Принцип свободы договора. Введение в гражданское право

Главная / Бизнес

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА - один из основополагающих принципов гражданского законодательства РФ, провозглашенный в ст. 1 ГК РФ. В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) . К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная ) , стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диапозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диапозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. П.с.д. пронизывает всю систему договорного права и выражается в признании договора основной формой опосредования экономических и хозяйственных связей самостоятельных участников гражданско-правовых отношений, позволяет им по собственному усмотрению выбирать или создавать собственную модель договорных отношений и самостоятельно решать вопрос о вступлении в договор. Ограничение свободы договора допустимо лишь в порядке исключения и лишь в той мере, в которой подобное ограничение вообще допустимо по отношению к гражданским правам, т.е., и на это прямо указано в ч. 2 п. 2 статьи 1 ГК РФ и в Конституции, в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА" в других словарях:

    ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА - один из основополагающих принципов гражданского законодательства РФ, провозглашенный в ст. 1 ГК РФ. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за… … Юридическая энциклопедия

    СВОБОДЫ ДОГОВОРА ПРИНЦИП Юридическая энциклопедия

    ДОГОВОРА СВОБОДА - ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА … Юридическая энциклопедия

    См. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА … Энциклопедический словарь экономики и права

    Часть либертарианской философии Либертарианство Проис … Википедия

    СВОБОДА ДОГОВОРА - ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА … Юридическая энциклопедия

    - (см. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    У этого термина существуют и другие значения, см. Партия свободы. Freiheitliche Partei Österreichs (FPÖ) Лидер: Хайнц Кристиан Штрахе Дата основания: 25 марта 1949 (VdU) 7 апреля 1956 (FPÖ) Штаб квартира: Вена … Википедия

Принцип свободы договора конкретизируется в п. п. 2, 3 и 4 ст. 421, в ст. ст. 423, 424, 425, 429 ГК.

Принцип свободы договора является ключевым для понимания сущности договорного права. В ГК, в отличие от прежних кодексов, регламентация договорного права развернута и занимает примерно половину гражданско-правовых норм. Теперь каждый вправе решать, заключать ему договор или нет. Каждый выбирает себе контрагента. Возможна свобода в выборе любой модели договора, как предусмотренной ГК, так и нет. Стороны вправе включать любые условия в договор не противоречащие действующему законодательству.

Важно отметить, что Гражданский кодекс не только провозглашает принцип свободы договора, но и закрепляет, и раскрывает его в конкретных нормах о договорах. Свобода договора предполагает следующее: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством» п. 1 ст. 421 ГК РФ.

Этот принцип предусматривает свободу усмотрения субъектов гражданского права как в выборе партнеров по договору, так и в выборе вида договора и условий, на которых он будет заключен. Закрепление этого принципа в гражданском праве означает отказ законодателя от понуждения к заключению договора на основе обязательных для сторон планово-административных актов. Это является чрезвычайно важным в условиях рыночной экономики, не допускающей административного вмешательства в гражданский оборот.

Но, по мнению ряда авторов, в развитом рыночном хозяйстве свобода договоров не может иметь абсолютного характера и неизбежно подвергается тем или иным ограничениям, установленным в публичном интересе. Прежде всего, договор безусловно должен соответствовать императивным нормам закона и иных правовых актов (п. 1 ст. 422 ГК) Комментарий к Гражданскому кодексу РФ первой части (постатейны) по ред. С.П.Гришаева, А.М. Эрделевского. С. 376, которые в сфере договорных обязательств практически всегда устанавливают те или иные ограничения договорной свободы в общественных и государственных (публичных) интересах. Однако императивные правила закона, принятого после заключения договора, не должны распространяться на условия ранее заключенных договоров, если только сам этот закон прямо не придаст им обратную силу п. 2 ст. 422 ГК РФ.

Вместе с тем в отдельных случаях в общественных интересах в гражданском законодательстве имеются и отступления от указанного принципа. Заключение публичного договора подчиняется специальным правилам, установленным ст. 426 ГК. Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работу.

Ст. 421 ГК РФ говорит о том, что, устанавливая рамки дозволительного поведения участников договорных правоотношений, государство должно ограничить свое произвольное вмешательство в частные дела, чтобы избежать возврата к существовавшим ранее командно-административным методам управления экономикой.

Одним из институтов, который определяет пределы свободы заключения договора в целях защиты прав и законных интересов других лиц, является преимущественное право на заключение договора.

Свобода договора выражает идею диспозитивности нормативно-правового регулирования.

Однако свобода договора не может пониматься как полная независимость предпринимателей и граждан от правил, установленных законодательством. В ГК и других законах определены основные формы договорных связей на рынке, а также установлены определенные запреты, например против возможных злоупотреблений (незаконных сделок, недобросовестной конкуренции и монопольных соглашений). Во многих сферах предпринимательской деятельности (розничная торговля, связь, энергоснабжение и др.) отношения с клиентурой должны строиться на основании публичного договора, когда отказ коммерческой организации от заключения такого договора не допускается (ст. 426 ГК). Обязательное заключение договоров предписано также законами о поставках продукции и оказании услуг для государственных нужд Гражданское право: Учебник. Том II (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова). - "Контракт": "ИНФРА-М", 2007 г..

один из основополагающих принципов гражданского законодательства РФ, провозглашенный в ст. 1 ГК РФ. В соответствии со ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диапозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диапозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. П.с.д. пронизывает всю систему договорного права и выражается в признании договора основной формой опосредования экономических и хозяйственных связей самостоятельных участников гражданско-правовых отношений, свобода договора позволяет им по собственному усмотрению выбирать или создавать собственную модель договорных отношений и самостоятельно решать вопрос о вступлении в договор. Ограничение свободы договора допустимо лишь в порядке исключения и лишь в той мере, в которой подобное ограничение вообще допустимо по отношению к гражданским правам, т.е., и на это прямо указано в ч. 2 п. 2 статьи 1 ГК РФ и в Конституции, в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме названных и рассмотренных принципов гражданского права важное значение имеют и другие его принципы.

Среди них следует выделить такой, как принцип свободы договора.

Согласно действующему законодательству принцип свободы договора означает следующее.

Во-первых, отсутствие какого бы то ни было принуждения к заключе­нию сторонами договора. Пункт 1 ст. 421 ГК РФ в связи с этим устанавливает, что «граждане и юридические лица свободны в заключении договора» и что «понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».

Во-вторых, свободу усмотрения субъектов гражданского права в выборе партнеров по договору и в выборе вида самого договора. В соответствии с законом «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами». Кроме того, стороны могут также заключить договор, в котором «содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом и иными правовыми актами (смешанный договор)» (п. 3 ст. 421).

И, в-третьих, свободу выбора условий, на которых стороны заключают договор. Закрепляя данное положение, п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ гласит, что «условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами». И далее: «Если условие договора не определено сторонами или диапозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отно­шениям сторон».

Наряду с принципом свободы договора в гражданском праве выделяется также конституционно закрепленный принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Данный принцип закрепляется и гарантируется наряду с единством экономического пространства, поддержкой конкуренции и свободой экономической деятельности на конституционном уровне (п. 1 ст. 8 Конституции РФ), а также на уровне текущего законодательства, в частности Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 1).

Аналогично в плане выделения и законодательного закрепления обстоит дело и с другими, не менее важными принципами гражданского права, такими, как принцип неприкосновенности собственности, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав и др.

Источники гражданского права и их виды

Понятие источника гражданского права формируется на основе общего понятия источника права. Специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер». При этом поясняется, что «установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера».

Все источники гражданского права, будучи взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от друга, образуют в рамках общей системы источников российского права свою собственную, частную систему или подсистему.

Последняя, равно как и вся система источников российского права, имеет строго упорядоченный, иерархический характер. На вершине этой иерархической системы, как и всей системы российского права, находится Конституция РФ.

Будучи Основным Законом постсоветской России, Конституция РФ содержит в себе, наряду с основополагающими принципами и нормами различных отраслей права, также соответствующие принципы и нормы гражданского права. В их числе, например, основополагающие положения, касающиеся права частной собственности и права наследования, охраняемые и гарантируемые законом согласно ст. 35 Конституции РФ; право владения, пользования и распоряжения землей и другими ресурсами, гарантируемое ст. 36, при условии, что осуществление этого права не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, и др.

Важную роль в системе источников гражданского права играют обыч­ные, или текущие законы, как их нередко называют. Центральное место сре­ди них занимает Гражданский кодекс РФ, состоящий из трех составных частей.

Согласно Конституции РФ «гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации» (п. 1 ст. 3). Оно состоит из Граждан­ского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных за­конов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и защищающих «неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага» при условии, что «иное не выте­кает из существа этих нематериальных благ» (п. 2 ст. 2).

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны полностью соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Это означает, что Кодекс по своей юридической силе превосходит все иные гражданско-правовые акты, включая законы.

Наряду с Конституцией РФ и обычными законами важное место среди источников гражданского права занимают подзаконные акты. В их числе: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, издаваемые другими федеральными органами исполни­тельной власти. Разумеется, речь при этом идет только о тех подзаконных актах, которые содержат в себе нормы гражданского права.

В системе подзаконных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ. В практическом отношении это означает, что, во-первых, никакой подзаконный акт не должен противоречить указам Президента и, во-вторых, в случае возникновения каких-либо противоречий (коллизии) между тем или иным подзаконным актом, с одной стороны, и указом Президента РФ – с другой, данный подзаконный акт утрачивает в той части, в которой содержится это противоречие, свою юридическую силу. Соответственно он должен быть отменен или изменен.

В свою очередь, указы Президента РФ как подзаконные по своему ха­рактеру акты не должны противоречить законам. Это положение особо за­крепляется в Гражданском кодексе РФ. Констатируя тот факт, что отно­шения, составляющие предмет гражданского права, помимо других нормативно-правовых актов могут регулироваться также указами Прези­дента РФ, ГК РФ (п. 3 ст. 3) устанавливает вместе с тем, что указы Прези­дента РФ «не должны противоречить настоящему Кодексу и иным зако­нам».

Важное значение в системе источников гражданского права имеют постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права. По своей юридической силе они уступают как законам, так и указам Президента РФ. Данное положение закрепляется законодательно. Причем как в конституционном порядке – в Конституции РФ, где п. 3 ст. 115 устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ «могут быть отменены Президентом РФ», – так и с помощью текущего законодательства. В частности, п. 5 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в случае противоречия постановления Правительства РФ «настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон». Данное положение в полной мере относится также и к указам Президента РФ.

Уступая по своей юридической силе названным правовым актам, постановления Правительства обладают в то же время более высокой юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным юридическим актам. Будучи принятыми согласно ГК РФ «на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента», полностью соответствуя этим актам, постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, обладают более высокой юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам, создают юридическую базу для принятия этих гражданско-правовых актов.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами в качестве ис­точников гражданского права выступают также содержащие нормы данной отрасли права нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных ор­ганов исполнительной власти, т. е. ведомственные нормативно-правовые акты. Согласно ГК РФ такого рода акты могут издаваться лишь «в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3).

В числе источников гражданского права следует назвать, кроме того, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) и Гражданским кодексом РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также междуна­родные договоры Российской Федерации.

Выделяя данные принципы, нормы и договоры в качестве источни­ков гражданского права, законодатель устанавливает, что: а) все они яв­ляются составной частью правовой системы Российской Федерации; б) международные договоры РФ применяются непосредственно к отно­шениям, составляющим предмет гражданского права, кроме случаев, ко­гда «из международного договора следует, что для его применения требу­ется издание внутригосударственного акта» и в) если международным до­говором России установлены иные правила, «чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора»1.

Определенную роль в системе источников гражданского права играют обычаи делового оборота. Существование обычаев делового оборота в граж-дан9ком праве предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота следует понимать не преду­смотренное ни законодательством, ни договором, самостоятельно сложив­шееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения.

Обычаи делового оборота при определенных обстоятельствах могут быть применены судами при разрешении споров, возникающих между сторонами, занимающимися предпринимательской деятельностью. При­чем применение обычая не зависит от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе или не зафиксирован.

В соответствии со п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаи делово­го оборота, противоречащие обязательным для участников соответствую­щего отношения положениям законодательства или договору, не приме­няются.

Важное практическое значение для гражданского, равно как и для дру­гих отраслей, российского права имеют руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ.

Данные, юридические по своему характеру, акты официально не при­знаются источниками права, хотя в ряде случаев и содержат нормы права. В научной юридической литературе по поводу их природы и содержания уже многие годы ведется спор.

Под системой гражданского права понимается структура, внутреннее строение данной отрасли права, характер и порядок расположения состав­ляющих ее частей.

В зависимости от характера составляющих гражданское право норм, принципов и отдельных положений оно условно подразделяется на Общую часть, дающую общее представление о понятии гражданского права, принципах его формирования и функционирования, о его источниках и содержании, и Особенную часть, имеющую дело с более конкретными его составными частями.

Среди последних в цивилистической литературе выделяются подотрасли гражданского права, институты права и субинституты. Основанием для их выделения из всей системы норм, формирующих гражданское право, служит специфика отдельных групп общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Обладая общеродовыми признаками и чер­тами, данные общественные отношения в зависимости от характера пред­мета и сферы их «приложения» обладают также и своими специфическими особенностями.

В зависимости от специфики предмета и сферы регулирования общественных отношений в рамках гражданского права выделяется 5 подотраслей гражданского права. Это такие подотрасли, как: 1) вещное право, направленное на оформление принадлежности вещей (имущества) участникам имущественных отношений в качестве необходимой предпосылки имущественного оборота; 2) обязательственное право, оформляющее собственно имущественный оборот и подразделяющееся, в свою очередь, на подотрасли договорного и деликтного права; 3) исключительные права, входящие в институт так называемой интеллектуальной собственности (права, оформляющие принадлежность и режим использования нематериальных объектов, являющихся результатами творческой деятельности, – произведений искусства, науки, литературы и т. п.), и институт так называемой промышленной собственности (связан с установлением правового режима товарных знаков, промышленных образцов и т. д.); 4) наследственное право, опосредующее общественные отношения, связанные с переходом имущества умершего лица к его наследникам; и 5) защиту нематериальных (личных неимущественных) благ, включая защиту чести, достоинства, жизни, здоровья, личной неприкосновенности граждан, защиту их деловой репутации и т. д.2

Наряду с названными составными частями – структурными элементами системы гражданского права - выделяются также институты и субинституты права.

Под институтами права понимаются совокупности норм, регулирующих однородные общественные отношения в рамках гражданского права как отрасли права или в пределах составляющих его частей – подотраслей права. В качестве примеров можно сослаться на такие институты гражданского права, как институт купли-продажи, подряда, дарения и др.

Многие сложные по своему характеру и содержанию институты права разделяются на субинституты. Последние представляют собой совокупно­сти гражданско-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в пределах отдельных институтов права. В каче­стве субинститутов института купли-продажи могут рассматриваться, на­пример, совокупности норм, опосредующих отношения, возникающие ме­жду сторонами в процессе розничной или оптовой торговли (купли-продажи), в процессе контрактации продукции, поставок товаров и т. д. В качестве субинститутов института договорных обязательств могут высту­пать совокупности норм, регулирующих отношения, связанные с обяза­тельствами по реализации имущества, оказанию услуг, страхованию иму­щества, выполнению работ и др.

Вбирая в себя все многочисленные структурные элементы, в том числе институты и субинституты, система гражданского права существует и функционирует как единый, базирующийся на общих принципах и опо­средующий общие по своему характеру общественные отношения меха­низм. Существование и функционирование этого механизма имеет важное теоретическое и практическое значение.

Это означает, что стороны сами, притом независимо друг от друга и от государства , выступающего в его качестве суверена, вправе решать вопрос о вступлении между собой в договорные отношения. Указанная возможность специально выделена в нормах, посвященных правоспособности первичного субъекта данной отрасли – гражданина (имеется в виду ст. 18 Гражданского кодекса , которая назвала в составе правоспособности граждан возможность совершения сделок и участия в обязательствах), и безусловно предполагается при осуществлении правоспособности юридических лиц, особенно тех из них, которые занимаются коммерческой деятельностью. Для этих последних к заключению договоров сводится вся их правовая деятельность. Но и для остальных юридических лиц вступление в договорные связи составляет неотъемлемую часть их деятельности, какой бы характер она ни носила.

Во-вторых, в предоставлении сторонам возможности заключать любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Таким образом стороны могут в необходимых случаях самостоятельно создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству.

Наконец, в-третьих, в свободе сторон определять условия заключаемого ими договора, в том числе и построенного по указанной в законодательстве модели. Единственное требование к сторонам состоит и в этом случае в том, чтобы избранное таким образом условие не противоречило закону или иным правовым актам. В частности, усмотрение сторон не может иметь место, если содержание условия предписано законом или иными правовыми актами.

Кодекс таким образом признает в принципе недопустимым заключение договора по принуждению. Тем самым отвергается господствовавшая на протяжении многих лет система плановых договоров, которая с разной степенью жесткости охватывала все сферы экономической жизни страны. Она предоставляла право соответствующему исполнительному органу – от министерства и ведомства, организации которого производили продукцию, выполняли работы или оказывали услуги , до Совета Министров СССР – издавать адресованные будущим контрагентам административные по их природе акты (фонды, наряды, титульные списки, планы перевозок и т. п.), порождающие обязанность адресата акта заключать договор, содержание которого предопределялось самим актом. Как уже отмечалось, логическим завершением этой системы стали заключенные в форме принятия к исполнению наряда договоры, при которых сторонам вообще нечего было согласовывать, а свою волю заключить между собой договор они могли выражать путем обоюдного молчания. Молчание адресатов планового акта на протяжении установленного срока приравнивалось к согласию заключить договор на условиях, закрепленных в акте. Для более полного представления об описанной системе заслуживает быть отмеченным и то, что уклонение адресатов от заключения договора считалось административным правонарушением , влекущим уплату штрафа в доход государства.

Влияние планового акта на договоры продолжалось и после их заключения, соответственно его изменение автоматически меняло содержание договоров , а отмена акта означала столь же автоматически их прекращение. Прямым антиподом «свободы договоров» служила ст. 159 Гражданского кодекса 64, которая в первоначальной редакции предусматривала, что «содержание обязательства, возникающего из акта планирования народного хозяйства, определяется этим актом», а «содержание договора, заключаемого на основании планового задания, должно соответствовать этому заданию». И только в 1988 г. действие указанной нормы было определенным образом ограничено, поскольку необходимость соответствия плановому заданию была заменена такой же необходимостью соответствия из всех плановых заданий лишь «государственному заказу».

Отказ от договоров, опирающихся на план, был последовательно проведен впервые уже в Основах гражданского законодательства 1991 г. Из этого акта было исключено всякое упоминание о плане, и хозяйственные договоры, которые в соответствии с их легальным определением должны были заключаться на основе и во исполнение плана (имеются в виду поставка , государственная закупка сельскохозяйственной продукции, подряд на капитальное строительство, перевозка принадлежащих организациям грузов), стали разновидностями обычного гражданско-правового договора: поставка и контрактация – договора купли-продажи , подряд на капитальное строительство – договора строительного подряда , перевозки грузов , принадлежащих организациям, – договора перевозки . При этом индивидуализация перечисленных видов договоров проводилась исключительно с использованием признаков юридических. Приведенные изменения в правовом регулировании договоров получили окончательное завершение в ГК.

Принцип свободы договоров тесно связан с принципом «свободного передвижения» объектов договоров. Этот последний закреплен в ст. 8 Конституции РФ : «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств…» Соответствующая норма воспроизведена в ГК и здесь же конкретизируется. С этой целью Кодекс (п. 3 ст. 1) предусмотрел, что любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Примерами могут служить ограничения на перемещение работ и услуг, вызванные эпидемиями или эпизоотиями, стихийными бедствиями, военными действиями на территории страны и др.

Указанному требованию корреспондирует п. 1 ст. 7 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», не допускающий издания актов или совершения действий, устанавливающих запреты на продажу (покупку, обмен , приобретение) товаров из одного региона РФ (республики , края, области, района, города, района в городе) в другой. Аналогичная норма содержится в ряде специальных актов. Так, в частности, Закон о закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд от 26 октября 1994 г. предусмотрел: «На всей территории Российской Федерации гарантируется свободное перемещение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

С ограничением содержания договоров связано запрещение определенных договорных условий , относящихся к ответственности за нарушение договоров. Так, в частности, речь идет о согласованном заранее ограничении или устранении ответственности за умышленное нарушение обязательства (п. 4 ст. 401 Гражданского кодекса) или о соглашении об ограничении размера ответственности должника по договору, в котором кредитором выступает гражданин, при условии, что размер ответственности определен законом, а само соглашение было заключено до того, как наступили обстоятельства, породившие ответственность (п. 2 ст. 400 Гражданского кодекса). К иным случаям относится запрещение заключать договоры, предусматривающие новацию в отношении обязательств по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан , а также по уплате алиментов (п. 2 ст. 414 Гражданского кодекса), заключать новые договоры аренды , не дожидаясь годичного срока с момента истечения срока действия старого, если арендодатель отказал арендатору в продлении договора (п. 1 ст. 621 Гражданского кодекса) или отказался заключить договор страхования имущества при отсутствии интереса в сохранении имущества у страхователя (п. 2 ст. 930 Гражданского кодекса) и др.

Хотя общая норма о правоспособности граждан и юридических лиц исключает возможность подписывать договоры, противоречащие закону, границы указанного запрещения применительно к договорам расширяются определенным образом. Имеется в виду, что в силу ст. ст. 421 и 422 Гражданского кодекса условия договора должны соответствовать не только закону, но и иным правовым актам (к числу последних относятся в силу ст. 3 Гражданского кодекса указы Президента РФ , не противоречащие Кодексу и иным законам, а также постановления Правительства РФ , изданные на основании и во исполнение Кодекса, иных законов и указов Президента РФ).

Ключевое значение для ограничения свободы договора имеют изложенное в самой общей форме правило о недействительности сделок, не соответствующих закону или иному правовому акту, и установление специальных случаев недействительности сделок, которые совершены с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, а также мнимых и притворных.

В самом ГК выделено и запрещение использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса).

Свобода договоров могла бы стать абсолютной только при условии, если бы сам Кодекс и все изданные в соответствии с ним правовые акты состояли исключительно из диспозитивных и факультативных норм. Но нетрудно предвидеть, что такой путь повлек бы за собой немедленную гибель экономики страны, ее социальных и иных программ, а с ними вместе поверг в хаос само общество. Неслучайно законодательство ни одной из существовавших в истории стран не пошло по этому пути.

Интерес представляют взгляды Г.Ф. Шершеневича. Прежде всего он обращал внимание на роль свободы договоров в современном обществе: «С уничтожением последних следов личной зависимости устанавливается полная свобода личности и юридическое равенство. Свобода договора, с устранением субъективных ограничений, а также формализма, стала рядом с правом частной собственности одной из главных основ современного правового порядка». Но это не помешало ему обратить внимание и на другое: «Безграничная свобода договора, которая выставлялась недавно как необходимое условие гражданского быта и основной принцип законодательной политики, в последнее время подвергается стеснениям под возрастающим давлением общественных интересов».

В конечном счете ограничение свободы договоров преследует одну из трех целей. Как было показано на примере императивных норм, это во-первых, защита слабейшей (слабой) стороны, которая начинается со стадии заключения договора и завершается его исполнением и ответственностью за нарушение.

Во-вторых, это защита интересов кредиторов, угроза которым может оказать разрушительное влияние на гражданский оборот. Имеется в виду, в частности, судьба многих банков , предоставлявших кредиты «дутым фирмам», а равно многочисленных граждан, предоставлявших таким же кредитным учреждениям свои денежные средства. Ставший бичом нашей экономики пресловутый «кризис неплатежей» уже в наши дни также подтвердил нуждаемость кредиторов в правовой защите.

Наконец, в-третьих, защита интересов государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества.

При оценке учета позиций, которые занимают или будут занимать стороны в заключенном ими договоре, следует иметь в виду, что экономическая и юридическая свобода заключения договора не всегда совпадают. По этой причине не исключено, что одна из сторон под воздействием различных факторов экономического характера (дефицитность отдельных видов продукции, работ и услуг, отсутствие здоровой конкуренции и др.) вынуждена соглашаться на предлагаемые ей контрагентом условия. И это несмотря на право, предоставленное ей законом, не принимать предложение .

Для элиминирования действия такого рода факторов возникает необходимость отступить от принципа юридического и тем самым формального равенства. При наличии к тому достаточных предпосылок законодатель предоставляет определенные преимущества более слабой стороне при заключении договора, определении его содержания, возможности изменения или расторжения.

Защите интересов кредиторов посвящены многие нормы не только договорного, но и – более широко – обязательственного права . Достаточно упомянуть созданный исключительно в интересах кредитора (в русском дореволюционном праве не случайно названного «верителем») институт способов обеспечения обязательств . Одни из них упрощают использование имущественных стимулов (неустойка , задаток), другие приводят к появлению еще одного должника (поручительство и банковская гарантия), а третьи основаны на том, что «доверие лицу» (т. е. должнику) заменяется «доверием к вещи » (залог и удержание) (см. подробно гл. V).

Примером защиты прав и законных интересов третьих лиц и общества в целом может служить ст. 566 Гражданского кодекса . Эта статья с учетом значимости отношений купли-продажи предприятия ввела ограничения на применение правил о последствиях недействительности сделок и об изменении или расторжении договора купли-продажи (имеются в виду возврат или взыскание в натуре того, что было получено по договору одной или обеими сторонами). В качестве обстоятельств, способных повлечь за собой указанные последствия – неприменение императивных норм самого ГК, предусмотрено то, что такие последствия существенно нарушают права и охраняемые законом интересы кредиторов – продавца и покупателя, других лиц и противоречат общественным интересам. В числе других лиц имеются явно в виду, в частности, работники предпринимателя .

Гражданское законодательство включает не только ограничения свободы договоров, но и пределы таких ограничений. Речь идет о п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса , который, провозгласив свободу участников оборота в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора, допускает ограничение гражданских прав исключительно на основании федерального закона и вместе с тем содержит определенный перечень целей, для достижения которых ограничения могут быть введены. В этот перечень входят защита основ конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Закрепление в ГК определенных рамок для введения соответствующих ограничений может иметь значение, в частности, при возникновении спора, связанного с «юридической невозможностью» исполнения обязательства . Имеются в виду случаи, когда нормативным актом, принятым органом государственной власти , введены запреты, соблюдение которых исключает для должника возможность исполнить обязательство. В таком положении может, например, оказаться фирма , импортирующая товары, ввоз которых в страну был впоследствии запрещен, или предприниматель, лишенный лицензии. Суд, разрешающий споры, возникшие в связи с недопоставкой, будет в данной ситуации оценивать законность соответствующего акта, руководствуясь исходными положениями п. 3 ст. 1 Кодекса.

Значение договорной свободы в конечном счете сводится к тому, что участникам оборота предоставляется возможность решить, будет ли заключен между ними договор, а если будет, то каким станет его содержание. Вместе с тем индивидуальная свобода, составляющая основу свободы договоров, относительна. Принимая соответствующее решение, граждане и юридические лица должны руководствоваться существующими на этот счет законами. Закон в таком случае выступает в роли ограничителя свободы договоров.

Действующие в стране нормы определяют необходимость облекать гражданские отношения в форму договора и соблюдать порядок его заключения; в отдельных случаях они формулируют прямо или косвенно условия договоров (например, о цене , качестве и др.), а также предусматривают последствия нарушения контрагентами принятых на себя обязательств.

Приведенные и все иные ограничения свободы договоров могут быть сведены в две группы. В одних случаях такие ограничения являются негативными, а в других – позитивными. Первые предполагают выделение в законе случаев, при которых заранее предусмотрено, между кем и какие договоры заключаться не могут. А вторые имеют в виду обязательное заключение договоров и (или) обязательное включение в них определенных условий. Те и другие ограничения могут проводиться как по субъектам, так и по объектам.

Ограничения по субъектам связаны прежде всего с тем, что определенные виды договоров рассчитаны только на участие предпринимателей. Например, в договоре розничной купли-продажи именно они должны выступать на стороне продавца, в договоре бытового подряда – на стороне подрядчика, в договоре поставки или коммерческой концессии – на обеих сторонах. Ограничениям, о которых идет речь в перечисленных случаях, придается настолько большое значение, что они служат признаками, конституирующими соответствующий тип (вид) договоров, и по этой причине включены в его определение (имеются в виду соответственно п. 1 ст. 492, п. 1 ст. ст. 730 506 и п. 1 ст. 1027 Гражданского кодекса).

Применительно к юридическим лицам это же ограничение может быть связано с сохранившейся для некоммерческих и отдельных видов коммерческих организаций специальной, т. е. ограниченной целями их деятельности, закрепленными в учредительных документах, правоспособностью. Такими же ограничительными являются, например, нормы, запрещающие заключение определенных договоров банкам, страховым организациям и товарным биржам . Законодательство содержит и некоторые другие такие же запретительные нормы.

Справедливости ради следует отметить, что ограничения по субъектному составу не всегда обоснованы. Так, вряд ли удачным является ограничение финансового лизинга исключительно областью предпринимательства (ст. 666 Гражданского кодекса), хотя известно, что лизинг широко используется во многих странах именно применительно к потребителям – гражданам (прежде всего в отношении автомашин).

Особое значение имеют ограничения, связанные с введением лицензионного порядка. Имеется в виду, что отдельными видами деятельности, не только предпринимательской, но и за ее пределами, могут заниматься те, кто имеет специальное разрешение – лицензию. А значит, только они могут заключать определенные договоры. Хотя указанное обстоятельство специально выделено лишь в п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса и тем самым применительно только к юридическим лицам, это в равной мере относится и к предпринимателям – гражданам. Такой вывод следует из п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса , в силу которого к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица , соответственно применяются правила Кодекса, которыми регулируется деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения).

До принятия нового ГК перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию , определялся на разном уровне. Так, примерный список из 27 видов такой требующей лицензирования деятельности был утвержден в соответствии с Постановлением Совета Министров РФ от 27 мая 1993 г. «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности».

Однако, как уже отмечалось, ГК (ст. 49) установил иной порядок: только закон может определить те виды деятельности, которыми юридическое лицо может заниматься лишь при наличии лицензии.

В некоторых случаях так и происходит. В частности, Законом от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность организаций, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договоров, Законом от 20 января 1995 г. «О связи» – деятельность физических и юридических лиц, которая связана с предоставлением услуг связи. Законом от 21 февраля 1992 г. «О недрах» установлено, что лицензия нужна для получения прав пользования недрами, а Законом от 5 июня 1996 г. «О государственном регулировании в области генно – инженерной деятельности» – для занятия указанной деятельностью. Воздушным кодексом РФ (ст. 9) предусмотрен перечень подлежащих лицензированию видов деятельности в области авиации.

Применительно к отдельным типам договоров необходимость получения стороной лицензии предусмотрена в самом ГК. Имеются в виду ломбарды (п. 1 ст. 358), страховщики (ст. 938), финансовые агенты (ст. 825), банки, привлекающие денежные средства во вклады (п. 1 ст. 835), кредитные и другие организации, которые открывают банковские счета (п. 4 ст. 845), товарные склады общего пользования (п. 1 ст. 908) и др.

В ряде договоров в роли одной из сторон должен непременно выступать гражданин. Имеются в виду, в частности, наниматель в договоре жилищного найма (п. 1 ст. 677 Гражданского кодекса). В случае, если нанимателем такого предназначенного для жилья помещения выступает юридическое лицо, помещение должно использоваться для проживания граждан, а договор с тем, кому передано помещение, не может признаваться договором жилищного найма; с учетом характера складывающихся между сторонами отношений это должен быть, как правило, договор аренды (п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса). Соответственно к такому договору применяются нормы гл. 34 Гражданского кодекса («Аренда»), а не гл. 35 Гражданского кодекса («Наем жилого помещения »).

В некоторых статьях ГК исключается возможность выступления в качестве стороны в договоре определенных видов юридических лиц . Например, п. 1 ст. 1015 Гражданского кодекса не допускает участия в договоре доверительного управления имуществом государственного органа или органа местного самоуправления ; п. 2 ст. 690 Гражданского кодекса запрещает передачу коммерческой организацией своего имущества в безвозмездное пользование ее учредителю, участнику, руководителю, члену ее органов управления или контроля. В том и другом случае нарушение соответствующего требования влечет за собой признание заключенного договора недействительным, притом ничтожным. К таким же последствиям приводит заключение договора дарения с лицами, которым в силу ст. 575 Гражданского кодекса запрещено выступать в роли дарителей.

В самом ГК (п. 1 ст. 260) содержится общая норма, в силу которой допускается распоряжение, а значит и заключение связанных с этим договоров, только в отношении земель, которые не ограничены в обороте или не изъяты из него. При этом в силу п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса виды объектов гражданских прав , нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Имеется в виду ограничение оборотоспособности определенных объектов путем указания лиц, которым они могут принадлежать, а также продажа которых производится по специальному разрешению в порядке, предусмотренном законом. Так, Законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии » перечислены виды гражданского и служебного оружия, оборот которого на территории РФ ограничен. В этом же Законе предусмотрены права на приобретение оружия отдельно государственных военизированных организаций, юридических лиц с особыми уставными задачами, а также граждан РФ и иностранцев. Сохраняет силу Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства , свободная реализация которых запрещена». Среди прочего, в приложенном к Указу Перечне видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, значатся ракетно – космические комплексы, уран, другие делящиеся материалы и изделия из них, яды и наркотические вещества, спирт этиловый, лекарственные средства, за исключением лекарственных трав, и др.

Одну из разновидностей отступлений от свободы договоров представляет собой установление различного рода преимуществ. При общем, в принципе негативном, отношении к такой практике (имеется, в частности, в виду содержащееся в п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса запрещение коммерческой организации оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора) в ряде случаев подобные отступления легализуются. Такая возможность применительно к публичным договорам допускается самой ст. 426 Гражданского кодекса .

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (п. 1 ст. 7) содержит общее запрещение необоснованного предоставления отдельным хозяйствующим субъектам налоговых и иных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

Специальный вид ограничений связан с правами, которыми наделены Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также его органы на местах. В частности, имеется в виду предоставленное им право издавать предписания о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности либо товаров (выполнения работ), на которые должны быть, но не установлены сроки годности или сроки службы, о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге) и др. Во всех таких случаях речь идет о санкциях за нарушения, установленные ГК и иными законами, которые относятся к соответствующим договорам.

Как уже отмечалось, объектом договора, как и любого иного правоотношения, не могут быть вещи, которые законом или иным образом изъяты из оборота. Кроме того, некоторые объекты, указанные в законе или в предусмотренном в нем порядке, могут принадлежать только определенному кругу лиц либо лицам, получившим специальное разрешение.

В соответствии со ст. 1.2 Закона «О недрах» участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования , вклада, залога или отчуждения в иной форме. Право пользования недрами может отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

В ряде случаев в одном и том же договоре используются и те и другие ограничения. Примером могут служить нормы о договоре залога . В них, в частности, предусмотрено, что в роли залогодателя вещи может выступать только ее собственник или тот, кому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения , а в роли залогодателя прав – тот, которому это право принадлежит (ст. 335 Гражданского кодекса). В то же время из числа предметов залога исключаются помимо имущества, изъятого из оборота, также требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, и имущество граждан, на которое обращение взыскания законом запрещено или ограничено (имеется, в частности, в виду изрядно устаревшее Приложение 1 к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР 1964 г. «Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам».

Существует немало и других специальных актов, направленных на исключение возможности заключения договоров, также связанных с отчуждением определенных видов имущества. Например, запрещены передача, обмен долями (паями или их частями, акциями) между юридическими лицами, в уставных капиталах (фондах) которых доля государственного или муниципального имущества превышает 25 процентов. Такой же запрет существует и в отношении досрочной продажи закрепленных в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ , созданных в процессе приватизации предприятий, производящих продукцию (товары, услуги), которая имеет стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны по Перечню, утвержденному Правительством РФ (Указ Президента РФ от 11 мая 1995 г. «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации»).

Наконец, ограничение свободы договоров может быть связано с их основанием. Имеется в виду, что существенный признак многих договоров составляет их цель. В этой связи стороны могут заключать договоры по выбранной ими модели только при условии, если основание конкретного договора будет соответствовать той цели, которая указана применительно к данной модели. Так, например, для договоров розничной купли-продажи и бытового обслуживания в равной мере обязательным является то, что эти договоры должны быть направлены на удовлетворение соответствующих потребностей (п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса и п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса). В противном случае договор не может рассматриваться ни как розничная купля-продажа, ни как бытовой подряд, а значит, и к отношениям сторон будут соответственно применяться, на что уже обращалось внимание, лишь общие положения о купле-продаже и общие положения о подряде. Более строгим является то же требование в договоре, основанном на публичном конкурсе. В силу п. 2 ст. 1057 Гражданского кодекса этот договор должен быть направлен на достижение какой-либо общественно – полезной цели.

Позитивное ограничение свободы, как уже отмечалось, выражается в том, что заключение договора или включение в него определенного условия становится обязательным для одной или обеих сторон.

Статья 421 Гражданского кодекса допускает понуждение заключать договор только при наличии указаний в кодексе, в законе или в добровольно принятом обязательстве. Во всех таких случаях речь идет о возникновении у соответствующего лица по отношению к будущему контрагенту обязанности заключить в установленный срок и в установленном порядке определенный гражданско-правовой договор. Независимо от того, служит ли в соответствующих случаях основанием возникновения обязательства закон (как подчеркивал М.М. Агарков, когда говорят «обязательства из закона, имеют в виду обязательство , возникшее из определенного юридического факта , предусмотренного в законе, не являющегося ни договором, ни односторонней сделкой , ни деликтом») или соглашение сторон (в подобных случаях речь идет о предварительном договоре), соответствующее обязательство обеспечивается необходимостью для лица, уклонившегося от заключения обязательного для него договора, возмещения другой стороне причиненных убытков (п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса), а если это предусмотрено законом или договором, то и уплатой неустойки. Наконец, может возникнуть вопрос об исполнении и обязательства заключить договор в натуре.

Витрянский В.В. Договорное право. 2006



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация