Основные этапы рецепции римского права. Европейское право после падения Рима. Причины прямой рецепции

Главная / Общество

Рецепция (от лат. receptio - усвоение) римского права - исполь­зование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепцию подразделяют на два вида:

1) прямая, или первичная, где нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности без каких-либо изме­нений;

2) производная, когда нормы римского права исправлены одной правовой системой и модифицировались в таком виде другой право­вой системой.

Существуют несколько форм рецепции:

Изучение, исследование, комментирование и усвоение прин­ципов и норм римского права;

Непосредственное восприятие и применение норм римского права;

Использование норм, идей и категорий римского права, рим­ской методики создания нормативных правовых актов в правотвор­ческой деятельности.

Начиная с XII в. происходит один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма - рецепция римского права.

Его возрождение не было прихотью ученых; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Чем дальше происходило развитие новых народов, тем шире должно было распространяться влияние римско­го права.

В политической и социальной жизни Западной Европы соверша­лись глубокие изменения. Старый феодальный порядок разрушался, и государства стремились к созданию сильной центральной власти в лице королей. Римское право Юстиниановского Свода было по­строено как раз на принципе абсолютной власти монарха и в этом отношении отвечало этому стремлению. Воспитанные на римском праве юристы, так называемые легисты, были деятельными помощ­никами королей в их борьбе с феодалами; опираясь на римское право, они оспаривали право последних на юрисдикцию и упорно прово­дили мысль о том, что единственным источником правосудия может быть только король. Этим они способствовали объединению суда.

Экономическая жизнь развивалась; торговый оборот, как внут­ренний, так и международный, усиливался; города расцветали во всей Европе, изменялась и деревня. Местное национальное право покои­лось на недостаточно ясных обычаях и было до крайности раздробле­но: не только каждая местность, по и каждая социальная группа жила по своему особому праву - Lehnrecht (ленное право), Hofrecht (вот­чинное право), Landrecht (земское право), Stadtrecht (муниципаль­ное право), Zunftrecht (цеховое право), Bauernrecht (крестьянское право) и т.д. Имущественные права, сложившиеся при феодальном строе, были обременены разнообразными ограничениями, да и люди были связаны различными видами зависимости - феодальной, об­щинной, родовой, семейной.

Следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преиму­щественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право в основе своей прекратило существование вместе с падением Рима. И, несмотря на то что Германская империя присвоила себе гордое название «священной римской империи», что во многих го­сударствах были учреждены сенаты и что Наполеон, до того как стать императором, измыслил должность первого «консула», все это явля­лось лишь заимствованием некогда знаменитых титулов, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Влияние римского права на формирование феодальных и буржу­азных правовых систем основных стран Европы было неодинако­вым. Менее всего это влияние сказывалось в России. Лишь начиная со Свода законов Сперанского, наблюдается определенное соеди­нение самобытных русских юридических построений с римскими частноправовыми конструкциями. В гораздо большей степени это влияние прослеживается в проектах гражданских уложений 1903 и 1905 гг. Но поскольку ни тот ни другой юридической силы не при­обрели, дальше чисто теоретических изысканий дело практически не пошло.

В Англии в период норманнских завоеваний распространяются идеи глоссаторов - первых средневековых комментаторов римских правовых источников. Эти идеи дают о себе знать и в относящихся уже к X-XI вв. юридических трактатах, например трудах Р. Глан- вилля или Г. Брэктона. Само прецедентное право Англии внешне на­поминает право римлян, построенное на системе индивидуализиро­ванных исков. И все же о масштабном влиянии римских источников на формирование английского права говорить не приходится. Это влияние в значительной мере обошло Британские острова стороной и получило значительно большее распространение в других странах.

Так, во Франции уже в XIII в. северная часть страны, где дей­ствовали отечественные правовые обычаи, начинает именоваться страной обычного права, а южная, где правовую силу обрели рим­ские источники, - страной писаного права. Такое раздвоение со­хранялось вплоть до принятия французского Гражданского кодекса 1804 г. Однако и в самом Кодексе, в состав комиссии по разработке которого входили сторонники как обычного (Порталис), так и писа­ного (Тронше) права, этот дуализм сохранился. Более того, реципи­рованные римские правовые установления занимали в нем гораздо большее место.

Наиболее значительного объема рецепция римского права дос­тигла в Германии. Уже в Швабском зерцале 1275 г. насчитывалось 150 переделок и прямых заимствований из Уложения Юстиниана. В дальнейшем под формальным предлогом избрания германских ко­ролей римскими императорами, провозглашения Римской империи империей германской нации римское право объявляется действую­щим германским правом. Но так как в своем первоначальном виде оно зачастую не соответствовало новым историческим условиям, его нормы становятся предметом постепенной обработки и переработ­ки в немецкой юриспруденции. Посвященные этому труды имено­вались пандектами, их авторы - пандектистами, а переработанное последними римское право - пандектным, или «современным» пан- дектным, правом (usus modernus pandectarum или heutiges romisches Recht).

Еще по теме 1.3. Рецепции римского права:

  1. 2.11 Рецепция Римского права в Западно-Европейском и Российском праве
  2. § 2. Рецепция римского права. Романо-германская правовая семья
  3. 18.2. Связи национальных правовых систем (преемственность, обновление, рецепция, унификация права)
  4. 2.5. Оценка Римского публичного и Римского частного права
  5. § 2. РОЛЬ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ПРАВА. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
  6. 2. РОЛЬ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ПРАВА И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ
  7. Субъекты Римского права и формы защиты субъективного права
  8. 2.1 Введение. Историческое и современное значение Римского права

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Рецепция (от лат. receptio – усвоение) римского права – использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепцию подразделяют на два вида:

  • 1) прямая, или первичная, где нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности без каких-либо изменений;
  • 2) производная, когда нормы римского права исправлены одной правовой системой и модифицировались в таком виде другой правовой системой.

Существуют несколько форм рецепции:

  • – изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм римского права;
  • – непосредственное восприятие и применение норм римского права;
  • – использование норм, идей и категорий римского права, римской методики создания нормативных правовых актов в правотворческой деятельности.

Начиная с XII в. происходит один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма – рецепция римского права.

Его возрождение не было прихотью ученых; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Чем дальше происходило развитие новых народов, тем шире должно было распространяться влияние римского права.

В политической и социальной жизни Западной Европы совершались глубокие изменения. Старый феодальный порядок разрушался, и государства стремились к созданию сильной центральной власти в лице королей. Римское право Юстиниановского Свода было построено как раз на принципе абсолютной власти монарха и в этом отношении отвечало этому стремлению. Воспитанные на римском праве юристы, так называемые легисты, были деятельными помощниками королей в их борьбе с феодалами; опираясь на римское право, они оспаривали право последних на юрисдикцию и упорно проводили мысль о том, что единственным источником правосудия может быть только король. Этим они способствовали объединению суда.

Экономическая жизнь развивалась; торговый оборот, как внутренний, так и международный, усиливался; города расцветали во всей Европе, изменялась и деревня. Местное национальное право покоилось на недостаточно ясных обычаях и было до крайности раздроблено: не только каждая местность, по и каждая социальная группа жила по своему особому праву – Lehnrecht (ленное право), Hofrecht (вотчинное право), Landrecht (земское право), Stadtrecht (муниципальное право), Zunftrecht (цеховое право), Bauernrecht (крестьянское право) и т.д. Имущественные права, сложившиеся при феодальном строе, были обременены разнообразными ограничениями, да и люди были связаны различными видами зависимости – феодальной, общинной, родовой, семейной.

Следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право в основе своей прекратило существование вместе с падением Рима. И, несмотря на то что Германская империя присвоила себе гордое название "священной римской империи", что во многих государствах были учреждены сенаты и что Наполеон, до того как стать императором, измыслил должность первого "консула", все это являлось лишь заимствованием некогда знаменитых титулов, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Влияние римского права на формирование феодальных и буржуазных правовых систем основных стран Европы было неодинаковым. Менее всего это влияние сказывалось в России. Лишь начиная со Свода законов Сперанского, наблюдается определенное соединение самобытных русских юридических построений с римскими частноправовыми конструкциями. В гораздо большей степени это влияние прослеживается в проектах гражданских уложений 1903 и 1905 гг. Но поскольку ни тот ни другой юридической силы не приобрели, дальше чисто теоретических изысканий дело практически не пошло.

В Англии в период норманнских завоеваний распространяются идеи глоссаторов – первых средневековых комментаторов римских правовых источников. Эти идеи дают о себе знать и в относящихся уже к X–XI вв. юридических трактатах, например трудах Р. Гланвилля или Г. Брэктона. Само прецедентное право Англии внешне напоминает право римлян, построенное на системе индивидуализированных исков. И все же о масштабном влиянии римских источников на формирование английского права говорить нс приходится. Это влияние в значительной мере обошло Британские острова стороной и получило значительно большее распространение в других странах.

Так, во Франции уже в XIII в. северная часть страны, где действовали отечественные правовые обычаи, начинает именоваться страной обычного права, а южная, где правовую силу обрели римские источники, – страной писаного права. Такое раздвоение сохранялось вплоть до принятия французского Гражданского кодекса 1804 г. Однако и в самом Кодексе, в состав комиссии по разработке которого входили сторонники как обычного (Порталис), так и писаного (Тронше) права, этот дуализм сохранился. Более того, реципированные римские правовые установления занимали в нем гораздо большее место.

Наиболее значительного объема рецепция римского права достигла в Германии. Уже в Швабском зерцале 1275 г. насчитывалось 150 переделок и прямых заимствований из Уложения Юстиниана. В дальнейшем под формальным предлогом избрания германских королей римскими императорами, провозглашения Римской империи империей германской нации римское право объявляется действующим германским правом. Но так как в своем первоначальном виде оно зачастую не соответствовало новым историческим условиям, его нормы становятся предметом постепенной обработки и переработки в немецкой юриспруденции. Посвященные этому труды именовались пандектами, их авторы – пандектистами, а переработанное последними римское право – пандектным, или "современным" пан- дектным, правом (usus modernus pandectarum или heutiges römisches Recht).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В ведение

Рецепция римского права - один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio - «принятие») - восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

Высоким уровнем римского права - наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

Недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия. Причины рецепции римского права:

Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

Короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

Повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи.

Рецепция римского права - сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Этапы рецепции:

Изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

Глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

Постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

Распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

Переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Цель моей курсовой работы разобраться в рецепции римского права.

Задачи курсовой работы:

Понять понятие рецепции римского права;

Узнать причины и истоки рецепции;

Понять значение рецепции в истории права;

Ознакомиться с этапами рецепции.

1 . П онятие, причины и истоки рецепции римского права, значение рецепции в истории права

1.1 Понятие рецепции римского права

Тенденция к унификации средневекового права получила яркое подтверждение в рецепции римского права. Рецепция, будучи наиболее выразительным проявлением действующих в праве закономерностей (преемственности, повторяемости, вариативности, развития, относительной самостоятельности права), занимает особое место в истории.

Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей. Рецепция была результатом конкретной жизненной потребности, на удовлетворение которой она и направлена. Она не антитеза автономному развитию правовых систем, а фактор, стимулирующий, ускоряющий их развитие .

Рецепция трактуется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права - не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги - изучение римского права, основное содержание -использование опыта прошлого в создании нового права.

Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Возрождением (Ренессансом). Передовые люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима, и поэтому они уделяли пристальное внимание изучению античных источников. Возрождение не следует понимать как новое только в области искусства и архитектуры. Оно привело к коренным преобразованиям в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русские дореволюционные авторы отмечали живую неразрывную связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни». Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и с относительной самостоятельностью права, его принадлежностью к духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI-XII вв. имело место лишь начало рецепции -изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям - дело более позднего времени. Имеются различия и в верхних рубежах Возрождения (XVI в.) и рецепции, проявления которой мы наблюдаем и в Кодексе Наполеона 1804 г., и в Германском гражданском уложении 1900 г. Однако восприятие достижений римского права в первых конституциях буржуазных государств или в Кодексе Наполеона, Германском гражданском уложении, а через их посредство и во многих государствах мира неотъемлемо от «Второго возрождения античности» .

В историко-юридической литературе рецепция римского права не была обойдена вниманием. После длительного периода исследований ее отдельных сторон в XIX в. появляются работы, преследующие цель обобщенной характеристики данного явления. Это труды Р. Ие-ринга, Ф. Савиньи, В. Моддермана, О. Штоббе, а также русских авторов - П.Г. Виноградова, Г.Ф. Шершеневича, С.А. Муромцева - историка римского права и Председателя Первой Государственной Думы в России. Вопросы рецепции излагаются в учебной литературе по истории государства и права зарубежных стран, а также в работах о преемственности в праве .

1.2 Причины и истоки рецепции, значение рецепции в истории права

Начало рецепции римского права связано с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-X1I вв. Здесь рецепция делает свои первые шаги. Это объясняется прежде всего социально-экономическими процессами, протекавшими на севере Италии, где в конце XI в., а затем в XII--XIII вв. наблюдался экономический подъем. Быстро развивались товарно-денежные отношения. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с республиканской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становится крупнейшим центром ремесленного производства; Венеция, Генуя, Пиза начинают играть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляются центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частной собственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформление развивавшихся экономических отношений. Преподавание римского права в первых университетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельных городских центрах, на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений .

Если бюргерство выступало за возможно более широкое, полное и точное восстановление действия римского права, то позиция феодальных сословий, светской и церковной власти в вопросе о рецепции была значительно сложнее. Во многом эта позиция сходна с их отношением к развитию производства и торговли -- она была либо нейтральной, либо выражала стремление извлечь выгоду для себя. Феодалы использовали римское право, в частности, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Но порой они проявляли и открытую враждебность римскому праву.

Церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальнем мире. Возникнув еще в недрах Римской империи, христианство восприняло элементы античной культуры. Так, церковное (на Западе каноническое) право складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковных школах преподавание велось на латинском языке, то уцелели и некоторые рукописи с текстами римских законов, -- та предпосылка, которая позже сделала возможным рецепцию. Духовенство сохранило часть римской образованности, а затем передало ее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и некоторые правовые воззрения и правовые институты. Разумеется, они были изменены и приспособлены к специфическим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Иногда каноническое право называют мостом, по которому римская правовая культура перешла в Средневековье .

По мере укрепления своих позиций церковь устанавливает контроль над университетами. Теперь в светском образовании церковь видит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском университете такое преподавание на долгое время прекращается. Развитие канонического права все же шло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд исходных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различные области внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Церковь способствовала и развитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки. Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, что недействительна сделка, если вещь продана дешевле половины ее цены.

С развитием экономической жизни и просвещения влияние католической церкви и сфера действия ее права постепенно ограничиваются. Реформация и влияние гуманизма освобождают университеты от опеки богословия. Римское право становится главным предметом на юридических факультетах Германии, восстанавливается преподавание римского права в Парижском университете .

Содействие рецепции оказывало и феодальное государство, его судебные органы. Правда, первоначально изучение римского права было частным делом отдельных лиц, университетов, но уже вскоре феодальные государи поняли важность его использования для достижения своих целей. Римская правовая концепция была прочно соединена с идеей сильной государственной власти, стоящей над индивидами и социальными группами. Римское правопонимание было чуждо идеям политической раздробленности и смешению частных и публичных интересов. Поэтому те, кто выступал за усиление центральной власти, нашли опору в построениях римского государственного права периода Империи,

В XV--XVI вв. на более широкой основе развивающихся товарно-денежных отношений, роста экономической и политической силы городов рецепция римского права получает новый импульс. При абсолютизме помощь государства делу рецепции выражалась в том, что оно поощряло изучение римского права, в частности, способствовало открытию университетов. Юристы, знакомые с римским правом, назначались на высшие государственные должности, входили в состав ближайшего окружения императоров. Доктора права (doctores iuris) приравнивались к низшему дворянству, получали щедрое вознаграждение .

Рецепция имела идеологические и юридические предпосылки. Так, в раннем Средневековье внимание римскому праву в сильной степени поддерживалось убеждением, что государство, образовавшееся на территории Германии и Италии, является наследником Римской империи. Формальное основание рецепции видели в преемственности власти от римских императоров. И на Руси политическая теория «Москва - третий Рим» способствовала восприятию римских правовых воззрений.

В рецепции находили отражение все крупные движения общественной мысли -- идеи Возрождения и гуманизма, различного рода богословские течения, позже культ разума естественно-правовой теории, а также учение о «народном духе» исторической школы права. В Реформации и создании «филологической школы», в отстаивании знания и применении «чистого» римского права следует видеть выступления Против феодализма, а значит, и против феодального и феодализированного римского права .

У рецепции были и чисто юридические основания. Во-первых, это высокий уровень римского права -- наличие в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкость и ясность правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право». Во-вторых, рецепция обусловливалась недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, страдало партикуляризмом, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия, т. е. в целом оно не давало надлежащих средств для регулирования новых отношений. Правда, в силу экономической необходимости такие средства могли быть созданы и на местной правовой основе. Например, там, где действовало саксонское зерцало XIII в. (сборник переработанных судебной практикой и систематизированных обычаев), потребность в римском праве была меньше, а его рецепция затруднена. Регулированию новых отношений с помощью постепенно развивающегося местного права, противостояло использование измененного римского права. Второй путь на континенте оказался более простым и экономным в смысле затраты сил .

Не следует думать, что у рецепции римского права имелись только сторонники. Наоборот, рецепция осуществлялась в остром противоречии с рядом сторон жизни феодального общества. Использование римского права серьезно затруднялось тем, что оно было порождено идеями и представлениями иной исторической эпохи. То право, которое содержалось в Своде законов Юстиниана как основном материале рецепции, оказалось слишком сложным и потому малопригодным для регулирования простых, слабо развитых отношений раннего феодализма. Преобладание здесь натурального хозяйства, политическая раздробленность, упадок культуры -- все это обусловливало существование римского права первоначально в виде абстрактного знания; если же оно применялось на практике, то в «неузнаваемом виде», как «неправильно понятое». Ростки рецепции пробивались сквозь толщу феодальной отсталости, набирали силу так же трудно, как экономические и культурные достижения .

Римское право, находясь в явном противоречии с господством натурального хозяйства, было чуждо и непонятно широким массам крестьян. Оно способствовало разложению общины и изъятию у крестьян земель. Монополия на знание права в руках узкого круга юристов оборачивалась многочисленными злоупотреблениями. Все это вызывало ненависть народных масс и к римскому праву, и к докторам права. Недаром народная сатира говорила о трех видах грабителей -- разбойниках, купцах и юристах. На борьбу против злоупотреблений правом не раз поднималось и городское население. .

2 . Э тапы рецепции римского права

2.1 Этап ранней рецепции

Для этого этапа характерно интенсивное овладение знанием римского права, опережающее действие рецепции. Римское право рассматривалось профессорами университетов преимущественно как культурное достижение, а не как средство регулирования складывающихся новых отношений. Затем знание римского права выходит за пределы отдельных экономических и культурных центров, распространяется вширь и одновременно приспосабливается к феодальным условиям, соответственно оно упрощается, вульгаризуется .

В раннем Средневековье практическая потребность в римском праве была невелика. Оно не требовалось для регламентации простых отношений общества, в котором господствовало натуральное хозяйство. Искры знания римского права все же не затухали и в период упадка товарно-денежных отношений. В Византии применялись сборники упрощенного римского права (Эклога, Прохирон, Василики). О том, что римское право не было вовсе забыто, свидетельствовали и появлявшиеся сборники варваризированного римского права, например «Бревиарий Алариха» (506 г.). В варваризированном, сильно упрощенном виде римское право действовало на севере Италии и юге Франции. Этот факт находит, в частности, отражение в делении Франции в первые века феодализма на «страну обычного права» -- север, здесь действовали нормы обычного права (кутюмы), и «страну писаного права» -- юг, где применялось упрощенное римское право. Оно, как уже отмечалось, продолжало свое существование и в нормах церковного права. Кое-где имело место и преподавание отдельных частей измененного римского права. Но в целом для раннего Средневековья характерным было не сохранение некоторых остаточных проявлений римского права, а его отрицание и забвение .

Начало рецепции относится к XI--XII вв. Одним из первых ее шагов было изучение римского права по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Наиболее видными профессорами университетов, способствовавшими на этом этапе рецепции, были Плацентине, Ацо, Аккурсий. Они образовали школу глоссаторов, получившую такое название по характеру деятельности: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов.

Изучение римского права становится популярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевропейскую известность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в. в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы .

Ярким представителем глоссаторов был Ирнерий (1055--1130 гг.), которому был присущ чисто академический подход к материалу. Главное внимание он уделял выяснению первоначального и подлинного смысла римских законов. Он стремился дать точное и полное знание римского права. Примечательно, что он изучал именно классическое римское право по Дигестам, а не по Институциям или Кодексу, отразившим упадок римской юриспруденции. В вопросе о соотношении права и справедливости Ирнерий настаивал на сохранении общего смысла закона при толковании, выступал против права судей изменять закон. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должны толковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедливостью. В изложении Ирнерия римское право обладало интеллектуальной ценностью, позволяло наиболее полно ознакомиться с достижениями и опытом римской классической юриспруденции. В Италию ехали прежде всего для того, чтобы познать римское право из «единственного чистого источника». Отсюда проистекали и слабые стороны работы глоссаторов. Например, о рабстве они говорили как о современном им институте, применяясь к окружавшей их обстановке, они превращали римского претора в средневекового судью, римского всадника в рыцаря и т.п. В отклонениях от точного смысла римских законов Ирнерий и отчасти его последователи видели не настоятельную необходимость приспособления римского права к новым условиям, а лишь ошибки, проистекающие из незнания источников. Глоссаторы недоучитывали историческое происхождение римского права, тот, в частности, факт, что в Своде законов Юстиниана содержались нормы, принятые в совсем иную историческую эпоху .

Изучение римского права предвосхищало требования феодального производства. В факте опережающего развития рецепции проявилась относительная самостоятельность права.

Положения об опережающем характере начального этапа рецепции и ограниченности ее практического значения не следует понимать в абсолютном смысле. Действительно, римское гражданское право имело весьма узкую сферу применения. Но использование отдельных сторон государственного права имело место уже при образовании Священной Римской империи. Также и в ранних памятниках рецепции во Франции в «Извлечениях Петра» (XI в.) и «Брахилогусе» пробивалось стремление приспособить римское право к практическим нуждам. Предусматривалась, например, возможность отступления от точного смысла римских законов («если окажутся в праве нормы, вышедшие из употребления или противоречащие справедливости», то «да будет позволено нам попрать их ногами»); воспроизводились некоторые черты доклассического, раннеримского права, например стипуляция с участием свидетелей. Более определенно практическое направление выражено в «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.). Будучи хорошо знакомым с римским правом, составитель этого труда Бомануар, излагая кутюмы севера Франции, систематизировал их, объяснял сложные места с помощью римских правовых понятий, используя и римскую правовую терминологию .

2.2 Первый этап рецепции римского права

На первом же этапе рецепции складывается школа постглоссаторов, для деятельности которой типично приспособление римского права к использованию в судах. Уже в трудах поздних глоссаторов начинает преобладать компиляторская и систематизирующая работа с римским правом. Аккурсий в середине XIII в. соединяет существовавшие при нем комментарии римского права и создает сводную глоссу (Glossa Ordinaria). Co временем этот труд Аккурсия вытесняет глоссы его предшественников, римское право становится известным не в переводах, а в комментариях Аккурсия. Сам же он приобретает славу первого юриста Средневековья. Однако даже в «глоссированном» виде рядовым юристам того времени римское право все же представлялось чрезвычайно сложным и малопригодным для практические нужд. Поэтому с XIV в. широко осуществлялось комментирование глоссы. Среди наиболее видных юристов этого направления были Бартола, комментарии которого в Испании и Португалии были приравнены к закону, а также Бальда. В их сочинениях институты римского права подвергаются формальнологическим приемам толкования, пронизываются средневековой схоластикой, все более и более существенными становятся искажения точного смысла римских правовых норм. В этой связи можно привести пример римского института эмфитевзиса, который в феодальной Европе начинает использоваться для регулирования отношений «расчлененной» феодальной собственности. Другой пример: римское классическое право имело преимущественно процессуальный характер -- основным его делением были вещные и личные иски, в интерпретаций же глоссаторов и позднейших комментаторов речь идет уже о вещных и личных правах -- материальном праве;В Германии уже первые Германские императоры, стремясь повысить авторитет своей власти, стали развивать теорию ее преемственности от римских монархов .

Возникшее на территории Германии и Северной Италии государственное образование они повелели именовать Священной Римской империей (962 г.). В XII в. Фридрих I Барбаросса провозглашает римское право всемирным правом. В особенной степени германским императорам импонировало признание римскими юристами высшей юридической силы за императорскими постановлениями («что угодно императору, имеет силу закона»). В борьбе с папами, настаивая на неограниченности своей власти, они выступали также за восстановление римского права «в первоначальном и подлинном смысле». Однако сравнительной отсталостью этой части Европы объясняется замедленное протекание в Германии рецепции римского частного права. Даже в XIII в. практическое его применение было весьма ограниченным .

В Англии рецепция права также имела свои особенности. Но на фазе изучения римского права значительных отклонений не наблюдалось. И в Англии в XII в. тоже имело место увлечение римским правом. Некто Вакарий - один из лучших представителей ранних глоссаторов - в 1144 г. по приглашению архиепископа переехал в Англию и начал читать лекции по римскому праву сначала в Кентербери, а затем в Оксфорде. С этим фактом нередко и связывают образование Оксфордского университета. Появляются и первые работы с изложением основ римского права -- «Книга для бедных студентов» Вакария .

Характерный пример своеобразия рецепции в Англии -- работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в). Основное ее содержание состояло в описании общего права (common law), излагались те нормы, содержание и применение которых было установлено решениями королевских судов. Лишь в обширном введении приводились те общие положения римского права,| которые могли содействовать более точной формулировке правовых норм, развитию юридической мысли, а отчасти использовались с целью «подправить» нормы английского материального права.Несмотря на то, что римское право было хорошо знакомо английским юристам, учитывалось ими в практике своей работы, не оно все же определяло своеобразие правового развития в Англии .

Особое отношение к римскому праву в Англии связано с долгодействующими факторами: относительной географической изолированностью страны, историческими традициями, которые формировались всей ее социально-экономической историей, политическим, культурным развитием. Вот почему ограниченность рецепции в Англии лучше объясняется такими непосредственно действующими на право факторами, как национализм, приверженность правящих классов к старинным, «исконно английским» правовым установлениям, их осторожное отношение к абстрактным построениям и нормам общего характера, значительный эмпиризм в подходе к праву, использование метода частичных, постепенных изменений и доминирующая роль судебной практики в правотворчестве. Названные факторы оказывали сильное воздействие на английское право и объясняют его своеобразие не только в XII--XIII вв., но и в Новое время .

Становится очевидным, что не все в праве определяется экономическими причинами, что один и тот же экономический базис может породить различные формы права. Здесь можно говорить о вариантности правового развития как результате действия конкретных исторических условий и относительной самостоятельности надстроечных явлений. Именно это мы наблюдаем в различиях рецепции и развития права в Англии и на континенте.

В странах Восточной Европы поступательное движение права было тесно связано с взаимообогащением правовых систем, усвоением опыта прошлого. Рецепции подверглось здесь не чистое римское право, а обработанное и исправленное соответственно феодальным условиям глоссаторами и позднейшими комментаторами. Но и в таком виде оно осваивалось не механически, а приспосабливалось к местным условиям. В судебной практике писаное (рецепированное римское) право применялось на Балканах ограниченно и корректировалось принципами местного обычного права .

2.3 Второй этап рецепции римского права

Более высокий уровень рецепции и широкое практическое освоение римского права связаны с крупными социально-экономическими и культурными сдвигами XVI--XVII вв. Отчасти под влиянием позднеримских представлений на континенте Европы укореняется понимание закона как важнейшего источника права. Больше внимания стало уделяться разрабатывавшимся римскими юристами концепциям «естественного права», «справедливости» и т.д. Значительные достижения рецепции непосредственно были связаны с созданием филологической школы права и усвоением идей Высокого Возрождения, а также судебной деятельностью государственных органов .

Приспособленное к общим условиям сравнительно низкого уровня раннего феодализма римское право оказалось оторванным от быстро развивавшихся буржуазных отношений. Успехи Возрождения показали слабую пригодность феодализированного римского права к требованиям более высокого состояния общества и товарного производства. Гуманисты, отстаивая идею естественного равенства людей, достоинства и свободы личности, требовали справедливости и законности, а право, не отвечавшее этим условиям, отказывались признавать таковым. Выступая против средневековой схоластики, сословного неравноправия, гуманисты обрушивались и на их проявления в праве. Представители филологической школы права подвергали резкой критике искажения римского права, допускаемые в судебной практике и комментариях поздних глоссаторов. Высмеивалось и бичевалось крючкотворство «образованных юристов», основанное на хитростях казуистики и средневековой схоластики, прикрываемых авторитетом римского права. Об этих юристах Ц а з и и (1461-- 535 гг.) -- один из видных деятелей филологической школы -- писал: «Эти крючкотворы напитывают своим ядом суды, подымают на смех судей, тревожат покой честных людей, смущают государственную жизнь; они одинаково ненавистны богу и людям». «Если бы юристы не следовали так слепо за глоссой и Бартолом, то смысл права предстал бы нам яснее и чище, и исчезла бы добрая часть комментариев, переполненных заблуждениями». Критике и развенчанию подвергаются прежние авторитеты. «Ни Аккурсий, ни Бартол, -- писал Цазий, -- не помешают мне отвергнуть мнение, которое я не мог основать на источниках» .

Учеными - юристами нового направления проводится большая работа по восстановлению точного смысла римских законов, их знания как целостного явления. Были устранены искажения текста древних рукописей и восстановлены те места, которые ранее вовсе не приводились и были забыты. Предметом изучения снова становится римское право, как оно выглядит в Своде Юстиниана и сочинениях виднейших римских юристов, а не те или иные их интерпретации и комментарии к ним.

Во Франции выдающуюся роль в изучении римского права сыграл Яков Куяций (1522--1590 гг.). Он порывает со схоластикой и казуистикой старой школы и изучает чистое римское право, рассматривает его в связи с развитием общественной жизни и культуры Древнего Рима. Ему, в частности, принадлежит восстановление знаний о сочинениях таких выдающихся римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел. Куяций проводит верную мысль о невозможности практического использования римского права без учета тех условий, в которых оно возникло и развивалось .

Куяций был прекрасным лектором. Огромные познания и новизна подхода привлекали массу слушателей на его лекции в Тулузском университете, создали ему славу одного из лучших знатоков римского права. Однако вопреки очевидным его заслугам сторонники старой школы -- приверженцы Аккурсия отказывают Куяцию в назначении на освободившуюся кафедру римского права. По выражению одного из историков права ученые-юристы Тулузы «предпочли человеку обезьяну». Кафедра была передана какой-то бездарности. Куяций покидает Тулузу. В последующее время он занимает кафедры и с огромным успехом читает лекции в Бурже, Валенсе, Турине, Гренобле, Париже. Блестящий лекторский талант, многочисленные труды о римском праве создают Куяцию мировую известность.

В интерпретации юристов филологической школы римское право соединяется с гуманистическими идеями, совершенствуется метод исторического анализа, римское право рассматривается и изучается все целиком, в его развитии. Широкой разработке подвергаются отдельные институты римского права, вопросы его применения, исследуются содержащиеся в нем противоречия.

Однако, как и прежде, необходимость регулирования в недрах феодального строя складывающихся капиталистических отношений обусловила широкое использование упрощенных или модернизированных институтов римского права. Представители практического направления изучение чистого римского права провозглашают бесцельным времяпрепровождением, «лишь украшением настоящего знания», а лиц, занимающихся историей римского права, не без иронии именуют «элегантными юристами» .

Хотя на втором этапе продолжалась научная обработка римского права, все же решающее значение имела практическая деятельность юристов. Во Франции легисты, получив образование в университетах и вполне уверовав в римское право как «единственный источник правды и справедливости», поддерживали короля в его борьбе против духовных и светских феодалов. Легисты выступали за политическую централизацию, за расширение апелляционных полномочий судебного парламента в Париже; легисты были противниками сепаратизма мест, особых привилегий дворянства и городов. Они же, опираясь на римское право, укрепляли право частной собственности.

В то время в Германии юристами создавались правовые сборники, содержавшие в более или менее систематизированном виде действующие нормы местного и римского права. Таким сборником было Саксонское зерцало (XIII в.). В нем, в частности, для регулирования земельных отношений феодально зависимого населения с помещиками использовался римский институт эмфитевзиса. Появляется значительное число сочинений, более или менее полно и точно излагавших римское право. Эти произведения именовались пандектами, а переработанное римское право -- пандектным правом, или «современным римским правом» (usus modemus pandec-tarom). Резко возрастает и значение юристов в судах. Занимая должности писцов, секретарей, нотариусов, адвокатов, они начинают оказывать существенное влияние на ход судебного процесса и формулирование решений. В судебной деятельности все более частым становится направление сложных дел на заключение юридических факультетов. В XVII в. в Германии уже большинство гражданских дел проходило через юридические факультеты, их начинают рассматривать как особого рода судебную инстанцию. Подчас им поручалось и решение вопросов государственного права.

В 1495 г. учреждается общеимперский суд (Reichskam-mergericht) в качестве высшей судебной инстанции Германской империи .

Вскоре после создания общеимперского суда было признано, что в его состав по возможности следует включать рыцарей, сведущих в римском праве. Имперский суд выносил решения на основе «общего», т. е. прежде всего римского права. Отныне суды низших инстанций, если не желали отмены своих решений, обязаны были руководствоваться римским правом. В Имперском суде формировались и кадры низших судов -- молодые юристы определенное время должны были проходить при нем практику. Имперский суд становится основным каналом рецепции римского права в Германии. Правда, он не приобрел того значения, которое имел, например, Парижский судебный парламент, но князья, выступавшие против распространения на их земли апелляционных прав Имперского суда, создавали собственные апелляционные инстанции, которые в своей деятельности руководствовались тем же римским правом. В период абсолютизма в Германии римское частное право стало действовать уже не в виде отдельных норм, а все целиком. Было установлено: «чего не знает глосса, того не знает и суд». Местное право здесь применялось только в случаях, не урегулированных римским правом. Причем стороны, ссылавшиеся на местное право, должны были доказать его существование. Такое положение в основном сохранялось в Германии вплоть до конца XIX в., когда вступило в силу Германское гражданское уложение (1900 г.).

Наиболее известный кодекс феодального уголовного и уголовно-процессуального права Германии (1552 г.) «Каролина» (Constitutio criminalis Carolinae) -- широко применял абсолютно неопределенные санкции; почти дословно повторял некоторые римские утоловно-правовые формулы («злостность восполняет недостаток возраста» -- ст. 164), воспроизводила отдельные аспекты римского понимания необходимой обороны (ст. 145). Следуя за римским уголовным правом, «Каролина» освобождала от ответственности за ложные донесения об измене (ст. 124). В ней содержались неоднократные отсылки к «императорскому праву», «общему праву империи», под которыми разумелось прежде всего измененное римское право. Например, ни за одно преступление не могла быть назначена смертная казнь или какое-либо телесное, увечащее, позорящее наказание, если это не предусматривалось императорским правом.

Общим образом оценивая роль рецепции в развитии феодального права, нельзя впадать в крайность, видя в нем только римское влияние. «Каролина» выросла из немецкой судебной практики, она строилась на феодальной основе. То же самое следует сказать и о влиянии римского права на уголовный процесс. Инквизиционный (розыскной) процесс имеет истоки и в деятельности сеньориальных, и королевских судов еще каролинской монархии [, с. 246].

В Польше XV--XVI вв. влияние римского права ощущалось прежде всего в области гражданского права. Рецепция способствовала здесь расширению сферы частной собственности (освобождение недвижимой собственности от платежей в пользу третьих лиц; развитие права завещаний;

рост кредита; предоставление права заниматься коммерческой деятельностью женщинам). В области уголовного права рецепция оказала влияние на конструирование понятия вины, исключающих вину обстоятельств (ошибка, понуждение, несовершеннолетие), а также обстоятельств, исключающих противоправность действия (необходимая оборона). Под влиянием «Каролины» в Польше устанавливается разная мера ответственности для главных исполнителей и соучастников .

На Руси заимствование некоторых, впрочем, искаженных норм римского уголовного и гражданского права наблюдается в Соборном уложении 1649 г. Известно, что «Каролина» изучалась Петром I при подготовке «Воинских артикулов». Влияние иностранного, в том числе римского, права на правовое развитие Русского государства не отменило, как и в Англии, Германии или Польше, самостоятельного характера этого процесса. На Руси это влияние чувствовалось слабее.

Сходные с римскими местные институты права возникали самостоятельно, а затем уже «романизировались», обосновывались с помощью римских источников. Институты римского права, его понятия, термины, подчас «чисто внешним образом пристегивались к тем отношениям, которые находили у себя дома». Из того, что высшие достижения римского рабовладельческого права приспосабливались для регулирования сравнительно простых феодальных отношений, возникали многочисленные противоречия и неувязки. Римское право воспринималось в искаженном и «неправильно понятом» виде.

В результате второго этапа рецепции было достигнуто не просто углубленное познание римского права, а его усвоение на более высокой ступени феодализма. Старое и новое, переплетаясь самым причудливым образом, создавали качественно новый сплав .

2.4 Третий этап рецепции римского права

На третьем этапе рецепции при утверждении буржуазных отношений происходит наиболее полное освоение опыта римского права.

В области государственного права идейные предпосылки рецепции вызревали в течение длительного периода Средневековья. Были возрождены учения античных авторов о естественном праве и справедливости. Идеологи нарождавшейся буржуазии отбрасывают теологические обоснования естественного права, интерпретируют его как веление разума. Естественное право начинает использоваться и разрабатываться в целях ограничения власти монарха, критики феодальных порядков, феодального права. Возрождается учение Поли-бия, Цицерона, римских юристов о «смешанной» форме правления. Макиавелли (1469-1527 гг.) наилучшей считал республику, в которой по примеру республики в Риме сочетаются демократический, аристократический и монархический принципы. Правда, для «испорченных» народов для решения задач создания единого централизованного государства наиболее подходящей Макиавелли признавал монархию. Римский опыт был использован Монтескье (1689-1755 гг.) при разработке учения о разделении властей .

Третий этап рецепции преимущественно относится уже к Новому времени и получает завершение в Кодексе Наполеона (1804 г.), в Германском гражданском уложении (1900 г.).

Сравнивая, следует обратить внимание, что даже в расположенных рядом странах Европы рецепция римского права протекала по-разному (вариативность развития). Если в Германии в период абсолютизма римское частное право стало действовать чуть ли не все целиком, то в Англии рецепция имела ограниченное значение. В университетах Англии римское право тоже изучалось, но решающим фактором развития все же стала собственная правовая практика.

Если на континенте право, восприняв конечные результаты развития римской правовой системы, как бы преступило свои ранние формы (здесь четко представлено заимствование достижений более развитой правовой системы - рецепция, преемственность), то в Англии наблюдается путь эволюции, сходный с движением римского права (повторяемость в развитии) .

З аключение

Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира. Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей. Рецепция была результатом конкретной жизненной потребности, на удовлетворение которой она и направлена. Она не антитеза автономному развитию правовых систем, а фактор, стимулирующий, ускоряющий их развитие.

При рецепции происходило дополнение менее развитых правовых систем опытом более высокого состояния. Но подчас возникала их частичная несовместимость и отторжение чужеродного, что не согласовывалось с существующим уровнем народной жизни и коренными устоями, традициями собственного права (как это имело место еще и в Средние века со знаниями римского права, полученного «элегантными юристами»). Вот почему рецепция -- это не механическое перенесение чужого на свою почву, но сложный (и многоступенчатый) процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, наконец, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права. Борьбой нового со старым, победами нового, поражениями, снова победами определялась многоступенчатость процесса рецепции. Наконец, на ранних ступенях буржуазного общества римское частное право воспринимается в наиболее «чистом» виде.

Объяснение рецепции лишь в рамках преемственности было бы упрощением. Сама преемственность имеет основание в действии глубинных, более общих закономерностей развития права. На более высоких уровнях право снова проходит этапы начального и следующих за ним состояний.

Список использованных источников

римский право рецепция

1.Бартошек, М.В. Римское право: Понятия, термины, определения: [пер. с чешск.] / М.В. Бартошек. - Москва: юрид.лит., 1989. - 448с.

2.Боголепов, Н.П. История Римского права: Учебник / под ред.

Н.П. Боголепова - изд. «Зерцало», 2004, - 568с.

3.Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / под ред. А.И. Косарев. - изд. НОРМА, 2002. - 464 с.

4.Косарев, А.И. Римское право / А.И. Косарев. Москва: «Юридическая литература», 1986. - 155с.

5.Крашинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов / под ред. проф. Н.А. Крашинниковой и проф. О.А. Жидкова. - изд. «Норма», 1996, - 480с.

6.Нарсесянц, В.С. Общая теория права / В.С. Нарсесянц. - Москва, 1999, - 552с.

7.Новицкий, И.Б. Римское право: Учебник / под ред. Новицкого И.Б. - 6-е изд. - Москва: ТЕИС, 1997. - 245с.

8.Новицкий, И.Б. Римское частное право: Учебник / под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - Москва: Юристь, 1996. - 544с.

9.Новицкий, И.Б. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого, проф. И.С. Перетерского.- Москва: Юриспруденция, 2000. - 448с.

10.Омельченко, О.А. Основы римского права: Учебное пособие / О.А. Омельченка. - Москва: Манускрипт, 1994. - 232с.

11.Подопригора, А.А. Основы римского гражданского права: Учебн. Пособие / А.А. Подопригора. - Москва: Высш. шк., 1990. - 284с.

12.Покровский, И.А. / История Римского права / И.А. Покровский. - Москва: «Летний сад», 1999, - 527с.

13.Санфилиппо, Ч. Курс Римского частного права: учебник / Чезаре Санфилиппо; [пер. с итал. И.И. Миханькова]; под общ. ред. Д.В. Дождева.- М.: Норма, 2007.-464с.

14.Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Церниловский. - Москва: Юрист, 1996. - 576с.

15.Черниловский, З.М, Римское частное право: Элементарный курс / З.М. Черниловский. - Москва: Новый Юрист, 1997.- 224с.

16.Яровая, М.В. Римское частное право / М.В. Яровая. - Питер. 2004. - 191с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Источники римского права как источник содержания правовых норм, а также способ, форма образования и познания. Периодизация данной отрасли права, основные особенности его становления на протяжении исторического развития. Сущность и формы рецепции.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Причины и истоки рецепции, применение "императорской власти" для реализации римской идеи в странах Западной Европы. Начальный этап рецепции (глоссаторы). Деятельность постглоссаторов. Специфика применения римского права во Франции, Англии, Германии.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2011

    Специфика применения римского права во Франции. Использование римского права в Англии. Характеристика римского права в Германии. Возвращение Европы к уважению права, пониманию его значения для обеспечения порядка и прогресса общества.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2006

    Наследственное право как один из древнейших правовых институтов, история появления. Особенности наследования по завещанию, закону. Главные последствия рецепции права. Кодекс Наполеона, влияние римского права на структуру Германского гражданского уложения.

    реферат , добавлен 27.08.2011

    Предмет и основные черты римского частного права. Роль римского права в истории права. Рецепция, источники римского права. Осуществление прав и формы их защиты. Возникновение государственного суда в Риме. Понятие о легисакционном и формулярном процессе.

    шпаргалка , добавлен 10.11.2010

    Понятие источников римского частного права. Эдикты магистратов, их значение для выработки новой системы права. Деятельность юристов, значение римской юриспруденции для формирования и развития права. Систематизация (кодификация) римского частного права.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Римское право: связь с основными правовыми системами современности в их историческом развитии. Система римского частного права, его отличия от права публичного. Роль римского права в истории права и правовых учений, его значение для современного юриста.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Римское право как фундаментальная основа правового развития других народов. История римской рецепции в некоторых государствах Западной Европы. Развитие римского права в период Средневековья. Рецепция в период Высокого средневековья и Нового времени.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2016

    Рассмотрение источников римского права. Понятие права, сущность и общая характеристика. Обзор источников римского права. Кодификация Юстиниана и иные памятники. Общественные отношения, связанные с рассмотрением источников римского права, их суть.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2008

    Наследование как один из важнейших институтов гражданского права. Роль в эволюции имущественных отношений частной формы собственности. Периоды развития римского наследственного права. Сущность завещания и основания признания его недействительности.

Шпаргалка по римскому праву Исайчева Елена Андреевна

4. Рецепция римского права

4. Рецепция римского права

Рецепция римского права - один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Рецепция (от receptio - «принятие») - восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития.

Предметом рецепции являлось римское частное право. Римское публичное право перестало существовать вместе с падением Рима.

Рецепция римского права обусловливалась:

Высоким уровнем римского права - наличием в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкостью и ясностью правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от национальной ограниченности, приобрело черты универсальности и почиталось как «общее, высшее, научное право»;

Недостатками местного, в основном обычного, права. Обычное право было архаично, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия.

Причины рецепции римского права:

Римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

Короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

Повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

Рецепция римского права - сложный, многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.

Этапы рецепции:

1) изучение римского права в отдельных городских центрах Италии. Происходило по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Образовались школы:

- глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей римских законов;

- постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах. Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие при нем комментарии римского права и создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);

2) распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков;

3) переработка и усвоение достижений римского права.

Римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Памятники рецепции римского права:

- во Франции - «Извлечения Петра» (XI в.) и «Брахилогус», «Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);

- в Англии - работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.);

- в Германии - Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);

- на Руси - Соборное уложение 1649 г.

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

1.2. Источники римского права Источники римского права: понятие и виды. В юридической и историко-правовой литературе применительно к римскому праву «источник права» употребляется в различных значениях:1) как источник содержания правовых норм;2) как способ (форма)

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

§ 45. Рецепция римского права Возрождение изучения римского права не было продуктом какой - либо прихоти ученых докторов; потребность в нем вызывалась самой жизнью. Мы видели уже, какие причины не только не дали римскому праву исчезнуть, но, напротив, способствовали его

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

1. Понятие Римского права. Отличие частного права от публичного. Основные системы Римского права Термином «римское право» обозначается право античного рабовладельческого Рима, а также его наследницы – Византийской империи (вплоть до Юстиниана).В римской традиции

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

2. Историческое значение римского права. Значение римского права для современной юриспруденции После падения Западной Римской империи римское право перестали применять даже в Риме, однако оно продолжало использоваться в Восточной Римской империи (Византии). Варварские

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

2. Роль римского права в истории права и правовых учениях Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

3. Периодизация римского права Периодизация римского права - выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.1. VIII–III в. до н. э. - период

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

5. Система римского права Римское право постоянно развивалось исторически несколькими параллельными потоками, совершенствовалось и сложилось как система в эпоху Юстиниана.Древнейшее право fas носило религиозный характер - jus sacrum. Познание и толкование его

Из книги Философия права. Учебное пособие автора Кальной И. И.

13. Кодификация римского права Причина кодификации римского права - к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия

Из книги Римское частное право автора Косарев Андрей Иванович

5. Кодификация римского права Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.В IV–V вв. действовали два источника права: старое право

Из книги автора

Из книги автора

30. Развитие римского права Начало светской римской юриспруденции по традиции связано с именами Гнея Флавия, который похитил у жрецов и опубликовал сборник юридических формул, и Тиберия Корункания, жившего во второй половине III в. до н. э. Классиками римской

Из книги автора

2. Влияние и рецепция чужого права Спокойная племенная (патриархальная) жизнь славян могла долго обходиться тем неизменным запасом юридических норм, которые выработаны обычаями с незапамятных времен. Но с X в. восточные славяне вовлечены были авантюристическими

Из книги автора

Из книги автора

Глава 8 Рецепция римского права Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто

Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма - рецепция римского права. Развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им - и территориально и по существу. Применение косных н дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 10.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную, начатое Диоклетианом в 286 г., упрочилось к началу V в., а в 476 г. Рим пал под натиском «варваров» Каждый склонен называть варварством то, что непривычно (Монтень). Варваром вначале был тот, кто говорил по-другому, но не обязательно иностранец или незнакомец. Для греков варвары - это те, кто ведет себя нерационально и несдержанно, живет далеко от мест, где расцвела их цивилизация. Рим был более терпим, расизм, основанный на биологических критериях и на внешности, ему неведом. В римском пантеоне занимали свое место «иностранные» боги, Рим изучал и латынь, и греческий язык. Императорами становились не только италийцы, но и представители коренных народов, за захваченными территориями и населением Рим сохранял большую степень автономии, включая область частного права.. Но действие римского права сохранялось по принципу личного подчинения закону для населения бывшей Римской империи и для духовенства. В VII в. Византия изучала и комментировала тексты Кодекса Юстиниана, на их основе было создано византийское право, оказавшее большое влияние на правовую культуру православных народов. В Италии того времени также римское право было взято за основу. Германцы также отчасти воспринимают римское право, смешивая его со своим. Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществляется в XII в. по закону Лотаря II, но фактически применение его никогда не прекращалось. «Варвары» завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они выработали бы какую-то свою систему, но здесь перед ними оказалась готовая система, соответствовавшая их запросам.

Германские императоры, считавшие себя преемниками римских, способствовали рецепции. Рецепции способствовали и глоссаторы Болонской школы. Канонисты (кто разрабатывал каноническое право) также внесли свой вклад в знакомство с римским правом и в его распространение, а комментаторы разработали европейское общее право. Рецепция римского права более всего использовалась в интересах товаропроизводителей и торговцев. «Римляне первые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности» (К. Маркс). «Это позволяет применять это право к любым отношениям, основанным на частной собственности, в необходимых случаях - с определенными модификациями». Римское частное право - «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность» (Ф. Энгельс).

Но на отдельных этапах рецепции заимствование положений римского права не всегда соответствовало классическим римским представлениям. Средневековая схоластика искажала эти представления, приспосабливая к принципам местного обычного права не само римское право, а его основы, откорректированные более поздними комментаторами. В Болонье сформировалось общество изучавших правовое наследие Рима, повлекшее за собой создание universitas (университетов), выпускники которых становились судьями, нотариусами, адвокатами. Возникшая в 1080 г. Болонская юридическая школа к 1200 г. насчитывала 10 тысяч слушателей и положила начало течению глоссаторов. Рецепция римского права в Европе в XII в. многим обязана глоссаторам Свое название они получили от глосс, то есть пояснений и примечаний, сделанных на полях, к текстам Свода цивильного права Юстиниана. Болоньи и их идеалу права как права империи - преемницы Рима Университет Болоньи, возникший в качестве частного учреждения из простой школы искусств, приобретает известность по всей Европе. Туда стремятся многочисленные студенты, привлеченные славой его преподавателей.. Глоссаторы были преподавателями и учителями школы «свободных искусств», в которой наряду с грамматикой и риторикой преподавали юриспруденцию.

Начало юридическим занятиям положил «магистр искусств» Ирнерий, который открыв Дигесты, превратил изучение права в самостоятельную сферу знаний и придал ей научный характер, применив правила грамматики и схоластической логики. Наследниками Ирнерия стали четыре доктора: Булгар, Мартин, Уго и Якоб, особое место занимают также Плацентин, Адзо и Готофред. Глоссатор виду отсутствия юридической системы и анархического использования местных статутов ставит себе целью развитие универсального права посредством применения принципов юриспруденции, отраженных в Дигестах. Применяются филологический и логико-диалектический методы. Глоссаторы проделали большую работу по восстановлению текстов. Но они не допускали возможности противоречий у Юстиниана, выбрасывали из его Свода inscriptions и греческие слова. Школа постглоссаторов или комментаторов (XIII в., Бартоло - профессор в Болонье и Перудже Бартоло прожил всего 43 года, но стал чем-то вроде божества для юристов и сторонников итальянского метода. Говорили: «Никто не юрист, если он не бартолист».) или практиков занялась приспособлением римского права к практическим нуждам. Они - подлинные основатели европейской юриспруденции. Юристы был толкователями текстов.

Они не только комментировали тексты (ответы римских юристов), но и создавали труды систематического характера в виде упорядоченного изложения по темам. Они превратили Юстинианово право в общее право всей Европы. Право превращается т.о. в науку. Комментаторы создали систематическую юридическую доктрину, превратив метод глоссаторов с помощью схоластической диалектики и логики в профессиональный инструмент юриста. При разработке юридической системы им удалось преодолеть противоречия между каноническим и римским правом, а также между общим правом и местными региональными нормами. Римское право начали рассматривать в качестве общего права для земных дел, каноническое же служило правом в делах духовных. Местное законодательство действовало как специальные правовые нормы, подчинявшиеся общему праву и имевшие силу лишь в пределах своей компетенции. Комментаторы были гораздо ближе к характеру деятельности и методам римских юристов, чем глоссаторы. Подобно юристам классической эпохи. Они также давали квалифицированные консультации частным лицам, судьям и магистратам по вопросам повседневной жизни и юридической практики. Они приобрели положение специалистов, выносящих решение в суде.

Гуманизм, поставивший человека в центр образовательного идеала, рождается в XVI в. как следствие эпохи Возрождения. В отличие от практических тенденций, характерных для комментаторов, культурное движение гуманистов, развивавшееся во Франции, стремится воссоздать изучение истории путем освобождения его из-под влияния религиозных и утилитарных воззрений. Гуманисты вдохновлялись классицизмом, направлением развития культуры, но юристы воспринимали Свод цивильного права как священную книгу благодаря совершенству и неизменной ценности его установлений; для гуманистов, наоборот, он представлял собой выражение римского духа на разных этапах римской истории. Юристам не хватало исторической и филологической подготовки, они не читали по-гречески, они рассматривали только Юстинианово законодательство. Гуманисты стремились освободить источники классической римской юриспруденции от всех модификаций (интерполяций). Представители - Альчато, Бюде и Цази. Хотя гуманистам и не удалось создать «Историю права», но своими исследованиями юридических памятников античности они придали изучению Римского права научный характер и изобрели профессорское право, является привилегией группы ученых, которые стояли вне общей массы юристов. Глоссаторы, постглоссаторы и ученые-гуманисты на основе римского права создали европейскую правовую науку, сделали римскую правовую терминологию универсальной терминологией юристов всех культурных народов.

Дополнительным факторами, приведшим к распространению римского частного права, можно назвать то, что римско-католическая церковь, бывшая единой в Европе, проводила службы на латинском языке, придерживалась многих норм римского семейного права и применяла римское право в церковных судах.

Гражданский кодекс французов (Code civil) более известный как Кодекс Наполеона (1804 г.), является приспособлением старого римского права к капиталистическим отношениям. Данный кодекс, как заметил один ученый «был замешан на римском цементе». Он был воспринят в Бельгии, Голландии, на Пиренейском и Аппенинском полуостровах, в Польше, Румынии, Болгарии и пр. В XIX в. немецкие юристы (Барон, Бринц и д.р.) оставили в наследие многотомные курсы «Пандектов», создали современную теорию частного права (Германское гражданское уложение 1900 г.), оно менее воспроизводит римское право. Россия получила римское наследие из вторых рук - из Византии. Опосредованное (через Кодекс Наполеона) влияние римского права обнаруживается и в Своде законов Российской империи. Так, право собственности определялось в Своде как право «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно»; право собственности на землю - как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и словом. На все ее принадлежности». Со времени законодательства, разработанного М.М. Сперанским, римские частноправовые конструкции прочно «вплетаются в ткань самобытных русских юридических построений». Тот факт, что разработка проблем римского права в русской юриспруденции была осознанным течением научной мысли, подтверждается отношением к нему современников. Известный юрист Н. Дювернуа посвятил этой проблеме специальный труд «Значением римского права для русских юристов». Он писал: «… Это не значит, что римское право составляет нечто непреложное, непогрешимое на вечные времена или что с одним римским правом может обойтись какая-либо из современных национальностей; … в нем есть существенный и общий элемент, который составляет основу права» Дювернуа Н. Значение римского права для русских юристов. Ярославль, 1872. С. 20..

В последнее время в нашей стране оправданно возрос интерес к римскому частному праву. Это связано с целым рядом существенных изменений, произошедших, например, в сфере обязательственных или брачно-семейных отношений. Поэтому в высших учебных заведениях стал преподаваться курс римского частного права, и появились соответствующие издания. Выдающийся специалист по гражданскому праву Г.Ф. Шершеневич писал, что римские юристы классического периода сумели разграничить публичное и частное право и сосредоточили основное внимание на вопросах частной собственности, возникновения и исполнения обязательств, учения о договоре и классификации контрактов, наследования имущества по завещанию и по закону, правовых отношений в семье. Изучение источников римского права показывает нам эволюцию воззрений знатоков права на систему общественных отношений в связи с ее изменением. Когда римский юрист Ульпиан дал определение частного права как относящегося к пользе отдельных лиц, он точно выразил его содержание. В то же самое время источники римского права дают нам последовательное представление о том, что граждане Рима имели право на защиту своих интересов путем получения соответствующих исков. И сегодня частноправовые отношения составляют значительную сторону нашей жизни. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что изучению источников римского права в российских юридических вузах должно уделяться достаточное внимание, поскольку подробное и тщательно освоение этих источников необходимо будущим юристам для хорошего понимания современного гражданского, семейного, наследственного, торгового права.

В Новейшей истории преимущества римского права были учтены при разработке Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. В российском праве воспроизводится классификация средств воздействия на поведение людей (веление, запрет, дозволение, наказание), сложившаяся еще в РП. Был заимствован и принцип римского права «договоры должны соблюдаться», также деление договоров на реальные и консенсуальные имеет римское происхождение. В гражданском праве используются и такие сложившиеся в Древнем Риме понятия, как контракт, виндикация, реституция, компенсация и пр. Рецепция - это не механическое перенесение чужого на свою почву, а это сложный и многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, переработки и усвоения, когда чужое становится органической частью собственного права.

Значение римского права определяется тем огромным влиянием, которое выпало на его долю в истории человечества, притом влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Римское право - это тончайшая разработка всех существенных отношений простых товаровладельцев: купли и продажи, ссуды, долга, договора и прочих обязательств (К. Маркс и Ф. Энгельс). Римское право - это классическое юридическое выражение жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствовала чистая частная собственность, и все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений. Эти особенности римского права способствовали тому, что когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, имел место интересный процесс - рецепция римского права. Разработанное римское право было возведено в авторитет.

Оригинальные черты римского частного права рельефно выделяют его из числа древних правовых общностей. В нем наиболее полно отразился один из этапов истории культуры человечества и содержащийся в нем богатый, исторически завершенный юридический материал, римское частное право иллюстрирует закономерности развития права. Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу. Оно помогает ему приобретать навыки четкого ограничения и формулировки юридических категорий. Овладение юридической техникой необходимо и для законодательной работы, и для правильного применения закона. Римское право, отличающееся точностью и четкостью формулировок может пригодиться именно как технический материал.

Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права и римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников по законодательной работе. Без знания РП невозможно освоить правовые системы развитых стран, это непреходящая ценность для профессиональной и общей культуры юриста. РП учит критически мыслить, соизмерять уровень собственной правовой системы с иными системами, пробуждает дух творчества, без чего невозможно истинное правопонимание и правоприменение. Изучение первоисточников - Институция, казусов, споров и пр. и правовых принципов римского права является необходимым условием для формирования юридического мышления.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация