Этапы развития конституционализма и конституции. Социальная, политическая и правовая природа конституции

Главная / Суд

1.Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.



В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция- это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смыслепредставляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной.В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая силаконституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом(избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3.Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, и тем самым конституционное право определяет основы гражданского и коммерческого (торгового) права. Подобным образом конституционное право устанавливает исходные принципы финансового, трудового, уголовного, процессуального и других отраслей права соответствующей страны.

Центральное место конституционного права и правовых системах государств, не следует понимать в том смысле, что включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права. Конституционное право определяет также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.

Социально-политическая сущность Конституции Кыргызской Республики 1993 г. заключается в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, политических интересов различных частей общества, существовавших в период после объявления независимости республики. Конституция 1993 г. - это своего рода общественный договор, достигнутый в результате компромисса социальных интересов, от крайне националистических, с одной стороны, и интернационалистических - с другой.

В Конституции 1993 г. (здесь и далее речь идет о редакции Конституции от 5 мая 1993 г.) содержится 97 статей, в Конституции 1978 г. - 172 статьи. Структурно Конституция 1993 г. делится только на главы и разделы. Главная отличительная особенность Конституции 1993 г. - ее деидеологизация. В статье 8 Конституции подчеркивается, что в Кыргызской Республике не допускается "слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям". Теоретически Конституция 1993 г. опирается на идеи правового государства, общечеловеческие ценности и принципы.

Конституция Кыргызской Республики 1993 г. имеет следующую структуру: преамбула, глава 1 "Кыргызская Республика" (разделы "Общие принципы", "Устройство и деятельность государства"); глава 11 "Граждане" (разделы "Гражданство", "Права и свободы человека", "Права и обязанности гражданина"); глава 111 "Президент" (разделы "Избрание Президента", "Полномочия Президента"); глава 4 "Жогорку Кенеш" (разделы "Избрание Жогорку Кенеша", "Полномочия Жогорку Кенеша", "Законодательная деятельность Жогорку Кенеша"); глава 5 "Исполнительная власть" (разделы "Правительство", "Местная государственная администрация"); глава 6 "Суды и правосудие"; глава 7 "Местное самоуправление"; глава 8 "Порядок изменения и дополнения Конституции Кыргызской Республики".

Закон Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики" от 5 мая 1993 г. отрегулировал некоторые особенности ввода в действие новой Конституции. Так, в статье 2 Закона было указано, что "Верховный Совет Республики Кыргызстан сохраняет свой порядок деятельности и осуществляет полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, предусмотренные настоящей Конституцией". Такие же правила распространялись на Президента, Правительство, суды Кыргызской Республики.

Одной из важнейших особенностей Конституции 1993 г. являлось законодательное закрепление права частной собственности (за исключением на землю). Статья 19 Конституции устанавливает, что "частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое, право человека...").

Конституция закрепила, что государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этим Конституция 1993 г. отличается от своих предшественниц, которые опиралась на принципы всевластия Советов.

Особенностью Конституции 1993 г. является то, что она закрепляет многопартийную систему (статья 8), в то время как ранее в обществе безраздельно господствовала одна единственная - Коммунистическая партия Советского Союза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Конституционное право зарубежных стан. Уч. пособ. М. 2003 г.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988, с.

4. Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. Б: 1998;

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

6. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905..

7. Ракимбаев Р.. Конституционное право КР. Б. 2003 г.

8. Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г.

Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Вопросы темы

История появления конституций.

Предназначение и сущность конституции. Социальная, политическая, духовная, нравственная и правовая природа Конституции. Конституционный строй.

Юридические свойства и принципы конституции.

Классификация конституций.

Предпосылки становления конституционного строя в России до 1905 г.

Российская государственность с 1905 по 1917 г.

Разрушение Российской империи (1917 г.).

Советский период: конституции без конституционного строя.

Крах республики Советов (1990–1993 гг.).

Конституция России 1993 года: основные черты и структура.

Механизм изменения Конституции России. Порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Конституционное Собрание.

Роль Конституции в системе права.

Лекция 1

История появления и сущность современной конституции

Иные употребления слова «конституция»

Конституция – от лат. constitutio - «устанавливаю »

Конституция (биол.) - морфологические и функциональные особенности организма животных и человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств

Конституция (юрид.) – некоторые акты римских императоров

Конституция (юрид.) – акты, определявшие структуру управления средневековых государств-городов (Венеция, Гамбург и др.). Иногда уставы монашеских орденов

1-й уровень определения конституции

2-й уровень определения конституции

Два понимания сущности конституции

1. Реально существующее положение вещей, устанавливаемое тем, кто политически сильнее

2. Национальный консенсус, или общественный договор об ограничении государственной власти

Конституция в первом понимании

Ф.Лассаль : «Итак, господа, мы знаем теперь, что такое конституция страны, а именно: существующие в стране фактические отношения силы »

В.И.Ленин : «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенция и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе »

Конституция во втором понимании (формализация общественного договора)

Ж.-Ж.Руссо :

«Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения ».

Но не всякое соглашение допустимо :

«Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается».

«Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор»

Смысл конституции

Она устанавливает конституционный строй , т.е. конкретную организацию власти, построенную на конституционализме

«Конституционализм – это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» – А. Шайо

Взгляд на конституцию как на программу (цели и задачи)

Правилен ли такой взгляд?

Если в конституции что-то только планируется, значит, признается пока не существующим.

А то, что не существует, не может ограничить власть!

Первый этап мирового конституционного строительства (появление конституций современного типа)

США–сентябрь 1787

Польша–май 1791

Франция–сентябрь 1791

Второй этап мирового конституционного строительства
(конец
XIX -начало XX вв.)

Завершение перехода к конституционным монархиям в Европе

Первые республики смешанного типа (напр. Веймарская республика)

Третий этап мирового конституционного строительства
(вторая половина
XX вв.)

Закрепление прав и свобод человека и гражданина

Социальные обязательства государства

Расширение видов (моделей) организации власти

Конституционная идеология

Есть ли противоречие с конституционным запретом (ст.13 Конституции РФ) на государственную, обязательную идеологию?

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Духовно-нравственные (мировоззренческие ) :

Россия – часть евроатлантической (христианской) цивилизации

Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст.2)

Светский характер государственности (ст.14)

Открытый характер государства

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Социальные :

Равноправие. Отсутствие сословности, преград для социальной мобильности

Защита слабого и поощрение самостоятельности и самодеятельности

Достойная жизнь – каждому. Смысл социального государства (ст.7)

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Политические :

Идеологический плюрализм (идейная и творческая свобода)

Политический плюрализм (многопартийность)

Приверженность демократии

Конституционные ценности
(природа Конституции РФ)

Правовые :

Приверженность правовому характеру государственности = власть права выше права силы (власти)

Конец 1-й лекции

Тема 3.
Конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм

Лекция 2.

ВИДЫ И

Классификация конституций
По степени реальности:

Реальные

Фиктивные

Классификация конституций
По типу оформления:

Неписаные


Классификация конституций
Писаные :

Консолидированные

(конституция = один документ )

Неконсолидированные

(конституция = несколько документов )

Классификация конституций Писаные (неконсолидированные) :

Первая группа

Ни один из конституционных актов не выделяется

Вторая группа

Есть акт под названием «Конституция», но наряду с нею есть и акты, имеющие конституционное значение

Классификация конституций По способу принятия:

Народные:

– Учредительное собрание
– Конституционное собрание, конвент (напр. Филадельфийский конвент)
– Парламент (напр. Билль о правах 1689г.)
– Референдум

Октроированные (дарованные) –

– Основные государственные законы 1906 г.

Принятые чрезвычайными органами .

Классификация конституций По способу изменения:

Жесткие

Гибкие

Классификация конституций По сроку действия:

Постоянные

Временные

Юридические свойства конституции (1)

Верховенство (высшая юридическая сила)

(ч.2 ст.4, ч.1 ст.15) :

Неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса;

Связанность всех действий и решений Конституцией (смысл правового государства);

Следование идеям (ценностям) Конституции

Конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции

Юридические свойства конституции (2)

Особый порядок охраны Конституции

Юридические свойства конституции (3)

Прямое действие

Юридические свойства конституции (4)

Особый порядок принятия и пересмотра:

Полный пересмотр (новая Конституция, новая редакция )

Внесение поправок

«Техническое» изменение текста (не пересмотр)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
(1905-1993гг.)

Конституция СССР 1924 г.

Конституция СССР 1936 г.

Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.)

Конституция РФ 1993 г.

Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г.

Структура :

Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти

Глава вторая. О порядке наследия Престола

Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление)

Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства

Глава пятая. О священном короновании и миропомазании

Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе

Глава седьмая. О Вере

Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных

Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора»)

Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»)

Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет права учебный курс:

«Конституционное право»

Эссе

на тему:

Конституция и Конституционализм

Выполнила:

Веску Ирина

Проверил:

Черненко О.Э.

Москва 2015

В наше время, конституция и конституционализм играют очень важную роль, как для государства, так и для общества. Эти понятия очень изменили жизнь людей, и нужно сказать в лучшую сторону. Трудно представить, наше общество без этих понятий. Но все же был период, когда общество не знало, ни конституции, ни уж тем более конституционализма. Прежде чем говорить о значении этих двух терминов, мне бы хотелось затронуть этапы их развития.

С появлением государств, и развитием социальных классов, регулирование и обеспечение порядка в общественных отношениях стало остро необходимо. Это обуславливается главным образом тем, что в обществе возникали социальные противоречия, требовавшие урегулирования, вследствие чего появились законы. В связи с развитием и усложнением социальных отношений, был создан основной закон - Конституция. Она была призвана установить порядок во взаимоотношениях в обществе и в государстве.

Понятие Конституции - (от латинского слова constitutio -- установление, утверждение) возникло в Древнем Риме в эпоху феодализма. Для меня стало интересным то, что этот термин существенно отличается от того, что мы видим сейчас. В Древнем Риме Конституцией назывались предписания императоров, которые являлись очень важными законодательными актами.

Понятие же настоящего, основного писанного, закона, Конституция приобретает лишь через много лет в США в 1787 году. Причиной этому стала борьба народа против феодального строя, царившего в то время. По моему мнению, люди в эпоху буржуазной революции были настолько отягощены обязанностями и условиями, в которых они жили, что стремление к принятию Конституции было их своеобразным призывом к справедливости! конституция государственный имущество собственность

После принятия Конституции в государстве начинают укрепляться новые ценности, такие как: свобода личности, главенство воли народа, ограничение государственного вмешательства в общественную деятельность, но самой главной ценностью, которая, по моему мнению, диктует справедливость - является равноправие граждан. Это, как мне кажется, и помогло преодолеть классовое расслоение, существовавшее в то время, и не допустить его в нынешнем.

Нужно заметить, что Конституция, с момента ее появления, во все времена играла главенствующую роль. Так она имеет высшую юридическую силу, и ей не должен противоречить ни один закон. Но что было бы, если бы Конституции не было вовсе? По моему мнению, мир был бы совсем другим, люди так и оставались бы не свободными, а зависящими от господствующего класса, государством управлял бы монарх, и был бы большой риск возникновения тирании. В виду того, что такого понятия, как частная собственность тоже бы не было, государство бы не смогло полноценно развиваться в экономическом плане. И самое худшее, что могло бы произойти - война между классовыми слоями в обществе.

Хотелось бы заметить,что хотя главными принципами Конституции всегда были права и свобода человека, а также верховенство Конституции, как высшей юридической силы, она менялась в течение длительного времени, утрачивала какие-либо законы, и приобретала новые. Это всегда влекло за собой изменение государственного строя.

Так например, после распада СССР жизнь общества существенно изменилась, многие законы, по которым общество существовало до распада, уже не имели никого смысла, так как не было уже союза социалистических республик, и страны больше не могли жить по одной единой Конституции. Я думаю, что это можно объяснить еще тем, что у разных людей были разные желания и представления об идеальном типе государства. В связи с этим, было необходимо принять новую Конституцию для учреждения нового государственного строя. Вследствие этого в России возникло такое явление как «конституционный кризис» - противостояние ветвей власти: Верховного совета,Съезда народных депутатов,а так же Президента. Главный вопрос спора, который стоял перед ними, был вопрос о власти -механизме разделения властей, форме правления, роспуске парламента. Медушевский А. Конституция как символ и инструмент консолидации гражданского общества // Общественные науки и современность. 2013. № 3 У каждого из них был свой взгляд на данную проблему, и действительно многое изменилось с тех пор, в государстве, изменился и сам строй, от социалистическому к демократическому. С тех пор многие акты конституции, утратили свое значение, и заменились новыми, более демократическими. Обратим внимание к примеру, на статьи о собственности в советской конституции: Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г.

С принятием новой конституции была провозглашена частная собственность: Статья 35, пункт 3: Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Комплекс ценностей о «справедливом государстве» для которого и была принята Конституция, неразрывно связаны с понятием ”конституционализма”. Но почему? Да потому что, ценности, которые закрепились в государстве нового строя, и являются идеями конституционализма. Проще сказать,под “конституционализмом” понимают систему представлений и идей в развитом демократическом государственном строе, основанном на конституции. Конституционное право России: учебник / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с. - (Российское юридическое образование) То есть конституция можно сказать, систематизирует и учреждает нормы конституционализма, придавая им юридическую силу. Так же конституционализму можно дать и другое определение:«Конституционализм - это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма) / Пер. с венг. - М.: Юристъ, 2001. Даже само происхождение слова “ конституционализм” берет своё начало от того же слова, что и конституция (от лат. Constitutio -- установки, устройство),говорит нам о том,что они тесно связаны.

Интересно заметить то, что конституционализм зародился в первую очередь в Англии, а не в США. Он появился в той стране, которая по сути дела, до сих пор не знает, что значит Конституция в ее традиционном виде. Конституционализм в этом государстве формировался и утверждался в своем подлинном, сущностном смысле, как теоретическое обоснование и юридическое оформление ограничения королевской власти правами подвластных. Медушевский, А. Н. Когнитивная теория права и юридическое конструирование реальности [Текст] /А. Н. Медушевский.//Сравнительное конституционное обозрение. -2011. - № 5. - С. 30 - 42 Удивительно, что пример Англии ввиду отсутствия у этого государства писанной Конституции, нам демонстрирует то,что для существования конституционализма, не так обязательно наличия писанной Конституции, как важно именно следование идеям и принципам конституционализма.

Хочу заметить что, в России понятие конституционализм не всегда было тем, чем оно является на самом деле. В СССР уже существовало понятие конституционализм, но государственный строй совсем не соблюдал идей этого термина. Скорее это понятие было лишь фикцией. Да и демократия в СССР по моему мнению было лишь формальностью, а недемократический конституционализм - это, на мой взгляд, нечто вроде жареного льда. Медушевский, А. Н.Когнитивная теория права и юридическое конструирование реальности [Текст] /А. Н. Медушевский. //Сравнительное конституционное обозрение. -2011. - № 5. - С. 30 - 42 Но существованию конституционализма в таком государстве, есть свое объяснение. Так как сегодня есть два подхода к конституционализму - позитивистский и непозитивистский. Позитивистский подход, примером которого и является конституционализм СССР, по мнению Г. Кельзинане подтверждает, «никаких ценностей, внеположных позитивному праву» ,так как в данном случае, не играет особой важности «справедливая и демократическая» модель государственного строя. Так же в качестве примера можно обратить внимание и на конституцию Республики Молдовы, а в частности на Статью 1 пункт 3: Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА от 29 июля 1994 года Хотя данная статья и говорит о демократии в Республике Молдова, но это отнюдь не реализуется в общественной жизни, а является лишь словами. Как это не печально, но страна приходит в упадок, главным образом, из-за не соблюдения конституции. Вопреки всем утверждениям, о «власти народа», на первый план выходит очень важная проблема. Проблема соотношения законности и целесообразности. Суть проблемы состоит в том, что некоторые руководители присвоили себе право,исходя из собственных представлений об интересах страны или руководимой ими территории, решать вопрос о том, стоит ли им исполнять тот или иной закон или не стоит, Costachi, G. Guceac, I. Fenomenul constitutionalismului in evolutia RepubliciiMoldova spre statul de drept. - Chisinau: Tipografia Centrala, 2003, 344 хотя мы знаем что, при конституционализме все решения в государстве принимаются народом. Из этого следует вывод, что государственная власть вершит дела, исключительно по своей инициативе. Даже не смотря на то, что народ «как-бы» вовлечен в управление государством, он является лишь пешкой, «в этой игре в демократию». Республика Молдова это яркий пример позитивистского конституционализма, и я думаю многие со мной согласятся. Так же существует такой подход как непозитивистский, который предполагает именно следование идеям демократического государства. Но по моему мнению, добиться «совершенного» непозитивистского конституционализма, невозможно, так как всегда были, и будут действия со стороны государства, совершенно не соответствующие, представлению о непозитивистском конституционализме. Проблема состоит лишь в том, что этого никто не замечает, так как действия противоречащие «власти народа» обычно не афишируются в стране, чтобы не терять репутацию демократического государства. Я считаю, что это очень плохо для страны, так как в этом случае народ становится «жертвой» в руках государственной власти. В любом случае, я думаю, нужно искать плюсы во всем, только тот факт, что государство имеет конституцию, дает нам надежду, что все-таки не все потеряно, и есть еще надежда на справедливость.

В завершении хотелось бы сказать, конституция, как ни что иное, жизненно необходима нашему обществу, она является своеобразным каркасом для демократического, мирного, и справедливого государства. Конституция - защитник человека, но она защищает лишь тех, кто не нарушает ее законов, и об это нужно всегда помнить. Не нарушайте конституцию, тогда мы достигнем «идеального» государства!

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление теории конституционализма в России, его сущность. Конституционализм до Октябрьской революции 1917 г. Советский подход к пониманию конституции. Анализ конституционного строя в РФ с момента начала демократических реформ, перспективы развития.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2010

    Конституция - как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Понятие конституционных прав и свобод. Классификация прав и свобод по Конституции Российской Федерации 1993 г.. Личные, политические, социальные и экономические права.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2008

    Понятие и классификация прав и свобод человека. Обеспечение законности при реализации прав и свобод человека и гражданина. Отражение прав человека в конституции России. Международно-правовой базис прав человека. Понятие и виды правового статуса личности.

    дипломная работа , добавлен 04.11.2010

    Взаимоотношения между государством и личностью. Основы организации государственной власти. Структура Конституции РФ. Правовой статус личности в Конституции РФ. Основные группы прав и свобод. Основные принципы гражданства. Законодательные органы власти.

    презентация , добавлен 13.03.2015

    Доходы полученные от арендованного имущества. Права собственников, землепользователей и арендаторов. Право собственности, принятие наследства. Принудительное отчуждение земельного участка. Выкуп участков для государственных или муниципальных нужд.

    задача , добавлен 14.09.2010

    Суть Конституции - основного закона государства, выражающего волю власти, так как не всегда принципы демократии и права человека и гражданина являются главной целью Конституции. Конституционализм Израиля – государства, существующего без Конституции.

    реферат , добавлен 13.06.2011

    Возникновение термина "конституция". Формирование российского конституционализма. Конституция РФ: основные черты и юридические свойства. Сущность, состав и форма Конституции РФ. Характеристика порядков принятия и изменения Основного Закона государства.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2016

    Становление теории конституционализма, его понятие и сущность, зарождение до Октябрьской революции и развитие в советский период. Особенности Конституций СССР 1918, 1924, 1936 и 1977 года. Формирование и реформирование конституционного строя России.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2010

    Предмет конституционного регулирования: провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина и организация государственной власти. Юридические свойства конституции. Понятие конституционности государства. Особенности белорусской Конституции.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Демократические принципы Конституции. Власть народа. Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах. Федерализм и суверенитет. Разделение властей. Система сдержек и противовесов. Историческая эволюция. Значение Конституции в жизни американской нации.

Впервые термин конституционализм появился в США когда принималась конституция 1787 г. Основатели Конституции обозначали им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами.

В современной научной литературе используются различные подходы к определению конституционализма.

1 подход определяет конституционализм - государственное правление, ограниченное конституцией;

2 подход видит в конституционализме учение о конституции как основном законе государства и общества

В широком смысле Конституционализм есть идеал, к которому должно стремиться общество в своем развитии.

Вообще Основу конституционализма составляют:

идея господства права в обществе;

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

участие народа в осуществление власти;

государственная защита прав личности.

Совокупность принципов, определяющих взаимоотношения между обществом и властью отражает понятия конституционализма.

Это такие принципы как:

1. принцип суверенитета народа . «Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем эту Конституцию». Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народовластие предполагает, что общество реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им

2. принцип господства права означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции и так же как и все должны подчиняться Закону.

3. принцип разделения властей предполагает независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных

4. принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

5. принцип федерализма . С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.

Исходя из этого можно подвести итоги и определить конституционализм как систему идей, которые отвечают принципам демократического развития государства, организации в нем власти и взаимоотношений последней с гражданами.

В стране может быть конституция, но может не быть конституционализма, и наоборот. К примеру, Великобритания не имеет конституции и конституционного суда, строгого провозглашения теории разделения властей и т.д., но есть практика конституционализма. В то время как, некоторые республики бывшего СССР имеют весь набор конституционных ценностей, вплоть до конституционного суда или комитета конституционного надзора, однако говорить о развитом конституционализме преждевременно.

Российский конституционализм (конституционное право) прошел 3 этапа развития и находится на четвертом:

создание предпосылок конституционализма (конституционного права) до Октябрьской социалистической революции 1917г.;

действие тоталитарного социалистического конституционного (государственного) права 1917г-конец 80-х годов;

процесс демонтажа тоталитарного права и переход к демократическому конституционному праву конец 80-х годов-1993 год;

создание современного конституционного права на основе Конституции 1993 года.

Развитие деятельности государства в рамках конституционных норм на основе демократических выборов, использование принципа разделения властей, признание прав человека сформировало нормативную модель конституционного государства . Суть конституционного государства заключается в том что при наличии в государстве конституции, она должна признавать гарантировать и закреплять права человека и гражданина, существование разделения властей, наличие конституционной защиты


2. Конституция: возникновение, понятие, сущность.

Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт или совокупность НПА, обладающих высшей юридической силой и регулирующих взаимоотношения человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, устройство государственной власти, порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм,

Что касается содержания , то обязательными элементами являются:

институт прав и свобод человека и гражданина

институт государственного устройства;

систему государственных органов;

государственную символику;

механизм защиты конституции.

Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность.

Свойства конституции.

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

1. Конституция - Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона. Но в отличие от других законов, конституция - это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства. Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.

2. Юридическое верховенство конституции. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы. Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ".

3. Конституция - база текущего законодательства . Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства - гражданского, административного, уголовного и т. д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.

4. Прямое действие конституции . В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими", а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной "с определенной долей условности". Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права - охрана и защита Конституции РФ. Оба эти понятия - охрана и защита Конституции РФ - объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона. Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.

Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.

Защита Конституции РФ - это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

6. Особый порядок изменения конституции . Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине. Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его. В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.

Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно "жестких", в результате чего неоднократные попытки некоторых депутатов Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором).

Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.


6. Конституционное развитие и конституционные реформы: вопросы теории.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ конституционная реформа не завершилась, а перешла в другую стадию, началось принятие новых ФКЗ и ФЗ, дополняющих и развивающих конституционные положения. Были созданы такие новые конституционно-правовые институты, как, напр., институт Уполномоченного по правам человека в РФ.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания.

1 Конституция1918 г.

Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата.

2 Конституция1925 г.

Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР

3 Конституция1937 г.

Причина – вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно.

4 Конституция1978 г.

Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

5 Конституция1993 г.– см. ниже.


Похожая информация.


Первые кодифицированные конституции современного типа Конституция США от 17 сентября 1787 г. Конституция Франции от 3 сентября 1791 г.

Употребления слова «конституция» Конституция – от лат. constitutio: 1) устанавливаю, установление 2) устройство, устроение

4. Формальный подход к определению конституции Георг Еллинек (XIX в.): «Конституция государства обнимает совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимоотношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти» .

5. Формальный подход к определению конституции Распространенное учебное определение: Конституция – это акт (совокупность актов), который обладает высшей юридической силой и закрепляет (устанавливает) основы организации и жизнедеятельности общества и государства: права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления, территориальную организацию государства, систему органов публичной власти, основы их компетенции, государственную символику и столицу.

6. Сущностный подход к определению конституции Конституция – это такой порядок отношений в государстве, при котором гарантируется минимальная неотъемлемая свобода индивида и необходимое ради нее устройство публичной политической власти (разделение властей)

9. Конституция во втором понимании (формализация общественного договора) Ж. -Ж. Руссо: «Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения» . Но не всякое соглашение допустимо: «Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается» . «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор» .

10. Определение конституционализма Лежащая в основе конституции идея и реализуемая посредством её практика ограничения государственной власти в целях обеспечения равной возможности каждому человеку обладать правами, пользоваться ими и защищать их. *** «Конституционализм – это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» – А. Шайо

12. Конституционный строй – это «способ организации политической власти (государственной, прежде всего), основанной на системе ценностей, ядром которых являются идеи конституционализма» (Васильева, Виноградов, Мазаев)

14. Классификация конституций По типу оформления: Писаные Консолидированные (конституция = один документ) Неписаные Неконсолидированные (конституция = несколько документов)

15. Классификация конституций Писаные (неконсолидированные): Первая группа Ни один из конституционных актов не выделяется как акт с названием «конституция» Вторая группа Есть акт с названием «конституция» , но наряду с нею есть и акты, имеющие равное конституционное значение

16. Классификация конституций По способу принятия: Учредительное собрание Конституционное собрание, конвент (напр. Филадельфийский конвент) Парламент (напр. Билль о правах 1689 г.) Референдум Октроированные (дарованные) – Основные государственные законы 1906 г. Принятые чрезвычайными органами.

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ (1905 -1993 гг.) Манифест 17 октября 1905 г. Об усовершенствовании государственного порядка Манифест 6 августа 1905 года Об учреждении Государственной Думы Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Конституция РСФСР – 10 июля 1918 г. Конституция СССР 1924 г. (РСФСР – 1925) Конституция СССР 1936 г. (РСФСР – 1937) Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.) Конституция РФ 1993 г.

2. Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Структура: Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти Глава вторая. О порядке наследия Престола Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление) Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства Глава пятая. О священном короновании и миропомазании Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе Глава седьмая. О Вере Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора») Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий («Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами») Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Форма правления – близко к дуалистической монархии Глава государства – император. Формирует правительство, участвует в законодательной деятельности (право абсолютного вето, принимает законы в период после роспуска Думы, но избранная Дума должна их утвердить). Право роспуска Думы в любой момент. Двухпалатный парламент (Гос. Дума и Гос. Совет) Суды

Отставка Императора 2 марта 1917 г. Отказ передать престол сыну Отказ Вел. Кн. Михаила Александровича воспринять власть Передача власти Государственной Думе Образование Временного правительства (кн. Г. Е. Львов) до созыва Учредительного собрания и определения им судьбы России

Наступление большевиков Отставка кн. Львова Премьер А. Ф. Керенский Провал попытки ген. Корнилова отвести угрозу анархии 25 октября – II Съезд Советов и приуроченный к нему переворот. Свержение Временного правительства

5. Конституция РСФСР (5 Всероссийский съезд Советов – 10 июля 1918 г.) Основные положения Система власти Декларация прав трудящегося Всероссийский съезд рабочих, и эксплуатируемого народа (глубокомысленная пародия на Декларацию прав 1789 г.) Неравное избирательное право Лишение избирательных прав «эксплуататорских классов и их пособников» полицейских, священнослужителей и проч. Полная национализация, отказ платить по «царским» займам Диктатура пролетариата как этап к отмиранию всякой госвласти крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Всероссийский Центральный исполнительный комитет Совет народных комиссаров Местные Советы и съезды Советов Введение федеративного устройства

6. Конституция СССР 1924 г. В союзных республиках конституции приняты в 1925 г. Декларация об образовании союза советских социалистических республик 6. О Совете народных комиссаров союза советских социалистических республик Договор об образовании союза советских социалистических республик: 7. О Верховном суде союза советских социалистических республик 1. О предметах ведения верховных органов власти союза советских социалистических республик 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве 9. Об Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) 3. О съезде Советов союза советских социалистических республик 10. О союзных республиках (основы организации власти в ССР) 4. О Центральном исполнительном комитете союза советских социалистических республик 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик Нет главы о правовом положении личности. Неравное избирательное право. Сохранение лишенцев, хотя о них впрямую не говорится. 5. О Президиуме Центрального исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик

7. Конституция СССР 1936 г. В союзных республиках практически ее копии приняты в 1937 г. Система власти: Верховный совет СССР Его постоянно действующий орган – Президиум ВС СССР Совет министров Перечень наркоматов (министерств с 1952 г.) Верховный суд Прокуратура Основные особенности Глава о правах и обязанностях граждан. Но политические права оговариваются условиями: «в интересах социалистического строительства» Равное избирательное право Исчезают «лишенцы»

8. Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.). Основные особенности: Появляется большая преамбула в связи с новой идеологической установкой, что построено «общенародное социалистическое государство» Система власти остается прежней Советы переименованы из «советов депутатов трудящихся» в «советы народных депутатов» Официально закреплен принцип «демократического централизма» (ст. 3) Закреплено ведущее место КПСС (ст. 6) Изъят перечень министерств Провозглашено право обжаловать решения чиновников (не было подкреплено законодательно)

10. Эрозия «республики Советов» в РСФСР после 1990 г. 12 июня 1990 г. – Декларация о государственном суверенитете РСФСР: РСФСР есть суверенное государство; полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории; Всем гражданам РСФСР гарантируются права и свободы, в т. ч. предусмотренные общепризнанными нормами международного права РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами (плюрализм); Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства; Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора.

11. Эрозия «республики Советов» в РСФСР после 1990 г. (продолжение) Введение в Конституцию должности Президента Изменение ст. 3 (вместо демцентрализма) и ст. 6 (фактически многопартийность) 12 июня 1991 г. – выборы первого Президента РСФСР (РФ) Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. (фактически полностью вошла в текст нынешней Конституции РФ) Крушение власти КПСС после путча 19 -21 августа 1991 г. Столкновение двух систем власти – разделения властей с полновластием Советов 1993 год: Указ Президента РФ № 1400, мятеж 2 октября и подавление 3 -4 октября 12 декабря 1993 г. – принятие Конституции России всенародным голосованием. Формирование Парламента на основе Положения, изданного Президентом РФ

12. Структура Конституции РФ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

13. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Мировоззренческие: Россия – часть евроатлантической (христианской) цивилизации Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2) Светский характер государственности (ст. 14) Открытый характер государства (Преамбула, ст. 15)

14. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Социальные: Равноправие. Отсутствие сословности, преград для социальной мобильности Защита слабого и поощрение самостоятельности и самодеятельности Достойная жизнь – каждому.

15. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Политические: Идеологический плюрализм (идейная и творческая свобода) Политический плюрализм (многопартийность) Приверженность демократии

16. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Правовые: Приверженность правовому характеру государственности = сила права выше права силы

18. Юридические свойства конституции Верховенство и высшая юридическая сила (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15) : неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса; связанность всех действий и решений Конституцией (смысл правового государства); следование органов государственной власти идеям (ценностям) Конституции РФ Федеральные законы и подзаконные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции

21. Юридические свойства конституции Особый порядок принятия и пересмотра: 1. Полный пересмотр (новая Конституция, новая редакция) 2. Внесение поправок 3. «Техническое» изменение текста (не пересмотр)

3. Понятие формы правления Способ замещения должности главы государства и система взаимоотношений между высшими органами государственной власти

4. Виды форм правления В первом смысле различаются от того: кому принадлежит суверенитет (формальный критерий) каков правовой статус главы государства (фактический критерий) Монархия. Республика

5. Монархия Форма правления, при которой: пост главы государства замещается, как правило, по наследству; глава государства не имеет срока полномочий; глава государства не подлежит политической, а часто и юридической ответственности; как правило, обладает сакральной легитимностью.

6. Республика Форма правления, в которой: должность главы государства (президента) замещается путем избрания его всем народом или представителями народа; срок полномочий главы государства ограничен; глава государства подлежит политической ответственности.

7. Виды форм правления Во втором смысле различаются от того, каков характер взаимоотношений между главой государства и высшими органами государственной власти Во избежание путаницы – лучше говорить система (модель) власти: 1. 2. 3. Парламентская Президентская Смешанная

8. Парламентская форма (включает республики и монархии) Глава государства избирается парламентом (монархи – наследуют) Правительство полностью ответственно и подотчетно парламенту Глава государства формально: может иметь право роспуска одной или двух палат назначает Премьера и министров Существует институт недоверия правительству Большинство европейских стран

9. Президентская система Президент избирается народом Президент - глава исполнительной власти Нет института роспуска парламента Правительство ответственно перед Президентом Нет института недоверия правительству США

Смешанная (полупрезидентская) форма Глава государства: избирается народом формирует правительство совместно с парламентом участвует в контроле за деятельностью правительства конфликт с парламентом по поводу правительства может быть вынесен на суд народа (досрочный роспуск парламента). Но повторный роспуск невозможен – придется принять решение выгодное вновь избранному парламенту Парламент законы принимаются не по всем вопросам может выразить резолюцию порицания Правительству импичсент Правительство институт контрасигнатуры принимают регламенарные акты Франция

11. Политический режим Совокупность институтов и принципов формирования, выявления и представления интересов и ценностей, существующих в данном обществе Виды: демократический, авторитарный; тоталитарный

12. Конституционные принципы политической системы в России Прямое волеизъявление (выборы, референдум) и система народного представительства (ст. 3) Свобода выражения мнений и свобода политической деятельности. Идеологический и политический плюрализм (ст. 13, 29 -32) Разделение властей, включая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10) Недопустимость вмешательства в чужую компетенцию и присвоения властных полномочий (ст. 3, ч. 4) Политическая конкуренция (ст. 13)

16. Нормативная схема системы сдержек и противовесов в России Дума: блокирует назначение Председателя Правительства выражает недоверие Правительству Совет Федерации: – блокирует законы, принимаемые Думой – блокирует указы о ЧП и некоторые другие решения Президента Президент: отклоняет закон распускает Думу Правительство: вносит вопрос о доверии подает в отставку Суды: признают не соответствующим Конституции закон или указ Президента признают не соответствующим закону правительственный, ведомственный акт

17. Гражданское общество Сфера обменных отношений, в которых участвуют свободные автономные индивиды (их объединения), преследующие свои частные цели и интересы



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация