Прокурорский надзор за ходом расследования уголовных дел. Надзор за следствием в органах прокуратуры. Особенности уголовно-процессуальной деятельности прокурора в досудебном производстве в зарубежных странах

Главная / Бизнес
  • 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
  • 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
  • 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
  • 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
  • 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
  • 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
  • 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
  • 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
  • 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
  • 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
  • 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
  • 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
  • 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
  • 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
  • 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
  • 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
  • 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
  • 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
  • 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
  • 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
  • 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
  • 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
  • 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
  • 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
  • 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
  • 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
  • 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
  • 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
  • 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
  • 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
  • 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
  • 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
  • 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
  • 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.

    Приостановление предварительного следствия - это вынужденная мера, обусловленная невоз¬можностью закончить предварительное следствие без участия обвиняемого или подозреваемого.

    Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия регламентируются ст. 208 УПК РФ. Основанием приостановления предварительного следствия является наличие од¬ного из следующих обстоятельств:

    1) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

    2) подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не уста¬

    новлено по иным причинам;

    3) место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность

    его участия в уголовном деле отсутствует;

    4) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицин¬

    ским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

    Процессуальный порядок приостановления предварительного следствия включает в себя вы¬полнение и соблюдение предусмотренных законом условий приостановления следствия: выполне¬ние всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого или подозреваемого, принятие мер к их розыску либо установлению лица, совершившего преступление; юридическое закрепление обстоятельств, препятствующих окончанию расследования, путем выне¬сения следователем постановления о приостановлении предварительного следствия, копию которо¬го он направляет прокурору.

    Если по уголовному делу привлечено два и более обвиняемых, а основания для приостановле¬ния относятся не ко всем обвиняемым, то следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дел в отношении отдельных обвиняемых (ч. 3 ст. 208).

    Если не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, а также если по¬дозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено, предварительное следствие приостанавливается по истечении его срока.

    Если место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возмож¬ность его участия в уголовном деле отсутствует, а также если временное тяжелое заболевание по¬дозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его уча¬стию в следственных и иных процессуальных действиях, то предварительное следствие приостанавливается и до окончания его срока.

    Сущность института приостановления предварительного следствия состоит не только во вре¬менном перерыве в производстве следствия в связи с отсутствием центральной фигуры уголовного процесса - обвиняемого, но и в устранении причин, препятствующих завершению расследования, в целях решения задач уголовного судопроизводства при соблюдении прав и законных интересов граждан, нарушенных совершенным преступлением.

    Отсутствие единого и правильного понимания сущности и целей приостановления предвари¬тельного следствия на практике привело к тому, что следователи, приостанавливая дело, самоуст¬раняются от всякой по нему работы, в том числе и по розыску скрывшихся подозреваемых или об¬виняемых. Учитывая это, законодатель в ст. 209 УПК РФ указывает действия следователя после приостановления предварительного следствия. Во-первых, следователь должен уведомить о приос¬тановлении предварительного следствия потерпевшего, его представителя, гражданского истца. гражданского ответчика или их представителей, одновременно разъяснив им порядок обжалования данного решения. Представляется, что такие действия следователя действительно целесообразны, поскольку способствуют соблюдению прав и законных интересов указанных участников процесса, обеспечению их безопасности, а также активизации мероприятий по обнаружению разыскиваемого.

    Обвиняемый (подозреваемый) и его защитник уведомляются о приостановлении следствия в случае, если следователю известно место нахождения обвиняемого (подозреваемого), однако ре¬альная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208), в том числе вслед¬ствие его временного тяжелого заболевания (п. 4 ч. 1 ст, 208).

    После приостановления предварительного следствия следователь в случаях, предусмотренных.1. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в ка¬честве обвиняемого. В случае, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого не уста-шишено, следователь устанавливает это, а если он скрылся, то принимает меры к его розыску. Од-- 1ко необходимо иметь в виду, что производство следственных действий после приостановления "т-елварительного следствия не допускается (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

    Организация следователем розыска обвиняемого (подозреваемого) предусматривается в ст. 210 ПК РФ. В данной норме говорится о том, что следователь поручает его розыск органам дознания, ; чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит от¬дельное постановление. Причем розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен как во:г«емя производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

    Глава I. Сущность и задачи прокурорского надзора за предварительным
    расследованием уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
    § 1. Сущность прокурорского надзора за предварительным расследованием
    уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
    § 2. Задачи прокурорского надзора за предварительным расследованием уголовных
    дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
    Глава II. Формы и методы прокурорского надзора за предварительным расследованием
    уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
    § 1. Формы и методы выявления (обнаружения) прокурором нарушений закона при
    расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
    § 2. Деятельность прокурора по предупреждению нарушений законов при
    расследовании преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
    Глава III. Прокурорский надзор за законностью арестов обвиняемых
    (подозреваемых) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
    § 1. Деятельность прокурора по санкционированию арестов. . . . . . . . . . . .44
    § 2. Прокурорский надзор за исполнением требований закона, связанных с арестом
    обвиняемого (подозреваемого) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
    § 3. Меры реагирования прокуроров по устранению нарушений закона об арестах
    граждан. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
    Глава IV. Прокурорский надзор за законностью окончания дознания и
    предварительного следствия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
    § 1. Надзор за окончанием дознания, завершаемого составлением постановления
    о направлении дела следователю. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
    § 2. Надзор за окончанием предварительного расследования, завершаемого
    составлением обвинительного заключения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
    § 3. Надзор за законностью прекращения уголовных дел. . . . . . . . . . . . . 77
    Глава V. Организация работы районной (городской) прокуратуры по надзору
    за предварительным расследованием уголовных дел. . . . . . . . . . . . . . . .81
    § 1. Организация работы по надзору за предварительным следствием в прокуратуре 81
    § 2. Организация работы по надзору за расследованием преступлений органами МВД 83
    § 3. Распределение обязанностей между прокурором и его помощниками. . . . . . 86
    § 4. Координация деятельности прокуратуры и органов внутренних дел по раскрытию
    и расследованию преступлений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
    § 5. Оперативные и междуведомственные совещания. . . . . . . . . . . . . . . .93
    § 6. Обобщение практики прокурорского надзора. . . . . . . . . . . . . . . . .95
    § 7. Планирование работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
    § 8. Учет и отчетность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100
    § 9. Повышение квалификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103

    ОБ УСИЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА О СОБЛЮДЕНИИПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 29 января 2008 г. В целях устранения указанных недостатков и формирования единообразной практики при решении вопросов о подследственности уголовных дел, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагается:

    1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:

    1.1. При организации проверок исполнения органами предварительного следствия и дознания требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях немедленно реагировать на установленные факты нарушения подследственности. Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

    1.2. При осуществлении надзора за законностью возбуждения уголовных дел в каждом случае проверять соблюдение положений ст. 151 УПК РФ. Особое внимание уделять возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных ч. 5 ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности. Не допускать незаконного возбуждения и расследования уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 5 ст. 151 УПК РФ, следователями органа, не участвовавшего в их фактическом выявлении.

    1.3. Исключить из практики факты необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ органам предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания.

    1.4. Изымать уголовные дела у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать их следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации только при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, в случаях, связанных с особой сложностью расследования либо его большой общественной значимостью, а также при допущенных существенных либо неоднократных нарушениях норм закона. В каждом случае выносить мотивированное постановление с обязательным указанием оснований передачи дела.

    2. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации - Главному военному прокурору, учитывая особенности деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, определить своим приказом порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о подследственности командирами воинских частей и соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, а также следственными органами, поднадзорными военным прокурорам.

    3. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по направлениям деятельности, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур усилить контроль за исполнением подчиненными прокурорами требований ст. 151 УПК РФ. При выявлении нарушений закона, случаев необоснованной передачи прокурорами органу предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, не отнесенных законом к его подследственности, принимать соответствующие меры прокурорского реагирования.

    45. Надзор за соблюдением сроков дознания, предварительного следствия и содержания под стражей.

    Приказом «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием » от 18 июня 1997 г. № 31 Генеральный прокурор Российской Федерации обязал городских и районных прокуроров ежедневно проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания и незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания.

    Как грубейшее нарушение законности должно рассматриваться содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей свыше установленного законом срока.

    В указании Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей » от 23 июня 1995 г. № 36/15 предписано установить по арестантским делам систему надзора, гарантирующую соблюдение процессуальных сроков, своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности.

    Истечение установленного законом срока содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей, согласно ст.49 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления », является основанием для освобождения из-под стражи. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований :

    1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

    2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

    3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

    При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

    Предупреждение случаев незаконного задержания связано с порядком уведомления прокуроров о произведенном задержании с указанием оснований, мотивов задержания и данных о личности задержанного. Это должно быть сделано в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

    Прокурор ежедневно проверяет законность задержания и содержания задержанных в изоляторах временного содержания. Незамедлительно принимает меры по жалобам на незаконность задержания. Проверяя законность содержания задержанных, прокурор знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, и производит допрос задержанных. Проверяет исполнение законов, регулирующих порядок и условия содержания задержанных. Прокурор также проверяет соблюдение требований ст. 94 УПК РФ о сроках задержания (48 часов, а в исключительных случаях может быть продлен судьей на срок не более чем 72 часа для предоставления дополнительных

    доказательств).

    Если прокурор установит факт незаконного или необоснованного задержания, то он своим постановлением освобождает задержанного. Задержание подозреваемого, как правило, предшествует избранию в отношении него меры пресечения. Из всех мер пресечения, установленных законом, заключение под стражу (арест ) является наиболее строгой, ограничивающей права и свободы обвиняемого.

    46. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.

    Осуществляя надзор за исполнением законов в ходе всего расследования, прокурор обязан по окончании следствия еще раз проверить все материалы дела. При этом особое внимание обращается на следующие вопросы:

    Собраны ли доказательства, подтверждающие, что имело место деяние, вменяемое обвиняемому:

    Содержит ли оно состав преступления: нет ли обстоятельств, влекущих обязательное прекращение производства по делу:

    Произведено ли следствие с соблюдением требований всесторонности, полноты и объективности:

    Обосновано ли обвинение собранными по делу доказательствами:

    Предъявлено ли обвинение по всем преступлениям:

    Привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления:

    Правильно ли квалифицировано преступное деяние: правильно ли избрана мера пресечения:

    Приняты ли меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества:

    Выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления и приняты ли необходимые меры к их устранению: соблюдены ли в ходе расследования все требования уголовно-процессуального закона:

    Правильно ли составлено само обвинительное заключение (ст. 213 УПК). По делу, поступившему к нему с обвинительным заключением, прокурор или его заместитель принимает одно из следующих решений:

    1. Убедившись в наличии остаточных оснований для направления дела в суд, прокурор или его заместитель в срок не более пяти суток утверждает своей резолюцией обвинительное заключение. Если дело относится к подсудности вышестоящего суда, оно должно быть направлено вышестоящему прокурору

    2. Возвращает следователю (орган, дознания) дело с письменными указаниями для производства дополнительного дознания или следствия или же для прекращения производством по установленным законом основаниям.

    3. В случае несоответствия обвинительного заключения установленным законом требованиям дело возвращается следователю или органу дознания с письменными указаниями для пересоставления обвинительного заключения. Если предварительное следствие проведено полно и правильно, но в обвинительном заключении имеются отдельные недочеты, прокурор (его заместитель) вправе составить новое обвинительное заключение, а ранее составленное из дела изъять и возвратить следователю с указанием на допущенные нарушения. Прокурор или его заместитель вправе также исключить из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения и применить закон о менее тяжком преступлении. Если необходимо изменить обвинение на более тяжкое или существенно отличающееся от первоначального, дело должно быть возвращено следователю для предъявления нового обвинения. По делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор или его заместитель вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения или избрать меру пресечения в тех случаях, когда она не была избрана. В случае отмены, изменения или избрания меры пресечения в виде содержания под стражей должны выполняться правила, установленные ч. 4 ст. 96 УПК. Прокурор или его заместитель вправе также внести изменения в список лиц, подлежащих вызову в суд (ст. 216 УПК). Если обвиняемый не владеет языком, на котором проводилось предварительное следствие, прокурор должен обеспечить перевод с помощью переводчика обвинительного заключения на язык, которым владеет обвиняемый. При направлении дела в суд прокурор или его заместитель сообщает, считает ли он необходимым поддерживать обвинение в судебном заседании (ст. 217 УПК).

    47. Решение прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом

    Статья 226. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом

    1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:

    1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

    2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта - не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены частями третьей - пятой статьи 223 настоящего Кодекса;

    (в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 06.06.2007 N 90-ФЗ)

    3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 28 настоящего Кодекса;

    2. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

    3. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса.

    48. Организация надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в прокуратурах РФ.

    Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзор за исполнением законов в трех разных сферах: при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, при производстве дознания и предварительного следствия.

    Указанные сферы деятельности правоохранительных органов тесно связаны с правами и свободами граждан, поскольку органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, наделены полномочиями на применение в отношении отдельных лиц принудительных мер, а именно досмотр, обыск, задержание, заключение под стражу.

    Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

    Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Уполномоченные прокуроры при проведении проверок должны обращать внимание: на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности; на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 «О прокуратуре РФ»).

    В соответствии с законодательством РФ, используя предоставленные им полномочия, прокурорские работники обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Руководители органов прокуратуры обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

    49. Сущность прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими ОРД. Задачи и основные направления.

    Надзор за этим – это новое направление деятельности органов прокуратуры, только после принятия в 92 году ФЗ «Об ОРД» появилась необходимость в надзоре за ним. Осуществление надзора прежде всего предполагает знание прокурорами содержания и нормативной основы ОРД. ОРД – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями гос органов, уполномоченных на то законом в пределах их компетенции посредством проведения о-р мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление лиц их совершивших и т.д. Прокурор следит за тем, чтобы ОРД не выходила за свои пределы. Не все могут ее осуществлять: ОВД, ФСБ, пограничная служба, внешняя разведка, таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы. Содержание ОРД составляют оперативные мероприятия. Предмет : соблюдение в процессе осуществления ОРД прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения органами, осуществляющими ОРД, заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, соблюдение установленного порядка выполнения о-р мероприятий, законность решений, принимаемых органами ОРД.
    Одна из задач: слежение за тем, как используются результаты о-р мероприятий.
    Наибольший объем занимает проверка соблюдения установленного порядка проведения о-р мероприятий. Помимо выяснения имелись ли основания для производства таких действий, прокурор следит за соблюдением предписанного порядка. Необходимо убедиться, что о-р мероприятия направлены на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, а также лиц, подготавливающих, либо совершивших преступление. Надзор не распространяется на законность решения судьи, содержащееся в постановлении об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего о-р деятельность, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции и т.д.

    50. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

    а) знакомиться с подлинными оперативно - служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно - розыскных мероприятий с использованием оперативно - технических средств, учетно - регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно - розыскных мероприятий, а также иные оперативно - служебные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности";
    б) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона;

    в) давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно - розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;

    г) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, в том числе и о передаче результатов оперативно - розыскной деятельности следователю (органу дознания, в суд);

    д) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов оперативно - розыскной деятельности;
    е) опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;

    ж) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;

    з) требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

    и) при обнаружении признаков преступления проводить проверку;

    к) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

    51. Правовые средства реагирования прокурора на нарушение закона при осуществлении надзора за ОРД.

    При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении, проверок по другим-основаниям уполномоченные прокуроры используют определенные законом методы прокурорского надзора:

    • · а) знакомятся с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;
    • · б) дают письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятие расширении их комплекса либо требовать их прекращения;
    • · в) отменяют необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела;
    • · г) направляют в суд жалобы, проверка которые относится к исключительной компетенции судей;
    • · д) требуют письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведения оперативно-розыскных мероприятий,
    • · е) опротестовывают противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
    • · ж) вносят представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требуют от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

    При обнаружении признаков преступления проверку проводят в соответствии с требованиями статьи 109 УПК РФ. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года строго разграничивает компетенцию следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Закон не только определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, но и закрепляет систему гарантий законности при ее осуществлении. В соответствии с приказом Генерального прокурора №48 от 9 августа 1996г. “Об организации надзора за исполнением федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности в РФ” руководители органов прокуратуры должны создать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведении, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах. При проведении проверок уполномоченные прокуроры обращать внимание прежде всего:

    • · а) на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности;
    • · б) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
    • · в) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;
    • · г) на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.

    Осуществляя надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, органы дознания должны следить за тем, чтобы эта деятельность не выходила за пределы, определенные уголовно-процессуальным законом и законом об оперативно-розыскной деятельности. В случае осуществления такой деятельности за пределами уголовного судопроизводства, прокурору необходимо внести представление руководителю соответствующих органов внутренних дел с предложением осуществления оперативно-розыскной деятельности в рамках закона. В целях наиболее быстрого и полного раскрытия преступлений оперативно-розыскные действия могут выполнятся на протяжении всего уголовного судопроизводства: одновременно с выполнением следователем процессуальных действий, но с обязательным извещением следователя о результатах и ходе их проведения. Полномочия прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определяются уголовно-процессуальным законодательством. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности определяются общими положениями, которые предусмотрены Законом об оперативно-розыскной деятельности по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в стадии дознания и предварительного следствия: привлечение лица, виновного в совершении преступления, и недопущение привлечения к уголовная ответственности лиц, невиновных в совершении преступлений, и лиц, непричастных к содеянному. Независимо от того, кто из должностных лиц занят раскрытием и расследованием преступления - следователь или сотрудник оперативно-розыскной службы органов внутренних дел - прокурор обязан соответствующим образом реагировать на нарушения и принять меры к устранению этих нарушений. В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (статья 29) и на основании Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурор вправе дать органам оперативно-розыскной службы указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий. Указания прокурора о выполнении каких-либо мер оперативно-розыскного характера должны быть четкими, определенными и конкретными, не допускающими их неправильного понимания исполнителем. При этом прокурор вовсе не обязан называть конкретные средства оперативно-розыскного характера, применением которых органы внутренних дел могут установить то или иное обстоятельство. Указания прокурора должны быть обязательно в письменной форме.

    52. Сущность, задачи и основные направления надзора за исполнением законов в уголовно-исполнительной системе.

    Целью уголовно-исполнительной политики государства является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Исправление осужденных – это основная функция федерального законодательства об исполнении уголовных наказаний. Она определена также требованиями международных стандартов обращения с осужденными и ее осуществление является непосредственной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания.

    Задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ заключаются в регулировании порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определении средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, оказании осужденным помощи в социальной адаптации. В последние годы в системе органов, осуществляющих исполнение наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, произошли существенные изменения. Согласно принятым законодательным документам учреждения уголовно-исполнительной системы были переданы в ведение Министерства юстиции РФ. В целом уголовно-исполнительное законодательство РФ приведено в соответствие с международными требованиями, ориентированными на уважение и соблюдение прав и свобод личности, исключение обращений, унижающих человеческое достоинство, соответствующее медико-санитарное обслуживание. Несмотря на произошедшие в уголовно-исполнительной системе преобразования, и по сей день существует множество негативных проявлений в учреждениях пенитенциарной системы РФ. В связи с этим на органы прокуратуры ложится важная задача, нацеленная на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы. Прокурорский надзор является в данном случае одной из важнейших правовых гарантий. Среди общих задач прокурорского надзора в рассматриваемой отрасли следует выделить борьбу с преступностью и охрану общества от преступных посягательств. К специальным задачам следует отнести не только надзор за исполнением срока наказания, но и наблюдение за тем, чтобы приговор был реализован в точном соответствии с назначенным наказанием, требованиями законов. Не следует допускать незаконного разрешения вопросов, возникающих в процессе исправительной практики, в ущерб закону и основным принципам и нормам международного законодательства. Необходимо бороться с преступными проявлениями в исправительных учреждениях, предупреждать преступления и иные правонарушения, выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, обеспечивать охрану прав и законных интересов осужденных.

    Предметом надзора за законностью исполнения наказания и иных мер принуждения, назначаемых судом, являются:

    • законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
    • соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
    • законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;
    • законность приказов, распоряжений администрации, а также их действий и решений.

    Осуществляя надзорную деятельность, прокуроры не должны вмешиваться в организационно-распорядительную и хозяйственную деятельность администрации поднадзорных объектов, к которым относятся исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, арестные дома, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, дисциплинарные воинские части, гауптвахты для осужденных военнослужащих; уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры (ст. 16 УИК). При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и иные назначенные судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений прокурор вправе:

    • · – посещать в любое время эти органы и учреждения;
    • · – опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
    • · – знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, и оперативными материалами;
    • · – требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в ст. 32 Закона о прокуратуре, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;
    • · – отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

    Прокурор или его заместитель обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо подвергнутого в нарушение закона задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

    53. Полномочия прокурора при осуществлении надзора в уголовно-исполнительной системе.

    В соответствии со ст.22 УИК РФ и приказа Генерального прокурора РФ «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и прокурорами субъектов Федерации, городов и районов, находящихся в подчинении у Генеральной прокуратуры РФ. Проверки соблюдения законов в местах лишения свободы осуществляется прокурором систематически, то есть, не зависимо от наличия сигналов о нарушении законов. В ходе выявления нарушений, они должны быть устранены непосредственно при их обнаружении. При этом в случае опротестования прокурором приказа или распоряжения администрации учреждения, который противоречит закону, действие опротестованного акта приостанавливается администрацией до рассмотрения протеста. Полномочиям прокурора в сфере прокурорского надзора за исполнением закона в учреждениях и органах УИС относятся:

    • право посещать в любое время учреждения и органы;
    • право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
    • право знакомиться с документами;
    • право знакомиться с оперативными материалами.

    Помимо этого прокурор вправе проверять соответствие правовых актов учреждений и органов УИС законодательству РФ, а так же отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных лиц и выносить постановление о немедленном освобождении каждого содержащегося под стражей без законных оснований. Право прокурора посещать в любое время учреждения и органов исполнительной системы, предусмотрено статьёй 32 ФЗ «О прокуратуре РФ». Так согласно данной статье Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчинённые им прокуроры, а так же прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях имеют право без разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Помимо этого закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, так как прокурор сам определяет время посещения. Так же прокуроры наделяются правом проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания (ИВС), проводить проверки в нерабочее время и незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность содержания. Проверка законности и обоснованности содержания в следственных изоляторах проводится не реже одного раза в месяц. Периодичность же проверок в других учреждениях и органах не определена. Право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц и подвергнутых мерам принудительного характера, так же относится к полномочиям прокурора. При помощи данного полномочия прокурор может выявить любые нарушения законов УИС.

    В прокурорском надзоре существует несколько оснований, которые выявляют сущность данных требований прокурора, которые заключаются в следующем.

    Горюнов В., помощник прокурора Центрального района г. Читы, кандидат юридических наук.

    Обособление следственного аппарата органов прокуратуры, произошедшее в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", вызвало необходимость разработки новых подходов к осуществлению прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного следствия, в том числе и органов Следственного комитета при прокуратуре РФ.

    Закон о прокуратуре не определяет полномочий прокурора по надзору за следствием, а содержит только ссылку на то, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Поскольку о каких-либо других федеральных законах в данном случае говорить не приходится, обратим основное внимание на положения УПК РФ.

    Напомним, что до 7 сентября 2007 г. согласно ранее действовавшей редакции ст. 37 УПК прокурор вправе был как сам осуществлять предварительное следствие, так и давать соответствующие указания следователю. В рамках прокурорской системы это означало фактически ведомственный контроль за следствием, поскольку прокурор был вправе отменить любое постановление следователя прокуратуры (впрочем, как и иного другого органа предварительного следствия), которое он счел незаконным и необоснованным. Однако нынешние полномочия прокурора позволяют говорить уже не о контроле, а о внешнем (надведомственном) надзоре, поскольку Следственный комитет, исходя из его правового статуса, является самостоятельным ведомством. В свою очередь, надзор, как известно, включает в себя гораздо меньший объем полномочий, чем контроль, и не дает возможности надзирающему отменять какие-либо решения поднадзорного.

    В то же время в некоторых случаях и после вступления в силу ФЗ от 5 июня 2007 г. прокурор осуществляет контроль за действиями следователей Следственного комитета.

    Так, согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ в течение 24 часов с момента получения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор вправе отменить данное постановление следователя, если признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным. Уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрено специальной нормы о возможности обжалования такого решения прокурора.

    Кроме того, прокурор согласно положениям ст. 221 УПК вправе не утвердить обвинительное заключение и вернуть уголовное дело следователю, признав тем самым проведенное по уголовному делу расследование неудовлетворительным. Хотя в ч. 4 ст. 221 УПК и предусмотрена возможность обжалования постановления прокурора о возвращении уголовного дела следователю, окончательно решение принимает вышестоящий прокурор. Таким образом, направление уголовных дел в суд для рассмотрения по существу, а значит, и оценка законности проведенного следствия, остается исключительной прерогативой прокурора.

    В остальных же случаях прокурор осуществляет собственно надзорные полномочия. Какие же меры прокурорского реагирования могут применяться в случае установления нарушений, допущенных органами предварительного следствия, в частности Следственного комитета?

    Ранее, помимо отмены незаконных постановлений следователя, этот вопрос решался также посредством внесения представлений об устранении нарушений. Сегодня такая практика в сфере надзора за деятельностью следователей Следственного комитета практически повсеместно прекращена в связи с изданием письма Следственного комитета при прокуратуре РФ от 25 марта 2008 г. N 208-3259-08 "О порядке рассмотрения представлений прокуроров". В письме отмечается, что в соответствии с п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 26 Закона о прокуратуре представление вносится прокурором при выявлении нарушений в действиях органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций. Следственный комитет к числу указанных поднадзорных органов не относится. Кроме того, в УПК определен конкретный механизм реагирования на выявленные прокурором нарушения со стороны следователя в виде требования об устранении нарушений, допущенных в ходе предварительного следствия. Однако, например, внесение представлений об устранении нарушений, допущенных в ходе уголовного судопроизводства следователями органов внутренних дел, и сегодня остается распространенной практикой.

    Если говорить о внесении прокурором требований, то здесь также есть определенные проблемы. Дело в том, что об этом средстве прокурорского реагирования в рамках уголовного судопроизводства говорится только в п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК, согласно которому прокурор вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Кроме того, в ч. 6 ст. 37 УПК предусмотрена возможность выдвижения следователем либо руководителем следственного органа возражений на требование прокурора. Между тем порядок внесения требования, как и порядок его исполнения, в уголовно-процессуальном законодательстве остался неопределенным.

    Отчасти этот вопрос урегулирован Приказом Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 г. N 5 "О мерах по организации процессуального контроля". Так, согласно его п. 19 при получении требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства руководитель следственного органа должен незамедлительно поручить следователю подготовку предложений о его исполнении либо мотивированных возражений. По результатам рассмотрения требования руководитель следственного отдела (управления) дает письменные указания об исполнении требования прокурора либо информирует прокурора о несогласии с его требованием. В случае исполнения требования прокурору направляется соответствующее уведомление.

    Однако срок, в течение которого руководитель следственного органа должен уведомить прокурора об удовлетворении либо отклонении его требований, ни в УПК РФ, ни в ведомственных нормативных актах не предусмотрен, что нередко на практике приводит к злоупотреблениям со стороны органов Следственного комитета. Встречаются случаи, когда из следственного отдела (управления) вообще не поступает никакого ответа - ни уведомления об исполнении (удовлетворении) требования, ни возражений на него. Получается, что в рамках уголовного судопроизводства прокурор имеет практически единственное эффективное средство реагирования - требование об устранении нарушений, но проконтролировать его исполнение и вообще отслеживать его дальнейшее движение он не может. Установление четкого срока, в течение которого прокурор должен быть уведомлен руководителем следственного органа о результатах рассмотрения его требования, автоматически исключило бы подобные ситуации. В этом смысле практика внесения прокурорами представлений представлялась бы более эффективной, поскольку Законом о прокуратуре установлено, что о результатах рассмотрения представления и принятых мерах прокурору сообщается в письменной форме в месячный срок.

    Кроме того, представляется правомерным и целесообразным в требованиях прокурора ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности тех следственных работников, действия (бездействие) которых привели к явным нарушениям требований УПК и прав участников уголовного судопроизводства.

    Не менее актуален для практики и вопрос о возможности истребования прокурором уголовных дел и материалов процессуальных проверок. Очевидно, что на нарушения уголовно-процессуального закона надлежащим образом прокурор может отреагировать только после ознакомления со всеми материалами уголовного дела либо материалами проверки, т.е. при изучении всех фактических обстоятельств. Однако в ст. 37 УПК ничего не упоминается о полномочии прокурора по истребованию указанных материалов.

    В связи с данным законодательным пробелом опять же обратимся к ведомственным документам. Так, в письме за подписью Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 24 марта 2008 г. N 208-3141-08 отмечается, что Приказом Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" определен закрытый перечень случаев, когда в силу положений УПК прокурор может истребовать материалы уголовного дела или процессуальной проверки: при возбуждении уголовного дела, при вынесении постановления об отказе в его возбуждении, при задержании подозреваемого (обвиняемого), обращении следователя в суд с ходатайством о санкционировании следственных и иных процессуальных действий, при предъявлении обвинения, при прекращении уголовного дела либо приостановлении предварительного следствия, а также при поступлении жалоб. В иных случаях руководитель следственного органа может отказать в предоставлении материалов уголовного дела либо материалов процессуальной проверки.

    Однако нередко встречаются случаи, когда в ходе расследования по делу допускается волокита, т.е. грубо нарушаются требования ст. 21 УПК об обязательности уголовного преследования, а формальные поводы для истребования материалов дела, которые названы выше, отсутствуют. Такая ситуация возникает, например, в случае осуществления расследования по факту обнаружения неопознанного трупа с явными признаками насильственной смерти. Обратиться с жалобой в данном случае некому, и, если отсутствует подозреваемый (т.е. когда некого задерживать и некому предъявить обвинение), для того чтобы затребовать уголовное дело, прокурору необходимо дождаться приостановления либо прекращения производства по нему. Роль прокурора в данной ситуации сводится к вынужденному ожиданию, что, конечно, никоим образом не отвечает целям обеспечения законности при расследовании и в определенном смысле поощряет пассивность органа следствия. Собственно, не лучшим образом складывается ситуация, когда есть подозреваемый (обвиняемый), поскольку по большому счету прокурор здесь может высказать свою позицию только после окончания предварительного расследования - при поступлении к нему уголовного дела с обвинительным заключением. Однако надо понимать, что, как уже верно отмечалось в литературе, в этом случае реакция прокурора на допущенные в ходе расследования нарушения закона будет запоздалой <1>.

    <1> См., напр.: Бобырев В., Ефимичев С., Ефимичев П. Обеспечение законности при расследовании // Законность. 2007. N 12.

    Ситуация усугубляется и тем, что ни УПК, ни Законом о прокуратуре не предусмотрена возможность истребования прокурором у органов Следственного комитета даже информации о ходе предварительного расследования по уголовным делам, т.е. без предоставления материалов уголовного дела. Хотя на практике в следственные отделы (управления) прокурорами и направляются соответствующие запросы о предоставлении информации, однако, во-первых, остается неясным, на какую норму закона должен сослаться прокурор в качестве основания такого запроса, во-вторых, исполнение запроса в конечном итоге остается, что называется, на совести руководителя следственного органа.

    Таким образом, в тех случаях, когда от участников уголовного судопроизводства не поступают жалобы, не производится задержание подозреваемого (обвиняемого) и отсутствуют иные обстоятельства, о которых говорилось выше, прокурор не только не вправе истребовать материалы уголовного дела, но и даже не может узнать о ходе расследования. О возможности какого-либо надзора за предварительным следствием здесь вообще говорить трудно.

    На наш взгляд, исправлению ситуации могли бы послужить соответствующие дополнения в УПК, позволяющие прокурору истребовать находящиеся в производстве уголовные дела и материалы процессуальных проверок. Согласимся, отсутствие непосредственно у следователя находящихся в производстве материалов создает определенные трудности для осуществления уголовного преследования, однако не препятствует осуществлению процессуальных действий, тем более если у следователя есть надлежаще составленный план расследования. Кроме того, представляется, что 3-дневный срок для прокурора вполне достаточный для изучения уголовного дела и оценки законности действий следователя. Таким образом, закрепление в УПК полномочия прокурора по истребованию находящихся в производстве уголовных дел и материалов процессуальных проверок на срок не более 3-х дней было бы вполне обоснованным. Причем существующая служебная нагрузка дает основания полагать, что вряд ли прокуроры будут злоупотреблять таким правом.

    В целом изменения, внесенные в УПК и Закон о прокуратуре в июне 2007 г., позволяют прийти к выводу о возрастании роли ведомственного контроля, который возложен на руководителей отделов и управлений Следственного комитета. В связи с сокращением полномочий прокуроров должна повыситься ответственность руководящих звеньев Следственного комитета за обеспечение надлежащего процессуального контроля за деятельностью подчиненных следователей, о чем свидетельствует и произошедшее повышение уровня оплаты труда этих работников. Кроме того, именно в ст. 39 УПК, регламентирующую деятельность руководителя следственного органа, и перекочевали многие полномочия, ранее закрепленные за прокурором ст. 37 УПК.

    Таким образом, после 7 сентября 2007 г. статус руководителя следственного органа существенно изменился. Хотя п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК и позволяет руководителю следственного органа самому осуществлять расследование, следует признать, что основная задача руководителя - осуществление процессуального контроля, корректировка действий подчиненных следователей, обеспечение взаимодействия с другими правоохранительными органами, т.е. выполнение управленческих функций. Кроме того, практика показывает, что к своему производству уголовные дела принимают руководители следственных отделов только в сельской местности, где помимо руководителя в штате состоят всего 1 - 2 следователя. Руководитель же следственного отдела в городе, имея в подчинении 5 - 10 следователей, вынужден целиком сосредоточиться на контроле за деятельностью подчиненных сотрудников, о принятии уголовных дел к своему производству здесь в принципе не идет и речи. Иначе говоря, в нынешних условиях руководитель следственного органа - это главным образом менеджер, управленец, и кандидаты на данную должность должны обладать соответствующими качествами.

    Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что прошедший год совместной деятельности прокуратуры и Следственного комитета выявил ряд насущных проблем, которые требуют своего решения на законодательном уровне. Основная суть этих проблем заключается в необходимости совершенствования существующих механизмов взаимодействия прокурора и руководителя следственного органа, с тем чтобы прокурор имел реальную возможность по осуществлению надзора за законностью при производстве предварительного следствия, чтобы его сигналы о выявленных нарушениях были не просто информацией к сведению руководителя следственного органа, а обеспечивали бы реальное устранение недостатков расследования.

    Кроме того, вызывает тревогу еще один момент. В уже упомянутом выше письме Следственного комитета при прокуратуре РФ от 25 марта 2008 г. N 208-3259-08 говорится не только о недопустимости внесения прокурорами представлений руководителям следственных отделов (управлений) Следственного комитета, но и о невозможности привлечения следователей к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора. Данный вывод мотивирован тем, что, как следует из УПК, прокурор и следователь в уголовном судопроизводстве выполняют общую функцию - государственное обвинение. Мотивировка более чем оригинальная. Получается, с одной стороны, руководителю следственного органа Следственного комитета в случае выявления нарушений прокурором не может быть внесено представление - поскольку Следственный комитет не относится ни к законодательной, ни к исполнительной власти (т.е. не относится к поднадзорным органам), с другой стороны, следователь Следственного комитета административной ответственности за игнорирование законных требований прокурора также не подлежит. Если к этому прибавить еще и проблемы с эффективностью требований прокурора, вносимых в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК, то невольно напрашивается аналогия со своеобразным обществом неприкасаемых.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация