Что делать, если просят копию паспорта? Кто имеет право проверять документы у граждан

Главная / Земля

С перечнем таких документов и сведений подписал председатель правительства Дмитрий Медведев.

Утверждение перечня позволит реализовать принятое в 2010 году законодательное требование о запрете запрашивать у заявителя уже имеющиеся у госорганов документы при оказании госуслуг. Кроме того, будет унифицировано межведомственное взаимодействие региональных и муниципальных органов власти с федеральными, ускорено предоставление сведений по межведомственным запросам, говорится в комментарии к документу.

Перечень документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления

Наименование запрашиваемого документа (сведений) Федеральный орган исполнительной власти, предоставляющий документы (сведения)

1. Сведения о факте обращения гражданина в органы внутренних дел Российской Федерации об утрате удостоверения ветерана труда

МВД России

2. Сведения о получении, назначении, прекращении выплат или неполучении пенсии лицом, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации

МВД России

3. Сведения о реабилитации лица, репрессированного по политическим мотивам, выдаваемые органами внутренних дел Российской Федерации

МВД России

4. Сведения об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации с указанием основания увольнения

МВД России

5. Сведения об общей продолжительности службы в органах внутренних дел Российской Федерации

МВД России

6. Сведения о лишении права управления транспортными средствами

МВД России

7. Сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения

МВД России

8. Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске

МВД России

9. Сведения о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации

МВД России

10. Справка о получении (неполучении) вынужденными переселенцами жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения либо компенсации за утраченное жилое помещение

МВД России

11. Сведения о действительности (недействительности) паспорта гражданина Российской Федерации

МВД России

12. Сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации

МВД России

13. Сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации

МВД России

14. Сведения о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства

МВД России

15. Сведения о постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания

МВД России

16. Сведения о выдаче или продлении срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства

МВД России

17. Сведения о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину или лицу без гражданства

МВД России

18. Сведения о размере выплат государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

МВД России

19. Справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение гражданина, содержащая сведения об общей сумме материального обеспечения пенсионера

МВД России

20. Сведения из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Минкультуры России

21. Сведения о размере получаемой пенсии военнослужащих

Минобороны России

22. Справка о размере ежемесячного пособия супругам военнослужащих

Минобороны России*

23. Сведения, подтверждающие факт прохождения военной службы или увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Минобороны России

24. Сведения о получении, погашении или неполучении государственного жилищного сертификата для приобретения жилой площади

Минобороны России

25. Сведения о выслуге лет в календарном и льготном исчислении (с указанием периода прохождения военной службы) в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Минобороны России

26. Сведения об участии гражданина в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах или боевых действиях, а также информация о выполнении военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, интернационального долга

Минобороны России

27. Сведения о прохождении военной службы по призыву, о переводе военнослужащего в другую воинскую часть, об утрате права на получение ежемесячного пособия на ребенка

Минобороны России*

28. Сведения, подтверждающие гибель (смерть) сотрудника, признание без вести пропавшим при исполнении обязанностей военной службы (в том числе при выполнении контртеррористических операций)

Минобороны России

29. Справка органа, осуществляющего пенсионное обеспечение заявителя, выданная не ранее чем за месяц до даты обращения, содержащая сведения о суммах денежных выплат, установленных ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату выдачи справки

Минобороны России

30. Справка о праве на компенсационные выплаты, выданная членам семей погибших (умерших) военнослужащих (подпадающим под подпункт "б" пункта 2 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475), проживающим в одном жилом помещении

Минобороны России

31. Справка о праве на компенсационные выплаты, выданная членам семей погибших (умерших) военнослужащих (подпадающим под подпункт "а" пункта 2 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. № 475), проживающим в одном жилом помещении

Минобороны России*

32. Сведения о выполнении мероприятий, способствующих экономии затрат на подачу воды для орошения

Минсельхоз России

33. Сведения о подаче воды электрифицированной насосной станцией

Минсельхоз России

34. Сведения о статусе нотариуса

Минюст России

35. Сведения о статусе адвоката иностранного государства, осуществляющего адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации

Минюст России

36. Справка об общей продолжительности службы в МЧС России

МЧС России

37. Информация о нахождении граждан в зоне произошедшей чрезвычайной ситуации

МЧС России

38. Заключение о соблюдении на объектах соискателя лицензии требований пожарной безопасности

МЧС России

39. Справка, подтверждающая гибель (смерть) сотрудника МЧС России вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы

МЧС России*

40. Справка, подтверждающая факт возникновения пожара в отношении определенного вида объекта пожара

МЧС России

41. Сведения из лицензий на осуществление перевозки пассажиров воздушным транспортом

Росавиация

42. Сведения из лицензий на осуществление перевозки грузов воздушным транспортом

Росавиация

43. Сведения из сертификата, подтверждающего соответствие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих техническое обслуживание гражданских воздушных судов, требованиям федеральных авиационных правил

Росавиация

44. Сведения из реестра аккредитованных лиц

Росаккредитация

45. Сведения из государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Росалкогольрегулирование

46. Сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре

Росводресурсы*

47. Сведения о регистрационных удостоверениях на медицинские изделия, выданных Росздравнадзором

Росздравнадзор

48. Сведения о выданных сертификатах специалиста лицам, получившим медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах

Росздравнадзор*

49. Сведения из реестра лицензий, выданных Росздравнадзором

Росздравнадзор

50. Сведения из реестра лицензии на пользование недрами

Роснедра

51. Сведения о выданной лицензии на осуществление образовательной деятельности в реестре лицензий

Рособрнадзор

52. Сведения о согласовании условий водопользования

Роспотребнадзор

53. Сведения из санитарноэпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проекта зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях

Роспотребнадзор

54. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Росприроднадзор*

55. Сведения о наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, об установленных нормативах временно согласованных выбросов вредных загрязняющих веществ

Росприроднадзор

56. Копия разрешения на проведение акклиматизации, переселения или гибридизации охотничьих ресурсов

Росприроднадзор*

57. Сведения из государственного рыбохозяйственного реестра

Росрыболовство

58. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций

59. Сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанным с ним общероссийским классификаторам ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКОГУ, установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики

60. Выписка из реестра лицензий на производство маркшейдерских работ

Ростехнадзор

61. Акт о выполненных ликвидационных (консервационных) работах, подписанный органом государственного горного надзора

Ростехнадзор

62. Сведения, содержащиеся в горноотводном акте, удостоверяющем уточненные границы горного отвода

Ростехнадзор

63. Выписка из реестра лицензий на право осуществления деятельности по ремонту авиационной техники гражданской авиации при ее эксплуатации, осуществляемому организациями по техническому обслуживанию и ремонту, в том числе среднему и текущему ремонту, разборке, сборке, настройке, установке и испытанию, оценке технического состояния, дефектации изделий при ремонте авиационной техники

Ространснадзор

64. Сведения о доходах лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, по форме 3-НДФЛ

ФНС России

65. Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год

ФНС России

66. Сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней

ФНС России

67. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах

ФНС России

68. Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц

ФНС России

69. Сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей

ФНС России

70. Сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков

ФНС России

71. Сведения о размере получаемой пенсии и других выплат, учитываемых при расчете совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина)

ФСБ России

72. Справка о смерти лица, необоснованно репрессированного

ФСБ России

73. Сведения о гибели (смерти) сотрудника, в том числе признание без вести пропавшим, при исполнении обязанностей военной службы (в том числе при выполнении контртеррористических операций)

ФСБ России

74. Справка об общей продолжительности службы, выдаваемая ФСБ России относительно действующих сотрудников

ФСБ России*

75. Справка об общей продолжительности службы, выдаваемая ФСБ России относительно уволенных сотрудников ФСБ России

ФСБ России

76. Сведения о нахождении граждан в исправительном учреждении

ФСИН России

77. Сведения о размере выплат пенсионерам, состоящим на учете в отделе пенсионного обслуживания ФСИН России

ФСИН России

ФСИН России

79. Сведения об участии в выполнении гражданином задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах или боевых действиях (факт выполнения задач, период и место выполнения задач)

ФСИН России

80. Сведения о гибели (смерти) сотрудника, в том числе признание без вести пропавшим, при исполнении обязанностей военной службы (в том числе при выполнении контртеррористических операций)

ФСО России*

81. Сведения о нахождении должника по алиментным обязательствам в исполнительном розыске, в том числе о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено

ФССП России

82. Справка о размере выплат пенсионерам, состоящим на учете в управлении ФССП России (включая надбавки и доплаты) (для заявителя и всех членов семьи)

ФССП России*

83. Сведения из документа о прохождении военной (иной) службы военнослужащего (служащего)

ФТС России

84. Сведения из декларации на товары и таможенного приходного ордера

ФТС России

85. Сведения о выдаче справки членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (служащего) на получение компенсационных выплат

ФТС России*

* В связи с тем, что сведения подлежат представлению на бумажном носителе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере, устанавливает требования к составу сведений, указываемых в межведомственном запросе и в ответе на межведомственный запрос.

На вопрос В каких случаях милиционер может требовать предъявить паспорт? заданный автором Елена K лучший ответ это В случае, если сотрудник милиции на улице, в метро, в общественном месте требует от Вас предъявить паспорт, то необходимо в вежливой форме, но твердо потребовать:
1. Что бы сотрудник милиции представился. Порядок взаимоотношений сотрудников милиции с гражданами при выполнении обязанностей по охране общественного порядка на улицах, в общественных местах и в транспорте урегулирован Уставом патрульно-постовой службы милиции (далее по тексту – Устав ППСМ) МОБ МВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ от 18 января 1993г. № 17, требования которого обязательны для сотрудников милиции.
В соответствии со статьей 93 Устава ППСМ:
«По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
В разговоре с гражданами сотрудники милиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личными неприязненными чувствами» .
Отказ сотрудника милиции назвать свои данные, предусмотренные выше названной нормой Устава ППСМ, может свидетельствовать о намерении сотрудника милиции предпринять в отношении Вас какие-либо незаконные действия (в том числе, связанные с вымогательством) , либо о низкой профессиональной подготовке (неграмотности) сотрудника милиции (что в настоящее время – не редкость) , либо о том, что это не сотрудник милиции, а неизвестное лицо, одевшее на себя форменную одежду сотрудника милиции.
В случае отказа от предъявления служебного удостоверения личности лицо в форменной одежде не может считаться сотрудником милиции, как не подтвердившее свой статус установленным законом способом. В этой ситуации никаких документов предъявлять Вы не обязаны, о чем должны твердо заявить со ссылкой на выше сказанное. Если не представившееся лицо в форме продолжает настаивать на предъявлении Вами документов, то нужно предложить продолжить общение в ближайшем отделении (пункте, комнате) милиции. Как правило, это снимает все вопросы, если перед Вами действительно сотрудник милиции.
2. Что бы сотрудник милиции объяснил, в связи с чем он требует предъявить паспорт. Здесь следует помнить, что по закону сотрудник милиции не имеет права просто так, в целях проверки, требовать от Вас на улице, в общественных местах и в общественном транспорте предъявления паспорта или иных документов.
Исключением из этого правила является право проверки документов на автомашину и перевозимый груз на пикетах сотрудниками ГИБДД (ГАИ) .
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона РФ «О МИЛИЦИИ»:
«Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право проверять документы у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении» .
То есть, проверке Вашего паспорта в любом случае должно предшествовать обоснованное конкретными фактами убеждение сотрудника милиции о том, что Вы либо находитесь в розыске, либо подозреваетесь в совершении преступления или административного правонарушения.
Если Вы были застигнуты на месте в момент совершения правонарушения (например, выражались нецензурной бранью в общественном месте, с кем-то подрались, распивали спиртные напитки в не установленных местах, находились в сильной степени опьянения, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность и пр.) то здесь вопрос ясен.
Если же Вы заведомо ни в чем не виноваты, а сотрудник милиции требует от Вас предъявить паспорт, то Вы имеете законное право требовать от сотрудника милиции до предъявления ему паспорта объяснения законности его действий

Ответ от тростинка [гуру]
Привычка с прежнего времени - сначала задержим, а за что, найти не долго. Выяснить фамилию личности он может и без подробного объяснения причины, но вежливо.


Ответ от Монстр юриспруденции [гуру]
В том случае, если
- вы совершили административное правонарушение;
- есть основанияподозревать в совершении престпуления, кровь на одежде, торчащий гранатомет из сумки или плаща и т. д. ;
- если ваше лицо похоже на фоторобот.
Закон РФ "О милиции"
Статья 11. Права милиции
2) проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;


Ответ от Европейский [гуру]
Да никого не слушайте, проверить может всегда и везде, без всякого основания. А особо умные пусть почитают административный кодекс -для чего и когда нужен ЛЮБОМУ гражданину документ удостоверяющий личность. И помимо патрульно постовой службы у нас есть криминальная милиция


Ответ от располосовать [гуру]
Устав ППСМ сейчас является "80" приказом от 29.01.08г+ наставление "81", а не "17" как пишут выше. Вы в свою очередь должны спросить у них причину данной проверки, если вы не нарушаете общественный порядок противоправными действиями, а они у нас прописаны Административном и Уголовном Кодексах, то попросите предъявить ориентировку с приметами разыскиваемого гражданина, если вы не подпадаете под описания примет в ориентировке, то можете сказать ему досвидания и пойти дальше или в прокуратуру если есть претензии (когда они к вам подходят они обязаны представиться, т. е. назвать своё звание фамилию и место работы) . Чтобы понимать свою правозащиту ознакомитесь с указанными кодексами и Законом о Милиции РФ, Конституцию РФ. Большинство милиционеров не терпят умников и в ответ будьте готовы получить массу хамства и прочих действий. Более подробно пишите лично.


Ответ от Михаил Таманов [гуру]
В любых. У них железная отмазка - ваше сходство с какой-нибудь уголовной рожей.


Ответ от электрик [гуру]
по закону они имеют право требовать его в любое время (в паспорте написано что он должен находиться при себе, они просто удостоверяют личность)


Ответ от Пользователь удален [активный]
Сотрудник милиции такое право имеет, но с определенными ограничениями. Согласно части 2 ст. 100 Устава патрульно-постовой службы такое право предоставлено патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей. Они имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы удостоверяющие личность при условии, что имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.
Пояснения и рекомендации: из этой нормы следует, что сотрудники милиции могут проверять ваши документы только тогда, когда они официально заступили на патрулирование, то есть непосредственно в период исполнения ими своих обязанностей. То же самое относится и к остальным спецподразделениям милиции, упомянутым выше. С единственной поправкой, что все указанные подразделения делают обычно проверки документов при проведении всевозможных "спецопераций" и рейдов.
В период вне работы они таким правом не обладают. Конечно никто из сотрудников милиции никогда не предъявит вам приказ своего начальника, которым они назначаются в наряд. Чем и пользуются любители милицейских приработков. Но в том случае, если вы имеете данные о милиционерах, которые совершили против вас незаконные, на ваш взгляд, действия, это обстоятельство будет весьма существенным в случае, если вы в официальном порядке обратитесь с жалобой на их действия, так как при служебной проверке сразу же будет установлено, были или нет указанные вами милиционеры в наряде или на патрулировании, что чревато для "сверхурочников" как минимум дисциплинарным взысканием и всеми вытекающими из него последствиями.
Относительно "достаточных оснований" подозревать вас в совершении преступления или административного правонарушения ситуация, к сожалению для граждан, не является однозначно определенной. Это связано с тем, что ни в одном из нормативных документов четко и недвусмысленно не прописано, а что же собственно является таким достаточным основанием. Как всегда в таких случаях, власть вообще и милиция в частности трактует подобную норму исключительно в свою пользу. Очевидно, что "достаточность" оснований можно определить по аналогии с другой частью той же ст. 100 Устава патрульно-постовой службы, дающей право сотруднику милиции доставлять в отделение лиц, подозреваемых в совершении преступления, при наличии одного из трех оснований:
- когда лицо застигнуто при совершении правонарушения или непосредственно после его совершения;
- когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При иных обстоятельствах и подозрениях лицо доставляется в милицию, а соответственно и подвергается проверке документов, лишь в случае покушения на побег.
В большинстве публичных выступлений высокие милицейские чины обычно объясняют столь массовые проверки документов одним обстоятельством - у каждого отделения милиции постоянно присутствуют ориентировки на поиски преступников и разыскиваемых лиц, которых так же должны выявлять и задерживать наряды ППС.
Тем не менее любой гражданин имеет полное право задать вопрос, о причине того или иного требования милиционера, а так же выяснить, на каком основании сотрудник милиции совершает в отношении гражданина то или иное действие. При этом сотрудник милиции обязан объяснить и обосновать свои действия. Эти ответы надо так же хорошо запоминать или записывать, так как очень часто вам с умным видом будут нести полную чушь, либо ссылаться на нормативные документы из совершенно иной оперы.

В каких случаях у вас могут проверить документы и как это должно происходить, выяснил сайт.

Проверка документов сотрудниками полиции - ситуация в наши дни достаточно привычная. И все же для любого гражданина она сопряжена с малоприятными минутами.

Основания

Случаи, когда страж порядка имеет право проверять документы у граждан, перечислены в 13 статье (часть 1 пункт 2) Федерального закона «О полиции». Согласно этому документу поводом для проверки документов может стать следующее:

Имеются основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске;

Есть повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;

Имеются основания для задержания граждан в порядке, предусмотренном статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и (или) статьей 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Но сотрудник полиции может проверить у гражданина документы, когда тот просто спокойно идет по своим делам. Вышеуказанная норма закона «О полиции» не оговаривает, что полицейский в момент проверки документов должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности лица к совершению правонарушения. Для проверки вполне достаточно внешнего сходства с лицом, находящимся в розыске.

Кроме того, проверка документов для сотрудников полиции может являться еще и поводом пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д. Законопослушным гражданам стоит относиться к таким ситуациям с пониманием - в конечном итоге это забота об их же безопасности.

Как должен вести себя сотрудник полиции?

Согласно закону «О полиции», при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан представиться (назвать свои должность, звание, фамилию), предъявить служебное удостоверение (по требованию гражданина), сообщить причину и цель обращения.

Полицейские, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий их идентифицировать. Если такого знака не имеется и удостоверение вам страж порядка показать отказался - у вас должны появиться закономерные сомнения в том, что вы говорите с сотрудником полиции.

Также нарушением будет являться:

Попытка изъять у вас паспорт или взять его в залог. Однако сотрудник полиции может взять документ, удостоверяющий вашу личность, в руки - чтобы ознакомиться с ним.

Попытка оштрафовать вас на месте за отсутствие регистрации, просроченный или недействительный паспорт и т.д. Административное взыскание по любому из этих правонарушений может быть наложено только по месту пребывания или жительства гражданина.

Что делать, если паспорта с собой нет?

По закону вы не обязаны носить с собой паспорт. И в случае его отсутствия можете предъявить иной документ, удостоверяющий вашу личность: водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п. Если у вас с собой ничего нет - предложите полицейскому записать ваши данные. Чаще всего этого бывает достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о вас как о законопослушном гражданине.

«Пройдемте в участок»

Наиболее неприятным последствием проверки документов может стать предложение пройти с представителями правоохранительных органов для дальнейшего выяснения обстоятельств. Но это возможно только в следующих случаях:

В целях пресечения административного правонарушения;

Установления личности нарушителя;

Составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

Подозрения в совершении преступления.

При этом вы можете попросить подробно объяснить вам, в чем именно вас подозревают и на основании каких данных. Согласно закону «О полиции» (ст. 14 п. 7) у вас есть право на телефонный разговор. Не стесняйтесь об этом напомнить.

Мы с вами живём в правовом государстве, а, значит, все государственные служащие, в том числе и сотрудники полиции, должны осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом.

Случаи, когда страж порядка имеет право проверять документы у граждан, перечислены в пункте 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции). Поводом для этого может быть следующее: 1) имеются основания подозревать граждан в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске; 2) есть повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; 3) имеются основания для задержания граждан в порядке, предусмотренном статьей 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и (или) статьёй 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Иных причин для проверки сотрудниками полиции документов, удостоверяющих личность, федеральное законодательство не содержит.

Таким образом, требование сотрудника полиции предъявить документ, удостоверяющий личность, должно согласовываться с положениями пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о полиции, в противном случае указанное требование является незаконным.

Представим себе ситуацию: полицейский проверил у подозрительного человека документы. Убедился, что никакого правонарушения гражданин не совершил, и вернул паспорт владельцу с извинениями. Нарушил ли постовой закон? Ответ однозначен: нет!

Вышеуказанная норма Закона о полиции не предполагает, что сотрудник полиции в момент проверки документов должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности лица к совершению правонарушения. Вполне возможно, что проверяемый попросту внешне похож на лицо, находящееся в розыске, а это уже основание для того, чтобы попросить его предъявить документы.

Не следует забывать и о том, что процедура проверки документов сопряжена с необходимостью обращения к гражданину. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона о полиции при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим обязанности гражданина.

Велели паспорт показать

Законодательство Российской Федерации не налагает на гражданина обязанность иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в связи с этим отказ гражданина идентифицировать свою личность посредством предъявления сотруднику полиции указанных документов не может расцениваться как неповиновение законному требованию сотрудника полиции (19.3 КоАП РФ). Соответствующий вывод подтверждается судебной практикой (постановление Сыктывдинского районного суда от 2 февраля 2015 года по делу № 5-41/2015).

Безусловно, в этой статье уместно затронуть закономерный вопрос о том, какие же документы позволяют установить личность гражданина? Подавляющее большинство юристов при ответе на поставленный вопрос безапелляционно заявляют, что таким документом является исключительно паспорт гражданина Российской Федерации. Однако обоснованность такой позиции вызывает сомнения. В пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и пункте 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828, указано, что паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Использованное законодателем понятие «основной документ» вовсе не означает, что паспорт гражданина Российской Федерации одновременно является и «единственным документом», удостоверяющим личность. Различие этих понятий подтверждается статьёй 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Вместе с тем нормативный правовой акт, содержащий исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, в российском законодательстве отсутствует.

Права и парадокс права

Стоит также упомянуть про отдельную категорию документов, которые выдаются гражданам Российской Федерации с целью удостоверения их личности, однако по своей правовой природе они весьма специфичны и не могут в полной мере и на неопределённый срок заменить собой паспорт гражданина. В пункте
16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» приведён наиболее полный перечень соответствующих документов: 1) военный билет, временное удостоверение, выданное взамен военного билета, или удостоверение личности военнослужащего, для лиц, которые проходят военную службу (военный билет является документом, удостоверяющим личность гражданина, только в период прохождения им военной службы. - Прим. авт.); 2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта; 3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации); 4) справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

При наличии законных оснований сотрудники полиции также уполномочены на осуществление проверки документов, удостоверяющих личность, у лиц, не имеющих устойчивой правовой связи с Российской Федерацией. Документы, позволяющие установить личность иностранных граждан и лиц без гражданства, указаны в федеральных законах, определяющих правовой статус таких лиц.

Ошибочно отождествляются с документами, удостоверяющими личность: удостоверения государственного гражданского служащего, адвоката, студенческий билет и пенсионное удостоверение. Указанные документы выдаются с целью удостоверения правового статуса лица, его принадлежности к той или иной структуре или социальный группе.

Дискуссионным является вопрос о признании водительского удостоверения документом, удостоверяющим личность. Верховным судом Российской Федерации в определении ГКПИ 06-1016 указано, что водительское удостоверение «содержит все необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина». Данная позиция подтверждена Кассационной коллегией Верховного суда Российской Федерации в определении КАС 06-547. При этом информации о том, какие именно реквизиты являются «необходимыми», определение Верховного суда Российской Федерации не содержит. Одновременно с этим ни в одном документе, имеющем статус нормативного правового акта, включая Федеральный закон от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водительское удостоверение не названо документом, удостоверяющим личность. В связи с этим складывается парадоксальная ситуация, из которой следует вывод о том, что любой документ, имеющий реквизиты, схожие с реквизитами водительского удостоверения, может приравниваться к удостоверению личности гражданина. Обозначенная проблема правоприменительной практики подтверждает необходимость законодательного утверждения перечня документов, удостоверяющих личность.

Зачастую конфликтные ситуации при проверке документов, удостоверяющих личность, возникают на почве расхождения мнений по вопросу о правомерности передачи документа в руки сотруднику полиции. Несмотря на то что законодательно процедура передачи документов, удостоверяющих личность, в руки сотрудников полиции не регламентирована, органы, осуществляющие надзор за законностью деятельности полиции, придерживаются по данному вопросу единообразной позиции. В ответ на обращение гражданина прокуратура города Санкт-Петербурга сообщила следующее: «Сотрудник ППС вправе изучать документы гражданина, получив их на руки. Такая процедура не может расцениваться как изъятие документов» (исх. № 35-116-2013 от 18 января 2013 года).

Юрисконсульт (ведущий) 4-го отдела

ПУ ГУ МВД России по г. Москве

Вечерка постоянно поднимает ментовской вопрос, чтобы люди усвоили, что они тоже не твари дрожащие. Вот статья, которая была в газете не так давно, там все более чем подробно расписано. http://members..html

Моя милиция меня бережет

Вы законопослушный гражданин и никогда ничего не нарушали. Но почему же, когда милицейский патруль устремляется вдруг навстречу, впадаете в отчаяние - все, попал! Хотя это неудивительно: многие наслышаны о неправомерных действиях милиции, именуемых в народе «ментовским беспределом». Сегодня поговорим о том, как обезопасить себя от вымогателей в погонах, не попасться на их провокации и уловки.

Человек в милицейской форме ощущает себя хозяином положения и нередко демонстрирует превосходство в некорректной форме. Но ведь подавляющее большинство граждан допускают такое отношение к себе со стороны людей в форме, на уровне животного рефлекса чувствуя себя без вины виноватым.

Поэтому совет первый - выработайте в себе самоуважение. Если вы не преступник, находящийся в розыске, ведите себя спокойно, вы ни в чем не виноваты. И доказывать это не обязаны! По принципу презумпции невиновности обосновать вашу вину должен милиционер.

Пройдемте–с!

При встрече с сотрудником правоохранительных органов ведите себя спокойно и уверенно, твердо и настойчиво. Не грубите, не провоцируйте и не поддавайтесь на провокации, не оказывайте физического сопротивления.

Необходимо знать, что остановить вас на улице и потребовать документы вправе далеко не каждый сотрудник, который носит милицейскую форму. Граждане обязаны выполнять только законные требования милиционера и только в момент исполнения им служебных обязанностей.

Наряд ППС обязан нести службу на строго отведенном маршруте. Данные об этом есть в карточке маршрута патрулирования или карточке поста. Таким образом, сотрудник Ленинского УВД не вправе заниматься патрулированием территории Свердловского района. В случае несовпадения места и времени маршрута с местом и временем вашей встречи с сотрудником милиции вы имеете полное право закончить на этом общение и спокойно удалиться.

Гражданин,

документики предъявите

Нет закона, обязывающего носить с собой паспорт, кроме как в условиях чрезвычайного положения. Поэтому, если с собой нет ID, предъявите милиционеру любое другое удостоверение личности. Сам факт его отсутствия не является правонарушением, но, парадокс, по закону в этом случае сотрудники правоохранительных органов имеют право доставить вас в отделение для выяснения личности. Отправляясь туда, будьте максимально внимательны.

Ой, а это что тут у вас?

Наркотики...

Если сотрудники милиции хотят провести досмотр вас и ваших личных вещей, они обязаны делать это только в присутствии двух понятых и при составлении протокола (согласно ст. 566, ст. 567 Кодекса об административной ответственности и статьям 95, 96, 184, 185, 186 Уголовно–процессуального кодекса).

Без протокола милиционеры могут вас осмотреть только снаружи. При личном досмотре сотрудники и понятые должны быть одного пола с досматриваемым. Если почувствовали или заметили, что вам что–то подкинули в карман, сумку, ни в коем случае не трогайте предмет, даже если милиционеры предлагают взять его в руки и рассмотреть подробно. Это единственная возможность защитить себя от подбрасывания улик! Если на них не будет отпечатков ваших пальцев, а на руках - следов контакта, то доказать, что этот “кулечек” или “коробочек” ваши, весьма проблематично.

Перед процедурой досмотра сделайте заявление о том, что, по вашему предположению, сотрудники милиции подбросили не принадлежащую вам вещь, и потребуйте в присутствии понятых занести эти слова в протокол.

Вы арестованы

Задержать могут только за совершение правонарушения, преступления или по подозрению в содеянном. Если сотрудники милиции принуждают вас “пройти”, “проехать” с ними в отделение, не пытайтесь оказать сопротивление, не убегайте, не оскорбляйте. Ведь именно этого от вас и добиваются недобросовестные стражи порядка, чтобы на законных основаниях вас “отработать по полной программе”.

Мотивацией к аресту гражданина может быть и любимая “блюстителями порядка” причина - “нетрезвое состояние”. Имейте в виду, что ответственность по статье 366 Кодекса об административной ответственности наступает лишь в случае, если вы выпили и начали буянить, валялись в арыке, приставали к прохожим.

Курение в общественных местах тоже не является причиной для задержания. Сообщите, что в статье 7 Закона “О защите здоровья граждан КР от вредного воздействия табака” четко перечислены места, где курить запрещено. А такого понятия, как “общественное место”, там не значится. Предложите сотрудникам милиции составить протокол о вашем предполагаемом нарушении.

Просто продемонстрируйте хотя бы минимальное знание закона и адекватность. Не давите на стража порядка, дайте возможность ему “сохранить лицо”. Никогда, никогда не бойтесь. Не дайте поймать себя на словах: - Что вы здесь делаете? - Нахожусь. - С какой целью? - С целью присутствия. Все. Ответы даны. Еще вопросы? “Извините, ваши требования незаконны, я обязан подчиняться только законным требованиям милиции. До свидания. Спокойного дежурства”, - на этом диалог исчерпан.

практикум

Рассмотрим конкретную ситуацию. Вы идете по своим делам, а навстречу бравые ребята из патруля: “Предъявите документы!”.

Прежде всего попросите сотрудников представиться, назвать фамилию, должность, звание, в каком УВД работают. Попросите показать удостоверение, которое он должен держать на уровне ваших глаз, чтобы было удобно читать. Лучше всего делайте это вслух, параллельно переписывая данные. Помните: торопить вас никто не имеет права! Вероятно, что патрульный не очень корректно поинтересуется, зачем вы это делаете? Объясните, что хотите знать его данные, чтобы обжаловать действия, если они покажутся вам неправомерными.

Также можете использовать фото–, видео– и аудиотехнику для записи разговора. Спросят, зачем, вежливо ответьте: “Для возможного суда в качестве доказательства по делу”. Включив запись, громко предупредите милиционеров о том, что происходящее фиксируется. Любые попытки препятствовать вам незаконны.

Обратите внимание на срок действия удостоверения: некоторые бывшие сотрудники УВД “теряют” при увольнении доки, а потом используют их в корыстных целях. Отказ продемонстрировать служебное удостоверение - нарушение закона со стороны милиционера. Скажите ему об этом, предупредив, что, согласно статье 8 Закона “О милиции”, вы вправе не подчиниться сейчас его требованиям.

Думаю, для всех очевидно, что отходить в сторону с людьми в форме крайне небезопасно. Без агрессии, спокойно объясните, что много слышали о неправомерных действиях милиции, поэтому вам спокойнее будет разговаривать тут, при свидетелях, тем более что скрывать вам нечего.

Если вас задержали, то имеете право:

на один телефонный звонок для уведомления родственников или близких о задержании и месте нахождения. Органы и лица, осуществившие задержание, обязаны разъяснить задержанному его права и обязанности, при этом сделать соответствующую запись в протоколе;

обжаловать задержание в вышестоящий орган или прокуратуру. Сотрудники милиции обязаны предоставить вам возможность обратиться с жалобой как в устной, так и в письменной форме;

родственники, администрация по месту работы или учебы, а также защитник по просьбе задержанного в кратчайший срок уведомляются о месте его нахождения. Этим правом необходимо пользоваться во всех случаях - хоть кто–то будет знать, где вы находитесь, и позже человек, которому позвонили, сможет засвидетельствовать время задержания, а при необходимости - поднять тревогу;

при задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или лица, их заменяющие. Задержать вас могут по административным правонарушениям сроком не более трех часов в соответствии со ст.565 КоАО. По истечении этого срока должен быть составлен протокол об административном правонарушении, и, если иной состав преступления в ваших действиях отсутствует, вас должны освободить. По уголовным преступлениям вы можете быть задержаны на срок до 48 часов, после чего должны быть либо освобождены, либо вам должна быть избрана мера пресечения в виде содержания под стражей (ст. 97 УПК).

обратная связь

Какие именно темы из области личной безопасности для вас наиболее важны? О чем хотите проконсультироваться со специалистом? Пожалуйста, присылайте вопросы по электронной почте vizavi–[email protected]

консультант по безопасности с 17–летним стажем.

Фото из Интернета



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация