Впервые формальное, законодательное выражение представ­ления о правах человека получили в 1776 году в Конституции аме­риканского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 года, который представлял собой десять поправок к Конституции США 1781 года. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политиче­ское, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение вних прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в соб­ственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматривае­мые как естественные, неотчуждаемые и зависимые от государст­ва; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми (позитивное право). Такому различению придава­лось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое значение, имеющее важные последствия. Любой человек провоз­глашался в качестве обладателя некоторого минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей государствен­ной, национальной, религиозной и т.п. принадлежности. Основной смысл такой постановки вопроса состоял в том, чтобы государство признало права человека в качестве высшей ценности, ни при ка­ких обстоятельствах не посягало на них, безусловно обеспечивало бы их практическую реализацию - главным образом за счет собст­венного невмешательства, ограничения своей активности по отно­шению к автономии, свободе индивида, как бы очередной, ограж­денной указанными правами. Государство также должно было обес­печить соответствие прав гражданина государства правам челове­ка, поскольку именно в последних выражены высшая истина и спра­ведливость, продиктованные самой природой и даже божествен­ным замыслом.



Самой же разработанной и распространенной является клас­сификация прав и свобод в соответствии с предварительным выде­лением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод:

политические, социально-экономические, личные, культурные.

При этом грань, проводимая между этими группами прав и свобод, достаточно условна, поскольку все они характеризуют еди­ную, целостную систему общественных отношений. А многие кон­кретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум различным категориям прав.

Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, уча­стие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной вла­сти и местного самоуправления; право на равный доступ к любымгосударственным должностям; право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объеди­нение (свобода ассоциаций), означает возможность свободного соз­дания политических и иных организаций, добровольность вступле­ния и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном про­цессе судебными органами.

Личные права и свободы - это возможности человека, ограж­дающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его лич­ную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существова­ние, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени явля­ются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищаю­щих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища; право на свободу передвижения и выбор места жительства и другие. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исклю­чительных условий, при которых возможны ограничение и лише­ние свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении здоровья человека, в реализации презумпции невиновности. Пре­зумпция невиновности означает, что обвиняемый в уголовном пре­ступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновно­сти лица толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полу­ченные с нарушением закона, признаются не имеющими юридиче­ской силы.

Социально-экономические права и свободы - это возможно­сти личности в сфере производства и распределения материаль­ных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов чело­века. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие. Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организаци­ях гарантируются ограниченная законом продолжительность рабо­чего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе.

Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склон­ностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; сво­бода научного, технического и художественного творчества и неко­торые другие.

Аналогично различению общего и специального правового ста­туса различают также общие и специальные права личности. Об­щие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлеж­ности. Таковы практически все конституционные права - избира­тельные права, право на труд, право на образование, право на за­щиту чести и достоинства и другие. В системе общих прав лично­сти ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права - это особенные права, отражаю­щие специфику различных групп населения, дополняющие и раз­вивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежи и т.д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены по видам в зависимости от степени их конкретизации, например, можно выде­лить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т.д.

Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные, или основные, то есть установлен­ные и гарантируемые Основным законом страны, и на права свобо­ды, предусмотренные текущим законодательством.

Практический опыт показывает, что существуют единство, взаи­мосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод. В этом смыс­ле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание при­оритета одних прав перед другими малопродуктивны, трудно со­гласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав нали­чие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным боль­шинством стран мира важнейшие международно-правовые доку­менты по правам человека, рассматривающие социально-экономи­ческие права наравне с другими правами и свободами человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Глава 1.Общая характеристика общества. личности и государства

Понятие общества, личности и государства

Государство и правовой статус личности

Правовой статус и фактическое положение человека

Глава 2. Система прав и свобод личности

Понятие системы прав и свобод личности

Виды прав и свобод

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в 20 веке явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу.

Для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и, прежде всего, требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами-участниками соглашений как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.

Из вышеизложенного можно с уверенностью сказать о актуальности данной темы курсовой работы.

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые отражают и регулируют статус личности и государства, устанавливают их взаимоотношения.

Предметом исследования курсовой работы является взаимоотношение государства и личности, изучаемые в объеме государства и права, то есть выявление общих закономерностей этих взаимоотношений с целью выработки государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук и применяемых в юридической практике.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

дать понятие обществу, личности и государству;

рассмотреть правовой статус личности;

изложить, что является фактическим положением человека;

описать систему прав и свобод личности;

раскрыть вида прав и свобод

Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Российской Федерации; во-вторых, опубликованная юридическая практика в официальных изданиях; в-третьих, специальная литература. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Глава 1. Общая характеристика общества, личности и государства

Понятие общества, личности и государства

Личность - это устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество - это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общими интересами.

Признаки общества:

а) сложная организация, являющаяся упорядоченным целым, состоящее из совокупности элементов, индивидов, общностей, социальных институтов, социальных норм;

б) элементы, составляющие систему, находятся друг с другом в соотношениях взаимовлияния и взаимозависимости, поэтому изменения в одном из элементов целостности порождает изменения в системе в целом;

в) развитие общества как системы осуществляется путем ее реагирования на изменения внутри системы ее элементов, а также изменений во внешней среде;

г) отношения взаимозависимости между элементами и получаемая в результате целостность подчиняются определенным правилам.

Структура общества: 1) социальные общности; 2) социальные нормы и ценности; 3)социальные институты и организации.

Положение личности в обществе предопределено и обусловлено не только ее собственной активностью и способностями и тем более не только физической и духовной принадлежностью носителя личностных свойств к человеческому роду.

Основные параметры и черты этого положения заданы и воспроизводятся исторически конкретным, исторически неповторимым общественным организмом в целом, содержащим в себе влияние и роль всех общественных явлений и атрибутов. К числу таких безусловных реалий общества уже на протяжении более пяти тысячелетий относятся, в частности, и государственно-правовые явления.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности. Возможности и обязанности практически возникают у человека лишь как результат сложного взаимодействия конкретных людей, личности и общества. Именно этим предопределены серьезные различия в правовом, материальном, социальном положении в целом между людьми.

В зависимости от времени, исторического, географического, политического пространства, объективных и субъективных факторов общественной жизни существенно разнятся между собой основные показатели состояния личности. Поэтому даже одни и те же права и свободы человека, например, право на жизнь и право на свободу, в условиях современной Европы по своему содержанию принципиально отличаются от тех же права периода Второй мировой войны или же эпохи диктатуры пролетариата в России.

Государство - это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе, с помощью общеобязательных правил поведения.

Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Соотношение личности и государства может быть весьма различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство.

Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются, как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства.

Государство и правовой статус личности

Правовой статус личности - это комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Права личности в структуре правового статуса - это формально- определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности как права гражданина конкретного государства являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем[ Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456].

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав.

Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее, не всякая юридическая возможность есть также фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь возможны противоречия как проявление несовпадения «ложного» и «сущего».

Обязанности государства, возникающие в связи с предоставлением права и свобод своим гражданам, находит свое выражение в совокупности зафиксированных в законе различных гарантий, то есть тех условий и возможностей, которые государство обязуется создать и представить гражданам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Нормативно определенные государством свободы личности - это практически те же права гражданина, имеющие некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно стремится к самой минимальной регламентации поведения граждан, обеспечивая их свободы, прежде всего невмешательством, как своим собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности. Законные интересы личности - это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами. В отличие от прав и свобод содержание законного интереса не определенно конкретно законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы неспособны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и, соответственно, не могут и не должны детально регламентировать развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права и закона, либо к расширенному толкованию правовых норм.

Важной особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы минимума активности, а нередка и настойчивости. В частности, такие политические права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов, демонстраций, предполагает проявление значительной активности и организованности субъектов этих прав.

Юридические обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Юридические обязанности являются необходимым средством воздействия на общественные отношения[)Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.].

Так же как права и свободы, юридические обязанности подразделяются на конституционные и на обязанности, возникающие на основе норм текущего законодательства.

Понятие «юридические обязанности» тесно связано с понятием юридической ответственности личности. Юридическая ответственность личности, прежде всего, состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия на совершение противоправных и виновных поступков, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Правовой статус, имеющий общий характер и распространяющийся на всех граждан страны, обычно получает нормативную конкретизацию применительно к отдельным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий населения. Например, можно выделить правовой статус военнослужащих, правовой статус депутатов и другие.

1.3 Правовой статус и фактическое положение человека

Правовой статус, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой общественной потребности. Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может привести, и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими объективными и субъективными факторами общественной жизни. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них, в конечном счете, зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.

Определяя правовое положение человека, государство необходимо считается с тем, что правотворчеству и закону, как его результату, предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, так или иначе учитывать потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.

Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития, и в том числе государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития - от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишить политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством.

Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свобода практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

Правовой статус по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является первопричиной возникновения и существования правового статуса. Однако любое взаимодействие характеризуется взаимными изменениями взаимодействующих сторон, правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на общественные отношения, в большей или меньшей степени корректируя их.

С точки зрения потребностей и интересов индивида в практически-функциональном плане правовой статус следует понимать как систему гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающей в качестве суммы юридических возможностей, условий для удовлетворения тех или иных притязаний личности, и, следовательно. Выполняющих роль юридического, специфического средства для удовлетворения этих притязаний.

Поэтому содержание собственно правового статуса, изменение и развитие его формулировок - это относительно самостоятельная и в большинстве случаев очень важная проблема. Ведь качество, характер и специфика этих положений - особенно с учетом придаваемого многими общественными, политическими и государственными системами приоритетного и исключительного значения основным правам и свободам индивида, составляющим практически всегда сердцевину его юридического статуса - способны во многом предопределять характер фактического положения человека в обществе, могут иметь важные практические последствия в процессе удовлетворения индивидами своих материальных и духовных потребностей и интересов.

При этом следует иметь в виду и то, что хотя бы минимальное внешнее, номинальное и фактическое несоответствие (в той или иной степени) между юридическим и объективным социальным положением людей является своего рода необходимостью и закономерностью существования и развития правового статуса. Поскольку по гносеологическим и субъективно-ценностным причинам любой субъект правотворчества, любой законодатель в принципе не может действительно адекватно отразить фактическое положение индивидов в правовых нормах - тем более, что такая задача перед ним в качестве основной никогда не стоит и не ставится, а общественная жизнь несоизмеримо богаче и сложнее возможностей правовой формы и юридической техники. В то же время - и это надо особо отметить - в демократических, социальных государственно-правовых системах они имеют постоянную тенденцию к внешнему совпадению, фактическому соответствию, органической логической взаимосвязи. В чисто техническом, практически-прикладном отношении правовой статус неизбежно должен несколько «опережать» фактическое социальное положение индивидов не только на момент своего возникновения, но и на относительно длительный период после своего появления. И не только по той причине, что общественная жизнь уже завтра может «перерасти» в свои юридические формы и требуется некоторый «запас» юридического пространства на будущее (а ежедневный их пересмотр и изменение - дело сложное и ненужное), но главным образом потому, что в социальной жизни существуют противоречивые, различные тенденции. Ее динамизм отнюдь не всегда означает прогрессивное развитие и движение по восходящей линии в соответствии с наиболее справедливыми, гуманными и т. п. ориентирами. Регрессивные процессы и тенденции обычно дают о себе знать. Они, естественно, в первую очередь, сказываются на фактическом положении индивидов. В этих случаях правовой статус личности, оставаясь с юридической точки зрения неизменным, может в известном смысле «подтягивать до своего уровня» социальное положение людей.

В этом смысле значение правового статуса личности, и, прежде всего в свете формирования социального правового государства, действительно должно быть велико. Тем более, что отрицательные с точки зрения интересов большинства граждан процессы могут быть связаны и собственно с деятельностью государства, государственного аппарата, - которая, однако, может и должна быть в той или иной степени скорректирована, «исправлена» в том числе и правовым статусом, его требованиями - возможно, с опорой на общественное мнение, а в случае необходимости - и на относительно независимую и самостоятельную судебную власть.

Характерной чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права, свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность, неизменность. Именно это качество правового статуса в сопоставлении с несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят отрицательные, регрессивные процессы.

Правовой статус, оставаясь неизменным и олицетворяя собой определенный уровень общественного развития, может препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода. Например, в 1992 году инфляция и общее ухудшение экономического положения России привели к тому, что размеры выплачиваемых пенсий и пособий нетрудоспособным гражданам оказались крайне малы.

Заканчивая данный вопрос, следует отметить, что ответственность государства перед гражданами обеспечивается системой гарантий, к которым относятся:

1) ответственность правительства перед представительными органами власти;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

3) процедура импичмента и др.

Глава 2. Система прав и свобод личности

2.1 Понятие системы прав и свобод личности

Сам факт многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно, объективных и общепризнанных права и свобод человека не существует. Реальностью является лишь представления, суждения, взгляды, теории о том, что такое права человека, а также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы. Взгляды и нормы опосредуют, воздействуют на складывающиеся и развивающиеся в обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. В этом смысле права человека изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового, правдивого, справедливого и соответственно этому проявляющихся практически во всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в культуре в целом.

Поэтому фактически существующие и возникающие социальные возможности людей признаются, трактуются в качестве тех или иных прав человека только в значении «должного» и главным образом - в противовес объективно возможным и объективно существующим иным представлениям, интерпретациям, предпочтениям. Ибо без этого определенного противопоставления, без необходимости истолкования социальных возможностей и обязанностей с позиции должного, справедливого и т. д., без некоторого минимума противоречия, антиномии - вопрос о правах человека утратил бы самостоятельную социальную значимость, а точнее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение, и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.

В тоже время многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих, общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека, должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.

При этом во всех случаях все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть прав и свобод человека, и проблема прав человека не может быть сведена только к обеспечению наличия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество других, часто не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех или иных из них могут резко возрастать в зависимости от развития конкретно-исторической ситуации в стране, и, соответственно, они, по существу, могут приобретать значение основных прав и свобод. Не менее важно иметь в виду и то, что этот минимум как бы универсальных ценностей в полном объеме признают далеко не все государства мира и тем более не все обеспечивают их фактическое наличие и реализацию.

Наиболее оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в конституционном и текущем законодательстве государства[ Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.].

Впервые формальное, законодательное выражение представления о правах человека получили в 1776 году в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой десять поправок в Конституции США 1781 г. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые как естественные, неотчуждаемые и зависимые от государства; и права гражданина, которые установлены государственной властью, людьми. Такому различению придавалось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое значение, имеющее важные последствия. Любой человек провозглашался в качестве обладателя некоторого минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей государственной, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. Основной смысл такой постановки вопроса состоял в том, чтобы государство признало права человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах не посягало на них, безусловно, обеспечивало бы их практическую реализацию - главным образом за счет собственного невмешательства, ограничения своей активности по отношению к автономии, свободе индивида, как бы очередной, огражденной указанными правами.

2.2 Виды прав и свобод

Права и свободы по их социальному назначению разделяют на четыре группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

Политические права и свободы личности - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на объединение, означает возможность свободного создания и выхода из них. Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в судебном процессе судебными органами[ Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456].

Личные права и свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее, в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства и другие. Например, содержание права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения.

Социально-экономические права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие.

Например, право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в полноценном отдыхе.

Культурные права и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые другие.

Аналогично различению общего и специального правового статуса различают общие и специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права - избирательные права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства и другие. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип равноправия всех граждан. Специальные права - это особенные права, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не противоречащие им. Например, права военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежи и т. д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены по видам в зависимости от степени их конкретизации, например, можно выделить права депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних войск и т. д.

Простейшей классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или основные, то есть установленные и гарантируемые Основным законом страны, и на права свободы, предусмотренные текущим законодательством.

Заканчивая данную главу, подведем краткие итоги. Считаю, что государство должно было бы обеспечить соответствие прав гражданина государства правам человека, поскольку именно в последних выражены высшая истина и справедливость, продиктованные самой природой и даже божественным замыслом.

Самой разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические, социально-экономические, личные, культурные.

Практический опыт показывает, что существует единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны, трудно согласится также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущества политических и личных прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос.

Заключение

Написав курсовую работу на тему «Государство и личность», хочу подвестим итоги проведенного исследования.

Понятие личности относятся к числу «вечных тем», которыми занимались мыслители различных эпох: от древнейшего мира до настоящего времени. Проблема прав человека сравнима лишь с проблемой экологии. Как в центре внимания охраны и защиты окружающей среды находится человек, его жизнь, здоровье, его права на нормальные, благоприятные условия обитания, так и в системе ценностей гражданского общества человек - высшая ценность, нуждается в охране и защите от произвола государственной власти.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею представляемой, и юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перевода».

Также в заключении хочется сказать о международном сотрудничестве в области прав человека которое не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением

Все сказанное выше не означает, того что права личности непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительно права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в решении проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

В то же время в современном мире резко возросла взаимосвязь и взаимозависимость суверенных государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества.

общество государство личность россия

Список используемой литературы

Нормативно - правовые акты

1)Конституция Российской Федерации 1993года.

Юридическая литература

2)Основы государства и права: Учебн. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. члена-корресподента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.

3)Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 456

4)Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 656.

5)Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998.

6)Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.

7)Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.

8)Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1995.

Приложение

В данной работе были использованы следующие сокращения:

РФ - Российская Федерация

ГК - Гражданский кодекс

ст. - статья

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Международные соглашения по правам и свободам человека. Понятие общества, личности и государства. Государство и правовой статус личности. Правовой статус и фактическое положение человека. Понятие системы прав и свобод личности. Виды прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2008

    Изучение, обобщение и характеристика основных прав и обязанностей граждан России. Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина. Целостная система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод.

    реферат , добавлен 11.07.2011

    Понятие основ правового статуса личности. Концепция прав человека и её отражение в Конституции. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    Понятие основных прав и свобод человека. Историко-правовые предпосылки развития правового статуса человека и гражданина. Правовой статус и фактическое положение человека и личности. Отражение прав личности в нормативно-правовых государственных актах.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2014

    Понятие гражданина, личности. Правовой статус личности: понятие, виды. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека, гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые основы и правовое положение личности в РФ.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2008

    Основные права человека и гражданина в Конституции РФ. Гражданство РФ, как основание возникновения прав. Классификация основных прав и свобод. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод. Механизм осуществления гарантий прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2005

    Характеристика прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации как наивысшей ценности государства. Классификация прав и свобод личности. Рассмотрение особенностей обеспечения личных и политических прав, исследование их конституционных основ.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Понятие и классификация прав и свобод человека. Обеспечение законности при реализации прав и свобод человека и гражданина. Отражение прав человека в конституции России. Международно-правовой базис прав человека. Понятие и виды правового статуса личности.

    дипломная работа , добавлен 04.11.2010

    Статус личности как совокупность прав и свобод, юридических обязанностей и ответственности, которыми она обладает в рамках существующих норм права. Классификация прав и свобод человека и гражданина, место и роль государства в их обеспечении и защите.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Правовой статус личности в Конституции 1993 г. История политических прав граждан в России. Система политических прав и свобод. Политические конституционные права и свободы человека и гражданина. Реализация и защита политических прав и свобод в России.

Конституционные права и свободны человека и гражданина- это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (а в надлежащих случаях в силу его гражданства) защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Право – это мера возможного поведения лица, установленная и охраняемая государством.

Свобода – это возможность лица поступить в соответствии со своей волей и интересами.

Конституционные права и свободы человека и гражданина имеют следующие особенности:

1) они являются исходным пунктом для установления других прав, свобод и законных интересов в отраслевом (специальном) законодательстве;

2) для них характерна высокая степень обобщения и распространения;

3) в основе их возникновения лежат не конкретные юридические факты, а само существование (рождение) человека, состояние его в гражданстве РФ;

4) они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

Система прав и свобод человек – совокупность закрепленных и гарантированных КРФ основных прав и свобод граждан. Несмотря на уникальность каждого конституционного права (каждое из них защищает строго определенную конституционную ценность – жизнь человека, неприкосновенность жилища, свободу гражданских объединений и др.), все они вместе образуют единую конституционную систему прав и свобод человека и гражданина.

В зависимости от тех ценностей, которые выражают конституционные права и свободы, отношения к ним самой личности, государства и общества все права и свободы в конституционном праве классифицируют на определенные группы. Принято выделять три группы основных прав и свобод (подробно расписаны в следующих вопросах):

гражданские (личные) ; политические ; экономические, социальные и культурные . В действующей Конституции РФ нормы о правах и свободах помещены в главу 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Личные права и свободы – это обычные, естественные, неотъемлемые права личности, имеющие конституционный характер. Их распространяют не только на граждан государства, но и на всех проживающих на его территории людей. Личные прав, как бы являются производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек. Борьба с нарушением личных прав составляет сферу уголовного и административного права.

Особенности личных прав:

1) не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству, не вытекают из него

2) неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

3) они необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека

1. Право на жизнь (ст. 20) – Ст. 20 КРФ: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены м. устанавливаться ФЗ в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

2. Право на достоинство личности (ст. 21) – Ст. 21 КРФ: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не м.б. основанием для его умаления. Никто не д. подвергаться пыткам, насилию, др. жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не м.б. без добровольного согласия подвергнут мед., научным или иным опытам».

3. Право на свободу и лич. неприкосновенность (ст. 22) – Ст. 22 КРФ: «Каждый имеет право на свободу и лич. неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается тк по суд. решению. До суд. решения лицо не м.б. подвергнуто задержанию на срок более 48 часов».

4. Право на неприкосновенность частной жизни, охрану лич. и сем. тайны, тайну переписки (ст. 23, 24) – Ст. 23 КРФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, лич. и сем. тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается тк на основании суд. решения». Ст. 24: «Сбор, хр-е и использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

5. Неприкосновенность жилища (ст. 25) – Ст. 25 КРФ: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ, или на основании суд. решения».

6. Право на национальность и пользование родным языком (ст. 26). Национальность рассматривается как исключительно субъект. явление, то, что существует в сознании личности как принадлежность к нации, в отличие, например, от расы, которая отличается некоторыми антропометрическими и иными особенностями. Право предусматривает возможность по своему усмотрению указывать или не указывать свою национальность, право указать любую по своему выбору, а тж пользоваться родным языком и свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.

7. Свобода передвижения (ст. 27) – Ст. 27 КРФ: «Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый м. свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ».

ЗРФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ": «Право в соответствии с законами РФ м.б. ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в ЗАТО; в зонах экол. бедствия; на отд. территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение».

8. Свобода совести и вероисповедания (ст. 28). Свобода каждого в определении своих убеждений и осуществлении на их основе правомерного поведения. Включает право исповедовать свою религию совместно с другими, создавать для этого спец. религ. объединения, при этом запрещается создавать организации для исповедования религий, способных нанести ущерб безопасности или интересам др. лиц. Создание религ. объединений в тех же целях обуславливается сроками существования организации. Право гражданина действовать в соответствии со своими убеждениями обеспечивается и правом на замены в/службы альт. гражданской.

9. Свобода мысли, слова, выражения мнения (ст. 29) – Ст. 29 КРФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие соц., рас., нац. или религ. ненависть и вражду».

10. Право на объединение (ст. 30). Общ. объединение представляет собой организацию (не обязательно регистрируемую в качестве юр. лица), создаваемую в общ. полезных целях.

11. Свобода творчества (ст. 44). Предполагает возможность выступать автором объектов интелл. собственности. Часто входит в противоречие, напр., с религ. чувствами граждан, поэтому м. ограничиваться, чтобы не наносить ущерб др. гражданам.

К лич. правам м. отнести тж ряд соц.-эк. прав, но тех, которые по своей пр. природе и роли государства в их обеспечении носят характер личных:

12. Право на свободное осуществление предпр. деятельности. (ст. 34). Возможность осуществления эк. деятельности, напр. на получение прибыли. Формы реализации – создание юр. лица или регистрация в качестве ИП.

Право собственности, в т.ч. на прир. ресурсы (ст. 35, 36).

13. Свобода труда (ст. 37). Содержание конст. предписаний сводится к свободе трудиться (запрет принудительного труда), свободе выбора рода деятельности и профессии. Конституция гарантирует опр. условия труда – безопасность, оплату не ниже установленного уровня. Право на защиту от безработицы следует рассматривать не в контексте лич. прав, а в качестве формы соц. обеспечения. Это право не сводится к обязательному предоставлению рабочего места, но содействие со стороны государства получению работы и денежная компенсация тем, для кого это невозможно. Забастовка гарантируется Конституцией в тех случаях, когда закон считает её допустимым средством разрешения тр. спора.

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ: 1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет); 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан); 5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы).

+Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Цензура запрещена. Установлена ответственность за ущемление, притеснение (нарушение) свободы. Вместе с тем запрещается пропаганда или агитация национальной, социальной, расовой, религиозной розни. Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

+ Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Он имеет право знакомиться с законами и другими нормативными актами, которые должны публиковаться в средствах массовой информации (исключение составляют сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с законом о государственной тайне). Гражданин имеет право получать информацию о самом себе.

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности. Конституционное право на образование.

Данные права составляют своего рода конституцию социального государства - гаранта достойного уровня и высокого качества жизни граждан. Они осуществляются посредством специально принятых законов, конкретизирующих такие права.

1. Право частной собственности. Каждый может индивидуально или коллективно владеть, пользоваться, распоряжаться любым имуществом. Собственник может быть лишен имущества только по решению суда. Из Уголовного кодекса исключена конфискация имущества за любые правонарушения. Национализация, то есть обращение частной собственности в государственную, также исключена из российского законодательства. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допустимо при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция гарантирует право наследования.

Граждане России и их объединения имеют право частной собственности на землю.

2. Свобода труда. Конституция провозглашает свободу труда, в этой норме закреплены все основные принципы трудового права:

  • труд свободен, то есть человек может либо работать, либо не работать. Каждый может свободно выбирать место работы и профессию. Принудительный труд запрещен;
  • все трудящиеся имеют право на труд в условиях безопасности для жизни и здоровья. Государство обязано контролировать условия труда;
  • трудящиеся имеют право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, оплачивать труд работника ниже которого работодатель не может;
  • запрещены любые формы дискриминации при оплате, приеме, продвижении по служебной лестнице; трудящиеся имеют право оспаривать решение работодателя, то есть право на трудовые споры с работодателем; конституционно закреплено право на отдых. Законом установлены дни отдыха, когда работы запрещены: выходные, праздничные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Работодатель не имеет права их отменять. Кроме того, ограничена продолжительность рабочего дня; защита от безработицы: государство создает новые рабочие места или стимулирует их создание, организует переквалификацию трудящихся на те профессии, которые пользуются спросом. Государство выплачивает пособие по безработице.

3. Право на предпринимательскую деятельность. Каждый имеет право на нее при соблюдении ряда правил: запрещается монополизация рынка и недобросовестная конкуренция.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация