Новые обязанности рсо прямые договоры. Минстрой рф отвечает на вопросы о переходе на прямые договоры с рсо. Основные положения закона

Главная / Бизнес

Собственники квартир начиная с 2018 года вправе рассчитывать на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями, исключив услуги посредника, которым зачастую является управляющая компания. По недавно принятому закону, владельцы недвижимости в многоквартирном доме могут решить данный вопрос посредством проведения общего собрания.

Как осуществлялся расчет с поставщиками раньше и какую цель преследует новый закон

Президент РФ в конце марта 2018 года подписал Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», позволяющий осуществить переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Документ вступил в силу после 3 апреля текущего года. Ранее расчет с РСО осуществлялся через официального посредника – управляющую компанию (УК) или ТСЖ.
Жильцы многоквартирных домов регулярно получали от УК квитанции на оплату предоставляемых услуг и ресурсов, при этом часть средств тратилась на оплату работы посредника. По факту, управляющая компания не имеет никакого отношения к поставке газа, электроэнергии и водоснабжения. Гражданам нет смысла переплачивать, актуальней заключить отдельные договора с каждой организацией и оплачивать квитанции отдельно.
Во многом внедрение нововведений связаны с работой недобросовестных управляющих компаний , которые присваивали вверенные им средства, не передавая их в РСО. Собственники квартир ежемесячно оплачивали квитанции, не подозревая о том, что их деньги используются не по назначению. Решить этот вопрос позволило введение нового постановления.

Толчком для принятия нового закона стало несколько крупных скандалов с управляющими компаниями, уличенными в нецелевом использовании средств в крупных размерах, подлежащих выплате поставщикам услуг.
Когда управляющая компания использует средства, подлежащие передаче ресурсоснабжающей организации, на свои нужды, происходит накопление долга. Прежде всего он затронет собственников жилья. С одной стороны они обмануты руководством УК, с другой – имеют задолженность перед РСО. Поскольку последняя заключает договор с управляющей компанией, то и спрос должен быть с нее. Однако, долги могут негативно сказаться и на простых жильцах. К примеру, возможно отключение электроэнергии на лифтах и в подъездах. Чтобы не столкнуться с подобным, собственники общедомового имущества , со своей стороны, также должны контролировать деятельность управляющей компании. В этом году, они могут решить вопрос кардинально, заключив договор напрямую с РСО.

Основные положения закона о переходе на прямые расчеты с РСО

Во многих регионах РФ прямой расчет с РСО осуществлялся напрямую уже несколько лет. Однако, в некоторых субъектах, предусматривалось обязательное посредничество УК.

Основные моменты нового закона кроются в следующем:

  • Собственники вправе самостоятельно определять способ расчета с РСО: через УК или напрямую.
  • Владельцы квартир могут заключать индивидуальные договора с поставщиками услуг.
  • Снять с управляющих компаний несвойственные для них функции, дав возможность повысить уровень предоставления основных услуг.

Как будет реализован вновь принятый закон на практике пока еще не известно. Если раньше собственники квартир видели в квитанциях на квартплату отдельную строчку на содержание общедомового имущества, сейчас она полностью аннулируется. Все поставленные ресурсы будут включены в квитанцию от РСО. К примеру, в оплату за электроэнергию предусмотрено включение не только основного расхода ресурса на квартиру, но и часть затрат на освещение в подъезде.

Заключение договоров с РСО: переход в 2018 году

Собственники имущества многоквартирного дома вправе пойти одним из двух путей:

  1. Отказаться от услуг управляющей компании и заключить договора с ресурсоснабжающими организациями.
  2. Продолжить оплачивать счета через управляющую компанию.

Это значит, что владельцам квартир предоставляется возможность решить самостоятельно как им будет удобно оплачивать счета.

Если собственники решат воспользоваться вновь принятым законом, им необходимо:

  • Принять соответствующее решение на общем собрании жильцов дома.
  • Прекратить договорные отношения с управляющей компанией.

Заключить отдельные договора с ресурсоснабжающими организациями.
Как будет осуществляться расчет по новым договорам и какие условия ими предусмотрены, сказать сейчас достаточно сложно. Минстрой уверяет, что типовые формы контрактов практически подготовлены. В ближайшее время граждане смогут ознакомиться с их текстом.
В новой форме договора должны быть обозначены основные моменты учета количества израсходованных ресурсов. Сделать это возможно исходя из показаний индивидуальных приборов учета или региональных нормативов. Насколько оправдает себя вновь принятый закон, станет известно уже в ближайшие года.

Сколько голосов необходимо собрать для перехода на прямой расчет

Для принятия решения о переходе на прямой расчет с ресурсоснабжающей организацией потребуется более половины голосов собственников жилья. Проводить собрание разрешено очно или заочно, по желанию инициативной группы.
Если часть жильцов не посчитает нужным придти на собрание, принять решение можно без них, при условии присутствия половины собственников. Опротестовать переход на прямой расчет недовольные стороны вправе в судебном порядке.

В заключении напомним, что с апреля 2018га собственники имущества многоквартирного дома вправе разорвать договор на оплату ресурсов с управляющей компанией, заключив соглашение напрямую с поставщиками. Это позволит упростить работу УК, ликвидировав посреднические функции. Для владельцев квартир переход на прямой расчет также будет выгоден, поскольку они смогут быть уверены в том, что уплаченные средства дойдут до получателя в полном объеме и не будут использованы на нецелевые нужды.

"Смысл вступивших в силу изменений в – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего. Одновременно, данные изменения объективно делают более прозрачным процесс прохождения коммунальных платежей конечному получателю, исключают из цепочки отношений между потребителями (собственники и наниматели жилых помещений) и ресурососнабжащими организациями посредника – управляющую компанию."

"Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.

Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой. Наоборот, мы еще и в минусе: ведь собираемость коммунальных платежей не превышает 95% – и это еще в лучшем случае. Всегда есть те потребители, которые не платят, – и деньги за них поставщикам ресурсов платим мы.

В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены "изымать" из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?

К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома. Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем."

"С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.

Также переход поможет избежать "так любимой" для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация."

Получится ли платить за коммуналку меньше?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Нет, стоимость услуг при этом дешевле не станет – тарифы на услуги ЖКХ как росли в среднем на 4% по стране в год, так и будут расти. Зато у потребителя появится твердая уверенность, что его платежи ушли по назначению. Прямые договоры между жильцами и поставщиками ресурсов исключают посредника в лице управляющей компании, делая поставки коммунальных ресурсов и их оплаты более прозрачным для всех.

К тому же, при некачественно оказанных услугах, потребитель может их не оплачивать, предварительно осуществив необходимые замеры и поставив в известность монополиста. Если оплата идет через общую квитанцию, то "вычленять" некачественную услугу из оплаты становится сложнее."

Как осуществить переход?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ " " (далее – Закон № 59-ФЗ)."

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания ()."

Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Нет, у управляющей организации таких полномочий нет."

А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным "виновником" заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована . В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья. По нашим оценкам, из примерно 1,2 трлн руб. общероссийской задолженности по услугам ЖКХ около 250-300 млрд рублей – это долги именно управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями."

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным ()."

Что будет с должниками?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Если это возможно технически, то ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов (п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. ).

В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд. Если сумма долга не превышает 500 тыс. руб., то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг будет вынесение судом судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом (). Ответчиком по иску будет непосредственно гражданин-должник."

А если есть долг по общедомовому потреблению?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре. Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей."

Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен. Денежные средства могут истребованы гражданами от управляющей компании в судебном порядке. Штраф возместит гражданам расходы при повторной оплате услуг ЖКХ напрямую поставщику коммунальных ресурсов."

С какими сложностями могут столкнуться собственники, если примут решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающами организациями?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Как в любом нововведении, в заключении прямых договоров, конечно же, есть узкие места. Потребителям может показаться неудобным наличие большого числа разных квитанций и счетов. К привычным "платежкам" за услуги управляющей компании, электричество и капремонт прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и газ. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо контактов с бухгалтерией управляющей компании. Именно управляющие компании до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам. Управляющие компании, по сути, являются тем самым "одним окном", куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.

В случае заключения прямых договоров эти функции "регулировщика" лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, они будут непосредственно с региональными "энерго…", "водо…", "тепло…". А в новом законе остается не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Очевидно, что за то, что "вне дома", отвечает поставщик ресурсов, а то, что "внутри дома" – на совести управляющей компании. Но с юридической точки зрения эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций. Могу предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов о, скажем, слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут "перекидываться" между организациями. Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы "до границы дома" будут кивать на управляющие компании, чьи трубы "внутри дома" прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая компания, с которой они вправе требовать.

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом. Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена . Но в действительности монополисты это саботируют под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу."

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Увеличение числа квитанций, и как следствие, проведение соответствующих расчетов в большем размере, а также необходимость проведения взысканий с неплательщиков должны привести к расширению штата ресурсоснабжающих организаций, а это значит, что и к возрастанию затрат предприятия. Возникает вопрос: каким образом будет производиться компенсация таких расходов? Не получится ли, что заложенные денежные средства на прокладку и ремонт коммуникаций направят на печать, изготовление квитанций и оплату труда юристов?

Законодатель также не разъяснил порядок и не указал, кто будет отвечать за готовность внутридомового хозяйства к отопительному сезону, а это важнейший вопрос.

Еще можно добавить, что в случае судебных споров каждому потребителю придется самостоятельно решать возникающие вопросы с монополистами, в то время как до нововведений это делают управляющие организации."

Какие перспективы у данного нововведения?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний "ГОСТ":

"Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов."

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

"Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической."

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО "СК Наружные Инженерные Коммуникации":

"Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными."

Разбираемся, сколько времени займёт переход и изменится ли сумма в платёжке.

Наша управляйка задерживают оплату за тепло поставщику ресурса, хотя мы, жильцы, платим исправно. Слышал, что сейчас можно платить не УК, а напрямую тому, кто поставляет тепло. Как это можно сделать и выиграем ли мы от этого?

3 апреля Владимир Путин подписал закон, который позволяет собственникам жилья платить за коммунальные услуги без посредников. Теперь потребители этих услуг могут напрямую заключить договор с той или иной ресурсоснабжающей организацией (РСО) и оплачивать их без участия управляющей компании. Такая мера была введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсниками. Так, в Кировской области долги УК за отопление и горячую воду перед «ЭнергосбыТ Плюс» на начало 2018 года составили более 650 млн рублей, за воду и водоотведение перед «ККС» - более 54 млн руб. Притом что 94,3% жителей Кировской области, по данным Кировстата, добросовестно оплачивают коммунальные услуги.

Кто может платить по прямому договору?

Все желающие - за холодную и горячую воду, отопление, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз мусора. При этом возможность платить за электричество и газ напрямую поставщику существовала и до вступления новых поправок в Жилищный кодекс. В большинстве случаев за свет кировчане уже платили СРО.

Если жильцов дома устраивает работа управляющей компании или ТСЖ, они могут по-прежнему оплачивать коммунальные услуги через них. Если управляйка собирает деньги с жильцов, но не переводит их РСО, тогда жильцы могут решить платить ресурсникам напрямую. Причём на прямые договоры не может перейти отдельный собственник, а только весь дом целиком.

РСО, как и до внесения изменений в Жилищный кодекс, сами могут инициировать расторжение договора с УК, если та собирала деньги за ресурс, но не перечисляла их поставщику и имеет долг свыше двух месяцев.

За какие услуги можно платить напрямую?

За холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, вывоз мусора. Расчёты за газ и электричество в Кирове в большинстве случаев уже производятся без участия управляющих компаний. За общедомовые нужды жильцы по-прежнему будут платить управляющим компаниям (освещение подъезда, обслуживание лифта, благоустройство двора и т.д.), так как именно они оказывают соответствующие услуги.

Как проходит процедура перехода на прямой договор?

Для начала проводится собрание собственников. Если большинством голосов (50 +1%) жильцы решают платить напрямую, копии решения и протокола общего собрания далее направляются в РСО, с которой планируется заключить прямой договор, оригиналы - в УК и Госжилинспекцию. Всё это нужно сделать не позднее чем через 10 дней после проведения собрания. Ресурсоснабжающая организация может взять три месяца на то, чтобы подготовиться к осуществлению расчётов с этим домом напрямую.

Управляющая организация, в свою очередь, в течение 5 дней обязана направить оригиналы решений и протокола общего собрания собственников в Госжилинспекцию, а также разместить на сайте ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru) электронные образы принятых решений и протокола. УК должна также уведомить о принятом решении по прямым расчётам соответствующую РСО не позднее 5 дней после проведения собрания. Для этого она должна направить в адрес РСО копию протокола общего собрания собственников помещений.

На основании указанных документов РСО обязана заключить с собственниками договор о предоставлении коммунальных услуг. Договор вступает в силу с даты, которая указана в решении собрания, но РСО имеет право отсрочить переход на новый порядок до 3-х месяцев.

Если сама РСО расторгает договор с управляющей компанией, то она должна перейти на прямые расчёты с собственниками жилья в течение 30 дней с даты направления в УК уведомления об одностороннем отказе от её услуг. Жильцов об этом уведомляют в тексте платёжных квитанций.

В Кирове уже кто-то платит напрямую РСО?

Да, в нашем городе есть примеры расторжения договоров с управляющими компаниями-должниками по инициативе РСО. Например, с 1 сентября напрямую «КТК» за тепло и горячую воду начнут платить жители домов по ул. Ульяновская,14 к.1, Щорса, 37а, Маклина, 52, Ленина, 162, Чапаева, 14. Ранее посредником при оплате услуг в этих дома была УК «ЖИЛСЕРВИС-ПЛЮС». Аналогичным образом «КТК» расторгла договор с ООО «УК Ленинского района». Также с 1 сентября платёжки за электричество от «ЭнергосбыТ Плюс» начнут получать дома, которые раньше платили за ресурс ООО «УК «Промжилсервис».

Причина расторжения договоров во всех случаях одна - эти УК вовремя не перечисляли деньги, которые им отдавали жильцы.

Теперь граждане будут оплачивать ресурс не через посредника, а напрямую РСО, - пояснил официальный представитель «ЭнергосбыТ Плюс» Сергей Береснев. - Это обезопасит граждан от потенциальных злоупотреблений, которыми страдают некоторые управляющие компании. Это прозрачность, понятность платежей. Если возникает какой-то вопрос по сумме в платёжке или поставке ресурса, можно задать вопрос напрямую РСО. Плюс деньги уходят напрямую по назначению ресурсникам, а не находятся где-то у посредников.

По оценке энергосбытовой компании, в Кирове на прямые договорные отношения по поставляемым ею ресурсам в 2018 году может перейти около 150 тысяч квартир, и ещё примерно 50 тысяч - в 2019-м.

Отметим, если расторжение договора происходит по инициативе РСО, информация об этом со списком домов публикуется на сайтах ресурсоснабжающих организаций.

Плата по прямому договору будет меньше или больше?

Переход на прямой договор никак не повлияет на размер тарифов. То есть плата за коммуналку будет ежегодно расти независимо от того, рассчитываетесь вы с РСО или с управляющей компанией.

Однако стоит иметь в виду, что каждый прямой договор с РСО - это отдельная платёжка, и при оплате услуги банк, как правило, взимает определённую комиссию, отмечает председатель совета дома по ул. Ленина, 20 Валерий Семенищев:

Если сейчас по одной квитанции потребитель платит за всё, то один прямой договор - это отдельная платёжка. Чем больше таких квитанций, тем больше суммарно будет взиматься комиссия. Кроме того, в связи с тем, что затраты РСО на работу с должниками возрастут, наверняка РСО попросят внести эти расходы в тариф. Также нужно иметь в виду, что при прямых договорах должники становятся проблемой РСО, следовательно, эти потери также могут попасть в увеличение тарифа (как сейчас в тариф на тепловую энергию попали сверхнормативные потери). То есть при оплате коммуналки через УК должники являлись проблемой УК, и она по закону не имеет права распределять эти долги на остальных собственников дома. А сейчас может возникнуть ситуация, когда долги должников попадут в тариф, а значит, за них заплатят добропорядочные потребители ресурса

Тогда есть ли какие-то преимущества для дома?

Преимущества есть, скорее, для РСО и управляющих компаний. Ресурсникам прямые договора удобнее тем, что они своевременно получают оплату от потребителей. А управляющие компании избавляются от «обузы» в виде должников, которые становятся головной болью уже РСО, а не УК.

Валерий Семенищев считает, что переход на прямые договора может усложнить жизнь собственникам.

Если возникнут ошибки в расчётах, а они возникают регулярно (например, этой весной при расчёте за отопление или недавний сбой у «ЭнергосбыТ Плюс»), выяснять отношения с крупной компанией, какими и являются РСО, достаточно сложно. Если организация пойдёт навстречу, это хорошо. Но даже в таком случае, если человек получил от РСО платёжку с непонятной для него суммой, при обращении к ресурснику ему придётся как минимум отстоять очередь.

Ранее в спорных ситуациях своеобразным буфером была управляющая компания. Если дом решает всё же перейти на прямой расчёт с РСО, обратного пути уже не будет. Правда, как отмечает Валерий Семенищев, сейчас разрабатываются поправки в соответствующий закон, которые пропишут механизм возвращения к прежней системе оплаты через УК.

А теперь о главном - коротко:

  • Собственники могут платить напрямую РСО за горячую и холодную воду, водоотведение и отопление. За содержание общедомового имущества в любом случае придётся платить управляющей компании.
  • Инициировать переход на прямые расчёты с РСО могут собственники или сама РСО, если управляющая компания не перечисляет ей деньги за ресурс на протяжении более чем двух месяцев.
  • Чтобы перейти на прямые расчёты с РСО, собственники должны провести собрание. Для принятия решения достаточно простого большинства голосов. Перейти на прямой расчёт может только весь дом сразу, а не отдельный собственник.
  • После уведомления РСО о переходе на прямой договор собственники начнут получать новые квитанции в течение 1-3 месяцев с момента заключения нового договора - по одной за каждый ресурс.
  • Напрямую договоры с РСО не повлияют на сумму в квитанциях. Однако впоследствии ресурсники могут заложить в тариф свои возросшие расходы, связанные со взысканием задолженностей с неплательщиков.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответы, их нам, и мы обязательно постараемся на них ответить.

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?

Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании «Российской газете».

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.


Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего .

Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах (N59-ФЗ). Собственники квартир получили возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Мы расскажем, в чем преимущества прямых договоров с ресурсниками, как их заключать, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

У КОГО БЕРУ - ТОМУ И ПЛАЧУ

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где, помимо платы за содержание общего имущества, собственникам рассчитывают платежи за потребленный свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиком газа или света. Это всего лишь посредник при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей. Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг.

Да и потребителю так спокойнее. Сколько израсходовал воды, газа или света - за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМОЙ ДОГОВОР

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация.

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники

Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов.

То есть общее собрание считается правомочным принимать решения в случае, если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. При этом решение по вопросу считается принятым, если «ЗА» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.

В целях определения момента заключения прямого договора в повестке общего собрания и в протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Копия протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы протокола и решений инициатор собрания обязан представить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома - в ГЖИ.

Заключение договора с ресурсниками в письменной форме не требуется. При этом законодательством предусмотрена возможность переноса момента заключения договора на срок не более чем на три календарных месяца по инициативе ресурсоснабжающей организации.

О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет инициатора общего собрания собственников в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений. Весь этот период управляющая домом организация обязана рассчитывать жителям платежи за коммунальные услуги.

Необходимо так же учесть, что переход на прямой договор влечет за собой изменение договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.

Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в Интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.

Если переход на прямые расчеты инициирует ресурсник

Ресурсник вправе отказаться от договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.

Если УК погасит задолженность до вступления в силу решения суда, то ресурсник теряет право расторгнуть договор.

При прекращении действия договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете.

Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ С РЕСУРСНИКОМ

Прямые договоры можно признать более выгодными по нескольким причинам:

Снижаются риски банкротств УК в связи со снижением числа возможных кредиторов.

Если услуга некачественная, то потребитель может отказаться ее оплачивать, уведомив об этом ресурсника, на остальных услугах и платежах это не скажется.

При задолженности ресурсник вправе ограничить именно эту услугу, а не так как это было ранее - на усмотрение УК.

Единственное неудобство - увеличение числа квитанций и, возможно, разные места оплаты этих счетов.

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Кто формирует платежку за коммунальные услуги?

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсник. На него возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям.

Показания приборов учета (как индивидуальных, если показания передаются в УК, так и коллективных) обязана предоставлять ресурснику управляющая домом организация.

А если у собственников нет претензий к УК

Заключение прямого договора с поставщиком коммунальной услуги - это право, а не обязанность. Если собственников устраивает, как управляющая организация ведет коммунальное хозяйство, нет претензий к платежным документам и качеству коммунальных услуг, переходить на прямой договор необязательно.

Если УК препятствует заключению прямого договора

У управляющей организации нет полномочий вмешиваться в решение собственников или препятствовать ему.

Если собственников не устраивает, как УК, ТСЖ/ЖСК рассчитывает коммунальный ресурс, возникает задолженность перед поставщиками, к дому применяются санкции в виде временных отключений ресурса - имеет смысл воспользоваться своим правом и инициировать проведение общего собрания о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг.

Может ли УК отказаться от дома при переходе на прямые расчеты с ресурсником

Это нарушение лицензионных требований. УК не имеет права «бросить» дом. Надзор за лицензионной деятельностью осуществляет Госжилнадзор. Жалуйтесь на самоуправство управляющей организации.

В точности так же уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения прямых договоров не допускается и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Кто будет выставлять плату за ОДН (СОИ)

Переход на прямые договоры не затрагивает отношений УК и поставщиков касательно коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Обязанность передавать в РСО показания общедомовых приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии остается у управляющей организации.

Кто будет в ответе за теплые батареи и горячую воду

Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Все, что начинается с подвала дома - на совести УК, ТСЖ или ЖСК.

Управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приема жалоб от потребителей на нарушение качества коммунальных услуг. Поэтому, если в доме перебои со светом, еле теплые батареи или из горячего крана течет холодная вода, претензию необходимо подавать руководству управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Если управляющая организация игнорирует жалобы, отправляем претензию в Госжилнадзор.

Как быть, если УК продолжает присылать счета за коммунальные услуги

Обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (РСО). На нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому, если управляющая компания продолжает выставлять платежные документы после перехода дома на прямые договоры, это расценивается как нарушение лицензионного требования.

Кроме того, вы можете потребовать штраф за каждую незаконную строку в квитанции. Величина штрафа - это 50% от выставленной суммы за ресурс.

Куда жаловаться, если ресурсник стал «мухлевать» с начислениями?

Госжилинспекция должна стоять на страже интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, кто оказывает жилищные и коммунальные услуги.

Задача органов ГЖН - предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354. Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил № 354 . Это обстоятельство будет основанием для проверки органами ГЖН.

Если в доме нет приборов учета, сколько платить?

Так же, как и раньше - по установленным нормативам.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация