Теория оперативно розыскной информации. §3. Теория оперативно-розыскной деятельности и криминалистика

Главная / Бизнес

Теория ОРД сложилась как самостоятельная отрасль научного знания в результате дифференциации системы наук криминального цикла. Развиваясь в рамках криминалистики, теория ОРД начала формировать специфическую систему знаний, изучающих тайные действия преступников, типичные признаки латентных преступлений и наиболее эффективные (преимущественно негласные) силы, средства и методы, применяемые ОРО для современного выявления преступлений, их предупреждения и раскрытия, обеспечения неотвратимости ответственности виновных в их совершении. Диалектическая связь существует между способами действий преступников по подготовке, совершению преступлений, сокрытию следов противоправных действий и тактическими приемами их выявления и раскрытия. Однако методы выявления, предупреждения и раскрытия преступлений разрабатываются не только теорией ОРД, но и уголовным процессом, криминалистикой, криминологией и другими юридическими науками. Развитие и дифференциация происходили за счет не только более четкого определения той социальной практики, которую они удовлетворяют, но и формулирования тех внутренних составляющих, которые отличают их предметы. Понятие предмета теории ОРД впервые в специальной литературе было определено А.И. Алексеевым и Г.К. Синиловым (1973 г.) как включающего три составных части: 1) характеристика системы мер борьбы с преступностью, осуществляемых с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов; 2) исследование правовой основы ОРД; 3) изучение системы отношений (правовых и других), складывающихся в этой работе. В специальной литературе предмет теории ОРД подвергался неоднократным уточнениям и дополнениям. Так, А.Г. Лекарь (1976 г.) полагал, что для его уяснения необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть закономерности оперативно-розыскной практики. В качестве таковых он прослеживает закономерную связь между тайным характером совершаемых преступлений и необходимостью использования для их предупреждения и раскрытия оперативно-розыскных средств и методов. В.А. Лукашов (1976 г.) включил в предмет познания теории ОРД закономерности, возникающие и проявляющиеся в организации ОРД.

Обобщив накопленные по этому вопросу знания, Д.В. Гребельский (1977 г.) предлагал свою классификацию закономерностей, составляющих предмет теории ОРД и проявляющихся в: преступности; организации ОРД; познавательной стороне ОРД; деятельностной стороне ОРД; в правовой регламентации ОРД. При этом автор указанной классификации подчеркнул, что выявление, обоснование и систематизация общих и более частных закономерностей является постоянной научной задачей. Несколько иную классификацию элементов предмета теории ОРД предложил В.М. Атмажитов (1992 г.), разделивший их на относящиеся к:

  • образованию оперативно-розыскной информации, ее обнаружению, получению, проверке и фиксации;
  • деятельности ОРО по использованию оперативно-розыскной информации;
  • организации ОРД;
  • правовому регулированию ОРД.

И.А. Климов (1993 г.) внес ряд логико-гносеологических замечаний в эти признаки и разработал свою конструкцию предмета теории ОРД как производного от объекта ее познания. Объектом познания теории ОРД, по его мнению, выступают следующие явления и процессы объективной действительности:

  • преступность как определенное социальное явление;
  • ОРД как один из видов общественной практики борьбы с преступностью;
  • правовое регулирование ОРД.

Предметом познания теории ОРД, как любой другой науки, считает И.А. Климов, являются закономерности, отношения, связи и другие объективные стороны, характерные для объекта ее исследования.

Несмотря на дискуссионность понятия предмета теории ОРД, перечни его основных содержательных элементов, составленные различными авторами, во многом совпадают. Учитывая это, а также накопленный эмпирический и теоретический материал о законодательном уровне регулирования оперативно-розыскных отношений, предлагается следующее определение:

Теория ОРД - это наука, исследующая закономерности механизма совершения преступлений и противодействия криминальной среды, возникновения информации о преступлении и его участниках, сбора, оценки и использования фактических данных о них, разрабатывающая правовые, организационные, методические и тактические основы эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью. Данное определение содержит важнейшие структурно-содержательные элементы предмета теории ОРД, которые целесообразно рассмотреть более подробно.

Тема 1-2

1. Криминалистика - это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познаниях этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений.

Предметом криминалистики является совокупность объективных закономерностей, познание которых необходимо для успешного расследования и для принятия необходимых мер по предотвращению преступлений.

Задачи криминалистики подразделяются на общую (для всех наук уголовно-криминального цикла) - содействовать своими разработками борьбе правоохранительных органов с преступностью - и специальные задачи (решаемые именно криминалистикой), к которым относятся:

  • дальнейшее изучение объективных закономерностей, составляющих основу предмета криминалистики, развитие ее общей и частных теорий как базы разработки средств, приемов и рекомендаций по судебному исследованию и предотвращения преступлений;
  • разработка новых и совершенствование существующих тех- нико-криминалистических средств, тактических приемов и методических рекомендаций по собиранию, исследованию и использованию доказательств и в связи с этим интеграция в криминалистику достижений естественных, технических и гуманитарных наук;
  • разработка и совершенствование организационных, тактических и методических основ предварительного и судебного следствия;
  • разработка криминалистических средств и методов предотвращения преступлений.

Помимо общей и специальных задач криминалистика на каждом этапе решает конкретные задачи временного характера.

Общая задача криминалистики как прикладной науки обусловлена ее социальным назначением - своими научными разработками на основе всестороннего использования достижений современной науки и техники сделать деятельность органов дознания, предварительного следствия, суда, криминалистической экспертизы наиболее оптимальной, научно продуманной и оснащенной современными специальными средствами, приемами и методами борьбы с преступностью.

Указанная задача криминалистики конкретизируется применительно к основным целевым назначениям уголовного судопроизводства, обозначенным УПК РФ, - обеспечению досудебного производства (предварительного расследования или дознания) по уголовному делу эффективными техническими средствами, приемами и методами его ведения; установлению и изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; созданию необходимой доказательственной базы для их справедливого наказания или освобождения от него (ст. 6, 21). В успешном достижении этих целей большую роль играет быстрое раскрытие расследуемого преступления.

При этом подраскрытием преступления в криминалистическом смысле понимаются определенные структурные состояния фактических данных о расследуемом событии в ходе следственной деятельности. Раскрытым (но не полностью) преступление в указанном смысле считается, когда выявлено подозреваемое лицо, установлены существенные для разрешения дела фактические обстоятельства, а затем и лицо, которому может быть предъявлено обвинение, подтверждено. Важной составной частью такого раскрытия является обнаружение признаков скрытого (латентного) преступления. Полностью раскрытым и расследованным преступление на стадии предварительного расследования в уголовно-процессуальном понимании считается, когда составлено обвинительное заключение по делу и оно утверждено прокурором. Окончательно раскрытым преступление с решением всех задач уголовного судопроизводства считается после вступления приговора суда в законную силу.

Содержаниерасследования преступления во многом определяется результативностью деятельности по раскрытию преступления. Вместе с тем оно определяется и деятельностью, направленной на выявление обстоятельств, связанных с личностью преступника; характером и размером вреда, причиненного преступлением; выявлением смягчающих и отягчающих обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности, и других данных, в совокупности позволяющих обеспечить правильное применение закона к расследуемому случаю, гарантирующих привлечение к ответственности именно виновного и не позволяющих это сделать в отношении невиновного. Наряду с решением этих задач в процессе расследования реализуются и процессуальные функции, в частности процессуальное руководство следователя, обеспечение прав и законных интересов участников процесса, отстаивание интересов потерпевших, нарушенных преступлением, предупреждение преступлений и др.

Основание для разграничения раскрытия и расследования преступлений лежит в познавательной и удостоверительной функциях уголовного процесса. Иными словами, при расследовании факт преступления должен быть не только детально познан, что существенно для его раскрытия и решения отдельных задач расследования, но и надлежащим образом процессуально удостоверен.

Подпредупреждением преступлений в криминалистике понимается система приемов выявления причин и способствующих преступлению условий, объектов криминалистическо-профилактического воздействия, а также профилактических мер, затрудняющих совершение новых аналогичных преступлений, пресекающих или прерывающих преступную деятельность конкретных лиц.

Оптимизация указанных видов процессуальной поисково-познавательной криминалистической деятельности с помощью криминалистики осуществляется путем использования в этих целях ее теоретических положений, общих, частнонаучных методов и разработки специальных криминалистических средств и методов.

Общая задача криминалистики, обусловленная ее социальной функцией и местом в системе юридических наук криминально- правового цикла, предполагает существование рядачастных задач, отражающих внутреннюю структуру и методологию криминалистики. К числу таких задач относятся:

  • выявление и исследование общих объективных закономерностей и явлений в практике совершения преступлений и деятельности по их расследованию;
  • разработка и совершенствование на основе данных указанного исследования методов и средств практической деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Важной частной задачей современной криминалистики является и разработка информационных технологий работы не только с криминалистически значимыми данными, но и другими юридическими фактами в целях расширения применения возможностей криминалистики в других видах юридической деятельности.

Решение этих задач способствует формированию и совершенствованию научного аппарата криминалистики (понятий, принципов, классификаций, обшей и частной теории, учений и т. д.). Как видно из приведенного перечня, непосредственную связь с социальной функцией криминалистики имеет итоговая задача криминалистики, обеспечивающая должный «выход» ее научных рекомендаций в практическую деятельность по борьбе с преступностью. Однако в ряду задач каждая последующая вытекает из предыдущей и обусловливается ею.

3) Криминалистика - юридическая наука , поскольку ее предмет, объект познания, разрабатываемые средства и методы лежат в области правовых явлений. Служебная функция криминалистики и решаемые ею задачи относятся к сфере деятельности правоохранительных органов, к правовым процессам (расследование, судебное разбирательство, судебная экспертиза), а рекомендации, разрабатываемые ею для практики борьбы с преступностью, основаны на законе либо применяются в соответствии с его требованиями.

Криминалистика относится к специальным юридическим наукам , таким, которым не соответствует какая-либо определенная отрасль права или группа норм из различных отраслей права. С точки зрения интенсивности связей криминалистика относится к наукам уголовно-правового цикла, изучающим преступность и меры борьбы с ней . В эту группу входят: УП, криминология, УПП, криминалистика, УИП, теория оперативно-розыскной деятельности, уголовная статистика.

Криминалистика тесно связана с наукой уголовного права . На основе юридических признаков составов преступлений разрабатываются криминалистические методики их расследования: чтобы расследовать преступление, нужно понимать, в чем оно заключается, какими признаками характеризуется, каковы элементы его состава.

Как и криминология , криминалистика занимается разработкой мер предупреждения преступности. Но ее предметом здесь служат узко специальные, в основном технические меры. Последние включаются в разрабатываемую криминологией общую систему профилактических мероприятий. Данные криминологии о личности преступников и потерпевших, о некоторых обстоятельствах совершения различных видов преступлений используются криминалистикой при разработке методик расследования преступлений, а о динамике преступности и ее отдельных видов для планирования наиболее актуальных научных исследований.

Особенно тесные связи у криминалистики образовались с УПП . Оно определяет пределы и условия применения криминалистических рекомендаций в раскрытии и расследовании преступлений, компетенцию участников процесса в использовании криминалистических средств и приемов, процессуальный порядок проведения следственных действий. Криминалистика же на этой основе разрабатывает средства, приемы и рекомендации по оптимальному достижению целей уголовного судопроизводства.

Криминалистика связана и с такими юридическими науками, как УИП и АП . Положения УИП используются криминалистикой при разработке методик раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в условиях исправительных учреждений. Что же касается АП, то хотя эта наука и не относится к числу «криминальных», ее положения, особенно содержащиеся в специальной части, которая рассматривает вопросы организации деятельности органов внутренних дел, не могут не учитываться криминалистикой при разработке ее методических рекомендаций. Кроме того, ряд норм Особенной части УК РФ при формулировании составов тех или иных преступлений отсылает к нормам АП, например к правилам дорожного движения, техники безопасности.

Связь криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности является обоюдной. Криминалистика при разработке проблем тактики и методики учитывает оперативно-розыскные возможности, а оперативно-розыскная деятельность положения и рекомендации криминалистики. Практический аспект этой связи заключается в том, что рекомендации криминалистики должны, помимо прочего, преследовать цель создания оптимальных условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных со следственными действиями, и легализации полученных результатов, а рекомендации теории оперативно-розыскной деятельности для производства соответствующих следственных действий.

Связи криминалистики с общественными науками многообразны и продуктивны. Категории материалистической диалектики лежат в основе учения о методах криминалистики. В научных криминалистических исследованиях и при разработке криминалистикой практических рекомендаций нельзя обойтись без широкого использования законов логического мышления, таких его приемов и процедур, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, обобщение, аналогия. Связь криминалистики с этикой выражается в том, что при разработке средств, приемов и методик раскрытия и расследования преступлений учитываются требования норм нравственности. Законность применения криминалистических рекомендаций не должна вступать в противоречие с требованиями нравственности.

Данные юридической психологии используются криминалистикой в первую очередь при разработке тактических приемов. Они составляют также один из важных элементов научных основ ряда частных криминалистических теорий (например, учений о криминалистических версиях, о способе совершения преступления) и разрабатываемых на этой основе тактических приемов производства следственных действий.

Сферой применения данных судебной психологии являются криминалистические тактика и методика и, отчасти, криминалистическая техника. Достаточно упомянуть, например, о значении психологических данных для судебного почерковедения, формирования внутреннего убеждения эксперта-криминалиста или для методики расследования различных мошенничеств.

Весьма разветвленные связи имеются у криминалистики с естественными и техническими науками , причем они непрерывно расширяются под воздействием научно-технического прогресса. Связи криминалистики с этими науками в основном заключаются в творческом использовании их достижений для разработки и совершенствования криминалистических средств и методов. Однако в ряде случаев средства и методы этих наук используются в криминалистических целях непосредственно, то есть в непреобразованном виде.

В сферу взаимодействия включаются все новые области знания, но при этом возникает и «обратная связь»: достижения криминалистики, ее средства и методы начинают использоваться в судебной медицине, археологии, биологии, археографии, истории, литературоведении и др.

Большое значение для развития криминалистики, совершенствования ее научной продукции как теоретического, так и прикладного характера имеют достижения естественных, технических, общественных наук. В криминалистике активно и плодотворно реализуются многие идеи, теории, подходы, методы философской науки (в частности, логики), психологии, психиатрии, медицины, науки управления, социологии, физики, химии, других наук неюридического профиля, достижения технического и социального прогресса.

КРИМИНАЛИСТИКА И ТЕОРИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности - наиболее близкие по теоретическому и практическому содержанию юридические науки. Они имеют одни объекты изучения - преступную деятельность различных видов и деятельность по ее раскрытию. Много общего и в истории их развития, тактике и методике проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. И это не случайно, ибо многие исходные теоретические положения, приемы и методы оперативно-розыскной деятельности сформировались в рамках криминалистики. Соответственно многие положения и рекомендации криминалистики легли в основу указанной научной дисциплины.

Вопрос о соотношении и связях криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности в силу своей актуальности и практической значимости заслуживает отдельного рассмотрения.

Розыскная, сыскная деятельность сопутствует правосудию на всем протяжении его истории. Именно в ее функции входило раскрытие преступлений, установление и розыск виновных, подлежащих затем передаче в органы судебной власти. Зачатки сыскной деятельности можно обнаружить в эдиктах римских преторов, в инквизиционных процессах средневековых трибуналов, в практике дьяков российского сыскного приказа. Однако лишь в 18 в. появляются подлинные профессионалы уголовного сыска, причем по иронии судьбы первых ощутимых результатов в этой области добиваются переметнувшиеся на эту сторону “баррикад” бывшие преступники. Такой, например, личностью, оставившей заметный след в истории российского сыска, был вор-рецидивист Ванька Каин (кличка Ивана Осипова), подавший 27 декабря 1741 г. в Сыскной приказ челобитную с просьбой принять его на службу “для сыску и поимки” 32 преступников, перечисленных в челобитной. Просьба его была удовлетворена, и он занимался “доносительством” до конца 40-х гг., когда обнаружилось, что Каин параллельно с “доно­сительством” сам совершал преступления в сговоре с чиновниками полиции и Сыскного приказа. По повелению императрицы Елизаветы Петровны была образована следственная комиссия, которая вела расследование дела Каина до 1753 г. Следствие сопровождалось бесконечными допросами и пытками Каина и его соучастников, затем дело было передано Сенатом в Сыскной приказ и здесь тянулось еще более двух лет. Только в июне 1755 г. Каину был вынесен смертный приговор, замененный затем наказанием кнутом и ссылкой “в тяжкую работу”. Предварительно у него были вырезаны ноздри и он был клеймен.

Переход к советскому этапу развития правоприменительных органов тесно связан с революционными событиями февраля-октября 1917 г. - свержением самодержавия и переходом власти сначала к Временному, а затем к большевистскому правительству. Сыскную полицию и “охранку”, разгромленные во время февральских событий, Временное правительство пыталось “оживить” под видом “народной милиции”. Однако это были “косметические” меры, а название не отвечало сущности - она не служила интересам трудящихся, поэтому 28 октября (по старому стилю) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) РСФСР принял декрет “О рабочей милиции”.

Созданной 7 декабря 1917 г. Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), во главе с Ф.Э.Дзержинским, было поручено вести борьбу не только с контрреволюцией, но и с наиболее опасными уголовными преступлениями, однако это не решало всех задач установления правопорядка и законности в такой огромной стране, как бывшая Российская империя.

Преступность этого исторического периода отличалась уголовным “профессионализмом”, большой распространенностью особо опасных преступлений, тайным характером их приготовления и совершения, сокрытием следов. Естественно, что наиболее эффективным средством борьбы с преступностью могли быть негласные методы выявления и изучения антиобщественных элементов. Столь ненавистные прогрессивным слоям общества приемы и методы царских уголовной и политической полиции еще до событий 1917 г. в условиях противостояния самодержавия и оппозиционных (революционных) партий были приняты последними на вооружение. С приходом большевиков к власти создаваемые ими органы особого назначения были вынуждены прибегнуть к оперативно-розыскной деятельности как самостоятельному направлению борьбы с преступностью, имеющему непроцессуальный (преимущественно, негласный) характер.

Для успешной борьбы с преступностью требовалось хорошо организованное применение негласных средств и методов: возникла необходимость в разработке общих принципов и правил разведывательной деятельности.

Под руководством Ф.Э.Дзержинского были разработаны положения и инструкции, предусматривавшие использование как негласных, так и гласных методов и средств. Важную роль в правовом регулировании негласной деятельности по борьбе с преступностью сыграла 1-я конференция ВЧК, состоявшаяся в июне 1918 г. На конференции были приняты три нормативных документа: “Инструкция по борьбе со спекуляцией”, циркуляр “Обязанности работающих по политическому розыску” и памятка “Что должен помнить каждый комиссар, следователь, разведчик, работающий по розыску”.

В целях создания профессионального аппарата, способного одолеть массовый рост бандитизма, краж и других тяжких преступлений, в октябре 1918 г. НКВД и Народный комиссариат юстиции (НКЮ) РСФСР приняли “Инструкцию об организации Советской рабоче-крестьянской милиции”, которая учредила Главное управление милиции с рядом структурных подразделений. Первой службой в системе органов внутренних дел, взявшей на вооружение разведывательные методы борьбы с преступностью, стал уголовный розыск, Центральное управление которого (Центророзыск) было учреждено 5 октября 1918 г. Коллегией НКВД было принято “Положение об организации отделов уголовного розыска”, в котором отмечалось, что эта служба создается “для охранения революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного порядка и борьбы с бандитизмом”. Центророзыск состоял из двух основных частей. Одна из них называлась активной частью и занималась производством дознания, другая - секретной, осуществлявшей негласные мероприятия. Такая структура аппаратов уголовного розыска сохранялась до 30-х гг.

Одной из первоочередных задач органов милиции и ВЧК, особенно важной для оперативно-розыскной деятельности, была организация информационной работы, в т.ч. и уголовной регистрации, на научной основе. Однако эта работа была крайне затруднена.

Те немногие научно-технические средства, которые достались советскому уголовному розыску от дореволюционных полиции и жандармерии, не могли использоваться, т.к. основная их часть была приведена в негодность, а дактилоскопические бюро и фотографические лаборатории почти полностью уничтожены. Активное участие в ликвидации регистрационных карточек и других материалов часто принимали наиболее заинтересованные лица - уголовные преступники.

Создавшуюся ситуацию можно зримо представить из отчета Центророзыска: “При политическом перевороте почти везде были уничтожены имевшиеся при прокурорах судебных палат кабинеты научно-судебной экспертизы, во многих бывших розыскных отделениях также уничтожены регистрационные материалы, нарушена дальнейшая дактилоскопическая и фотографическая регистрация, много старых служащих розыска ушло, штаты пополнены новичками и, несмотря на царящую во многих местах уголовную анархию, разбой “среди белого дня”, безумно дерзкие кражи, борьба с преступностью приняла какой-то кустарный характер...”

Первые шаги Центророзыска по организации разведывательно-информационной работы можно проследить по его следующим решениям только конца 1918 - начала 1919 гг.

10 октября в губернские управления милиции направлены два циркуляра: в первом из них органам уголовного розыска предлагалось в течение месяца представить фотографии всех без исключения преступников, во втором - предписывалось в двухнедельный срок выслать в Центророзыск подробные списки разыскиваемых лиц, подлежащих задержанию, и, впредь, предоставлять такие списки по мере поступления требований о розыске.

14 октября начальник Центророзыска предложил создать в Москве трехмесячные курсы для работников уголовного розыска, где они могли бы обучаться основам советского законодательства, научным способам раскрытия преступлений, фотографической и дактилоскопической регистрации. В связи с этим в документах Главного управления милиции подчеркивалось: “...настало время поставить дело сыска на научную основу и создать кадры действительно опытных работников, научных специалистов”.

Старые методы сбора и использования информации были отвергнуты, а новых способов и приемов оперативно-розыскной деятельности еще не было выработано (например, опросные листы, картотечный учет преступлений и лиц, их совершивших, были заменены произвольными докладами с мест), поэтому и материалы уголовной регистрации применялись примитивно. Наиболее распространенным способом предупреждения и раскрытия преступлений были облавы, в результате которых задерживались подозрительные лица, изымалось большое количество вещей. Затем и лица, и вещи проверялись по имеющимся материалам регистрации.

Недостаток оперативной информации ощущался не только на тактическом, но и на управленческом уровне. В связи с этим Ф.Э.Дзержинским (решением ВЦИК РСФСР в марте 1919 г. он был утвержден наркомом внутренних дел РСФСР с оставлением его председателем ВЧК) 4 апреля и 5 мая 1919 г. были сформулированы основные “информационные задачи”, на основе которых разрабатывались принципы и система единой регистрации преступлений и оперативно-розыскных данных.

7 июня 1919 г. Ф.Э.Дзержинский издал циркуляр № 4407, которым предписывалось: “...сотрудников ЧК вливать в местные уголовно-розыскные учреждения, содействуя реорганизации этих учреждений и постоянно передавая в их ведение часть функций, лежащих ныне на ЧК в области борьбы со спекуляцией, должностными преступлениями и т.д.” Такая реорганизация содействовала тому, что уголовный розыск все больше стал вооружаться опытом работы ВЧК и тем самым совершенствовать возложенную на него разведывательную деятельность по борьбе с преступностью.

Примитивная преступность первых послереволюционных лет, по выражению начальника научно-технического подотдела уголовного розыска НКВД РСФСР С.М.Потапова, сменилась естественным процессом специализации отдельных ее видов, “первобытные” орудия были заменены на более современные. Такое развитие преступности есть “приспособление преступной среды к современным условиям жизни и уровню знаний”. В этих условиях с особой остротой встал вопрос о необходимости разработки и применения научных методов борьбы с преступностью.

Совершенствовалась уголовная регистрация, увеличивалось количество ее объектов и их учетных признаков. Выделился специальный вид учета - негласный учет всех подозрительных лиц, профессиональных и непрофессиональных преступников, их организаций (шайки, банды), лиц, соприкасающихся с преступным миром, а также притонов и мест сборищ преступного элемента, проходящих по сообщениям осведомителей и донесениям разведчиков. Гласное добывание и проверка этих сведений (например, через участковых или в ходе облав), а также их открытая регистрация запрещались. Другим службам милиции рекомендовалось сообщать о них в подразделения уголовного розыска в секретном порядке.

Представляется, что оценивать такой подход к работе с оперативной информацией следует двояко. С одной стороны, это действительно была вынужденная мера по защите сведений от разглашения, а кроме того она позволяла, не третируя граждан вниманием “компетентных органов”, проверить не только вероятность участия того или иного лица в преступной деятельности, но и возможность его возврата к нормальной жизни либо полной невиновности. С другой стороны, излишнее засекречивание всех аспектов деятельности уголовного розыска приводило к отторжению оперативных сотрудников от их основной опоры - народа, вело к выделению их в специальную обособленную касту, к психологической деформации. Тем не менее это была новая система, организационно закреплявшаяся не только в инструкциях, но и в “Общих организационных принципах, на которых строится работа уголовного розыска Союза ССР” от 14 мая 1927 г.

С.М.Потапов в 1927 г. предложил создание блока учетов, в основу которых положил картотеки почерков, монодактилоскопическую и способа действия, особенно подчеркивая важность последней. Он выработал и основные принципы ведения и использования учета преступников по способу совершения преступлений, основа которого сохранена до настоящего времени.

В процессе функционирования оперативные аппараты развивались, структурно совершенствовались, их работа нормативно упорядочивалась.

В 1937 г. в органах советской милиции были образованы аппараты по борьбе с хищениями социалистической собственности и другими хозяйственными преступлениями (БХСС), которые, ввиду особенного, скрытого, замаскированного характера преступлений в сфере экономики, сразу взяли на вооружение методы негласного их выявления и раскрытия.

Этот и последующий этапы деятельности оперативных аппаратов НКВД отмечены негативными явлениями, вызванными как общеполитической ориентацией руководства страны на усиление классовой борьбы и поиск “врагов народа”, так и тесной связью с органами государственной безопасности по работе с “политическими” преступниками. Не уравновешенный демократическими институтами, выведенный из-под контроля закона, НКВД превратился в ведомство, составляющее основу репрессионного механизма. Подобно промышленности, которая всеми средствами “накручивала” показатели валового выпуска в тоннах и рублях, НКВД стремился выполнить свои “планы”. Его работники старались выявить как можно больше “контрреволюционных организаций”, “вредителей”, “шпионов”, чтобы оправдать свое существование, самим уйти от репрессий.

Желание показать активизацию борьбы с уголовной преступностью привело к демонстрации “снижения” количества уголовных проявлений и преувеличению числа раскрытых дел. При выявлении же подобных фактов они объяснялись вредительством и подрывной деятельностью в собственных рядах. Таким образом в 1938 г. была расценена деятельность руководства I-го спецотдела НКВД СССР - Цесарского, Шапиро и Зубкова, которые были обвинены в умышленном создании хаоса в учетных массивах, “полной неразберихе” в организации оперативных учетов, засоренности Отдела чуждыми в политическом отношении сомнительными элементами.

Массовые репрессии были тяжелейшим испытанием для страны, и не только потому, что в их жерновах погибли миллионы (хотя это было главным). В годы произвола прекрасно чувствовали себя, приобретали невиданную уверенность и власть прежде всего худшие представители общества. Такой размах гонений вряд ли бы был возможен, не “подключись” к карательным органам целая армия помощников. Одних принуждали к сотрудничеству с НКВД силой, другие делали это из карьеристских соображений, третьих обманывали. Именно для них проводилась беспрецедентная кампания по укреплению “бдительности”, нагнеталась истерия в выявлении “врагов”. Выступая на собрании актива Москвы в Большом театре по поводу 20-летия ВЧК-ОГПУ-НКВД, А.И.Микоян гордо заявил: “У нас каждый трудящийся - наркомвнуделец!” Каждый, кто не репрессирован, - осведомитель - это был тот идеал, к которому стремилось тогдашнее руководство.

С началом Великой Отечественной войны многие работники оперативных подразделений НКВД оказались на “переднем” крае борьбы с фашистскими захватчиками. Одни из них получили специальные задания на организацию гражданского населения на активное сопротивление врагу в партизанских отрядах и проведение диверсионных акций, другие - те, что не успели эвакуироваться либо отступить с частями Красной Армии, сами создавали группы сопротивления или также оказывались в партизанских отрядах. Третьи отчаянно боролись с общеуголовной преступностью и активно действовавшей в тылу Красной Армии агентурой противника.

Военная обстановка изменила характер традиционной преступности. Появились совершенно новые преступления: дезертирство, членовредительство, хищение и подделка продовольственных карточек, особые виды мошенничества и т.п. В условиях войны увеличилось количество “старых” видов тяжких преступлений - убийств, разбоев, грабежей и краж. Уголовники, ряды которых возрастали за счет освобождающихся из тюрем и лагерей перед оккупацией и в ее период, вооружались, подбирая оружие в местах боев. Появились и новые уголовные “кадры” - дезертиры Красной Армии. Переходя на нелегальное положение, они укрывались в лесах, объединялись в устойчивые группы, рекрутируя в свои ряды преимущественно несовершеннолетних и женщин, и, часто имея оружие, совершали дерзкие преступления в основном корыстного характера.

Военное время отразилось и на документах органов внутренних дел. По Директиве НКВД СССР от 19 ноября 1941 г. № 292/к “О борьбе с агентурой германской разведки” во всех НКВД-УНКВД были созданы оперативные учеты данных о разведывательных органах и разведывательной сети противника, выявленных оперативным путем.

В период войны деятельность оперативных подразделений милиции и использование ими оперативных методов определялись рядом новых специфических направлений: борьба с уголовной преступностью и помощь органам госбезопасности по выявлению агентуры противника в местностях, объявленных находящимися на военном положении (в прифронтовой полосе); борьба с бандитизмом и другими уголовными преступлениями в районах, освобожденных от врага, при практическом отсутствии специальных архивов, уничтоженных в связи с захватом обширных территорий Союза; приход на службу в милицию новых кадров.

Нормативные документы органов внутренних дел послевоенного периода регламентировали как совершенствование оперативной работы, так и изменение структуры оперативных органов.

Начало 50-х гг. ознаменовалось событиями, которые привели к смене руководства страны и изменениям в политической жизни. Смерть Сталина подвела черту под целой эпохой деятельности государственного аппарата (в т.ч. его силовых органов), называемой сегодня антинародной. Показательным, в связи с этим, являлся Приказ МВД СССР от 9 июля 1954 г. о порядке изъятия из архивных фондов I-х спецотделов всех уровней учетных материалов на лиц, дальнейшее оставление которых на учете не вызывается оперативной необходимостью. Таким образом, только более чем через тридцать лет были сняты с оперативного учета отнесенные к разряду криминальных объектов, наряду с бандитами, налетчиками и ворами всех мастей, взятые на учет по отдельным анкетам в период с 1917 по 1921 г. бывшие помещики, крупные купцы, фабриканты, банкиры, а также другие категории “буржуазного населения”, имевшие ценность как заложники. В число заложников входили близкие родственники (члены семьи) офицеров царской армии, воевавших не только на стороне белого движения, но и в рядах Красной Армии, известных заводчиков, сбежавших в те годы за рубеж.

Упразднение в январе 1960 г. Министерства внутренних дел СССР, как показала практика, было ошибочным, и прежде всего в плане организации борьбы с преступностью. Связи между республиканскими органами оказались ослабленными, исчезла возможность оперативного применения имеющегося опыта и новейших достижений науки и техники. Не было единой политики и в области организации и тактики использования оперативных средств. Это проявилось в принятии на местах нормативных актов, произвольно трактующих те или иные положения актов центральных органов, касающиеся организации и тактики оперативно-розыскной работы.

И все-таки для органов внутренних дел России это не были годы провала в оперативной работе. Ряд документов ведомственного уровня этого периода имели программное значение. Они закрепили систему и структуру оперативных учетов органов милиции и во многом определили перспективу дальнейшего совершенствования всей информационной деятельности оперативных аппаратов. Министерством охраны общественного порядка (МООП) РСФСР в декабре 1962 г. был издан приказ, объявивший Наставление по организации и ведению оперативно-розыскного учета в органах милиции и Инструкцию о порядке учета разыскиваемых лиц. Эти документы были столь удачными, что опередили свое время и “действовали” более 15 лет, обеспечив таким образом стабильное становление информационной работы в системе правоохранительных органов России.

Для этого этапа развития оперативных аппаратов и оперативно-розыскной деятельности как наиболее эффективного средства в борьбе с преступностью характерно появление первых разработок в области теории ОРД.

Определить точно, на каком этапе эмпирического развития оперативно-розыскной деятельности возникла необходимость в ее теоретическом осмыслении, познании ее закономерностей, весьма сложно. Тем более, что и хронологические границы этапов эволюции этого вида деятельности условны. Думается (и архивные документы этому подтверждение), что подготовка таких руководящих документов дореволюционной полиции, как “Положение об охранных отделениях” (1907 г.), “Инструкция по организации и ведению внутренней агентуры” (1908 г.) и др., уже требовала соответствующего описания, обобщения и систематизации эмпирического опыта сыскной работы.

Уже с первых дней существования уголовного розыска РСФСР для организации его работы необходимо было прибегать к приемам научного анализа. Изучение позитивного наследия российской уголовной полиции (наставлений, инструкций, материалов уголовной регистрации, отдельных методов оперативной работы) имело большое значение.

Возникновение теории ОРД было продиктовано объективной необходимостью распространения накопленного опыта борьбы с преступностью и среди оперативных работников. Интересные теоретические предложения по изучению преступности, личности преступника, тактике применения оперативно-розыскных средств и методов содержались в работах ученых-криминалистов С.М.Потапова, П.С.Семеновского, В.Л.Санчева, И.Н.Якимова и др. Ими были обобщены особенности процесса расследования многих уголовных преступлений, результаты оперативной работы, обнаружены соответствующие закономерности, подчеркнута самостоятельность оперативно-розыскной деятельности. Профессор И.Н.Якимов, уже в то время отождествляя разведывательную (негласную) работу с розыскным искусством, отмечал: “...розыскное искусство, как всякое искусство, имеет свою теорию, может быть еще не так глубоко разработанную... и свою пока не особенно богатую литературу”.

На последующих этапах была начата разработка частных оперативно-розыскных теорий. Этому важнейшему направлению в становлении теории ОРД посвящены прежде всего работы А.Г.Лекаря, В.А.Лукашова, Д.В.Гребельского, Г.К.Синилова, а также В.Г.Самойлова, В.Г.Боброва, А.Ф.Возного, Л.Н.Калинковича и др.

К этому времени существование теории ОРД вне рамок других юридических наук, прежде всего криминалистики, еще не было общепризнано, но активно разрабатываемые ею основополагающие начала уже играли методологическую роль.

В середине 50-х гг. А.Г.Лекарь сделал вывод о самостоятельности учебного курса ОРД, имеющего свой предмет. Были сформулированы первые понятия и категории, заложен реальный теоретический фундамент дальнейшей разработки гносеологических проблем оперативно-розыскной деятельности. На этой основе к началу 70-х гг. Д.В.Гребельский, А.И.Алексеев, Г.К.Синилов убедительно обосновали необходимость и возможность признать теорию ОРД самостоятельной отраслью научного знания.

Последующие годы следует отнести к периоду теоретических исследований по различным направлениям оперативно-розыскной деятельности, в т.ч. предмета и методологических основ науки, общих положений ее организации и тактики, основанных на анализе положительной и негативной практики применения оперативно-розыскных возможностей органов внутренних дел.

Путь обретения самостоятельности науки был сложным. Это определялось не только непринятием, непониманием или пассивным сопротивлением со стороны практических работников новым подходам к, казалось бы известному, предмету - практической деятельности по предотвращению и раскрытию преступлений путем негласного расследования, но и настороженным отношением к проблемам новой системы знаний со стороны ученых - представителей смежных наук, имеющих с ней общий предмет исследования. Последние считали, что ОРД чисто практическая деятельность, поскольку основана на применении методов и приемов столь же разнообразных, сколь разнообразны преступления. К одной из причин такой позиции научных “собратьев” следует отнести исторически сложившуюся, зачастую неоправданную закрытость как вопросов практики, так и теоретических проблем ОРД. Это ставило насущным вопрос о разработке “кодекса ОРД” - основ оперативно-розыскного законодательства.

Вместе с тем продолжалась активная разработка отдельных направлений теории оперативно-розыскной деятельности и путей их практической реализации в деятельности оперативных аппаратов ОВД.

Основные работы Г.К.Синилова посвящены исследованию: правовых, организационных и информационных основ деятельности субъектов ОРД по борьбе с преступностью; методики и тактики выявления, предупреждения и раскрытия экономических преступлений; теоретических основ применения экономико-правового метода в борьбе с теневой экономикой и другими посягательствами на собственность; прогнозирования преступности; организации, методики и тактики борьбы с организованной преступностью; оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства.

С.С.Овчинским активно разрабатывается проблема информационного обеспечения органов внутренних дел. Выходят его работы по вопросам раскрытия преступлений аппаратами уголовного розыска, а также по оперативно-розыскной профилактике, выполненные на базе обобщения теории оперативно-розыскной деятельности и криминологии.

В.Г.Самойлов и его последователи посвящают свои работы актуальным направлениям теории и практики оперативно-розыскной деятельности (методология оперативно-розыскной деятельности; организация и тактика работы службы по борьбе с экономическими преступлениями; оперативная разработка; организация конфиденциального сотрудничества и др.).

А.Б.Утевским разрабатываются основы организации и тактики борьбы с преступностью на транспорте. Его учебники “Особенности борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте” и “Предупреждение и раскрытие преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел на транспорте” являются единственными в настоящее время учебными материалами по данной проблематике и используются преподавателями и слушателями высших и средних учебных заведений МВД России и стран СНГ.

Б.Е.Богданов становится одним из основоположников теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с экономической преступностью, а его ученики исследуют различные проблемы этого направления ОРД: “Экономическая информация и ее использование аппаратами БХСС в борьбе с преступностью”, “Специальные экономические познания и их использование в деятельности аппаратов БХСС: организационно-тактические и правовые основы” (Ю.С.Блинов); “Информационный фонд службы БХСС. Его организация и использование”, “Выявление и раскрытие хищений нефтепродуктов”, “Использование возможностей вычислительной техники в следственной работе” (В.П.Кувалдин); “Правовые и этические проблемы оперативной работы службы БХСС” (И.И.Басецкий).

Свою научную школу создает В.Г.Бобров. Он и его последователи работают над проблемами общей теории оперативно-розыскной деятельности ОВД, вопросами организации и тактики борьбы с преступностью аппаратами уголовного розыска и БЭП.

Ю.Ф.Кваша разрабатывает проблематику оперативной работы в специальных учреждениях МВД (“Организационные и тактические основы предупреждения преступлений оперативными аппаратами ИТУ”, “Теория и практика оперативно-розыскной деятельности в системе исправительно-трудовых учреждений”).

Известную украинскую школу теоретиков сыска представляет своими работами И.П.Козаченко. Его научные интересы лежат в сфере проблем оперативно-розыскной тактики, профилактики преступлений, правовых, организационных и тактических аспектов негласной работы оперативных подразделений органов внутренних дел.

История становления и развития оперативно-розыскной деятельности отражает особенности преступности как крайне опасного, отрицательного явления в общественной жизни, приобретающего в разные исторические периоды различную направленность. В свою очередь, с изменением характера преступности менялся и характер деятельности ОВД. Накопление профессионального опыта привело к совершенствованию стратегии и тактики разведывательно-поисковой работы.

Анализ преступлений показывает, что наиболее тяжкие из них готовятся и совершаются тайно, преступники изощряются в выборе средств маскировки своего преступного поведения. В последние годы отмечаются факты глубокой конспирации преступных групп, применения ими современных технических средств для совершения преступлений и ведения контрнаблюдения за работниками органов внутренних дел, а также использования иных элементов активного криминального противодействия, в т.ч. коррумпированных представителей органов власти и управления.

Это подтверждает верность выбора негласных мер борьбы с преступностью в прошлом и обусловливает необходимость их использования в настоящее время, однако настоятельно требует разработки и реализации на практике современных теоретических моделей борьбы с преступностью в ее новейших проявлениях, на новых стадиях социально-экономического развития общества и государства.

И если тяжесть непосредственной работы по борьбе с преступностью ложится на оперативные подразделения органов внутренних дел и их новые специализированные службы (управления по борьбе с организованной преступностью, подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и др.), то оказывать им помощь в методическом обеспечении такой работы, в уточнении прежних и выборе новых тактических приемов противодействия преступникам и их изобличения по-прежнему призваны представители теории ОРД.

Отмеченные изменения преступности нашли отражение в работах В.М.Атмажитова (“Взаимодействие аппаратов уголовного розыска с другими службами и подразделениями ГОРОВД по раскрытию преступлений”, “Реализация оперативно-розыскной информации”, “Сущность, силы, средства и методы ОРД”, “Специальная работа органов внутренних дел”, “Основы оперативно-розыскной тактики ОВД”); И.М.Дьяченко (вопросы взаимодействия оперативных служб ОВД в раскрытии хищений государственного имущества; проблемы использования в оперативно-розыскной деятельности штатных конфиденциальных сотрудников органов внутренних дел; понятие и теоретические вопросы развития организованной преступности в России и проблемы борьбы с нею; вопросы создания системы логико-информационной поддержки процесса выявления организованных преступных формирований и раскрытия преступлений, ими совершенных); В.П.Илларионова (использование возможностей переговорного процесса в борьбе с преступностью); И.А.Климова (исследование предмета, системы и методологии теории ОРД; правовых, организационных, информационных основ деятельности субъектов ОРД по борьбе с преступностью; прогнозирования преступности; организации и тактики борьбы с организованной преступностью; оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства; обеспечения экономической безопасности и др.); Г.Г.Лаевского (проблемы распознавания лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел; организация и тактика получения информации от лиц, находящихся в условиях камерного содержания и ограниченного передвижения; совершенствование таких методов оперативно-розыскной деятельности, как личный сыск и оперативная разработка); А.А.Фальченко (“Правовые и организацинно-тактические проблемы использования аппаратами БХСС возможностей ОРД в предупреждении хищений”, “Организация и тактика деятельности аппаратов БЭП”).

В этом ряду особой актуальностью отличаются работы А.Г.Маркушина, посвященные правовым основам организации и тактики получения информации; выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; документированию и реализации оперативных данных. Несомненной заслугой А.Г.Маркушина является разработанная им концепция обоснования объективной необходимости преподавания в юридическом вузе спецкурса основ оперативно-розыскного законодательства и, прежде всего, вопросов уголовно-процессуального использования оперативной информации в раскрытии и расследовании преступлений. Такой курс прошел экспериментальную проверку на юридическом факультете Нижегородского государственного университета и, несомненно, послужит повышению эффективности работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

И здесь он не одинок. Бывший работник прокуратуры, а ныне Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Л.Я.Драпкин еще в начале 90-х гг. читал специальный курс об основах использования оперативно-розыскных возможностей в расследовании преступлений на кафедре криминалистики Свердловского юридического института (ныне Уральская юридическая академия).

Ученые - представители теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел стали инициаторами подготовки и разработки не только многочисленных методических рекомендаций оперативным аппаратам и основополагающих ведомственных нормативных актов по различным направлениям оперативно-розыскной деятельности ОВД, но и проектов законов “О милиции”, “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об отмывании преступных доходов”, Положения о службе криминальной милиции, Концепции государственно-правовой политики в области борьбы с преступностью, а также ныне действующего Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (1995 г.).

Первый закон “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации”, принятый Верховным Советом РФ 13 марта 1992 г., можно без преувеличения считать событием исключительной важности в ряду практических мер, осуществляемых в последние годы в целях совершенствования правовой базы борьбы с преступностью. В законе было дано определение оперативно-розыскной деятельности; раскрыты ее содержание, задачи и принципы; сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, использования их результатов в раскрытии преступлений; закреплены права и обязанности лиц, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, регламентированы вопросы их социальной и правовой защиты. Впервые ОРД был придан официальный статус государственной правовой формы борьбы с преступностью, создана ее правовая основа.

Вместе с тем закон был нормативным актом переходного периода, создавался впервые и опередил по времени принятие Конституции РФ, в связи с чем ему оказались свойственны существенные недостатки, в частности, определенная декларативность, неконкретность отдельных положений (ограничение возможностей оперативных служб), слабо проработанный механизм гарантий соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Поэтому возникла необходимость внесения изменений и дополнений в названный закон, приведения его в соответствие с Конституцией РФ, насущными потребностями практики.

Новый Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее - Закон об ОРД) вступил в силу с 18 августа 1995 г. Им предусмотрен ряд принципиально новых правовых установлений. К их числу можно отнести следующие основные новеллы:

1. Расширены задачи ОРД (ст.2).

2. Дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) (ст.6).

3. Более четко сформулированы основания проведения ОРМ (ст.7).

4. Установлено судебное разрешение на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, а также осуществляемых безотлагательно (ст.8); введен новый порядок рассмотрения судом таких материалов (ст.9).

5. Скорректированы положения закона, регламентирующие использование результатов оперативно-розыскной деятельности; установлен порядок передачи оперативно-розыскных материалов органу дознания, следователю или в суд (ст.11).

6. Конкретизированы права граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (ст.18).

7. Расширены и конкретизированы положения в части прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью: определен круг сведений, которые не входят в предмет прокурорского надзора (ст.21).

К сожалению, и в ныне действующем Законе об ОРД не в полной мере учтены современные разработки теории оперативно-розыскной деятельности и достижения передовой оперативно-розыскной практики. Поэтому авторы последовавших комментариев к Закону об ОРД вынуждены в отдельных случаях более подробно, чем это можно было бы сделать при ином решении законодателя, разъяснять нормативные предписания, давать толкование ситуациям, в которых возникающие порой правовые отношения в должной мере не урегулированы Федеральным законом.

Факт позднего законодательного оформления ОРД и то, что лишь в 1994 г. она была признана Высшей аттестационной комиссией в качестве научной специальности, говорят о молодости теории оперативно-розыскной деятельности и ее перспективности.

Исторический экскурс, таким образом, позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Процесс формирования и развития любого государства и его институтов обусловлен объективными потребностями общественной жизни.

Наличие такого социального явления, каким является преступность, приводит к необходимости образования специальных структур для борьбы с нею. В ряду этих структур стоят и органы внутренних дел.

2. Исторически сложившейся формой практической деятельности по борьбе с преступностью стали разведывательно-поисковые методы, носящие преимущественно негласный характер. Правоохранительными органами они взяты на вооружение вследствие особенностей постоянно мимикрирующей преступности (тайный характер подготовки и совершения преступлений, а также постпреступного поведения).

3. Активное использование негласных методов в борьбе с преступностью требует углубленного изучения их природы, сущности и закономерностей функционирования, получения и использования оперативной информации в расследовании преступлений, а также научной разработки оптимальных направлений оперативно-поисковой работы в современных условиях.

  • § 3. Правовые, морально-этические и психологические основы оперативно-розыскной деятельности
  • Лекция 3. Субъекты оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и их правовое положение
  • § 1. Подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их задачи, компетенция. Социально-правовая защита сотрудников
  • § 2. Лица, гласно участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, их правовое положение и формы содействия
  • § 3. Лица, содействующие органам внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе
  • § 4. Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, их социальная и правовая защита
  • Лекция 4. Способы получения оперативно-розыскной информации
  • § 1. Сущность оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения
  • § 2. Оперативно-розыскные мероприятия, требующие судебного решения
  • § 3. Оперативно-розыскные мероприятия ведомственного санкционирования
  • § 4. Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия
  • Лекция 5. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Криминальные учеты как средство информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Учеты иных государственных и негосударственных организаций, учреждений, используемые в информационном обеспечении оперативно-розыскной деятельности
  • Лекция 6. Финансовое, техническое и иное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 1. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • § 2. Техническое и иное обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Лекция 7. Оперативно-розыскное производство и использование результатов оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Оперативно-розыскное производство как реализация организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности
  • § 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
  • Лекция 8. Контроль и надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности
  • § 1. Общие положения контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • § 2. Ведомственный контроль за осуществлением оперативно-розыскной деятельности
  • § 3. Прокурорский надзор как форма контроля за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел
  • Положение о негласном полицейском надзоре
  • Об организации сыскной части
  • Инструкция чинам сыскных отделений
  • I. Общие положения
  • Документы соглашений о сотрудничестве между мвд рф и мвд других стран - членов снг
  • Документы двухсторонних соглашений мвд рф с правоохранительными органами отдельных зарубежных государств
  • О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов
  • Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности
  • Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне
  • Осведомители
  • Использование конфиденциальных отношений по законодательству сша и фрг
  • Использование оперативных работников-нелегалов по законодательству фрг
  • Привилегия конфиденциальности в законодательстве сша и фрг об оперативно-розыскной деятельности
  • О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
  • Чужими письмами интересовались издавна Из истории сыска в царской России
  • Государственная монополия на осуществление оперативного контроля почтовых, телеграфных сообщений и телефонных переговоров (по законодательству сша и Италии)
  • Прослушивание телефонных переговоров как метод сыска в некоторых зарубежных странах
  • Контролируемая поставка как элемент секретной операции фбр сша
  • Некоторые методы работы полиции Запада
  • Об информации, информатизации и защите информации
  • О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании
  • Гражданский кодекс Российской Федерации
  • О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну
  • Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера
  • Перечень сведений конфиденциального характера
  • О прокуратуре Российской Федерации
  • 0Б организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений
  • О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”
  • Об организации надзора за исполнением Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”
  • Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности
  • II. Прием, регистрация, прохождение документов
  • III. Составление документов, формирование их в дела и надзорные производства
  • IV. Обеспечение сохранности документов
  • Раздел 1. Нормативные акты России
  • 1.1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  • 1.2. Законодательные акты, регулирующие вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности или связанные с орд:
  • 1.3. Нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности.
  • 1.4. Нормативно-правовые акты государственных органов, осуществляющих орд и участвующих в ней.
  • Раздел 2. Международные нормативные акты
  • Сведения об авторах
  • Лекция 2. Теоретические, правовые и иные основы оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы

    Известный принцип системного подхода к познанию любого явления, объекта изучения позволяет рассматривать оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел как совокупность двух самостоятельных систем. Во-первых, как систему научных знаний, взглядов, относительно новую научную дисциплину - теорию ОРД ОВД, которую частично представляет учебная дисциплина “Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел”; во-вторых, как систему организационно-правовых, познавательно-деятельных элементов и приемов получения и использования информации непроцессуального характера в практике борьбы с преступностью. Для уяснения сущности, задач и значения каждой из этих составляющих рассмотрим их содержание последовательно.

    § 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и их значение для практики борьбы с преступностью

    Возникновение теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, как и любой другой науки, обусловлено потребностями общественной практики, в нашем случае - практики борьбы с преступностью с использованием специальных разведывательно-поисковых возможностей.

    На определенном этапе развития накопленный эмпирический материал перестал устраивать практику ОРД и она потребовала научного подхода к изучению, обнаружению необходимых закономерностей между сложившимися в этой области борьбы с преступностью отношениями, выработке единых подходов к познанию результатов применения сил, средств и методов с использованием общего языка (знаковых форм). Общеизвестно, что теория становится необходимой там и тогда, где и когда возникают научные проблемы, решение которых невозможно без теоретического исследования.

    Генезис такого перехода от эмпирии сыска к научному знанию о непроцессуальных возможностях ОРД в общих чертах уже был нами рассмотрен.

    Теория любой науки как отрасли знания описывает и объясняет некую совокупность явлений, реальных отношений, выдвигаемых концепций, сводит обнаруженные закономерности к единому началу.

    Гносеологическую сущность основ оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел следует представлять прежде всего через понятия и сущность теории ОРД, ее объект, предмет и методы научного познания. Специфичность этих элементов в первую очередь свидетельствует о самостоятельности науки.

    Попытки сформулировать понятие теории ОРД и определить ее предмет имеют принципиальное научное и практическое значение, ибо, как отмечает А.Г.Маркушин, эти фундаментальные методологические проблемы формируют не только основу общей теории, но и конкретные научно-прикладные исследования.

    Одно из первых понятий теории ОРД предложил В.А.Лукашов, обозначив ее как основанную на выявленных закономерностях систему знаний о формах организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и тактике осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, раскрытие преступлений, розыск скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц.

    Однако бесконечный процесс познания заставляет возвращаться к прежним, казалось бы решенным, проблемам на новом уровне развития знаний, что приводит к выводу, что подходы ко многим понятиям науки складываются по мере ее генезиса. Это касается и рассматриваемых нами понятий.

    Если объектом исследований теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел является практика борьбы с преступностью, осуществляемая специальными (непроцессуальными) средствами и методами, то предметом теории, отражающим объект, следует определить закономерности, складывающиеся в сфере ОРД. Именно это, по словам Р.С.Белкина, оправдывает существование самостоятельной науки.

    Определение закономерностей в области ОРД также было неоднозначным по мере их изучения. Так, авторы первого учебника по курсу ОРД (кафедра Московской высшей школы, 1966 г.), под руководством А.Г.Лекаря, относили к этим понятиям: закономерные связи между тайными способами подготовки и совершения преступления и негласными методами и средствами их предотвращения и раскрытия; особенностями действий преступников и тактическими приемами их разоблачения; эффективностью осуществления оперативно-розыскных мероприятий и результатами борьбы с преступностью и иные.

    В современном варианте эти закономерности, исследованные А.И.Алексеевым, Г.К.Синиловым, В.А.Лукашовым, А.Ф.Возным, А.Ф.Волынским, Д.В.Гребельским, В.Г.Самойловым, наиболее удачно изложили в своих работах их последователи В.М.Атмажитов и А.Г.Маркушин.

    Структурно в составе теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел они предлагают выделить закономерности:

      организационного обеспечения;

      познавательного и деятельного аспектов;

      правового и нравственно-психологического характера (отношений).

    Закономерности, относящиеся к организационному обеспечению, влияют на подбор, профессиональную подготовку и расстановку кадров (включая конфиденциальные источники); возникновение и формирование факторов, составляющих оперативную обстановку и всех вытекающих из ее анализа и оценки состояний; обеспечение оперативных аппаратов научно-техническими средствами; выбор организационно-управленческих направлений функционирования криминальной милиции (как в целом, так и отдельных ее подразделений) и др.

    Закономерности познавательного аспекта содержат приемы получения на основе универсального диалектического метода, а также общенаучных и специальных методов ОРД информации непроцессуального (оперативно-розыскного) характера о той части объективной действительности, которая отражает “криминальный мир” (преступность и преступления, со всеми их проявлениями, отношениями и связями), познание которых одними гласными мерами невозможно либо затруднительно.

    Закономерности деятельного (прикладного) аспекта включают направления, способы и приемы (собственно тактику) использования полученной оперативно-розыскной информации для достижения цели борьбы с преступностью.

    Закономерности правового характера отражают законодательное и ведомственное нормативное регулирование и возникающие при этом правовые отношения.

    Закономерности нравственно-психологического и иного характера содержат отношения, возникающие в ходе осуществления разведывательно-поисковых действий, мероприятий (реализация познавательного и деятельного аспектов), а также организационно-правового обеспечения такой деятельности.

    Ни одно научное определение, естественно, не может быть признано окончательным. Однако обобщение указанных положений позволяет сделать вывод, что предмет теории ОРД составляют закономерности возникновения, функционирования информации об обстоятельствах подготовки, совершения, маскировки (сокрытия) преступлений, ее непроцессуального получения и использования в борьбе с преступностью, а также о возникающих при этом отношениях особого рода.

    Характер отношений, возникающих и реализующихся в данной области (носят объективный характер, через них проявляются свойства ОРД и ее специфические черты), еще предстоит определить в ходе тщательного научного изучения в процессе формирования новой отрасли права - уголовно-розыскного права. В дискуссии по этой проблеме участвует все большее число специалистов.

    Очень важно определить место теории ОРД в системе наук, уяснить ее соотношение со смежными научными дисциплинами, обозначить области “пограничного” характера и возможности взаимного влияния и проникновения. Решение этих задач позволяет не только определить (подчеркнуть) специфику предмета теории ОРД (а значит и самостоятельность), но и сделать выводы о ее характере, содержании и перспективах развития.

    Не умаляя важности связи теории ОРД с конституционным, административным, уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом, со специальными юридическими науками - криминалистикой, криминологией, судебной медициной, а также с такими науками, как логика, психология, педагогика, остановимся на наиболее значимых из них.

    Теория права имеет для теории ОРД важнейшее методологическое значение. Учение о сущности и функциях государства и регулирующей роли права, такие понятия, как юридический факт, правоотношения, правопорядок, законность и др., лежат в основе теории оперативно-розыскной деятельности.

    История государства и права (и это уже отмечалось) имеет методологическое значение для исследования основных этапов становления, развития ОРД и использования исторических закономерностей.

    Научные положения уголовного права о видах и формах преступлений, основаниях уголовной ответственности, составе преступления, стадиях его развития, видах и условиях применения наказания являются базовыми (вследствие единого объекта познания - преступления) для выявления закономерностей: возникновения и обнаружения оперативно-розыскной информации на различных стадиях развития посягательства; формирования организованных преступных группировок и др.

    Закономерности применения норм уголовно-процессуального права (поводы и основания возбуждения уголовного дела, учение о доказательствах и др.) являются весьма важными для теории ОРД. Среди них особое значение имеют закономерности поиска источников оперативной информации, определения предмета документирования, выбора приемов и средств сбора фактических данных и возможностей их легализации.

    Основы криминологии позволяют теории ОРД использовать научные положения о причинах и состоянии преступности, личности преступника для закономерных выводов об оптимальности расстановки оперативно-розыскных сил и средств, их маневре с учетом криминологического прогноза, соответствующих профилактических мерах по устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, и воздействию на лиц с асоциальной направленностью.

    Общеизвестна органическая связь криминалистики и теории ОРД. Неоспорим тот факт, что ОРД зародилось в недрах криминалистики. Их взаимообогащение, взаимопроникновение и, в то же время, отличие обнаруживаются при сравнении предметов этих наук. Даже значительное совпадение их задач не исключает существенных различий в средствах и методах их достижения.

    Важнейшее значение как для теории ОРД, так и для практического применения ее сил, средств и методов имеют следующие научные положения криминалистики: учения об идентификации, уголовной регистрации, розыскных приемах. Они могут выступать методологической основой для формирования целого ряда частных оперативно-розыскных теорий (например, об организации и использовании оперативных учетов, организации личного сыска, розыскной работы и др.).

    Теория оперативно-розыскной деятельности, представляя собой разновидность процесса познания объективной действительности, диалектического отражения предметов и явлений материального мира в сознании людей и других закономерностей, складывающихся в сфере борьбы с преступностью, по своей познавательной сущности не отличается от других наук. Именно поэтому теория оперативно-розыскной деятельности, как и другие отрасли знания, базируется на применении совокупности методов научного исследования, включая современные - ситуационного подхода, системно-структурного анализа, конфликтного взаимодействия и игр, информации и др. Но если вопрос о главенстве всеобщего диалектического метода, являющегося базой для формирования общенаучных и специальных методов познания, общепризнан, то в вопросе о собственных методах теории ОРД у специалистов нет единого подхода.

    Собственно методы теории оперативно-розыскной деятельности выделяют Д.В.Гребельский, В.А.Лукашов, В.Г.Бобров, В.Г.Самойлов, С.С.Овчинский, А.Г.Маркушин и др., относя к ним опрос, наблюдение, обследование зданий, сооружений и других объектов, их исследование, оперативный эксперимент, а также методы информационно-аналитического характера (анализа и оценки оперативной обстановки, получения и обработки сведений личностного характера, обработки оперативно-технической информации), метод системного изучения и внедрения передового опыта, сравнительно-правовой и формально-логический методы толкования правовых норм ОРД.

    Первую группу методов, на наш взгляд, следует отнести к прикладным методам оперативно-розыскной деятельности (основанным на общенаучных методах познания), с помощью которых поставляется эмпирический материал для теоретических исследований. В отношении второй группы следует присоединиться к мнению А.И.Алексеева и Г.К.Синилова о том, что ни в какой науке нет каких-то абсолютно своих методов, а в исследовании проблем оперативно-розыскной деятельности общенаучные методы и специальные методы других наук модифицируются в зависимости от объекта исследования, принимая специфические черты, обусловленные своеобразием предмета теории ОРД. Однако они, “применительно к оперативно-розыскной специфике, пока не настолько глубоко разработаны, чтобы их можно было рассматривать в качестве частных методов теории ОРД”. Тем не менее, научно обосновано, что отсутствие собственных методов (к конкретному моменту исследования) не отрицает существования науки в целом.

    Перечисленные положения позволяют сделать вывод о том, что стратегической целью теории ОРД является обеспечение практических мер борьбы с преступностью научно обоснованными рекомендациями по использованию специфических непроцессуальных (прежде всего негласных) средств и методов.

    Вследствие этого основными задачами теории ОРД становятся:

      изучение истории становления и развития ОРД;

      изучение закономерностей и общественных отношений, составляющих предмет теории ОРД; разработка понятий, категорий и принципов ОРД, определение ее места в системе научных знаний;

      исследование методологических проблем теории ОРД, системы методов других наук, используемых в теории ОРД для разработки собственных современных методов;

      исследование правовых основ ОРД и разработка мер обеспечения законности ее осуществления;

      исследование теории информационного обеспечения ОРД и разработка стратегии информационно-аналитической работы в оперативных аппаратах ОВД;

      исследование организационно-структурных и управленческих проблем с целью совершенствования комплекса организации и управления силами и средствами ОРД;

      исследование теории и практики оперативной работы правоохранительных органов зарубежных стран, творческое использование передовых организационно-тактических форм и приемов борьбы с преступностью.

    Эти задачи возникают из накопленных знаний и опыта в науке и практике и обусловливают необходимость выявления новых проблем теории ОРД, стимулирующих ее развитие.

    Уже сегодня требуют научной разработки проблемы, связанные со стратегической и тактической разведкой, и другие организационно-тактические аспекты ОРД.

    В связи с этим невозможно игнорировать значение теории ОРД для практики ее реализации.

    В системе научных знаний, обеспечивающих профессиональную деятельность сотрудников оперативных подразделений, оперативно-розыскная теория занимает особое место. Она отражает зафиксированные в научных и профессиональных категориях теоретические, правовые, организационные, тактические и технические стороны оперативно-розыскной функции органов внутренних дел. Творчески приспосабливая современные достижения смежных правовых наук и исследуя положительный опыт оперативно-розыскных подразделений, оперативно-розыскная теория своими научными выводами и рекомендациями непосредственно обслуживает разведывательную работу органов внутренних дел в области борьбы с преступностью.

    Основополагающее значение теории проявляется в двух аспектах. С одной стороны, практика оперативных аппаратов выступает в качестве базы для теории, служит источником формирования научных знаний, с другой - теория оперативно-розыскной деятельности оказывает непосредственное влияние на практику.

    Как отрасль знания теория ОРД, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений, реальных отношений, выдвинутых положений и сводящая открытые в этой области закономерности к единому объединяющему началу, имеет в конечном итоге сугубо практическую направленность, поскольку она как раз и обосновывает роль практики в познании и преобразовании действительности, тогда как практика в свою очередь оказывается предпосылкой, основой, критерием истины, средством и целью познания.

    Таким образом, практика борьбы с преступностью является объектом исследования для теории оперативно-розыскной деятельности. Познание практики происходит на эмпирическом и теоретическом уровнях. В современных условиях процесс такого познания характеризуется тем, что накопление знаний на эмпирическом уровне переходит в формирование системы знаний на теоретическом уровне. Исследователи не ограничиваются описанием фактов, а на основе их пристального изучения, сопоставления, абстрагируясь от частностей, проникают в глубь явлений и процессов, выявляют объективные связи, отношения и закономерности.

    Такой уровень развития знаний в области теории оперативно-розыскной деятельности позволяет ей оказывать обратное воздействие на практику, причем не путем представления отдельных объективных умозаключений ученых, а посредством внедрения в практику научно обоснованных и всесторонне проверенных на практике рекомендаций по совершенствованию деятельности оперативных аппаратов.

    Поскольку каждый работник органов внутренних дел, выполняющий функции по борьбе с преступностью и охране общественного порядка, в той или иной мере использует элементы разведывательной работы, состоящей в негласном выявлении и исследовании криминогенных объектов, то оперативно-розыскная теория представляет собой фундаментальное научное знание, необходимое специалисту-профессионалу, получающему юридическое образование.

    Наиболее существенное воздействие на практику борьбы с преступностью теория оперативно-розыскной деятельности оказывает прежде всего путем трансформации научных положений и выводов в правовые нормы, обязательные для исполнения всеми гражданами и органами внутренних дел (начиная с Конституции РФ, Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” и завершая ведомственными нормативными актами МВД России).

    Одним из основных направлений внедрения достижений теории в практику оперативных аппаратов является издание соответствующей литературы (учебников, учебных пособий, методических рекомендаций и др.).

    Важным направлением внедрения достижений теории в практику оперативно-розыскной деятельности является обучение слушателей, курсантов, практических работников в образовательных учреждениях МВД России и других, в т.ч. гражданских, юридических вузах, что не только содействует более активному (в соответствии с требованиями закона) применению оперативно-розыскных сил, средств и методов сотрудниками оперативно-розыскных аппаратов, но и способствует в целом более высокому уровню организационно-правового обеспечения, соблюдению законности. Это соответствует современной тенденции раскрытия сущности оперативно-розыскной деятельности в публичном праве.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация