Штрафы за пользование недрами без лицензии. Сколько стоить получить лицензию на артезианскую скважину? Куда обращаться, чтобы получить лицензию

Главная / Общество

"Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе , и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения , в порядке, устанавливаемом соответствующим и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации."

Обращаем внимание, в законе нет понятия «артезианская скважина», лицензия нужна для любой воды добываемой из-под земли, кроме случаев:

  • Вода, которую мы добываем, не числится на государственном балансе;
  • Скважина пробурена на первый водоносный горизонт, который не является источником централизованного водоснабжения.

Пояснения:

Что значит, числится на государственном балансе, и как это узнать?

Узнать это можно в Федеральном агентстве по недропользованию.
Но проще усвоить, что все водоносные известняки числятся на государственном балансе. Для некоторых районов Московской области (например, Чеховский или Ступинский) вообще нет возможности пробурить скважину, не числящуюся на гос. балансе. Известняк в этих районах начинается практически с поверхности.

Что значит, является источником централизованного водоснабжения?

Это водообильный горизонт, который может использоваться для водоснабжения городов и поселков. Источник централизованного водоснабжения подбирается по многим параметрам и должен отвечать требованиям ГОСТ 2761-84 .

Допустим, есть скважина, пробуренная на известняк. По закону мы должны получить лицензию.

Что необходимо сделать для получения лицензии на недропользование?

  1. Иметь проект на бурение скважины;
  2. Иметь проект на зоны санитарной охраны.

Примечания:

По правилам, эти проекты делаются до бурения скважины, а не после.
Зоны санитарной охраны определяются согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 .

Выдержка из СанПиН 2.1.4.1110-02 п.п. 1.5. "Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения."

п.п. 2.2.1.1. "При использовании защищенных подземных вод граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора. При использовании недостаточно защищенных подземных вод - на расстоянии не менее 50 м."

п.п. 3.2.1. Мероприятия по первому поясу
п.п. 3.2.1.1. "Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие."
И т.д.

У Вас есть условия для выполнения требования по СанПиН 2.1.4.1110-02 для получения лицензии на недропользование?

  1. Необходимо получить лицензию на геологическое изучение месторождения подземных вод;
  2. Сделать оценку запасов подземных вод;
  3. Пройти государственную экспертизу отчета по оценке запасов подземных вод.

Сколько стоить получить лицензию на артезианскую скважину?

Стоимость прохождения всех этих этапов для получения лицензии колеблется от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Средняя для частного сектора – от 100 000 до 300 000 рублей.
Средняя стоимость бурения скважин на известняк промышленного назначения – от 500 000 до 2 000 000 рублей.

Какое наказание ждет при пользовании недрами без лицензии?

ст. 7.3.КоАП РФ 1. "Пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей."

Выводы:

Получить лицензию на скважину физическому лицу практически невозможно, т.к. нужны проекты, исследования, необходимая территория для зон санитарной охраны и существенные финансовые затраты на реализацию всех этапов по лицензированию.

Собственникам артезианских скважины стоит опасаться «недоброжелателей», способных оформить заявление о незаконной добычи подземных вод из скважины в суде.

На основании этого заявления может быть выполнена проверка сотрудниками Росприроднадзора, должны быть составлены акты обследования водозабора, доказаны факты добычи и использования источника центрального водоснабжения.

После доказательств этого по всем условиям, предусмотренных в ФЗ "О недрах", на Вас могут возложить штраф от 3000 до 5000 рублей и обязать ликвидировать скважину.

Обращайтесь в компанию «Водная Помощь»! Мы не только бурим качественные скважины для частного и промышленного сектора, но и оказываем услуги по лицензированию скважин, оценке запасов подземных вод. Нашим Заказчикам мы оказываем консультационные услуги с учетом юридических тонкостей нашего законодательства.

Р.С. Бевзенко, кандидат юридических наук.

  1. Выдача в установленном порядке лицензии на право пользования недрами является юридическим фактом, который порождает право лица на извлечение природных ископаемых из земной коры (из недр). Основным нормативным актом, регулирующим правоотношения, возникающие между государством в лице органа, уполномоченного выдавать лицензию на пользование недрами, и недропользователем, является Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах". Именно этим Законом была введена система лицензирования недропользования. Кроме того, концепция лицензирования недропользования применительно к водным объектам была реализована в Водном кодексе РФ 1995 г. <1>.
<1> Этот Кодекс перестал действовать в связи с принятием в 2006 г. нового Водного кодекса, в котором реализована иная концепция организации водопользования (договорная). В связи с этим нормы Водного кодекса 1995 г. будут приводиться нами исключительно в иллюстративных целях.

Причиной нашего обращения к теме правовой природы права недропользования и лицензии, удостоверяющей это право, стала обнаружившаяся на практике правовая неопределенность в вопросе о возможности применения к лицам, осуществляющим недропользование без получения соответствующей лицензии, положений ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 171 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой <2>.

<2> Частями 3 и 4 ст. 14.1 КоАП установлена административная ответственность за соответственно осуществление деятельности с нарушением условий лицензии и с грубым нарушением условий лицензии. По умолчанию мы распространяем на эти пункты ст. 14.1 КоАП все наши дальнейшие рассуждения.

В соответствии с п. 1 ст. 171 УК РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев <3>.

<3> Пункт 2 ст. 171 УК устанавливает ответственность за то же деяние, а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере. К указанным составам также по умолчанию будут относиться все соображения о правовой природе лицензии на право недропользования.

Таким образом, и в первом, и во втором случаях законодатель включает в состав диспозиции административно-правовой и уголовной нормы осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), в случаях когда такое разрешение (лицензия) обязательно.

Возникает резонный вопрос: следует ли считать, что диспозициями ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 171 УК РФ охватываются в том числе и нарушения в сфере недропользования, в частности добыча полезных ископаемых без получения лицензии на недропользование?

  1. С точки зрения систематики КоАП и Уголовного кодекса ответ на поставленный вопрос должен быть следующим.

И законодательство об административных правонарушениях, и уголовное законодательство содержат специальные составы, которые предусматривают наказания за административные проступки и уголовные деяния в сфере недропользования. В КоАП РФ это ст. 7.3 (Пользование недрами без разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) либо ст. 7.6 (Самовольное занятие водного объекта либо использование его с нарушением установленных условий), в УК РФ - ст. 255 (Нарушение правил охраны и использования недр). И в первом, и во втором случаях диспозициями этих статей охватывается нарушение, являющееся предметом нашего внимания - недропользование, осуществляемое без отсутствия лицензии. Указанные нормы являются специальными нормами, устанавливающими ответственность именно за нарушения в сфере законодательства о недрах, поэтому их действие не может быть исключено или отменено ст. 14.1 КоАП и ст. 171 УК РФ.

Эта достаточно простая мысль тем не менее не всегда воспринимается судами. Например , известны случаи, когда суды применяли к недропользователю, допустившему нарушения законодательства о недрах, ст. 14.1 КоАП РФ.

Приведем такой пример из судебной практики. Прокурор обратился в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Решением суда первой инстанции требования прокурора удовлетворены. На общество наложен штраф в размере 40000 руб. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в окружной суд, общество просило отменить указанные судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. Податель жалобы ссылался на следующие обстоятельства: в соответствии с действующим законодательством предоставление коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению лицензированию не подлежит; действия общества должны быть квалифицированы по ст. 7.6 КоАП РФ. Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

Как следовало из материалов дела, постановлением прокурора в отношении общества возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. В соответствии с указанной нормой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Из пункта 3.2 устава общества следует, что к предметам его деятельности относится производство работ по ремонту и обслуживанию водопроводных, канализационных сетей, предоставление услуг по водоснабжению, водоотведению, предоставление коммунальных услуг гражданам.

Общество на праве пользования имеет водозаборы и водосети в различных населенных пунктах. Суд установил: общество не оспаривало данное обстоятельство, что водоснабжение одного из населенных пунктов осуществляется из поверхностного водозабора, расположенного в реке. В остальных населенных пунктах водоснабжение населения и юридических лиц осуществляется из подземных водоисточников (артскважин).

В соответствии со ст. 85, 86, 138 Водного кодекса РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-питьевом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целью деятельности которых является питьевое и хозяйственно-питьевое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. У общества же отсутствует лицензия на водопользование.

Не оспаривая факта отсутствия лицензии и необходимости ее наличия, общество заявило о том, что административная ответственность за данное нарушение должна быть квалифицирована по ст. 7.6 КоАП РФ.

Согласно ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, влекут наложение административного штрафа.

Апелляционная инстанция со ссылкой на ст. 1, 46, 86, 135, главу 10 Водного кодекса РФ указала (а окружной суд поддержал этот вывод) на то, что общество использует водный объект в целях централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения без лицензии на водопользование и данные действия подпадают под самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Решения нижестоящих судов были признаны законными, в удовлетворении кассационной жалобы было отказано <4>.

<4> Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2005 г. N А13-35/2005-07.

Аналогичные решения принимались этим же окружным судом и по другим делам <5>.

<5> См. напр.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2004 г. N А26-2008/04-22.

В другом деле предметом рассмотрения стало требование прокурора о привлечении субъекта предпринимательской деятельности к ответственности за добычу минеральной воды из скважины без лицензии на водопользование. ФАС Северо-Кавказского округа также поддержал требования прокурора и применил к нарушителю санкции, установленные ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ <6>.

<6> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2005 г. N Ф08-1537/2005-647А; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2005 г. N Ф08-6578/2004-2502А.

Практика же иных окружных судов (а именно окружных судов Волго-Вятского, Западно-Сибирского, Уральского, Центрального округов) свидетельствует о том, что ими в целом поддерживается наш вывод: наличие в КоАП специальной нормы о нарушениях законодательства о недропользовании исключает возможность применения ст. 14.1 КоАП об осуществлении деятельности без лицензии к недропользователю, не имеющему лицензии на право пользования недрами <7>.

<7> См. напр.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2006 г. N А28-2701/2006-21/12; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2006 г. N Ф04-8588/2006(29602-А70-19); Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2006 г. N Ф09-7875/06-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2006 г. N Ф09-7541/06-С1; Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2005 г. N А54-106/2005-С5; Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 30 ноября 2004 г. N А54-2771А/04-С11.

Что же касается Верховного Суда РФ, то нам известно одно дело, рассмотренное Судом, в котором лицо хотя и было освобождено от административной ответственности, но Верховный Суд все же допустил явное смешение лицензии на пользование природными объектами (в данном деле - водным объектом) и лицензии на право осуществления определенной деятельности (ст. 49 ГК РФ) <8>.

Практика применения ст. 171 УК РФ судами общей юрисдикции, которая в значительной степени менее доступна для исследователей, чем практика окружных арбитражных судов, также свидетельствует о смешении понятий "лицензия на осуществление определенного вида деятельности" (ст. 49 ГК РФ) и "лицензия на право недропользования". Это следует, в частности, из решения Верховного Суда РФ, в котором упоминается о возбуждении уголовного дела по ст. 171 УК РФ против лица, осуществлявшего водопользование без соответствующей лицензии <9>.

Это же ошибочное мнение было высказано Правительством РФ в отзыве на проект Федерального закона "О внесении дополнений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ" в части установления ответственности за незаконную добычу янтаря. По мнению Правительства, введение этого состава преступления в УК РФ является излишним, так как добыча полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии (ФЗ "О недрах"), а уголовный закон уже предусматривает ответственность за осуществление деятельности без получения соответствующей лицензии. Такая ответственность, по мнению Правительства, установлена ст. 171 УК РФ <10>.

<10> Письмо Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 4136п-П4 "Официальный отзыв на проект Федерального закона "О внесении дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", вносимый депутатом Государственной Думы В.П. Никитиным" (СПС "КонсультантПлюс").

В юридической литературе также встречается мнение о том, что нарушение требования законодательства о необходимости получения лицензии на недропользование влечет за собой применение ст. 171 УК РФ <11>.

<11> См. комментарий к ст. 7.3 КоАП в изд.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

  1. Гораздо более интересным представляется поиск сущностных различий между лицензированием отдельных видов деятельности, осуществляемых в соответствии со ст. 49 ГК РФ, и лицензированием недропользования.

Для этого необходимо прежде всего дать юридическую характеристику прав недропользователя и оценить правовую природу лицензии, которая эти права предоставляет.

Принципиально важным является определение характера права недропользователя - является ли оно частным (гражданским) правом или же оно относится к категории публичных прав?

Весьма убедительные аргументы в пользу того, что право недропользователя является субъективным гражданским правом, приводит Ю. Туктаров. Система его рассуждений заключается в следующем: право недропользования возникает на основании административного акта государственного органа, которые, как известно, могут выступать в качестве оснований возникновения гражданских прав; недропользование основано на принципе равенства сторон этих отношений; передаваемость прав, удостоверенных лицензией на недропользование; защита права недропользования осуществляются при помощи средств, соответствующих способам защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) <12>.

<12> Туктаров Ю. Частная сущность права недропользования // ЭЖ-Юрист. 2005. N 14. К схожему выводу пришел в свое время Д.Г. Храмов. По его мнению, ряд отношений, возникающих в процессе реализации права пользования недрами в "лицензионном" режиме, носит обязательственный характер и регулируется нормами гражданского законодательства (см.: Храмов Д.Г. Юридическая природа права пользования недрами // Актуальные проблемы гражданского права. Вып. 4 / Под ред. М.И. Брагинского. М., 2002. С. 102, 110).

С этим выводом следует безоговорочно согласиться. Получается, что факт выдачи лицензии на право пользования недрами порождает субъективное гражданское право осуществлять деятельность по добыче полезных ископаемых, а также осуществлять иную деятельность, предусмотренную ст. 6 ФЗ "О недрах".

Таким образом, последняя наша задача состоит в проведении разграничения между правовой природой лицензии на осуществление определенного вида деятельности и правовой природой лицензии, предоставляющей право пользования недрами.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый же вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" положения Закона не распространяются на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов животного и растительного мира. Следовательно, понятие "лицензирование использования природных ресурсов" не включается в логический объем понятия "лицензируемые виды деятельности".

Смысл лицензирования отдельных видов деятельности состоит в том, чтобы посредством установления определенных требований и предписаний обеспечить ненарушение прав и интересов третьих лиц и всего общества в целом при осуществлении соответствующих видов деятельности. Лицензия создает абстрактную возможность осуществлять определенную деятельность, но она не создает у лицензиата обязанности эту деятельность осуществлять. Следовательно, право на осуществление лицензируемой предпринимательской деятельности является не субъективным гражданским правом, а элементом правового статуса соответствующего лица <13>.

<13> По всей видимости, к возможностям, порождаемым выдачей лицензии на осуществление определенного вида деятельности, можно применить термин М.М. Агаркова "динамическая правоспособность".

Лицензия на право пользования недрами предоставляет совершенно конкретные субъективные права: право осуществлять пользование недрами в отношении отдельного участка недр, в установленные сроки и в определенных объемах. Кроме того, выдача лицензии может породить у недропользователя обязанность совершать определенные действия, связанные с эксплуатацией участка недр (ст. 12 ФЗ "О недрах"). Именно по этой причине мы вполне можем утверждать, что правовые возможности, которые предоставляет лицензия на право осуществления определенного вида деятельности, и права, возникающие в результате выдачи лицензии на право недропользования, - явления далеко не однопорядковые, и любые попытки поставить знак равенства между этими явления должны быть отвергнуты как несостоятельные <14>.

<14> Кажется, порочность практики употребления термина "лицензия" к документу, порождающему права и обязанности в сфере недропользования, осознал и законодатель, который в новом Водном кодексе РФ (2006 г.) реализовал не лицензионную, а договорную модель предоставления права пользования водными ресурсами. Аналогичная (договорная модель) заложена и в проекте нового Закона "О недрах" (см. главу 5 проекта ФЗ "О недрах" N 187513-4, внесенного в Государственную Думу Правительством РФ (СПС "КонсультантПлюс")).


[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 7] [Статья 7.3]

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.


1 комментарий к записи “Статья 7.3 КоАП РФ. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов”

    Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

    Комментарий к статье 7.3

    1. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах»).
    Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные иско-паемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государству принадлежат все недра в границах тер-ритории России: разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые. С этой точки зрения все недра находятся на едином правовом режиме.
    В целях реализации Закона РФ «О недрах» и Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» Правитель-ство РФ утвердило Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в котором установлен порядок проведения указанного контроля, определены органы, осуществляющие этот контроль, их права, обязанности и порядок работы (см. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293). Государственный геологический контроль возложен на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в части соблюдения законодательства, устанавливающего условия недропользования, которые содержатся в лицензиях на пользование участками недр, за соблюдением недропользователями требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с геологическим изучением, рациональным ис-пользованием и охраной недр.
    Функции государственного горного надзора были отнесены к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологиче-скому и атомному надзору (Ростехнадзор).
    2. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
    3. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предос-тавляются только в пользование. Иной путь передачи недр организациям и гражданам является противозаконным. Основания для получения права пользования недрами предусмотрены ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» (с изм. и доп.).
    В новой редакции данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений, санкции за которые дифферен-цированы.
    4. В ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность за пользование недрами без лицензии. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее вла-дельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
    Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления зе-мельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод зе-мельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
    В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, до-бычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, обра-зования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
    Закон РФ «О недрах» (ч. 5 ст. 11) допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами. Лицензия пред-ставляет собой определенный комплект документов, поскольку включает в себя не только установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, но также и текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью ли-цензии.
    5. Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая подземные воды, осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, являющееся федеральным органом исполнительной власти, реализующим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования (см. п. 5.3.8 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293).
    6. Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренной гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению.
    7. В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользо-ванием недрами, требуется разрешение (лицензия), пользователи недр должны иметь также разрешение (лицензию) на осуществление этих видов деятельности, если не хотят заключать договоры с организациями, уже имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
    8. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в пользовании недрами без разрешения (лицензии) и расценивается как самовольное. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, произведенных за время неза-конного пользования.
    9. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за пользование недрами с нарушением условий лицензии и иных требо-ваний технических проектов. Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыпол-нение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
    Объективная сторона данного правонарушения состоит, как правило, в умышленных действиях либо в бездействии.
    10. Субъектами ответственности по ч. 1 данной статьи могут быть как физические, так и юридические лица. Субъектами ответст-венности за такое нарушение, как пользование недрами без получения разрешения (лицензии), могут быть граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица (в соответствии со ст. 2.4 настоящего Кодекса они несут административную ответственность как должностные лица), юридические лица, в том числе иностранные.
    Субъектами ответственности по ч. 2 данной статьи за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть только недропользователи. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ «О недрах» таковыми могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества; иностранные граждане; юридические лица. В ч. 2 ст. 9 этого же Закона, где речь идет о пользователях недр на условиях соглашения о разделе продукции, названы также инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юри-дические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, при условии что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
    Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только зарегистрированные на территории РФ юридические лица, которые имеют разрешение на про-ведение такого рода работ.
    11. Нарушение, выразившееся в пользовании недрами без разрешения (лицензии), с субъективной стороны характеризуется умыслом.
    Нарушения условий, предусмотренных разрешением (лицензией), могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
    12. Добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, если добыча совершена без надлежащего разрешения (лицензии), квалифицируется по ст. 7.5 (см. комментарий к ней).
    13. Если пользование недрами без разрешения (лицензии) либо нарушение условий разрешения (лицензии) причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такое нарушение должно быть квалифицировано по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство.
    Если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии, к нему наряду с применением мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей, может быть применена такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами (ст. 20 Закона РФ «О недрах»).
    14. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22), органов исполнитель ной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 23.22.1), в пределах компетенции соответствующих органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31).
    Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

С начала 2015 года в Законе РФ «О недрах» появились существенные изменения, касающиеся регистрации и получения лицензии на пользование недрами при добыче воды. С того же момента была объявлена так называемая водная амнистия до 1 сентября 2016 года, в течение которой требовалось оформить надлежащим образом скважины, попадающие под действие статьи 19 вышеназванного Закона.

Если с правилами лицензирования данного вида деятельности для юридических лиц все более или менее понятно, то у граждан, имеющих скважину на домашнем или дачном участке, порядок получения лицензии вызывает немало вопросов. Попробуем разобраться, в каких случаях лицензирование необходимо, а когда пользоваться подземными водами разрешено без документального оформления? Какие потребуются документы и где получить лицензию на скважину с питьевой водой?

Скважина на участке: всегда ли нужна лицензия?

Новая редакция Закона «О недрах», в отличие от предыдущего текста закона, строго устанавливает условия, при которых получение лицензии установленной формы на добычу воды из подземного источника является обязательным. Ещё в январе 2015 года сообщение о новых правилах строительства скважин и санкциях, предусмотренных за нарушение законодательства о недрах, вызвали определенный ажиотаж среди частных лиц, владеющих источником подземных вод на жилом или дачном участке. Связано это было в большинстве случаев с довольно высокой стоимостью процедуры лицензирования и жесткими обязательными требованиями эксплуатации скважины, практически невыполнимыми на обычном дачном участке. Иными словами, дачники и владельцы частных подворий опасались просто остаться без источника воды на своей земле.

Ясность внесли пояснения Министерства экологии и природопользования столичного региона, опубликованные в нескольких изданиях. Новые условия эксплуатации такого природного ресурса, как подземные воды, по утверждению главы лицензиата, касаются предпринимателей и организаций, добывающих воду для коммерческих целей, а лицензия на скважину для воды на загородном участке или в сельском домовладении не требуется.

Но не все так просто. Статья 19 четко определяет условия, при которых пробурить скважину или колодец можно, не проходя процесс лицензирования и регистрации источника воды. При несоответствии хотя бы одному из указанных факторов лицензия на скважину для физических лиц должна быть получена в обязательном порядке.

При каких условиях добычи воды лицензия не нужна?

Итак, какой, согласно поправкам в Закон «О недрах», должна быть на участке, чтобы владельцу не потребовалась лицензия на скважину?

  • Вода, добываемая из скважины, предназначена исключительно для нужд владельца источника воды и не употребляется для каких-либо коммерческих целей. На практике это условие устанавливает обязательное лицензирование не только для частных предпринимателей или но и для личной скважины, которой безвозмездно пользуются соседи собственника.
  • Суточный объем ресурса, то есть подземных вод, добываемых из скважины, должен быть не более 100 м³.
  • Скважина устроена на уровне первого водоносного горизонта. Здесь требуется пояснить, что речь идет о так называемых грунтовых водах, природные залежи которых находятся на глубине до 5 метров от земной поверхности.
  • Источник, из которого добывается вода, не является источником централизованного водоснабжения и не находится на балансе государства. Организация, которая может дать сведения об источниках, находящихся на гос. учете - Отдел фонда геологической информации, к которому территориально относится земельный участок. Для получения этой информации собственнику участка потребуется подать заявку и оплатить стоимость услуги.

Артезианская вода

Чистоту, вкус и полезные свойства настоящей артезианской воды сложно переоценить. Однако добывать этот ценнейший ресурс теперь придется также с учетом поправок в законе. В чем отличие добычи этой категории подземных вод и потребуется ли лицензия на артезианскую скважину, построенную на частном участке для личных нужд владельца?

Артезианским называют водоносный слой, залегающий значительно ниже первого «песчаного» горизонта, на глубине от 20 до 200 м между пластами известняковых пород. Лицензия на скважину для воды из артезианского источника, даже предназначенную для личного использования, - обязательное требование закона. Тем более что все «известняковые» месторождения воды обязательно берутся на баланс государства. По этой причине, прежде чем приступать к бурению в "государственных" известняковых почвах, следует узнать, как получить лицензию на скважину и разрешение на пользование артезианской водой.

Особенности лицензирования скважины для личного пользования физических лиц

Независимо от того, нужна ли лицензия на скважину артезианской воды или источник воды, принадлежащий физическому лицу, требуется официально зарегистрировать по иной причине, пройти весь процесс лицензирования придется на тех же условиях, что и крупному юридическому лицу. Ситуация осложняется тем, что эффективной и быстрой разрешительной процедуры для физических лиц до сих пор не существует. По этой причине лицензия на скважину для физических лиц - это «долго и дорого». Весь процесс, от получения лицензии до кадастровой регистрации, может тянуться не один месяц. Стоимость лицензии на скважину, с учетом всех работ по приведению территории в соответствие с требованиями санитарной безопасности и затратами на сбор и оформление пакета документов, уже на сегодняшний день варьируется от полумиллиона до миллиона рублей.

Значительно облегчить и ускорить процесс выдачи можно, обратившись к компаниям, профессионально специализирующимся на получении лицензий. Подобные организации действуют практически в любом регионе и, после заключения договора, собственник участка будет избавлен от утомительного «хождения по кабинетам». Единственным недостатком обращения к посреднику, пожалуй, будет то, что стоимость лицензии на скважину обойдется ещё дороже - услуги «помощников» тоже обойдутся недешево.

Ответственность за пользование недрами без лицензии

Самый весомый аргумент в пользу получения лицензии в законном порядке - ответственность, которую придется понести физическому лицу, пробурившему на своем участке артезианскую скважину или иной источник, попадающий под требования о получении лицензии. Отсутствие лицензии на скважину влечет за собой наложение штрафа на владельца участка, сумма которого для физического лица может составить от 3000 до 5000 рублей (статья 7.3 КоАП РФ). По итогам проверки документов и условий эксплуатации источника воды проверяющий, обнаруживший это нарушение, выдаст предписание, документ, в котором указаны все нарушения по добыче подземных вод, а также сроки, в которые их следует устранить. Неисполнение предписания или исполнение с нарушением установленных документом сроков, приведет к штрафным санкциям. В дальнейшем, может быть принято решение о ликвидации скважины путем тампонирования.

Отдельно в той же статье КоАП РФ определена ответственность для частников, имеющих действующую лицензию, но нарушающих лицензионные условия эксплуатации: штраф от 2000 до 3000 рублей.

Куда обращаться, чтобы получить лицензию

Владелец частного участка, планирующий пробурить скважину, попадающую под требования закона о лицензировании, или зарегистрировать уже существующую скважину, должен начать с получения лицензии на право пользования недрами с указанием назначения: «Для добычи подземных вод». Где получить лицензию на скважину? Обратиться за выдачей такого документа следует в отдел лицензирования Территориального отдела государственного органа (Департамента, Министерства области или иных), ведающего разработкой недр в данном регионе.

Пакет документов для получения лицензии

Для физического лица, которому требуется лицензия на скважину, установлен следующий пакет документов:

  • Заявление (заявка) на выдачу лицензии.
  • Паспортные данные.
  • Свидетельство, подтверждающее право собственности на участок земли (или право аренды, право пользования и так далее).
  • Планы участка (ситуационный и генеральный).
  • Свидетельство ИНН.
  • Банковские реквизиты.
  • Проекты ЗСО и бурения скважины

На последних документах стоит остановиться подробнее.

Расчет суточного потребления

Первым шагом перед подачей документов в лицензионный отдел будет проведение расчета суточного потребления добываемой из скважины воды.

Сделать это можно самостоятельно, подытожив примерное потребление воды за сутки всеми, кто будет в дальнейшем регулярно пользоваться водой из скважины или обратившись за помощью в компанию, занимающуюся проектированием скважин. Для максимально точных сведений следует пересчитать всё водопотребляющее оборудование, даже то, что планируется подключить после строительства скважины: сантехника, оросительные или поливочные системы и прочее.

Полученные сведения обязательно подлежат согласованию в областном подразделении Минприроды (Министерства природных ресурсов и экологии - МПРиЭ). В дальнейшем этот документ понадобится для создания проекта будущего источника воды.

Проект на бурение скважины

Этот документ, не обладая специальным образованием, самостоятельно разработать не получится. На выполнение данной работы придется заключить договор с организацией, занимающейся проектированием (как правило, несколько частных компаний работает в каждом регионе). После выезда на место будущей скважины, специалист проектной организации подготовит проект с учетом всех особенностей рельефа и ближайших строений. Завершенный проект скважины потребуется утвердить в Облкомводе.

Проект охраны: требования к ЗСО

Другой проект касается обязательного требования санитарной безопасности обеспечить возле источника воды зону санитарной охраны (ЗСО). Перед тем как получить лицензию на скважину, потребуется создать возле источника воды (скважины) огороженную санитарную зону, радиус которой от 30 до 50 метров. В отдельных случаях эта цифра может быть уменьшена, но не более чем на 10 метров. Доступ за ограду следует ограничить для всех, кроме владельца участка и рабочих по обслуживанию оборудования водной скважины.

Но огражденной территории не должно находиться никаких объектов, не связанных с функционированием скважины, в том числе деревьев, столбов, кустарников. Также не следует забывать о регулярной стрижке (скашивании) травы в ЗСО. Дорожки к скважине и сопутствующему оборудованию должны иметь твердое покрытие, например, бетон, асфальт и прочее.

Получить свидетельство о наличии условий для организации ЗСО нужно в местном отделении Роспотребнадзора.

Выдача лицензии, сроки действия

Из всего вышеперечисленного становится ясно, что создание необходимых условий и формирование пакета документов на лицензирование скважины - довольно непростой процесс. Документация рассматривается в срок до двух месяцев, после чего выносится решение о выдаче лицензии на право пользование недрами, которую проще называют «лицензия на скважину», или передается официальный отказ в лицензии.

Получив на руки этот документ, можно приступать к фактическому строительству скважины. Стоит заметить, что на работы по также требуется лицензия - она должна быть у организации, осуществляющей такую деятельность.

Важно! Лицензия на частную скважину имеет срок действия, 25 лет, по окончании которого потребуется пройти всю процедуру заново.

Регистрация скважины

Завершающим этапом официального «приобретения» скважины на участке станет регистрация и присвоение индивидуального номера (ИН). Происходит это в несколько этапов:

  • Специалисты Департамента (Министерства) недропользования выезжают на местность для геологической экспертизы. При положительном заключении можно переходит к следующему шагу.
  • Возведение ЗСО согласно проекту.
  • Взятие проб воды приглашенным специалистом Роспотребнадзора. По результатам всех экспертиз владелец скважины получит на руки заключение о пригодности воды для питьевых или технических целей.
  • Регистрация скважины и присвоение ИН в государственном водном реестре.

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить - получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

Общие требования

Исходя из ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах ), если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны:
  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).
На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах ).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии - это нарушение требований Закона о недрах . Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

Исключение из общего правила

Статьей 19 Закона о недрах собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков предоставлено право по своему усмотрению в границах этих участков в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществлять:
  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 № 1061/51 , Нижегородской области - Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 № 39 . Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Привлечение к административной ответственности

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами - административно наказуемое деяние, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ , заключающаяся в наложении на должностных лиц административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 руб.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Арбитражный суд Реквизиты постановления
ФАС ВСО от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012
АС ДВО от 30.09.2014 № Ф03-4233/2014
от 11.06.2014 № Ф03-1823/2014
ФАС ЗСО от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013
ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6460/2014
от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013
от 03.03.2014 № Ф05-1021/2014
ФАС ПО от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013
АС СЗО от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014
ФАС СЗО от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013
ФАС УО от 20.05.2014 № Ф09-2698/14
от 17.12.2013 № Ф09-13670/13

Штрафных санкций удастся избежать, если наказание будет назначено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок (два или три месяца) начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 поименованной статьи). (Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии, как правило, признается длящимся административным правонарушением - постановления ФАС ВСО от 12.05.2014 по делу № А 78-7630/2013 , ФАС ДВО от 21.10.2013 № Ф 03-4244/2013 , ФАС ЗСО от 19.11.2013 по делу № А 03-19388/2012 .) В свою очередь, днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения данного правонарушения (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 ). Так, в деле, дошедшем до судей АС ВВО, факт незаконной добычи песка был выявлен прокуратурой в ходе проверки 04.09.2013 с составлением соответствующего акта. Постановление о назначении административного наказания было принято 05.11.2013, то есть за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Поэтому арбитры признали незаконным оспариваемое постановление административного органа и отменили его (Постановление от 24.09.2014 по делу № А 39-5717/2013 ). Примеры опоздания привлечения к административной ответственности приведены и в постановлениях ФАС ВВО от 10.02.2014 по делу № А 38-2856/2013 , ФАС ЦО от 19.07.2013 по делу № А 14-79/2013 .

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

В противном случае в действиях компании будет усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ .

Еще одно обстоятельство, при наличии которого постановление о привлечении к административной ответственности судом будет признано незаконным, - нарушение проверяющими лицами порядка привлечения к ответственности: например, составление протокола в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления (Постановление ФАС СЗО от 09.06.2014 по делу № А 56-50239/2013 ), или отсутствие доказательств надлежащего заблаговременного извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (Постановление АС УО от 07.10.2014 № Ф 09-6513/14 ).

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

Возмещение вреда

На основании ст. 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам по причине нарушения законодательства РФ о недрах, должны возместить его добровольно либо в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда должно установить Правительство РФ, что было сделано Постановлением от 04.07.2013 № 564 (действует с 16.07.2013). В Правилах расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах , утвержденных данным документом, указано, что под вредом в целях их применения понимаются:
  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами ;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии - это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу № 33-2000/2014 ) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу № 33-2180 ).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D ), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо , где:

- - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

- Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

- Со - фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р , где:

- Nбз - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

- Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Уплата НДПИ

На основании ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Такие лица подлежат постановке на учет в качестве плательщиков НДПИ в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ ). Объектом обложения указанным налогом в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование согласно законодательству РФ.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением - лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ -6-21/816@ ).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р , которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845 ). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф 03-А51/05-2/1675 - решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564 , которое, в отличие от  1214-р , является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А 52-3535/2013 ).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии - административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности - возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация