Сущность и структура правовой деятельности. Понятие юридическая деятельность

Главная / Бизнес

Структурирование правовой деятельности можно осуществлять по двум основанием: процессу и времени .

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА предполагает правовую деятельность как процесс целесообразного взаимодействия всех компонентов деятельности для достижения конкретной цели.

Компоненты правовой деятельности . Их 8 – субъект, объект, средства, процесс, условия, продукт, система, среда.

Правовая деятельность является субъектной , т.е. её осуществляет как человек, субъект права, так и разнообразные общественные институты. Правовая деятельность объектна , «предметна», предметно направлена. Она орудийна , связана со средствами осуществления права. Она процессуальна , представляет совокупность правовых операций. Она продуктивна , результативна , иначе деятельность превращается в безрезультатное процессуирование. Правовая деятельность осуществляется при определённых условиях , т.е. при включенности в неё компонентов других систем деятельности. Правовая деятельность системно организована, упорядочена, структурирована. Правовая деятельность осуществляется в среде , т.е. во взаимоотношениях с другими системами деятельности (экономической, управленческой, научной…), которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов правовой деятельности.

Субъект правовой деятельности – это функциональное образование на субстрате человека, ибо человек, личность является субъектом и иных видов деятельности, а также субъектом труда, образования, политики и т.п. В целом субъектом правовой деятельности выступает всё общество или его отдельные институты (семья, коллектив, конфессия, этнос, государство). В современных условиях непосредственным субъектом правовой деятельности выступает правовая организация государства.

Объектом правовой деятельности является либо индивид или группа индивидов, либо общественный институт или организация, включённые в процесс правовых отношений. Сами правовые отношения также являются объектом права.

Средства осуществления права . Правовая деятельность человека в минимальном объеме представлена прямыми отношениями субъекта и объекта. Весь основной массив правовой деятельности связан с посредниками между субъектом и объектом права – это конституция страны, законы и подзаконные акты, указы и постановления исполнительных органов власти, уставы и инструкции; органы надзора и осуществления правопорядка со специфическими материальными объектами – КПЗ, ИТУ, тюрьмами, изоляторами (система ФСИН).

Процесс правовой деятельности . Правовая деятельность процессуальна. Процесс правовой деятельности – это вся совокупность правовых операций субъектов права: от принятия законов, охраны общественного порядка до актов задержания преступников и привлечения их к суду, включая прокуратуру и адвокатуру.

Условия для осуществления правовой деятельности . Это компоненты внешних, иных систем деятельности, которые включены в правовую деятельность: семья, образовательные учреждения всех уровней, профессиональные коллективы, СМИ. Они обеспечивают правовую деятельность своими специфическими формами хотя и не являются ни субъектами, ни средствами, ни средой конкретной правовой деятельности.

Результат (продукт) правовой деятельности . Результат – достижение цели. Цель правовой деятельности достигается в ходе осуществления её процесса. Конкретными результатами правовой деятельности обычно считаются показатели снижения преступности (меньше краж, разбоев, хулиганства, употребления и распространения наркотиков, изнасилований и т.п.); увеличения числа людей, прекративших противоправные действия; обеспечения правопорядка в общественных местах и т.д.

Система правовой деятельности . Речь идёт об организации правовой деятельности, о её упорядочении. Система – это структурированный состав. Система – единство состава и структуры. Смысл в том, чтобы состав (вся совокупность компонентов правовой деятельности – субъект, объект, средства…) и структура (совокупность отношений компонентов) находились в режиме рабочего единства. Тогда система будет цельной и не дискретной.

Среда правовой деятельности . Правовая деятельность как система осуществляется в сложных отношениях с другими системами деятельности: управленческой, производственно-экономической, жилищно-коммунальной, хозяйственной, педагогической, медицинской и др., а также их подсистемами. Всё это и есть среда – то есть тот активный фон, который способствует развитию правовой деятельности. Этот фон влияет на осуществление правового процесса и создает новые компоненты для его осуществления.

ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА правовой деятельности характеризует её временные особенности – актуальные и потенциальные .

Актуальная правовая деятельность осуществляется в настоящее время. Её особенностью является состояние динамики. Она тесно связана с процессуированием, так как в процессуальном праве существуют строго регламентированные временные параметры. В частности, в уголовном судопроизводстве законом установлено время совершения конкретных процессуальных действий; в гражданском судопроизводстве время, установленное для рассмотрения дел судом общей юрисдикции или арбитражным судом , например, в арбитражном процессе сроки для совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой.

Кроме этого актуальная правовая деятельность предполагает и широкую взаимосвязь с другими видами деятельности (управленческой, хозяйственной и др.), сферами общественной жизни: экономической, научной, педагогической, оборонной, общественной безопасности и др.

Потенциальная правовая деятельность включает в себя результаты актуальной правовой деятельности (прошлые наработки) и перспективные, будущие взгляды, подходы для новых правовых актов, т.е. будущей правовой деятельности.

Суть этого подхода заключается в том, что юридические нормы будут реально соответствовать требованиям времени в том случае, если они унаследовали из прошлого все ценное, значимое, опытом приобретённое. Каждое новое поколение получает эти нормы и соответствующие им отношения уже сложившимися, а они уже служат базой для последующего правового развития, последующей будущей правовой деятельности.

Правовая деятельность реализуетсяв двух формах –теоретической и практической.

1. Основная задача теоретической правовой деятельности – достижение правовой истины через исследование правовой реальности в целях научного обоснования принимаемых правовых, нормативных документов: законов, указов, постановлений.

К ней относится нормотворческая, законодательная деятельность государственных органов, научная деятельность правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права (например: Конституционного суда Российской Федерации, деятельность представителей президента в Государственной Думе, Совете Федерации Федерального Собрания РФ).

Роль этой формы правовой деятельности очень важная, так как правовые нормы и юридические законы должны быть научно обоснованы. Результаты правовой деятельности будут тем существеннее, чем качественнее будут прорабатываться законодательные акты.

2 . В практической правовой деятельности можно выделить две формы – государственно-правовую процессуальную (в судах, прокуратуре, арбитраже) и каждодневную человеческую деятельность сотрудников правоохранительных органов: полиция, федеральная служба исполнения наказаний, федеральная служба судебных приставов.

И теоретическая и практическая формы правовой деятельности существуют в единстве. В этом заключается диалектическая суть правового процесса.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародно 12 декабря 1993 года, – одно из важных достижений на пути России к правовому общественному строю. Само наличие новой Конституции, её правовые идеи и нормы, её положения о правах и свободах человека и гражданина, закреплённые в ней принципы и процедуры формирования и функционирования всей системы государственной власти имеют существенное значение для движения России в конституционно-правовом русле. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Россию, как демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления . Правовые приоритеты России: ▪ человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства: ▪ носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России; ▪ социальная политика нашего государства направлена на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека;

▪ равным образом признаются и защищаются все формы собственности (частной, государственной, муниципальной и иной);

▪ государственная власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

▪ гарантируется местное самоуправление;

▪ признается многопартийность, в качестве государственной не может быть признана никакая идеология;

▪ принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.

Отдавая должное всему тому ценному и позитивному, что связано с принятием новой Конституции РФ, необходимо отметить и определённый разрыв её положений с реальной жизнью.

В частности, сформулированные в новой Конституции правовые начала и требования (в области прав и свобод человека и гражданина, правовой системы, основ гражданского общества, правового государства, федерализма) по своему социально-историческому смыслу и содержанию характерны для прочно сложившегося буржуазно-демократического строя и могут быть реализованы в условиях развитого капитализма, развитого буржуазного общества и государства, развитого буржуазного права.

Отсутствие таких условий в постсоциалистической России породило массу правовых противоречий во всех 10-ти сферах жизни общества:

экономика – приватизация, чековая ваучеризация, продажа земли, фермерство, банковская деятельность, создание рынка ценных бумаг, акционирование госсобственности не подкреплялось правовыми законами;

экология – прекращение федерального финансирования, массовая хищническая распродажа природных ресурсов без соответствующего восстановления; загрязнение атмосферы, недр, водных ресурсов земли промышленными отходами и военным утилем, выработавшими срок средствами поражения;

управление – разделение властей зачастую декларативное; федеральное, региональное управление и местное самоуправление в достаточно сложных правовых отношениях;

педагогика – непрофессиональное стремление изменить систему российского образования, обучения и воспитания: детские сады – школы – среднеспециальные учреждения – вузы – послевузовская подготовка и переподготовка;

медицина – подрыв системы здравоохранения: диагностика, профилактика, лечение, реабилитация;

физическая культура – массовая физическая культура вымерла: ликвидированы детские спортивные площадки во дворах, хоккейные коробки, футбольные, волейбольные и баскетбольные поляны; редкие спонтанные межшкольные соревнования, легкоатлетические кроссы, спортивное ориентирование, туризм. Как следствие – алкоголизм, наркомания, болезни;

искусство – прозападная, проамериканская низкопробная ориентация практически во всех областях искусства: кино, театр, музыка, живопись и др.

оборона – накопилось много проблем, как в самих Вооружённых Силах, так и в оборонно-промышленном комплексе;

общественная безопасность – проблемы, связанные с деятельностью по защите общества и человека от криминальных, террористических и иных угроз.

Право теряет свои признаки, а закон не ориентирован на право.

Россия в результате проводимых реформ оказывается в докапиталистической ситуации (неофеодальной). Причина этого кроется в природе складывающихся у нас общественных отношений, в типе собственности и права.

Эта типология определена постсоциалистическим огосударствлением собственности, т.е. созданием такой собственности, которая ещё не свободна от государственной власти, и такой государственной власти, которая ещё не свободна от собственности.

В социально-историческом измерении подобная ситуация характерна для феодальной стадии, когда экономические и политические отношения в силу их неразвитости ещё не отделились друг от друга и не образовали две различные области относительно самостоятельного бытия. Такой симбеоз власти и собственности, политики и экономики означает, что общественно-политическое целое ещё не дозрело до дифференциации на частноправовую и публично-правовую области, на гражданское общество и правовое государство .

Конечно, в конце ХХ начале ХХI вв. не может быть простого повторения классического феодализма, но некоторые тенденции феодализации очевидны:

первая – центробежная, формирование множества самостоятельных центров власти-собственности: федеральная, региональные, национальные, местные. Там, где нет утвердившейся единой системы суверенной государственной власти, там по определению не может быть верховенства обязательного для всех закона;

вторая – отсутствие в стране единого правового пространства, общего правопорядка, единой законности, разнобой и противоречие между различными нормативными актами;

третья – конфронтация и экстремизм, сопровождающиеся взлётом преступности.

В ЦЕЛОМ необходимо отметить, что пессимистические тенденции исторически обречены. Путь России к разрешению всех противоречий один – правовой, цивилизованный. В этом смысл будущего для страны и ее граждан.

Юридическая деятельность обладает важными интегративными свойствами, поскольку служит объединению всех элементов правового пространства. Это позволяет охарактеризовать целеполагание юридической деятельности следующим образом: она всегда направлена на достижение социально значимых целей и служит удовлетворению частных и общественных интересов.

Стоит отметить, что сущность юридической деятельности проявляется в следующих признаках.

Признак первый прерогатива соответствующих компетентных государственных органов.

Сила власти чаще всего основывается на страхе перед угрозой санкций. Но этот мотив непрочен, поскольку имеет тенденцию к постепенному ослаблению. Привычка повиноваться отличается определенной стабильностью, но действует до тех пор, пока не придет в противоречие с жизнью, когда люди замечают, что государственная власть изжила себя и недостойна повиновения.

Органы государства - это один из каналов, через который народ согласно Конституции Российской Федерации статьи 3 осуществляет свою власть.

юридическая деятельности правовая процессуальный

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.

2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (статья. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (статья. 96 Конституции).

3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (статье. 127) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции Российской Федерации (статьи. 114), порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных федеральных судов (статья. 128).

5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. Конституции РФ (статья. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.

Все это дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, - уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности органы государственной власти Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (статья. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов Российской Федерации проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов Российской Федерации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (статья. 77) в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10,11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти.

Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев

Вторым признаком является, нормативно одобренная, социально-значимая деятельность

Социальное происхождение и социальная обусловленность юридической работы дают возможность говорить о ее объективную необходимость и практическое значение, благодаря чему обществом удовлетворяется целый ряд специфических потребностей и интересов, которые непосредственно основываются на праве. Интересно, что же право как явление по признакам своего происхождения, развития, существования и реализации также имеет объективный характер и такой же объективностью, с которой оно существует в системе социальных связей, предусматривает существование целой армии специалистов права, которые стоят на защите его нормативов и создают все возможные условия для их эффективной реализации. Таким образом, состоит отделена сфера деятельности общества, что обусловлено фактором объективного существования средств регламентации общественной жизни, в том числе и правовых. Эту ситуацию следует рассматривать как потребность общества, жизненно важный интерес, на реализацию которого оно направляет свой юридический потенциал.

Исходя из выше сказанного и используя уровень философского осмысления проблемы, юридическую деятельность следует рассматривать как вид социальной деятельности, которая является более обобщающим понятием по отношению к юридической.

Социальная деятельность определяется как способ организации и существования социального организма, в процессе чего, путем преобразования и потребления окружающего мира происходит удовлетворение жизненных потребностей и интересов социальных субъектов.

Следует учитывать, что жизненные потребности и интересы общества весьма разнообразны, исходя из его многоуровневой структурной организации и неоднородности состава, а это, в свою очередь, предусматривает соответствующее количество разнообразных средств и действий, которые бы удовлетворяли социальный интерес.

Поэтому, наряду с юридической деятельностью существуют производственная, духовное, культурно-воспитательная, политическая, организационно-управленческая, исследовательская и другие виды социальной деятельности. Попробуем объяснить некоторые из названных видов. Социальный организм - очень сложная система, которая не может функционировать без наличия системообразующего фактора, потому организационно-управленческая работа, как вид социальной деятельности получает в этой потребности свое обоснование. Не может обойтись общество и без фактора материального обеспечения, что является жизненно важной потребностью, для удовлетворения которой осуществляется производственная деятельность. Так, в процессе материального производства создаются предметы одежды, продукты питания, технические приборы, орудия труда, которые удовлетворяют соответствующую категорию потребностей.

Интерес общества в организации и обеспечении более высокого уровня жизни требует от его членов углубленного изучения факторов, помогающих достичь поставленной цели, определение тенденций и закономерностей развития общества, прогнозирования путей его развития на будущее. Такие социальные нужды обусловили наличие исследовательского вида социальной деятельности, а вместе с ней и соответствующую категорию людей - ученых, которые осуществляют научно-исследовательскую работу.

Но существует еще одна весьма важная потребность общественного существования, которая предусматривает наличие фактора регламентации деятельности всех участников общественных отношений, исходя из их социального положения, возможностей обеспечения интереса и т.д. Такая потребность социальной жизни объективно вызывает необходимость существования права, а вместе с ним и всей системы сопутствующих механизмов, средств и явлений, которые обеспечивают функционирование и развитие права. Это означает, что без деятельности юридических учреждений, юристов, без введения правовых институтов и процедур право в условиях общества функционировать не может. Юридическая деятельность, таким образом, нацеливается на объект права, чем и обеспечивает его функционирование, регулятивный влияние на общественные отношения, удовлетворяет социальную потребность регламентации (нормирование, согласования, благоустройство).

Таким образом, не прибегая к глубокого анализа существующих точек зрения, в пределах которых юридическую деятельность сравнивают с правовой деятельностью, правовой активностью, правовой поведением, оказывается возможным на основании указанного выше определить юридическую деятельность как вид социальной деятельности, которая осуществляется юристами специалистами с целью получения правового результата, удовлетворения законных потребностей и интересов социальных субъектов в соответствии с требованиями права.

Третий признак: входит в механизм правового регулирования общественных отношений, являясь важным инструментом государственного, общественно-политического и правового строительства

В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормы права выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Они служат исходной, базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания. Нормы права - это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на - поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-правовых отношений.

Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права. В таких действиях (в ряде случаев зацепленных в юридических документах, например договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это акты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового регулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирования выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих элементов заключается в их нематериальности. Но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма правового регулирования.

Элементы механизма правового регулирования воздействуют на общественные отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказывают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формируются психологические установки, мотивы поведения людей.

В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбинациях с неюридическими.

Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассматривается как инструмент решения индивидуальных и групповых социальных задач.

Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздействия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования "вооружает" законодателя "набором" инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализационную юридическую деятельность.

Четвертый признак осуществляется с помощью специальных профессиональных приемов, способов и средств, составляющих юридическую технику и тактику

Эффективность и результативность законов и иных нормативных правовых актов во многом зависят от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, находятся ли они в логической связи и последовательности, насколько единообразно применяются юридические понятия и термины. Этому способствуют правила приемы юридической техники, которые используются законодателем вхоже подготовки нормативных правовых актов.

Объект юридической техники - текст нормативного документа, к которому законодатель прикладывает интеллектуальные усилия, то есть использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Юридическую технику можно разделить: на правотворческую; правореализационную (правоприменительную); интерпретационную.

Юридическая техника в реальной жизни выступает как явление подвижное, динамичное. С целью ее совершенствования следует стремиться: к внедрению новой технологии разработки проектов законов. При этом важную роль играет создание единой сети персональных компьютеров, широкое использование электронной почты, сети Интернет и так далее…

Согласованному действию представителей различных ветвей власти на протяжении всего процесса подготовки и принятия соответствующих проектов;

Проведению на определенных территориях экономико-правовых экспериментов с целью их последующего распространения на другие территории и регионы…

Пятый признак имеет удостоверительно-поисковый и конструктивный характер

Расследование, как и весь процесс установления истины по юридическому делу, имеет две стороны. Во-первых, добывается информация об обстоятельствах расследуемого события. В этом смысле деятельность носит познавательный характер. Во-вторых, установленные обстоятельства дела подтверждаются, документируются, удостоверяются в установленной законом форме. В этом смысле эта деятельность носит удостоверительный характер. Законодатель детально регламентировал обе стороны этого процесса, уделив должное внимание средствам документирования процессуальной деятельности и запечатления собранных по делу доказательств (статьи 102, 141, 142, 151, 160, 166, 176, 182, 184, 186 "Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации).

Соответственно сказанному доказывание в уголовном процессе имеет познавательную и удостоверительную стороны. Доказывание, как познавательный и удостоверительный процесс в судопроизводстве, в отличие от других областей человеческой практики детальнейшим образом регламентировано юридическими нормами. Уголовно-процессуальный порядок доказывания (использование лишь предусмотренных законом источников сведений, обязательная процедура получения и запечатления знаний, строго определенная форма и т.д.), отражая гносеологические и психологические закономерности и достижения общественной практики, является оптимальным, т.е. наиболее эффективным и целесообразным для решения задач уголовного судопроизводства. Этот процессуальный порядок способствует достижению истинного и достоверного знания, обеспечивает правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект.

Шестой признак связан с правоотношениями и с наступлением юридически значимых последствий (юридическая ответственность).

Под юридической ответственностью следует понимать обязанность правонарушителя нести наказание, претерпевать санкции, предусмотренные правовыми нормами и применяемые компетентными органами за совершение им противоправного деяния. Виды и меры юридической ответственности устанавливаются только государством. Поэтому только оно прямо или косвенно (дисциплинарная ответственность в негосударственных структурах) определяет круг органов государственной власти или должностных лиц, наделяемых правоприменительными полномочиями.

Юридическая ответственность является необходимым и самостоятельным элементом механизма правового регулирования, является разновидностью социальной ответственности. Она приводит к определенному изменению правового статуса правонарушителя, состояния его прав и обязанностей. Основанием для возникновения определенного вида юридической ответственности является наличие фактических и юридических обстоятельств. По способу и характеру воздействия на общественные отношения юридическая ответственность предназначена выполнять следующие функции:

Общепревентивные. Устанавливая юридические санкции за определенные виды деяний, государство оказывает психологическое воздействие на сознание, а через него и на характер возможного поведения граждан.

Частнопревентивные. Выражаются в возможности применения к лицу штрафных санкций за нарушение конкретной нормы права с обязательным учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

Правовосстановительные. Их действие направлено на восстановление нарушенного права, а также полное удовлетворение законных требований заинтересованных лиц.

Возможность проявления государством императивного волеизъявления осуществляется по широкому кругу правоотношений с целью восстановления норм нарушенного законодательства конкретного вида. По своему характеру юридическая ответственность носит ретроспективный характер, так как представляет собой реакцию государства на уже произошедшее противоправное виновное деяние.

Не рассматриваются в качестве определенного вида юридической ответственности следующие действия, применяемые государством: реквизиция (принудительное, возмездное изъятие определенных видов частной или личной собственности в связи с государственной, чаще оборонной, потребностью); меры профилактического, административно-предупредительного характера, направленные на недопущение или предотвращение возможного правонарушения (введение карантинных мероприятий в условиях эпидемий или эпизоотий, запрещение эксплуатации технически неисправного транспортного средства и т.д.). Одним из способов предупредительного воздействия на потенциальных нарушителей может быть установление адекватной совершенному правонарушению меры юридической ответственности.

Понятие «деятельность» обрело статус философской категории в философии Аристотеля. Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения субъекта к окружающему миру и к себе.

Правовая деятельность - активное отношение субъекта к системному миру, как способ взаимосвязи социального субъекта и правовой действительности в целях создания правовых условий существования. Вне деятельности правовые отношения, правовое сознание, право как таковое не существуют и существовать не могут.

Правовая деятельность является системно-организованным процессом.

В правовой деятельности можно выделить несколько структур по различным основаниям:

Процессуальная структура описывает правовую деятельность как процесс воздействия субъекта на объект для достижения целеполагавшегося результата. Она состоит из: субъекта, объекта, цели, результата и последствия.

Субъект правовой деятельности - общество в целом, его устойчивые объединения и институты: нации, религиозные конфессии, государство, семья, личность. В современных условиях непосредственным субъектом правовой деятельности является правовая организация государства.

Объект - правовые отношения, формирующие правовую реальность.

Цель (идеальный образ желаемого результата) закрепляется в основополагающих государственных правовых документах (конституции) и достигается при помощи определенных средств (законы, законодательные и правоохранительные органы, правовые идеологические институты) и способов (общенародный референдум, арест преступника, заседание суда).

Цель, реализованная при помощи средств и способов, дает результат правовой деятельности. Однако цель и результат не всегда совпадают. Итог, который получился, но не целеполагался, называется последствиями .

Видовая структура правовой деятельности может быть представлена как труд, общение и игра.

Труд обладает следующими характеристиками: продуктивность, созидательность, производительность.

Общение - обмен информацией, опытом, умениями, навыками и результатами деятельности.

Игра - проявляется в принципе состязательности сторон (обвинения и защиты), в хитрости, обмане, внезапности, свойственных раскрытию (или совершению) преступления.

Во временной структуре правовой деятельности различают две формы - актуальную и аккумулятивную.

Актуальная правовая деятельность осуществляется в настоящее время. Ее важнейшая особенность в процессуальности, т.е. пребывании в состоянии незавершенности. Процессуальность фиксируется в процессуальном праве, строго регламентированном временными параметрами.

Аккумулятивность (накопительность) в правовой деятельности означает, что прошлое служит необходимым основанием настоящего и будущего. Так современные юридические законы только тогда соответствуют «требованиям времени», когда они унаследовали все ценное из прошлого, что «работает» на настоящее.

Правовая деятельность имеет две формы - теоретическую (правотворческая (законодательная) деятельность государства, научная деятельность исследовательских правовых институтов и учреждений, деятельность официальных органов толкования права) и практическую.

В чистом виде ни теоретической, ни практической деятельности не существует. Работа следователя, например, неизбежно сопряжена и с аналитической деятельностью (теоретической), и с задержанием преступника (практической).

  • § 5. Эмпирическая социология права.
  • Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
  • § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
  • § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
  • § 2. Понятие и формы правового сознания.
  • § 3. Юридический механизм правового регулирования.
  • Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
  • § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
  • Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
  • § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
  • § 3. Правовая социализация личности.
  • § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
  • Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
  • § 2. Субъекты правовой политики.
  • § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
  • § 4. Принципы правовой политики.
  • § 5. Формы правовой политики.
  • § 6. Правовая политика в области юридической науки.
  • § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
  • Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
  • § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
  • § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
  • § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
  • § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
  • § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
  • Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
  • § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
  • § 3. Виды юридической деятельности.
  • Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
  • § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
  • § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
  • § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
  • § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
  • Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
  • § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
  • § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
  • § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
  • Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
  • § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
  • § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
  • § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
  • Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
  • § 2. Социальная природа юридического конфликта.
  • § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
  • § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
  • § 5. Структура юридического конфликта.
  • § 6. Разрешение юридического конфликта.
  • § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
  • Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
  • § 2. Понятие социального контроля.
  • § 3. Виды социально‑правового контроля.
  • Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
  • § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
  • § 3. Новизна социально‑правового исследования.
  • § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
  • Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
  • § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
  • § 3. Характеристика целей и задач исследования.
  • § 4. Интерпретация основных понятий.
  • § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
  • § 6. Формулирование гипотез.
  • § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
  • Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
  • § 1. Наблюдение.
  • § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
  • § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
  • § 5. Обобщение эмпирической информации.
  • Глава 18 Исследования эффективности норм права.
  • § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
  • § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
  • § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
  • Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
  • § 2. Исследования престижа права и закона.
  • § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
  • § 4. Исследования правосознания юристов.
  • Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
  • § 2. Этапы прогнозирования
  • § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
  • § 4. Методы юридического прогнозирования.
  • Глава 21 Организация социально‑правового исследования.
  • Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.

    Юридическая деятельность представляет собой один из видов социальной деятельности и характеризуется всеми ее признаками.

    Любая деятельность понимается как целенаправленное воздействие субъекта на объект. Субъектом деятельности могут выступать как отдельные личности, индивидуумы, так и их коллективные образования (организации, учреждения,), социально‑этнические общности (народ, нация) и государство, его органы. Объектом деятельности могут выступать явления и процессы природы или общества, в том числе человек.

    Деятельность состоит из отдельных действий, т. е. деятельности, направленной на выполнение какой‑либо конкретной задачи. При этом выделяют два вида действий: 1) познавательные, направленные на познание объективной реальности или создание духовных благ;

    2) социально‑коммуникативные действия, «направленные на установление, поддержание или прекращение взаимоотношений между людьми или взаимодействия между ними… Некоторая часть социально‑коммуникативных действий, выражающих субъективное состояние человека или его отношение к другим людям, к принятым ими нормам или к их целям и ценностям, составляет поступки, совокупность которых образует поведение» 52 .

    Содержание юридической деятельности определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового сознания и правового регулирования. При этом деятельность признается юридической не только потому, что она направлена на право, а потому, что приводит к юридически значимым результатам, определенным образом меняет, либо, наоборот, сохраняет наличное бытие правовой реальности.

    Юридическая значимость деятельности может характеризоваться двумя результатами: 1) действия вносят определенные изменения, совершенствования в правовую сферу; 2) в обществе создаются порядки, правоотношения, которые хотел видеть законодатель, принимая соответствующую норму права.

    Действующий в правовой сфере субъект, как правило, изменяет наличную правовую реальность, вносит в нее те или иные коррективы. Такая деятельность выражается вовне в форме отдельных действий и приводит к юридически значимым результатам, изменениям в какой‑то отдельной сфере права, правового регулирования: правотворчестве, правореализации или государственном принуждении.

    Юридически значимыми признаются, прежде всего, результаты действия юридического механизма правового регулирования. Так, на стадии правотворчества наиболее значимые результаты выражаются в подготовке проекта нормативно‑правового акта, его экспертных оценках, принятии акта и его опубликовании.

    Стадия реализации норм права сводится к совершению конкретных действий, направленных на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений и совершенствование сложившейся системы правоотношений. Деятельность характеризуется тем, что одни лица вступили в конкретное отношение, правовая связь других прекратилась, а третьи только оговаривают условия, на которых между ними может быть заключено правоотношение.

    Активно действующий субъект в области государственного принуждения ведет успешную борьбу с правонарушениями путем пресечения правонарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к юридической ответственности. Результаты такой деятельности могут быть выражены в виде постановления о возбуждении уголовного дела, задержании правонарушителя, оценки доказательств, вынесения решения о наказании виновного лица.

    Юридическую деятельность могут осуществлять и осуществляют ученые‑юристы, политические и общественные деятели, журналисты и иные лица, которые объективируют свои знания, идеи в виде научных, научно‑популярных и публицистических работ. К юридическим результатам деятельности могут быть отнесены и изменения, которые происходят в общественном и индивидуальном правосознании, правовой культуре общества и государства под влиянием опубликованных работ или правовоспитательной деятельности.

    В правовой сфере деятельность может осуществляться и в форме пассивного поведения. В качестве особой формы деятельности бездействие имеет место там, где действующее законодательство устанавливает субъекту обязанность воздерживаться от совершения преступлений и иных правонарушений. Возможны ситуации, когда обязанность не совершать определенных действий возлагается на субъекта в силу договора. Например, нанимателю жилого помещения запрещается пользоваться балконом или подсобным помещением.

    В случаях неукоснительного соблюдения запретов субъект, на первый взгляд, бездействует, не вносит каких‑либо изменений в правовую сферу, и его поведение нельзя рассматривать как правовую деятельность. Однако такая трактовка одной из важнейших форм реализации норм права была бы неверной. Законодатель запрещает совершать деяния, наносящие вред обществу, и юридически значимые результаты своего запрета он видит в том, что граждане и иные лица не будут нарушать установленные им запреты, будут действовать только правомерно. Правомерное поведение в данном случае предстает как разновидность юридической деятельности, поскольку порождает результаты, которые хотел видеть законодатель, способствует сохранению в обществе стабильного правопорядка и укреплению законности.

    Субъектом юридической деятельности признается лицо, которое своими действиями порождает юридически значимые результаты. По мнению В.Н. Карташова, в этом качестве могут выступать только компетентные органы государства, наделенные государственно‑властными полномочиями. Граждане могут выступать лишь субъектами правового поведения. Свой вывод В.Н. Карташов мотивирует тем, что правовое поведение может носить не всегда осознанный и преднамеренный характер, в то время как юридическая деятельность всегда является целенаправленной. Эта целенаправленность задается тем, что государство в нормативно‑правовом порядке устанавливает компетенцию каждого органа и должностного лица, пределы усмотрения и средства и способы осуществления юридических действий. Юридическая деятельность в отличие от правового поведения имеет официальный характер и часто оформляется в актах‑документах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных) 53 . По нашему мнению, позиция В.Н. Карташова относительно субъектов юридической деятельности проблематична. Конечно, не все граждане выступают субъектами правовой деятельности. Поскольку право, правовое регулирование обращены к лицам, обладающим нормальной психикой и способным верно осознавать социальное значение своих действий, то субъектом правовой деятельности не могут выступать дети и лица, признанные судом недееспособными вследствие психической болезни.

    Юридическая же деятельность, как и деятельность вообще, может быть только осознанной и целенаправленной. А этот признак полностью присутствует у всех дееспособных граждан, а не только у государственных органов и должностных лиц. Вряд ли кто рискнет утверждать, что ученый‑юрист готовит свой научный труд неосознанно или бесцельно, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность нецеленаправленно и бессознательно, что работник не понимает юридического и социального значения своей трудовой деятельности.

    Кроме того, сведение юридических действий граждан только к поведенческому аспекту значительно обедняет формы их воздействия на право. Поведение в социальной психологии понимается как система действий, выраженных вовне по отношению к другим лицам или объектам. При этом поведение может быть вербальным либо реальным. Вербальное (словесное) поведение реализуется в системе высказываний, суждений, тогда как результаты реального поведения влекут какие‑либо изменения во внешнем мире: создание новых предметов, вещей, их усовершенствование, потребление, перемещение объектов или субъектов в пространстве и др.

    Поэтому, если формы правовых действий граждан свести только к их поведению, то можно прийти к абсурду – признанию того, что граждане не могут заниматься познанием права, ибо подобные действия могут совершаться индивидуально, без обращения к другим людям.

    Представляются и малоубедительными аргументы, с помощью которых В.Н. Карташов обосновывает целенаправленность юридической деятельности государственных органов и должностных лиц.

    Установленная государством компетенция, конкретные цели и задачи государственного органа не всегда удерживают должностных лиц, да и сам орган в рамках заданных целей. Значительное число нарушений законности, допускаемых государственным аппаратом Российской Федерации, убедительно свидетельствуют о том, что в процессе деятельности должностные лица могут использовать свое служебное положение в личных целях, для удовлетворения своих узкоэгоистичных интересов, в ущерб интересам и целям государства.

    И если следовать логике В.Н. Карташова, то все факты правонарушений, допускаемые должностными лицами, следует признавать юридической деятельностью. Но такой вывод противоречит его исходному тезису о том, что направленность «на выполнение общественных задач и функций» является отличительным признаком юридической деятельности 54 .

    Действительно, любые правонарушения, кем бы они ни допускались – гражданами или должностными лицами, – к юридической деятельности относиться не могут. Они совершаются с целями, заведомо чуждыми праву, посягают на его устои и принципы, препятствуют эффективному действию норм права и приводят к социально вредным результатам. Поэтому все виды правонарушений составляют особую сферу предметно‑практической деятельности, лежащей за пределами права и квалифицируемой как преступная либо социально вредная, антиправовая деятельность.

    Таким образом, юридическая деятельность понимается как правомерная деятельность граждан и иных субъектов права, направленная на сохранение либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правотворчества, правореализации и государственного принуждения.

    Профессия юриста появилась гораздо позже, чем возникло государство. Прошло много столетий, прежде чем стали востребованы обществом специалисты в области права. Сначала они были задействованы исключительно в правоохранительной сфере жизни, т. е. сфере применения государственного принуждения. Постепенно суды стали брать на себя не только применение наказаний, но и рассмотрение различных споров между гражданами. Вступление в промышленную эру и создание корпораций породили бум экономических споров между организациями. Теперь практически немыслимо выиграть какое-либо даже несложное судебное дело без привлечения юриста. Дальновидные руководители организаций, чтобы не доводить отношения с деловыми партнерами до суда, берут юристов в штат и совету ются с ними. Затем юристы пришли в политику: знания в области права стати необходимы при создании законов, при решении управленческих вопросов и др. Что касается социальной сферы, то благотворное участие юристов было оценено в самую последнюю очередь: когда у государства появилась возможность в той или иной мере поддерживать неблагополучные слои общества.

    Юрист — это лицо, обладающее специальными (профессиональными) знаниями в области права и умеющее их применять в практической деятельности.

    Юридическая деятельность, т. е. деятельность, связанная с применением специальных правовых знаний и направленная на решение юридической задачи, — это многогранная работа, которая осуществляется во всех сферах жизни.

    Правоохранительная сфера

    В правоохранительной сфере наблюдается самая высокая концентрация юристов . Это и понятно, ведь речь идет о применении санкций (административно-правовых, уголовно-правовых), рассмотрении различного рода споров (трудовых, имущественных, жилишных, семейных и др.). Санкции же могут существенно повлиять на правовой статус субъектов, а то и круто изменить их судьбу, а порой и жизнь. Здесь необходимо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. И делать это надо со знанием всех правил юридического искусства и по всем его законам.

    Следователь, дознаватель, эксперт, прокурор, судья, адвокат, работник уголовно-исполнительного учреждения, судебный пристав, инспектор по делам несовершеннолетних — вот далеко не полный перечень юридических специальностей, имеющих отношение к данной сфере.

    Политическая сфера (сфера управления государством)

    Во всех органах управления (законодательных, исполнительных) есть юридические отделы, где работает порой не один десяток юристов. Кое-где есть юристы и в органах местного самоуправления. Однако в России они задействованы лишь в работе данных учреждений, готовят проекты правовых документов. Решения же, причем государственной важности, принимают политики (президент, депутаты различных уровней, председатель правительства и его заместители, министры и их заместители, руководители других исполнительных органов и их отделов). В нашей стране среди политической элиты доля лип, имеющих высшее юридическое образование, пока явно недостаточна. Думается, политикам оно крайне необходимо. Да и пример западноевропейских стран, где чиновники высшего звена в основном имеют юридическое образование, убеждает именно в этом.

    Экономическая сфера

    Сейчас практически во всех крупных и средних корпорациях работают юристы - юрисконсульты. Предприятия малого и семейного бизнеса при необходимости приглашают юристов из юридических консультаций. Юрисконсульты выполняют функции правового обеспечения организаций. Диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться юристам в экономической области, чрезвычайно широк. Для их решения необходимо хорошо разбираться в финансовом, гражданском, трудовом, земельном праве, а также в вопросах гражданского и арбитражного процессов.

    Конечно, здесь можно выделить главный участок — заключение договоров. Составление договоров, контроль за их реализацией, а то и оспаривание договорных отношений в суде требуют действительно серьезных знаний.

    Социальная сфера

    Юристы крайне нужны и в социальной сфере. Прежде всего они находят себе применение в органах социальной зашиты, которые ведают назначением пенсий, пособий социально не защищенным гражданам. Кроме того, юристы работают в органах службы занятости, где профессионально решаются проблемы, связанные с безработицей (учет, переквалификация, выплата пособий). Знание соответствующих норм права и правильное их применение в своей области — вот что от них требуется.

    Спектр юридической деятельности довольно широк, потому что многие аспекты нашей жизни регулируются правом. Сегодня нет более надежного регулятора общественной жизни , чем право.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация