Чем гражданская ответственность отличается от административной. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Главная / Земля

Совершая проступки, которые нарушают правила поведения в сфере государственного управления, виновное лицо несет административную ответственность.

Результатом применения административной ответственности, является предупреждение в будущем совершение новых правонарушений, воспитание гражданина в духе соблюдения законности.

В этой статье:

Применение административной ответственности

Административная ответственность применяется к гражданам и юридическим лицам, которые не соблюдают предписания, установленные в законе.

В литературе под административной ответственностью принято понимать применение мер государственного принуждения за виновное нарушение норм административного права, лицами, вступающими в управленческие общественные отношения. Выражается в виде административных санкций.

Административная ответственность является ответной мерой на нарушение лицом правил поведения, установленных в обществе, и выражается в наступлении неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Основные признаки административной ответственности

Чтобы понять сущность административной ответственности необходимо выделить, присущие ей признаки:

  • Это мера государственного принуждения, выражающаяся в наложении на виновного отдельных видов наказаний, установленных КоАП РФ
  • Административная ответственность применяется в сфере государственного управления, например, образования¸ здравоохранения, в области внутренних дел, юстиции и т. д.
  • В результате применения административных санкций, у правонарушителя не возникает судимости
  • Административная ответственность не связывается с соподчиненностью субъектов административно-правовых отношений
  • Применяется в том случае, если есть прямое указание на это в федеральном или региональном законе

Основания освобождения от административной ответственности

В законодательстве предусмотрены случаи, когда совершая отдельные противоправные действия, виновный освобождается от административной ответственности.

К таковым относятся следующие ситуации:

  1. Крайняя необходимость, представляющая собой действия лица направленные на устранение опасности, которая может угрожать личности, обществу, государству, имуществу, если эта опасность не могла быть устранима иным образом. Деяние будет иметь признаки крайней необходимости, если будет причинен меньший вред, чем предотвращенный.
  2. Малозначительность правонарушения. Означает, что вред причиненный правонарушителем не несет в себе той опасности, о которой говорится в диспозиции статьи. Например, мелкое хищение на сумму менее ста рублей.
  3. Невменяемость лица, совершившего административный проступок. Это ситуация когда, лицо не могло осознавать происходящее и отдавать отчет своим действиям в результате психического заболевания.

Отличие административной от уголовной ответственности

Безусловно, административная ответственность является более мягким наказанием, так как совершаемое правонарушение влечет меньшую общественную опасность, нежели преступление.

В административном кодексе содержится ряд составов, которые имеют схожесть с уголовным законом, например, порча земли, нарушение правил охоты. В этом случае квалификация состава правонарушения или преступления возлагается на правоприменительные органы, которые учитывают характер совершенного деяния, его последствия, квалифицирующие признаки, закрепленные диспозицией статьи.

Разница в ответственности можно заметить на примере санкций, например, суммы штрафа, условия отбывания ареста и его сроки.

Также совершая правонарушение впервые, к лицу может быть применено предупреждение, чего нет в уголовном законе.

После отбывания уголовных наказаний, для лица в дальнейшем возникают трудности с реализацией некоторых прав, например, невозможности поступить на отдельные должности государственной службы, в правоохранительные органы.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Общими отличительными осо­бенностями являются: нормативная база, основа; характер, содержание; основание; привлечение к административной ответственности значи­тельным количеством органов государственного управления, их должностными лицами; субъектами административной ответственности являются на­равне с физическими и юридические лица.

Нормативной основой административной ответственности является КоАП. Это единственный законодательный акт, опреде­ляющий, какие деяния являются административными правонару­шениями, закрепляющий основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершив­шим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административ­ной ответственности.

Нормативную основу уголовной ответственности составляет Уголовный кодекс, дисциплинарной - Трудовой кодекс и многие другие нормативные правовые акты - уставы и положения о дисциплинарной ответственности, принимаемые, утверждаемые различными государственными органами.

Административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности своим характером, т.е. содержани­ем. Содержание ее образуют административные взыскания, являющиеся мерами административной ответственности. Некоторые из них в определенной мере схожи с уголовными наказаниями, например, штраф, исправительные работы, административный арест. Между тем, эти меры как административные взыскания ме­нее суровы по сравнению с уголовными.

Административный арест как мера административной ответ­ственности выражается в лишении свободы, существует лишение свободы и как мера уголовного наказания. Вместе с тем, админист­ративный арест не может превышать пятнадцати суток, а лишение свободы по уголовному праву может устанавливаться на срок от шести месяцев до десяти лет, за особо тяжкие преступления до пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека,- до двадцати пяти лет.

По содержанию административная ответственность сущес­твенно отличается от дисциплинарной. Административная ответ­ственность преимущественно носит материальный (денежный), дисциплинарная - моральный характер. По существу, каждое административное правонарушение обеспечено такой мерой, как штраф. Нет ни одной меры административной ответственности, схожей с дисциплинарной.

Немаловажным отличительным критерием является и то, что административная ответственность налагается особым континген­том органов или лиц. Одни из них специально предназначены для этих целей, другие-выполняют такие полномочия как дополни­тельные к основным. К первому виду относятся судьи по адми­нистративным делам и исполнительным производствам и адми­нистративные комиссии, ко второму виду - многочисленные органы государственного управления и их работники, например, сельский (поселковый) исполнительный комитет, районная (го­родская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолет­них, орган внутренних дел в лице его начальника, заместителей начальника и других работников милиции,

От уголовной административная ответственность отличается упрощенным порядком разрешения дела об административном правонарушении, сокращенными сроками их разрешения. Например, в целом ряде случаев привлечение к административной ответ­ственности возможно на месте совершения административного правонарушения и без оформления соответствующих документов об административном правонарушении. Отдельные категории лиц за совершение административных правонарушений вообще не могут быть привлечены к админис­тративной ответственности, т.е. к ним не применяются санкции нарушенных административно-деликтных норм. Это в первую очередь лица, пользующиеся дипломатической неприкосновен­ностью.

52. Принципы административной ответственности. Цели административной ответственности.

Административная ответственность основывается на опреде­ленных принципах. Ими должны руководствоваться все органы и лица при решении вопросов о привлечении к административной ответ­ственности. Принципы - это признанные и доказанные истины. По КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам адми­нистративной ответственности относятся: законность; равенство перед законом; неотвратимость ответственности; виновная ответственность; справедливость; гуманизм.

В научной литературе названы и некоторые другие принципы: личная ответственность; целесообразность ответственности; гласность; оперативность ответственности.

Принцип законности - сущ­ность этого принципа выражается в неукоснительном соблюдении, норм административно-деликтного права. Во-первых, администра­тивная ответственность должна применяться за совершенное административное правонарушение; во-вторых, применение ее до­пустимо только к виновному лицу; в-третьих, меры воздействия могут быть применены только в размерах и видах, предусмотрен­ных санкцией соответствующей нарушенной административно-де­ликтной нормы; в-четвертых, должны быть соблюдены сроки, уста­новленные для привлечения к административной ответствен­ности.

Принцип равенства перед законом-означает, что все лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, язы­ка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям. Юридические лица, привлекаемые к административной ответ­ственности, также равны перед законом и подлежат администра­тивной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчинен­ности, а также других обстоятельств.

Принцип неотвратимости ответственности предполагает, что: ни одно правонарушение не останется без определенной ре­акции уполномоченных органов (должностных лиц), не останется ими незамеченным; по результатам правонарушения могут быть приняты пре­дусмотренные санкции.

Принцип виновной ответственности - это принцип субъек­тивного вменения, он означает, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Принцип справедливости административной ответственности состоит в ее разумности, привлечении к ответственности без вся­кой предвзятости, с учетом всех обстоятельств дела, в соответ­ствии с установленными правилами, неотступности от них. Гуманизм ответственности-проявляется в самих мерах ответ­ственности, являющихся не столь суровыми, жестокими, соразмер­ными характеру административного правонарушения и возможнос­тям правонарушителя претерпеть их. Целесообразность ответственности-установлено, что физическому лицу, совершившему администра­тивное правонарушение, должно быть назначено административ­ное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Принцип индивидуальной ответственности предполагает от­ветственность конкретного лица лишь за совершенное им конк­ретное правонарушение. Это персональная, а не коллективная ответственность. Она не должна затрагивать интересы других лиц, вины которых в совершенном правонарушении нет. Принцип целесообразности ответственности выражается в ее целях, разумности и практической необходимости (полезности) привлечения к административной ответственности. При решении вопроса об ответственности лица должно быть избрано взыскание, необходимое и достаточное для достижения указанных целей. Оперативность административной ответственности сводится к быстрому, «по горячим следам» привлечению к ответственности и исполнению наложенного взыскания. Гласность ответственности - один из важнейших ее принци­пов. Суть его состоит не только в открытости административного процесса, гласность административной ответствен­ности проявляется во многих других формах. Например, в информировании людей посредством телевидения, радио, перио­дической печати в пределах республики, области, города, сельского, поселкового Советов депутатов.

Административная ответственность имеет свои цели. Цели административной ответственности - это то, чего следует ожи­дать, достичь, каков должен быть результат при ее применении. В самом общем виде административная ответственность пресле­дует социальную цель: свести до минимума совершение админис­тративных правонарушений. В КоАП называются цели административных взы­сканий. Ими являются: воспитание лица (физического лица), совершившего адми­нистративное правонарушение; предупреждение совершения новых правонарушений физи­ческим и юридическим лицом; предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами. Воспитать - это привить, внушить, воздействуя на волю и сознание лица, побудить его соблюдать правила, установленные государством, показать, что нарушение их является негативным явлением, отрицательно сказывающимся на общественном поряд­ке.

По общему убеждению ученых, административная ответствен­ность, как и уголовная, является штрафной, наказательной, кара­тельной. Государство, устанавливая административную ответственность и применяя административ­ное взыскание, преследует цель наказать, покарать правонаруши­теля за совершенное правонарушение. В этом выражается главная суть административной ответственности и ее мер. Административные взыскания воспитывают правона­рушителя наказанием и предупреждают совершение новых право­нарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

53. Основание административной ответственности

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с законодательством.

Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:

а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);

б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);

в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

54. Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.

Такие признаки админист­ративного правонарушения, как противоправность и виновность деяния, не дают полного представления о конкретном админист­ративном правонарушении как основании административной от­ветственности. В определении административного правонаруше­ния указано, что правонарушение характеризуется и ины­ми признаками, предусмотренными в КоАП. К иным признакам относятся объективные и субъективные признаки правонарушения, характеризующие его как основание админ и с тративной ответственности. Эти признаки и образуют состав административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимает­ся совокупность объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих конкретное деяние как административное пра­вонарушение.

В поня­тие объективных признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных - субъект, субъективная сторона.

Объект административного правонарушения - это то, что защищается административно-деликтным законом и на что посягает административное правонарушение. КоАП охраняет от посягательств общественные отношения. Ими являются отношения, обеспечивающие защиту человека, его прав и свобод, законных интересов, права юридических лиц, общественный порядок и в целом установленный правопорядок.

Посягательство осуществляется на широкий круг обществен­ных отношений. В теории административно-деликтного права раз­личают непосредственный, родовой (специальный) и общий объект правонарушения. Подобно объекту выступают потерпев­ший и предмет посягательства.

Объективная сторона состава административного правонару­шения представляет собой акт внешнего поведения - деяния, вы­раженного в активной форме (действии) или в пассивной форме (бездействии). Оно, являясь общественно вредным, посягает на охраняемые КоАП общественные отношения и влечет определен­ные последствия. В некоторых диспозициях в объективную сторону включаются также время, место, способ и другие детализирующие признаки. ПО объ ективной стороне в первую очередь отличается одно административное правонарушение от другого, а нередко и от иных видов правонарушений. Объективная сторона придает пра­вонарушению индивидуальный характер. Ее можно назвать главным отличительным элементом административного правона­рушения.

Субъект правонарушения - это тот, кто его совершил в деяниикоторого имеются признаки правонарушения, описанные в КоАП. Им может быть физическое лицо, или индивидуальный предприниматель. Все они должны отвечать установленным в за­коне признакам. Например, физическое лицо (гражданин) должно достичь определенного возраста, быть вменяемым, т.е. способным отдавать отчет в своих поступках.

Субъективная сторона характеризует психическое отношение физического лица к совершаемому противоправному деянию или его последствиям, осознанность своих поступков, поведения. Она может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Признаки состава правонарушения многочисленны и по своему значению могут быть разными. В юридической науке их делят на обязательные и специальные. Обязательные - это такие, без которых не может быть ни одного состава правонарушения, их еще на­зывают общими, основными, конструктивными. Такими призна­ками являются: вина в форме умысла или неосторожности, достижение определенного возраста субъектом правонарушения и его вменяемость. Специальными признаками являются те, которые несвойственны всем, а присущи лишь определенным составам пра­вонарушений наравне с обязательными. Специальные признаки используются законодателем при кон­струировании конкретных составов правонарушений, дополняя обязательные. Их называют еще факультативными.

55. Специальные и отдельные субъекты административных правонарушений.

Специальные и отдельные субъекты правонарушений являют­ся обособленными группами физических лиц как вида субъектов правонарушений. В свою очередь одним из видов специальных субъектов выступают должностные лица.

Определение должностного лица, данное в КоАП, состоит из двух частей. В первой части определяется собственно должностное лицо, во второй - представители административ­ной власти. Общим для них является то, что первые и вторые виды субъектов обладают властными полномочиями. У должностных лиц эти полномочия относятся к подчиненным ра­ботникам, представителей административной власти - к неподчи­ненным лицам. Первая группа получила обобщенное название - должност­ные лица - для того, чтобы выделить из иных служащих лиц, на­деленных властными полномочиями по отношению к своим подчиненным. В эту группу включены также лица, могущие и не быть служащими, но по отдельному поручению выполняющие специальные управленческие функции организационно-распоря­дительного или распорядительно-хозяйственного характера.

Собственно должностные лица по порядку выполнения функ­ций делятся на следующие: постоянные; временные; по специальному полномочию.

По видам выполняемых функций они классифицируются на два вида: выполняющие организационно-распорядительные функции; выполняющие административно-хозяйственные функции.

Постоянное выполнение функций состоит в том, что должност­ное лицо находится на постоянной работе. Это основная и самая распространенная форма выполнения управленческих функций.

Признаки правонарушений, которые могут быть совершены должностными лицами, описаны не однозначно. В КоАП из 395 статей Особенной части примерно 259 предусматривают в качес­тве субъекта должностное лицо. Из них в 51 статье прямо называ­ется должностное лицо. Только должностным лицом могут быть совершены 27 правонарушений, которые можно назвать должност­ными. Они находятся в разных главах Особенной части. В боль­шинстве случаев должностное лицо в диспозиции нормы не назы­вается. Оно подразумевается в связи с тем, что в санкции этой же нормы субъектом ответственности выступает юридическое лицо или подобное правонарушение может быть совершено только должностным лицом. Например, нарушение законодательства об обращениях граждан (ст. 9.13), прием на работу без документов, подлежащих предъявлению при заключении трудового договора (ст. 23.15), либо работа с обращениями граждан осуществляются только руководящим (начальствующим) составом организации, т.е. должностными лицами; подобные же лица наделены правом приема на работу.

В статьях, в которых должностные лица прямо не оговорены, предусматривается, что такие правонарушения могут быть совер­шены и другими физическими лицами: работниками юридическо­го лица, предпринимателями или даже общими субъектами. Под работником юридического лица понимается физическое лицо (кроме должностного лица), состоящее в трудовых отноше­ниях с юридическим лицом на основании заключенного трудового договора. В статьях Особенной части они специально, как правило, не называются, а выступают в общей, объединенной группе с должностными лицами и, возможно, иными физически­ми лицами. Водители транспортных средств - физические лица, управ­ляющие транспортными средствами за исключением лиц, обучае­мых вождению. К водителям приравниваются лица, обучающие вождению транспортного средства и при этом находящиеся в нем, а также всадники, извозчики, погонщики животных. Чтобы стать водителем транспортного средства, необходи­мо достичь установленного возраста (в зависимости от вида транспортного средства - 16, 18 лет и 21 года) и получить права на управление транспортным средством.

Водители транспортных средств являются субъектами отдель­ных правонарушений, предусмотренных лишь в главе 18 «Адми­нистративные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».

Несовершеннолетние - физические лица, которые на день со­вершения административного правонарушения не достигли возраста 18 лет. Несовершеннолетние от 14 до 16 лет мо­гут быть субъектами лишь некоторых видов правонарушений, пе­речень которых дан в части 2 статьи 4.3. Лица в возрасте до 14 лет рассматриваются как малолетние, которые по понятным причи­нам не являются субъектами ни одного административного право­нарушения. Подобные лица могут совершить лишь противоправ­ное деяние. Для наличия правонарушения требуется присутствие всех признаков состава правонарушения, среди которых - субъ­ект, достигший 16 лет как общее правило и 14 лет - для отдель­ных видов правонарушений. Некоторые составы правонарушений описаны в КоАП таким образом, что субъектами их совершения могут быть лица, выполняющие определенный вид работы или имеющие определенную профессию. Так, нарушение порядка ве­дения кассовых операций может быть совершено кассиром , ненадле­жащее осуществление функций технического надзора за строи­тельством жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости вы­полненных строительно-монтажных работ и произведенных за- трат, может сделать инженер (инженерная организация) (ст. 21.8).

В качестве отдельного субъекта КоАП предусматривает пешеходов, велосипедистов, всадников, извозчиков, погонщиков животных (ч. 1 ст. 18.23), пассажиров (ст. 18.30), проводников ст. 18.32).

Признаки специального и отдельного субъекта относятся только к исполнителям правонарушения. Соучастниками правонарушений, совер­шаемых специальными и отдельными субъектами, могут быть и общие субъекты.

56. Субъективная сторона административного правонарушения.

Субъективная сторона является одним из важных элементов состава правонарушения. Она характеризует отношения субъекта к совершаемому им правонарушению и его последствиям. Субъектом правонарушения может быть лицо, которое не просто совершило противоправное деяние, но совершило его осознанно и проявило при этом свою волю. Психическое отношение лица к деянию должно соответствовать предусмотренным в норме права формам вины, т.е. быть умышленным или неосторожным. Вина составляет содержание субъективной стороны. Она является элементом любого состава административного правонарушения и одним из важнейших принципов административно-деликтного права. Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии субъективной стороны правонару­шения, а значит, и самого его состава.

Не может быть сомнений в наличии вины юридического лица и в том случае, когда правонарушение совершается его работни­ком сугубо по своей воле, т.е. вне связи с пользой или интересами юридического лица, ведома или разрешения органа этого юриди­ческого лица. Вина юридического лица присутствует, так как пра­вонарушение совершается работником юридического лица незави­симо от того, при исполнении служебных (трудовых) обязаннос­тей или не при их исполнении, но с использованием средств, оборудования и т.п. юридического лица.

КоАП 2003 г. установил единое правило: если в деянии лица вина отсутствует, она не установлена, если причиненный вред явился результатом случайного стечения обстоятельств, то нет вины, субъективной стороны правонарушения и самого правонарушения.

Вина в форме умысла или неосторожности является важнейшим и обязательным признаком субъективной стороны. Вина и ее формы определяются в главе 3 КоАП. Формы вины как конструктивные признаки правонарушения в КоАП использу­ются редко. Признак умысла предусмотрен всего лишь в двенад­цати видах правонарушений, а неосторожности - в одном. Значит, форма вины для наличия состава большин­ства административных правонарушений не играет никакой роли. Тем более, законодатель не придает значения формам умысла (прямой, косвенный) или неосторожности (легкомыслие, небреж­ность). Они даже не указаны в качестве обстоятельств, смягчаю­щих или отягчающих ответственность. Некоторые же администра­тивные правонарушения могут быть совершены только умышлен­но. Например, мелкое хулиганство, присвоение найденного заведомо чужого имущества. Правонарушения, которые безразличны к формам вины, сле­дует назвать правонарушениями с альтернативной, или двойной, формой вины.

57. Множественность административных правонарушений.

Под множественностью административных, правонарушений следует понимать совершение одним лицом двух и более правона­рушений до или после привлечения его к ответственности за первое, которые не потеряли административно-деликтной значимости.

Важность рассматриваемого института определяется рядом обстоятельств. Во-первых, отличием множественности правона­рушений от единичных, а значит, и привлечением к ответствен­ности при множественности. Во-вторых, расширением практики совершения одним лицом нескольких административных правонарушений. В-третьих, совершение одним лицом нескольких правонарушений подчеркивает его устойчивую антисоциальную направленность. В-четвертых, множественностью правонарушений причиняется больше вреда, чем единичным правонаруше­нием.

Из определения множественности вытекает три ее признака: 1) необходимость присутствия двух и более самостоятельных соста­вов административных правонарушений. При множественности не может быть иных составов, кроме административных правона­рушений; 2) наличие одного для их всех субъекта. Одно лицо совершает несколько подобных правонарушений. Они могут быть выполне­ны одновременно или разновременно; 3) каж­дое образующее деяние множественности не потеряло еще юридической значимости на момент рассмотрения дела о нескольких административных правонарушениях или о последнем правонарушении. Поэто­му совершение одним лицом двух и более правонарушений не всегда образует множественность. Не охватывается понятием мно­жественности совершение нового правонарушения, если за предшествующее правонарушение: истекли сроки давности привлечения к административной ответственности; лицо было освобождено от административной ответствен­ности; истек срок, в течение которого лицо считается не подвер­гавшимся административному взысканию.

Разновидностями множественности административных правонарушений является: совокупность и повторность.

58. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением.

К рассматриваемым обстоятельствам относятся:

необходимая оборона;

причинение вреда при задержании физического лица, со­вершившего преступление или административное правонаруше­ние;

крайняя необходимость;

обоснованный риск.

Каждое обстоятельство имеет свои условия право­мерности. Если они соблюдаются, то отсутствует противоправ­ность деяния и лицо, его совершившее, не может быть привлечено к административной ответственности. При нарушении одного из них лицо подлежит ответственности.

Необходимая оборона- это правомерная защита от неправомерного посягательства, свя­занная с причинением вреда посягающему. Первым условием правомерности необходимой обороны - недопустима необходимая оборона против правомерных действий, таких, например, как доставление правонарушителя, администра­тивное задержание, досмотр, осмотр, требование об остановке транспортного средства и т.д. Вторым немаловажным условием

  • Административная ответственность юридических лиц. Впервые данный вид ответственности применительно к юридическим лицам был закреплен в начале 90-х годов в различных актах
  • Административная ответственность. 1. Признаки юридической ответственности (средство охраны правопорядка, демократии, осуществление государственно-властных полномочий

  • Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Ключевое значение в системе мер административного принуждения принадлежит мерам административной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выделяют также административно-принудительные меры. Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений, которые носят предупредительно-профилактический характер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка документов, введение карантина и др.). кроме того, выделяют административно-пресекательные меры, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).

    Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органов или должностным лицом административного взыскания лицу, совершившему административное правонарушение..

    Основанием для административной ответственности является совершение административного правонарушения или, что то же самое, административного проступка (вместо «административного правонарушения» или «административного проступка» употребляется термин «административный деликт»). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Противоправное действие или противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т.е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие - это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие - это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо.

    Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить свойственные ему три признака: противоправность, виновность и наказуемость деяния.

    Противоправность означает, что совершение данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены норма права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

    Виновность деяния означает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

    Наказуемость деяния означает, что за совершения данного действия (бездействия) физического или юридического лица должна быть либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно установлена административная ответственность.

    Административная ответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что административная ответственность носит всеобщий характер, то есть нормы и правила обязательны для всех без исключения

    Принципами административной ответственности являются: законность, целесообразность ответственности, ответственность за вину, неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности, индивидуализация мер ответственности, гуманизм, гласность.

    Основаниями административной ответственности являются:

    § нормативное основание - нарушение административно-правового запрета;

    § фактическое основание - совершение административного правонарушения;

    § процессуальное основание - издание правоприменительного акта.

    Административная ответственность обладает общими признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время ей присущи следующие специфические черты, характерные только для этого вида юридической ответственности.

    1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью. Административные наказания назначаются должностными лицами большого числа государственных органов (в основном системы исполнительной власти) во внесудебном порядке, хотя и суды рассматривают определенное количество таких правонарушений. Все эти органы относятся к субъектам административной юрисдикции.

    2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

    3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания. Употребление здесь слов «как правило» обусловлено тем обстоятельством, что предусмотренный в ряде случаев административный штраф составляет большую, чем максимально возможный штраф в качестве уголовного наказания (больше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда).

    4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение, и его увольнение с работы. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания.

    5. Существенной особенностью института административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица.

    6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (Уголовным кодексом РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В этой связи крайне важен вопрос о распределении предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях.

    Отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности можно представить в таблице 1.

    Таблица 1

    Административная ответственность

    Другие виды юридической ответственности

    Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержаться в законах и подзаконных актах

    Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих;

    материальная - законодательством о труде и гражданским законодательством.

    Основанием административной ответственности является административное правонарушение

    Основанием уголовной ответственности является преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда.

    Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица

    Субъекты уголовной ответственности - только физические лица

    За административное правонарушение применяются административные взыскания

    За преступления - меры уголовной ответственности; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания.

    Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, судами (судьями)

    Меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение определенного срока

    Применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершенное преступление, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнения с работу.

    Меры ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях

    Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

    Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

    В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

    а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

    б)основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

    в)субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

    в)за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

    г)административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;



    д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

    е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

    ж)меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

    Меры административной ответственности имеют ряд отличительных признаков:

    · перечень мер административной ответственности установлен КоАП и является исчерпывающим;

    · назначенные и исполненные меры административной ответственности (административное наказание) влекут для право нарушителя истечение срока погашения административной ответственности. Лицо считается подвергнутым административной ответственности в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП);

    · меры административной ответственности (административные наказания) не применяются в момент совершения административного правонарушения. Они применяются всегда после совершения административного правонарушения;

    · меры административной ответственности (административные наказания) назначаются в том случае, когда административным правонарушением причинен необратимый (невосстановимый) вред. Меры административной ответственности призваны компенсировать такой вред;

    · меры административной ответственности (административные наказания) назначаются уполномоченным органом (должностным лицом), когда собраны, закреплены и исследованы доказательства по делу об административном правонарушении, установлена вина правонарушителя.

    Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности.

    Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнении этих мер.

    Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

    Административная ответственность характеризуется некоторыми признаками, общими для всех видов юридической ответственности, таковыми являются:

    Государственное принуждение;

    Правовое принуждение;

    Наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы;

    Итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства;

    Ретроспективная или негативная ответственность, т.е. рассмотрение юридической ответственности в качестве результата правоотношения.

    Каковы же основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права?

    Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления , а также и некоторые другие. Так, с одной стороны, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

    С другой стороны, административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

    Административная ответственность используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, но встречаются гораздо чаще, чем преступления.

    Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, учреждения, организации.

    Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного, а также в предупреждении совершения в дальнейшем административных правонарушений как лицами, привлечённым к административной ответственности, так и другими гражданами.

    Совершение нарушений административно-правовых норм влечёт за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные взыскания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

    Административную ответственность отличает порядок её установления. Административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, полномочных её устанавливать. К ним относятся законодательные органы РФ и субъекты РФ, Правительство РФ, правительства и администрация субъектов РФ, а при стихийных бедствиях и эпидемиях и органы местного самоуправления.

    Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, налагают на правонарушителей административные взыскания. К ним относятся суды и судьи, комиссии по защите прав несовершеннолетних, администрация местного самоуправления, многочисленные органы исполнительной власти.

    Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечёт для нарушителя судимости и не является основанием увольнения его с работы.

    Административную ответственность характеризует особый процессуальный порядок её реализации.

    Административной ответственности присущ всеобщий характер (правила пожарной безопасности, строительные правила и т.д.), который проявляется в следующем: во-первых, во всеобщей обязательности правил для всех граждан и юридических лиц, несоблюдение которых влечёт административную ответственность; во-вторых, во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

    Важная черта административной ответственности состоит в том, что её можно рассматривать как совокупность материальных и процессуальных правоотношений, т.е. материально деликтных, вызванных совершением конкретного правонарушения, и административно-процессуальных, связанных с необходимостью собрать материалы о правонарушении и лице, его совершившем, рассмотреть дело, вынести законное, обоснование и справедливое решение, обеспечить его исполнение.

    Особенность административной ответственности заключается также в том, что нередко при её реализации материальные и процессуальные правоотношения как бы сливаются, образуя единое целое. Например, штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения. Здесь нет самостоятельного и отдельного административного процесса, тут отмечается так называемый усечённый процесс ввиду очевидности и простоты самого характера административного правонарушения.

    Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

    Юридическое равенство всех перед законом и судом;

    Наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;

    Наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;

    Законность привлечения к административной ответственности;

    Справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;

    Своевременность ответственности;

    Принцип целесообразности привлечения к административной ответственности;

    Принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

    Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев - бездействие). Так, например, само по себе намерение лица - участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

    Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

    Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

    Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idem («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

    В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, - к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

    Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Индивидуализация наказания - непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

    Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков - два месяца с их обнаружения. По отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год. Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания - один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

    Целесообразность как принцип юридической ответственности - это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

    Целесообразность как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для правоприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка (т. е. по сути - при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием.

    Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

    Можно назвать такие специфические признаки административной ответственности:

    1)основанием административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние;

    2)она состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью. Поскольку административные проступки менее вредны, чем преступления, административные взыскания менее суровы, чем уголовные наказания;

    3) к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти , реализуя которую, они налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти;

    4) к ней привлекаются индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) и юридические лица;

    5) существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;

    6) она урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

    Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:

    Нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее;

    Фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административное нарушение);

    Процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное административное правонарушение.

    Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе определить взыскание за правонарушение.

    Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям. Прежде всего это происходит путем установления административной ответственности за действия, которые ранее вообще не считались административными проступками (нарушение избирательных прав, правил заключения коллективных договоров, неуважение к суду, невыполнение требований прокурора, многих должностных лиц и др.).

    Расширение административной деликтности идет также путем введения административной ответственности за правонарушения, которые раньше признавались преступлениями (декриминализации), дисциплинарными проступками, гражданско-правовыми деликтами. Так, сейчас не уголовные, а административные санкции применяются за повторное мелкое хулиганство, повторное управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, систематическое нарушение правил административного надзора и др. Появилось много норм, которые устанавливают административную ответственность юридических лиц за административные нарушения.

    Чем обусловлено повышение роли административной ответственности в обеспечении правопорядка? Во-первых, отрицательными последствиями научно-технического развития. Широкое применение сложной техники, электричества, газа, радиоактивных элементов, продукции современной химии, компьютеров и т. д. требует, чтобы общество позаботилось о своей противопожарной, санитарной, информационной и иной безопасности. Достаточно напомнить о вреде, который причиняют дорожно-транспортные происшествия, загрязнения водоемов промышленными отходами. Возникла необходимость усилить охрану людей, материальных ценностей, окружающей среды от отрицательных последствий научно-технического прогресса.

    Во-вторых, принятие норм, устанавливающих ответственность за неисполнение законных актов государственных и муниципальных органов, представителей власти, за неуважение к суду призвано создать условия для нормальной деятельности публичной власти в условиях ослабления дисциплины в обществе.

    В-третьих, административными санкциями прежде всего охраняются обновленное налоговое, таможенное дело, борьба с монополизмом и многие другие экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований.

    2. Понятие административного наказания и классификация мер административного наказания .

    Под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке судьей, мировым судьей, полномочным органом (должностным лицом) к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, не только в целях наказания конкретного лица, но также для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    Административное наказание является одним из видов административно-принудительных мер. Итак, статья 3.1 КоАП указывает, что административное наказание применяется в целях а) предупреждения совершения новых правонарушений самим правонарушителем; б) предупреждения совершения правонарушений другими лицами.

    Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Административные наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения прежде всего своей функционально-целевой направленностью.

    Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Назначением административного наказания реализуется прежде всего карательная функция административной ответственности. Однако это не исключает и предупреждение им совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, что зафиксировано ст. 3.1 КоАП.

    Только административное наказание является мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

    Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере государственного управления, носит наказательный характер, т.е. они являются санкциями, содержащими обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

    K административным наказаниям нельзя относить так называемые восстановительные санкции, в число которых включают, например, изъятие и уничтожение самогона и других крепких спиртных напитков домашней выработки, изъятие работниками государственной торговой инспекции из употребления неправильных измерительных приборов, подлинников документов, образцов недоброкачественных товаров, свидетельствующих о нарушениях или злоупотреблениях, снос самовольно возведенных строений, возмещение причиненного ущерба.

    Разумеется, административным наказанием, как и уголовным наказаниям, присущ воспитательный характер. Однако суть и тех и других санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства. Вообще в результате применения любого наказания лицо претерпевает лишения морального, физического и иного характера.

    Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания (например, уплата наложенного штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при неуплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо наказание обращается на его имущество).

    Являясь правовым последствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей «суровости» может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о «мягкости» этих мер.

    Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности способствует то обстоятельство, что административно-правовые санкции, как правило, являются относительно определенными.

    Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что они налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц. При этом административные наказания применяются как в единоличном, так и в коллегиальном порядке: должностными лицами органов исполнительной власти - единолично; комиссиями по защите прав несовершеннолетних – коллегиально.

    С рассмотренной особенностью административного наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов и их должностных лиц по рассмотрению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это рассмотрение в относительно простом порядке, что обусловливается самой сущностью административного правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и очевидны, что одно и то же должностное лицо, согласно закону, и констатирует факт нарушения, и принимает решение о наложении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение (например, взимая штраф на месте). Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение. Применительно к административному наказанию этот порядок его наложения является административно-процессуальным, в рамках которого административные наказания могут быть наложены полномочным органом на виновное в совершении административного правонарушения лицо (физическое или юридическое), не находящееся в его непосредственном подчинении.

    Применение административного наказания влечет для лица «состояние административной наказанности». Это обстоятельство приобретает особое значение при решении вопроса о наложении административного наказания при повторном, совершении административного правонарушения в этот период.

    Применение административных наказания в случае повторного совершения административного правонарушения служит обстоятельством, отягчающим юридическую ответственность.

    Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

    При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.

    В соответствии со ст. 4.6 КоАП состояние административной наказанности продолжается в течение года со дня окончания исполнения наказания и аннулируется по его истечении автоматически, т.е. без специального решения или санкционирования какого-либо государственного органа или должностного лица. Лицо после истечения этого срока считается не подвергавшимся административному наказанию.

    Классификация мер административного наказания :

    Административное наказание - это наказание, применяемое в установленном законе порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому или юридическому лицу. Оно может выражаться в моральном или материальном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права.

    По целевому назначению меры административного принуждения могут быть подразделены на следующие группы:

    1. административно-предупредительные меры, которые используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;

    2. меры административного пресечения - способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно-опасных последствий;

    3. меры административно-процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - обеспечивают объективное оформление и рассмотрение административных дел;

    4. меры административной ответственности - административные наказания.

    Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

    Основанием административной ответственности является административное правонарушение. За административные правонарушения применяются меры административного наказания. Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами.

    Применение административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы – лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение определенного срока.

    Административные наказания обладают рядом отличительных признаков:

    2. причиняют правонарушителю менее отрицательные последствия, чем уголовное наказание;

    3. налагаются широким кругом государственных органов и должностных лиц;

    4. применяются в процессе специальной деятельности соответствующих органов и их должностных лиц по разбирательству и разрешению дел об административных правонарушениях, причем в относительно простом порядке.

    Система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

    Во первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

    Во вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ.

    В третьих, она дифференцирует административные наказаний на основные и дополнительные (конфискация предметов, административное выдворение), причем последние могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний; другие административные наказания, указанные в ст. 3.2 КоАП могут применяться только в качестве основных. Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть наложено либо основное, либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

    В четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация