Правовой статус личности: структура, виды. Курсовая работа: Правовой статус личности

Главная / Земля

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

  • а) основные права и обязанности, примером которых может являться право на жизнь и другие, как естественное право, и право на управление транспортным средством, право занимать определенную должность и многие другие, как позитивные права;
  • б) законные интересы;
  • в) правосубъектность, то есть определенное положение исходя из правоспособности и дееспособности, которую можно ограничить законодательством;
  • г) гражданство, также определяет статус личности, к примеру, иностранцы не могут занимать определенные должности в Российской Федерации;
  • д) юридическая ответственность подразумевает под собой принудительный характер исполнительных органов, а также реализацию принципов справедливости и верховенства закона, то есть за каждое противоправное деяние лицо, совершившее его, несет ответственность;
  • е) правовые принципы, которые составляют всю сущность государства, а также общества;
  • ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус более конкретно его индивидуализируют;
  • з) правоотношения общего (статусного) типа, без которых не могло бы, и быть как общества, так и государства.

Права и обязанности особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Данное положение закреплено в ст.64 Конституции России.

Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.

Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но «списывать» недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют и другие факторы: еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.

Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России. Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

Важнейшие, отличительные особенности, закреплённые в российской Конституции основных прав, и свобод состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.

Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности (здесь нет расхождений), закрепленные в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Разумеется, это положение зависит и от ряда других факторов.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того социального уклада, в условиях которого он складывается и функционирует. Правовой статус - часть, элемент общества.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность его сложная и богатая.

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность.

Правовой статус личности несет на себе печать того глубокого кризиса (социально-экономического, политического, духовного), который переживает сегодня Россия, подвержен всем ее катаклизмам. Изменилась материальная основа статуса (многообразие форм собственности, включая частную, имущественное расслоение, появление рынка труда, безработицы, падение жизненного уровня).

Единство и стабильность правового статуса подорваны процессами суверенизации, межнациональными и региональными конфликтами. В ряде бывших советских республик приняты дискриминационные законы, нарушающие основные права человека; проводятся этнические чистки.

Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 миллионов российских граждан внезапно, помимо своей воли, превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь, огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России. Иным стал статус самого государства.

Правовой статус индивида существенно дестабилизируется в результате тех неурядиц, которые происходят сегодня в обществе: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т.д.

На правовое состояние личности оказывают свое воздействие и нравственно-психологические факторы - потеря личностью социальных ориентиров и приоритетов, духовной опоры, не адаптированность к новым условиям. Личность испытывает глубокий социальный дискомфорт и неуверенность в завтрашнем дне.

Экстремальность ситуации, противоречия, переоценка ценностей, ломка сложившихся за 75 лет устоев, изменение морально-политического климата, образа жизни - все это не могло не сказаться на общем положении отдельного индивида в обществе, на условиях его существования.

Все вышеперечисленное - это в основном негативные тенденции, есть и позитивные:

  • - Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база (новая российская Конституция, Декларация прав и свобод человека, Закон о гражданстве и другие важнейшие акты). При этом нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.
  • - Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности; патерналистские начала этих отношений уступают место свободному партнерству и сотрудничеству в соответствии с принципами гражданского общества.
  • - В-третьих, правовой статус, как и многие другие юридические институты, очищается от идеологического и классового догматизма, апологетики, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии.
  • - В-четвертых, осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно - разрешительным, от сковывающего любую инициативу и предприимчивость бюрократического централизма к разумной автономии и самостоятельности.
  • - В-пятых, меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость.
  • - В-шестых, сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности.

Практическое значение проблемы правового статуса состоит в том, что она непосредственно затрагивает интересы людей, отражается на их судьбах, особенно в переломные периоды, когда общество реформируется, рушатся старые и нарождаются новые связи, структуры, отношения. Реформа освящается законами, иначе она идти не может. И оттого, как это делается, зависит, с одной стороны, успех провозглашенного курса, а с другой - прочность и незыблемость правового статуса субъектов данного процесса, их активность или пассивность.

Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».

Еще более вредно и недопустимо наделение должностных лиц не предусмотренными законом полномочиями, произвольное расширение функций, что нарушает их официальный статус, свидетельствует о правовом нигилизме. Кроме того, статус может быть юридически нечетким, аморфным, размытым, что ведет к неразберихе, нарушениям законности, прав личности.

Было установлено, что правоспособность и правовой статус - разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

Итак, в настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах и имеют огромное значение для общества в целом, так как он является их правовой неотъемлемой ячейкой.

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус – есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальныe роли . Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:

Права и обязанности;

Законные интересы;

Правосубъектность;

Гражданство;

Юридическая ответственность;

Правовые принципы и т.д.

Виды правового статуса:

Правовой статус бывает общим , специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в конституции. Он не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому.

Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него не входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений в которые они вступают, других ситуаций.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций. Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав и обязанностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус - комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. .

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая.

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большой мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Предыдущая

Правовой статус личности это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством (Перевалов В.Д.)

Правовой статус личности это признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли (Малько А.В.). Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус личности это вся совокупность принадлежащих человеку прав, свобод и обязанностей, а также юридические свойства правоспособности 6 и дееспособности 7 (Цыганов В.И.).

Правовой статус личности это юридически закрепленное положение личности в обществе (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Под правовым статусом личности в широком смысле понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права и свободы, обязанности и ответственность, установленные законодательством и гарантируемые государством

В узком смысле категория «правовой статус личности» включает права и свободы, которыми обладает человек – субъект права. Права и свободы составляют основное содержание, ядро правового статуса (Синюков В.Н., Мордовец А.С.).

Правовой статус личности шире, чем права человека.

Принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Платон, Аристотель, Эпикур, Демосфен, Цицерон, Гай, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Марциан, Юлиан и др.). В Средние века в Западной Европе (V-XVI) преобладали теологические, религиозно-богословские идеи о правовом статусе личности. Права человека даны Богом, а не государством. Римская - католическая церковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков и притязала на мировое господство. В XVII-XVIII веках Европа пережила первые буржуазные революции: в Нидерландах (1566-1609), Англии («Великий мятеж» 1640-1649 гг. и «Славная революция» 1688-1689 гг.), Франции. Великая французская революция 1789-1794 гг. явилась глубочайшим потрясением основ старого режима не только во Франции, но и во всей Европе. Начиная с И. Канта (1724-1804), просвещенная европейская мысль культивировала идею об абсолютной самоценности личности. XVIII век в Европе именуют веком Просвещения. Наиболее полное развитие идеи просвещения получили во Франции. Со второй половины XVIII века по мере распространения либеральных буржуазно-революционных идей и концепции естественного права, правовой статус личности начинает ассоциироваться с системой неотъемлемых прав. Так, в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. подчеркивается, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель политического союза – это обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека (свобода, собственность, безопасность). ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1789 г. - важнейший политико-правовой акт Великой французской революции 1789-1794 гг. В соответствии с преамбулой Конституции Франции 1958 г. является составной частью французской конституции (в широком смысле). Историческое значение Д. п. ч. и г. 1789 г. заключается в том, что в ней впервые в истории человечества в систематизированном виде были провозглашены юридические принципы и права, легли в основу всего современного правового статуса личности, а также в основу конституционализма в целом: равноправие людей, естественный характер и неотъемлемость прав человека, народный суверенитет, верховенство закона, право человека на личную свободу и неприкосновенность, свобода совести и выражения мыслей и мнений, презумпция невиновности и др. В условиях господства в большинстве стран мира феодального средневекового гнета и даже рабства Декларация звучала как революционный вызов старому миру, его категорическое отрицание. Произвела огромное впечатление на современников, сыграв исключительную роль в борьбе против феодализма и его идеологии. Авторы Декларации (Лафайет, Сий-ес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776 г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума. Демократическая и гуманистическая направленность Декларации во многом определялась атмосферой подъема и ликования, вызванной падением абсолютизма.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г. является вехой в истории признания и защиты прав личности. Она заложила принципиально новую идеологию свободы и прав индивидов, закрепила новые взаимоотношения гражданина и государства. В этом документе впервые было зафиксировано: “Общество, где не обеспечены гарантии прав и нет разделения властей, не имеет Конституции”.

В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы , как:

1) правовые нормы 8 ;

2) права 9 и обязанности 10 ;

3) законные интересы 11 ;

4) правосубъектность 12 ;

5) гражданство 13 ;

6) юридическая ответственность 14 ;

7) правовые принципы 15 и т.п.

Признаки правового статуса :

1) Эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; лица с двойным гражданством, беженца; вынужденного переселенца.

2) Права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности, без правовых гарантий 16 , без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

Виды правового статуса:

В зависимости от субъекта выделяют: правовой статус граждан, правовой статус иностранных граждан, правовой статус лиц без гражданства, правовой статус лиц с двойным гражданством, правовой статус беженцев 17 ; правовой статус вынужденных переселенцев 18 .

По сфере действия и структуре правовых систем:

1. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека от 10. 12. 1948 г 19 ., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16. 12. 1966 г. 20 , Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. 21 ). Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами.

2. Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны, то есть это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Его характерным признаком является стабильность. Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

3. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы – гражданским правом, трудовым, административным и др.

4. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: государственные служащие, военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

5. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, семейного положения, участия в управлении государственными делами и т.д. Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Правовой статус – это комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре. В ст. 64 Конституции РФ закреплено, что положения гл. 2, содержащей права и свободы человека и гражданина, составляют основы правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией России.

Принципы правового статуса личности:

1. права и свободы принадлежат человеку от рождения;

2. никто не вправе лишить человека прав и свобод или ограничить их без законных на то оснований;

3. осуществление прав и свобод одним человеком не должно нарушать права других лиц;

4. конституционный перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим;

5. все равны перед законом и судом;

6. использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя страны запрещается.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, чтобы убедиться в этом. Правовой статус также существенно зависит от типа политического режима в рамках одной и той же общественно-экономической формации. Причинная обусловленность правового статуса сложная и богатая.

Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей стране, как преступность, безработица, бюрократизм, чиновничий произвол, спад производства, невыплата заработной платы и т.д. и т.п.

1 Аристотель. Политика. Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1983.

2 Констебль – один из высших придворных чинов.

3 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 654.

4 Гессен В.М. Теория правового государства // Политический строй современных государств: сб. статей. Т. 1. СПб., 1905. С. 132.

5 Рейснер М.А. Что такое правовое государство // Вестник права. 1903. № 4. С. 85-86.

6 Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) индивида иметь субъективные права и юридические обязанности.

7 Дееспособность – это предусмотренная нормами права способность и возможность индивида своими действиями осуществлять права и обязанности.

8 Правовая норма – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений.

9 Права человека это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни (Перевалов В.Д.). Права человека – это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его гражданской принадлежности (право на жизнь, право собственности и т.п.). В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для человека и гражданина на определенном историческом этапе развития общества. Права человека – это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства. Права человека в значительной мере вышли за пределы внутренней компетенции государства. Права гражданина – это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества. Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под “личностью” подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия. В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории “права человека’, “права гражданина”, “права личности” употребляются обычно в одном и том же значении.

10 Обязанность это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования. Обязанности можно подразделить на естественно-правовые , носителями которых выступают человек и общество и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь - обязанность не убей, право собственности – обязанность не укради) и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. (ст. 58 и ст. 59 Конституции РФ).

11 Законный интерес – это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным (А.В. Малько).

12 Правосубъектность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Состоит из двух элементов: правоспособности и дееспособности.

13 Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с конкретным государством.

14 Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.

15 Принципы права это руководящие идеи, основополагающие начала, характеризующие содержание права, отражающие его сущность и назначение в обществе.

16 Правовые гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ (Европейский союз), внутригосударственные и автономные гарантии (получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств).

17 Беженцы - лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в силу чрезвычайных обстоятельств.

Лица, которые в смысле определения Женевской Конвенции о статусе беженцев ООН 1951 года и её специального Протокола в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений.

В бытовом понимании слова к беженцам часто относят также внутренне перемещённых лиц; лиц, ищущих убежище (но ещё не получивших статуса беженца); и вообще всех лиц, вынужденно переселившихся из одного места в другое.

Основные правовые документы о статусе беженцев - Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года. Орган системы ООН, занимающийся проблемами беженцев - Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Помощью беженцам и вынужденным переселенцам в вооружённых конфликтах также занимается Международный Комитет Красного Креста.

В Средние века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквях. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.

Впоследствии появилось и понятие политического убежища, которым пользовались диссиденты и революционеры. В международном праве понятие беженцев появляется после Первой мировой войны: в 1922 году Лига Наций принимает первое соглашение (дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг. о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьофа Нансена). Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии.

После Второй мировой войны создана Международная организация по делам беженцев, преобразованная в 1951 году в УВКБ ООН.

Беженцам, как правило, предоставляются равные права с другими иностранцами, они документируются особыми проездными документами и получают гражданство в льготном порядке. В ряде стран существует особый «гуманитарный статус» - т. н. временное убежище, предоставляемое в случае массового исхода беженцев или лицам, которые не удовлетворяют конвенционным критериям, но не могут быть высланы из соображений гуманности. Беженцами не могут быть признаны лица, совершившие тяжкие преступления неполитического характера, включая акты терроризма. Беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

По российскому законодательству беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений. Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

18 Вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

19 Всеобщая декларация прав человека - рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже. Текст Декларации был переведен на 375 языков и диалектов и является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, двумя Факультативными Протоколами.

Создание и принятие

Во время Эпохи Просвещения стали появляться идеи о Естественном праве. На основе этих идей были созданы и приняты Билль о правах в Великобритании, Билль о правах в США и Декларация прав человека и гражданина во Франции.

Вторая мировая война явно продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. В 1941 году Франклин Рузвельт в своём обращении «О положении страны» призвал поддержать четыре необходимые свободы: свободу слова, свободу совести, свободу от нужды и свободу от страха. Это дало новый толчок развитию человеческих прав как необходимому условию мира и окончанию войны.

Когда общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был необходим.

Составление

Члены Комиссии ООН по правам человека обсуждают пакт о правах человека.

Несмотря на некоторые свои достоинства, этот проект имеет ряд крупных недостатков, главный из которых заключается в его формально-юридическом характере и отсутствии в этом проекте каких бы то ни было мероприятий, которые были бы способны содействовать осуществлению провозглашенных в этом проекте основных свобод и прав человека.

Рождение всеобщей декларации прав человека

Всеобщая декларация прав человека в окончательной редакции была поддержана 48 странами на 183-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Пале де Шайо (Париж) 10 декабря 1948 г. Белорусская ССР, Украинская ССР, Союз ССР, Чехословакия, Польша, Югославия, ЮАС и Саудовская Аравия воздержались при голосовании.

Статус и распространение

Декларация имеет только статус рекомендации, но на её основании были приняты два обязательных для участников договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные положения декларации, такие как запрет пыток и рабства, являются обязательными как императивная норма; в отдельных странах Декларация признается частично.

Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году) и является самым переводимым документом в мире.

Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека).

В 1950 году в честь Декларации, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединенных Наций. Каждые десять лет предпринимаются кампании по продвижению Декларации и непосредственно прав человека. 10 декабря 2007 года стартовала кампания под названием «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в которой приняли активное участие все страны-члены ООН, которая продлилась ровно год, до 60-ой годовщины.

20 Международный пакт о гражданских и политических правах - пакт Организации Объединённых Наций, основанный на Всеобщей декларации прав человека. Принят 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года. Пакт является международным договором и имеет обязательную силу для 165 государств-участников, по состоянию на апрель 2010 года. Кроме государств-участников, пакт подписан еще 7 странами.

21 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах - пакт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и вступивший в силу 3 января 1976 года. На январь 2012 года в пакте участвует 160 государств; помимо них, его подписали ещё 7 государств. Крупнейшее государство, не являющееся участником пакта - США.

СССР подписал пакт 18 марта 1968 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года с заявлением. Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному секретарю ООН 16 октября 1973 года. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 года.

10 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла факультативный протокол к пакту, предусматривающий возможность подачи жалоб на нарушения пакта. Для вступления протокола в силу необходима его ратификация десятью странами-участницами Пакта (на январь 2012 года протокол ратифицирован 7 странами).

Личность– понятие,характеризующее человека с социальной стороны, его способ­ность вступать в многочисленные социально-полезные связи с другими людьми. Лич­ность - есть порождение общества.

Гражданин - это человек, взятый в его отноше­ниях с государством, то есть личность, обладающая определен­ным правовым статусом. Гражданин - продукт государства на известной ступени его развития.

Биологическое качество индивида выступает материальной осно­вой личности, социальное преобразуется в правовой статус лич­ности. Между человеческим, социальным и правовым существует прямая связь, внешним выражение которой является правовой статус личности в государственно организованном обществе.

Государство посредством права закрепляет личностные особенности граждан в кате­гориях дееспособности: полной, неполной, частичной, ограничен­ной, нулевой, а также в категориях вменяемости и невменяемости, что, в свою очередь, определяют степень свободы личности, возможность ее самореализации.

Деление индивида на человека и гражданина отразили законо­дательные акты демократических государств, в том числе Декла­рация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и Консти­туция Российской Федерации 1993 г.

Правовой статус - это юридически закрепленное поло­жение личности в обществе.

Структура правового статуса включает в себя такие элементы, как: правосубъектность, основные права и обязанности, за­конные интересы, гражданство, правоотношения общего (статут­ного) типа и юридическую ответственность.

Рассмотрим, из чего состоит структура правового статуса, т.е. из каких элементов он строится:

Права и обязанности

Законные интересы

Правосубъектность

Гражданство

Юридическая ответственность

Правовые принципы и т.п.

Важно, чтобы каждый правильно представлял свое положение, свои права и обязанности и свое место, ибо как справедливо от­мечается в литературе, в жизни часто встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если статус понимается невер­но, то человек ориентируется на неправильные образцы поведения. В случае присвоения чужого статуса субъект подлежит юридиче­ской ответственности, вплоть до уголовной.

В теории права принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Наряду с основ­ными видами выделяют также статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гра­жданством; статус лиц, работающих в различных сферах, например, статус военнослужащих, сотрудников милиции, ФСБ.


Общий правовой статус - это статус индивида или гражданина государства, который определяется Конституцией, является оди­наковым для всех граждан и характеризуется обобщенностью.

Специальный правовой статус отражает особенности положе­ния определенных категорий граждан: пенсионеров, студентов и дру­гих групп населения. Указанные слои могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный правовой статус фиксирует особенности кон­кретного лица: его пол, возраст, семейное положение, выполняе­мую работу и другие характерные признаки. Индивидуальный ста­тус подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни индивида переменами.

Существующие виды статуса на практике неразделимы: они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый человек высту­пает одновременно во всех правовых качествах, поскольку явля­ется гражданином своего государства, членом определенного слоя пли группы и неповторимой личностью.

Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, индивидуальных - ровно столько, сколько граждан.

В структуру (строение, расположение) понятия правового статуса входят следующие элементы:

а) права и обязанности;

б) законные интересы;

в) правосубъектность;

г) гражданство;

д) юридическая ответственность;

е) правовые принципы;

ж) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

з) правоотношения общего (статусного) типа.

Субъективные права -- гарантированная государством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

Обязанности -- вид и мера должного (требуемого) поведения. Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.

В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.

Под законным интересом следует понимать стремление субъекта пользоваться

определенным социальным благом и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права интересов, которое в определенной степени гарантируется государством в виде юридической дозволенности, отраженной в объективном праве либо вытекающей из его общего смысла. Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности -- возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности. В понятие правосубъектности включается три элемента:

Правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности);

Дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности);

Деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия).

При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.

В статье 17 Конституции Российской Федерации сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором России.

Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса.

Ответственность как элемент правового статуса человека и гражданина предполагает возможность применения к нему мер государственного принуждения в том случае, если он совершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством в качестве основания ответственности.

Юридическая ответственность может возникать только в случае нарушения субъектом правовых норм и осуществляется в строгом соответствии с ними. Она всегда связана с государственным принуждением и преследует цель защиты правопорядка, поскольку именно юридическая ответственность является тем средством, которое предотвращает либо блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезное поведение субъекта права.

Принципы права -- основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой -- представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые).

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:

1. равноправие

2. неотчуждаемость прав и свобод

3. непосредственное действие прав и свобод

4. гарантированность прав и свобод

5. признание общепризнанных принципов и норм международного права и

международных договоров

Право выражается в правовой норме, которая представляет собой общее правило поведения, обязательное для всех.

Идея общих правоотношений выдвинута потребностями жизни, практики. Наука лишь обобщила то, что существовало и существует в реальности. Прямое действие российской Конституции, закрепление в ней естественных прав человека, изменение корреляционных взаимосвязей личности и государства, другие реалии и приоритеты наших дней по-новому высвечивают значение обсуждаемой разновидности правовых отношений.

Происходящие в стране перемены не только не колеблют сути указанной концепции, а напротив, придают ей новые важные грани, черты, аргументы. Она как бы обретает еще большую легитимность, правомерность. Расширяются границы и возможности ее осмысления. И если раньше были какие-то сомнения на этот счет, то сейчас они, полностью отпали, ибо слишком очевидными стали научные и законодательные предпосылки для выдвижения и отстаивания названной идеи.

Отрицание общерегулятивных правоотношений равносильно отрицанию действия конституционных норм, их эффективности. В статье 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства». Это означает, что российские граждане как носители этих прав выступают по отношению к государству в качестве управомоченных, а государство по отношению к ним является правообязанной стороной.

Иными словами, перед нами типичное правоотношение общего характера, поскольку в нем все же не конкретизированы необходимые детали взаимных обязательств его участников. Да и не могут быть конкретизированы, так как конституционные нормы по своей природе являются в основном учредительно-закрепительными, фиксирующими. Но это именно правоотношения, а не фактические отношения, никак не опосредуемые правом, законами.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация