Главные направления внутренней внешней миграции. Виды международной миграции. Все ищущие работу

Главная / Земля

Введение

Тема данной работы «Особенности внешней и внутренней миграции в России».

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Внутренняя миграция - переселение из города в город или из деревни в город, т.е. не выходит за рамки одной страны. Например, миграция рабочей силы, на которой мы конкретно остановимся в дальнейшем.

Внешняя - миграция, при которой люди покидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в наше время. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем и у каждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, что ошибались.

В каждой стране есть свои проблемы. Главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.

Население России пугают проблемы, возникающие в связи с миграционным процессом. Россия, которая не может обустроить всех “своих” иммигрантов из ближнего зарубежья, не имеет возможности создать нормальные условия для проживания иммигрированных со всего мира. Тем не менее, эти проблемы надо решать, вырабатывая новую концепцию развития России.

В первой части работы рассмотрено понятие миграции, а также ее виды, а именно внешняя миграция и внутренняя миграция.

В основной части работы описана миграционная ситуация в России. Приведены данные о сегодняшнем дне и сравнение с информацией предыдущих лет.

  1. Понятие миграции внутренняя внешняя миграция россия

Миграции (от латинского «migratio») - перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций - экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Миграции населения - ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

1.Внутренние миграции

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения - России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах - преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

2.Внешние миграции

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» - выселяюсь) - выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» - вселяюсь) - въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

  1. Особенности миграции в России

«Россия вышла на третье место в мире по уровню миграции. Основной нацией в России являются русские - более 115 млн. человек, или 79 % от общей численности. Однако, за последние 50 лет русских в России стало меньше на 5 миллионов.

Легальная иммиграция в Россию, за последние годы, стабилизировалась: ежегодно к нам приезжает примерно 300 тыс. человек. Основной людской поток - это 2/3 - идет из Средней Азии (большая часть из Казахстана). Каждый пятый приезжий - с Украины.

По оценкам МВД, в России расквартирована нелегальная трудовая армия численностью свыше 5 млн. человек. На Дальнем Востоке количество приезжих китайцев на российской территории составляет от 2–2,5 до 5–10 млн. человек. Приезжие находят заработок не только в Приморье, но и в крупных промышленных городах.

Мигранты вливаются в экономическую жизнь страны, так по опубликованным данным, в 2002 году выходцы из трех закавказских республик вывезли из московского региона на свою родину почти 10 млрд. долларов. Приезжие целиком оккупировали некоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю. Все торговые пути - кровеносная система страны - намертво схвачены нерезидентами.

Сегодня в институтах, школах, детских садах учатся и играют дети иных национальностей, нежели 10 и тем более 30 лет назад. Только в Москве за последние 15 лет корейцев стало больше в 2 с лишним раза, армян, грузин и арабов - в 3 раза, азербайджанцев и молдаван - в 5 раз, ингушей - в 6, чеченцев - в 7, таджиков - в 12. Самые активные в столице - это вьетнамцы и китайцы, их численность выросла в 14 и 35 раз соответственно. А вот прибалтов, поляков, белорусов, чехов, евреев в Москве стало значительно меньше.

По официальной статистике МВД, ежегодно 35 тысяч преступлений на территории России совершают нелегальные мигранты.

Мигранты не стремятся слиться с местным населением, они образуют в городах подобие гетто (за последние 10 лет между гражданами РФ и китайцами было заключено всего 30 браков, детей в смешанных семьях также немного).

Привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собой требования присутствия своих представителей в органах власти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем, возможно, и присоединения к исторической родине.

В прошлом году приезжие компенсировали всего 10 % естественной убыли населения, по этому мнение о том, что миграция спасет Россию - не верно.

Вероятнее всего, при сохранении этой ситуации в России количество коренных жителей России по-прежнему будет уменьшаться, а браков с приезжими, будет немного. Через 20-30 лет население России может стремительно сократиться: каждый третий окажется пожилым человеком, тогда придётся нанимать иностранных рабочих, которые могут растворить, а потом и смыть традиции, культуру, историю и весь русский народ 1 .

Внутренняя миграция

Внутренние миграционные процессы были достаточно интенсивными в дореволюционный период. Их пик пришелся на столыпинский период освоения Сибири: тогда в Сибирь переселилось около 3 млн. чел., в том числе примерно половина с территории нынешней Российской Федерации.

В советский период существовал весьма строгий административный контроль за передвижениями граждан. Значительные потоки внутренней миграции были связаны, прежде всего, с насильственным перемещением отдельных групп населения в годы коллективизации и сталинских репрессий, и с эвакуацией и реэвакуацией во время Великой Отечественной войны.

И, тем не менее, основные потоки внутренней миграции определялись процессами урбанизации, индустриализации и хозяйственного освоения территорий, богатых полезными ископаемыми. Они связаны, прежде всего, с освоением Крайнего Севера и Сибири, строительством БАМа и т.п. Экономические стимулы порождали интенсивную миграцию в зоны освоения, а тяжелые условия жизни – почти столь же интенсивный обратный поток. Предложения о хозяйственном освоении этих территорий вахтовым методом, т.е. без постоянного заселения, так и не были приняты, хотя низкая эффективность миграции (плохая приживаемость новоселов) и высокий уровень смертности в зонах освоения доказывали обоснованность таких предложений.

Данные переписей 1979 и 1989 свидетельствуют о том, что более половины жителей России (54% и 51%) хотя бы один раз в жизни меняли место постоянного жительства. Можно согласиться с мнением отечественного демографа А.Волкова, что высокая миграционная подвижность в условиях России была в значительной степени результатом социальных экспериментов, репрессий и общего социального дискомфорта.

В последние годы в России произошла смена основного направления миграционных потоков – начался выезд населения из регионов Севера и Востока страны, наиболее богатых сырьевыми ресурсами, до этого многие десятилетия притягивавших переселенцев из других частей России и республик бывшего СССР. Наиболее значительные миграционные потери эти территории понесли в 1992, когда в связи с распадом СССР их покинули многие работавшие здесь выходцы из Украины и Белоруссии. Всего с 1992 по 1999 районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности потеряли за счет миграционного оттока почти 7% населения. В целом население сократилось в 66 субъектах Российской Федерации из 89. Наибольшая убыль – в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, к примеру, на Чукотке население сократилось втрое по сравнению с 1989, в Магаданской области – вдвое.

Миграционный приток в осваиваемые районы Севера, Сибири и Дальнего Востока напрямую зависел от объема и структуры производственных инвестиций, системы региональных льгот. В условиях резкого падения промышленного производства, сокращения объема добычи природных ресурсов, отсутствия инвестиций потребность в трудовых ресурсах сократилась, уровень жизни населения упал в большей мере, чем в других районах страны, а факторов, компенсирующих неблагоприятные условия жизни, не осталось. Сложившаяся здесь в период экстенсивного экономического роста численность населения в конце 1990-х фактически стала избыточной. По оценкам специалистов, доля избыточного населения составляла приблизительно 20% от общей численности (данные 1998). Среди выезжающих основная масса – люди трудоспособных возрастов. Их отъезд ведет к ухудшению демографической структуры и разрушению уникального трудового потенциала. Это в перспективе создает угрозу для реализации возможных крупных инвестиционных проектов, ведь стратегические интересы России в этом регионе сохраняются.

В целом миграционное движение в 1992–2006 способствовало дальнейшему перераспределению населения по территории страны, его преимущественной концентрации в южных и юго-западных регионах и обезлюдению северных и восточных российских окраин. Плотность населения России неравномерна: в азиатской части, занимающей 75% территории страны, проживает всего 22% населения (2,5 человека на 1 кв. км. при средней плотности – 8,7). Это можно считать уже устоявшейся тенденцией.

В то же время в России, как реакция на глобальный социально-экономический кризис, миграционная активность населения резко сократилась. Наиболее активными миграционные потоки были в 1985–1986 и 1991–1992. Число внутренних перемещений россиян в период с 1989 по 1997 уменьшилось более чем на треть – с 9,1 млн. до 5,7 млн. чел. Снижение уровня капиталовложений и спад промышленного производства привели к сокращению потребности в рабочей силе, а снижение спроса на рабочую силу и угроза безработицы снизили стимулы к перемене места жительства. Неуверенность в завтрашнем дне заставляет семьи воздержаться от переезда. Данные социологических опросов 1999–2006 показывают, что устойчивые социально-психологические стереотипы и ценности «оседлого» проживания продолжают доминировать в массовом сознании. Экономическая мотивация в большей степени определяет готовность выезда за рубеж, тогда как внутренние перемещения россиян обусловлены иными факторами: безопасностью, семейными обстоятельствами и др 2 .

Снижение объемов внутренней миграции в России в последние годы рождает все больше вопросов. Помимо того, что сокращение идет одинаковыми год от года темпами, не очень понятно, почему оно вообще сокращается. За сокращение внутренней миграции выступают следующие факторы:

    Отсутствие устойчивых точек роста и внятных экономических перспектив развития регионов не дает явных стимулов экономической миграции. Даже достаточно богатые и динамично развивающиеся нефте- и газодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа испытывали серьезные трудности в 1998 году в связи с падением цен на энергоносители, что немедленно поставило под вопрос рентабельность многих добывающих предприятий, и, как следствие - возможность сокращения рабочих мест, невыплаты заработной платы и т.п. В других регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, перспектив для экономической миграции не просматривается.

    Постепенно идущее изменение возрастной структуры населения России в сторону сокращение доли молодежи и роста доли населения в предпенсионном и пенсионном возрастах ведет к сокращению контингентов наиболее активных в миграционном отношении групп населения. Особенно остро этот процесс протекает в сельской местности многих регионов Европейской части страны, которая практически исчерпала свои миграционные ресурсы.

    Несмотря на рост числа высших учебных заведений и доли студентов среди молодежи, учебная миграция теряет значение рычага межрегионального перераспределения населения, все больше студентов переориентируются на учебу в своем городе или областном центре. Снижение для большинства семей возможности содержать студента вдали от дома, даже при условии бесплатного его обучения, является жестким лимитирующим фактором развития учебной миграции. Другой, ранее часто практиковавшийся путь миграции - служба в рядах вооруженных сил с последующим "закреплением" по месту прохождения службы сейчас также имеет, видимо, меньшее распространение.

    Сохраняется ненормальная, почти крепостная привязанность человека к жилью, давно изжитая в развитых странах. Действующая де-факто система прописки (ныне - регистрации), служит ощутимым препятствием при приеме на работу лиц, этой регистрации не имеющих, как из числа иностранных граждан, так и россиян. В последнее время вновь на самом высоком уровне идет обсуждение вопроса по ужесточению режима регистрации, например, в Москве.

    Кроме того, наличие работы, даже нормально по российским меркам оплачиваемой, не дает возможности людям арендовать жилье или делать сбережения с целью его приобретения.

    Развитие форм временной, коммерческой, "челночной" миграции, которая позволяет части семей получать средства к существованию путем работы на временной основе в другом городе или регионе. Это ведет к определенным сложностям в жизни трудовых мигрантов, но позволяет им осуществлять трудовую деятельность, избегая затрат на переезд всей семьи. Трудовая миграция, в отличие от переселения, не предполагает смены постоянного места жительства, по крайней мере на первоначальном этапе. Пока временные трудовые миграции в определенной степени сдерживают переселения (и работник, и работодатель имеют определенные выгоды от такого положения дел), но в перспективе они могут послужить толчком к переселению на новое место жительства, ближе к работе, уже на постоянной основе. Масштабы временной трудовой миграции, на основании данных выборочных социологических обследований, оцениваются в 4-5 миллионов человек.

    Государство резко сократило свое вмешательство в сферу регулирования миграции, в том плане, что больше не выступает в качестве субъекта экономического стимулирования перемещения населения и трудовых ресурсов. Правда, в последние годы как федеральные, так и региональные власти все чаще выдвигают инициативы по введению ряда административных ограничений миграции, что также вряд ли будет способствовать усилению миграционной активности граждан (а тем более неграждан), особенно регистрируемой ее части.

    Что заставляет усомниться в снижении миграционной активности населения России?

Прежде всего, то, что в стране сохраняется достаточно сложная система регистрации граждан по месту жительства, на которой основан учет, причем она касается не только иностранцев, но и граждан России. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикие предложения введения уголовной ответственности для незаконных мигрантов.

Усложнение процедуры оформления законного пребывания мигрантов в России, хотя и направлено на улучшение их учета, на деле оборачивается увеличением числа незарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время. Как показывают обследования, около половины временных трудовых мигрантов с Украины, работающих в Москве, проживают в городе более 5 лет.

Масштабы нерегистрируемой миграции могут быть достаточно велики. Например, в г. Астане (Казахстан) в июле 2006 года "в целях обеспечения выполнения юридическими и физическими лицами "Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан" была проведена акция "Я - житель столицы". В ходе этой акции было зарегистрировано 153,5 тысяч человек (это почти треть населения города), проживающих в столице с 25 февраля 1999 года по 31 августа 2000 года без регистрации в органах внутренних дел. Это в большинстве своем не были нелегальные иммигранты из других стран, а выходцы из других регионов и городов страны. Конечно, случай с новой столицей Казахстана не типичный, город строится и развивается усиленными темпами, в российской столице такого быть не может. Но этот пример показывает, какой может быть латентная миграция в соотношении с "видимым" потоком, который составлял несколько тысяч в год.

В настоящее время в России на фоне волны борьбы с "незаконной" миграцией и "нелегалами" проблемы внутренней миграции вновь отходят на задний план. А между тем, есть основания утверждать, что в России неизбежен рост миграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентной форме. Причины тому видятся в том, что

в условиях развала (или, если угодно - слома) социалистической системы экономики и формирования совершенно новой системы хозяйствования необходимое межотраслевое и региональное перераспределение рабочей силы не завершено, основные причины этого упомянуты выше. В результате миграции сократилось население многих северных регионов, но есть большие сомнения, что перенаселенность российских "северов" ликвидирована. Износ производственных фондов, необходимость в недалеком будущем платить настоящую цену за потребляемые энергетические ресурсы могут с новой остротой поднять этот вопрос 3 .

Внешние миграционные процессы

Важной компонентой изменения общей численности населения является миграция . Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков , повлиявших на уменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванный Гражданской войной 1918–1921. Оценить его масштабы с достоверной точностью пока не удалось: скорее всего, он находится в интервале от минимума в 4 млн. человек до максимума в 12 млн. чел. Приводимые в публицистике цифры в 15 млн. и больше подвергаются сомнению со стороны экспертов.

Второй эмиграционный поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая – так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая – диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.

Третий эмиграционный поток – массовый выезд за рубеж после либерализации законодательства в 1989. Вопреки бытовавшему в то время представлению об уровне потенциальных эмигрантов в 10–15 млн. чел., реальное число россиян, уехавших на постоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до 1,2 млн. чел.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть – три четверти – были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.

Современная ситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).

С середины 1970-х миграционный прирост для России в целом стал положительным, а в последнее десятилетие 20 в. еще более существенно изменился в пользу России. Он компенсирует в значительной мере потери населения от естественной убыли. Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна и находится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное место жительства. Наиболее интенсивные процессы перемещения населения отмечаются между РФ и странами СНГ и Балтии. Причем в отличие от периода 1979–1988, в 1989–2002 произошло существенное снижение потока эмигрантов из России в эти страны, а число въезжающих из ближнего зарубежья в нашу страну, наоборот, увеличилось. С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали – 5 млн., т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантов из бывших союзных республик приходится на русских по национальности.

Внешние миграции обладают следующими особенностями:

1. Трансграничные миграции в их современных формах и масштабах – совершенно новое для России явление. Это кажется парадоксальным, учитывая то, что наша страна в своем современном виде сложилась, превратилась из Московии в Россию, именно в ходе мощных миграционных процессов. Но это были, по преимуществу, внутренние миграции. В ХХ веке трансграничные миграции если и были, то как следствие общественных катаклизмов.

2. Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, – это теперь надолго, если не навсегда. Это стратегическое явление, которое во многом будет определять траекторию экономического, этнического, культурного, политического, геополитического развития страны.

3. Они неизбежны, потому что жизненно необходимы России – в условиях демографического спада, уменьшения численности населения, особенно в восточных, слабо заселенных регионах, его неизбежного старения. Эти демографические процессы происходят в контексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто на население, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.

4. В результате, Россия неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Это совершенно новое и неизвестное для российского общества состояние. К этому психологически не готово общество, особенно в тех регионах, где и внутренние миграции были не очень распространены. Идеологически, институционально и законодательно не готово государство – нет привычки и установившихся, рутинных бюрократических практик, нет сложившейся системы институтов, фактически нет полноценной законодательной базы (от внутренне непротиворечивых законов до ясных и четких ведомственных инструкций). А к этому состоянию необходимо готовиться заранее, анализируя все проблемы и угрозы, которые уже возникли, или неизбежно возникнут. Это можно и нужно делать на примере тех стран (прежде всего, Западной Европы), которые раньше вступили на этот путь 4 .

1.3 Внутренняя миграция

Внутренняя миграция - это добровольное перемещение населения в границах своей страны. К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами и т.д. В странах с обширной территорией, разнообразными географическими и экономическими условиями особенно распространена внутренняя миграция населения, в основе которой лежат те же причины, что и у внешней: поиск работы и жилья, различия в оплате труда и уровне жизни, возможность профессионального роста, национальная и социальная безопасность и др. Среди наиболее значимых причин миграции населения можно назвать следующие:

· неблагоприятная экономическая обстановка;

· гражданские войны;

· экологическая катастрофа в данном регионе;

· желание гражданина улучшить своё экономическое благосостояние;

· показатели демографического развития (в том числе численность населения региона, темп естественного прироста населения, ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов)

· показатели, характеризующие федеральную и региональную государственную политику (в том числе наличие специфических региональных налогов и их величина, сложность процесса регистрации)

· показатели социального развития (в том числе индикаторы развития региональных систем образования, здравоохранения, культуры, сферы торговли, криминогенная обстановка в регионе).

Различается миграция сельского населения и миграция городского населения, межгородская миграция и миграция в сельской местности - миграционные потоки "село - город", "город - город", "город - село", "село - село". Решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция "село - город", но с развитием урбанизации повышается роль миграции "город - город". Выделяется миграция в пределах крупных территориальных единиц, например, области, края, республики, экономического района и между ними. По этому признаку миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.

Таким образом, отличающиеся друг от друга масштабностью и формами, внутренняя и международная миграция схожи в одном – у них общие мотивы и причины. В правоведческой, демографической, политологической литературе международной миграции уделено большее внимание, внутренняя же миграция остается пока на периферии исследовательского поля. Имеющиеся теоретические разработки почти не затрагивают, однако, региональной и страноведческой специфики.

1.4. Политика Евросоюза в отношении нелегальной миграции

Зачастую миграция носит незаконный характер. Здесь имеется в виду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу.

Нелегальная миграция - миграция с нарушением миграционного законодательства страны.

По данным МОМ (Международная организация по миграции) в настоящее время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около половины их численности сосредотачивается в Западной Европе.

В связи с растущим количеством людей, обращающихся с просьбой о политическом убежище (беженцы), некоторые государства-члены ЕС приняли три важных соглашения: Шенгенское (1985), Дублинское соглашение ЕГ (1997) и Маастрихтский договор (1992). Все договоры вступили в силу в 1993 году. Через расширенную шенгенскую зону в Европу хлынул поток нелегальных мигрантов. В частности, со времени отмены в декабре шенгенского пограничного контроля резко возросли нелегальная миграция и переправка людей в Германию из Восточной Европы, причем, по мнению издания "Finatial Times", многие новые мигранты оказались родом из Чечни.

Шенгенское соглашение было подписано в июне 1985 года и вступило в силу в марте 1995 года. Расширение Шенгенской зоны - пространства без контроля на внутренних границах - произошло 21 декабря 2007 года. К Шенгену присоединились девять новых стран: Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения и Мальта. С 21 декабря посольства этих стран, начали выдавать шенгенские визы, действие которых одновременно распространяется на все 24 государства-участника одноименного соглашения.

До этого в Шенген входили Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Италия, Греция, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания и Швеция. С 1 ноября 2008 года к Шенгену присоединилась Швейцария.

Цели стран Шенгена:

· выработка жестко ограничительной политики доступа мигрантов на рынок труда;

· включение соседних стран в режим контроля за миграцией;

Занятость на легальном рынке труда в странах Западной Европы граждан Центральной и Восточной Европы в последние годы увеличилась незначительно при резком росте численности нелегальных трудовых мигрантов. Нелегальная миграция трудно регистрируема, так как для многих стран Центральной Европы виза не нужна. Многие мигранты, стремящиеся в западные страны, прибывают сначала в Чехию, Венгрию и Польшу по легальным документам как туристы, по делам бизнеса или студенческим визам. Правительствам западноевропейских стран экспертами рекомендовано увеличить легальную трудовую миграцию, поскольку, по их мнению, она выгодна для экономики и рынка труда Европейского союза. Одной из наиболее важных причин для рекомендации роста трудовой миграции в западноевропейские страны стал кризис пенсионной системы и нехватка рабочей силы здесь.

Итогом миграционной политики стран Евросоюза 1980-х - 90-х годов можно считать то, что, начиная с момента подписания Маастрихтского договора, наряду с разработкой собственной политики в отношении приема иностранцев, все страны пытаются осуществлять единую интеграционную политику. Однако пока это им слабо удается.

Таким образом, рост нелегальной миграции привел к изменениям в законодательной политике западноевропейских стран в области миграции. Это выразилось в изменении их законодательства в сторону отхода от моноэтнической модели государственного устройства и принятие элементов иммигрантской модели государства, которая включает разработку интеграционных программ вовлечения мигрантов в социальную жизнь общества стран приема.

Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Международная миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Одной из наиболее важных проблем, требующих решения и регулирования, является нелегальная миграция. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения миграционных потоков.


II. Миграционные процессы в Германии и их регулирование


То же время страны опасались, что свобода передвижения в рамках Европейского союза создаст множество новых проблем в области иммиграции и предоставления убежища. Процесс согласования миграционной политики странами Западной Европы проходит тяжело. Большинство осуществлявшихся в 90-е годы мер были сосредоточены на координации и ужесточении политики государств в отношении допуска в эти страны. Так, ...

На новых местах и т.д. Регулируя эти потоки и создавая своевременно условия для быстрого обустройства мигрантов и их успешной адаптации, можно повысить эффективность приживаемости и миграционных процессов в целом. Глава 2. Причины миграций и их историческая обусловленность. С каждой общественной формацией связаны специфические формы и причины миграции населения, объёмы и направления...

РФ и в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств. 3. Проблемы и перспективы развития миграционной политики РФ 3.1 Проблемы в области регулирования миграционных процессов населения России, стоящие перед государством на современном этапе исторического развития В области регулирования миграций перед нашим государством стоит немало важных...




Отраслей права, составляющих объектную сферу настоящего исследования, проблема противоречий автором рассматривается в рамках правового регулирования миграционного процесса в России96. При этом основные исследовательские усилия связаны с административно-правовым управлением, собственно - правом (международным и российским), информатизацией и всесторонним обеспечением миграционного процесса. ...

Согласно определению, внутренняя миграция - это переселение населения внутри страны из одного региона в другой. Как правило, этот поток вызван экономическими и социальными причинами. Внутреннее переселение является противоположностью внешнего, когда жители покидают свою страну и селятся за рубежом.

Общие тенденции

Урбанизация - это ключевой фактор внутренней миграции во всем мире. Масштаб последствий роста городов настолько велик, что некоторые исследователи называют данный процесс не иначе как «великое переселение народов XX столетия». В поисках лучшей доли стремительно покидают родные деревни. Этот процесс касается и России. О ее тенденциях речь пойдет ниже. Что касается большинства развитых стран, то в них урбанизация остановилась на отметке 80 %. То есть четверо из пятерых граждан Германии или США живут в городах.

В странах, где население незначительно или отличается неравномерной плотностью, внутренняя миграция принимает формы заселения новых районов. Человеческая история знает массу таких примеров. В Канаде, США, Бразилии и Китае население на первых порах было сконцентрировано в восточных областях. Когда ресурсы тех мест стали заканчиваться, люди закономерно отправились осваивать западные провинции.

История внутренней миграции в России

В каждую историческую эпоху внутренняя миграция в России обладала своими специфическими чертами, при этом всегда оставаясь устойчивым процессом. В IX-XII вв. славяне заселили бассейн Верхней Волги. Миграция была направлена на север и северо-восток. До второй половины XIX столетия она отличалась небольшими масштабами, так как ее сдерживало крепостное право в деревне.

Колонизация затронула европейский север, а также Урал, где переселение приняло «горнозаводской» характер. Из Нижнего Поволжья русские мигрировали на юг, в Новороссию и на Кавказ. Широкомасштабное хозяйственное освоение Сибири началось лишь в середине XIX века. В советское время восточное направление стало основным. В условиях плановой экономики люди направлялись в глухие районы, где предстояло строить новые города или дороги. В 1930-е гг. началась форсированная сталинская индустриализация. Вместе с коллективизацией она вытолкнула из деревни многие миллионы граждан СССР. Также внутренняя миграция населения была вызвана принудительными депортациями целых народов (немцев, чеченцев, ингушей и т. д.).

Современность

В современной России внутренняя миграция проявляется в нескольких тенденциях. В первую очередь она видна в разделении населения на сельское и городское. Это соотношение определяет степень урбанизации страны. Сегодня 73 % жителей России живет в городах, а 27 % - в селах. Точно такие же цифры были во время последней в Советском Союзе в 1989 году. При этом количество сел увеличилось более чем на 2 тысячи, но в два раза уменьшилось количество сельских поселений, в которых проживает хотя бы 6 тысяч человек. Подобная неутешительная статистика говорит о том, что к концу 90-х гг. внутренняя миграция привела к риску исчезновения более 20 % деревень. Сегодня показатели более обнадеживающие.

В России существует два типа городских пунктов - поселки городского типа и города. Как они определяются? Согласно критериям, населенный пункт признается городским, если доля жителей, занятых в сельском хозяйстве, не превышает 15 %. Есть и другой барьер. В городе должно быть как минимум 12 тысяч жителей. Если внутренняя миграция приводит к уменьшению населения и падению цифры ниже этой планки, статус поселения может быть изменен.

«Магниты» и окраины

Российское население распределено по огромной территории страны крайне неравномерно. Большая его часть сосредоточена в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах (26 %, 22 % и 16 % соответственно). В то же время крайне мало людей живет на Дальнем Востоке (всего лишь 4 %). Но какими бы перекошенными ни были цифры, внутренняя миграция - это постоянный непрекращающийся процесс. За последний год в перемещениях по стране приняли участие 1,7 млн человек. Это 1,2 % населения страны.

Главным «магнитом», куда ведут внутренние миграции Российской Федерации, является Москва и ее города-спутники. Прирост наблюдается и в Санкт-Петербурге с Ленинградской областью. Две столицы привлекательны в качестве центров трудоустройства. Почти все остальные регионы страны испытывают миграционную убыль (оттуда уезжает больше, чем туда же приезжает).

Динамика регионов

В наибольший отмечается в Татарстане, в Южном - в Краснодарском крае. На Урале положительные цифры наблюдаются только в Свердловской области. Туда едет население из сибирских и дальневосточных регионов, где повсеместно отмечается миграционная убыль. Этот процесс продолжается уже несколько десятилетий.

Внутренняя миграция - это основная причина убыли населения в который в обмене с другими регионами за 2000-2008 гг. потерял 244 тысячи жителей. Цифры не оставляют никаких сомнений. Например, в одном Алтайском крае за тот же период убыль составила 64 тысячи человек. И только два региона в этом округе отличаются небольшим миграционным приростом - это Томская и Новосибирская области.

Дальний Восток

Больше других жителей за последние годы потерял Дальний Восток. На это работает и внешняя, и внутренняя миграция. Но именно переезды граждан в другие регионы родной страны привели к убыли 187 тысяч человек за последние десять лет. Больше всего людей уезжает из Якутии, с Чукотки и из Магаданской области.

Статистика Дальнего Востока в определенном смысле логична. Этот регион находится на противоположном конце страны от столицы. Многие его жители уезжают именно в Москву, чтобы реализовать себя и забыть об изоляции. Живя на Дальнем Востоке, люди тратят гигантские деньги на периодические поездки или полеты на Запад. Иногда билеты в оба конца могут стоить всю зарплату. Все это приводит к тому, что увеличивается и ширится внутренняя миграция. Странам с огромной территорией как воздух необходима доступная транспортная инфраструктура. Ее создание и своевременная модернизация - важнейший вызов для современной России.

Влияние экономики и климата

Первоочередными факторами, определяющими характер внутренней миграции, являются экономические факторы. Российский перекос возник из-за неравномерного уровня социально-экономического развития регионов страны. В результате произошла дифференциация территорий по качеству и уровню жизни. В отдаленных и приграничных областях они слишком низки по сравнению со столицами, а значит, малопривлекательны для населения.

Для обширной территории России характерен и природно-климатический фактор. Если условная Бельгия однородна по своим температурным показателям, то в случае РФ все гораздо сложнее. Более подходящий для жизни и привлекательный климат тянет людей на юг и в центр страны. Многие северные города возникли в советскую эпоху благодаря системе разнарядок и всевозможных ударных строек. В условиях свободного рынка люди, рожденные в этих регионах, стремятся покинуть их.

Социальные и военные факторы

Третья группа факторов - это социальные, которые выражаются в исторических и родственных связях. Они являются распространенной причиной т. н. «возвратной миграции». Жители восточных и северных регионов, уезжая в Москву, часто возвращаются обратно домой, т. к. там у них осталась семья, родственники и друзья.

Еще одна группа факторов - военная угроза. Вооруженные конфликты заставляют людей покидать насиженные места и обосновываться в безопасных регионах, подальше от очага кровопролития. В России подобный фактор имел серьезное значение в 1990-е гг., когда на Северном Кавказе, и в первую очередь в Чечне, на протяжении нескольких лет продолжалась ожесточенная война.

Перспективы

Развитию внутренней миграции мешают неравномерные цены на жилье и слабая развитость жилищного рынка в регионах. Для решения этой проблемы необходима государственная поддержка и финансирование проблемных областей, республик и краев. Регионы нуждаются в увеличении доходов работающего населения, дополнительных рабочих местах, увеличении доходной части бюджета, сокращении потребности в бюджетом финансировании.

Благоприятными будут и другие меры. Оживлению внутренней миграции способствует снижение негативного влияния промышленности на окружающую среду, а также улучшение демографической обстановки.

Из года в год население страны пополняется или убывает за счет миграционных процессов. Миграция осуществляется по разным причинам, среди которых главенствующую роль занимает экономическая нестабильность. Миграционные процессы можно классифицировать по-разному, т.к. это зависит от их формы, причин и размера.

Понятие миграции. Виды миграций

Миграцией населения называют смену места жительства, переезд из одного города в другой, за границу. В можно включить и переезд внутри самого села/города, однако это уже узкое определение, которое менее используется.

Миграция как демографический процесс сильно влияет на жизнь государства. Миграционным процессам придается главенствующая роль в формировании количества населения страны. Экономика также находится под влиянием переездов населения из одной страны в другую, причем это влияние может быть как положительным, так и негативным.

Отсюда возникают проблемы миграции, с которыми любое государство пытается бороться. Если это поток иммигрантов, то правительство регулирует заработные платы и количество рабочих мест, финансовую помощь. Если это отток населения из страны, проводятся попытки привлечения специалистов из других стран, ориентируется на стимулирование естественного прироста населения.

Особенности внешней и внутренней миграции в России


Введение

1. Понятие миграции

2. Особенности миграции в России

3. Внутренняя миграция

4. Внешние миграционные процессы

Заключение

Список литературы


Введение

Тема данной работы «Особенности внешней и внутренней миграции в России».

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Внутренняя миграция - переселение из города в город или из деревни в город, т.е. не выходит за рамки одной страны. Например, миграция рабочей силы, на которой мы конкретно остановимся в дальнейшем.

Внешняя - миграция, при которой люди покидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в наше время. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем и у каждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, что ошибались.

В каждой стране есть свои проблемы. Главной из которых является миграция населения. С этим связана численность населения в стране, которая убывает.

Население России пугают проблемы, возникающие в связи с миграционным процессом. Россия, которая не может обустроить всех “своих” иммигрантов из ближнего зарубежья, не имеет возможности создать нормальные условия для проживания иммигрированных со всего мира. Тем не менее, эти проблемы надо решать, вырабатывая новую концепцию развития России.

В первой части работы рассмотрено понятие миграции, а также ее виды, а именно внешняя миграция и внутренняя миграция.

В основной части работы описана миграционная ситуация в России. Приведены данные о сегодняшнем дне и сравнение с информацией предыдущих лет.

В заключение работы описаны виды миграции: внутренняя миграция в России и внешняя миграция России.

Для написания работы использованы статистические данные с электронного режима доступа: Интернет.


1. Понятие миграции

внутренняя внешняя миграция россия

Миграции (от латинского «migratio») - перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций - экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Миграции населения - ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

1.Внутренние миграции

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения - России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах - преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

2.Внешние миграции

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» - выселяюсь) - выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» - вселяюсь) - въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

2. Особенности миграции в России

«Россия вышла на третье место в мире по уровню миграции. Основной нацией в России являются русские - более 115 млн. человек, или 79 % от общей численности. Однако, за последние 50 лет русских в России стало меньше на 5 миллионов.

Легальная иммиграция в Россию, за последние годы, стабилизировалась: ежегодно к нам приезжает примерно 300 тыс. человек. Основной людской поток - это 2/3 - идет из Средней Азии (большая часть из Казахстана). Каждый пятый приезжий - с Украины.

По оценкам МВД, в России расквартирована нелегальная трудовая армия численностью свыше 5 млн. человек. На Дальнем Востоке количество приезжих китайцев на российской территории составляет от 2–2,5 до 5–10 млн. человек. Приезжие находят заработок не только в Приморье, но и в крупных промышленных городах.

Мигранты вливаются в экономическую жизнь страны, так по опубликованным данным, в 2002 году выходцы из трех закавказских республик вывезли из московского региона на свою родину почти 10 млрд. долларов. Приезжие целиком оккупировали некоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю. Все торговые пути - кровеносная система страны - намертво схвачены нерезидентами.

Сегодня в институтах, школах, детских садах учатся и играют дети иных национальностей, нежели 10 и тем более 30 лет назад. Только в Москве за последние 15 лет корейцев стало больше в 2 с лишним раза, армян, грузин и арабов - в 3 раза, азербайджанцев и молдаван - в 5 раз, ингушей - в 6, чеченцев - в 7, таджиков - в 12. Самые активные в столице - это вьетнамцы и китайцы, их численность выросла в 14 и 35 раз соответственно. А вот прибалтов, поляков, белорусов, чехов, евреев в Москве стало значительно меньше.

По официальной статистике МВД, ежегодно 35 тысяч преступлений на территории России совершают нелегальные мигранты.

Мигранты не стремятся слиться с местным населением, они образуют в городах подобие гетто (за последние 10 лет между гражданами РФ и китайцами было заключено всего 30 браков, детей в смешанных семьях также немного).

Привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собой требования присутствия своих представителей в органах власти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем, возможно, и присоединения к исторической родине.

В прошлом году приезжие компенсировали всего 10 % естественной убыли населения, по этому мнение о том, что миграция спасет Россию - не верно.

Вероятнее всего, при сохранении этой ситуации в России количество коренных жителей России по-прежнему будет уменьшаться, а браков с приезжими, будет немного. Через 20-30 лет население России может стремительно сократиться: каждый третий окажется пожилым человеком, тогда придётся нанимать иностранных рабочих, которые могут растворить, а потом и смыть традиции, культуру, историю и весь русский народ .

Снижение объемов внутренней миграции в России в последние годы рождает все больше вопросов. Помимо того, что сокращение идет одинаковыми год от года темпами, не очень понятно, почему оно вообще сокращается. За сокращение внутренней миграции выступают следующие факторы:

1. Отсутствие устойчивых точек роста и внятных экономических перспектив развития регионов не дает явных стимулов экономической миграции. Даже достаточно богатые и динамично развивающиеся нефте- и газодобывающие Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа испытывали серьезные трудности в 1998 году в связи с падением цен на энергоносители, что немедленно поставило под вопрос рентабельность многих добывающих предприятий, и, как следствие - возможность сокращения рабочих мест, невыплаты заработной платы и т.п. В других регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, перспектив для экономической миграции не просматривается.

2. Постепенно идущее изменение возрастной структуры населения России в сторону сокращение доли молодежи и роста доли населения в предпенсионном и пенсионном возрастах ведет к сокращению контингентов наиболее активных в миграционном отношении групп населения. Особенно остро этот процесс протекает в сельской местности многих регионов Европейской части страны, которая практически исчерпала свои миграционные ресурсы.

3. Несмотря на рост числа высших учебных заведений и доли студентов среди молодежи, учебная миграция теряет значение рычага межрегионального перераспределения населения, все больше студентов переориентируются на учебу в своем городе или областном центре. Снижение для большинства семей возможности содержать студента вдали от дома, даже при условии бесплатного его обучения, является жестким лимитирующим фактором развития учебной миграции. Другой, ранее часто практиковавшийся путь миграции - служба в рядах вооруженных сил с последующим "закреплением" по месту прохождения службы сейчас также имеет, видимо, меньшее распространение.

4. Сохраняется ненормальная, почти крепостная привязанность человека к жилью, давно изжитая в развитых странах. Действующая де-факто система прописки (ныне - регистрации), служит ощутимым препятствием при приеме на работу лиц, этой регистрации не имеющих, как из числа иностранных граждан, так и россиян. В последнее время вновь на самом высоком уровне идет обсуждение вопроса по ужесточению режима регистрации, например, в Москве.

5. Кроме того, наличие работы, даже нормально по российским меркам оплачиваемой, не дает возможности людям арендовать жилье или делать сбережения с целью его приобретения.

6. Развитие форм временной, коммерческой, "челночной" миграции, которая позволяет части семей получать средства к существованию путем работы на временной основе в другом городе или регионе. Это ведет к определенным сложностям в жизни трудовых мигрантов, но позволяет им осуществлять трудовую деятельность, избегая затрат на переезд всей семьи. Трудовая миграция, в отличие от переселения, не предполагает смены постоянного места жительства, по крайней мере на первоначальном этапе. Пока временные трудовые миграции в определенной степени сдерживают переселения (и работник, и работодатель имеют определенные выгоды от такого положения дел), но в перспективе они могут послужить толчком к переселению на новое место жительства, ближе к работе, уже на постоянной основе. Масштабы временной трудовой миграции, на основании данных выборочных социологических обследований, оцениваются в 4-5 миллионов человек.

7. Государство резко сократило свое вмешательство в сферу регулирования миграции, в том плане, что больше не выступает в качестве субъекта экономического стимулирования перемещения населения и трудовых ресурсов. Правда, в последние годы как федеральные, так и региональные власти все чаще выдвигают инициативы по введению ряда административных ограничений миграции, что также вряд ли будет способствовать усилению миграционной активности граждан (а тем более неграждан), особенно регистрируемой ее части.

8. Что заставляет усомниться в снижении миграционной активности населения России?

Прежде всего, то, что в стране сохраняется достаточно сложная система регистрации граждан по месту жительства, на которой основан учет, причем она касается не только иностранцев, но и граждан России. В настоящее время основное внимание властей приковано к проблеме нелегальной иммиграции, высказываются даже дикие предложения введения уголовной ответственности для незаконных мигрантов.

Усложнение процедуры оформления законного пребывания мигрантов в России, хотя и направлено на улучшение их учета, на деле оборачивается увеличением числа незарегистрированных мигрантов, де-факто проживающих в стране длительное время. Как показывают обследования, около половины временных трудовых мигрантов с Украины, работающих в Москве, проживают в городе более 5 лет.

Масштабы нерегистрируемой миграции могут быть достаточно велики. Например, в г. Астане (Казахстан) в июле 2006 года "в целях обеспечения выполнения юридическими и физическими лицами "Правил документирования и регистрации населения Республики Казахстан" была проведена акция "Я - житель столицы". В ходе этой акции было зарегистрировано 153,5 тысяч человек (это почти треть населения города), проживающих в столице с 25 февраля 1999 года по 31 августа 2000 года без регистрации в органах внутренних дел. Это в большинстве своем не были нелегальные иммигранты из других стран, а выходцы из других регионов и городов страны. Конечно, случай с новой столицей Казахстана не типичный, город строится и развивается усиленными темпами, в российской столице такого быть не может. Но этот пример показывает, какой может быть латентная миграция в соотношении с "видимым" потоком, который составлял несколько тысяч в год.

В настоящее время в России на фоне волны борьбы с "незаконной" миграцией и "нелегалами" проблемы внутренней миграции вновь отходят на задний план. А между тем, есть основания утверждать, что в России неизбежен рост миграционной активности населения, и, быть может, он уже идет в латентной форме. Причины тому видятся в том, что

в условиях развала (или, если угодно - слома) социалистической системы экономики и формирования совершенно новой системы хозяйствования необходимое межотраслевое и региональное перераспределение рабочей силы не завершено, основные причины этого упомянуты выше. В результате миграции сократилось население многих северных регионов, но есть большие сомнения, что перенаселенность российских "северов" ликвидирована. Износ производственных фондов, необходимость в недалеком будущем платить настоящую цену за потребляемые энергетические ресурсы могут с новой остротой поднять этот вопрос .

Внешние миграционные процессы

Важной компонентой изменения общей численности населения является миграция . Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков , повлиявших на уменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванный Гражданской войной 1918–1921. Оценить его масштабы с достоверной точностью пока не удалось: скорее всего, он находится в интервале от минимума в 4 млн. человек до максимума в 12 млн. чел. Приводимые в публицистике цифры в 15 млн. и больше подвергаются сомнению со стороны экспертов.

Второй эмиграционный поток – это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая – так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая – диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.

Третий эмиграционный поток – массовый выезд за рубеж после либерализации законодательства в 1989. Вопреки бытовавшему в то время представлению об уровне потенциальных эмигрантов в 10–15 млн. чел., реальное число россиян, уехавших на постоянное место жительства за рубеж, находится в интервале от 800 тыс. до 1,2 млн. чел.

В период после окончания Гражданской войны и до начала Второй Мировой войны внешняя иммиграция как массовое явление практически отсутствовала. Сразу после Второй Мировой войны, по разным оценкам, в СССР было репатриировано около 3 млн. человек (узники немецких концентрационных лагерей, военнопленные немцы, итальянцы, японцы и т.д.). Большая их часть – три четверти – были репатриированы насильно. Около 60% репатриированных остались на территории России.

Современная ситуация в области внешней миграции складывается, с одной стороны, из интенсивного притока в Россию мигрантов из бывших республик СССР и существенно меньшего по объему выезда из России на постоянное место жительства в страны СНГ и развитые страны (Германию, Израиль, США и др.).

С середины 1970-х миграционный прирост для России в целом стал положительным, а в последнее десятилетие 20 в. еще более существенно изменился в пользу России. Он компенсирует в значительной мере потери населения от естественной убыли. Данные переписи 2002 показали, что Россия сейчас очень популярна и находится на третьем месте в мире по количеству прибывающих на постоянное место жительства. Наиболее интенсивные процессы перемещения населения отмечаются между РФ и странами СНГ и Балтии. Причем в отличие от периода 1979–1988, в 1989–2002 произошло существенное снижение потока эмигрантов из России в эти страны, а число въезжающих из ближнего зарубежья в нашу страну, наоборот, увеличилось. С 1989 по 2002 в Россию въехали 11 млн. чел., выехали – 5 млн., т.е. чистый миграционный прирост составил 6 млн. чел. Более половины мигрантов из бывших союзных республик приходится на русских по национальности.

Внешние миграции обладают следующими особенностями:

1. Трансграничные миграции в их современных формах и масштабах – совершенно новое для России явление. Это кажется парадоксальным, учитывая то, что наша страна в своем современном виде сложилась, превратилась из Московии в Россию, именно в ходе мощных миграционных процессов. Но это были, по преимуществу, внутренние миграции. В ХХ веке трансграничные миграции если и были, то как следствие общественных катаклизмов.

2. Трансграничные миграции, причем в огромных масштабах, – это теперь надолго, если не навсегда. Это стратегическое явление, которое во многом будет определять траекторию экономического, этнического, культурного, политического, геополитического развития страны.

3. Они неизбежны, потому что жизненно необходимы России – в условиях демографического спада, уменьшения численности населения, особенно в восточных, слабо заселенных регионах, его неизбежного старения. Эти демографические процессы происходят в контексте развития открытой рыночной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство и открытости границ. Растущий спрос на рабочую силу, просто на население, может быть удовлетворен только за счет мигрантов из-за рубежа.

4. В результате, Россия неизбежно станет (уже становится) страной мигрантов. Это совершенно новое и неизвестное для российского общества состояние. К этому психологически не готово общество, особенно в тех регионах, где и внутренние миграции были не очень распространены. Идеологически, институционально и законодательно не готово государство – нет привычки и установившихся, рутинных бюрократических практик, нет сложившейся системы институтов, фактически нет полноценной законодательной базы (от внутренне непротиворечивых законов до ясных и четких ведомственных инструкций). А к этому состоянию необходимо готовиться заранее, анализируя все проблемы и угрозы, которые уже возникли, или неизбежно возникнут. Это можно и нужно делать на примере тех стран (прежде всего, Западной Европы), которые раньше вступили на этот путь .


Заключение

В современном глобальном обществе миграция является одним из широко обсуждаемых вопросов, в том числе и для национальной безопасности государств. Россия, не являясь исключением, также рассматривает проблемы миграции на различных уровнях и пытается создать механизмы по регулированию и контролю данных процессов. Глобальные потоки мигрантов из стран бывших советских республик создают определенную угрозу или, лучше сказать, напряженность в сфере безопасности страны.

Эпоха глобализации характеризуется взрывом национализма, развитием национально - и этнополитических конфликтов, что в свою очередь приводит к парадоксальному явлению глобализации – росту национального самосознания в условиях стирания межгосударственных границ. Следствием переформирования межгосударственных границ и эскалации межэтнических конфликтов после распада СССР явились интенсивные попытки регуляции миграционных процессов на территории бывших стран Союза. С другой стороны, развитие рыночных отношений, принцип свободы передвижения, демократизация институтов общества способствовали дальнейшей либерализации миграции и активации трансграничной мобильности трудовых мигрантов, переселению из экономически депрессивных зон в экономически более развитые.

Учитывая характерные проблемы развития нашей страны, основными целями и задачами для правительства РФ в области регуляции миграционных процессов стали: «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества». Для осуществления данных целей России необходимо следовать всем нормам международного права в области миграционного регулирования, сотрудничать с другими государствами и заключать договоры о депортации, обмене информацией в целях противостояния нелегальной миграции, защищать права российских граждан за рубежом. На заседании правительства РФ 10 июня 2002 было принято решение о создании единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации. Как отметил в свое время Михаил Касьянов, миграционная политика и контроль за миграционными потоками напрямую связаны с привлечением рабочей силы.

По мнению МВД России, миграция приобрела характер постоянно действующего фактора, и не только все более негативно влияет на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в регионах независимо от их удаленности от государственных границ, но и создает потенциальные угрозы потери контроля над отдельными приграничными районами страны, что в совокупности является потенциальной угрозой национальной безопасности России. Вступившим в силу 1 ноября 2002 г. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на МВД России, ФПС России и взаимодействующие федеральные органы исполнительной власти возложены дополнительные функции по регулированию внешних миграционных процессов. В этой связи были издан и реализуется приказ МВД России, МИДа России, Минтранса России, МПС России, ГТК России, ФПС России от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт». В целях совершенствования миграционной политики правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой предусмотрены разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории страны. Полагалось, что межведомственная единая система иммиграционного контроля должна включать в себя комплекс мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, по осуществлению визовой политики, контролю за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Федеральной миграционной службой МВД РФ создается центральный банк данных иностранных граждан и лиц без гражданства, который будет представлять собой межведомственную автоматизированную систему по учету иностранных граждан, других заинтересованных министерств и ведомств за счет внедрения принятых в мировой практике передовых информационных технологий, систем связи и передачи данных и, как следствие, повышения эффективности функционирования всего государственного механизма контроля за миграционной ситуацией в стране. Его формирование позволит иметь единую систему учета, информации и контроля за пребыванием всех иностранных граждан в Российской Федерации. В последнее время наблюдается значительное ужесточение позиции государства в области миграционной политики.

Так, в ходе борьбы с нелегальной миграцией в 2007 году был принят федеральный закон «О розничных рынках», запрещающим иностранным гражданам, не имевшим регистрации в местных исполнительных органах, работу на рынках на территории страны, что является непосредственным источником заработка среди большинства мигрантов Чем опасна жесткая миграционная политика в России? Прежде всего, подобные меры имеют внутреннего, конъюнктурного адресата. Демонстративная «охота на ведьм» грозит обострением националистических настроений в обществе, и в самой государственной идеологеме. В перспективе это чревато, как минимум, мощными социальными взрывами, последствия которых предугадать трудно.

Однако очевиден тот факт что, экономика России требует обеспечения трудовыми ресурсами. По данным различных исследований потребностей рынка, миграционных и демографических процессов, через несколько лет Россия столкнется с жесткой потребностью в рабочей силе, основу которой в перспективе составят выходцы их стран ближнего зарубежья. Как пишет в своей работе Виталий Вишневский, низкая рождаемость и высокая смертность в России являются одним из наиболее очевидных и тревожных вызовов современной действительности.

Потоки миграции в Россию способны в каком-то смысле способствовать демографической модернизации в стране и препятствовать объективной депопуляции населения. Так что, рассматривать миграцию как однозначное зло, с которым должны бороться «на истребление» российские законодательные и исполнительные институты, было бы, по меньшей мере, стратегически неразумно.

Следовательно, уже сейчас необходимо осуществлять различные программы, способствующие интеграции мигрантов в российское общество. На уровне социальном, элементарное повышение толерантности россиян к рабочим мигрантам поможет избежать этнических конфликтов в будущем. Как неоднократно подчеркивает в своих работах В.И. Михайленко, толерантность является единственным залогом обеспечения нормального функционирования общества в современных условиях.


Список литературы

1. http://www.kpe.ru/rating/media/1366/

2. http://www.krugosvet.ru/articles/115/1011521/1011521a2.htm

3. http://www.papor.ru/

4. http://www.situation.ru/app/j_art_1123.htm



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация