Когда составляется протокол по ап. Что такое постановление о нарушении ПДД и кто его составляет. Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

Главная / Налоги

Протокол

На законодательном уровнеупоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа.Протокол об административном правонарушениитребует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срокисоставленияпротокола об административном правонарушенииможно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.Протокол об административном правонарушенииможет быть составлен:

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные впротоколе об административном правонарушениипри оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что впротоколе об административном правонарушениидолжны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Причины возбуждения дела

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

Составление акта

  1. Если правонарушение произошло в случае, который предусмотрен ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и оно повлекло за собой причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего.
  2. Составление происходит незамедлительно после установления факта нарушения.
  3. Осмотр места нарушения осуществляется должностными лицами, которым законодательно разрешено составлять протоколы в присутствии двух свидетелей.
  4. В документе необходимо указать число, место написания, реквизиты должностного лица, сведения о нарушителе, сведения о свидетелях и пострадавших, иные сведения, необходимые для составления акта.
  5. В акте осмотра места, где произошло административное правонарушение, должны быть описаны:
    1. Действия должного лица, которое уполномочено составлять протоколы о выявлении данного факта в порядке его произведения.
    2. Состояние и качество дорожного покрытия, наличие разметки, должное освещение или его отсутствие той части дороги, на котором установлено правонарушение.
    3. Вид перекрестка, на котором зафиксирован факт административного правонарушения, исправность светофора, наличие знаков.
    4. Иные обстоятельства, являющиеся существенными для уточнения факта нарушения.
  6. Выслушиваются те лица и их заявления фиксируются, кто участвовал в производстве осмотра.
  7. Лицам, которые принимали участие в написании протокола о совершении факта административного правонарушения, объясняются их права и обязанности, предусмотренные законодательством. Данный факт фиксируется в протоколе.
  8. В документе необходимо зафиксировать факт фотосъемки и видео, если таковые осуществлялись, как способ фиксации вещественных доказательств. Такие материалы прикладываются к делу.
  9. Подписи в протоколе ставятся уполномоченными лицами и теми, кто участвовал в осмотре места правонарушения.

Недостатки протокола

Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.

К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.

Сроки составления

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

  • Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
  • Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
  • Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.

Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

  • Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
  • Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
  • Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).

А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.

Подписание и вручение документа

Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.

Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.

После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.

Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.

На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.

А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.

Рассмотрение дела

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4 КоАП РФ); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание назначается без составления протокола: в случаях, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или штрафа (ст.28.6 КоАП РФ).

В соответствии с действующим административным законодательством сотрудники органов внутренних дел (полиции) имеют право составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с действующим административным законодательст­вом РФ полномочия сотрудников органов внутренних дел, в части состав­ления протокола об административном правонарушении определяются ст. 28.3 и ст. 23.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ и нормативными правовыми актами.

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения; по итогам рассмотре­ния информации по проверке обоснованности информации, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в от­ношении которых возбуждается дело об административном правонаруше­нии. В этом случае протокол об административном правонарушении со­ставляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

После того как лицо, задержанное за совершенное административное правонарушение, доставлено в отдел внутренних дел, сотрудник полиции при наличии законных оснований составляет протокол об административном правонарушении. Так как правонарушитель имеет право получить копию протокола об административном правонарушении, протокол должен составляться в двух, а иногда и в трех экземплярах (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ), так как копия протокола об ад­министративном правонарушения может быть вручена не только правонарушителю, но и потерпевшему.

Процессуальный срок представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого должны совершаться те или иные действия либо приниматься решения по делу . Соблюдение сроков является одним из обязательных условий своевременного, оперативного разбирательства дела об административном правонарушении.

В ст.28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении регламентируются впервые, и в достаточной степени жестко. При этом в зависимости от характера административного правонарушения и условий его совершения установлено несколько вариантов сроков составления протокола об административном правонарушении:

а) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ);

б) в течение двух суток (ч.2 ст.28.5 КоАП РФ) – основанием для составления протокола в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения является необходимость: дополнительного выяснения обстоятельств дела; установления данных о физическом лице, индивидуальном предпринимателе или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

в) по окончанию административного расследования: в течение месяца; в течение двух месяцев; в течение шести месяцев (ч.5 ст.28.7 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении ч.1 с.28.8 КоАП РФ). Если совершение административного правонарушения влечет административный арест, административное выдворение либо административное приостановление деятельности (при применении временного запрета деятельности), то протокол о таком правонарушениипередается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 и 4 ст.28.8 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются:

1. Дата и место его составления .

Примечание: необходимо различать дату совершения правонарушения и дату составления протокола об административном правонарушении.

2. Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол .

3. Сведения о правонарушителе (лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении).

Примечание: указываются: фамилия, имя, отчество; дата (число, месяц, год) рождения; место рождения; место жительства (регистрации по месту жительства или пребывания); место работы или учебы (полное наименование без сокращения и желательно указывать юридический адрес организации и номер рабочего телефона); должность, если не работает, то указать — временно не работающий и как давно, если безработный, то стоит ли на учете в центре занятости и как давно; размер дохода (указывается размер заработной платы, стипендии и иной доход) в рублях (указывается цифрами и прописью); семейное положение лица (женат, холост, замужем и т.д.); количество лиц на иждивении (дети, родители, жена и т.д.)

4. Проверка лица, совершившего административное правонарушение :

· данные лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении — проверяется по картотеке информационного центра УВД субъекта РФ (например: ИЦ МВД по УР):

· устанавливается наличие судимости или привлечение к административной ответственности (делается отметка о наличии судимости или производится запись «к ответственности не привлекался»);

· ставится подпись должностного лица, производившегопроверку.

5. Сведения о документе, удостоверяющем личность правонаруши­теля (наименование документа, серия, номер, дата и место выдачи).

6. Место, время совершения и событие административного правонару­шения .

— точно указать расположение места совершения админи­стративного правонарушения (например, у подъезда № I дома № 34 по ул. Гайдара г. Ижевска; у центрального входа в магазине «Ромашка», расположенного в доме № 125 по пр. Ломоносова, г. Ижевска);

— время совершения административного правонарушения (указы­ваются часы и минуты, например — в 21 час 15 минут);

— раскрывается сущность правонарушения, то есть описываются противоправные действия, которые совершил правонарушитель.

7. Указывается пункт, часть и номер статьи КоАП или другого закона, предусматривающего ад­министративную ответственность , например — ст. 20.1 КоАП РФ «Мел­кое хулиганство», ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ Распитие алкогольной и спир­тосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах», ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции».

8. Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если имеются свидетели и потерпевшие, разъясняются их права и обязанности под роспись об ознакомлении

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонаруше­нии, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Примечание: ст. 25.1. КоАП РФ «Лицо, в отношении которого ведется, производство по делу обадминистративном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии КоАП РФ.

9. Объяснение физического лица или законного представителя юри­дического лица, в отношении которых возбуждено дело .

Правонарушитель может дать свои объяснения по поводу совер­шенного правонарушении (это его право, а не обязанность). После дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении, лицо, давшее его, скрепляет объяснение своей подписью. Однако возможно, что объяснение может быть оформлено на отдельном листе, оформлено в виде объяснения и приобщено к протоколу (ст. 26.3 КоАП РФ).

Примечание: не следует фиксировать в протоколе объяснения, данные в состоянии алкогольного опьянения, т.к. записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были написаны.

10. Перечень документов, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении (рапорт, объяснение, определение и т.п.)

11. Подписи лиц, участвующих при составлении протокола об административном правонарушении : (правонарушителя, свидетелей, потерпевших, понятых, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении).

При отказе правонарушителя подписать протокол, дать объяснения, делается соответствующая отметка и заверяется отказ подписью понятых и сотрудника полиции, составившего протокол.

Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержа­нию протокола.

Физическому лицу или законному представителю юридического липа, в отношении которых составляется протокол об администра­тивном правонарушении, а такжепотерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонару­шении. При отказе получить копию протокола об административном пра­вонарушении об этом делается запись (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Права и обязанности лиц, участвующих в административном процессе указаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Данным лицам разъясняются их права и обязанности под роспись.

Протокол об административном правонарушении — не только акт возбуждения производства дела об административном правонарушении. Этот процессуальный документ имеет важное доказательственное значе­ние при условии, что он правильно составлен. Поэтому в протоколе долж­ны объективно отражаться сведения, имеющие значение для рассмотрения дела по существу.

Наиболее распространенные ошибки при составлении протокола об административном правонарушении:

· Нарушается часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ. Участникам производства по делу не разъясняются или разъясняются не в полном объеме права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. О разъяснении прав и обязанностей не производится запись в протоколе.

· Аналогичные нарушения части 3 статьи 28.2 КоАП РФ имеются при указании свидетелей и понятых. В протоколе не указываются их фамилия, имя, отчество, год рождения, место регистрации, не разъясняются права и обязанности.

· В протоколах не содержится необходимых данных (времени составления протокола, времени совершения правонарушения, не раскрывается полностью состав правонарушения (объективная и субъективная сторона) и др.).

· В протоколах не указываются сведения о том, привлекались ли ранее лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении к ответственности. При установлении повторности совершения административного правонарушения не используются данныеинформационных центров органов внутренних дел.

· В протоколах отсутствуют подписи должностных лиц.

· Отсутствуют подписи лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего в графе времени и месте рассмотрения дела, получения копии протокола, отсутствует отметка «от копии настоящего протокола отказался».

· Не всегда вносятся данные о проведении досмотра, изъятия, доставлении и о наличии телесных повреждений (графа «иные сведения, необходимые для разрешения дела», «о доставлении»), не указываются составленные и прилагаемые документы в разделе «к протоколу прилагается».

· Не следует фиксировать в протоколе объяснения на­рушителя, данные им в состоянии опьянения, так как записанные в протоколе объяснения отрицаются лицом, со слов которого они были записаны.

· Лица, совершившие административные правонарушения, иногда со­общают о себе неверные сведения (см. требования ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). Принятие их без документального подтверждения приводит к тому, что нарушители иногда уклоняются от административной ответственности.

· Недопустимо в протоколе делать записи, не отражающие обстоя­тельств совершения проступка (например, такие, как «сквернословил», «вел себя вызывающе при большом стечении людей», «Приставал на улице к гражданам», «при задержании оказал неповиновение сотруднику полиции»). Положение в некоторых случаях осложняется тем, что в дело, кроме протокола, не приобщаются другие материалы.

Срок давности для составлении протокола об административном правонарушении

Вот выдержки их КоАП РФ по Вашему вопросу

Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Вероятно, Ваши права на ознакомление с материалами дела и приведение своих доводов и доказательств могли быть не соблюдены

Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении в 2018 году

Если работники правоохранительных органов фиксируют административное правонарушение, они могут составить постановление или протокол. Но не всегда граждане согласны с содержанием документа, а как оспорить штраф ГИБДД, известно не всем. Поэтому важно знать, как происходит обжалование постановления об административном правонарушении, или протокола, в котором просто зафиксирован факт противоправного деяния, а также чем эти документы (протокол и постановление) отличаются.

Раскрытие понятий «протокол» и «постановление»

Многие путают два таких распространенных понятия, как «протокол» и «постановление». Это разные документы, хотя и имеют ряд общих черт. Главное их различие в том, что протокол просто описывает суть происшествия, учитывая мнение всех сторон. В протоколе не указывается мера наказания.

Постановление уже назначает наказание или штраф за нарушение административного характера. По закону обжаловать можно только постановления. Если участник происшествия с протоколом не согласен, он обязан это зафиксировать в документе. Кроме того, есть другие различия этих документов.

  1. Оба выписываются в случае нарушения правил дорожного движения или другого административного правонарушения.
  2. Протокол может составить любой работник ГИБДД, независимо от звания и полномочий.
  3. При составлении протокола в документ заносятся все детали происшествия и факты, изложенные участниками. Для постановления этого не нужно.
  4. Формы двух документов сильно различаются, а потому внешне их перепутать невозможно.
  5. Протокол составляется сразу на месте происшествия, а срок вынесения постановления об административном правонарушении предусмотрен двумя месяцами. Но в ситуации, когда на месте присутствуют два инспектора ГИБДД, и постановление могут выписать сразу же после протокола.

Кроме того, обязательно следует поставить прочерк во всех пустых и незаполненных графах документа, а также не писать ничего под диктовку инспектора. Желающим правильно провести процедуру обжалования решения сотрудников ГИБДД в судебной инстанции, необходимо четко понимать, чем отличается протокол от постановления, поскольку один из документов можно оспорить, а с другим можно только не согласиться.

Если водитель не согласен

Протокол - это основание, по которому потом за противоправные действия вынесли постановление. А вот оно уже предусматривает штраф или другое наказание. Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении, если водитель не согласен с ним и выдвинутыми обвинениями? Непосредственно протокол обжаловать не получится, только постановление. Поскольку именно этот документ назначает наказание за правонарушение.

Все, что может сделать участник при подписании протокола - отразить свое мнение и отсутствие допроса свидетелей, а также прочие нюансы составления документа. Для обжалования документа, который предусматривает штраф или иное наказание, предусмотрена специальная процедура, а также строго установленные сроки для того, чтобы участник успел подать протест в судебные органы.

Срок обжалования

Срок для обжалования постановления об административном правонарушении, которое включает в себя меру ответственности, составляет 10 дней. Если за это время оспаривание документа не происходит, то водитель обязан уплатить штраф или понести меру ответственности, предусмотренную постановлением. На исполнение постановления предусматривается срок до 2 месяцев.

Иногда он может затянуться, если водитель оспаривает документ в суде, и заседания затягиваются на более долгий срок. После того как на месте происшествия составляется протокол, у правоохранительных органов есть 2 месяца, чтобы вынести постановление (срок давности).

Каков порядок обжалования постановления

Для того чтобы процесс был результативным, обязательно следовать порядку обжалования. Где можно обжаловать постановление об административном правонарушении ГИБДД? Для этого необязательно сразу направляться в орган правосудия.

В первую очередь можно обратиться к начальнику местного ГИБДД, а только потом идти в суд, если наказание не было снято. Кроме того, необходимо как можно грамотнее составить жалобу. Образец жалобы на постановление об административном правонарушении представлен на этой странице сайта (можно скачать бесплатно).

Обращение в ГИБДД

Жалоба в ГИБДД на постановление об административном правонарушении может оказаться эффективной. Поэтому в первую очередь все-таки лучше идти к начальнику местного отделения ГИБДД, а уже потом, если нет результата, обращаться в судебные инстанции. Как оспорить постановление ГИБДД в суде? Нужно написать исковое заявление и дождаться рассмотрения дела. И также можно обратиться в прокуратуру, которая инициирует проверку по конкретному делу.

Через суд

Жалоба в суд на постановление об административном правонарушении должна подробно объяснить суть претензий, а также все факты, которыми гражданин располагает по делу. Все сомнения относительно правильности заполнения документа и справедливости решения должны быть внесены в жалобу. Тут же можно и заявить о противоправных действиях инспектора ГИБДД на месте.

Можно приложить к жалобе несколько ходатайств, например, о допросе дополнительных свидетелей, о назначении экспертизы или о вызове на заседание суда инспектора, который составлял протокол. Такие письменные прошения можно также предъявить непосредственно в судебном заседании. Важно также прикрепить различные подтверждающие позицию заявителя документы и свидетельские показания.

Отдельно стоит сказать о правонарушениях, которые зафиксированы на камеру. Технические устройства могут ошибаться, и это происходит очень часто. Например, если в объектив попали две машины, и штраф выписали не тому гражданину. В первую очередь нужно понимать - презумпция невиновности в таких случаях не работает. Свою невиновность должен доказывать владелец автомобиля. Как опротестовать штраф ГИБДД с камеры?

Прежде всего, необходимо собрать показания свидетелей, возможные документы, которые подтвердят отсутствие предполагаемого нарушителя за рулем в момент фиксации камерой или то, что человек не является владельцем автомобиля. Важно помнить о сроках, предусмотренных законом для оспаривания. Если водителю вручили постановление о наказании больше чем через два месяца после события, то можно смело идти в суд и обжаловать его.

Статья 28.5 КоАП РФ. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Причины возбуждения дела

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

Составление акта

  1. Если правонарушение произошло в случае, который предусмотрен ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и оно повлекло за собой причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего.
  2. Составление происходит незамедлительно после установления факта нарушения.
  3. Осмотр места нарушения осуществляется должностными лицами, которым законодательно разрешено составлять протоколы в присутствии двух свидетелей.
  4. В документе необходимо указать число, место написания, реквизиты должностного лица, сведения о нарушителе, сведения о свидетелях и пострадавших, иные сведения, необходимые для составления акта.
  5. В акте осмотра места, где произошло административное правонарушение, должны быть описаны:
    1. Действия должного лица, которое уполномочено составлять протоколы о выявлении данного факта в порядке его произведения.
    2. Состояние и качество дорожного покрытия, наличие разметки, должное освещение или его отсутствие той части дороги, на котором установлено правонарушение.
    3. Вид перекрестка, на котором зафиксирован факт административного правонарушения, исправность светофора, наличие знаков.
    4. Иные обстоятельства, являющиеся существенными для уточнения факта нарушения.
  6. Выслушиваются те лица и их заявления фиксируются, кто участвовал в производстве осмотра.
  7. Лицам, которые принимали участие в написании протокола о совершении факта административного правонарушения, объясняются их права и обязанности, предусмотренные законодательством. Данный факт фиксируется в протоколе.
  8. В документе необходимо зафиксировать факт фотосъемки и видео, если таковые осуществлялись, как способ фиксации вещественных доказательств. Такие материалы прикладываются к делу.
  9. Подписи в протоколе ставятся уполномоченными лицами и теми, кто участвовал в осмотре места правонарушения.

Недостатки протокола

Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.

К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.

Сроки составления

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

  • Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
  • Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
  • Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.

Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

  • Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
  • Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
  • Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).

А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.

Подписание и вручение документа

Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.

Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.

После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.

Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.

На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.

А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.

Рассмотрение дела

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

  • Административное наказание предполагает арест лица или его выдворение.
  • Применена мера административного наказания в виде временного запрета на деятельность.

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Протокол ГИБДД об административном правонарушении

В соответствии с пунктом 10, главы 3 «Правил ОСАГО» потерпевший, который решил воспользоваться своим правом на возмещение ущерба со стороны страховой компании должен предоставить страховщику ряд документов. Одним из документов является копия протокола об административном правонарушении. Также копия протокола необходима при оспаривании штрафа ГИБДД в досудебном или судебном порядке. Ниже будет подробно рассказано о протоколе об административном правонарушении и даны ключевые рекомендации автовладельцам относительно правил поведения при контакте с сотрудником правоохранительных органов.

Протокол ГИБДД об административном правонарушении: сущность, правовая база и целевое назначение

При нарушении ПДД и/или при наличии факта ДТП сотрудник ГИБДД должен зафиксировать данное обстоятельство в письменном виде путем составления протокола. В соответствии со статьей 28.2 Кодекса об административных правонарушениях можно вывести следующие определение: протокол ГИБДД об административном правонарушении представляет собой официальный документ процессуального типа, фиксирующий совершение правонарушения (факт нарушения законодательства Российской Федерации), подпадающее об юрисдикцию КоАП и составляемый уполномоченным должностным лицом. Главное целевое назначение данного документа – описание правонарушения и получение согласия или несогласия с фактом нарушения закона правонарушителя или участников ДТП.

Структура

Структура и порядок составления рассматриваемого документа закреплены в КоАП РФ. Согласно данному Кодексу в него вносятся следующие записи:

в шапке располагается наименование и порядковый номер документа (для систематизации процессуальной документации и снижения коррупционной составляющей). Наименование и номер напечатаны;

  • далее проставляется дата (с точностью до минут) и указывается место составления;
  • ниже сотрудник ГИБДД указывает свою фамилию и инициалы, а также должность;
  • далее заполняются сведения о лице/лицах, в отношении которого составляется данный протокол: Ф.И.О., место проживания/регистрации, место работы (необязательно);
  • далее записываются данные об автотранспортном средстве и владельце автотранспортного средства;
  • затем следует описание состава правонарушения и обоснование последнего статьей КоАП;
  • далее записываются данные о других лицах (потерпевшие, свидетели): аналогично предыдущему пункту;
  • затем следует объяснение лица (в рамках обстоятельств прямо или косвенно касающихся состава правонарушения), в отношении которого составляется данный документ. Заполняется правонарушителем самостоятельно или сотрудником ГИБДД со слов правонарушителя за подписью последнего;
  • далее в документе следует строчка «К протоколу прилагается» (может иметь альтернативное написание с сохранением смысла). Здесь перечисляется список улик и доказательств, свидетельствующих о факте правонарушения и подтверждающих совершение данного правонарушения лицом, в отношении которого составлен протокол;
  • в случае необходимости указывается информация о временном управлении автотранспортным средством по доверенности или на основании аналоговых праводелегирующих документов;
  • затем указывается место совершения правонарушения (может быть идентично месту составления протокола и, в таком случае, дублируется, либо может разниться с местом составления протокола) и время совершения противоправного деяния (с точности до минут);
  • делается отметка об ознакомлении правонарушителя с протоколом, разъяснении ему прав и обязанностей в рамках юрисдикции административного права на основании Кодекса об административных правонарушениях и получении копии документа. Отметка делается за подписью лица, являющегося правонарушителем;
  • при отказе от проставления подписи об этом также делается соответствующая отметка;
  • делается отметка с просьбой перенаправления документа по месту жительства правонарушителя/месту регистрации автотранспортного средства;
  • еще раз проставляется подпись правонарушителя;
  • в конце проставляется подпись сотрудника правоохранительных органов.

Порядок составления документа

Протокол составляется сотрудником правоохранительных органов после допроса правонарушителя и опроса потерпевших, свидетелей или иных лиц, а также сбора доказательств, подтверждающих факт правонарушения. После заполнения правонарушителю разъясняются его права и обязанности, главными из которых в данном вопросе являются: право ознакомиться со всеми материалами дела и право на обжалование протокола и последующего постановления о наложении штрафных санкций.

Протокол подается на подпись правонарушителю и иным лицам, чьи показания записаны в данном процессуальном документе. Автовладелец, в отношении которого составлен протокол, имеет право отказаться от подписи, либо оставить отметку, подтвердив ее своей подписью о том, что он не согласен с информацией, представленной в документе и/или квалификацией события, как правонарушения.

Документ составляется сразу после выявления правонарушения со стороны водителя. Однако допускается увеличение срока составления документа до 2 суток в виду того, что необходимо проверить или получить дополнительную информацию о правонарушителе. В случае ведения административного расследования документ составляется после его завершения.

Копия протокола вручается правонарушителю или его доверенному лицу. При невозможности вручения копии протокола в режиме реального времени, копия должна быть направлена правонарушителю или его доверенному лицу в срок не позднее трех суток.

Заключение

Таким образом, протокол является документом, фиксирующим правонарушение. Он составляется непосредственно на месте событий или в течение 2 суток, после фиксации нарушения. На документе в обязательном порядке должны быть подписи сотрудника ГИБДД, который составил протокол и правонарушителя.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.org, www.yurist-online.net, voditel.guru, www.syl.ru, insur-portal.ru.

Текущая редакция ст. 28.5 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 28.5 КоАП РФ

1. Согласно ст. 4.5 Кодекса постановление по делу по общему правилу может быть вынесено не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. В этой же статье предусмотрена возможность более длительного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении за нарушение отдельных отраслей законодательства и при рассмотрении дел судьями. Однако законодатель, учитывая принцип оперативности производства по делам об административных правонарушениях, установил общее правило о том, что протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления факта совершения правонарушения.

2. Однако иногда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. Для получения необходимой информации могут потребоваться дополнительные меры по формированию доказательственной базы (см. комментарий к ст. 26.2). Следует также иметь в виду, что в целях установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применять предусмотренные Кодексом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

В случаях, когда немедленное составление протокола невозможно, он должен быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. Имеется еще одно исключение из общего правила, предусмотренного в ч. 1 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 28.7 Кодекса по некоторым категориям дел об административных правонарушениях может потребоваться осуществление экспертизы и иных процессуальных действий, связанных со значительными временными затратами. Для таких ситуаций предусмотрено проведение административного расследования, срок которого не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. Однако в исключительных случаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.7). После окончания административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. 28.7).

4. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъяснено, что установленные в комментируемой статье сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Консультации и комментарии юристов по ст 28.5 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 28.5 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Давности.

Оно распространяется и на постановления по административным правонарушениям.

Смысл его заключается в возможности привлечения к ответственности.

Согласно законодательству этот срок составляет два месяца.

То есть, если человек, к примеру, нарушил правила дорожного движения (ПДД), к ответственности его можно привлечь только в течение двух месяцев, с момента совершения преступления. Текущая статья разъяснит все важные моменты, касающиеся сроков вынесения постановления об административном .

Навигация по статье

Сроки предъявления протокола

Первое, что делают уполномоченные лица при выявлении нарушений: выписывают протокол, с которым нарушитель закона должен ознакомиться. Оформляется он в двух экземплярах.

Один из которых вручается нарушителю порядка, второй остается у уполномоченного лица. Обычно протокол заполняется сразу на месте совершения нарушения.

Если нужно выяснить данные о нарушителе этот документ может быть предъявлен в течение 2 дней, с момента совершения неправомерного деяния. Иногда при допущенных нарушениях следует провести расследование.

А на него может уйти несколько дней, в некоторых случаях даже недель. Когда проводится расследование по поводу административного нарушения, составления протокола определяются ст. 28. 5 КоАП РФ.

Максимальное время оформления документа, даже учитывая факт расследования, не может быть больше 1 месяца. В некоторых случаях, по личному заявлению должностного лица и этот срок продлевается:

Письменным разрешением уполномоченных лиц инстанции, в производстве которой находится дело. Тогда, время предъявления протокола может быть увеличено только на 1 месяц.

Документальным разрешением руководителя вышестоящей инстанции. Если нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека, он может быть продлён максимум на полгода. Такие сроки связаны с возможными судебными разбирательствами.

Когда расследование завершается, оформляется соответствующий протокол либо выносится постановление о прекращении дела, связанного с нарушением.

Если нарушитель с ним не согласен, как следствие, стоит ожидать судебного разбирательства.

Что такое постановление о нарушении ПДД и кто его составляет

На вынесение постановления по протоколу отводится определенное законом время.

То есть, срок, в течение которого человека можно привлечь к ответственности с помощью уполномоченных организаций.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ПДД установлены двумя месяцами.

Допустим, человек нарушил ПДД. Инспектор в тот же момент его останавливает и выписывает , который требуется оплатить в течение 60 суток.

Не все автолюбители спешат оплатить штраф сразу. Зачастую дело доходит и до суда, тогда на основании постановления приставы взыскивают долг с нарушителей.

После вынесения постановления, человеку дается 10 дней на его обжалование. Только после его истечения документ вступает в силу и отправляется на исполнение в службу приставов.

Законодательством установлен срок вынесения постановления на основании протокола. Он составляет два месяца. Когда дело доходит до судебных разбирательств и его выносит , допускается срок в три месяца.

Человек, которого обвиняют в правонарушении вправе сам выбрать судебную инстанцию, для рассмотрения дела. Если приходится подавать ходатайство о переносе дела в другой суд, срок давности приостанавливается.

Вынесение постановления не является окончательным этапом взыскания долга или привлечения к иной ответственности. Для этого документ должен быть передан приставам исполнителям, которые до определенного времени обязаны пустить его в действие.

Если постановление вынесено судом, но не введено в производство в течение двух лет, его можно считать автоматически аннулированным.

Можно ли обжаловать постановление


В наше время достаточно часто можно столкнуться с несправедливыми органов власти.

Как следствие приходится выплачивать штрафы либо быть привлеченным к другому виду ответственности.

Иногда с доводами специалистов вышестоящих учреждений сложно согласиться, и приходится расплачиваться за несовершенные ошибки.

Когда в деле участвует Федеральная антимонопольная служба (ФАС), штрафные санкции могут доходить от тысяч до сотен миллионов рублей. Крупные накладываются на юридические лица. Их сумма зависит от стоимости собственных активов.

Когда ответчику приходит постановление, он вынужден оплатить штраф. Не всем людям известно, что существует возможность обжаловать такой документ. Законодательством предусмотрено время для на эту процедуру. Оно составляет десять дней.

Только, если человек пришел к решению обжаловать постановление, к заседанию требуется очень тщательно подготовиться. Для этого нужно заручиться документальными подтверждениями правоты, да и помощь юриста здесь не помешает.

Сроки вынесения постановления об административном правонарушении ФАС не отличаются от обычных временных рамок. Как и любой другой документ его можно обжаловать. Тем самым, доказав невиновность.

Допускается подача жалобы на постановление. Предъявить её нужно в течение десяти дней, согласно статье 30. 3 КоАП.

Срок отсчитывается со дня вынесения решения. Подобная жалоба подаётся в судебную или иную уполномоченную , которой утверждалось постановление.

Когда процедура обжалования происходит в суде, срок действия постановления приостанавливается до времени вступления его в силу. Поэтому следует тщательно подготовиться к защите своих интересов, и лучше заручиться поддержкой юридически грамотного человека.

Время рассмотрения жалобы на вынесенное постановление зависит от того в какую инстанцию она подается. При обращении в суд он может достигнуть даже два месяца.

Важные моменты и ситуации из жизни

Разберем часто встречающиеся случаи, происходящие на практике:

  • Предположим, извещение о назначенном заседании суда пришло с опозданием. Тогда постановление можно отменить, судом будет назначено другое заседание. В качестве подтверждения придется принести судье документальные доказательства своей невиновности. К примеру, на почте можно взять документ с отметкой фактической даты получения извещения.
  • Если извещение вообще не было получено, практически невозможно доказать этот факт. Но постановление тогда можно обжаловать через вышестоящий .
  • Допустим, извещение выдал инспектор ГИБДД. По указанным данным на участке дела не оказалось, а спустя некоторое время приходит уже утверждённое постановление. Тогда, дело тоже подлежит пересмотру. Даже если прошло уже два месяца, обжалование можно провести в вышестоящей судебной инстанции.

Важно! Инспектор ГИБДД наделён полномочиями вручать извещение. При этом они не застрахованы от ошибок. Многие из них выдают этот документ по неподсудному участку.

Место рассмотрения дела по административным нарушениям выбирает ответчик. Оно может быть:

Если человек выбрал судебную инстанцию на свое усмотрение, отказа ему поступить не может.

Важной особенностью относительно срока давности является следующий факт. Инспектор обычно выдает извещение по участку постоянной регистрации нарушителя.

Если ответчик пишет ходатайство по переносу дела в другую судебную инстанцию, установленный законом двухмесячный приостанавливается и продолжается отсчет времени только после его поступления по месту назначения.

Когда человек не согласен с местом рассмотрения дела и подает ходатайство по месту регистрации транспорта, этот срок не прерывается. Даже если он совпадает с местом постоянной прописки.

В данном случае, не имеет значения, сколько времени уйдет на пересылку документации. Если они не успеют дойти до места назначения в течение двух месяцев, дело просто закроют.

Из выше обозначенной практики становится понятно, что знание поможет выстроить правильную защиту прав.

На видео автоюрист разъясняет, как обжаловать постановление об административном правонарушении:

Задайте свой вопрос в форму ниже

Еще по этой теме:



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация