Понятие уголовно исполнительной политики и ее содержание. Уголовно-исполнительная политика и ее реализация. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций

Главная / Земля

Страница 1 из 2

Понятие уголовно-исполнительной политики

Введение

В основе формирования и развития государ­ства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направле­ния и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация - социальное государство, поли­тика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Политика государства, в частности, представляет собой фунда­мент . Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступ­ностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, прин­ципы, стратегия, основные направления, формы и методы контро­ля государства за преступностью. Она должна выражать интересы России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью - это целенаправ­ленная деятельность государства по определению целей, принци­пов, задач и направлений противодействия преступности и адек­ватных способов, средств и форм их осуществления. Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государст­ва, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступле­ния, исполнению наказания в отношении и достиже­нию его целей.

Внутреннее содержание политики в сфере борьбы с преступностью слагается из следующих ее направлений (элементов):

  • уголовно-правовая политика,
  • уголовно-процессуальная (судебная) политика,
  • уголовно-исполнительная политика,
  • криминологическая (относящаяся к сфере предупреждения пре­ступности) политика.

Такое разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью достаточно условно; отдель­ные ее направления могут объединиться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. В любом случае все направления этой по­литики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тес­но связаны между собой.

Исполнение наказания - одна из составляющих борьбы с пре­ступностью, следовательно, уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Уголовно-исполнительная политика - это деятельность государства по определению целей , государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Цель, задачи, содержание и стратегия уголовно-исполнительной политики

Цели и принципы уголовно-исполнительной политики определяются Конституцией РФ (признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства).

Цель уголовно-исполнительной политики - создание эффективной исправительной системы России путем

    1. защиты граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний,
    2. создания условий для исправления осужденных, а также
    3. обеспечения прав, свобод и законных интересов самих осужденных.

Принципы уголовно-исполнительной политики :

    • законности,
    • равенства граждан перед законом,
    • гума­низма,
    • демократизма,
    • соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов .

Задачами уголовно-исполнительной политики являются разработка и определение:

    1. приемов и методов обращения с виновными в преступлениях лицами;
    2. основных направлений порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;
    3. порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и отдельных граждан в исправлении осужденных;
    4. характера применяемых средств исправления и мероприятий, направленных на оказание помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в бытовом и трудовом устройстве.

Реализация положений политики представляет собой сложный процесс, проявляющийся во взаимодействии различных областей (социальной, пра­воохранительной, уголовной и уголовно-исполнительной), находящихся в постоянном взаимном влиянии.

Подробнее

Правовая сфера уголовно-исполнительной политики определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказыва­ет влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практи­ке назначения наказаний. В конечном итоге политика в рассматри­ваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступнос­тью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

И уголовная, и уголовно-исполнительная политики связаны с социальной политикой, прежде всего, целями. Цель социальной политики государства - создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Уголовная политика, выражая интересы социальной полити­ки государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека, граж­данина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 УК РФ). Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужден­ных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие всех лю­дей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социаль­ная политика выражена в средствах материально-бытового и меди­цинского обеспечения осужденных.

Являясь частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы поли­тики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных ак­тах, достижениях науки.

На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной по­литики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе

    • социально-политическое состояние и структура общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые пред­ставления,
    • здоровье людей, их материальное благополучие,
    • работа системы социальных служб;
    • обеспечение людей пенсиями, посо­биями и иными гарантиями социальной защиты,
    • создание условий для деятельности общественных формирований,
    • состояние и дина­мика правонарушений в стране, меры по их предупреждению,
    • про­филактика пьянства, взяточничества, и др.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания заключается

    • в демократизации деятельности исправительных учреждений,
    • в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы,
    • в привлечении общества в исправлении осужденных.

Хотя она до­статочно стабильна, но может меняться в связи с коренными пре­образованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства может быть обусловлено:

    1. новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных;
    2. новыми экономическими отношениями, возникши­ми в обществе;
    3. существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными уста­новками на роль труда осужденных;
    4. деполитизацией (политизацией) воспитательной работы с ними;
    5. изменением организационных основ уголовно-ис­полнительной системы.

Существенное влияние на состояние уголовно-исполнительной политики оказывает экономическое положение общества. Благо­приятное в экономическом отношении государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависящими от политических факторов.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий,

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации направлена на предупреждение совершения преступлений лицами, освобожденными от наказания.

Она состоит в оказании содействия указанным лицам при освобождении из мест лишения свободы (в частности, содействие в трудоустройстве), а также в контроле за их поведением со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов.

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Политика государства имеет несколько направлений, одно из которых - борьба с преступностью. Политика государства в сфере борьбы с преступностью содержит цели, основные направления деятельности, формы и методы контроля государства за преступностью. Политика государства в сфере борьбы с преступностью содержит направления:

0 политика в сфере предупреждения преступности;

0 уголовная политика;

0 уголовно-исполнительная политика.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления реализации указанной политики, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения уголовных наказаний, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений (профилактические мероприятия).

Уголовно-исполнительная политика формируется Президентом РФ и Федеральным Собранием РФ.

Уголовно-исполнительная политика зависит от нравственного состояния всего общества, уровня его правосознания, так как обострение социальных отношений влияет на нравственные устои общества, что ведет к обострению противоречий между гражданами.

Уголовно-исполнительная политика выражается в различных формах, например в уголовно-исполнительном законодательстве, к которому относится УИК РФ и иные федеральные законы.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности различных государственных органов: органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (далее - Минюст России), Департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголовно- исполнительными учреждениями, органов государственной власти и управления субъектов РФ и др.

Связь уголовно-исполнительной и уголовной политики:

§3* уголовно-исполнительная политика выделилась из уголовной политики;

уголовная политика определяет уголовную ответственность, ее основания, квалификацию деяний, цели, систему, содержание и виды наказаний, а также освобождение от наказания.

Уголовно-исполнительная политика в отличие от уголовной политики определяет цели, принципы, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении уголовного наказания; уголовно-исполнительная политика влияет на уголовную политику. Например, практика назначения наказаний влияет на определение системы наказаний и отдельных ее видов.

Еще по теме 2. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

  1. § 1. Понятие уголовно-исполнительного права и политики в области исполнения уголовных наказаний
  2. § 2. Общая характеристика условий функционирования уголовно-исполнительной системы и формирования политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными
  3. § 1. Влияние международных стандартов обращения с осужденными на уголовно-исполнительную политику и законодательство
  4. § 1. Необходимость изменения уголовно-исполнительной политики в условиях демократизации России
  5. § 2. Обсуждение концептуальных основ формирования политики, законодательства и функционирования уголовно-исполнительной системы на научных семинарах, конференциях, симпозиумах
  6. Глава 11. Правовое обеспечение уголовно-исполнительной политики России в 1917-1959 гг.
  7. Глава 20. Формирование уголовно-исполнительной политики суверенной России в 1991 - 1996 гг.
  8. Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права, политики и законодательства, его задачи, принципы и система
  9. § 4. Проблема соотношения понятий уголовная политика и налоговая политика Российской Федерации. 4.1. Налоговая политика государства. Понятие налоговой политики и методы ее осуществления.
  10. §3. Особенности реализации уголовной политики в сфере налогообложения и налогово-правовые средства обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. 3.1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации - основа формирования основных положений уголовной политики в сфере налогообложения.

В.Г. ГРОМОВ,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Политика государства оказывает существенное влияние на формирование и развитие общественных отношений, правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых норм, человеческого сознания. Она вырабатывает принципы, стратегию, основные направления и формы достижения целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и повышение благосостояния народа, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие и совершенствование человека как личности.

Нередко средства массовой информации негативно оценивают как политику государства, так и то, что с ней связано. Так, можно услышать, что политика - это «продажная женщина», «грязное дело», политика вершится нечестными на руку людьми, нечестными методами, что политику делают люди, которые пекутся прежде всего о собственном благополучии, а не об интересах общества и государства, утверждается о лоббировании в политике интересов крупного бизнеса. Однако следует уточнить, что за феномен представляет собой политика и каково ее содержание.

Согласно Платону и Аристотелю, политика - это единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). В учении о государстве в настоящее время под политикой понимают науку о задачах и целях государства и средствах, которые имеются в распоряжении или необходимы для выполнения этих целей. Вспомогательные науки по отношению к политике - история, политическая и экономическая география, государственное право, социология, учение об экономике, психология, этика.

С.И. Ожегов характеризует политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемую их интересами и целями.

Политика (от греч. politikе - государственные или общественные дела, polis - государство) - это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами. Ее сутью является определение форм, задач, содержания деятельности государства; планомерная совокупность действий государственной или иной власти, направленных на достижение какой-либо цели в обществе, отношений между государствами, внутри группы людей и пр.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит, формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлениях единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной сферах жизни общества и государства.

Большое место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Она определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы борьбы с этим злом. По мнению Р.Р. Галиакбарова, политика государства в сфере борьбы с преступностью - это уголовная политика. Составными частями уголовной политики являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, пенитенциарная и предупредительно-профилактическая политика.

Однако не все ученые придерживаются этой точки зрения. Так, Н.А. Лопашенко считает, что уголовная политика является ядром государственной политики в сфере борьбы с преступностью, но не исчерпывает последнюю. В государственную политику в сфере борьбы с преступностью входят, например, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная, в некоторой степени - социальная и экономическая политика.

И.В. Шмаров полагает, что политика в сфере борьбы с преступностью направляет деятельность государства, органов представительной власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика государства в этой сфере многопланова. Ее можно условно разделить на политику в сфере профилактики преступности, уголовную, в сфере исполнения наказания.

А.И. Коробеев полагает одновременное существование социальной политики в области борьбы с преступностью, уголовной и уголовно-правовой политики. А.Н. Игнатов считает, что уголовная политика включает в себя уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и пенитенциарную политику. По мнению Ю.И. Ляпунова, в уголовную политику государства входят уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политика. Существуют и иные точки зрения.

В.И. Селиверстов считает, что уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Цели и принципы политики в сфере исполнения наказания реализуются в соответствующей отрасли права -уголовно-исполнительного права.

По мнению И.В. Шмарова и В.И. Селиверстова, политику в сфере борьбы с преступностью можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную и уголовно-исполнительную. Однако такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля над преступностью условно. Отдельные ее направления могут объединяться, например уголовная и уголовно-исполнительная политика, или, напротив, расчленяться.

Уголовная политика определяет уголовно-правовую меру воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказания, ее содержание, а также освобождение от наказания. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Однако, несмотря на продолжающуюся в научных кругах полемику, необходимо отметить, что для всех очевидным является факт существования таких направлений внутренней политики государства, как уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная политика, а также политика в сфере противодействия преступности как интегративное понятие, объединяющее в себе первые три направления политики.

Следует поддержать точку зрения В.А. Номоконова и Б.Т. Разгильдиева о том, что термин «уголовная политика» не вполне корректен, так как дословно означает «преступная, криминальная политика». И хотя этот термин в науке является достаточно устоявшимся, его всегда следует использовать осторожно, особенно когда вопрос касается терминологии и формулирования понятий.

Все виды направлений политики в области противодействия преступности едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно взаимосвязаны.

Уголовно-исполнительная политика -это часть государственной политики противодействия преступности. Она представляет собой обусловленное экономическим и социальным потенциалом направление деятельности государственных органов и субъектов гражданского общества в области исполнения уголовного наказания, определения принципов, форм, содержания и стратегии этой деятельности для наиболее эффективного достижения целей наказания.

Нередко в литературе можно встретить выражения «пенальная политика», «наказательная политика», «пенитенциарная политика», «карательная политика», которые часто отождествляются с уголовно-исполнительной политикой. Так, О.В. Старков и С.Ф. Милюков считают, что слова «уголовный», «наказательный» и «пенальный» являются синонимами и могут использоваться как взаимозаменяющие термины.

Пенитенциарный (от лат. pоenitentiarius - покаяние, раскаяние, исправление) - относящийся к исполнению наказания и исправительно-воспитательному воздействию на лиц, совершивших уголовное правонарушение. Термин получил распространение в конце XVIII века, когда религиозная секта американских квакеров образовала в штате Пенсильвания на средства прихожан тюрьму - пенитенциарий, где, по их убеждению, преступники в условиях изоляции от внешнего мира, оставаясь один на один со своей совестью и религией, могли исправиться и вернуться в лоно Божье.

Пенальный (от лат. роеnа - наказание) дословно означает «наказательный». По мнению С.В. Бородина и А.В. Наумова, наказание - это всегда кара, так как любое наказание в той или иной степени имеет карательное содержание. И.С. Ной также полагает, что кара является лишь одним из элементов наказания, и цель кары не тождественна цели наказания. Карательная сторона исправительных учреждений заключается в причинении осужденному «тяжких моральных страданий, связанных с изоляцией от общества». Соглашаясь с тем, что кара является одним из элементов наказания, вместе с тем следует заметить, что ее удельный вес в наказаниях, связанных с лишением свободы, и в наказаниях, не связанных с изоляцией осужденных от общества, существенно различается.

Между собой тождественное и более широкое значение имеют термины «пенальная», «наказательная» и «уголовно-исполнительная». Что касается терминов «карательная» и «пенитенциарная», то они имеют более узкое значение. Их необходимо относить только к уголовно-исполнительной политике в области исполнения наказания, связанного с изоляцией осужденных от общества.

Уголовно-исполнительная политика обладает соответствующей структурой и содержанием. Структура предполагает наличие субъекта, объекта, характера направления деятельности, определяет цели, задачи, формы и средства ее достижения. К основным субъектам формирования уголовно-исполнительной политики относится государство в лице его федеральных органов власти и управления, а именно Федеральное собрание РФ, Президент РФ и Правительство РФ. Эти субъекты определяют цель, стратегию и приоритетные направления уголовно-исполнительной политики. К числу субъектов реализации уголовно-исполнительной политики относятся органы регионального и местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказание, суд и прокуратура, общественные организации и конфессиональные объединения, непосредственно граждане России.

По мнению О.Ю. Рыбакова, состав субъектов правовой политики, к отдельным видам которой он относит уголовно-правовую, уголовно-исполнительную, семейно-правовую и др., весьма значителен. Однако выделение большого количества субъектов не означает размытости, безграничности, аморфности в вопросах создания и проведения правовой политики. Скорее наоборот, подтверждает, что правом участия в формировании и проведении правовой политики обладает большое количество субъектов в соответствии с законодательством, а правовая политика предстает всеобщим и важным делом защиты прав личности.

Объектом уголовно-исполнительной политики выступают права, свободы и законные интересы осужденных, персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, иных субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, а ее целью - их защита.

Средства осуществления уголовно-исполнительной политики - это совокупность приемов и способов, посредством которых субъекты в своей деятельности стремятся достичь поставленной цели. К ним относятся: правотворчество и правоприменение; правовые акты, регулирующие уголовно-исполнительные правоотношения; правовые знания, правовая культура и правовое воспитание; применение мер принуждения и средств исправления; предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений и др.

Содержание уголовно-исполнительной политики носит комплексный характер, включающий в себя несколько составляющих. Можно выделить доктринальную составляющую - комплекс идей, концепций, учений, ценностей, ориентиров правового бытия субъектов уголовно-исполнительных правоотношений и их выражение в виде программы конкретных действий. При этом формулируются основные, базисно-приоритетные ценности личности и общества, которые в главных направлениях неизменны в течение продолжительного промежутка времени. Именно доктринальная составляющая обосновывает стратегию и тактику, задачи, средства и конечную цель правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.

Организационно-формальная составляющая - все то, что позволяет непосредственно осуществлять в действительности в целях удовлетворения потребностей и интересов субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Организационно-формальную составляющую уголовно-исполнительной политики образуют:

· формы - правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность;

· виды - политика в области исполнения наказаний, связанных с изоляцией осужденных от общества, и политика в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества;

· приоритеты - постепенная отмена смертной казни как вида уголовного наказания; повышение удельного веса наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в общем числе всех назначенных наказаний; увеличение суммы государственных расходов на содержание осужденных к лишению свободы в расчете на одного осужденного.

Перспективно-преобразовательная составляющая заключается в аккумулировании и воспроизводстве наиболее эффективных, значимых, перспективных направлений. Это то новое, достигнутое в процессе осуществления уголовно-исполнительной политики, что позволяет максимально эффективно достигать целей наказания. Так, в 90-х годах прошлого столетия в местах лишения свободы были отменены такие виды дисциплинарных наказаний, как лишение очередного свидания, очередной посылки (передачи), права приобретения продуктов питания сроком на 1 месяц; отменено ограничение на количество получаемых и отправляемых писем. Одновременно осужденным было предоставлено право на 4 телефонных разговора в год. Кроме того, появился институт Уполномоченного по правам человека, одной из функций которого является защита прав, свобод и законных интересов осужденных. Эти изменения можно отнести к перспективно-преобразовательной составляющей политики, так как они способствуют снижению кары в наказании, гуманизации процесса исполнения наказания, повышают степень защиты осужденных от произвола в какой бы то ни было форме.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных правовых актах, достижениях науки и практики. Смена общественно-экономической формации и политической системы в стране повлекли изменения стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы.

Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; вовлечении общества в процесс исправления осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от различных факторов. Факторами, влияющими на уголовно-исполнительную политику, является совокупность социально-экономических, политических,идеологических и иных явлений и процессов, которые оказывают как непосредственное, так и опосредованное воздействие на формирование основных направлений деятельности государства и его специальных органов в области исполнения уголовного наказания.

По мнению А.И. Зубкова, основными факторами, влияющими на уголовно-исполнительную политику, являются:

· уровень развития социально-экономических отношений в стране;

· уровень развития демократии, защиты прав и свобод человека;

· уровень культуры, правосознания и морали граждан;

· показатели преступности и правонарушений;

· уровень развития уголовно-исполнительного законодательства и его соответствие требованиям международных стандартов по обращению с осужденными;

· уровень развития науки уголовно-исполнительного права.

Эта система факторов в совокупности и обусловливает формирование политики России в сфере применения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

К основным функциям уголовно-исполнительной политики следует отнести правоформирующую, регулятивную, охранительную, исправительно-воспитательную, предупредительно-профилактическую, правоприменительную, методологическую, ресоциализирующую и интегрирующую.

Правоформирующая функция заключается в том, что деятельность законодателя направлена на совершенствование существующей нормативной базы, повышение эффективности правового регулирования исполнения и отбывания наказаний осужденными. Если повседневная практика показывает, что нормы устарели и тормозят развитие отношений, порождают конфликты, субъекты правотворчества создают новые нормы, отвечающие состоянию общественных отношений.

Право является основной формой реализации уголовно-исполнительной политики, поэтому политика должна обладать и всеми присущими ему функциями, а именно: регулятивной (регулирует правоотношения, возникающие между субъектами по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказаний), охранительной (охраняет права, свободы и законные интересы субъектов уголовно-исполнительных правоотношений), исправительно-воспитательной (исправляет и воспитывает осужденных, формируя у них положительные качества), предупредительно-профилактической (занимается профилактикой правонарушений и предупреждением преступлений осужденными и иными лицами).

Правоприменительная функция направлена на реализацию тех самых норм, которые были ранее созданы ею же для регулирования уголовно-исполнительных правоотношений. Формирование уголовно-исполнительных норм и их применение присущи только одноименной уголовно-исполнительной политике.

Методологическая функция означает, что политика вырабатывает общие подходы к решению проблем исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, формирует направления будущих изменений в системе законодательства, в системе учреждений и органов, исполняющих наказание, формирует и утверждает российские стандарты обращения с осужденными на базе норм международного права, провозглашает основные принципы деятельности в сфере исполнения наказаний.

Ресоциализирующая функция заключается в том, что в процессе исполнения наказания предполагается «перерождение преступника в законопослушного гражданина, осознавшего всю пагубность совершенного им преступления и способного адаптироваться к жизни в условиях свободы и заняться полезной деятельностью, восстановить при этом утраченные им социальные контакты с обществом».

Интегрирующая функция состоит в том, что уголовно-исполнительная политика как специфическая деятельность объединяет в себе такие направления, как гражданско-правовое, трудовое, семейное, медико-санитарное, хозяйственное, психолого-педагогическое, экономическое, управленческое и др., вбирает в себя передовой опыт международного сообщества в области исполнения наказания и обращения с заключенными.

Таким образом, российская уголовно-исполнительная политика, структурно являясь частью единой внутренней политики государства, представляет собой очень важный инструмент, с помощью которого государство и общество могут оказывать воздействие на преступность.

Библиография

1 См.: Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. С. 354.

2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. язык, 1989. С. 448.

3 См.: Словарь иностранных слов и выражений /Авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: Олимп, 1995. С. 368.

4 См.: Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть. - Краснодар, 1999. С. 13.

5 См.: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть /Под ред. Р.Р. Галиакбарова. - Саратов, 1997. С. 7.

6 См.: Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: БЕК, 1996. С. 1-2; Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. - М., 1998. С. 4.

7 См.: Коробеев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика: тенденции и перспективы. - Красноярск, 1991. С. 6-8.

8 См.: Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Курс российского уголовного права: В 2 т. Т. 1: Общая часть. - М., 2001. С. 4.

9 См.: Уголовное право. Общая часть /Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. - М., 1997. С. 9-10.

10 См.: Уголовно-исполнительное право /Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юриспруденция, 2001. С. 5.

11 См.: Уголовно-исполнительное право России / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юристъ, 2001. С. 12-14.

12 См.: Номоконов В.А. Некоторые проблемы правовой политики. Правовая политика субъектов Российской Федерации: Мат. круглого стола 26 сентября 2001 г. - Владивосток, 2002. С. 29; Разгильдиев Б.Т. Категория «уголовно-правовая политика»: содержание и форма. Правовая политика: федеральные и региональные проблемы / Под ред. Н.И. Матузова. - Тольятти, 2001. С. 245.

13 См.: Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминопенологический анализ. - СПб.: Пресс, 2001. С. 104.

14 См.: Криминология: Словарь / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Лань, 1999. С. 99.

15 См.: Словарь иностранных слов. - М., 1988. С. 370.

16 См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М., 2001. С. 565.

17 См.: Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. - Саратов, 1962. С. 26.

18 См.: Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2005. С. 35.

19 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. /Под ред. А.И. Зубкова. - М.: ИНФРА-М - Норма, 1997. С. 318.

20 Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. - Саратов, 2004. С. 36.

Тема 1. Уголовно-исполнительное право и система законодательства по исполнению уголовного наказания

Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности . Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики. На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества , от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества .

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности . Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

Предмет и наука уголовно-исполнительного права

(УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права заключается в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач. Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

Принципы уголовно-исполнительного права

Существует три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1. заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается, с одной стороны, в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны – в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3. представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

4. Принципы законности и гуманизма.

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов. В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст. 10–15 УИК РФ, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК РФ, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.12 УИК РФ указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК РФ), свидания (ст. 91 УИК РФ), телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ) и др.

Принцип демократизма реализуется признанием осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) написано, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение гарантирует осужденному, существенно ограниченному в правах, соответствующую социальную защищенность.

Принцип демократизма закреплен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них . В ст. 23 УИК РФ закреплено содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип демократизма выражается в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, и в осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Принцип равенства осужденных перед законом является конституционным и международно-правовым принципом. В Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 6) этот принцип формулируется, как запрет установления каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от «расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения».

Но равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они корректируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Так, в соответствии с международными положениями для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Есть определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых осужденных, женщин. Также условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и уровня общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания является производным от принципа дифференциации и индивидуализации ответственности (ст. 6 УК РФ). Дифференциация означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания – классификация осужденных, принятая в УИК РФ, и распределение их по видам исправительных учреждений. Индивидуализация исполнения наказания базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения предполагает учет обстоятельств совершения преступления, личность осужденного и его предыдущее поведение. При этом налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

Принцип стимулирования правопослушного поведения закреплен во многих нормах УИК РФ. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Стимулирующие нормы регулируют изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону. К поощрительным нормам относят положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК РФ).

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что кроме карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК РФ. Также к осужденным должны применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера.

Нормы уголовно-исполнительного права

Норма уголовно-исполнительного права – это вариант (предел) должного поведения участников правоотношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Норма УИП – основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.

Особенностью норм уголовно-исправительного права является то, что некоторые из них рецепиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст. 103–107 УИК РФ); их пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК РФ); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст. 99-101 УИК РФ).

Существует группа специальных норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В уголовно-исполнительном праве различают нормы-задачи; нормы-принципы и нормы-дефиниции .

К нормам-задачам относятся, в частности, следующие: ст. 1 УИК РФ, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК РФ, устанавливающая, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК РФ, формулирующая систему принципов этой отрасли права. В нормах-деференциях раскрываются определенные понятия. Например, в ч. 1 ст. 9 УИК РФ дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК РФ – понятие режима в исправительных учреждениях.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.

В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК РФ) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, которые возникают в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 УИК РФ) отсылают к другим нормам УИК РФ, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.

Нормы уголовно-исполнительного права классифицируют по отдельным видам, а в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на регулятивные? поощрительные, охранительные .

Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:

а) обязывающие – устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82 УИК РФ);

б) уполномочивающие – предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89 УИК РФ);

в) запрещающие – устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103 УИК РФ), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК РФ).

Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 УИК РФ и др.).

Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК РФ).

Структура норм уголовно-исполнительного права. В структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Структура нормы права – это и есть связь между ее элементами. Иными словами, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя – с санкцией, и наоборот. Структуру правовой нормы легко представить в виде формулы: «Если… то… иначе». Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны.

Гипотеза - это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст. 97 УИК РФ).

В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.

В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК РФ), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.

§ 1. Понятие уголовно-исполнительной политики

Политику в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, органов представительной власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению. Реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению ее целей. Политика государства в этой сфере многопланова, ее можно условно разделить на политику 1)в сфере предупреждения преступности, 2) уголовную, 3) уголовно-исполнительную.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой или, напротив, расчленятся. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность (уголовную ответственность, ее основания, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от них). Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, основные формы и методы исполнения наказания и применения основных средств исправления.

Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику. Это относиться прежде в всего к определению системы наказаний и отдельных его видов, к назначению наказаний и освобождению от них. Политика в рассматриваемой сфере влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом.

Примерами влиянии уголовно-исполнительной политики на уголовную служат ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», согласно которым положения указанных кодексов о наказаниях вводиться в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний. Объективная невозможность реализации во все полноте целей и задач уголовно-исполнительной политики скорректировала некоторые положения уголовно-правовой политики.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижения науки.

Стратегия политик в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменение стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. В соответствие с показателями правового государства должна быть приведена вся система исполнения и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества; господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления; структуру и динамику преступности в стране, требование международных актов о правах человека и об обращении с осужденными; деятельность международных организаций; развитие фундаментальных общественных наук.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов. Напротив, дестабилизация социально-политической обстановки, неясность и противоречивость целей общественного развития, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают деструктивное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономически благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и конъюнктуры. В условиях экономического кризиса образуется разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованными в уголовно-исполнительном законодательстве, и реальным их воплощением.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику. Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияют на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Динамика и структура преступности также оказывает значительное влияние на уголовно-исполнительную политику. При стабильном уровне преступности или его снижении уголовно-исполнительная политика, как правило, более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений негативно влияют на нравственные и правовые представления в обществе, оправдывают более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ отмечено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Российская Федерация является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных. В числе этих документов следует назвать: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др. Кроме того Российская Федерация была принята в Совет Европы. Она подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейскую конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987).

Принципы и стандарты о защите прав человека и об обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов. Принципы и стандарты являются четкими ориентирами для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права, являются достижения ее науки, которая не только решает проблемы борьбы с преступностью, но и исследует проблемы исправления осужденных.

В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались в дореволюционный период и были продолжены в советское время.

Современной задачей российской науки является определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, а также целей, принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием правильности достижений науки выступает практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно-исполнительных органов. Если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в УИК РФ СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198., в иных законах и подзаконных актах - постановлениях Правительства РФ, связанных с исполнением и отбыванием наказания.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация