По субъектному составу правосознание делится на индивидуальное и коллективное (групповое, массовое и общественное). Виды и формы правового сознания

Главная / Общество

Чем дальше забирается человечество в неисповедимые глубины прогресса, тем ярче проявляет себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым теорией права в правосознательной сфере человеческого общежития.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам , законности , правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

  • правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;
  • правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;
  • поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

  1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.
  2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам , к своему правовому поведению.
  3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры .

Основные черты правосознания:

  • является одной из форм общественного сознания;
  • состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;
  • носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права ;
  • обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;
  • в отдельные периоды развития общества является формой права;
  • ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка , а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Виды деформации правосознания

Правовой инфантилизм бесформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. "Перерождение" правосознания крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел . Это антипод законности . Правовой дилетантизм вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям. Правовой нигилизм отрицание социальной ценности права ; осознанное игнорирование требований закона , та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. nihil - ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX в. Козьма Прутков призывал всех "зрить в корень" и "подвергать все сомнению". Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные - от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об "отмирании" права. В 1962 г. в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями . Отдавались "на поруки" преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Правовой фетишизм (или идеализм) - гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

  1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство , ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.
  2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.
  3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права .

Формы выражения правового нигилизма:

  • прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов ;
  • массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
  • издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
  • подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
  • несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
  • нарушения прав человека , особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
  • подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия - особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии.

Виды правосознания:

1. По субъектам:

  • Общественное (групповое) правосознание выражает правовые воззрения определенной части общества .
  • Индивидуальное правосознание - это представления о праве и правовых требованиях, которые имеет каждый гражданин. Уровень индивидуального правосознания у различных людей различен.
  • Групповое. Необходимо учитывать и такое понятие, как "эффект толпы". Французский социолог Гюстав Лебон одним из первых заявил о начале эры толпы и стал системно изучать это явление. Он считал, что толпе чужда демократия. Ей обязательно нужен вождь (за это ученого обожал Гитлер). Главное свойство толпы - это превращаемость. На эмоциональном фоне она может впадать в ярость, ужас, страх и иные полярные состояния, несовместимые с правовым характером действий. Это может происходить спонтанно и в то же время может намеренно стимулироваться.

Таким образом провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.

Например, 21 августа 1991 г. после поражения ГКЧП собравшаяся многочисленная толпа в г. Москве на площади перед Лубянкой настраивалась штурмовать здание КГБ СССР. Избежать больших жертв удалось, только переориентировав внимание собравшихся на памятник Ф.Э. Дзержинскому. При этом использовались не только неприязнь людей к этому историческому персонажу, но и давний слух о том, что монумент состоит из чистого золота. Якобы так остроумно Сталин в свое время спрятал часть золота партии.

С участием американских специалистов был разработан и осуществлен ряд крупных международных политических операций. С их помощью удалось избежать начала гражданской войны после переворота в Чили и последовавшего за ним убийства президента страны Сальвадора Альенде. Действия многочисленных сторонников президента деморализовали тем, что своевременно запустили слух о том, что на помощь свергнутому правительству движется армейская бригада под командованием известного генерала Пратса. Когда эта версия приобрела в сознании населения устойчивый характер на центральном телевидении, было организовано "интервью" в прямом эфире с находившимся под домашним арестом генералом, который поддержал действия путчистов. Шок от этого "интервью" сломил волю сторонников президента Альенде к решительным действиям.

Позже социологи стали различать такие понятия, как: "толпа", "массы" и "народ".

2. По уровням правосознание делится на обыденное (эмпирическое), научное и профессиональное.

Понятие правовой культуры

В юридической науке и в культурологии отсутствует единое понимание не только термина "культура", но и другого - "правовая культура ". Правовая культура может рассматриваться по отношению к отдельным индивидам или группам индивидов, объединенных в организованном порядке (политические партии , профсоюзы , иные организации) или собравшихся в общественных местах (политические, культурные или спортивные мероприятия). Определенный уровень политической культуры имеет и само общество . Это многоплановое понятие и при подходе к его унификации исследователи (в том числе философы, социологи, юристы и др.) чаще всего стремятся выделить черты, присущие направлению их научного поиска.

Многие специалисты правовую культуру рассматривают как сферу человеческой практики, представляющей собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм. Своим предназначением она должна иметь выполнение функции социально-правовой ориентации людей в обществе.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества.

В результате исследования правосознания различных слоев и групп населения установлено, что основные различия законопослушных лиц и правонарушителей заключаются не в правовой осведомленности (нормы права все знают или не знают примерно одинаково). Причина в другом - в отношении к праву и к практике его применения. Наиболее резко это выражается в правовых установках и ценностных ориентациях. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления этих различий оказались особенно высокими у юристов-профессионалов, что, впрочем, вполне естественно.

Профессиональная юридическая культура включает в себя в качестве основы профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы (области) культуры, которые функционируют во взаимодействии с политической, эстетической, религиозной и другими проявлениями культуры.

Правосознание как элемент правовой и профессиональной культуры, юридической культуры, а также сама она реализуется (объективируется) в механизме поведения и фактическом поведении (деятельности). В отличие от правосознания и профессионального сознания правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые в конечном счете способствуют социальному прогрессу, цивилизации.

Правовое воспитание

Чувство правовой защищенности может обрести реальные формы только то общество , в котором сформировано правосознание всех уровней, в том числе и профессиональное. Это является одним из обязательных условий формирования правового государства и права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов , деятельность которых широко освещается также в средствах массовой информации и становится достоянием общественности.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию , их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая идеология, т.е. система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений.

Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему. Для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческие установки.

Правосознание подчинено общим закономерностям развития общественного сознания. Оно выступает как специфическое отражение экономических, политических и иных отношений данного общества, положения классов и индивидов в системе общественного производства и социально-политической структуры. Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания - политическое сознание и мораль, общественная психология, исторические традиции, сложившийся образ жизни.

Взаимосвязи правосознания и права носят сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее выражает взгляды и установки господствующих в обществе классов. Сложившаяся в данном обществе правовая система , в свою очередь, выступает в качестве одного из важнейших факторов, воздействующих на правосознание. Наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правосознания.

Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. Классификации обычно проводятся по двум основаниям:

  • - по субъектам
  • - по уровню правосознания.

В правосознании находят выражение исторические традиции народа, психологические особенности людей, существующие социально-политические, экономические и культурные условия жизни общества. В условиях советской государственности административными и пропагандистскими средствами утверждалось так называемое "социалистическое правосознание". Однако проявления правового нигилизма, достаточно высокий уровень преступности имели место в СССР и до того времени, когда произошел развал союзного государства, его единого правового пространства.

В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений, от глубины отражения юридической действительности различают:

  • - Обыденное правосознание складывается стихийно, под явлением конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования основной массы членов общества. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, правовые воззрения здесь тесно переплетаются с нравственными представлениями.
  • - Теоретическое (научное) правосознание характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений, и формируется на базе широких и глубинных правовых обобщений, знаний закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Как считают учебные источники именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, способствовать совершенствованию юридической практики.
  • - Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов, складывающееся в ходе специальной подготовки (допустим, при обучении в юридическом учебном заведении), а также в процессе ведения юридической практики. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов: судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д. В качестве недостатка этого уровня правосознания можно отметить некоторую его узость, выражающуюся в том, что практикующие юристы обычно глубоко знают одну (или несколько) отрасль права, в рамках которой они практикуют. Это правосознание не проникает в сущность правовых явлений. Сущность и особенность правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.

В зависимости от субъектов-носителей правосознания различают:

  • - Индивидуальное правосознание (правовые представления и чувства индивидуума). Носителем общественного сознания является то или иное общество, то есть общественное сознание того или иного государства, цивилизации на том или ином этапе развития. Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им социально-классового, группового и общественного правосознания. Коллективные формы правосознания образуют фундамент индивидуальному правосознанию.
  • - групповое правосознание (правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев населения). Можно говорить о специфическом (групповом) правосознании рабов и рабовладельцев крестьян и феодалов, наемных рабочих и капиталистов. Внутри каждого из этих крупных социальных образований имеется также своя дифференциация на слои, сословия, социальные группы, в которых формируется специфический характер правосознания. Для каждого отдельного индивида общественное и групповое сознание выступает как объективный факт.
  • - общественное правосознание (правовые представления и чувства общества в целом). Общественное сознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения теории, которые распространены в данном обществе, которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Но общество не существует как некая монолитная целостность Оно всегда социально структурировано: делится на социальные группы классы. Каждой социальной группе, классу в соответствие с их общественным положением присущи свои специфические социальные интересы и ценностные ориентации.

Говоря о видах правосознания, необходимо указать на некоторые особенности их соотношения. С одной стороны, коллективное правосознание (групповое и общественное) формируется как совокупность индивидуальных правосознаний, т.е. под непосредственным влиянием правосознания отдельных граждан. С другой стороны, правосознание отдельных лиц (индивидуальное правосознание) формируется под влиянием правосознания общества в целом и правосознания той социальной среды, в рамках которой воспитывается индивид. В процессе социализации личности отдельные индивиды впитывают те правовые представления, поведенческие установки и стереотипы эмоционального реагирования на право и правовые явления, которые характерны для данной социальной общности того или иного этапа развития. Поэтому можно говорить и взаимодействии и взаимовлиянии различных видов правосознания.

Правосознание также можно разделить по субъектам (носителям) на индивидуальное и коллективное.

В свою очередь, коллективное подразделяют на групповое, массовое и общественное. Под групповым правосознанием понимают правовые представления и чувства определенных социальных групп, классов, профессиональных сообществ. Иногда правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой (например, в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями). Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей, таких, как митинги, демонстрации, бушующая толпа. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции вырабатываемыми отдельными людьми (индивидами). Общественное правосознание характерно у больших групп людей, например, население страны, нации, народности, исторические эпохи.

Индивидуальное правосознание, являясь чувством и представлением о праве конкретной личности, не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества, оно отражает лишь отдельные существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влияний тех условий, в которых он живет и работает, а так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Отсюда правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим, от общего уровня, общественного правосознания.

Совокупность правовых взглядов людей, выражающих оценку действующего права, существующего общественного и государственного строя, правомерность или неправомерность поведения граждан.

Давайте сами, без специалистов, которые, безусловно, знают все и обо всем, разберемся, что же означает ненаучное, житейское толкование слова «правосознание»?

Обратимся к школьному учебнику истории.

Рабовладелец знал, что люди, работающие на него, принадлежат ему, как вещи. То есть, переводя на наш, современный язык, человек был собственностью другого человека, как портфель, ручка или куртка, в которой вы ходите в школу. Значит, этот странный, по нашим понятиям, человек - рабовладелец - чувствовал, что другой человек принадлежит ему по праву. И поэтому рабовладелец обладал правосознанием рабовладельца, и его личное правосознание было подтверждено социальной структурой общества, в котором были рабовладельцы и рабы, охранялось законами этого общества.

Точно так же, продолжая дальше путешествие по страницам школьного учебника истории, мы выясним, что правосознание крепостного крестьянина отличалось от правосознания помещика: один не имел никаких социальных прав, другой имел право заставить работать крепостного на себя, требовать от него выполнения этой работы и даже продать его.

Точно так же отличалось правосознание рабочего от правосознания работодателя.

Выходит, что слово «правосознание» редко употребляется нами в жизни, а понятие это нам хорошо знакомо. Каким образом формируется правосознание в нашем обществе, где, как известно, нет классовых противоречий, где законы страны и Основной Закон - Конституция - равны для всех? И от чего зависит, каким будет правосознание человека?

Давайте заглянем теперь в специальный, юридический, словарь.

«Правосознание», - сказано там, - совокупность взглядов, выражающих отношение людей к праву».

«Совокупность…», «взгляды…», «отношения…». Не слишком ли все мудрено? Вы даже можете недоуменно пожать плечами: «Что же это такое? Что-то не припомнится, чтобы я когда-нибудь «выражал свое отношение к праву»! История историей. Там все объяснено. Ну а у нас, сегодня?»

Человек не задумывается о том, что дышит. Просто дышит - и все. Точно так же мы каждый день, каждый час, можно сказать, каждую минуту выражаем собственное отношение к праву, не задумываясь об этом. То есть обладаем тем или иным правосознанием.

Давайте вспомним свой самый первый школьный день. Что было в то первое сентября? Цветы в руках, новенькие учебники в портфеле, школьный класс, в который входишь, как в новую, неизведанную страну. Что произошло с вами в тот самый первый школьный день? «Начали учиться?» - правильно. «Впервые вышли к доске?» - правильно. «Открыли новенький учебник и тетрадь с пустыми еще страницами?» - правильно. Все правильно. Но в этот же самый день вы впервые осуществили право на образование, гарантированное Основным Законом нашей страны - Конституцией СССР. Ну а допустим, вы бы отказались осуществить свое право на образование? Вас бы заставили это сделать, потому что вы не только пользуетесь правом учиться - в то же самое время вы осуществляете свою гражданскую обязанность. Пожалуй, только у нас в стране образование - и право и обязанность человека.

Вы стоите на тротуаре. Зажигается зеленый свет, и вместе со всеми вы переходите на другую сторону. Тем самым вы выполняете предписания правил уличного движения. А бывает и так: чтобы сэкономить пару минут, вы мчитесь на красный свет, заставляя волноваться водителей и работников ГАИ. Значит, вы действенно проявляете неуважение к этим правилам.

Вы покупаете в магазине тетрадь, ластик и карандаш. Но вам и в голову не придет, что в данный момент вы совершаете сделку «купли-продажи», то есть вступаете в правовые отношения с торгующей организацией.

Примеров таких множество. Вы можете сами расписать хотя бы один свой день и увидите, как постоянно вы выражаете свое отношение к праву. Потому что вся жизнь человека в обществе построена на правовых отношениях.

«Но неужели все так просто? - удивитесь вы. - Да и зачем нам знать, что, например, покупая в магазине тетрадь, мы вступаем в «правовые отношения с торгующей организацией»?»

Однажды герой Мольера, господин Журден, сделал открытие, что он живет на свете сорок лет и не знает, что говорит прозой.

Но в наше время жить «до сорока лет» и не знать, что ты живешь в атмосфере правоотношений - непозволительная роскошь. Поэтому лучше будет, если осознать это в юности. Почему? Да потому, что в жизни постоянно встречаются такие ситуации, когда твое личное правосознание станет показателем и твоей гражданской позиции, и твоей нравственной зрелости.

Вот разберем такой пример.

Восьмиклассники Сергей С. и Александр П. вечером пошли гулять по улице, и около магазина их остановили двое парней, чуть постарше их: Игорь Д. и Андрей Т.

Дайте двадцать копеек! - потребовали уже выпившие до этого Игорь Д. и Андрей Т. от восьмиклассников. - На бутылку не хватает.

Сергей сказал, что денег нет. Тогда Игорь Д. начал бесцеремонно шарить по карманам Сергея, а Андрей повел Александра П. за угол магазина и сказал, чтобы тот снимал часы, если у него нет двадцати копеек. Александр П. отдал рубль.

По улице шли прохожие, видели эту сцену, спросили у ребят, что происходит, и тогда Сергей обнял за плечи Игоря, сказал, что ничего не происходит, просто встретились с приятелями и мирно разговаривают.

Когда потом, на суде, его спросили, почему же он не позвал на помощь прохожих, почему не обратился в милицию, которая, кстати, находилась через дом от магазина, он ответил, что «ничего такого не происходило», что обыскать человека на улице, потребовать «двадцать копеек» - это не преступление, как он думал, а просто «шалость».

Но это потом, на суде… А в тот вечер, отобрав у приятеля Сергея - Александра П. - рубль, Игорь Д. и Андрей Т. купили еще одну бутылку вина и через час совершили тяжкое преступление.

Правосознание подразумевает прежде всего знание законов. Но пусть даже Сергей не знал, что действия, предпринятые Игорем Д. и Андреем Т., Уголовным кодексом РСФСР квалифицируются по статье 145: «Открытое похищение имущества граждан наказывается лишением свободы на срок до трех лет…» Он не мог не чувствовать, что встреченные ими у магазина ребята совершают проступок, не укладывающийся в рамки нравственных взаимоотношений в обществе, он мог и обязан был пресечь преступление Игоря и Андрея, тем более что происходило это в людном месте, на глазах у прохожих.

Но правосознание ребят оказалось не на высоте, и только это позволило Игорю Д. и Андрею Т. не только игнорировать нравственные установки общества, но и грубо нарушить закон.

Очень часто мы считаем, что нарушение законов происходит оттого, что люди, особенно те, кто не достиг возраста совершеннолетия, не знают законов.

Но и юрист-ученый, и опытный судья не могут знать все законы, и поэтому они считают не зазорным для себя заглянуть в кодекс. Тем более что кодекс - он не только уголовный (как, наверное, некоторые считают), есть и кодекс гражданский, и трудовой, и брачно-семейный, и многие-многие другие. И мы больше чем уверены, что именно к этим кодексам, а не к уголовному, вам придется больше всего обращаться в своей жизни. Тем более будет вам известно, что и в судах уголовные дела занимают незначительную часть всех рассматриваемых дел.

Знать все статьи всех кодексов невозможно. Да и не нужно. Ведь парень, столкнувшийся со скамьей подсудимых, знает лучше, чем его ровесник, никогда не совершавший преступления, уголовный кодекс, по крайней мере ту статью, по которой ему пришлось держать ответ. Но означает ли это, что его правосознание выше? Ответ напрашивается сам собой.

Значит, правосознание означает не только знание законов, но и их уважение, сознательное следование их предписаниям. Вряд ли Андрей Т. и Игорь Д. шли на преступление, думая, что это «шутка», «безобидная шалость».

Вы обратили внимание, когда появляются в подъездах настенные надписи, в том числе и неприличные? Как правило, тогда, когда никто не видит. Почему? Да потому что те, кто их пишет, прекрасно знают, что делать этого нельзя. Конечно, о правосознании таких вот «художников» говорить не приходится.

Конечно, в жизни бывают ситуации, когда не всегда легко избрать тот или иной метод поведения, а специальной юридической литературы под рукой не окажется, да и - главное - времени листать ее не будет.

Допустим, вы видите, что поздно вечером группа хулиганов пытается ограбить незнакомую девушку. Что делать? Их много - вы один. Идти звать милицию? Но пока будешь ее искать, преступление может уже совершиться. Или вступать в поединок, несмотря на то что ты оказываешься в элементарном численном меньшинстве? А насколько сильным может быть твое вмешательство: не причинишь ли ты тем самым физический ущерб нападающим?

Что же делать? Надо поступать так, как подсказывает тебе твоя совесть и здравый смысл, - закон будет на твоей стороне, ведь ты идешь на помощь другому человеку.

В Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик есть особая статья - 14. Она формулируется так: «Крайняя необходимость» и звучит: «Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам Советского государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Этот пример мы привели потому, что он показывает, что в нашем законе заложены моральные требования общества, то есть нормы морали и права не находятся в противоречии, а взаимосвязаны. Что законно, то нравственно. Недаром Уголовным кодексом РСФСР и других союзных республик предусмотрено наказание за вроде бы просто безнравственные проступки, например, неоказание помощи при стихийных бедствиях, врачом - больному и т. д.

Вот почему правосознание подразумевает активную нравственную позицию, и наши знакомые, восьмиклассники Сергей С, и Александр П., хотя и предстали на суде в качестве потерпевших, являются нравственно несостоятельными.

Правосознание советского человека само по себе требует проявления высшей нравственности, и человек безнравственный не может иметь высокое правосознание.

Когда нацисты в Германии решили начать открытые выступления против рабочего класса, они сфабриковали судебное дело о поджоге рейхстага. Одним из обвиняемых был болгарский коммунист Георгий Димитров. Димитров отказался от адвоката, зная, что и тот будет заодно с нацистами. Димитров продемонстрировал блестящий образец самозащиты на суде. Болгарский коммунист не только защищал себя, он обвинял нацистское правосудие, его продажную сущность.

Правосознание

Правосознание - это одна из форм общественного сознания , представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правосознание является одной из приоритетной составляющей теоретической конструкцией ("теоретическим телом" (Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правового сознания (например, религиозного, политического, национального и др.), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности.

Термин

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения , требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства , настроения , переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

  • Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое - правосознание обширных масс людей.
  • Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания: 1. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

  • Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой .
  • Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
  • Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

  • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества . Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности , справедливости и гуманности , способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Литература

  1. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. - М: Юрид. лит. , 1981.
  2. Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 1985.
  3. Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. - М.: Высш. школа, 1982.
  4. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. - К. : Наукова думка, 1986.
  5. Высоких Ю. В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2006. - №13(68). - Вып. 8, т. 2.
  6. Высоких Ю. В. К вопросу о первоисточниках правосознания // «Социум и власть». - 2007. - № 1(13). - С. 58–60.
  7. Гуляихин В. Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // Вопросы права и политики. 2012. № 2. С. 90-116. Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/lr/article_153.html
  8. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2001.
  9. Ильин И. А. О сущности правосознания.
  10. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. 1982.
  11. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. - М., 1969.
  12. Пиголкина А. С. Общая теория права. 1996.
  13. Тархов В. А. О юридической ответственности. 1978.
  14. Уледов А. К. Структура общественного сознания. - М., 1968.
  15. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1963.
  16. Хайек Ф. А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН, 2006.
  17. Энциклопедия российского законодательства. Специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. Весенний семестр 2008
  18. История государства и права. 2009. N 13. С. 35 – 37.
  19. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. Н. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2011-3/11djncik.pdf

Ссылки

[Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205– 220 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/ejournals/ FP/2012-2/12divpct.pdf]


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правосознание" в других словарях:

    Правосознание … Орфографический словарь-справочник

    Правосознание - совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Как и право,… … Элементарные начала общей теории права

  • Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
  • Общественное сознание выступает комплексным духовным явлением, обладающим внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическая, нравственная, религиозная). В зависимости от характера человеческих отношений – общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного, правового сознания.

    Правосознание форма общественного сознания, в которой находят свое отражение – идеи, теории, доктрины, научная школа, взгляды, мнения, эмоции, переживания, общества по поводу права, законности, справедливости. В правосознании формируется представление общества о том, каким должно быть право, какой нужен закон. Общественное правосознание всегда внутренне противоречиво, так как различные слои, группы, классы могут иметь только им присущие представления, суждения. В общественном правосознании выделяется 2 уровня: правовая идеология, правовая психология.

    Правовая идеология представляет собой совокупность теорий, доктрин, научных правовых школ, взглядов, в которых находят отражение научные представления, система теоретических взглядов на право, закон, законность, справедливость.

    Правовая психология – совокупность переживаний, чувств, эмоций, мнений людей, общества по поводу права, законности, справедливости.

    К психологическим свойствам каждого отдельного гражданина относятся самооценка личности, стыд и совесть. Самооценка личности – способность человека критически оценивать свое поведение с позиций норм, действующего права. У порядочных людей неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, то есть внутренне сознание неудовлетворенности совершенным поступком. Но только лишь одна совесть побуждает любого гражданина к нравственному правомерному поведению. Элементы, входящие в структуру правосознания, как правило, объединяют в 3 большие группы: идеологические, психологические, поведенческие.

    1)К идеологическим элементам относятся правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения. Через эту группу элементов обеспечивается правильное понимание людьми деятельности государства по созданию и осуществлению права, содержание прав и свобод граждан по укреплению законности и правопорядка.



    2) К психологическим элементам относятся правовые чувства, эмоции, настроения, переживания. Анализ этой группы элементов позволяет ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения, поэтому воспитания граждан в духе уважения к закону должно строиться с учетом воздействия на данную группу элементов.

    3) К поведенческим элементам относят правовые мотивы, поведения, установки, готовность к действию. Эта группа элементов формируется под воздействием первой и второй групп элементов.

    Так, ведущая идея (например идея законности) формирует у людей, такие взгляды, представления, убеждения, которые способствуют воспитанию законопослушных граждан. Совершению ими правомерных действий. В случае, если эта идея проводится эффективно, как в деятельности государственных органов, так и должностных лиц, то в этом случае осуществляется положительные воздействия на правовые чувства граждан. В общественной деятельности роль правосознания огромна. Правосознание также играет большую роль в правотворчестве и в реализации права. Так правосознание членов парламента непосредственно отражается на принимаемых ими законах и иных правовых актах, а правосознание должностных лиц и граждан – на соблюдении, исполнении и применении норм права. Правосознание имеет различные формы проявления, которые обычно называют видами правосознания.



    Правосознание может быть общественным, групповым, индивидуальным, обыденным, профессиональным. Общественное правосознание выражает правовые воззрения общества в целом. На его основе складывается правосознание групповое (правовые воззрения группы лиц – трудового коллектива, семьи и так далее) и индивидуальные правосознания – правовые воззрения каждого гражданина (ученого, рабочего, студента и так далее).

    О профессиональном правосознании говорят применительно к юристам, которые в силу своей профессии связаны с претворением правовых установлений в жизнь. Профессиональное правосознание готовится посредством специального обучения (в юридических колледжах, на юридических факультетах в вузах), а также посредством соответствующей работы в правоохранительных органах (в органах МВД, прокуратуры, судах). Уровень и качество профессионального сознания во многом может определять качество и эффективность работы юриста и таким образом профессиональное сознание может определять работу всей системы соответствующих государственных органов.

    Правосознание тесно связано с правовой культурой и правовым воспитанием. Под правовой культурой понимается все то, что связано с правовой жизнью общества, то есть совокупность права, правосознание, правопорядка, законности, справедливости и другое. Роль правовой культуры во всех сферах деятельности общества огромна, поэтому ставится задача постоянно повышать уровень правовой культуры, что достигается посредством правового просвещения, распространения знаний в государстве и праве, воспитанием у людей чувства уважения к закону, в борьбе с проявлениями правового нигилизма.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация