Дефекты и деформации правосознания. Деформация правосознания и ее виды

Главная / Налоги

Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в течение XX века, приводят автора к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания. Едины исследователи проблемы лишь в одном – в негативном, отрицательном характере деформации правового сознания граждан России.

Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Учитывая, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям, автор предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания.

Относительная деформация правового сознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.

Таким образом, деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Назрела необходимость формулирования общей теории деформации правового сознания и ее отдельного компонента – деформации правового сознания граждан России.

Виды деформации правового сознания в современном российском обществе таковы.

В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления. которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления– Наиболее распространенные из них в современной России – это правовой инфантилизм. правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.

Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, заключающийся в недостаточной сформированности и пробелъности правовых взглядов, знаний, ус­тановок, представлений. Правовой инфантилизм проявляется прежде всего в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний». Можно выделить два вида пробельности правосознания: 1) «первичная» пробельность, когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности, 2) «вторичная» пробельность, которая характеризуется либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ее припоминания и получения данной информации.

Правовой нигилизм – следующая и весьма распространенная форма де­формации правового сознания граждан России.

Среди отечественных ученых нет единого подхода к пониманию его сущности. Одни относят к нему все факты негативно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с соверше­нием преступлений и иных правонарушений. Другие к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требований закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла. Будем исходить из того, что правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений. Такой подход дает возможность выделить важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от других форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Характерные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма.

Правовой фетишизм – еще одна форма проявления деформации правового сознания граждан России. Правовой фетишизм - форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

Самой тяжелой формой деформации правового сознания является фено­мен его перерождения, под которым П.П. Баранов понимает случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива. Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.

Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.

Социальная опасность различных видов деформации правового соз­нания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности правового нигилизма, фетишизма и инфантилизма.

Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.

Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы дефор­мации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам. Структурная их взаимосвязь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.

Правовая культура.

Категория "правовая культура" используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие "правовая культура" всегда предполагает оценку "качества" правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определенное "качество" правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, "устройство" правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д" насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической - правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России - правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и дух строю права и свободы человека.

88.правовое воспитание Чтобы успешно организовать правовоспитательную работу, прежде всего, необходимо понять, что такое правового воспитание. Сразу же необходимо оговориться, что единого понимания термина «правовое воспитание» сегодня нет. Одни под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие считают, что правое воспитание - это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Между тем правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является правовое просвещение, обучение основам права.

Но это не только обогащение знаний воспитуемого о праве, законе, правовой деятельности, но и целенаправленное воздействие на сознание с целью формирования у человека опыта поведения в соответствии с действующей правовой нормой. Саади говорил: «Кот научился наукам, но не применяет их, похож на того, кто вспахал, но не сеет».

Важная составная часть правового воспитания - формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека. Сухомлинский писал: «Воспитание только тогда становится творением человека, когда бурные страсти владеют юными сердцами».

Строгое следование требованиям правовой нормы - это результат внутренней борьбы «за» и «против» и чтобы человек с честью вышел из этой борьбы, необходимы такие волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. У человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным.

Известный педагог А. Детерович отмечал, что воспитание можно считать законченным тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой воли самого себя образовывать, знает способы и средства, как этого достичь.

В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий.

Личность - это не зеркало, пассивно отражающее воздействие внешнего мира. Исследования ученых показывают, что в развитии личности воздействие внешних факторов приобретает свою значимость только тогда, когда они преломляются в индивидуальных позициях человека, в его отношении к этим факторам, а также в практической реализации этого личностного отношения в его действиях и поступках.

На практике внимание педагога, воспитателя нередко концентрируется лишь на организации внешнего воздействия на личность- процесс же внутренней переработки этих воздействий часто выпадает из их поля зрения. Между тем очень важно знать, как молодой человек осмысливает, переживает внешнее воздействие, как реагирует на него.

Следует помнить, что формирование такой психологической готовности - это не стихийный процесс, а результат повседневного направляющего воздействия субъектов воспитания.

Развитие человека нельзя сводить к усвоению социального опыта, к простому пополнению знаний, умений, навыков. Развитие находит своё выражение, прежде всего, в качественном изменении психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Этот процесс не всегда идёт правового обучения восходящей, без конфликтов и противоречий. Воспитательное воздействие правового обучения разному преломляется через призму индивидуального сознания и личного опыта человека, через различные отношения его с предметами и явлениями окружающей действительности, к другим людям.

Эти воздействия не всегда согласованы. Нередко они действуют в противоположном направлении. Отсюда противоречивость правового воспитания.

В практике нередки случаи несогласованности в действиях различных субъектов правового воспитания, между общественным мнением и личными интересами воспитуемого, между желанием правильно поступать и возможностью действовать в соответствии с желаниями, между внешними требованиями и внутренними стремлениями воспитуемого, между целенаправленным и стихийным влиянием окружающей среды. Преодоление этих противоречий занимает большое место в сложном процессе формирования личности и во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя.

Правовое воспитание - это многофакторный процесс. Его эффективность зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Правовое воспитание человека, в том числе и молодого, происходит, во-первых, под влиянием материальных условий жизни общества, и существующих общественных отношений, и бытовых условий, и естественной среды, и, наконец, наследственности, т. е. факторов независимых от воли людей, а во-вторых, -сознательной деятельности человека, выражающейся в воспитательном воздействий семьи, детского сада, школы, колледжа, лицея, вуза, общественных объединений, органов самоуправления граждан, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений и т. д.

Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с пеленок и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период- молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности - дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определенное о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причем в различных условиях, в различной обстановке.

Правовое воспитание - процесс многоступенчатый.

На первой ступени молодые люди усваивают правовое поведение в семье, в образовательном учреждении, в обществе. На второй они усваивают правовые знания, получают представление о правовой действительности. На третьей ступени у них вырабатываются умения, навыки действовать в соответствии с полученными знаниями. На четвертой ступени идет преодоление негативного и формирование уважительного отношения к праву, положительных чувств. На пятой ступени идет формирование волевой готовности действовать в соответствии с полученными знаниями, навыками, убеждениями.

Разумеется, резкой грани между этими ступенями нет. Не у всех они одинаково развиваются и протекают. Правовоспитательной работе присущ концентризм, т. е. постоянное возвращение к пройденному с последовательным расширением и углублением знаний, умений, убеждений, чувств, волевой готовности.

Правовоспитательный процесс нельзя рассматривать как одностороннее целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. В правовоспитательном процессе участвуют две стороны: с одной стороны воспитатель, с другой - воспитуемый. Причем, оба являются активными участниками этого процесса. Если воспитатель выступает, как активная сторона, а воспитуемый, как пассивная, воспитательный эффект будет самый низкий. Необходимо чтобы, в этом процессе активно участвовали и воспитатель и воспитуемый. Воспитательный процесс будет тогда высоко эффектным, когда воспитуемый не только воспринимает то, что ему передается, но и сам стремится к познанию, к практическому применению своих знаний.

В тоже время правовое воспитание нельзя рассматривать как процесс с двумя участниками: воспитателем и воспитуемым. Правовоспитательный процесс - это широкий фронт воспитательного воздействия, в котором участвуют и педагог и родители, и общественность и окружающие, т. е. вся социальная среда.

Правовое воспитание - это организационная работа. А. С. Макаренко говорил: «Воспитательная работа - есть, прежде всего, работа организатора». Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от координации усилий, организованных действий различных участников правовоспитательного процесса.

Процесс воспитания обязательно включает организацию жизни и деятельности молодых людей, создание правильных отношений в молодежном коллективе привлечение родителей и общественности к воспитанию порастающего поколения. Организаторами правового воспитания молодежи выступают государство, органы самоуправления граждан, руководители образовательных учреждений, воспитатели, учителя.

Правовое воспитание молодежи - это деятельность, устремленная в будущее. В процессе правового воспитания подрастающего поколения решаются задачи не столько сегодняшнего дня, сколько перспективные. Выше уже говорилось, что за молодежью будущее, от нее зависит, будет ли у нас построено правовое государство, гражданское общество. Поэтому формируемые в процессе правового воспитания молодежи качества должны опережать достигнутый уровень духовного и морального развития нашего общества. Однако не следует отрываться и от реальной жизни, от текущих задач, решение которых обеспечивает решение перспективных задач.

Деформация правосознания - искажение представлений и чувств, выражающих отношение человека к праву и правовым явлениям.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права. Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Деформация правосознания - это одно из его состояний, противоположное положительному (позитивному). Взяв за основу эти исходные данные, можно проследить различия между ними. Это позволяет выработать понятие деформации правового сознания, выделить важнейшие ее признаки и отграничить от смежных явлений (деформации других видов сознания, полного отсутствия правосознания, правонарушения),

Таким образом, деформация правового сознания - это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.

Причины: Самые разнообразные, в частности в России это особенности исторического развития, это плохая социальная обстановка обусловленная рядом экономических, политических и др. факторов, также низкое правосознание и правовая культура, обусловленные плохим правовым обучением.

Виды:

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления.

Правовой инфантилизм – неразвитость, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Правовой инфантилизм - наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Как правило, при такой форме деформации имеют место пробелы в знаниях существа практически всех отраслей права, нет понимания общей ценности права, его значимости для личности.

Вместе с тем, некоторые, хотя бессистемные, нечёткие представления о правовых нормах, отдельные проявления активности возможны. Например, при обращении с жалобами в органы власти, организации в связи с нарушением прав или с просьбой улучшить работу предприятий, учреждений. И всё же при правовом инфантилизме среди «взрослых детей» вполне реален постулат: «Жить в обществе можно и не зная правовых норм (прав и обязанностей), не умея ими пользоваться.

Правовой нигилизм - негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, отрицание необходимости правовой организации общественной и личной жизни. Он может быть пассивным и агрессивным.

Пассивный правовой нигилизм – негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни, которое не выражается в призывах не соблюдать законы, к противоправному поведению. При данной форме нигилизма право не включается в систему ценностей, в возможности добиться полезного результата юридическими средствами просто не верят. Поэтому праву отводится незначительная, мало заметная роль. Одни говорят, что жить надо не по праву, а по своим желаниям и интересам, другие – по совести, третьи – по христианским началам. Формулируются предложения, основной упор сделать на формировании нравственного, политического, экономического сознания и культуры. Но пассивный правовой нигилизм, как правило, не имеет преступный умысел, т.е. злостного неповиновение праву, законам.

Агрессивный правовой нигилизм – осознанное, враждебное отношение к праву, всему юридическому, сопряжённое с совершением различных правонарушений, включая преступления. Налицо перерождение человека не только с правовой, но и нравственной стороны.

Конечно, любая деформация правосознания, правовой культуры мешает цивилизованному развитию общества. Чтобы снизить влияние негативных факторов надо формировать уважительное отношение к праву, к правовым явлениям. Это достигается правовым воспитанием и обучением.

Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения и активной правовой деятельности.

Правовое просвещение - ознакомление с идеями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития систематизированных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения . Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - переоценку права. Оба эти явления питаются одними корнями - юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Закон, как известно, есть официальное признание факта, и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз, возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались. Правовой скептицизм особенно усилился в последние годы, когда общество отчетливо осознало, что многие законы, принятые в период реформ, оказались малоэффективными и не привели к достижению желаемых целей, а некоторые дали отрицательный результат.

Правовой фетишизм(идеализм) – преувеличение роли права в общественной жизни; гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в реализации социально-экономических, политических и иных задач. Противоположными по форме, но сходным с правовым нигилизмом по результатам действия. В специальной литературе явление правового фетишизма обозначается понятием «правовой идеализм» (Н. И. Матузов). При этом считается, что правовой идеализм является противоположностью правового нигилизма. «Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку»

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ................................................................................................. 6

§ 1 Понятие деформации правового сознания..................................... 6

§ 2. Относительная и абсолютная деформация правового сознания.. 8

ГЛАВА 2. ВИДЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ............... 11

§ 1. Правовой инфантилизм................................................................ 11

§ 2. Правовой негативизм................................................................... 12

§ 3. Правовой нигилизм...................................................................... 13

§ 4. Правовой идеализм...................................................................... 14

§ 5. Правовой эгоцентризм................................................................. 15


ГЛАВА 3. ПРИЧИНЫ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДАЛЕНИЯ........................................................................................... 19

§ 1. Причины деформации правового сознания граждан................. 19

§ 2. Основные пути преодоления деформации правового сознания. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 26


Актуальность темы. В современном этапе развития России происходит глубокое реформирование основы жизни общества. Миропонимание большей части населения страны выходит на новый уровень. В основе нового миропонимания лежат общечеловеческие ценности, права, свободы и законные интересы личности. Общество последние годы на первый план выдвигает права и достоинства человека, то есть старается выйти на путь свободного развития, где высшей ценностью является конкретный человек. Главной задачей государства становится защита конституционных прав и свобод граждан. Но для того чтобы осуществлять данную задачу в полной мере, нужно сформировать у граждан государства позитивно ориентированного правового сознания.

Все же большинство населения страны не способно на сознательном уровне соблюдать законы. В связи с этим и проявляется распространение различных форм деформации правового сознания.

Дальнейшее совершенствование общества, утверждение принципов правового государства и гражданского общества, идеалов нравственности и гражданственности немыслимы без преодоления отрицательных стереотипов, которые сложились в сознании людей, нейтрализации антиправовых и антисоциальных устремлений, а также без коренных перемен в политико-правовом мышлении.

Реформы, которые проводятся в нашей стране, не решают проблемы деформации.

Новый подход позволяет осуществить организацию наиболее эффективной защиты прав и свобод граждан. Часть конституции, которая посвящена правам и свободам человека, может быть реально воплощена только при условии формирования эффективного механизма его реализации.

При формировании такого механизма, особое значение должно иметь решение проблемы деформации правового сознания. Изучать проблему деформации правового сознания должна базироваться на комплексном, системном анализе правового сознания.

Проблему правового сознания изучали множество исследователей. Многие авторы, в том числе В.К. Бабаев, В.М. Баранов, К.Т. Бельский, А.Б Венгеров, Н.Н. Вопленко, В.И. Каминский, В.Н. Карташов, Н.В. Крыленко, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, В.В. Лукьянов, Н.И. Матузов, И.Ф. Покровский, В.А. Пластунов,И.П. Разумовский, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, Н.Я. Соколов, В.А. Туманов, В.А. Щегорцев, A.M. Яковлев. Они в своих исследованиях детально раскрывали роль правосознания в регулировании общественных отношений, но, к сожалению, они не раскрыли многочисленные проблемы деформации правового сознания граждан.

На сегодняшнее время нет единого мнения о сущности и природы данного социально-правового явления. Нет исследований, которые рассматривали бы рассматривающих эту проблему с широких аксиологических позиций, которые анализируют источники ее формирования.

Необходимость преодоления деформации правосознания граждан и организации действенного управления в обществе согласно с новыми реалиями, на основе общечеловеческих ценностей, гуманизма, демократии, а также отсутствие специальных исследований по данной проблеме и предопределили выбор и направление курсовой работы.

Целью курсовой работы является анализ сущности и форм деформации правосознания граждан, выработка определенного механизма преодоления ее последствий в российском обществе.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

· рассмотреть подходы к пониманию сущности деформации правового сознания.

· определить понятие деформации правового сознания;

· выявить признаки данного социально-правового явления;

· рассмотреть наиболее эффективные пути и методы преодоления деформации правового сознания.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В введении раскрывается актуальность темы, степень разработанности темы, определяется основная цель и задачи курсовой работы.

Глава первая «Общая характеристика деформации правового сознания», содержащая в себе два параграфа, посвящена анализу понятия деформации правового сознания как негативного социально-правового явления, характеристике различных видов ее проявления, выявлению социальной опасности.

Глава вторая «Виды деформации правового сознания», содержащая пять параграфов, посвящена анализу наиболее распространенных видов проявления деформации правового сознания.

Третья глава «Причины деформации правового сознания и основные пути ее преодоления», состоит из двух параграфов, рассматривает причины, обусловливающие существование деформации правосознания, а также пути преодоления этого явления.

В заключении курсовой работы в обобщенном виде сформулированы выводы по всему кругу проблем, рассмотренных в работе.


ГЛАВА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

§ 1. Понятие деформации правового сознания.

Изучение российскими философами и юристами проблемы деформации правового сознания выделится три основных этапа:

1. конец XIX века по 1920 год;

2. 1920-1960-е годы;

3. 1960-е годы и до настоящего времени;

Первый этап продолжался с конца XIX века по 1920 год. Деформация правового сознания характеризовалась исключительно с философских, социологических и психологических сторон.

Не раз в своих работах проблему деформации правового сознания касался И.А. Ильин. «При всех случаях расхождения положительное право есть суррогат естественного, и если это расхождение обостряется до конфликта, то положительное право может предстать сознанию в роли «ложного» права, лжеправа. Наступает более или менее глубокий кризис правосознания» , - писал он.

Н.П. Новгородцев также неоднократно писал о кризисе правосознания. Среди основных причин деформации правового сознания в то время он выделил:

1. изменения политических и правовых убеждений и установок;

2. преувеличение роли и значения идеи правового государства;

3. отставание положительных законов от движения истории.

Таким образом, он считал, что в обществе рано или поздно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями .

Распространение права, которое построено на справедливости выделял и Л.И. Петражицкий. Он не употреблял понятия «деформация». Распространение такого права, возможно, в условиях «неразумного», «злокачественного» позитивного права. Именно чувство справедливости, на его взгляд, призвано регулировать конфликт между позитивным и интуитивным правом (то есть правосознанием) .

По мнению русского религиозного философа и психолога С.Л. Франка, чертой, которая характеризует сознание русской интеллигенции, является безграничный нигилизм. Он полагал, что причиной такого кризиса является отдаление от религиозного миросозерцания .

Второй этап длился с 1920года по 1960-е годы. Характерной чертой данного этапа является исследование правового сознания без учета возможности его деформации.

П.И Стучка разграничивал такие понятия как право и правовую идеологию, право и правосознание. Вопросов деформации правосознания он в своих трудах не касался. Но, все-таки, им было замечено, что в молодом Советском государстве, работники в юридическом аппарате правосознанием не обладают. По его мнению, это было связано с отсутствием развитой системы права .

В Советском государстве и науке существовало мнение о том что деформация правового сознания невозможна. Это было связано с тем что в процессе развития личности постепенно и неизбежно формируется развитое социалистическое сознание.

Третий этап - 1960-е годы и до сегодняшних дней. Характеризуется повышением интереса юридической общественности к проблеме деформации правового сознания. Это было вызвано тем, что среди широких слоев населения страны начали проявляться факты массового искажение правового сознания с конца 80-х годов. В литературе этого периода наблюдается двойственный подход к изучению сущности этого социально-правового явления. Одни (В.И. Гойман, И.И. Карпец, Н.И. Матузов, В.А. Туманов) не дают понятие деформации правового сознания, а рассматривают лишь отдельные формы этого явления. Другие (П.П. Баранов, В.В. Русских) исследовали данное явление всесторонне и выделили наиболее значительные признаки и формы ее проявления.

В юриспруденции и философии до настоящего времени не сложилось единой теории этого явления и отсутствует разборчивое определение понятия деформации правового сознания. Несформированность определения имеет две причины:

1. нет единого подхода к изучению данного феномена как сложного социально - правового явления.

2. Деформация правосознания рассматривается в отрыве от состояния положительного правосознания.

Но в трудах исследователей все же есть общее, все они считают деформацию правосознания – негативным и отрицательным явлением.

Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна иметь максимальный практический эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:

Учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;

Определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;

Формулировка целей, способов и средств данной деятельности.

Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.

Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных внешних факторов, можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:

Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.

Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.

Правовое воспитание - это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.

Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых в настоящее время широко освещается в средствах массовой информации и становится достоянием широкой общественности.

Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что деформация правосознания - это один из видов социальных явлений, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Причины и условия деформации правосознания - это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся:

Экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т. д.);

Социальные процессы (резкое расслоение общества и т. д.);

Политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.);

Правовые факторы (эволюция правовой системы);

Факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).

Как мы видим, из перечисленных причин возникновения деформации правосознания,в настоящее время на территории Российской Федерации имеют место быть все пять факторов. С учетом того, что по центральным телевизионным каналам зачастую употребляют термин аномия, для характеристики нашего государства, ситуация в нашей представляется крайне сложной. Серьезным поводом к размышлению служат и данные социальных опросов, в т.ч. такой документ как «Двадцать лет реформ глазами россиян», подготовленный институтом социологии РАН в 2011 году.

Необходимо понимать, что преодоление деформации правового сознания – это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Для его осуществления требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Все необходимые меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные:

Общие меры – это меры, которые связаны с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений.

Специальные меры - это меры, которые направлены на преодоление различных форм деформации правового сознания, как у конкретных членов общества, так и отдельных социальных групп.

На общесоциальном уровне работа по преодолению деформации правового сознания должна реализовываться в масштабе всей страны на основе разработки и проведения разнообразных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера.

Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, которые призваны дополнить и конкретизировать общие.

На индивидуальном уровне преодоление деформации правового сознания должно реализовываться с помощью специальных мер, которые проводятся параллельно с организацией социально-нормативного воспитания.

Хочется надеяться, что данные инициативы все таки будут иметь место в плане развития нашей страны уже в ближайшее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАКА.: Закон и право, 2009.

2. А.Б Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009.

4. Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Учебное пособие. -.М.:Проспект, 2001.

5. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). Учебное пособие. - М., 2007.

6. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2006.

7. М. Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2004

8. Р.Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для студентов зон, обучающихся по специальности «Юриспруденция» - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005.

9. В. Д. Перевалов. Теория государства и права: Учебник для вузов - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2007.

10. Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под общей редакцией И.И. Лизиковой. – М.: Академический Проект, 2005.

39. Деформация правосознания и его формы Деформация правосознания - изменения, которые приводят к противоречиям в рациональных и психологических компонентах правосознания, что отражается на восприятии правовой действительности и формировании готовности личности к юридически значимому поведению.

В качестве форм деформации правосознания можно выделить: правовой инфантилизм, правовой идеализм, правовой нигилизм, перерожденное правосознание.

Правовой инфантилизм представляет собой наиболее мягкую форму искажения правового сознания и заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений.

Правовой нигилизм - деформированное состояние правосознания личности, общества, группы, характеризующееся осознанным игнорированием требований закона, ценности права, пренебрежительным отношением к правовым принципам и традициям, правам и свободам человека. Наиболее негативными проявлениями нигилизма являются умышленные правонарушения.

Фетишизм (от лат. fetiche - идол, талисман, от португ. feiticao – волшебство) означает поклонение, неодушевленному, обоготворяемому предмету, безусловное его признание и слепое поклонение.

Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.

Перерожденное сознание - это крайняя степень искаженного, дефектного правосознания. Оно основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности.

40. Правовая культура личности и общества: понятие и структура Правовая культура - это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом. Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы. Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровень правосознания и правовой активности общества; 2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.); 3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности). Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы: а) знание и понимание права; б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению; в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод. 41. Правовое воспитание: понятие, элементы, формы Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие элементы (составные части): - субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.); - объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.); - содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.); - методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания); - формы воспитания: 1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); 2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации); 3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.); 4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений). 42. Понятие и принципы правотворчества Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения. Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества. Принципы правотворчества: - научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.); - профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.); - законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); - демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); - гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). - оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов). 43. Виды правотворчества. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на: - непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); - правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ); - правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); - правотворчество органов местного самоуправления; локальное правотворчество (например, на предприятии, учреждении и организации); - правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: - законотворчество; - делегированное правотворчество; - подзаконное правотворчество. 44. Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации Законотворчество - это установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ; 2) обсуждение законопроекта. Проходит на заседании палат представительного органа в несколько чтений. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона - главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос); федеральные конституционные законы - квалифицированным (не менее 2/3 голосов); б) одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ); федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются). 45. Систематизация нормативных актов: понятие и виды Систематизация законодательства - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему в целях обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют следующие виды систематизации: 1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Она подразделяется на официальную (Собрание законодательства РФ) и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п.). На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел; 2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации; 3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации; ею имеют право заниматься только специальные органы. В ее итоге появляется новый нормативный акт - кодекс, который выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Кодификация законодательства может быть всеобщей (переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (перерабатываются нормы какого-либо правового института). 46. Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Ее основным объектом является текст правовых актов. Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). К техническим правилам относят ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала. К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта и т.д. 47. Правовые отношения: понятие, признаки, виды Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Виды правоотношений: Правоотношения подразделяются: 1) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, административные, уголовные и т.п.; 2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.); 3) в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности); 4) в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей, и активные, связанные с осуществлением определенных положительных действий; 5) в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания); 6) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства); 7) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие. 48. Структурные компоненты правового отношения В структуру правоотношения входят: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения - это субъект права, который использует свою праводееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы. Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, зарядом ограничений, установленных законодательством (избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п.). К коллективным субъектам относятся: 1) государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые - с субъектами Федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая включает в себя: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособность - это признаваемая государством способность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности для осуществления общественно полезной деятельности. Способностью быть носителем прав и обязанностей обладают все граждане независимо от пола, возраста, образования и т.д. Однако правоспособность порождается не фактом рождения. Она имеет не природный, а государственно-волевой характер. Правоспособность как юридическое свойство субъекта равна для всех. От правоспособности нельзя отказаться или передать другим. Дееспособность - это признаваемая государством способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния индивида. Ею не обладают малолетние (до 6 лет) и душевнобольные лица. За них выступают их законные представители (родители, опекуны, попечители). Виды дееспособности: а) полная наступает с совершеннолетием, когда человек может осознанно совершать любые юридически значимые действия, возможна с 16 лет при вступлении в брак или при эмансипации (производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда); б) частичная характерна для малолетних (от 6 до 14 лет), способных осознанно совершать мелкие бытовые сделки (ст. 28 ГК РФ), и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), способных распоряжаться своим заработком и иными доходами, поступать на работу и отвечать за некоторые наиболее очевидные правонарушения; в) ограниченная, при которой лицо, осуществляющее социально вредную деятельность, ограничивается компетентным органом в праве совершать определенные действия или выполнять определенную деятельность (алкоголики, наркоманы, запрет заниматься охотой, водить автомобиль) на точно фиксированный срок. Деликтоспособность – это способность лица отвечать за свои деяния (действие и бездействие). Объекты правоотношений – это то, по поводу чего возникают правовые отношения (материальные и нематериальные блага). Содержание правоотношений включает в себя: субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. 49. Субъективное право и юридическая обязанность Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Предназначение субъективного права состоит в заключенной в нем возможности удовлетворения какого-либо интереса достижения определенного блага, ценности. Субъективное право всегда конкретно и детально определено, от него можно отказаться или передать другим. Структура субъективного права: 1) возможность определенного поведения управомоченного лица; 2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица; 3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд); 4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью. Содержание конкретного субъективного права составляют правомочия - это законодательно закрепленные элементы субъективного права, детализирующие свободу возможного поведения участника правоотношения. Количество таких правомочий зависит от степени сложности и значимости предоставленного права. Некоторые субъективные права сводятся по существу к одному правомочию, а в некоторых их гораздо больше. Так, в праве собственности их три (владение, пользование и распоряжение), а в социально-политических - около десятка. Субъективное право не только вид, но и мера возможного поведения. Государство устанавливает определенные границы в использовании предоставленного права. Субъективное право обеспечивается не только законом, но и корреспондирующими обязанностями других лиц. Юридическая обязанность - это мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Поскольку юридическая обязанность - мера необходимого поведения, то от ее реализации отказаться нельзя. Юридические обязанности должны быть четко очерчены в законодательстве. Являясь обратной стороной субъективного права, юридическая обязанность имеет следующую структуру: 1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них; 2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; 3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований; 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право. Слагаемые юридической обязанности - отдельные долженствования - подобие правомочий в субъективном праве. Субъективное право одних лиц не может реализовываться иначе как через обязанности других. Обязанность со своей стороны также не может существовать сама по себе, она предполагает другую сторону, которая могла бы требовать ее исполнения. Как нет прав без обязанностей, так нет и обязанностей без прав - в этом суть юридического содержания правового отношения.

© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация